На основании приказа управления образования и науки Тамбовской области от 10.07.2020 N 1832 "Об утверждении Концепции развития региональных механизмов управления качеством образования", в целях обеспечения развития системы оценки качества образования Сампурского района на основе эффективных механизмов управления, администрация района постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития муниципальных механизмов управления качеством образования согласно приложению.
2. Отделу образования администрации Сампурского района (Абрамова), директору муниципального казенного учреждения "Информационно-ресурсный центр обеспечения сферы образования" (Вислобокова) обеспечить проведение мероприятий по оценке качества образования в соответствии с утвержденной Концепцией развития муниципальных механизмов управления качеством образования.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации района по социальным вопросам И.А. Акимову.
Глава района |
Н.Н. Евдокимов |
Утверждено
постановлением
администрации района
от 24.08.2021 N 465
Концепция
развития муниципальных механизмов управления качеством образования
В настоящее время в российской системе образования под "оценкой качества образования" принято понимать систему процедур, механизмов и инструментов, обеспечивающих не только собственную оценку, то есть получение данных о состоянии системы образования, но и управление качеством, то есть реализацию комплекса мер, направленных на повышение качества образования.
С точки зрения оценки качества образования весьма важно развивать муниципальные механизмы, позволяющие эффективно реализовать решения и меры, принятые по результатам оценочных процедур и направленные на повышение качества образования.
На территории района образовательную деятельность осуществляют три учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Сатинская средняя общеобразовательная школа", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Берёзка", муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Сампурский детско-юношеский центр".
Целью развития муниципальных механизмов управления качеством образования в учреждениях района является создание условий для эффективного функционирования системы оценки качества образования, включая систему сбора данных о качестве муниципального образования, систему анализа данных, систему разработки комплекса организационных мер и решений по результатам анализа, а также систему эффективной реализации разработанных мер и систему отслеживания результативности принятых управленческих решений.
Задачи Концепции управления качеством образования
1) формирование единого концептуального понимания вопросов управления качеством образования и подходов к его измерению;
2) создание и развитие муниципальных механизмов управления качеством образования;
3) формирование системы показателей и целевых индикаторов для оценки качества образования на муниципальном уровне по заданным направлениям;
4) формирование системы мониторинговых исследований в системе образования для своевременного выявления проблем и определения путей их решения;
5) создание единой системы сбора, систематизации, обработки и хранения статистической информации о состоянии и развитии муниципальной системы образования;
6) анализ полученной информации с целью выявления факторов, влияющих на достижение качества образования и принятия обоснованных управленческих решений;
7) формирование культуры оценки качества образования, анализа и использования результатов оценочных процедур.
Термины и сокращения, используемые в Концепции
АООП ДО - адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования;
BПP - всероссийские проверочные работы;
ВсОШ - всероссийская олимпиада школьников;
ЕГЭ - единый государственный экзамен;
МСИ - международные сопоставительные исследования;
НИКО - национальные исследования качества образования;
OB3 - ограниченные возможности здоровья;
ОГЭ - основной государственный экзамен;
ШНОР - школа с низкими образовательными результатами;
ШНСУ - школа, функционирующая в неблагоприятных социальных условиях.
Механизмы управления качеством образования и их целевые ориентиры
1. Механизмы управления качеством образовательных результатов.
1.1. Система оценки качества подготовки обучающихся.
Целевые ориентиры и направления:
- повышение качества подготовки обучающихся на основе анализа сопоставимых данных об индивидуальных достижениях обучающихся, о достижении планируемых метапредметных и предметных результатах освоения основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, в том числе функциональной грамотности;
- обеспечение объективности при проведении процедур оценки качества подготовки обучающихся (ЕГЭ, ОГЭ, BПP, НИКО, региональные и муниципальные мониторинги), ВсОШ на всех этапах проведения;
- обеспечение эффективного управления образованием на основе регулярно получаемой в процессе оценки качества подготовки обучающихся, ВсОШ достоверной информации о состоянии системы общего образования и тенденциях ее изменения, а также факторах, влияющих на качество;
- повышение уровня образовательных результатов на основе анализа результатов НИКО и МСИ в сфере образования.
Для достижения целевых ориентиров необходимо:
- проведение информационно-разъяснительной работы с родителями (законными представителями) по вопросам оценки качества образования;
- проведение информационно-разъяснительной работы с участниками процедур оценки качества и Всероссийской олимпиады школьников по повышению объективности проведения процедур оценки качества образования;
- систематическое проведение процедур оценки качества подготовки обучающихся по достижению метапредметных и предметных результатов освоения основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования, функциональной грамотности, в том числе для обучающихся с OB3, направленных на анализ и интерпретацию образовательных результатов;
- проведение анализа и интерпретации образовательных результатов по итогам процедур оценки качества подготовки обучающихся, ВсОШ;
- сопоставление результатов внешней и внутренней оценки;
- разработка, утверждение, исполнение регламентов проведения процедур оценки качества подготовки обучающихся на всех уровнях управления качеством образования;
- подготовка специалистов в области работы с данными об образовательных результатах;
- обеспечение организации работы по повышению качества подготовки обучающихся, показавших низкий уровень базовых образовательных результатов;
- обеспечение проведения мероприятий по формированию позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов.
1.2. Система работы со школами с низкими результатами обучения и (или) школами, функционирующими в неблагоприятных условиях.
Цeлевыe ориентиры направления:
- повышение качества образования и сокращение разрыва в образовательных возможностях и результатах обучения школьников, обусловленных социально-экономическими характеристиками их семей, территориальной отдаленностью и сложностью контингента за счет повышения педагогического и ресурсного потенциала школ, выстраивания системы комплексной поддержки школ и муниципальной системы образования в целом;
- выстраивание системы повышения качества образования и поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- оказание методической помощи школам с низкими результатами обучения и/или школам, функционирующим в неблагоприятных социальных условиях.
Для достижения целевые ориентиров необходимо:
- обеспечение проведения идентификации ШНОР и ШНСУ;
- обеспечение организации сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями и/или другими учреждениями;
- обеспечение методической поддержки ШНОР и ШНСУ на региональном и муниципальном уровне;
- определение механизмов совершенствования предметных компетенций педагогических работников.
1.3. Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
Целевые ориентиры направления:
- совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе у обучающихся с ОВЗ;
- осуществление межведомственного и межуровневого взаимодействия по вопросам выявления, поддержки, развития, психолого - педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи;
- содействие в поступлении способных и талантливых детей и молодежи в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования;
- развитие системы дополнительного образования детей как элемента интеллектуального, духовно-нравственного и физического совершенствования обучающихся.
Для достижения целевых ориентиров необходимо:
- обеспечить обновление форм выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- стимулировать и поощрять педагогов, работающих со способными и талантливыми детьми и молодежью;
- стимулировать и поощрять способных и талантливых детей и молодежь;
- увеличить охват детей и молодежи мероприятиями по выявлению, поддержке и развитию их способностей и талантов;
- развивать дополнительное образование в районе;
- развивать способности обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классах, обучающихся с ОВЗ;
- обеспечить осуществление психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи;
- вовлекать родителей (законных представителей) в систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
1.4. Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся.
Целевые ориентиры направления:
- выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации;
- организация проведения профориентации обучающихся с OB3;
- организация сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
- осуществление психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации;
- организация взаимодействия образовательных учреждений с учреждениями/ предприятиями;
- оказание содействия в поступлении обучающихся в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования;
- достижение устойчивого функционирования, совершенствования системы профориентационной работы, обеспечивающей формирование трудовых ресурсов в соответствии с потребностями в кадрах.
Для достижения целевых ориентиров необходимо:
- обеспечить участие обучающихся в общероссийских проектах ранней профессиональной ориентации обучающихся ("Билет в будущее", "ПроеКТОриЯ" и др.);
- проводить профильные мероприятия совместно с учреждением/предприятием, в том числе с учетом межведомственного взаимодействия;
- развивать профильное обучение с приоритетным направлением подготовки школьников к работе в сфере передовых технологий, в том числе с участием работодателей;
- координировать, мониторить и оценивать организацию профориентационной деятельности;
- организовать профориентационную работу с различными категориями населения, в том числе с родителями обучающихся, с учетом тенденций развития рынка труда, на основе комплексности и непрерывности сопровождения процесса профессионального самоопределения, внедрения инновационных форм и методов организации профориентационной деятельности;
- реализовывать проекты, способствующие самоопределению и профессиональной ориентации, с привлечением работодателей ("Профессиональные пробы").
2. Механизмы управления качеством образовательной деятельности.
2.1. Система мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций.
Целевые ориентиры направления:
- выявление динамики в эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений и качества работы образовательных учреждений;
- формирование профессиональных компетенций руководителей образовательных учреждений;
- формирование резерва управленческих кадров;
- выявление проблем в управлении качеством образования на муниципальном уровне и разработке адресных рекомендаций по устранению выявленных проблем и повышению качества управленческой деятельности;
- создание условий для реализации основных образовательных программ (кадровых, финансовых, материально-технических и иных).
Для достижения целевых ориентиров необходимо:
- выстроить систему по формированию профессиональных компетенций руководителей образовательных учреждений с использованием ресурсов дополнительного профессионального образования и обеспечить профессиональное развитие руководителей, управленческих команд;
- обеспечить управление системой оценки качества подготовки обучающихся, показывающей устойчивое качество образовательных результатов (базового и высокого уровней);
создать условия для разработки механизмов по обеспечению образовательных учреждений квалифицированными кадрами;
- создать условия осуществления образовательной деятельности, способствующие достижению планируемых результатов;
- обеспечить формирование и наращивание потенциала резерва управленческих кадров в районе;
выстроить систему управления реализацией программ/проектов, обеспечивающих функционирование и инновационное развитие образовательных учреждений;
- создать условия для стажировочной деятельности руководителей образовательных учреждений по вопросам управления качества;
- развивать сетевое взаимодействие руководителей образовательных учреждений.
2.2. Система обеспечения профессионального развития педагогических работников.
Целевые ориентиры направления:
- создание условий для непрерывного профессионального развития педагогических работников;
- совершенствование системы дополнительного профессионального образования на основе выявления профессиональных дефицитов и индивидуальных затруднений педагогических работников;
- содействие в приобретении новой квалификации по программам профессиональной переподготовки, направленным на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности;
- создание условий для сетевого взаимодействия педагогов (методических объединений, профессиональных сообществ);
- осуществление анализа состояния и результатов деятельности методических объединений и (или) профессиональных сообществ педагогов;
- осуществление анализа по выявлению кадровых потребностей в образовательных учреждениях муниципалитета;
Для достижения целевых ориентиров необходимо:
- осуществлять методическое сопровождение педагогических работников с учетом их индивидуальных образовательных маршрутов, разработанных на основе диагностики профессиональных компетенций педагогов, выявления профессиональных дефицитов и потребностей педагогических работников;
- организовать адресную работу с педагогическими работниками, направленную на устранение выявленных пробелов в рамках повышения квалификации и методического сопровождения;
- обеспечить организацию работы муниципальных методических сообществ на основе сетевого взаимодействия;
- обеспечить адресную поддержку методических служб образовательных учреждений, выявлять и тиражировать лучшие практики;
- осуществлять методическую поддержку молодых педагогов, способствовать реализации системы наставничества;
- проводить регулярно мониторинг и анализ результативности системы обеспечения профессионального развития педагогических работников и ее влияния на повышение качества образования.
2.3. Система организации воспитания обучающихся.
Целевые ориентиры направления:
- создание условий для развития системы воспитания обучающихся;
- создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;
- содействие укреплению семьи, повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, популяризации лучшего опыта воспитания детей в семьях;
- повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей;
- создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, повышение заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества;
- создание условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования;
- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, мотивации к активному и здоровому образу жизни;
- участие педагогов и обучающихся в добровольческих (волонтерских) проектах и программах образовательных учреждений, в том числе осуществление просветительской и консультативной деятельности, наставничества, тьюторства.
Для достижения целевых ориентиров необходимо:
- обеспечить развитие системы профилактики правонарушений и безнадзорности, формирование навыков безопасного поведения в области физической, психологической безопасности, в том числе в сети Интернет;
- содействовать развитию добровольческого (волонтерского) движения, деятельности детских общественных объединений, практике социального проектирования;
- обеспечить возможность индивидуального сопровождения (реализации индивидуальных программ) обучающихся, испытывающих трудности в поведении и социализации, в том числе обучающихся с неродным русским языком;
- развивать систему повышения квалификации специалистов, занимающихся воспитанием, деятельностью сетевых методических сообществ специалистов в области воспитания, профессиональной компетентности педагогов в вопросах реализации воспитательного потенциала учебных предметов;
- создать условия для эффективного взаимодействия с семьей по вопросам воспитания обучающихся;
- обеспечить поддержкой семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2.4. Система мониторинга качества дошкольного образования.
Целевые ориентиры направления:
- выявление степени соответствия образовательной программы дошкольного образования и условий осуществления образовательной деятельности дошкольными образовательными учреждениями нормативным требованиям и социальным ожиданиям;
- формирование единой методологической и структурно - содержательной основы для осуществления мониторинга качества дошкольного образования, в т.ч. качества образовательных программ, содержания образовательной деятельности (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), - образовательных условий (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия), реализации адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования, взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье), обеспечения здоровья, безопасности, присмотра и ухода, управления дошкольными образовательными организациями на муниципальном уровне и уровне дошкольной образовательной организации;
- содействие совершенствованию механизмов управления качеством образовательных программ, содержания образовательной деятельности, образовательных условий, реализации адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования, взаимодействия с семьей, обеспечения здоровья, безопасности, присмотра и ухода, управления дошкольными образовательными учреждениями посредством использования объективной и достоверной информации о текущем состоянии их развития в муниципалитете, дошкольном образовательном учреждении;
- повышение открытости и прозрачности ключевых аспектов качества дошкольного образования для всех заинтересованных участников образовательных отношений, в том числе родителей (законных представителей обучающихся), представителей педагогического сообщества и широкой общественности;
- создание единых ориентиров для целостной системы и постоянного совершенствования качества дошкольного образования при сохранении вариативности и многообразия разрабатываемых и реализуемых основных образовательных программ;
- выявление лучших практик управления качеством образования для тиражирования опыта.
Для достижения целевых ориентиров необходимо:
- определить основные мероприятия мониторинга качества образовательных программ, содержания образовательной деятельности, образовательных условий, реализации адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования, взаимодействия с семьей, обеспечения здоровья, безопасности, присмотра и ухода;
- определить варианты учета и использования мониторинговых данных в системе управления качеством дошкольного образования на муниципальном уровне;
- обеспечить методическое сопровождение руководителей дошкольных образовательных учреждений по совершенствованию механизмов управления качеством дошкольного образования, в том числе посредством реализации специализированных дополнительных профессиональных программ и др;
- обеспечить возможность изучения и обсуждения информации о реализуемом качестве дошкольного образования и динамике его развития для всех участников образовательных отношений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Сампурского района Тамбовской области от 24 августа 2021 г. N 465 "Об утверждении Концепции развития муниципальных механизмов управления качеством образования"
Вступает в силу с 9 сентября 2021 г.
Текст постановления опубликован в газете "Официальный вестник Сампурского района Тамбовской области" от 9 сентября 2021 г. N 6