В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях эффективного управления государственным долгом Магаданской области Правительство Магаданской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления долговой политики Магаданской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с 01 января 2022 года.
И.о. губернатора Магаданской области |
Ю.А. Бодяев |
Утверждены
постановлением Правительства
Магаданской области
от 21 сентября 2021 г. N 712-пп
Основные направления долговой политики Магаданской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов
I. Общие положения
Основные направления долговой политики Магаданской области на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов разработаны в целях реализации ответственной долговой политики Магаданской области (далее - долговая политика) и повышению эффективности управления государственным внутренним долгом Магаданской области.
II. Итоги реализации долговой политики Магаданской области
Долговая политика в 2020 году была направлена на снижение долговой нагрузки областного бюджета, поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков при соблюдении ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов, заключенных между Минфином России и Правительством Магаданской области (далее - соглашения о реструктуризации).
В целях повышения эффективности управления долговыми обязательствами использовались различные долговые инструменты. Приоритет при выборе инструментов заимствований был отдан заемным средствам с минимальной стоимостью обслуживания.
Сокращение показателя по объему государственного долга с 61,5% в 2019 году до 44,3% в 2020 году связано со снижением государственного долга (на 1 076,3 млн рублей) и существенным увеличением налоговых и неналоговых доходов областного бюджета по сравнению с предыдущим годом (на 6 500,6 млн рублей).
В течение 2020 года Магаданская область продолжала своевременно и в полном объеме исполнять все имеющиеся обязательства по погашению и обслуживанию государственного долга.
Уверенная динамика поступления налоговых и неналоговых доходов в течение 2020 года позволила обеспечить своевременное финансирование расходов и сбалансированность областного бюджета. По итогам года профицит областного бюджета составил 592,5 млн рублей.
За 2020 год регион исполнил установленные соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов значения показателей по государственному долгу и коммерческим заимствованиям:
отношение общего объема государственного долга к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений составило 44,3%, что на 19,7 процентных пункта меньше значения, установленного соглашениями о реструктуризации;
отношение общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений составило 19,4%, что на 24,6 процентных пункта меньше значения, установленного соглашениями о реструктуризации.
Структура государственного долга на начало 2021 года выглядит следующим образом:
7 329,9 млн рублей (или 56,1%) - бюджетные кредиты из федерального бюджета;
5 030,0 млн рублей или 38,5% - коммерческие кредиты;
700,0 млн рублей или 5,4% - государственные ценные бумаги.
Расходы на обслуживание государственного долга сократились по сравнению с 2019 годом на 20,3% и составили 503,6 млн рублей или 1,1% от суммы расходов областного бюджета без учета субвенции.
Соблюдение ограничений, установленных статьями 107 и 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации по верхнему пределу долга и объему расходов на обслуживание долга проводилось посредством анализа данных ограничений.
В 2020 году реализован комплекс мероприятий путем продления периода погашения реструктурированной в 2017 году задолженности по бюджетным кредитам перед Российской Федерацией до 2029 года включительно.
Репутация Магаданской области как надежного заемщика подтверждается оценками независимых экспертов российского Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (далее - АО АКРА). В 2020 году АО АКРА подтвердило кредитный рейтинг Магаданской области на уровне BBB-(RU), прогноз финансового состояния "Стабильный" и ее облигаций - на уровне BBB-(RU).
III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Магаданской области
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики Магаданской области на 2022 - 2024 годы, являются:
- дополнительные соглашения, заключенные в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
- рост расходных обязательств вследствие принятия Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- нестабильность конъюнктуры рынка;
- требования бюджетного законодательства Российской Федерации.
Полнота отражения долговых обязательств, эффективность использования бюджетных средств, прозрачность управления государственным долгом Магаданской области, совершенствование стандартов раскрытия информации о государственном долге Магаданской области будут являться принципами долговой политики.
IV. Цели, задачи долговой политики Магаданской области
Целью долговой политики Магаданской области на ближайшие три года будет являться обеспечение потребности в заемном финансировании, своевременном исполнении долговых обязательств при минимизации расходов на их обслуживание, а также поддержание объема и структуры государственного долга на экономически безопасном уровне, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения Магаданской областью обязательств по его погашению и обслуживанию, позволяющем при этом решать задачи по достижению целей, поставленных в посланиях и указах Президента Российской Федерации.
Задачами долговой политики Магаданской области являются:
- оптимизация структуры государственного долга по видам и срокам заимствований, в том числе диверсификация долгового портфеля с учетом конъюнктуры финансового рынка в целях сокращения расходов на его обслуживание;
- своевременное исполнение долговых обязательств Магаданской области;
- обеспечение финансирования дефицита областного бюджета, при недостаточности собственных источников, путем привлечения ресурсов на финансовых рынках на благоприятных для региона условиях;
- обеспечение выполнения условий реструктуризации задолженности Магаданской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
- привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, прошедших отбор в установленном Правительством Российской Федерации порядке;
- осуществление контроля за показателями долговой устойчивости областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, расположенных на территории Магаданской области (предельными значениями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации);
- сохранение долговой нагрузки на управляемом уровне;
- обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями областного бюджета в привлечении заемных средств;
- формирование положительной кредитной истории Магаданской области и, как следствие, снижение издержек, связанных с привлечением заемных средств и, обслуживанием государственного долга Магаданской области.
V. Инструменты реализации долговой политики Магаданской области
Для реализации долговой политики Магаданской области предполагается использование следующих инструментов:
- реализация плана мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов консолидированного бюджета Магаданской области и сокращению государственного долга Магаданской области на 2019 - 2021 годы, утвержденного распоряжением Правительства Магаданской области от 28 сентября 2018 г. N 174-рп Об утверждении Плана мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов консолидированного бюджета области и сокращению государственного долга Магаданской области на 2019 - 2021 годы";
- реализация государственной программы "Управление государственными финансами Магаданской области", утвержденной постановлением Правительства Магаданской области от 04 июля 2019 г. N 477-пп "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Управление государственными финансами Магаданской области";
- определение оптимального набора инструментов государственных заимствований и благоприятного периода привлечения заемных ресурсов:
- привлечение временно свободных средств областных государственных бюджетных и автономных учреждений Магаданской области в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
- привлечение кредитов от кредитных организаций с учетом ограничений, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
- привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации по ставке 0,1% годовых позволит снизить сроки и объемы пользования кредитами от кредитных организаций и, как следствие, обеспечить выполнение целевого показателя, установленного бюджетным законодательством, по расходам на обслуживание государственного долга;
- привлечение долгосрочных бюджетных кредитов из федерального бюджета (сроком до 15 лет) по ставке не более 3% годовых для реализации в регионе инфраструктурных проектов, прошедшие отбор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
- привлечение долгосрочных заемных средств (до десяти лет) в виде эмиссии государственных ценных бумаг на рефинансирование имеющегося государственного долга, исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры;
- принятия обоснованных решений по привлечению заемных средств на основе анализа текущего и ожидаемого исполнения областного бюджета, ситуации на финансовом рынке;
- предоставление государственных гарантий Магаданской области, в том числе в целях обеспечения исполнения обязательств юридических лиц по договорам займа, заключенным в соответствии с Правилами финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2459 "Об утверждении Правил финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации";
- взаимодействие с рейтинговыми агентствами по определению уровня кредитного рейтинга региона, что имеет важное значение для участников рынка, оценивающих платежеспособность эмитента.
VI. Анализ рисков для областного бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Магаданской области
Основными рисками, связанными с управлением государственным долгом, являются:
- риск недостаточного поступления доходов в областной бюджет - вероятность недостаточного поступления доходов в областной бюджет может привести к неисполнению расходных обязательств региона и осложнить выполнение соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета.
- риск рефинансирования долговых обязательств региона - вероятность невозможности осуществления на приемлемых условиях новых заимствований для погашения имеющихся долговых обязательств региона;
- риск роста процентных ставок на рынке заимствований - вероятность увеличения суммы расходов на обслуживание государственного долга, связанная с ростом процентных ставок на рынке заимствований;
- риск значительного превышения процентных ставок по ценным бумагам - вероятность превышения в будущих периодах стоимости выпущенных ценных бумаг над текущей стоимостью рыночных заимствований, отсутствие гарантированной возможности досрочного погашения;
- риск снижения ликвидности рынка заимствований - вероятность неполучения заемных средств на финансирование дефицита областного бюджета и погашение долговых обязательств связано с отказом кредитных организаций и инвесторов (потенциальных приобретателей государственных облигаций Магаданской области) предоставить заемные средства в случае наступления финансового кризиса;
- риск принятия обязательств по государственным гарантиям Магаданской области - вероятность влияния на параметры долговой устойчивости региона. Объем предоставленных гарантий включается в общий объем государственного долга Магаданской области и непосредственно влияет на рост государственного долга. Исполнение обязательств по государственным гарантиям может привести к увеличению расходов областного бюджета (гарантии без права регрессного требования) или росту выплат по источникам финансирования дефицита бюджета (гарантии с правом регрессного требования).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Магаданской области от 21 сентября 2021 г. N 712-пп "Об утверждении основных направлений долговой политики Магаданской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов"
Вступает в силу с 1 января 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 22 сентября 2021 г. N 4900202109220003