В соответствии со статьями 11, 27 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
По поручению Губернатора области |
А.В. Кольцов |
УТВЕРЖДЕН
постановлением
Правительства области
от 20.09.2021 N 1105
Порядок
государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - Порядок)
1. Настоящий Порядок применяется при организации и осуществлении государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - государственный надзор).
2. В целях настоящего Порядка используются следующие понятия:
объект надзора - деятельность органов местного самоуправления, а также должностных лиц органов местного самоуправления по реализации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
контролируемые лица - органы местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления, деятельность которых подлежит государственному надзору.
3. Предметом государственного надзора является реализация контролируемыми лицами полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Вологодской области на основании положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
4. Органом, уполномоченным на осуществление государственного надзора, является Комитет гражданской защиты и социальной безопасности области (далее - Комитет).
5. Государственный надзор вправе осуществлять следующие должностные лица:
а) председатель Комитета;
б) заместитель председателя Комитета;
в) начальник отдела государственного надзора в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Комитета;
г) главный специалист отдела государственного надзора в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Комитета.
6. Должностное лицо Комитета при осуществлении государственного надзора обязано:
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;
своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений реализации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
проводить проверки на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре проверок, совершать проверки только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;
не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей при проведении проверок;
предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении проверок, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного надзора, в том числе сведения о согласовании проведения проверки органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено федеральными законами;
знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами проверки, относящимися к предмету проверки;
знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету проверки;
учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений реализации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;
доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения проверок;
не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов.
7. Должностное лицо Комитета при проведении проверки в пределах своих полномочий имеет право:
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с имеющимися полномочиями посещать (осматривать) территории, здания, строения, сооружения и помещения, используемые при осуществлении деятельности контролируемыми лицами, если иное не предусмотрено федеральными законами;
знакомиться со всеми документами, касающимися реализации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников, представления письменных объяснений по фактам нарушений реализации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выявленных при проведении проверок, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;
знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему проверки;
составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении проверок, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению проверок;
выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений реализации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений реализации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и о восстановлении нарушенного положения;
обращаться в соответствии с Федеральным законом "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если должностному лицу Комитета оказывается противодействие или угрожает опасность;
составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями реализации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами.
8. Должностное лицо Комитета при осуществлении государственного надзора не вправе:
оценивать реализацию полномочий, если оценка реализации таких полномочий не относится к полномочиям органа, осуществляющего государственный надзор;
проводить проверки, не предусмотренные решением Комитета;
проводить проверки в случае отсутствия при проведении проверок контролируемого лица, за исключением случаев, если оценка реализации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций без присутствия контролируемого лица при проведении проверки может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении проверки;
требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;
распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления государственного надзора и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения проверки;
осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет проверок;
превышать установленные сроки проведения проверок;
препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, проверки, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
9. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
10. Учет объектов надзора осуществляется путем ведения журнала учета объектов надзора, оформляемого в соответствии формой, утверждаемой Комитетом.
11. При ведении учета объектов надзора должностными лицами Комитета формируются контрольно-наблюдательные дела по объектам надзора.
12. Контрольно-наблюдательные дела формируются на каждый объект надзора и содержат идентификационные номера налогоплательщиков, копии правовых актов Комитета о проведении проверок, акты контрольных (надзорных) мероприятий со всеми приложениями, предписания об устранении нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, оригиналы или копии других документов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за последние 5 лет.
13. Контрольно-наблюдательные дела формируются и ведутся с соблюдением хронологии событий.
14. Основанием для включения сведений об объектах надзора в журнал учета объектов надзора и (или) формирования контрольно-наблюдательных дел является поступление (установление) информации об объектах надзора.
15. Соответствующие данные в месячный срок с момента формирования контрольно-наблюдательного дела вносятся в журнал учета объектов надзора.
16. Комитет к 15 августа текущего года обеспечивает актуализацию сведений о находящихся на учете объектах надзора.
17. Должностными лицами Комитета, осуществляющими государственный надзор, в отношении контролируемых лиц проводятся плановые и внеплановые проверки в форме документарных и (или) выездных проверок.
18. Общий срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки (с даты начала проверки и до даты составления акта по результатам проверки) не может превышать 20 рабочих дней.
19. Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок, которые формируются и утверждаются в порядке, установленном федеральным законодательством.
20. Планирование и проведение плановых проверок в отношении деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления осуществляется с периодичностью не чаще чем раз в 2 года.
21. Основанием для включения плановой проверки контролируемого лица в план проведения плановых проверок в отношении деятельности органов местного самоуправления является истечение 2 лет со дня образования (реорганизации) органа местного самоуправления или окончания проведения последней плановой проверки органа местного самоуправления.
22. Внеплановые проверки проводятся по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом N 131-ФЗ.
23. Для оценки эффективности реализуемых контролируемыми лицами полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Комитет в рамках проведения проверок вправе привлекать экспертов, экспертные организации.
24. Решение о проведении проверки оформляется правовым актом Комитета в соответствии с типовой формой, утверждаемой Комитетом.
25. Должностное лицо Комитета, уполномоченное на проведение проверки, уведомляет контролируемое лицо:
о проведении плановой проверки - не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения;
о проведении внеплановой выездной проверки - не менее чем за 24 часа до начала ее проведения (если иное не предусмотрено действующим законодательством).
26. При проведении документарной проверки должностным лицом Комитета, уполномоченным на проведение проверки, исследуются документы, имеющиеся в распоряжении Комитета. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Комитета, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить соблюдение контролируемым лицом законодательства в области защиты от чрезвычайных ситуаций, должностное лицо, проводящее проверку, направляет в адрес контролируемого лица мотивированный запрос о представлении иных необходимых для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документов в установленный действующим законодательством срок способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления документов.
27. Решение о проведении выездной проверки принимается в случаях, когда проведение документарной проверки не позволяет:
удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении Комитета или в представленных контролируемым лицом документах;
оценить реализацию контролируемым лицом полномочий в области защиты от чрезвычайных ситуаций без выезда на место осуществления им деятельности.
28. Выездная проверка (плановая и внеплановая) проводится по месту нахождения и (или) по месту осуществления деятельности контролируемого лица, а также по месту нахождения используемых контролируемым лицом территорий, зданий, строений, сооружений и помещений.
29. Проверка начинается с предъявления служебного удостоверения, копии правового акта Комитета о проведении выездной проверки и обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица контролируемого лица, его уполномоченного представителя с полномочиями проводящих проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
30. Контролируемое лицо обеспечивает беспрепятственный доступ должностного лица Комитета в помещения, используемые при реализации полномочий в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также к находящемуся в таких помещениях оборудованию и материалам, имеющим отношение к предмету проверки.
31. Проведение экспертиз осуществляется аттестованными в установленном порядке экспертами, экспертными организациями, указанными в правовом акте Комитета о проведении проверки, по поручению должностного лица, осуществляющего проверку. Результаты экспертизы подписываются проводившими ее экспертами и в случае проведения экспертизы экспертной организацией заверяются ее печатью (при наличии).
32. По завершении проверки должностным лицом, проводившим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах в соответствии с типовой формой, утверждаемой Комитетом.
33. К акту проверки прилагаются следующие документы:
имеющие отношение к предмету проверки документы, находящиеся в распоряжении Комитета, в том числе предоставленные контролируемым лицом в ходе проверки;
иные относящиеся к предмету проверки или процессу ее проведения документы.
34. Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю или уполномоченному представителю контролируемого лица под расписку об ознакомлении.
35. В случае отсутствия руководителя или уполномоченного представителя контролируемого лица, а также в случае их отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки в акте проверки делается соответствующая запись, подтверждаемая подписью должностного лица, осуществляющего государственный надзор, проводившего проверку.
36. В случае если проведение выездной проверки в установленные правовым актом Комитета о проведении проверки сроки оказалось невозможным в связи с отсутствием представителей контролируемого лица, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, его сотрудников, повлекшими невозможность проведения проверки, или в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, должностное лицо Комитета составляет акт о невозможности проведения проверки с указанием причин невозможности ее проведения.
37. В случае выявления в ходе проверки нарушений законодательства в области защиты от чрезвычайных ситуаций должностное лицо обязано:
выдать контролируемому лицу предписание в соответствии с типовой формой, утверждаемой Комитетом;
принять меры по привлечению лиц, допустивших нарушение законодательства в области защиты от чрезвычайных ситуаций, к административной ответственности.
38. При выдаче предписаний должностное лицо указывает сроки устранения каждого выявленного нарушения с учетом необходимости соблюдения контролируемым лицом требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством области.
39. Должностное лицо, выдавшее предписание, обеспечивает контроль за его исполнением, в том числе инициирует проведение внеплановой проверки на предмет исполнения ранее выданного предписания по истечении установленного в предписании срока устранения выявленных нарушений.
40. В случае выявления по результатам внеплановой проверки, проведенной на предмет исполнения ранее выданного предписания, факта полного или частичного неисполнения предписания должностное лицо обязано:
выдать повторное предписание;
принять меры по привлечению лиц, допустивших неисполнение предписания, к административной ответственности.
41. Выданные должностными лицами Комитета предписания подлежат учету в журнале учета выдачи и исполнения предписаний, типовая форма и порядок ведения которого, устанавливаются Комитетом.
42. Принятие мер по привлечению к административной ответственности осуществляется должностными лицами Комитета в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
43. Составленные должностными лицами Комитета протоколы об административных правонарушениях вместе с результатами их рассмотрения учитываются в журнале учета дел об административных правонарушениях, типовая форма и порядок ведения которого устанавливаются Комитетом.
44. Плановые документарные проверки не проводятся.
45. Внеплановые документарные проверки могут проводиться в соответствии с основанием, предусмотренным подпунктом "д" пункта 47 настоящего Порядка.
46. Информация о плановых и внеплановых проверках контролируемых лиц, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии с установленными правилами его формирования и ведения.
47. Основанием для принятия решения о проведения проверок является:
а) наличие у Комитета сведений, полученных по результатам обращений граждан, юридических лиц, и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан;
б) наступление сроков проведения проверок, включенных в план проведения плановых проверок органов местного самоуправления;
в) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении внеплановых проверок в отношении конкретных контролируемых лиц;
г) требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
д) истечение срока исполнения контролируемым лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
48. Должностными лицом, уполномоченным на принятие решений о проведении проверки, является председатель Комитета.
49. При поступлении в Комитет сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, содержащихся в обращениях (заявлениях) граждан, юридических лиц и информации от государственных органов, должностным лицом Комитета проводится оценка их достоверности.
50. В целях проведения оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо Комитета при необходимости:
а) запрашивает дополнительные сведения и материалы (в том числе в устной форме) у гражданина или юридического лица, направивших обращение (заявление), органов государственной власти;
б) запрашивает у контролируемого лица пояснения в отношении указанных сведений;
в) обеспечивает, в том числе по решению председателя Комитета, проведение проверки без взаимодействия с контролируемым лицом.
51. Комитет и его должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при осуществлении государственного надзора несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
52. Действия (бездействие) должностных лиц Комитета, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного надзора могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
53. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного надзора, имеют право на досудебное обжалование:
а) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
б) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
в) действий (бездействия) должностных лиц Комитета, осуществляющих государственный надзор.
54. Контролируемое лицо может обжаловать принятые и осуществляемые в ходе государственного надзора решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц Комитета путем подачи жалобы в адрес председателя Комитета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 20 сентября 2021 г. N 1105 "Об утверждении Порядка государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций"
Вступает в силу с 23 сентября 2021 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru/SignatoryAuthority/region35) 23 сентября 2021 г. N 3500202109230017, в газете "Красный Север" от 25 сентября 2021 г. N 106