г.Калуга |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А68-11538/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2023 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.,
судей Леоновой Л.В., Лукашенковой Т.В.,
в отсутствие представителей Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Курской таможни, извещенных надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях на решение Арбитражного суда Тульской области от 24 мая 2022 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 октября 2022 года по делу N А68-11538/2021,
УСТАНОВИЛ:
Курская таможня (далее - таможня) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (далее - управление) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 27.07.2021 N 71-АС/6644; обязании принять имущество - Балк продукт Инсуман рапид ГТ, раствор для инъекций, 100 МЕ/мл в картриджах по 3 мл, в количестве 104 766 шт. (333048,65 мл.) и Балк продукт Инсуман Рапид ГТ, раствор для инъекций, 100 МЕ/мл в количестве 29,4 л (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.05.2022, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2022, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением и постановлением, управление обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела; кассатор, по прежнему, настаивает на том, что спорный инсулиновый препарат является лекарственным средством, ограниченным в обороте, и не подлежит передаче в территориальный орган Росимущества на уничтожение в порядке, определенном положением, утвержденным постановлением Правительства от 23.09.2029 N 1238, как это заключили суды; учитывая нормы Правил уничтожения изъятых фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1447, полномочиями по уничтожению недоброкачественных лекарственных средств обладает Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, которая принимает решение, обязывающее владельца указанных лекарственных средств осуществить их изъятие и уничтожение или вывоз в полном объеме с территории Российской Федерации; судами не дано оценки доводу управления о том, что оно не является владельцем спорного имущества и не обязано в силу специальной нормы права проводить его уничтожение.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит принятые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечила, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в рамках дела об административном правонарушении N 10108000-2425/2019 в отношении ЗАО "Санофи-Авентис Восток" по протоколу изъятия вещей и документов был изъят и 02.12.2019 помещен на хранение на СВХ ОАО "Автокомплекс" товар - Балк продукт Инсуман Рапид ГТ, раствор для инъекций, 100 МЕ/мл в картриджах по 3 мл, в количестве 104 766 шт. (333048,65 мл), упакованы в 47 картонных коробках и Балк продукт Инсуман Рапид ГТ, раствор для инъекций, 100 МЕ/мл в количестве 29,4 л, упакованы в 3 пластиковые емкости.
Постановлением Ленинского районного суда г. Курска от 05.03.2020 по делу N 5-372/13-2019 ЗАО "Санофи-Авентис Восток" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.19 КоАП России, с назначением административного наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения.
В целях исполнения постановления суда, в соответствии с соглашением от 22.11.2019 N 01-69/0024/01-12/98 "О порядке и условиях взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федерального агентства по управлению государственным имуществом при передаче имущества, обращенного в собственность государства, а также вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергшихся быстрой порче" таможня направила в адрес управления уведомление о наличии и месте нахождения имущества, обращенного в федеральную собственность, и его вывозе с места хранения для дальнейшего распоряжения (письмо от 25.05.2020 N 33-26/8316).
Письмом от 31.07.2020 N 71-АС/6731 управление отказало в принятии имущества, ссылаясь на то, что передаваемое имущество является недоброкачественным лекарственным средством, изъятие из обращения и уничтожение которого в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В этой связи 22.09.2020 таможня обратилась в Ленинский районный суд г. Курска за разъяснением исполнения постановления от 05.03.2020 по делу N 5-372/13-2019, согласно определению которого от 09.10.2020, конфискованные предметы административного правонарушения подлежат уничтожению.
Впоследствии письмами от 05.10.2020 N 16350, от 26.11.2020 N 71/10726 управление вновь отказало в принятии имущества, ссылаясь на пункт 3 Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 674, которым установлено, что в случае выявления фактов ввоза на территорию Российской Федерации недоброкачественных лекарственных средств, принятие решения, обязывающего владельца указанных средств осуществить их изъятие, уничтожение и вывоз в полном объеме с территории Российской Федерации, возложено на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.
В свою очередь, территориальный орган Росздравнадзора по Орловской области письмом от 12.02.2021 N И-57-220/21 проинформировал таможню, что не возражает против утилизации ЗАО "Санофи-Авентис Восток" отходов/брака, который образовался в результате производства раствора для инъекций Инсулин Рапид в следующем количестве: Балк продукт Инсуман Рапид ГТ, раствор для инъекций, 100 МЕ/мл в картриджах по 3 мл, в количестве 104766 шт. (333048,65 мл), Балк продукт Инсуман Рапид ГТ, раствор для инъекций, 100 МЕ/мл в количестве 29,4 л.
В ответ на обращения таможни от 19.02.2021 N 32-29/2192, от 08.06.2021 N 32-29/8295 письмами от 03.03.2021 N 71-АС/1666, от 27.07.2021 N 71-АС/6644 управление отказало в принятии имущества, ссылаясь на то, что уничтожение указанного имущества не входит в его полномочия.
Таможня, не согласившись с отказом управления от 27.07.2021 N 71-АС/6644, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.
Частью 3 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за незавершение в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении, в виде наложения административного штрафа в размере от одной второй до однократного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискация предметов административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 3.7 КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей, назначаемое судьей.
Как следует из материалов дела, постановлениями Ленинского районного суда г. Курска от 05.03.2020 при привлечении лиц к административной ответственности по части 3 статьи 16.19 КоАП РФ назначено наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения (лекарственных средств).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 323 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) установлено, товары считаются обращенными в федеральную собственность с момента вступления в силу решения суда по уголовному делу или делу об административном правонарушении при применении конфискации товаров, изъятых или арестованных в ходе проверки сообщения о преступлении, производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 64 Общего положения о таможне, утвержденного приказом ФТС России от 31.05.2018 N 833 и действовавшего в период вынесения отказа в принятии имущества, выраженного в письме от 27.07.2021 N 71-АС/6644, п. 72 действующего в настоящее время Общего положения о таможне, утвержденного приказом ФТС России от 20.09.2021 N 798, к полномочиям таможни отнесено исполнение постановлений судов о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1.1 статьи 32.4 КоАП РФ предусмотрено, что постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена главой 16 КоАП РФ, исполняется таможенным органом, осуществившим изъятие указанной вещи, путем ее передачи органу (организации), уполномоченному (уполномоченной) Правительством Российской Федерации на распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 324 Закона N 289-ФЗ распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность на основании судебного акта, осуществляется путем их реализации, уничтожения или утилизации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5.35 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение) к полномочиям Росимущества относится прием в установленном порядке имущества, обращенного в собственность Российской Федерации.
Согласно пунктам 4, 5, 6 положения о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2019 N 1238 (далее - Положение N 1238) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для целей распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет его учет, организует прием, проведение оценки, экспертизы, транспортировку (перевозку), хранение и последующее распоряжение способами, предусмотренными п. 11 Положения N 1238; для передачи имущества, обращенного в собственность государства, государственный орган (организация), владеющий таким имуществом, уведомляет Российский фонд федерального имущества (его отделение) либо соответствующий федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), указанный в п. 2 Положения N 1238, о наличии и месте нахождения этого имущества.
Как обоснованно учли суды, при обстоятельствах настоящего спора, вопрос о конфискации предметов административного правонарушения и обращения их в собственность государства разрешен при принятии судебных актов по делу N 5-372/13-2019. Постановление вступило в законную силу и не оспаривалось участниками спора (в том числе, в части определения наказания). В определениях о разъяснении судебного акта суд указывает на уничтожение именно конфискованных товаров в соответствии с Правилами уничтожения изъятых фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1447. При этом указание на порядок уничтожения, с учетом мотивировочной части судебных актов, не означает безусловно, что утилизация препаратов должна быть осуществлена лицом, совершившим административное правонарушение, как и не означает отсутствие у управления обязанности принять конфискованное имущество.
Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Следовательно, управление, получив от таможни соответствующие письма о принятии в распоряжение конфискованного в доход государства предмета административного правонарушения, обязано было в силу закона принять его, поэтому отказ от принятия имущества не соответствует закону.
Повторяющиеся в кассационной жалобе доводы том, что управление в силу п. "б" ч. 3 Положения N 1238 не наделено полномочиями по приему имущества, в отношении которого введены ограничения оборотоспособности (в том числе, в отношении лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту), были предметом исследования судами и правомерно отклонены, поскольку при вышеуказанных обстоятельствах настоящего спора (когда имела место конфискации товара, а не его изъятия для последующего уничтожения), они не имеют определяющего правового значения. Тем более, что судебными актами по настоящему спору управление обязано лишь принять товар, что не препятствует последующему уничтожению в установленном законом порядке, на который указал суд общей юрисдикции.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Так как фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 24 мая 2022 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 октября 2022 года по делу N А68-11538/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как обоснованно учли суды, при обстоятельствах настоящего спора, вопрос о конфискации предметов административного правонарушения и обращения их в собственность государства разрешен при принятии судебных актов по делу N 5-372/13-2019. Постановление вступило в законную силу и не оспаривалось участниками спора (в том числе, в части определения наказания). В определениях о разъяснении судебного акта суд указывает на уничтожение именно конфискованных товаров в соответствии с Правилами уничтожения изъятых фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1447. При этом указание на порядок уничтожения, с учетом мотивировочной части судебных актов, не означает безусловно, что утилизация препаратов должна быть осуществлена лицом, совершившим административное правонарушение, как и не означает отсутствие у управления обязанности принять конфискованное имущество.
...
Повторяющиеся в кассационной жалобе доводы том, что управление в силу п. "б" ч. 3 Положения N 1238 не наделено полномочиями по приему имущества, в отношении которого введены ограничения оборотоспособности (в том числе, в отношении лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту), были предметом исследования судами и правомерно отклонены, поскольку при вышеуказанных обстоятельствах настоящего спора (когда имела место конфискации товара, а не его изъятия для последующего уничтожения), они не имеют определяющего правового значения. Тем более, что судебными актами по настоящему спору управление обязано лишь принять товар, что не препятствует последующему уничтожению в установленном законом порядке, на который указал суд общей юрисдикции."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20 января 2023 г. N Ф10-5812/22 по делу N А68-11538/2021