Постановление Правительства Новгородской области от 23 сентября 2021 г. N 305
"О системах оповещения населения Новгородской области"
В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", от 31 июля 2020 года N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения" Правительство Новгородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системах оповещения населения Новгородской области.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Новгородской области:
2.1. Привести правовые акты муниципальных образований в части, касающейся муниципальных автоматизированных систем оповещения населения, в соответствие постановлению;
2.2. Организовать поддержание в постоянной готовности и совершенствование муниципальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения;
2.3. Организовать работу по созданию запасов (резервов) технических средств оповещения населения муниципальных образований;
2.4. Организовать проведение сопряжения муниципальных систем оповещения населения муниципальных образований с локальными системами оповещения опасных производственных объектов I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зоне воздействия поражающих факторов за пределами ее территории, гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности, эксплуатируемых на территории муниципального образования.
3. Рекомендовать руководителям организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, проводить работы по сопряжению локальных систем оповещения с муниципальной автоматизированной системой централизованного оповещения населения муниципального образования, на территории которого находится организация.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Новгородской области от 24.01.2019 N 31 "О системах оповещения и информирования населения Новгородской области".
5. Разместить постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Губернатор Новгородской области |
А.С. Никитин |
Положение
о системах оповещения населения Новгородской области
(утв. постановлением Правительства Новгородской области от 23 сентября 2021 г. N 305)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения Новгородской области, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
1.2. Понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в том же значении, что и в Положении о системах оповещения населения, утвержденном совместным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365.
1.3. Системы оповещения населения Новгородской области функционируют:
на региональном уровне - региональная автоматизированная система оповещения населения Новгородской области (далее РАСЦО);
на муниципальном уровне - муниципальные системы централизованного оповещения населения (далее МСО);
на объектовом уровне - локальная система оповещения (далее ЛСО).
1.4. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее КСЭОН) создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
2. Назначение, состав и основные задачи систем оповещения населения Новгородской области
2.1. Системы оповещения населения Новгородской области предназначены для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил гражданской обороны (далее ГО) и областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС).
2.2. В состав системы оповещения населения Новгородской области входят:
2.2.1. РАСЦО;
2.2.2. МСО;
2.2.3. ЛСО;
2.2.4. КСЭОН;
2.2.5. Комплексы средств единой сети электросвязи Российской Федерации, ведомственных сетей связи, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, сетей операторов сотовой (подвижной радиотелефонной) связи и кабельного телевидения, а также другие технические средства передачи информации организаций независимо от форм собственности, расположенных на территории Новгородской области;
2.2.6. Мобильные и носимые технические средства оповещения населения.
2.3. Основной задачей РАСЦО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО и областной территориальной подсистемы РСЧС;
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области (далее ГУ МЧС России по Новгородской области);
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ГО, при органах местного самоуправления;
единых дежурно-диспетчерских служб (далее ЕДДС) муниципальных образований;
сил ГО и РСЧС Новгородской области;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (далее ПОО);
людей, находящихся на территории Новгородской области.
2.4. Основной задачей МСО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО и муниципального звена областной территориальной подсистемы РСЧС;
сил ГО и РСЧС муниципального образования;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих ПОО;
людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования Новгородской области.
2.5. Основной задачей ЛСО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО и персонала организации, эксплуатирующей ПОО;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
ЕДДС муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия ЛСО;
руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия ЛСО;
людей, находящихся в границах зоны действия ЛСО.
2.6. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня.
3. Порядок задействования систем оповещения населения Новгородской области
3.1. Указание на задействование систем оповещения дается:
РАСЦО - Губернатором Новгородской области, а в его отсутствие (отпуск, временная нетрудоспособность) - лицом, исполняющим обязанности Губернатора Новгородской области в соответствии с Уставом Новгородской области;
МСО - Главой городского округа Великий Новгород, муниципального района, муниципального округа Новгородской области с немедленным уведомлением оперативно-дежурной смены центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Новгородской области (далее ЦУКС ГУ МЧС России по Новгородской области);
ЛСО - руководителем организации, эксплуатирующей ПОО, или лицом, его замещающим, с немедленным уведомлением дежурной смены ЕДДС муниципального образования, на территории которого расположен ПОО, и оперативно-дежурной смены ЦУКС ГУ МЧС России по Новгородской области.
КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме на территории всей области по решению Губернатора Новгородской области, а в его отсутствие (отпуск, временная нетрудоспособность) - лицом, исполняющим обязанности Губернатора Новгородской области в соответствии с Уставом Новгородской области, а на территории муниципального образования - Главой городского округа Великий Новгород, муниципального района, муниципального округа Новгородской области.
3.2. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции филиала федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Новгородский областной радиотелевизионный передающий центр" с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосредственно с рабочих мест ЦУКС ГУ МЧС России по Новгородской области.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления областной территориальной подсистемы РСЧС совместно с органами повседневного управления областной территориальной подсистемы РСЧС.
3.3. Задействование систем оповещения населения Новгородской области осуществляют:
РАСЦО - оперативно-дежурная смена ЦУКС ГУ МЧС России по Новгородской области;
МСО - дежурная смена ЕДДС муниципального образования;
ЛСО - дежурная смена организации, эксплуатирующей ПОО.
3.4. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети уличной радиофикации;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
3.5. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующего уровня.
3.6. Постоянно действующие органы управления областной территориальной подсистемы РСЧС, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования системы оповещения населения. В случае несанкционированного задействования системы оповещения ответственные должностные лица, организации и операторы связи, а также организации телерадиовещания немедленно принимают меры по прекращению несанкционированного задействования системы оповещения и оповещают оперативно-дежурную смену ЦУКС ГУ МЧС России по Новгородской области.
3.7. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления областной территориальной подсистемы РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения и КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.
Основной режим функционирования РАСЦО и МСО - автоматизированный.
Приоритетный режим функционирования систем оповещения населения Новгородской области - автоматизированный.
4. Поддержание в готовности систем оповещения населения Новгородской области
4.1. Готовность систем оповещения населения Новгородской области достигается:
наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения Новгородской области;
наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.
4.2. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения Новгородской области организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности систем оповещения населения Новгородской области с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения Новгородской области без включения оконечных средств оповещения населения.
Комплексные проверки готовности РАСЦО, МСО и КСЭОН проводятся 2 раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления областной территориальной подсистемы РСЧС и органов повседневного управления областной территориальной подсистемы РСЧС областного и муниципального уровней, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории Новгородской области, муниципального образования), задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первые среды марта и октября.
По решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Новгородской области, комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности РАСЦО, МСО и КСЭОН, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Комплексные проверки готовности ЛСО проводятся во взаимодействии с органами местного самоуправления Новгородской области не реже одного раза в год комиссией из числа должностных лиц организации.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения Новгородской области оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения Новгородской области.
Технические проверки готовности к задействованию РАСЦО, МСО, ЛСО и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления областной территориальной подсистемы РСЧС, организации путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование)), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения Новгородской области.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения Новгородской области не допускается.
4.3. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Резервы (запасы) технических средств оповещения на региональном, муниципальном и объектовом уровнях создают соответственно государственное областное казенное учреждение "Управление защиты населения от чрезвычайных ситуаций и по обеспечению пожарной безопасности Новгородской области", администрации городского округа Великий Новгород, муниципальных районов, муниципальных округов Новгородской области и организации, эксплуатирующие ПОО.
4.4. Номенклатура и объемы резервов (запасов) технических средств оповещения на региональном, муниципальном и объектовом уровнях определяются соответственно Правительством Новгородской области, администрациями городского округа Великий Новгород, муниципальных районов, муниципальных округов Новгородской области и организациями, предприятиями, эксплуатирующими ПОО, с учетом Методических рекомендаций по созданию и реконструкции систем оповещения населения, утвержденных протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19 февраля 2021 года N 1.
4.5. Номенклатура и объемы резервов (запасов) технических средств оповещения населения Новгородской области на региональном, муниципальном и объектовом уровнях утверждаются нормативными правовыми актами соответственно Правительства Новгородской области, администраций городского округа Великий Новгород, муниципальных округов, муниципальных районов Новгородской области и организаций, предприятий, эксплуатирующих ПОО.
4.6. Порядок создания, в том числе совершенствования, систем оповещения населения определяется в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию и реконструкции систем оповещения населения, утвержденными протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19 февраля 2021 года N 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Новгородской области от 23 сентября 2021 г. N 305 "О системах оповещения населения Новгородской области"
Вступает в силу с 24 сентября 2021 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 23 сентября 2021 г. N 5300202109230005
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Новгородской области от 15 апреля 2024 г. N 184
Изменения вступают в силу с 17 апреля 2024 г.
Постановление Правительства Новгородской области от 20 декабря 2023 г. N 572
Изменения вступают в силу с 21 декабря 2023 г.