Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Анализ ситуации
В настоящее время систему профессиональной ориентации следует рассматривать в качестве одного из ключевых факторов, обеспечивающих формирование и развитие кадрового потенциала района в соответствии с потребностями муниципального рынка труда.
Приоритетными направлениями инновационного развития в муниципалитете являются: фармация, электротехника, светотехника, индустрия строительных материалов, пищевая и перерабатывающая промышленность, агропромышленный комплекс. В условиях реализации инвестиционных проектов и масштабных мероприятий активно развивается индустрия гостеприимства: туристический и гостиничный бизнес.
В последнее время наибольшим спросом у работодателей пользуются представители рабочих профессий и специальностей технического профиля. По аналитическим данным ГКУ РМ "Центр занятости населения Чамзинский" отдел содействия занятости населения по Ардатовскому району, на среднесрочную перспективу прогнозируется повышенный спрос на рабочих высокой квалификации: слесарей-ремонтников, сборщик изделий из пластмасс, наладчики автомат и полуавтоматов, маляры, дояры, рабочие по уходу за животными. Не будет снижаться спрос на специалистов: инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, врачей различных профилей, среднего медицинского персонала, специалистов торговли и общественного питания. В связи с развивающимся процессом цифровизации возрастет спрос на специалистов IT-сферы.
В рамках стратегического направления по обеспечению устойчивого экономического роста возникает необходимость реализовывать мероприятия, направленные на улучшение обеспеченности отраслей экономики квалифицированными трудовыми ресурсами.
В то же время существует ряд проблем и противоречий, выступающих внешними вызовами по отношению к формируемой Системе:
- сохраняющийся дисбаланс между кадровыми потребностями экономики и выпуском специалистов из образовательных организаций;
- сокращение основного источника трудовых ресурсов - численности населения в трудоспособном возрасте;
- дефицит кадров со средним профессиональным образованием, особенно по техническим специальностям.
Ардатовский муниципальный район имеет развитую сеть образовательных организаций. В районе функционирует 7 организаций дошкольного образования, 10 организаций общего образования, 2 организации дополнительного образования, 2 образовательные организации среднего профессионального образования.
Работа по сопровождению профессионального самоопределения разных категорий обучающихся (воспитанники детских садов, школьники, студенты профессиональных образовательных организаций) ведется через различные виды и формы деятельности, в том числе:
- олимпиады, конкурсы, выставки, ярмарки, фестивали профессионального мастерства;
- профессиональные пробы на площадках профессиональных образовательных организаций, предприятий;
- индивидуальное и групповое консультирование по вопросам профессионального самоопределения;
- дни открытых дверей в профессиональных образовательных организациях;
- экскурсии в образовательные среднего профессионального образования, на предприятия, в музеи, посвящённые становлению и развитию отраслей экономики и профессий;
- оказание профориентационных услуг и психологическая поддержка населения в ГКУ РМ "Центр занятости населения Чамзинский" отдел содействия занятости населения по Ардатовскому району;
- курсы повышения квалификации специалистов, курирующих профориентационную работу в образовательных организациях;
- ярмарки профессий;
- временная занятость несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
Реализуются следующие профориентационные проекты: "Город мастеров", "Калейдоскоп профессий", "Старт в профессию", профориентационная мастерская "Время выбирать профессию - место Мордовия", направленные на формирование у подростков и молодежи компетенций, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор с учетом социально-экономической специфики муниципалитета.
Образовательные учреждения Ардатовского муниципального района являются активными участниками федеральных профориентационных мероприятий: профориентационного проекта по ранней профориентации "Билет в будущее", "Za собой", онлайн-уроков "ПроеКТОриЯ", ежегодной акции "Неделя без турникетов" и др.
Количество участников мероприятий ежегодно возрастает.
В условиях инклюзивной образовательной среды особое внимание уделяется профессиональному самоопределению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В мероприятиях профориентационной направленности принимали участие обучающиеся с ОВЗ и их родители. Они получили консультации по вопросам профессионального самоопределения детей и формирования у них первичных профессиональных трудовых навыков.
С 2016 по 2020 годы проведен ряд исследовательских и экспериментальных мероприятий, результатом которых является организационно-методический механизм системы профессиональной ориентации.
Огромным потенциалом для реализации профориентационных задач в Ардатовском муниципальном районе обладает система дополнительного образования детей. В районе функционирует 2 учреждения дополнительного образования. Учащиеся общеобразовательных учреждений муниципалитета обучаются в Доме научной коллаборации на базе Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва, Региональном центре выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи "Мира" на базе ГБУ ДПО РМ "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников "Педагог 13.ру". Дополнительные общеобразовательные программы и интенсивы позволяют обучающимся не только приобретать новые знания и практические навыки, но и формируют осознанное отношение к выбору дальнейшего профессионального пути.
Оснащенность организаций дополнительного образования детей позволяет развивать сетевые модели для изучения предметной области "Технология" и способствует внедрению на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания.
Предметная область "Технология" является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. В рамках освоения предметной области "Технология" происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности.
В рамках федерального проекта "Современная школа" в образовательных организациях, находящихся в сельской местности и малых городах, в 2019 - 2020 годах создано 4 центра образования естественно-научной и технологической направленности "Точка роста", к 2024 году их число будет увеличиваться. Таким образом, за счет внедрения сетевой модели обучающиеся 100% школ района, расположенных в сельской местности и малых городах, смогут изучать предметы на высокооснащенных ученико-местах. Одним из приоритетов проекта "Точка роста" является изменение подходов к преподаванию предметной области "Технология", переход в плоскость оказания обучающимся информационной, психолого-педагогической и деятельностно-практической поддержки в формировании собственной позиции в ситуациях социального и профессионального самоопределения, в становлении ответственного, субъектного отношения к содержанию своего образования, поэтапного принятия решения о пути продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.
В Ардатовском муниципальном районе реализуется движение WorldSkills, используются инструменты конкурсов профессионального мастерства "Молодые профессионалы" ("WorldSkills Russia") и "Абилимпикс", "WSR - юниоры". Среди студентов СПО проходят традиционные конкурсы профессионального мастерства: "Лучший по профессии", "Студент года", "Шаг в профессию".
В сопровождение профессионального самоопределения всех возрастных категорий населения вовлечены организации и объединения, имеющие разное ведомственное подчинение:
ГКУ РМ "Центр занятости населения Чамзинский" отдел содействия занятости населения по Ардатовскому району;
ГБПОУ РМ "Ардатовский аграрный техникум им. И.А. Пожарского";
ГБПОУ РМ "Ардатовский медицинский колледж";
некоммерческие организации;
крупные предприятия экономической сферы, участвующие в реализации профориентационных программ для школьников и студентов.
Таким образом, основная проблема в профориентационной работе со школьниками в Ардатовском муниципальном районе - это неупорядоченность развитой профориентационно значимой среды, связанная с отсутствием государственной координации профориентационной работы на районном уровне и развитых механизмов многоуровневого межинституционального партнёрства в профориентационной работе. Частными сторонами обозначенной проблемы являются следующие:
- недостаточное соответствие содержания профориентационной работы с детьми и молодёжью структуре актуальных и перспективных кадровых потребностей экономики;
- использование взаимоисключающих подходов в профориентационной работе со школьниками со стороны различных заинтересованных субъектов (образовательные организации различных типов; службы занятости; специализированные организации, оказывающие профориентационные услуги; частные профконсультанты; работодатели), нередко имеющих противоречивые интересы и разные традиции работы;
- несогласованность в действиях государственных организаций, ведущих профориентационную работу со школьниками и имеющих различное ведомственное подчинение (отсутствие единого плана работы, неупорядоченность и дублирование мероприятий);
- бессистемность работы с обучающимися на различных ступенях образования, отсутствие непрерывности и преемственности в процессе профессионального самоопределения;
- слабая включённость предприятий-работодателей в профориентационную работу со школьниками;
- различное качество реализуемых профориентационных программ, мероприятий и оказываемых услуг по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся; во многих случаях используются устаревшие подходы, содержание, формы и методики; заметен избыток информирующих и дефицит практико-ориентированных форм; в ряде случаев работа ведётся формально; на недостаточном уровне ведётся работа с родителями обучающихся в контексте их подготовки к профессиональному выбору;
- разрозненность информационного профориентационного значимого пространства, в том числе отсутствие общедоступной информации о качестве и результативности профориентационной работы в районе.
Вторая значимая проблема состоит в нацеленности большей части реализуемых профориентационных мероприятий на привлечение молодёжи к профессиям, актуально востребованных экономикой района, при этом недостаточно решаются задачи подготовки растущего человека к самостоятельному, осознанному и ответственному профессиональному выбору и к более широко понимаемому профессиональному самоопределению как построению и освоению образовательной и карьерной траектории.
В целях решения обозначенным проблем в Ардатовском муниципальном районе необходимо:
- формирование целостной системы профессиональной ориентации для обеспечения процесса профессионального самоопределения граждан в соответствии с потребностями рынка труда и повышение эффективности системы профессионального образования;
- развитие системы взаимодействия субъектов Системы профориентационной работы в муниципалитете;
- совершенствование уровня профессиональной компетентности специалистов в сфере профориентационной работы;
- совершенствование перечня и форм предоставления профориентационных услуг; популяризация рабочих профессий и инженерно-технических специальностей;
- формирование единой информационной системы профессиональной ориентации и сопровождения профессиональной карьеры населения.
В качестве основных дефицитов условий, необходимых для построения системы результативной профориентационной работы в Ардатовском муниципальном районе, могут быть обозначены:
- отсутствие единого подхода к организации профориентационной деятельности, что задерживает развитие инновационных форм и содержания профориентационной работы с детьми и молодёжью, адекватных запросам динамично меняющейся экономики и развивающегося общества;
- недостаточная подготовленность специалистов, ответственных за решение профориентационных задач в образовательных организациях, к работе на основе современных подходов, технологий и форм работы, а также недостаток самих специалистов такого рода;
- распределение функций профориентационной деятельности по различным должностям работников системы образования, для которых эта работа носит характер дополнительной нагрузки, зачастую не оплачиваемой, что приводит к перегруженности, размыванию ответственности и низкой мотивации сотрудников;
- отсутствие модели профориентационной работы на уровне муниципалитета;
- отсутствие инструментов экспертизы качества профориентационных мероприятий, программ, услуг.
Таким образом, на настоящем этапе основной вектор развития профориентационной работы с обучающимися в Ардатовском муниципальном районе таков: от обеспечения доступности профориентационных услуг, практик и программ - к повышению их качества, педагогической и социально-экономической результативности.
В числе позитивных факторов, способствующих формированию и развитию Системы, можно отметить следующие:
Включение профориентационной работы со школьниками в круг значимых приоритетов кадровой и образовательной политики района. Продолжение работы в рамках федерального профориентационного проекта "Билет в будущее", обеспечивающего персонализованную навигацию профессионального самоопределения обучающихся. Активное развитие инновационного кластера экономики Ардатовского муниципального района и возрастание потребности в кадрах, готовых к работе с передовыми технологиями и обладающих перспективными компетенциями. Базовая готовность к овладению такими компетенциями и их использованию в профессиональной деятельности формируется на раннем этапе профориентационного сопровождения профессионального самоопределения и требует современных подходов, содержания и форм профориентационной работы со школьниками. Возрастающее осознание всеми основными субъектами, заинтересованными в качестве и результативности процесса сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи Ардатовского муниципального района, значимости профориентационной работы и необходимости придания ей системного, обоснованного, перспективно-ориентированного характера.
Вместе с тем, существуют и факторы, препятствующие развитию Системы, в том числе:
- неготовность ряда субъектов (работодатели, представители родительской общественности, в некоторой степени образовательные организации) к выстраиванию системных партнёрских отношений для совместного решения профориентационных задач;
- распространённость мифов и предрассудков о мире труда и профессий, ценностные деформации, особенно распространённые в родительской среде и, в свою очередь, деформирующие процесс профессионального самоопределения подростков;
- недостаточное понимание значимости деятельности по сопровождению профессионального самоопределения школьников у определённой части учительского сообщества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.