Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общие положения
Концепция развития системы профессиональной ориентации обучающихся Ардатовского муниципального района (далее - Концепция) является стратегическим документом по развитию Системы, обеспечивающей оптимальное использование образовательно-производственных и других профориентационно значимых ресурсов района.
Концепция разработана на основе следующих документов:
1) Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2) Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
3) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
4) Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018 - 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642;
5) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р;
6) Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года N 1726-р;
7) Комплекс мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016 - 2020 годы, утвержденный Правительством РФ 27 июня 2016 года;
8) Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" от 7 мая 2018 N 204;
9) Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации 3 марта 2015 года N 349-р;
10) План мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года N 366-р;
11) Правила участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 года N 92;
12) Федеральный государственный стандарт государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, утвержденный приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 августа 2013 года N 380н;
13) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373;
14) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897;
15) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года N 413;
16) Концепция преподавания предметной области "Технология" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденная решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24 декабря 2018 года;
17) Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 2783;
18) Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена Коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации, протокол от 18 июля 2013 N ПК-5вн);
19) Приоритетный проект "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий", утвержденная президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 года N 9);
20) Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2013 - 2022 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 26 декабря 2020 г. N 696;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 26 декабря 2020 г. N 696" следует читать "от 8 октября 2012 г. N 363"
21) Государственная программа Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия на 2014 - 2025 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. N 451;
22) Комплекс мер по развитию системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся на 2016 - 2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Республики Мордовия от 21 декабря 2016 года N 739-Р;
23) Комплекс мер по развитию эффективных практик предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Мордовия, утвержденный распоряжением Правительства Республики Мордовия от 18 июля 2017 г. N 458-Р.
Предметом Концепции является система деятельности по организации педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательных организациях Ардатовского муниципального района. В качестве основополагающих в тексте Концепции используются термины "система профессиональной ориентации (или профориентации)", "система профессионального самоопределения" (далее - Система).
Профессиональная ориентация представляет собой относительно самостоятельный социальный институт и обладает рядом специфических характеристик, среди которых: распределенность и многосубъектность; комплексный, многосторонний, многоуровневый, межведомственный характер; относительно слабая институционализация; значительная отречённость результатов профориентационной деятельности по времени и др.
Социально-экономическая эффективность профориентационной работы заметно повышается при включении в общую систему государственной кадровой политики. Это, в свою очередь, требует реализации особой политики в области сопровождения профессионального самоопределения, в том числе на муниципальном уровне. Конечные получатели услуг профориентационной деятельности - это обучающиеся образовательных организаций и предприятия-работодатели, которые имеют чёткую территориальную привязку, т.е. основная часть государственной деятельности по координации профориентационной работы должна осуществляться на муниципальном уровне управления.
Самостоятельный и ответственный профессиональный выбор - ключевое звено в подготовке кадров для новой экономики. Осознанный выбор профессии существенно увеличивает производительность труда и уменьшает текучесть кадров. Выпускник, у которого сформирован необходимый набор компетенций профессионального самоопределения, готов к профессиональной мобильности в динамично меняющихся экономических условиях, в том числе с изменением своей социально-трудовой роли (организация самозанятости). Таким образом, развитие муниципальной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся - один из важнейших механизмов, призванных обеспечить повышение качества трудовых ресурсов Ардатовского муниципального района и экономический рост в районе.
Область применения Концепции ограничена рамками целевого контингента - детей и молодёжи, обучающихся на различных ступенях образования. Ориентация Концепции преимущественно на сферу образования объясняется прежде всего тем, что лишь со стороны образования могут быть реализованы ее центральные идеи, связанные с непрерывностью профессионального самоопределения и со становлением субъекта социально-профессионального самоопределения, обладающего определенным набором компетенций.
Данной Концепцией, разработанной в соответствии с действующим законодательством, приоритетами государственной, региональной и муниципальной политики, а также с учетом социально-экономических особенностей Ардатовского муниципального района, определяются цели, принципы, направления и механизмы, обеспечивающие развитие Системы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.