Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
постановлением Правительства
Белгородской области
от 20 сентября 2021 г. N 409-пп
Положение
о порядке формирования и ведения регионального банка данных семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также обратившихся за оказанием социальной, психологической, правовой и иной помощи, проживающих на территории Белгородской области
1. Общие положения
1.1. Положение о порядке формирования и ведения регионального банка данных семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также обратившихся за оказанием социальной, психологической, правовой и иной помощи, проживающих на территории Белгородской области (далее - Положение), разработано в соответствии с федеральными законами от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", законом Белгородской области от 13 ноября 2002 года N 53 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", а также нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок сбора, хранения и использования сведений, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются сведениями конфиденциального характера, и регулирует порядок формирования, ведения регионального банка данных семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также обратившихся за оказанием социальной, психологической, правовой и иной помощи, проживающих на территории Белгородской области (далее - региональный банк данных), субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - субъекты системы профилактики).
1.2. Положение устанавливает единый порядок формирования и ведения регионального банка данных.
1.3. Региональный банк данных - информационный ресурс, содержащий документированную информацию о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также обратившихся за оказанием социальной, психологической, правовой и иной помощи, сформированный с использованием средств автоматизации.
1.4. Региональный банк данных обеспечивает выполнение функций по сбору, обработке, накоплению, хранению данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, состоящих на различных видах профилактического учета, а также обратившихся за оказанием социальной, психологической, правовой и иной помощи, и обмен этими данными с целью оперативного принятия необходимых мер.
1.5. Субъектами системы профилактики, обеспечивающими формирование и ведение регионального банка данных в муниципальных образованиях области (далее - муниципальный уровень), являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов области (далее - территориальные комиссии).
1.6. Представление информации в территориальные комиссии осуществляют субъекты системы профилактики:
а) органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов;
б) образовательные организации:
- государственные образовательные организации, подведомственные департаменту образования области;
- образовательные организации, органы местного самоуправления муниципальных образований области, осуществляющие управление в сфере образования;
в) службы занятости населения области;
г) органы и учреждения в сфере молодежной политики муниципальных образований области;
д) органы и учреждения физической культуры и спорта;
е) медицинские организации, подведомственные департаменту здравоохранения области;
ж) территориальные органы МВД России по Белгородской области на районном уровне;
з) другие органы, учреждения и организации в пределах их компетенции и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) Белгородской области.
1.7. В целях осуществления полномочий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на уровне области (далее - региональный уровень) сведения, сформированные в региональном банке данных, в своей деятельности используют:
- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Белгородской области;
- департамент социальной защиты населения и труда Белгородской области;
- департамент образования Белгородской области;
- УМВД России по Белгородской области.
1.8. Предоставление доступа субъектам системы профилактики в региональный банк данных осуществляется в соответствии с регламентом предоставления доступа к информационной системе регионального банка данных семей, утвержденным секретарем Совета безопасности Белгородской области.
II. Основные цели и задачи формирования и ведения регионального банка данных
2.1. Главными целями формирования и ведения регионального банка данных являются:
- создание системы учета, оперативного реагирования субъектов системы профилактики, обеспечивающих выявление и организацию работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, а также обратившихся за оказанием социальной, психологической, правовой и иной помощи;
- выявление и анализ причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, семейного детского неблагополучия и определение комплекса мероприятий по их предупреждению и устранению.
2.2. Основными задачами регионального банка данных являются:
- создание механизма оперативного выявления семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- координация усилий субъектов системы профилактики по достижению общественно значимых целей, защите прав и законных интересов семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации, профилактику семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми, а также защиту жизни, здоровья и иных жизненно важных интересов семей и несовершеннолетних;
- согласование действий субъектов системы профилактики по осуществлению социальной реабилитации семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, по оказанию им помощи;
- организация эффективной профилактической работы с семьями и несовершеннолетними, обеспечивающей комплексное решение проблем социального неблагополучия семей, создание условий для эффективной социальной реабилитации и адаптации семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- координация усилий субъектов системы профилактики по оказанию социальной, психологической, правовой и иной помощи семьям и несовершеннолетним.
III. Требования по формированию и ведению регионального банка данных
3.1. Обязательными требованиями к формированию и ведению регионального банка данных являются:
- стандартизация документированной информации о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, состоящих на различных видах профилактического учета, а также обратившихся за оказанием социальной, психологической, правовой и иной помощи;
- полнота, достоверность и своевременность вносимой в региональный банк данных документированной информации о семьях и несовершеннолетних;
- формирование и ведение регионального банка данных посредством единой автоматизированной информационной системы учета и формирования регионального банка данных (далее - АИС);
- соответствие установленным требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации по обеспечению информационной безопасности рабочих мест субъектов системы профилактики, обеспечивающих формирование и ведение регионального банка данных;
- обеспечение выполнения требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" при обработке персональных данных;
- осуществление информационного обмена в электронной форме (при необходимости на бумажном носителе) с обеспечением соблюдения требований законодательства Российской Федерации по защите информации.
IV. Порядок формирования и ведения регионального банка данных
4.1. Подключение к региональному банку данных автоматизированных рабочих мест специалистов, задействованных в формировании и ведении регионального банка данных, а также использующих сформированные в региональном банке данных сведения, производится посредством АИС с обеспечением доступа к сформированным в региональном банке данных сведениям в пределах полномочий указанных специалистов, назначенных правовым актом.
4.2. Основанием для внесения сведений о семьях и несовершеннолетних в региональный банк данных является проведение в отношении несовершеннолетнего и (или) семьи, состоящих на различных видах профилактического учета, индивидуальной профилактической работы, а также обращение за оказанием социальной, психологической, правовой и иной помощи.
4.3. Основаниями для прекращения ведения учета сведений о несовершеннолетнем и его семье в региональном банке данных являются:
- снятие несовершеннолетнего и (или) семьи с профилактического учета в территориальной комиссии;
- выезд на постоянное место жительства за пределы области;
- достижение несовершеннолетним возраста 18 лет;
- смерть несовершеннолетнего.
4.4. В региональном банке данных формируются списки семей и несовершеннолетних (далее - картотеки), содержащие следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество, дата рождения, место регистрации и место фактического проживания несовершеннолетнего, родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении или состоящего на различных видах профилактического учета;
- сведения о составе семьи, находящейся в социально опасном положении, с указанием степени родства;
- дата, основание, причина постановки на учет;
- иные документированные сведения.
Формирование картотек семей и несовершеннолетних в региональном банке данных на муниципальном уровне осуществляется территориальными комиссиями при проведении индивидуальной профилактической работы в отношении семей и несовершеннолетних, на основании вынесения территориальной комиссией постановления, а также обратившихся за оказанием социальной, психологической, правовой и иной помощи.
4.5. При формировании и ведении регионального банка данных территориальными комиссиями в пределах своих полномочий производится дальнейшее наполнение регионального банка данных следующими сведениями:
- сведения о членах семьи несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, типе родства;
- сведения о поступающих в территориальные комиссии административных и иных материалах, проведенных заседаниях комиссий, принятых решениях;
- сведения об образовании, занятости, месте учебы, месте работы, организации досуга, обращениях в центры занятости населения несовершеннолетнего, родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;
- сведения о проведенных обследованиях семьи, условиях проживания, мерах социальной поддержки, оказанных социальных услугах, рекомендациях, рейдах, беседах, проведенных профилактических и иных мероприятиях в отношении семьи или несовершеннолетнего;
- сведения о сформированных планах индивидуальной профилактической работы, фиксация хода исполнения субъектами системы профилактики мероприятий, направленных на реализацию планов индивидуальной профилактической работы;
- сведения о видах учета, на которых находятся несовершеннолетний и (или) семья;
- иные документированные данные.
4.6. Наполнение регионального банка данных сведениями о проводимых профилактических и иных мероприятиях, мерах, принимаемых в пределах полномочий субъектов системы профилактики в отношении несовершеннолетних и (или) семьях, внесенных в региональный банк данных, осуществляется территориальными комиссиями.
4.7. На региональном уровне функции по формированию регионального банка данных из сегментов баз данных муниципального уровня возложены на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Белгородской области.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Белгородской области осуществляет координацию действий органов, учреждений и организаций системы профилактики в пределах своих полномочий и осуществляет контроль за деятельностью территориальных комиссий.
4.8. Субъекты системы профилактики, указанные в пункте 1.3 раздела I Положения, не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента проведения мероприятий передают сведения о проводимых в рамках планов индивидуальной профилактической работы, профилактических и иных мероприятиях, мерах, принимаемых в пределах своих полномочий в отношении семей и несовершеннолетних в соответствии с пунктом 5.1 раздела V Положения в территориальные комиссии для внесения в региональный банк данных.
4.9. Ответственные за формирование и ведение регионального банка данных в территориальных комиссиях ежеквартально не позднее 5 (пяти) рабочих дней, следующих за отчетным кварталом, производят контрольную сверку и корректировку внесенных в региональный банк данных сведений на предмет соответствия действительным на конец отчетного периода данным о постановке и снятии с учета территориальными комиссиями семей и несовершеннолетних.
4.10. Ответственный за обеспечение порядка формирования и ведения регионального банка данных в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Белгородской области производит контрольную сверку внесенных в региональный банк данных сведений на предмет соответствия сведениям, указанным в полугодовой и годовой статистической отчетности о работе территориальных комиссий.
4.11. При формировании и ведении регионального банка данных ответственными специалистами обеспечивается обработка персональных данных в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
V. Основные функции субъектов системы профилактики по формированию и ведению регионального банка данных
5.1. Субъекты системы профилактики в процессе формирования и ведения регионального банка данных осуществляют следующие функции:
5.1.1. Территориальные комиссии:
- на постоянной основе вносят в банк данных необходимую информацию о поступающих в комиссию материалах, проведенных заседаниях комиссии, рассмотренных в отношении несовершеннолетних и их родителей или иных законных представителей и принятых в их отношении постановлениях, формируют картотеки, содержащие личные данные семей и несовершеннолетних, поставленных на учет решением территориальной комиссии;
- в срок не более 5 (пяти) рабочих дней с момента принятия соответствующего решения вносят в региональный банк данных изменения, касающиеся постановки и снятия с учета семей и несовершеннолетних;
- на постоянной основе вносят в региональный банк данных необходимую информацию о проводимых профилактических и иных мероприятиях, формируют сведения об эффективности проводимой профилактической работы, мерах, принимаемых в пределах своих полномочий в отношении семей и несовершеннолетних указанной категории, а также формируют статистические отчеты;
- производят формирование планов индивидуальной профилактической работы;
- координируют действия субъектов системы профилактики в отношении семей и несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в территориальных комиссиях;
- выполняют функции по информационно-аналитическому, организационному и иному обеспечению формирования и ведения регионального банка данных;
- в целях принятия необходимых мер по фактам нарушения Положения, несвоевременного внесения необходимых сведений, внесения недостоверных данных, иным фактам, препятствующим осуществлению работ по формированию регионального банка данных, информируют комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав области.
5.1.2. Органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов:
- на постоянной основе направляют необходимую информацию о проводимых профилактических и иных мероприятиях, мерах, принимаемых в пределах своих полномочий в отношении семей и несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в территориальных комиссиях, мерах социальной поддержки в отношении семей и несовершеннолетних указанной категории, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, в территориальную комиссию для внесения сведений в региональный банк данных.
5.1.3. Образовательные организации области:
- на постоянной основе направляют информацию о проводимых профилактических и иных мероприятиях, мерах, принимаемых в пределах своих полномочий в отношении семей и несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета, в территориальную комиссию для внесения сведений в региональный банк данных.
5.1.4. Медицинские организации, подведомственные департаменту здравоохранения области:
- на постоянной основе направляют информацию о проводимых профилактических и иных мероприятиях, мерах, принимаемых в пределах своих полномочий в отношении семей и несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета в территориальную комиссию для внесения сведения в региональный банк данных. Информация направляется без указания сведений, составляющих врачебную тайну.
5.1.5. Территориальные органы МВД России по Белгородской области на районном уровне:
- на постоянной основе направляют необходимую информацию о проводимых профилактических и иных мероприятиях, мерах, принимаемых в пределах своих полномочий, в территориальную комиссию для внесения в региональный банк данных, в отношении семей и несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в территориальных комиссиях и одновременно состоящих на учете в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне в соответствии с приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 2013 года N 845 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации".
5.1.6. Службы занятости населения области:
- на постоянной основе направляют информацию об оказанных государственных услугах в сфере занятости населения семьям и несовершеннолетним, состоящим на профилактическом учете в территориальных комиссиях, для внесения сведений в региональный банк данных.
5.1.7. Органы и учреждения сферы молодежной политики, органы и учреждения физической культуры и спорта:
- на постоянной основе направляют необходимую информацию о проводимых профилактических и иных мероприятиях, мерах, принимаемых в пределах своих полномочий в отношении семей и несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете по предупреждению социального неблагополучия, организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, в территориальную комиссию для внесения в региональный банк данных.
5.1.8. Другие органы, учреждения и организации в пределах их компетенции и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) Белгородской области:
- на постоянной основе направляют необходимую информацию о проводимых профилактических и иных мероприятиях, мерах, принимаемых в пределах своих полномочий в отношении семей и несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета, в территориальную комиссию для внесения в региональный банк данных.
5.2. Субъекты системы профилактики, при наличии технической возможности, осуществляют непосредственный ввод информации в АИС.
5.3. При осуществлении деятельности по формированию и ведению регионального банка данных субъекты системы профилактики используют следующие бланки:
- согласие на обработку персональных данных (приложение N 1 к Положению);
- согласие на предоставление сведений, составляющих врачебную тайну (приложение N 2 к Положению).
VI. Организационно-техническое обеспечение порядка формирования и ведения регионального банка данных
6.1. Организационно-техническое обеспечение порядка формирования и ведения регионального банка данных осуществляется путем:
- формирования и ведения регионального банка данных посредством АИС (в том числе посредством унификации процессов ввода, обработки, хранения, восстановления, дублирования и предоставления указанной информации) в целях создания единой коммуникационной среды в области;
- бесперебойного функционирования необходимого компьютерного оборудования в соответствии с требованиями, предъявляемыми к функционированию АИС;
- обеспечения выполнения требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" при обработке персональных данных и соблюдения требований законодательства Российской Федерации по защите информации;
- обеспечения возможности доработки АИС, формирования и ведения регионального банка данных в соответствии с требованиями расширения или изменения действующих функциональных возможностей, в том числе в соответствии с изменениями федерального и регионального законодательства;
- обеспечения информационной и технической поддержки пользователей АИС со стороны разработчика.
6.2. Обеспечение необходимой организационно-методической помощи субъектам системы профилактики всех уровней, в том числе выездной работы, помощи в организации выездных семинаров для обучения специалистов, работы по сбору данных о планировании автоматизированных рабочих мест, работы по доработке АИС, осуществляет оператор и собственник АИС - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Белгородской области.
6.3. Обеспечение своевременного внесения изменений в техническое задание по сопровождению АИС, поддержание в актуальном состоянии в соответствии с изменениями федерального законодательства и подготовка требований по доработке АИС, предусмотренных действующим законодательством, осуществляет комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Белгородской области.
6.4. Осуществление закупочных процедур по доработке АИС в соответствии с требованиями, подготовленными комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Белгородской области, и поддержке пользователей со стороны разработчика осуществляет департамент цифрового развития Белгородской области.
6.5. Обеспечение финансирования закупок товаров, работ, услуг, необходимых для доработки, обеспечения функционирования и обслуживания АИС в рамках расходов на реализацию государственной программы Белгородской области "Развитие информационного общества в Белгородской области", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года N 518-пп, осуществляет департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области.
6.6. Обеспечение организационно-технической поддержки функционирования программно-аппаратных комплексов муниципального уровня осуществляют органы местного самоуправления.
6.7. В целях обеспечения конфиденциальности внесенной в региональный банк данных информации в субъектах системы профилактики назначаются специалисты, ответственные за формирование и ведение регионального банка данных, определяется круг лиц, имеющих доступ к сведениям, содержащимся в региональном банке данных. На региональном уровне определяется круг лиц, имеющих доступ к сведениям, содержащимся в региональном банке данных. Доступ и ведение регионального банка данных выполняется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации по защите информации.
VII. Функции специалистов, обеспечивающих порядок формирования и ведения регионального банка данных в муниципальных образованиях области
7.1. Специалист, ответственный за формирование и ведение регионального банка данных в территориальной комиссии:
- обязан соблюдать требования по обеспечению информационной безопасности при работе с АИС;
- участвует в работе по совершенствованию АИС;
- проводит консультирование и оказывает методическую помощь специалистам, задействованным в формировании и ведении регионального банка данных, по работе с программным комплексом;
- осуществляет иные функции, связанные с формированием, ведением и использованием регионального банка данных в муниципальном образовании области.
VIII. Обмен данными между муниципальным и региональным уровнями регионального банка данных
8.1. В процессе формирования и ведения регионального банка данных определяется два уровня участников:
- муниципальный уровень - территориальные комиссии и субъекты системы профилактики муниципальных районов (городских округов) области;
- региональный уровень - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Белгородской области.
8.2. Региональный банк данных имеет иерархичную структуру уровней участников регионального банка данных.
8.3. Информация, подлежащая вводу в региональный банк данных, формируется субъектами системы профилактики.
8.4. Для защиты данных, находящихся в региональном банке данных, от возможных повреждений производится резервное копирование базы данных.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.