Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
администрации
Токаревского сельского поселения
N 19 от 18.05.2021 г.
Программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области на период до 2025 года"
Паспорт
программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области"
Наименование Программы |
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области на период до 2025 года |
Заказчик Программы |
Администрация муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области |
Координатор Программы |
Администрация муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области |
Разработчик Программы |
Акционерное общество "Рязанский центр энергоэффективности" |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями на 26 июля 2019 года); Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 г. N 161 "Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" |
Исполнители Программы |
Администрация муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области, структурные подразделения администрации Касимовского района, отраслевые (функциональные) органы администрации Касимовского района, муниципальные учреждения, осуществляющие исполнение конкретных мероприятий муниципальной программы. |
Цели и задачи Программы |
Снижение энергоемкости муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области. Стимулирование рационального использования топливно-энергетических ресурсов потребителями посредством комплексного оснащение средствами учета, контроля и автоматического регулирования потребления энергоносителей на производстве и в быту; Формирование и запуск механизмов инвестирования, а также стимулирование внебюджетных инвестиций, в том числе привлечение средств потребителей, путем государственной поддержки реализации проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности; |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
целевые показатели, характеризующие оснащенность приборами учета используемых энергетических ресурсов; целевые показатели, характеризующие уровень использования источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, и (или) возобновляемых источников энергии; целевые показатели в государственном секторе; целевые показатели в жилищном фонде; целевые показатели в промышленности, энергетике и системах коммунальной инфраструктуры; целевые показатели в транспортном комплексе; дополнительные целевые показатели. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2021 - 2025 гг. |
Перечень подпрограмм |
Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности администрации муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области. |
Перечень основных мероприятий |
по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилищном фонде; по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда, в том числе по проведению энергоэффективного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры, направленных в том числе на развитие жилищно-коммунального хозяйства; по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций; по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов; по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проведению мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов; по увеличению количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии; по энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, альтернативными видами моторного топлива - природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, электрической энергией, иными альтернативными видами моторного топлива с учетом доступности использования, близости расположения к источникам природного газа, газовых смесей, электрической энергии, иных альтернативных видов моторного топлива и экономической целесообразности такого замещения; по информационному обеспечению энергоэффективных мероприятий, в том числе информированию потребителей энергетических ресурсов об указанных мероприятиях и о способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности. |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования - 28 тыс. руб., в том числе за счет бюджетных источников - 28 тыс. руб., за счет внебюджетных источников - 000 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Формирование энергоэффективной и энергобезопасной модели развития муниципального образования. Снижение финансовой нагрузки на потребителей, в первую очередь население, по оплате используемых топливно-энергетических ресурсов, за счет повышения их рационального использования. Высвобождение дополнительных бюджетных средств за счет оптимизации энергопотребления для решения приоритетных задач. Повышение качества жизни населения за счет повышения надежности и эффективности поставок топливно-энергетических ресурсов. Улучшение экологической ситуации в муниципальном образовании. |
Введение
Программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области на период до 2025 года" (далее Программа) разработана:
В соответствии с требованиями следующих документов:
Федеральный закон от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями на 26 июля 2019 года);
Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 г. N 161 "Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации";
Приказ Министерства регионального развития РФ от 17.02.2010 года N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Приказ Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014 г. N 398 "Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации".
Постановление Правительства РФ от 7 октября 2019 года N 1289 "О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды" (с изменениями на 23 июня 2020 года).
Приказ Министерства экономического развития РФ от 15 июля 2020 года N 425 "Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды"
На основании (с использованием данных) следующих документов:
Генеральный план муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области утверждённый решением Совета депутатов муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области от 26.11.2013 года N 134;
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Токаревского сельского поселения на период 2017 - 2019 годы, утвержденная постановлением администрации муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области от 25.08.2016 г. N 63;
Прогноз социально-экономического развития Токаревского сельского поселения Касимовского муниципального района Рязанской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденный постановлением администрации муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области от 13.11.2020 г. N 33;
Схема теплоснабжения муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области, утвержденная постановлением администрации Касимовского муниципального района от 02.07.2019 г. N 856 (Приложение 18);
Схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области, утвержденная постановлением администрации Касимовского муниципального района от 23.08.2019 г. N 1042 (Приложение 17);
Программа включает в себя:
анализ тенденций и проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования;
цели, задачи и основные направления развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования;
перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации программы;
информацию об источниках финансирования мероприятий с указанием отдельно бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
В программе обеспечивается принцип согласованности и увязка с действующими на уровне муниципального образования программами в области развития жилищно-коммунального хозяйства и иных документов стратегического планирования.
1. Краткая характеристика муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области
Муниципальное образование - Токаревское сельское поселение является самостоятельным муниципальным образованием в составе Касимовского муниципального района.
Токаревское сельское поселение образовано в соответствии с законом Рязанской области от 07.10.2004 года N 82-ОЗ "О наделении муниципального образования - Касимовский муниципальный район статусом муниципального района, об установлении его границ и границ муниципальных образований, входящих в его состав".
Границы муниципального образования определены в Законе Рязанской области от 08 мая 2008 года N 60-ОЗ "Об утверждении границы муниципального образования - Касимовский муниципальный район Рязанской области и границы муниципальных образований, входящих в его состав".
Территория муниципального образования Токаревское сельское поселение входит в состав Касимовского муниципального района Рязанской области. Поселение, расположено в юго-западной части Касимовского муниципального района и граничит:
на западе |
с территорией Крутоярского сельского поселения Касимовского района Рязанской области; |
на северо-западе |
с территорией Крутоярского сельского поселения Касимовского района Рязанской области; |
на севере |
с территорией Овчинниковского сельского поселения Касимовского района Рязанской области; |
на северо-востоке |
с территорией Овчинниковского сельского поселения Касимовского района Рязанской области; |
на востоке |
с территорией Первинского сельского поселения Касимовского района Рязанской области; |
на юго-востоке |
с территорией Первинского сельского поселения Касимовского района Рязанской области; |
на юге |
с территорией Шостьинского сельского поселения Касимовского района Рязанской области; |
на юго-западе |
с территорией Ерахтурского сельского поселения Шиловского района Рязанской области; |
Административный центр Токаревского сельского поселения - Село Токарево.
В состав сельского поселения входят 7 населенных пунктов, в которых проживает 598 человек.
Село Токарево |
484 человек |
Деревня Сорокино |
30 человек |
Деревня Сидорово |
24 человека |
Село Лом |
27 человек |
Деревня Бреево |
14 человек |
Деревня Шепелево |
11 человек |
Деревня Захарово |
8 человек |
Почти половина жилого фонда используется как дачи, поэтому в летний период население может увеличиваться в 1,5 раза.
На территории сельского поселения действуют:
- Учреждения/организации муниципального образования (поселения):
Администрация муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области |
- Учреждения/организации с участием государства или муниципального образования (района) осуществляющие свою деятельность на территории поселения
Учреждения культуры | |
|
Токаревский сельский дом культуры (МУК МОМЦ Касимовского района Рязанской области) |
|
Токаревская сельская библиотека (МУК "Центральная районная межпоселенческая библиотека Касимовского муниципального района") |
Учреждения образования | |
|
Токаревская основная общеобразовательная школа (МОУ "Крутоярская СОШ") |
Учреждения здравоохранения | |
|
Токаревский ФАП (ГБУ РО "Касимовский ММЦ") |
Предприятия ЖКХ | |
Прочие | |
|
Почтовое отделение 391335 АО "Почта России" |
- Частные предприятия и организации зарегистрированные в поселении:
Сельское хозяйство | |
|
ООО "Новая жизнь" |
Промышленность | |
Торговля | |
|
ИП Шувалов А.П. Магазин "Галинка" |
Услуги |
Организации топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства действующие на территории поселения:
Электроснабжение | |
|
ПАО "Рязанская энергетическая сбытовая компания" |
|
Касимовский РЭС филиала "Рязаньэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья" |
Газоснабжение | |
|
ООО "Газпром межрегионгаз Рязань" |
|
"Касимовгоргаз" филиал АО "Газпром газораспределение Рязанская область" |
Водоснабжение | |
|
МКП "Касимовское ЖКХ" |
Утилизация отходов | |
|
ООО "Эко-Пронск" |
Жилищный фонд муниципального образования - Токаревское сельское поселение насчитывает 440 домов, многоквартирных домов в поселении нет.
Состояние жилищно-коммунального хозяйства поселения представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Жилищно-коммунальное хозяйство |
Единица измерения |
2020 г. |
Общая площадь жилищного фонда - всего |
тыс. кв. м |
13,2 |
в том числе: |
|
|
муниципальный жилищный фонд |
тыс. кв. м |
0,2 |
ведомственный жилищный фонд |
тыс. кв. м |
- |
жилищный фонд, находящийся в личной собственности |
тыс. кв. м |
13 |
Число домовладений (квартир) |
единиц |
440 |
Общая площадь жилищного фонда, находящегося в ветхом и аварийном состоянии, всего |
тыс. кв. м |
- |
в том числе: - муниципального |
тыс. кв. м |
- |
Оборудование жилищного фонда (в % к размеру общей площади) |
|
|
водопроводом |
% |
57,2 |
канализацией |
% |
- |
горячим водоснабжением |
% |
- |
газоснабжением |
% |
61 |
центральным отоплением |
% |
- |
Водоснабжение |
|
0,33 |
Мощность водозаборных сооружений |
тыс. куб. м в сутки |
10,5 |
Протяженность уличной водопроводной сети |
км |
|
Канализация |
|
|
Мощность очистных сооружений |
тыс. куб. м в сутки |
- |
Протяженность |
км |
- |
Теплоснабжение |
|
|
Мощность источников теплоснабжения* |
Гкал/час |
- |
Протяженность тепловых сетей* |
км |
- |
Газификация |
|
|
Протяженность газовых сетей |
км |
|
Число газифицированных жилых домов (квартир), всего: |
единиц |
15 |
в том числе: |
|
294 |
сетевым газом |
единиц |
|
сжиженным газом |
единиц |
269 |
2. Анализ проблем, задачи, основные направления развития, перечень мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования
2.1. Жилой фонд и инфраструктура
Жилищный фонд муниципального образования - Токаревское сельское поселение насчитывает 440 жилых домов:
Индивидуальные жилые дома;
Многоквартирные жилые дома (МКД);
Большая часть домов используется как дачи преимущественно в летний сезон, и не имеет постоянных проживающих.
Таблица 2.
Населенные пункты |
Количество жилых домов всего |
Количество хозяйств используемых как дачи, штук |
Село Токарево |
185 |
31 |
Деревня Сорокино |
78 |
52 |
Деревня Сидорово |
34 |
18 |
Село Лом |
51 |
37 |
Деревня Бреево |
19 |
12 |
Деревня Шепелево |
33 |
20 |
Деревня Захарово |
41 |
34 |
Суммарная площадь жилых помещений на конец 2019 года составляла 13,2 тыс. кв. м.
Муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства на территории сельского поселения нет. Благоустройство и уличное освещение обеспечивает администрация сельского поселения.
Жилищный фонд полностью электрифицирован.
Теплоснабжение домохозяйств индивидуальное использующие в качестве топлива природный газ (294 домохозяйства) и твердое топливо (дрова).
Централизованным водоснабжением охвачено 60% жилого фонда поселения, более 95% (из числа находящихся в зонах централизованного водоснабжения) имеет вводы в водопроводную сеть.
Обеспеченность жилищного фонда приборами учета неоднородна по различным видам потребляемых ресурсов. Приборами учета электрической энергии (индивидуальными) и природного газа оборудованы все жилые дома. Коллективных (общедомовых) приборов учета нет. Приборами учета воды домохозяйства оснащены частично (~50%).
Наличие приборного учета энергетических ресурсов и воды является основным условием мотивации к повышению рационального использования данных ресурсов и энергосбережению в жилищном фонде.
Федеральным законом от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был предусмотрен переход на полный приборный учет в жилищном фонде до 01.01.2012 г.
На энергоэффективность жилого фонда большое влияние оказывает состояние ограждающих конструкций и внутренних инженерных систем.
Значительную долю жилищного фонда занимают дома до 1990-х годов постройки, многие из которых требуют текущих и капитальных ремонтов.
Проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилом фонде ограничена зонами ответственности (собственники жилья, ведомственные помещения и т.п.).
Таким образом основным мероприятием Программы является:
информационное обеспечение мероприятий, в том числе информированию потребителей энергетических ресурсов об указанных мероприятиях и о способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
А также, согласование мероприятий с программами энергосбережения и энергетической эффективности управляющих компаний и инвестиционными программами ресурсоснабжающих организаций.
2.2. Системы теплоснабжение муниципального образования
Системы теплоснабжения бюджетных учреждений и жилищно-коммунальной сферы Токаревского сельского поселения индивидуальные.
Теплоснабжение учреждений социальной сферы газовое индивидуальное. Теплоснабжение 269 газифицированных домовладений и учреждения социальной сферы осуществляется от индивидуальных газовых котлов (в среднем 10 - 25 кВт). Теплоснабжение остальных домовладений и учреждений осуществляется с использованием твердого топлива (дрова).
Применяемая в Токаревском сельском поселении индивидуальная система отопления не позволяет проводить точный учет расходования тепловой энергии и выявлять источники наибольших технически необоснованных потерь энергии, однако по результатам анализа данных по времени строительства основной части жилых домов можно сделать вывод, что жилищный фонд характеризуется значительной энергоемкостью, что свидетельствуют о наличии потенциала энергосбережения в домах Токаревского сельского поселения.
Основными проблемами в состоянии систем теплоснабжения, влияющими на уровень энергоэффективности и характеризующими потенциал ресурсосбережения, является несоответствие в части энергоэффективности существующих ограждающих конструкций современным требованиям.
Основными мероприятиями в системе теплоснабжения, направленными на энергосбережение (с учетом продолжающейся газификации и более широким использованием индивидуальных газовых отопительных установок), являются:
своевременное проведение модернизации зданий (реконструкций, ремонтов) с утеплением ограждающих конструкций, применением теплоотражающих экранов и энергосберегающих окон, утеплением дверей;
своевременная модернизация, ремонт, наладка и регулирование оборудования отопительных газовых установок, в т.ч. автоматики горелок;
своевременная промывка внутренних тепловых сетей, установка автоматических регуляторов теплового потока и изолирующих материалов.
Проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности ограничена зонами ответственности (собственники жилья, ведомственные помещения и т.п.).
Согласно N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности..." организации с участием государства или муниципального образования, организации осуществляющие регулируемые виды деятельности разрабатывают и реализуют свои программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Таким образом основным мероприятием Программы является:
проведение мероприятий по энергосбережению в сфере теплоснабжения на объектах муниципального образования (здание Администрации);
информационное обеспечение мероприятий, в том числе информированию потребителей энергетических ресурсов об указанных мероприятиях и о способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
А также, согласование мероприятий с программами энергосбережения и энергетической эффективности организаций осуществляющих свою деятельность на территории поселения, управляющих компаний и инвестиционными программами ресурсоснабжающих организаций.
2.3. Электроснабжение муниципального образования
Электроснабжение потребителей Токаревского сельского поселения централизованное, обеспечивает:
ПАО "Рязанская энергетическая сбытовая компания".
Передачу электроэнергии, технологическое присоединение и обслуживание сетей обеспечивает:
Касимовский РЭС филиала "Рязаньэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья".
В эксплуатации РЭС на территории поселения находятся трансформаторные подстанции питающие электрические сети жилых и общественных зданий, производственные помещения предприятий, оборудование сетевых организаций (газ, вода) и системы уличного освещения поселения.
Принимая во внимание, что мероприятия Программы в основном направлены на обеспечение надежности и качества энергоснабжения Токаревского сельского поселения, их реализация должна осуществляться в рамках инвестиционных программ (проектов) развития электросетевой организации. При этом необходимо учитывать мероприятия по энергосбережению.
Основное потребление электрической энергии в жилищном фонде происходит внутри жилых помещений на бытовые нужды населения. Основным фактором, влияющим на уровень потребления и рационального использования электроэнергии населением, является количество и энергоэффективность бытовых электроприборов. По сравнению с периодом строительства основной части жилищного фонда за последние годы, спектр использования бытовых электроприборов существенно расширился. Следствием этого является рост удельного потребления электрической энергии населением.
В структуре потребителей электрической энергии в Токаревском сельском поселении население составляет около более 90% от общего объема потребления.
рисунок не приводится
Обеспеченность приборами учета потребителей электрической энергии в целом по муниципальному образованию составляет около 100%.
Проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности ограничена зонами ответственности (собственники жилья, ведомственные помещения и т.п.).
Общий объем потребления электроэнергии достаточно стабилен. Экономия электрической энергии населением может быть достигнута (при условии сохранения качества электроснабжения) за счет сокращения общедомового потребления в многоквартирных домах, а также применения бытовых приборов и осветительного оборудования с невысокой энергоемкостью.
Согласно N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности..." организации с участием государства или муниципального образования, организации осуществляющие регулируемые виды деятельности разрабатывают и реализуют свои программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Зоной ответственности в сфере электроснабжения поселения является системы уличного освещения.
Потребление электроэнергии на цели уличного освещения поселения в 2019 году составило 15,5 тыс. кВт.ч
Характеристика систем уличного освещения поселения в таблице 3.
Таблица 3.
Местоположение |
Тип осветительного прибора |
Мощность, Вт |
Количество, шт |
Село Токарево |
светильники светодиодные |
|
28 |
Деревня Сорокино |
светильники светодиодные |
|
20 |
Деревня Сидорово |
светильники светодиодные |
|
3 |
Село Лом |
светильники светодиодные |
|
5 |
Деревня Бреево |
светильники светодиодные |
|
1 |
Деревня Шепелево |
светильники светодиодные |
|
1 |
Деревня Захарово |
светильники светодиодные |
|
2 |
Приборный учет потребляемой электроэнергии на цели освещения не ведется. Систем автоматического включения - фотоэлементы.
Жилые дома полностью оснащены индивидуальными приборами учета.
Основными направлениями энергосбережения в системе электроснабжения являются замена осветительных приборов на более эффективные светодиодные. В Токаревском сельском поселении проведена должная реконструкция систем уличного освещения с установкой энергоэффективных светодиодных светильников, также в управлении работы уличного освещения используются элементы автоматического управления (фотоэлементы).
Таким образом основными мероприятиями Программы является:
проведение мероприятий по энергосбережению в сфере электроснабжения в учреждениях муниципального образования;
информационное обеспечение мероприятий, в том числе информированию потребителей энергетических ресурсов об указанных мероприятиях и о способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
А также, согласование мероприятий с программами энергосбережения и энергетической эффективности организаций осуществляющих свою деятельность на территории поселения, управляющих компаний и инвестиционными программами ресурсоснабжающих организаций.
2.4. Системы газоснабжение муниципального образования
На сегодняшний день газовые сети подведены в четырех населенных пунктах поселения (c. Токарево, д. Сорокино, д. Сидорово, с. Лом). Согласно муниципальным программам в дальнейшем планируется расширение газификации.
Газоснабжение в поселении обеспечивает:
ООО "Газпром межрегионгаз Рязань".
Услуги по транспортировке природного газа оказывает:
филиал АО "Газпром газораспределение Рязанская область" "Касимовгоргаз".
На территории Токаревского сельского поселения эксплуатируется 15 км газовых сетей различного значения. Газовые сети находятся в удовлетворительном состоянии.
В настоящее время в Токаревском сельском поселении газифицировано природным газом 445 домовладения и почти все учреждения.
Уровень газификации жилого фонда поселения отображена в таблице 4.
Таблица 4.
Населенные пункты |
Количество жилых домов всего |
Количество домохозяйств/квартир с централизованным газоснабжением |
Село Токарево |
185 |
177 |
Деревня Сорокино |
78 |
35 |
Деревня Сидорово |
34 |
25 |
Село Лом |
51 |
32 |
Деревня Бреево |
19 |
0 |
Деревня Шепелево |
33 |
0 |
Деревня Захарово |
41 |
0 |
С применением приборов учета реализуется 100% объемов газа.
На территории Токаревского сельского поселения автозаправочных газовых станций нет, ближайшие автозаправочные газовые станции, обеспечивающие сжиженным углеводородным газом автомобили, находится на расстоянии 15 км.
Энергосбережение в сфере газоснабжения Токаревского сельского поселения целесообразно проводить по следующим направлениям:
снижение потребления и повышение эффективности использования газа у потребителей, в т.ч. при выработке тепловой энергии в индивидуальных источниках тепла.
Проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности ограничена зонами ответственности (собственники жилья, ведомственные помещения и т.п.).
Согласно N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности..." организации с участием государства или муниципального образования, организации осуществляющие регулируемые виды деятельности разрабатывают и реализуют свои программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Таким образом, основным мероприятием Программы является:
проведение мероприятий по энергосбережению в сфере теплоснабжения на объектах муниципального образования (здание Администрации);
информационное обеспечение мероприятий, в том числе информирование потребителей энергетических ресурсов об указанных мероприятиях и о способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
А также, согласование мероприятий с программами энергосбережения и энергетической эффективности организаций осуществляющих свою деятельность на территории поселения, управляющих компаний и инвестиционными программами ресурсоснабжающих организаций.
2.5. Водоснабжение и водоотведение муниципального образования
Централизованное водоснабжение потребителей в Токаревском сельском поселении существует в 2 населенных пунктах (с. Токарево, д. Сорокино), в остальных населенных пунктах Токаревского сельского поселения используются шахтные колодцы или индивидуальные источники водоснабжения.
В 3 населенных пунктах (д. Сидорово, д. Шепелево, с. Лом) имеются системы летнего (технического водоснабжения).
Водоотведение во всём поселении индивидуальное (выгребные ямы).
Согласно схеме водоснабжения централизованное водоснабжение потребителей Токаревского сельского поселения и летние водопроводы обеспечивают 5 ВЗУ с артезианскими скважинами, оснащенными электрическими погружными насосами и водонапорные башни, водопроводные сети общей протяженностью 10,5 км в 2 населенных пунктах (охватывают всю территорию населенных пунктов).
Водоснабжение в поселении, техническое присоединение, обслуживание водопроводных сетей и ВЗУ обеспечивает:
- МКП "Касимовское ЖКХ".
Согласно схеме водоснабжения поселения нормативный структурный баланс потребление воды в Токаревском поселении в среднем отображен на диаграмме.
рисунок не приводится
Основная доля потребления воды приходится на население (более 70%).
Доля домохозяйств ведущих приборный учет из числа домохозяйств подключенных к водопроводной сети ~30%.
Состояние водопроводной сети неудовлетворительное. Нуждается в замене около 70% водопроводных сетей. Значительное количество требующих замены водопроводных сетей приводит к увеличению количества аварий в сетях, в результате значительно растут потери воды и эксплуатационные расходы на содержание систем водоснабжения. В производственной программе обслуживающей организации потери составляют 4,5%.
Учитывая вышесказанное в системах водоснабжения и водоотведения можно выделить следующие основные проблемы:
отсутствие приборов учета в сфере водоснабжения потребителей;
потери воды в сетях, обусловленные высокой степенью износа сетей.
Основными мероприятиями в системе водоснабжения, направленными на энергосбережение, являются:
реконструкция водопроводных сетей, с заменой участков, непригодных к эксплуатации и эксплуатируемых сверх нормативных сроков эксплуатации;
установка приборов учета в точках поставки воды, в т.ч. оказание содействия населению в установке приборов учета.
Проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности ограничена зонами ответственности (собственники жилья, производственные потребители и т.п.).
Согласно N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности..." организации с участием государства или муниципального образования, организации осуществляющие регулируемые виды деятельности разрабатывают и реализуют свои программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Таким образом основным мероприятием Программы является:
информационное обеспечение мероприятий, в том числе информирование потребителей энергетических ресурсов об указанных мероприятиях и о способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
А также, согласование мероприятий с программами энергосбережения и энергетической эффективности организаций осуществляющих свою деятельность на территории поселения, управляющих компаний и инвестиционными программами ресурсоснабжающих организаций.
2.6. Транспортная сфера муниципального образования
В Токаревском сельском поселении имеется 2 маршрута пассажирского автомобильного транспорта внутрирайонного сообщения, обеспечивающие бесперебойное движение пассажиров Токаревского сельского поселения.
В Токаревском сельском поселении автозаправочных станций нет. Ближайшая автозаправочная станция расположена рядом с п. Крутоярский.
В Токаревском сельском поселении эксплуатировалась 1 единица муниципальной автотранспортной техники (администрация Токаревского сельского поселения - легковой автомобиль), использующие бензин в качестве топлива.
Одной из основных путей энергосбережения в транспортной сфере муниципального образования в рамках настоящей Программы рассматривается снижение потребления бензина за счет переоборудования транспортных средств для работы на компримированном газе (КПГ), сжиженном углеводородном газе (СУГ) или в комбинированном режиме.
Установка на автотранспорт приборов регистрации параметров движения также влияет на улучшение энергоэффективности работы автотранспорта.
Проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности ограничена зонами ответственности (частные и ведомственные владельцы).
Согласно N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности..." организации с участием государства или муниципального образования, организации осуществляющие регулируемые виды деятельности разрабатывают и реализуют свои программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Таким образом основным мероприятием Программы является:
проведение мероприятий по энергосбережению в транспортной сфере Администрации муниципального образования;
информационное обеспечение мероприятий, в том числе информирование потребителей энергетических ресурсов об указанных мероприятиях и о способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
3. Перечень мероприятий, объем и источники финансирования
Основные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Муниципальном образовании - Токаревское сельское поселение, являющимся самостоятельным муниципальным образованием в составе Касимовского муниципального района - это технические мероприятия в отношении объектов и структур находящихся в зоне ответственности муниципального образования:
Учреждения - Администрация муниципального образования
Системы уличного освещения поселения
Мероприятия в других сферах это организационные мероприятия:
Информационное обеспечение
Пропаганда энергосбережения
Согласование мероприятий в области энергосбережения и энергетической эффективности с организациями действующими на территории поселения
Перечень программных мероприятий в отношении учреждений рассмотрен в Подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Администрации муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области до 2025 года".
Перечень Программных мероприятий приведен в Таблице 6.
Нумерация таблиц приводится в соответствии с источником
Таблица 6.
N |
Наименование мероприятия программы |
2021 - 2025 гг. |
||||
Финансовое обеспечение реализации мероприятий |
Экономия топливно-энергетических ресурсов в год |
|||||
в натуральном выражении |
в стоимостном выражении, тыс. руб. |
|||||
источник |
объем, тыс. руб. |
кол-во |
ед. изм. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Организационные мероприятия |
ФБ |
|
х |
х |
х |
ОБ |
|
|||||
МБ |
10 |
|||||
ВИ |
|
|||||
2 |
Мероприятия программы Администрации поселения |
ФБ |
|
х |
х |
9 |
ОБ |
|
|||||
МБ |
18 |
|||||
ВИ |
|
|||||
Итого по мероприятиям |
28 |
х |
х |
|
ФБ - федеральный бюджет (целевая субсидия)
ОБ - областной бюджет (в рамках госпрограммы учредителя)
МБ - муниципальный бюджет (в рамках муниципальной программы по энергосбережению)
ВИ - внебюджетные источники
Внебюджетными источниками являются:
в сферах деятельности организаций коммунального комплекса (теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, электроснабжения) - средства организаций коммунального комплекса, получаемые от потребителей за счет установления тарифов, надбавок к тарифам и тарифов на подключение. Условием привлечения данных внебюджетных источников является обеспечение доступности оплаты ресурсов потребителями с учетом надбавок к тарифам и тарифов на подключение (присоединение);
в транспортном комплексе, промышленности - собственные средства организаций, получаемые от потребителей (в том числе, за счет установления тарифов);
в жилищной сфере:
средства собственников помещений в многоквартирных домах и собственников жилых домов;
средства управляющих организаций, товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов.
Важным источником внебюджетного финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности является энергосервисный контракт (договор).
Энергосервисные контракты - новый тип гражданско-правовых договоров, направленный на внедрение энергосберегающих технологий, введенный федеральным законом об энергоэффективности N 261-ФЗ. Данный договор предполагает выполнение специализированной энергосервисной компанией полного комплекса работ по внедрению энергосберегающих технологий на предприятии заказчика за счет средств энергосервисной компании. Оплата за привлеченные финансовые ресурсы и выполненные энергосервисной компанией работы производится заказчиком после внедрения проекта, за счет средств, сэкономленных при внедрении энергосберегающих технологий.
4. Социально-экономические аспекты Программы
Основными предпосылками, определяющими необходимость решения проблем энергосбережения и повышения энергетической эффективности программными методами, являются:
тесная взаимосвязанность уровня энергосбережения и эффективности использования энергетических ресурсов и уровня социально-экономического развития Токаревского сельского поселения;
объективность и масштабность существующих проблем в сфере использования топливно-энергетических ресурсов.
Использование топливно-энергетических ресурсов имеет значительную социальную составляющую. Одним из основных потребителей энергетических ресурсов является жилищно-коммунальное хозяйство (предоставление услуг электроснабжения, водоснабжения и газоснабжения). Неэффективное использование ресурсов приводит к увеличению стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Неэффективное использование топливно-энергетических ресурсов приводит и к неэффективным расходам бюджета муниципального образования.
Использование топливно-энергетических ресурсов неразрывно связано с экологической безопасностью. Экологическая составляющая является важным фактором, определяющим условия и качество жизни населения в области. Поэтому повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов должно привести к соответствующему снижению нагрузки на окружающую среду.
5. Управление и контроль за ходом выполнения Программы
Реализация Программы осуществляется администрацией учреждения.
Основными функциями Администрации муниципального образования - Касимовский муниципальный район Рязанской области по реализации Программы являются:
реализация мероприятий Программы;
заключение соглашений с организациями, участвующими в реализации Программы;
подготовка и уточнение ежегодного перечня программных мероприятий и финансовых потребностей на их реализацию, при этом могут быть включены дополнительные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с учетом опыта реализации Программы;
организационное, техническое и методическое содействие организациям, участвующим в реализации Программы;
утверждение или подготовка к утверждению проектов документов, необходимых для реализации Программы;
осуществление оценки эффективности исполнения Программы.
6. Оценка рисков реализации Программы
К обязательствам, возникновение которых может негативно отразиться на реализации Программы в целом и не позволит достичь плановых значений показателей, относятся риски:
сокращение финансирования мероприятий Программы;
отсутствие внебюджетных источников;
невыполнение организациями действующими на территории поселения запланированных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
невыполнение собственниками жилых и общественных помещений требований по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Для минимизации указанных рисков, в ходе реализации Программы, предусматривается регулярный анализ и при необходимости корректировка показателей Программы; создание эффективной системы управления на основе четкого распределения полномочий и ответственности исполнителей Программы.
7. Целевые показатели и индикаторы Программы
Целевые показатели и индикаторы Программы в соответствии с Требованиями к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденными постановлением правительства РФ от 11.02.2021 N 161 приведены в таблице 7.
Таблица 7.
|
|
Единица измерения |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
1 |
целевые показатели, характеризующие оснащенность приборами учета используемых энергетических ресурсов |
||||||
1.1 |
доля многоквартирных домов, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов в общем числе многоквартирных домов |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
1.2 |
доля жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях), оснащенных индивидуальными приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов в общем количестве жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях) (процентов); |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
1.3 |
доля потребляемых государственными (муниципальными) учреждениями природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и воды, приобретаемых по приборам учета, в общем объеме потребляемых природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и воды государственными (муниципальными) учреждениями (процентов). |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2 |
целевые показатели, характеризующие уровень использования источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, и (или) возобновляемых источников энергии |
||||||
2.1 |
доля тепловой энергии, отпущенной в тепловые сети от источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, в общем объеме производства тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения (процентов); |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
2.2 |
ввод мощностей генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт (МВт) |
|
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
целевые показатели в государственном секторе |
||||||
3.1 |
удельный расход тепловой энергии зданиями и помещениями учебно-воспитательного назначения |
Гкал/кв. м |
- |
- |
- |
- |
- |
3.2 |
удельный расход электрической энергии зданиями и помещениями учебно-воспитательного назначения |
кВт·ч/кв. м |
- |
- |
- |
- |
- |
3.3 |
удельный расход тепловой энергии зданиями и помещениями здравоохранения и социального обслуживания населения |
Гкал/кв. м |
- |
- |
- |
- |
- |
3.4 |
удельный расход электрической энергии зданиями и помещениями здравоохранения и социального обслуживания населения |
кВт·ч/кв. м |
- |
- |
- |
- |
- |
3.5 |
объем потребления дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля и воды государственным (муниципальным) учреждением |
т, м, Гкал, кВт·ч |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
целевые показатели в жилищном фонде |
|
|
|
|
|
|
4.1 |
доля многоквартирных домов, имеющих класс энергетической эффективности "В" и выше |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
4.2 |
удельный расход тепловой энергии в многоквартирных домах |
Гкал/кв. м |
- |
- |
- |
- |
- |
4.3 |
удельный расход электрической энергии в многоквартирных домах |
кВт·ч/м |
- |
- |
- |
- |
- |
4.4 |
удельный расход холодной воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя) |
куб. м/чел |
- |
- |
- |
- |
- |
4.5 |
удельный расход горячей воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя) |
куб. м/чел |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
целевые показатели в промышленности, энергетике и системах коммунальной инфраструктуры |
||||||
5.1 |
энергоемкость промышленного производства для производства 3 видов продукции, работ (услуг), составляющих основную долю потребления энергетических ресурсов на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в сфере промышленного производства |
т.у.т/ед. продукции |
- |
- |
- |
- |
- |
5.2 |
удельный расход топлива на отпуск электрической энергии тепловыми электростанциями |
г.у.т/кВт·ч |
- |
- |
- |
- |
- |
5.3 |
удельный расход топлива на отпущенную тепловую энергию с коллекторов тепловых электростанций |
г.у.т/кВт·ч |
- |
- |
- |
- |
- |
5.4 |
удельный расход топлива на отпущенную с коллекторов котельных в тепловую сеть тепловую энергию |
кг.у.т/Гкал |
- |
- |
- |
- |
- |
5.5 |
доля потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в общем объеме переданной электрической энергии |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
5.6 |
доля потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
5.7 |
доля энергоэффективных источников света в системах уличного освещения |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
6 |
целевые показатели в транспортном комплексе |
||||||
6.1 |
количество высокоэкономичных по использованию моторного топлива и электрической энергии (в том числе относящихся к объектам с высоким классом энергетической эффективности) транспортных средств, относящихся к общественному транспорту, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) |
единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
6.2 |
количество транспортных средств, использующих природный газ, газовые смеси, сжиженный углеводородный газ в качестве моторного топлива, регулирование тарифов на услуги по перевозке на которых осуществляется субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) |
единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
6.3 |
количество транспортных средств (включая легковые электромобили) с автономным источником электрического питания, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) |
единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
6.4 |
количество электромобилей легковых с автономным источником электрического питания, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) |
единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
6.5 |
количество транспортных средств с автономным источником электрического питания, относящихся к общественному транспорту, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) |
единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
7 |
дополнительные целевые показатели (по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) |
||||||
7.1 |
количество энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами государственной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления), предметом которых является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на территории указанного субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (единиц); |
единиц |
- |
1 |
- |
- |
- |
7.2 |
объем субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги из бюджета соответствующего уровня |
тыс. рублей |
- |
- |
- |
- |
- |
7.3 |
доля энергоэффективных капитальных ремонтов многоквартирных домов в общем объеме проведенных капитальных ремонтов многоквартирных домов на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
7.4 |
доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
7.5 |
доля объема тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
7.6 |
доля объема холодной воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) |
% |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
7.7 |
доля объема горячей воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
7.8 |
доля объема природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
7.9 |
доля объема энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
7.10 |
удельный расход тепловой энергии на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 кв. метр общей площади); |
Гкал/кв. м |
- |
- |
- |
- |
- |
7.11 |
удельный расход электрической энергии на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 кв. метр общей площади); |
кВт·ч/кв. м |
28,38 |
28,38 |
28,38 |
28,38 |
28,38 |
7.12 |
удельный расход холодной воды на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 человека) |
куб. м/чел |
- |
- |
- |
- |
- |
7.13 |
удельный расход горячей воды на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 человека) |
куб. м/чел |
- |
- |
- |
- |
- |
7.14 |
удельный расход природного газа на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 человека) |
куб. м/чел |
227 |
223 |
219 |
215 |
210 |
7.15 |
доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
7.16 |
удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды |
Гкал/куб. м |
- |
- |
- |
- |
- |
7.17 |
удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объема воды, отпускаемой в сеть |
кВт·ч/куб. м |
- |
- |
- |
- |
- |
7.18 |
удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объема транспортируемой воды |
кВт·ч/куб. м |
- |
- |
- |
- |
- |
7.19 |
удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод, на единицу объема очищаемых сточных вод |
кВт·ч/куб. м |
- |
- |
- |
- |
- |
7.20 |
удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки сточных вод, на единицу объема транспортируемых сточных вод |
кВт·ч/куб. м |
- |
- |
- |
- |
- |
Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Администрации муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области до 2025 года"
1. Определение и анализ топливно-энергетического хозяйства и потенциал энергосбережения Администрации Токаревского сельского поселения Касимовского района
1.1. Характеристика зданий, помещений и анализ топливно-энергетического хозяйства учреждения
Потребителями ресурсов в Администрации муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области в настоящее время является отдельно стоящее здание с централизованным электроснабжением, теплоснабжением от собственного газового АТП.
Здание Администрации муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области, одноэтажное, имеет:
фундамент каменный;
стены кирпичные;
крыша скатная.
Общая площадь здания - 36,4 кв. м.
Для нормального функционирования учреждение использует следующие виды ресурсов: электрическая энергия и природный газ (с 2020 года), поставляемые централизованно и моторное топливо, закупаемое самостоятельно.
Электроснабжение Администрации Токаревского сельского поселения обеспечивает:
ПАО "Рязанская энергетическая сбытовая компания".
Услуги по передаче электроэнергии оказывает:
Касимовский РЭС филиала "Рязаньэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья".
Снабжение Токаревского сельского поселения природным газом осуществляет:
ООО "Газпром межрегионгаз Рязань".
Услуги по транспортировке природного газа оказывает:
филиал АО "Газпром газораспределение Рязанская область" "Касимовгоргаз".
Состояние дел с потреблением топливно-энергетических ресурсов Администрации муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области отражены в таблице 1.
Таблица 1.
N |
Общие сведения |
Ед. изм. |
|
||
2017 |
2018 |
2019 |
|||
1 |
2 |
3 |
10 |
11 |
12 |
1 |
Расход ТЭ, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета |
Гкал |
|
|
|
2 |
Площадь помещений, в которых расчеты за ТЭ осуществляют с использованием приборов учета |
кв. м. |
|
|
|
3 |
Расход ТЭ, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов |
Гкал |
|
|
|
4 |
Площадь помещений, в которых расчеты за ТЭ осуществляют с применением расчетных способов |
кв. м. |
0 |
0 |
0 |
5 |
Расход воды на снабжение учреждения, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета |
куб. м. |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
6 |
Численность пользователей в помещениях, где расчеты за воду осуществляются с использованием приборов учета |
чел. |
0 |
0 |
0 |
7 |
Расход воды на снабжение учреждения, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов |
куб. м. |
0 |
0 |
0 |
8 |
Численность пользователей в помещениях, где расчеты за воду осуществляются с применением расчетных способов |
чел. |
0 |
0 |
0 |
9 |
Расход ЭЭ, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета |
кВт.ч |
1040 |
1313 |
1033 |
10 |
Площадь помещений, в которых расчеты за ЭЭ осуществляются с использованием приборов учета |
кв. м. |
36,40 |
36,40 |
36,40 |
11 |
Расход ЭЭ, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов |
кВт.ч |
|
|
|
12 |
Площадь помещений, в которых расчеты за ЭЭ осуществляют с применением расчетного способа |
кв. м. |
|
|
|
13 |
Объем природного газа, потребляемого (используемого) учреждением |
тыс. куб. м. |
0 |
0 |
0 |
14 |
Объем природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета |
тыс. куб. м. |
0 |
0 |
0 |
15 |
Расходы на обеспечение ТЭР |
тыс. руб. |
88,08 |
91,50 |
90,99 |
18 |
Общее количество отдельно расположенных объектов, потребляющих ТЭР |
шт. |
2 |
2 |
2 |
19 |
Количество объектов, в отношении которых проведено обязательное энергетическое обследование |
шт. |
|
|
|
20 |
Число заключенных энергосервисных договоров (контрактов) |
шт. |
|
|
|
21 |
Общее количество договоров на обеспечение ТЭР |
шт. |
2 |
2 |
2 |
22 |
Объем товаров, работ, услуг, закупаемых в соответствии с требованиями энергетической эффективности |
тыс. руб. |
1 |
1 |
1 |
23 |
Количество транспорта в учреждении |
ед. |
1 |
1 |
1 |
24 |
Количество высокоэкономичных по использованию моторного топлива (в т.ч. относящихся к объектам с высоким классом энергетической эффективности) транспортных средств |
ед. |
|
|
|
25 |
Количество транспорта, в отношении которого проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в т.ч. по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом |
ед. |
|
|
|
Принятые сокращения:
ТЭР - топливно-энергетические ресурсы;
ЭЭ - электрическая энергия;
ТЭ - тепловая энергия.
Ниже на диаграмме приведена структура будущих затрат потребления ТЭР учреждением, в денежном выражении.
рисунок не приводится
Как видно из приведенной выше диаграммы, финансовые затраты учреждения приходящиеся на моторное топливо, природный газ и электрическую энергию 83%, 7% и 10% соответственно от общих финансовых затрат на потребляемые виды ресурсов.
В администрации муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области организован приборный учет:
электроэнергии;
природного газа.
Во всём здании установлены новые энергоэффективные окна.
Освещение помещений осуществляется с применением светодиодных ламп и светильников.
Администрация муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской имеет небольшой потенциал для проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
1.2. Определение целевого уровня снижения объема потребляемых учреждением ресурсов согласно Методических рекомендаций Минэкономразвития РФ
Базовым годом, по отношению к показателям которого на трехлетний период в 2020 году устанавливается целевой уровень снижения потребления ресурсов, является 2019 год.
Функционально-типологическая группа, к которой принадлежит учреждение согласно таблице П1-1, приложения 1* Методических рекомендаций утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.07.2020 N 425
Функционально-типологическая группа объектов - Административные здания.
Контролируемыми величинами, согласно постановлению Правительства РФ от 7.10.2019 г. N 1289 и Методических рекомендаций утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.07.2020 N 425 для данной функционально-типологической группы, являются удельный годовой расход, потенциал снижения потребления, целевой уровень экономии следующих ресурсов:
тепловая энергия на нужды отопления и вентиляции;
горячая вода;
холодная вода;
электроэнергия;
природный газ для целей приготовления пищи;
твердое топливо для целей отопления и вентиляции.
Фактически потребляемые учреждением ресурсы:
электрическая энергия;
природный газ (с 2020 года);
моторное топливо.
Удельные годовые расходы ресурсов учреждения (в том числе в сопоставимых условиях) рассчитываются по формулам п. 6.3 Методических рекомендаций утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.07.2020 N 425.
Потенциал снижения потребления ресурсов определяется согласно таблицам приложения 4 Методических рекомендаций утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.07.2020 N 425.
Таблица N 2
ресурс |
Удельный годовой расход |
Удельный годовой расход в сопоставимых условиях |
потенциал снижения потребления ресурса |
||
единица измерения |
значение |
единица измерения |
значение |
||
электрическая энергия |
кВт·ч/кв. м |
28,38 |
кВт·ч/кв. м |
28,38 |
0,0% |
тепловая энергия на нужды отопления и вентиляции (с учетом горячего водоснабжения или без) |
Гкал/кв. м |
0,178 |
Вт·ч/(кв. м°Ссутки) |
49,395 |
|
природный газ |
куб. м/кв |
25,00 |
куб. м/кв |
25,00 |
- |
моторное топливо |
тут/л |
0,00 |
тут/л |
0,00 |
- |
------------------------------
* справочно, расчетное
При достигнутом уровне удельного потребления электрической энергии, потенциал снижения потребления ресурса для данной функционально-типологической группы (согласно Методическим рекомендациям Минэкономразвития РФ) равен 0.
Методические рекомендации Минэкономразвития РФ, исходя из существующего удельного потребления природного газа, не регламентируют конкретный потенциал снижения потребления ресурса по природному газу используемому для производства тепловой энергии на нужды отопления и вентиляции. Также, методические рекомендации не указывают конкретного потенциала энергосбережения при рассчитанном удельном расходе моторного топлива.
Для объектов, не принадлежащих ни к одной из указанных в таблице П1-1 функционально-типологических групп, а также для ресурсов, не указанных в таблице П1-2 приложения 1 к настоящим Методическим рекомендациям, целевой уровень экономии ресурса на трехлетний период рекомендуется принимать равным 6%, или целевому уровню, установленному по итогам актуального энергетического обследования.
Целевой уровень экономии ресурса (ЦУЭ) определяется из таблиц приложения 4 Методических рекомендаций утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.07.2020 N 425 (потенциал снижения потребления ресурсов). Целевой уровень снижения потребления ресурсов (ЦУС) на трехлетний период определяется по формулам п. 7.2 Методических рекомендаций утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.07.2020 N 425.
Таблица N 3
ресурс |
ЦУЭ (целевой уровень экономии ресурса) |
ЦУС (целевой уровень снижения потребления ресурса) |
||||
единица измерения |
2021 |
2022 |
2023 |
Всего |
||
электрическая энергия |
0,0% |
кВт·ч/кв. м |
28,38 |
28,38 |
28,38 |
28,38 |
природный газ |
6,0% |
куб. м/кв |
24,63 |
24,25 |
23,5 |
23,5 |
моторное топливо |
6,0% |
т.у.т/л |
0,0013 |
0,0013 |
0,0012 |
0,0012 |
Выполнение требований постановления Правительства РФ от 7.10.2019 г. N 1289 не отменяет общих требований Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и проведение иных мероприятий направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности.
2. Анализ потребления и мероприятия по видам потребляемых ресурсов
2.1. Теплоснабжение Администрации Токаревского сельского поселения Касимовского района
Теплоснабжение учреждения осуществляется от собственного источника тепла, работающего на природном газе. Динамика потребления природного газа рассмотрена в соответствующем разделе.
Система теплоснабжения учреждения состоит из
источников тепловой энергии,
тепловых сетей,
отопительных приборов.
Источниками тепловой энергии (с 2020 года) является газовый котел.
В помещениях учреждения имеются разводящие тепловые трубы, находящиеся в хорошем состоянии (100% новых труб).
Приборы отопления, имеющиеся в учреждении:
алюминиевые радиаторы.
Наличие новых труб и радиаторов в системе отопления не снимает необходимости проведения мероприятий по промывке трубопроводов системы отопления для снижения тепловых и гидравлических потерь, за счёт удаления внутренних отложений с поверхностей отопительных приборов и разводящих трубопроводов.
На энергоэффективность в системе теплоснабжения большое влияние оказывает состояние ограждающих конструкций (в основном оконные и дверные проёмы).
В период действия предыдущих программ энергосбережения в учреждении установлены современные окна (100%).
Важным мероприятием для снижения теплопотребления является профилактика утепления входных проёмов (в здании имеется 1 входная группа).
Таким образом, мероприятиями в системе теплоснабжения, направленными на энергосбережение, являются профилактические мероприятия:
промывка систем отопления;
проведение профилактики утепления оконных и дверных проемов.
Так как в Администрации в качестве топлива в АТП используется природный газ, энергоэффективность в сфере теплоснабжения также будет отражаться на потреблении природного газа.
2.2. Газоснабжение Администрации Токаревского сельского поселения Касимовского района
Газоснабжение в Администрации муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области осуществляется (с 2020 года) централизованно.
Газоснабжение обеспечивает:
ООО "Газпром межрегионгаз Рязань".
Услуги по транспортировке природного газа оказывает:
филиал АО "Газпром газораспределение Рязанская область" "Касимовгоргаз".
Расчетное потребление природного газа учреждением ~0,9 тыс. куб. м.
Обеспеченность потребления природного газа приборами учета составляет 100%. Применяемый прибор учета соответствует нормативным требованиям.
Потребление газа учреждением должно быть стабильно, колебания расхода потребления природного газа могут быть связаны с погодными явлениями. Также оказывает влияние на потребление состояние газопотребляющего оборудования.
Газовые сети находятся в удовлетворительном состоянии.
Непосредственным потребителем природного газа является газовый котёл в составе АТП.
Газовое оборудование в учреждении используется как элемент системы отопления, для выработки тепла. Поэтому мероприятия направленные на повышении энергоэффективности в газоснабжении - это мероприятия по экономии тепловой энергии, рассмотренные в разделе, посвященном теплоснабжению учреждения.
Методические рекомендации Минэкономразвития РФ, исходя из удельного потребления природного газа, не регламентируют потенциал снижения потребления ресурса по природному газу, используемому для производства тепловой энергии на нужды отопления и вентиляции.
Для объектов, не принадлежащих ни к одной из указанных в таблице П1-1 функционально-типологических групп, а также для ресурсов, не указанных в таблице П1-2 приложения 1 к настоящим Методическим рекомендациям, целевой уровень экономии ресурса на трехлетний период рекомендуется принимать равным 6%, или целевому уровню, установленному по итогам актуального энергетического обследования.
Таким образом, программными мероприятиями в сфере газоснабжения, направленными на энергосбережение, являются:
проведение мероприятий в сфере теплоснабжения учреждения.
2.3. Электроснабжение Администрации Токаревского сельского поселения Касимовского района
Электроснабжение Администрации Токаревского сельского поселения Касимовского муниципального района Рязанской области обеспечивает
- ПАО "Рязанская энергетическая сбытовая компания".
Объем потребления электрической энергии учреждением в отчетном году составил 1033 кВт.ч.
Услуги по передаче электроэнергии и технологическому присоединению оказывает
- Касимовский РЭС филиала "Рязаньэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья".
Обеспеченность потребления электрической энергии приборами учета составляет 100%. Применяемый прибор учета (СО-И4491ММ2-5) соответствует нормативным требованиям.
Ниже на диаграмме представлена динамика потребления электрической энергии учреждением относительно среднего потребления:
рисунок не приводится
Наблюдаемое незначительное повышение потребления электроэнергии связано с улучшением технической оснащённости и повышением уровня комфорта. Общая тенденция к снижению обусловлена проводимыми энергосберегающими мероприятиями.
В зданиях и помещениях имеются внутридомовые электрические сети, в т.ч. вводный и распределительный щит, сети электроосвещения (6 точек освещения) и электросети для работы:
оргтехники: компьютерная техника (3 ед.), периферийные устройства (3 ед.), средства связи.
бытовых электроприборов: холодильник, чайник и др.
оборудования АТП.
Общая установленная мощность электроприемников ~1,5 кВт (из которой системы освещения составляют ~25%).
Общая протяженность электрических сетей учреждения составляет ~200 м.
Освещение помещений и наружное осуществляется с применением:
светодиодных цокольных ламп мощностью 10 Вт (1 шт.);
светодиодных светильников - 60 Вт (4 шт.)
ламп накаливания - 75 Вт (1 шт.).
Основным мероприятием повышения энергоэффективности в сфере электроснабжения является замена осветительных приборов (особенно ламп накаливания) на более современные светодиодные.
Так как освещение в Администрации организовано в основном, с помощью однотипных цокольных, то замена источников освещения не потребует модернизации самой системы освещения. Сегодня на рынке присутствуют многочисленные предложения светодиодных ламп с цоколем Е27.
С учетом сегодняшних рыночных цен на светодиодные лампы и почти отсутствием затрат на их установку, окупаемость мероприятия будет в рамках действующей программы.
Пример модернизации системы освещения с заменой ламп накаливания 75 Вт на светодиодные лампы 10 Вт с цоколем Е27.
рисунок не приводится
Примерный расчет от модернизации системы освещения при замене всех имеющихся люминесцентных ламп представлено в таблице ниже.
Показатели |
С лампами накаливания |
Со светодиодными лампами |
Мощность единицы, Вт |
75 |
10 |
Количество ламп на замену |
1 |
1 |
Потребляемая мощность всего, кВт |
0,075 |
0,01 |
Световой поток лампы, лм |
930 |
900 |
Стоимость, руб |
|
100 |
Срок службы, час |
1500 |
25000 |
Эксплуатационные затраты за один год | ||
Количество часов работы в год |
400 |
400 |
Объем эл. энергии, потребляемой всеми светильниками за год |
30 |
4 |
В стоимостном выражении при тарифе 8 руб./кВт*ч |
240 |
32 |
Экономия от замены ламп накаливания на светодиодные лампы и срок окупаемости | ||
Экономия в натуральном выражении, кВт*ч |
26 |
|
Экономия в стоимостном выражении, руб. |
208 |
|
Совокупные затраты на модернизацию внутреннего освещения осуществляемого лампами накаливания, руб. |
100 |
|
Срок окупаемости мероприятия, лет. |
0,48 |
Срок окупаемости мероприятия при затратах на модернизацию систем освещения 100 руб., составит ~0,5 года.
При достигнутом уровне удельного потребления электрической энергии, потенциал снижения потребления ресурса для данной функционально-типологической группы (согласно Методическим рекомендациям Минэкономразвития РФ) равен 0.
Полная замена ламп накаливания дает расчётную экономию ~1%.
Таким образом, программными мероприятиями в системе электроснабжения, направленным на энергосбережение, являются:
- замена оставшихся ламп накаливания на светодиодные.
2.4. Водоснабжение Администрации Токаревского сельского поселения Касимовского района
Водоснабжение Администрации муниципального образования - Токаревского сельского поселения Касимовского муниципального района Рязанской области осуществляется сотрудниками из внешних источников воды.
2.5. Транспорт Администрации Токаревского сельского поселения Касимовского района
В Администрации муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области эксплуатируется 1 единица автотранспортной техники, потребляющая в качестве топлива бензин АИ-92:
легковой автомобиль Лада Гранда.
За отчетный год было использовано 2000 литров моторного топлива.
Методические рекомендации Минэкономразвития РФ не указывают конкретного потенциала энергосбережения при рассчитанном удельном расходе топлива.
Для объектов, не принадлежащих ни к одной из указанных в таблице П1-1 функционально-типологических групп, а также для ресурсов, не указанных в таблице П1-2 приложения 1 к настоящим Методическим рекомендациям, целевой уровень экономии ресурса на трехлетний период рекомендуется принимать равным 6%, или целевому уровню, установленному по итогам актуального энергетического обследования.
В структуре затрат учреждения по видам ТЭР потребление моторного топлива в стоимостном выражении занимает значительное место (~80%). Поэтому нельзя игнорировать мероприятия по экономному потреблению моторного топлива.
Наиболее действенными мероприятиями, при разработке программ энергоэффективности, считаются:
внедрение системы спутникового мониторинга функционирования автотранспортной техники на предприятиях.
переоборудования транспортных средств для работы на сжиженном углеводородном газе (СУГ) газе или в комбинированном режиме
При внедрении системы спутникового мониторинга с ГЛОНАСС/GPS/GSM сокращается пробег транспортного средства за счет оптимизации маршрута, что влечет за собой экономию топлива и соответственно затрат на топливо при том же объеме грузоперевозок и пассажироперевозок. Также данная система позволит отслеживать местоположение и расходы топлива по каждому автомобилю.
Поскольку у Разработчиков программы отсутствуют достоверные сведения о "будущих" пробегах транспортных средств и маршрутные листы, рассчитать эффект от реализации данного мероприятия не представляется возможным. В виду выше сказанного данное мероприятие не было внесено в перечень рекомендованных к реализации.
Экономический эффект от переоборудования автомобилей оценивается от соотношения стоимости СУГ к стоимости бензина (при соответствии нормы расхода топлива 1 л бензина1 л СУГ).
Но на данном этапе сложно прогнозировать эффект от внедрения данного мероприятия, так как по факту в регионе пока недостаточное количество газовых заправочных станций.
Действенными мероприятиями, направленными на экономию моторного топлива в учреждении могут быть организационно-технические мероприятия согласно Руководству по энергосбережению на автомобильном транспорте Р3112199-0337-95:
регулярное проведение технического обслуживания транспортных средств;
диагностика и регулировка узлов и агрегатов транспортных средств;
подбор характеристик шин;
обучение экономичному стилю управления транспортным средством.
На практике подобного рода мероприятия могут обеспечить достижение экономии топлива в пределах 5 - 10%.
Таким образом, основными мероприятиями (на сегодняшний день) в сфере транспорта, направленными на энергосбережение, являются:
Организационно-технические мероприятия по эффективной эксплуатации автотранспорта.
3. Экономические показатели программы
3.1. Затраты организации на реализацию программы энергосбережения в натуральном выражении
Объем финансирования на реализацию мероприятий Программы составляет 18 тыс. руб., в том числе:
в 2021 году - 3 тыс. руб.;
в 2022 году - 5 тыс. руб.;
в 2023 году - 3 тыс. руб.
в 2024 году - 3 тыс. руб.
в 2025 году - 4 тыс. руб.
Объем финансирования по источникам финансирования составит:
средства получателя бюджетных средств - 18 тыс. руб.;
3.2. Планируемый социально-экономический эффект
Эффективность реализации Программы носит комплексный характер. Осуществление мероприятий Программы даст следующие ключевые социально-экономические и экологические результаты:
снижение потребления энергоресурсов и воды в сопоставимых условиях за счет рационального использования энергоресурсов;
снижение расходов на оплату используемых топливно-энергетических ресурсов, в основном за счет более рационального их использования;
высвобождение дополнительных бюджетных средств за счет оптимизации энергопотребления;
повышение качества энергопотребления и воды;
создание и поддержание комфортного режима внутри зданий для улучшения качества жизнедеятельности.
Экономический эффект по годам и видам энергетических ресурсов и воды в натуральном и стоимостном выражении приведен в приложении 1.
4. Управление и контроль за ходом выполнения Программы
Реализация Программы осуществляется администрацией учреждения.
Основными функциями Администрации муниципального образования - Токаревское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области по реализации Программы являются:
реализация мероприятий Программы;
заключение соглашений с организациями, участвующими в реализации Программы;
подготовка и уточнение ежегодного перечня программных мероприятий и финансовых потребностей на их реализацию, при этом могут быть включены дополнительные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с учетом опыта реализации Программы;
организационное, техническое и методическое содействие организациям, участвующим в реализации Программы;
утверждение или подготовка к утверждению проектов документов, необходимых для реализации Программы;
осуществление оценки эффективности исполнения Программы.
5. Перечень мероприятий по реализации Программы
Достижение целей и задач Программы предусматривает осуществление мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по следующим направлениям:
выявление и определение состояния энергопотребления и потенциала энергосбережения в учреждении (в том числе системах электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения);
реконструкция или модернизация систем водоснабжения, теплоснабжения и электроснабжения;
внедрение энергосберегающих технологий и оборудования;
информирование и просвещение работников учреждения по вопросам экономного потребления энергоресурсов.
Указанные направления, осуществляемые в рамках Программы, включают в себя организационные и технические мероприятия.
Объемы и стоимость мероприятий определены укрупненно. Список мероприятий на конкретном объекте уточняется после проведения энергетического обследования.
Реализация мероприятий планируется по годам в период 2021 - 2025 гг.;
Перечень Программных мероприятий приведен в Приложении N 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.