Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 6 июля 2021 г. N 455
Положение
о Всероссийском конкурсе на лучшую организацию работ в области условий и охраны труда "Успех и безопасность"
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации, проведения и подведения итогов Всероссийского конкурса на лучшую организацию работ в области условий и охраны труда "Успех и безопасность" (далее - Всероссийский конкурс), формирования рейтингов участников Всероссийского конкурса - организаций, субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований.
2. Целью Всероссийского конкурса является привлечение внимания к важности решения вопросов обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах, изучение и распространение передового опыта по внедрению системы управления охраной труда, повышение квалификации специалистов по охране труда, пропаганда лучших практик организации работ в области охраны труда.
3. Организатором Всероссийского конкурса является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министерство).
4. К участию во Всероссийском конкурсе допускаются организации и объединения организаций независимо от их организационно-правовых форм и видов экономической деятельности, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (далее - организации), а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и органы местного самоуправления.
5. Всероссийский конкурс проводится ежегодно. По его результатам формируются и утверждаются рейтинги организаций, характеризующие уровень производственного травматизма, условий труда и организации работ в области условий и охраны труда, соответствие квалификации специалистов по охране труда организации установленным требованиям, а также рейтинги субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований, характеризующие эффективность системы государственного управления охраной труда.
6. Участие во Всероссийском конкурсе осуществляется на безвозмездной основе.
7. Всероссийский конкурс проводится по следующим номинациям:
а) лучшая организация в области охраны труда среди организаций производственной сферы (с численностью работников более 5000 человек);
б) лучшая организация в области охраны труда среди организаций производственной сферы (с численностью работников более 500 человек);
в) лучшая организация в области охраны труда среди организаций производственной сферы (с численностью работников до 500 человек);
г) лучшая организация в области охраны труда среди организаций непроизводственной сферы;
д) лучшая организация в области охраны труда в сфере образования;
е) лучшая организация в области охраны труда в сфере здравоохранения;
ж) лучшая организация в области охраны труда среди организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 100 человек);
з) лучшая организация в области охраны труда Крымского федерального округа;
и) лучшее муниципальное образование в области охраны труда;
к) лучший субъект Российской Федерации в области охраны труда.
Отнесение организации к соответствующей номинации Всероссийского конкурса осуществляется в соответствии с кодом ОКВЭД основного вида деятельности и среднесписочной численности работников по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году проведения Всероссийского конкурса.
II. Организация проведения Всероссийского конкурса, конкурсная комиссия
8. Определение победителей Всероссийского конкурса, утверждение рейтингов организаций, субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований осуществляется конкурсной комиссией.
9. Конкурсная комиссия состоит из нечетного числа членов в количестве не менее 7 человек. В состав конкурсной комиссии входят представители:
а) федеральных органов исполнительной власти;
б) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
в) отраслевых профсоюзов и их объединений;
г) объединений работодателей;
д) профессиональных и общественных объединений в сфере охраны труда;
е) научных и образовательных организаций, занимающихся проблемами условий и охраны труда, медицины и гигиены труда, подготовкой специалистов сферы охраны труда;
ж) независимые эксперты и общественные деятели.
10. Персональный состав конкурсной комиссии утверждается Министерством.
11. Работы по организационно-техническому, научно-методическому и аналитическому сопровождению Всероссийского конкурса обеспечивает организация, заключившая соглашение с Министерством об организации и проведении Всероссийской недели охраны труда, в рамках которого осуществляется награждение победителей конкурса по номинациям (далее - Оператор).
12. В целях информационного обеспечения Всероссийского конкурса Оператор создает web-сайт, на котором размещаются информационные и методические документы Всероссийского конкурса, включая текст настоящего Положения, а также результаты всех этапов Всероссийского конкурса и сформированные рейтинги.
13. Оператор обеспечивает разработку и поддержание в работоспособном состоянии web-сайта и автоматизированной системы, предназначенной для формирования и обработки сведений, представляемых участниками Всероссийского конкурса, а также для дистанционного компьютерного тестирования специалистов по охране труда организаций.
14. Оператор выполняет следующие функции:
а) организует в ходе проведения Всероссийского конкурса оказание консультативной и методической помощи его участникам;
б) готовит информационные материалы Всероссийского конкурса, координирует работу по их размещению в информационных ресурсах в сети Интернет и средствах массовой информации;
в) формирует рейтинги организаций, субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований;
г) готовит информацию для заслушивания на заседаниях конкурсной комиссии;
д) обращается при необходимости в органы исполнительной власти, органы государственного надзора (контроля) для подтверждения информации, представленной участниками Всероссийского конкурса;
е) привлекает при необходимости экспертов для решения спорных вопросов при подведении итогов Всероссийского конкурса;
ж) готовит проект решения конкурсной комиссии по подведению итогов Всероссийского конкурса.
15. Конкурсная комиссия заслушивает информацию Оператора о ходе проведения Всероссийского конкурса, о его предварительных и итоговых результатах, утверждает результаты Всероссийского конкурса.
16. Решение конкурсной комиссии принимается открытым голосованием на заседании конкурсной комиссии. Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов конкурсной комиссии. Решение конкурсной комиссии считается принятым, если оно получило простое большинство голосов присутствующих на заседании членов конкурсной комиссии.
17. Контроль за организацией и проведением Всероссийского конкурса осуществляет Департамент условий и охраны труда Министерства.
III. Сроки и порядок проведения Всероссийского конкурса
18. Всероссийский конкурс проходит перед Всероссийской неделей охраны труда в заочном формате на основании общедоступных данных и сведений, представленных его участниками. Для участия во Всероссийском конкурсе необходимо пройти регистрацию на web-сайте Оператора, расположенном в сети Интернет, в соответствующем разделе, посвященном проведению Всероссийского конкурса, заполнить электронные формы заявки на участие во Всероссийском конкурсе и сведения об организации в соответствии с приведенными в формах заявки указаниями по заполнению. Прием заявок на участие во Всероссийском конкурсе от организаций осуществляется ежегодно. Сроки начала и окончания приема заявок от организаций для участия во Всероссийском конкурсе определяет Оператор по согласованию с Министерством.
19. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы местного самоуправления на web-сайте Оператора размещают сведения, характеризующие эффективность системы государственного управления в области охраны труда.
20. При отсутствии указанных сведений рейтинг субъекта Российской Федерации (муниципального образования) будет рассчитан без их учета.
21. В целях обеспечения независимой оценки результатов Всероссийского конкурса, объективности его проведения до момента формирования итоговых рейтингов участники Всероссийского конкурса фигурируют под индивидуальными номерами (кодами), при этом конкурсная комиссия вправе запрашивать у Оператора название организаций (или) сведения о специалистах по охране труда.
22. Всероссийский конкурс проводится в два этапа.
23. На первом этапе конкурсная комиссия за 1 месяц до начала проведения Всероссийской недели охраны труда формирует на основании анализа данных заполненных электронных форм рейтинг организаций, в том числе рейтинг "ТОП-100" (первые 20 организаций в номинациях, указанных в подпунктах "а"-"е" пункта 7 настоящего Положения), рассматривает и утверждает результаты первого этапа конкурса среди организаций.
24. Второй этап Всероссийского конкурса, продолжительностью 2 недели, проводится среди организаций, вошедших в рейтинг "ТОП-100". В его рамках осуществляется проверка сведений, представленных участниками второго этапа Всероссийского конкурса.
25. Конкурсная комиссия за неделю до начала проведения Всероссийской недели охраны труда рассматривает и утверждает результаты проведения второго этапа Всероссийского конкурса, определяет его победителей и призеров среди организаций по каждой номинации. Для победителей Всероссийского конкурса по каждой номинации предусматривается одно первое место, для призеров - одно второе место и одно третье место. При необходимости корректируется рейтинг "ТОП-100".
26. Лучший субъект Российской Федерации в области охраны труда, второе и третье место в этой номинации, а также рейтинг субъектов Российской Федерации, характеризующий эффективность системы государственного управления охраной труда в субъекте Российской Федерации, определяются конкурсной комиссией за неделю до начала проведения Всероссийской недели охраны труда. Рейтинг определяется с учетом общего количества и суммарной оценки результатов организаций - участников конкурса, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, общедоступной информации об эффективности системы государственного управления охраной труда в субъекте Российской Федерации, а также дополнительных сведений, представленных непосредственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда.
27. Лучшее муниципальное образование в области охраны труда, второе и третье место в этой номинации, а также рейтинг муниципальных образований, характеризующий эффективность системы ведомственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда и выполнения отдельных полномочий по государственному управлению охраной труда в муниципальном образовании, определяются конкурсной комиссией за неделю до начала проведения Всероссийской недели охраны труда, на втором этапе Всероссийского конкурса. Рейтинг определяется с учетом общего количества и суммарной оценки результатов организаций - участников конкурса, расположенных на территории муниципального образования, а также дополнительных сведений, представленных непосредственно органом исполнительной власти муниципального образования.
28. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом.
IV. Порядок определения победителей Всероссийского конкурса
29. Эффективность системы управления охраной труда организации оценивается по уровню производственного травматизма, условий труда, соответствию квалификации специалиста по охране труда установленным требованиям, а также по основным итогам реализации регламентируемых Трудовым кодексом Российской Федерации обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе:
а) создание и функционирование системы управления охраной труда;
б) применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
в) обеспечение условий труда на каждом рабочем месте, соответствующих требованиям охраны труда;
г) обеспечение режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
д) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
е) организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
ж) проведение специальной оценки условий труда, оценки профессиональных рисков;
з) проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников;
и) информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
к) расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
л) санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда;
м) выполнение предписаний должностных лиц и рассмотрение представлений органов общественного контроля;
н) обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
о) ознакомление работников с требованиями охраны труда, условиями труда и профессиональными рисками;
п) разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников;
р) обеспечение наличия комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой деятельности работодателя;
с) содержание в соответствии с требованиями охраны труда машин, механизмов, электрооборудования, электроустановок и иного технологического оборудования;
т) содержание рабочих мест и санитарно-бытовых помещений в соответствии с требованиями норм и правил;
у) наличие комитетов (комиссий) по охране труда в организациях в соответствии со статьей 218 Трудового кодекса Российской Федерации, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, организация их работы.
30. Оценка организации работ в области условий и охраны труда осуществляется в соответствии с показателями состояния условий и охраны труда организации, предусмотренными разделом 1 приложения к настоящему Положению.
31. Рейтинги организаций, включая рейтинг "ТОП-100", формируются в соответствии с общей суммой баллов, набранных организацией.
32. Если две и более организации набрали одинаковое количество баллов, то победители и (или) призеры конкурса в номинации определяются решением конкурсной комиссии путем ранжирования организаций по степени предпочтительности, например, по количеству работников, специфике производства работ, относящихся к работам повышенной опасности.
33. Эффективность системы государственного управления охраной труда в субъекте Российской Федерации и входящих в его состав муниципальных образований, действенность ведомственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда оцениваются по уровню производственного травматизма и условий труда организаций, осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), основным итогам осуществления в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации и муниципальных образований ведомственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда, реализации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, в том числе с учетом исполнения функций по:
а) разработке, утверждению территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда и обеспечению контроля за их выполнением;
б) координации проведения на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
в) осуществлению на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственной экспертизы условий труда;
г) организации сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
д) организации и осуществлению на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования ведомственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда;
е) исполнению иных полномочий в сфере государственного управления охраной труда.
34. Основными показателями, характеризующими эффективность системы государственного управления охраной труда субъекта Российской Федерации и входящих в его состав муниципальных образований, а также определяющими соответствующий рейтинг, являются:
а) динамика показателей состояния охраны и условий труда по данным Росстата;
б) динамика финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников;
в) количество организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, зарегистрированных в субъекте Российской Федерации;
г) показатели деятельности органов управления охраной труда.
35. Оценка эффективности системы государственного управления охраной труда субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с показателями состояния условий и охраны труда субъекта Российской Федерации, предусмотренными разделом III приложения к настоящему Положению.
36. Оценка эффективности системы государственного управления охраной труда муниципального образования осуществляется в соответствии с показателями состояния условий и охраны труда муниципального образования, предусмотренными разделом II приложения к настоящему Положению.
37. Рейтинги субъектов Российской Федерации и муниципальных образований формируются в соответствии с общей суммой баллов, начисленных по результатам суммарной оценки представленных сведений.
V. Поощрение победителей Всероссийского конкурса
38. Торжественная церемония награждения победителей и призеров Всероссийского конкурса проводится ежегодно в рамках Всероссийской недели охраны труда.
39. В каждой из номинаций присуждаются:
а) за первое место - золотая медаль и диплом победителя Всероссийского конкурса со статусом "Лучшая организация в области охраны труда в Российской Федерации" с указанием номинации;
б) за второе место - серебряная медаль и диплом призера Всероссийского конкурса в номинации;
в) за третье место - бронзовая медаль и диплом призера Всероссийского конкурса в Номинации.
40. Рейтинг организаций с выделением рейтинга "ТОП-100", а также рейтинги субъектов Российской Федерации и муниципальных образований размещаются на официальном сайте Министерства и на web-сайте Оператора.
41. По результатам проведения Всероссийского конкурса Оператором издается иллюстрированный сборник, содержащий информацию об участниках конкурса и сформированных рейтингах, а также фотоматериалы и публикации, отражающие ход проведения Всероссийского конкурса и награждения его победителей. Сводная информация об итогах Всероссийского конкурса ежегодно направляется высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации и руководителям заинтересованных федеральных органов исполнительных власти.
42. Победители и призеры Всероссийского конкурса имеют право использовать символику Всероссийского конкурса и упоминания о наградах.
43. Организатор Всероссийского конкурса, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда вправе установить дополнительные номинации и поощрительные призы для его участников.
44. Материальное поощрение победителей и участников Всероссийского конкурса может осуществляться за счет спонсоров и партнеров Всероссийского конкурса.
45. Освещение в средствах массовой информации результатов Всероссийского конкурса осуществляется при содействии Министерства и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
VI. Автоматизированная система "Рейтинг"
46. Для обеспечения формирования рейтингов участников Всероссийского конкурса и обработки представленных ими сведений Оператор создает автоматизированную систему "Рейтинг" (далее - АС "Рейтинг").
47. АС "Рейтинг" должна иметь формат web-приложения, расположенного в информационных ресурсах Оператора, и не требовать установки на персональные компьютеры пользователей.
48. АС "Рейтинг" состоит из трех модулей:
а) модуль оценки состояния условий и охраны труда в организации;
б) модуль оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и входящих в их состав муниципальных образований;
в) модуль аналитической обработки данных.
49. Модуль оценки состояния условий и охраны труда в организации предназначен для дистанционного ввода сведений об организации через сеть Интернет, формирования заявки на участие во Всероссийском конкурсе, ввода показателей, характеризующих фактическое состояние условий и охраны труда в организации, а также автоматизированной обработки данных и расчета рейтинга организаций - участников Всероссийского конкурса на основе балльной оценки показателей.
50. Модуль оценки состояния условий и охраны труда в организации обеспечивает:
а) формирование "кабинета организации";
б) ввод показателей, характеризующих фактическое состояние условий и охраны труда в организации;
в) автоматизированную обработку данных и расчет рейтинга организаций на основе балльной оценки показателей;
г) хранение и резервное копирование данных;
д) формирование отчета о состоянии условий и охраны труда по отдельной организации.
51. Модуль оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и входящих в их состав муниципальных образований предназначен для дистанционного ввода через сеть Интернет дополнительных сведений, характеризующих эффективность деятельности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органа исполнительной власти муниципального образования по организации работ по охране труда и улучшению условий труда в подведомственном регионе.
52. Модуль оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и входящих в их состав муниципальных образований обеспечивает:
а) формирование "кабинета органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда" и "кабинета органа исполнительной власти муниципального образования";
б) ввод показателей, характеризующих эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и входящих в их состав муниципальных образований, по организации работ по охране труда и улучшению условий труда;
в) автоматизированную обработку данных и расчет рейтинга органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и входящих в их состав муниципальных образований на основе балльной оценки показателей;
г) хранение и резервное копирование данных;
д) формирование итогового отчета о результатах деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и органов исполнительной власти муниципальных образований.
53. Модуль аналитической обработки данных предназначен для общей обработки данных, характеризующих фактическое состояние условий и охраны труда в организации с расчетом итоговой суммы баллов.
54. Модуль аналитической обработки данных в автоматизированном режиме формирует итоговые рейтинги организаций, субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.