В соответствии с Федеральными законами от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.11.2020 N 1202н "Об утверждении Порядка организации и оказания Всероссийской службой медицины катастроф медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации" приказываю:
1. Утвердить Территориальные рекомендации (протокол) "Организация оказания скорой медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях".
2. Рекомендовать руководителям медицинских организаций Свердловской области, осуществляющих оказание скорой медицинской помощи, организовать оказание скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в соответствии с Территориальными рекомендациями (протоколом).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела мобилизационной подготовки и организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях Министерства здравоохранения Свердловской области А.И. Подгорнова.
И.о. Министра |
С. Б. Турков |
Утверждены
приказом Министерства
здравоохранения Свердловской области
от 28 сентября 2021 г. N 2177-п
Территориальные рекомендации (протокол)
"Организация оказания скорой медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях"
Перечень нормативных документов, регламентирующих работу при чрезвычайных ситуациях
N |
Вид документа |
Дата издания и номер |
Название документа |
1. |
Федеральный закон |
от 21.12.1994 N 68-ФЗ в ред. от 11.06.2021 |
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" |
2. |
Федеральный закон |
от 22.08.1995 N 151-ФЗ в ред. от 01.07.2021 |
"Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" |
3. |
Федеральный закон |
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" |
|
4. |
Постановление Правительства Российской Федерации |
"О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами" |
|
5. |
Постановление Правительства Российской Федерации |
"О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" |
|
6. |
Постановление Правительства Российской Федерации |
"Об утверждении Положения о Всероссийской службе медицины катастроф" |
|
7. |
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации |
от 03.02. 2005 N 112 в ред. от 17.09.2007 |
"О статистических формах службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" |
8. |
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации |
от 20.06.2013 N 388н в ред. от 21.02.2020 |
"Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" |
9. |
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации |
"О внесении изменений в Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденный приказом М3 РФ от 20 июня 2013 года N 388 н" |
|
10. |
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации |
"Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи" |
|
11. |
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации |
"О внесении изменений в приложение N 5 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденный приказом М3 РФ от 20 июня 2013 года N 388-н" |
|
12. |
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации |
"Об утверждении Порядка организации и оказания Всероссийской службой медицины катастроф медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации" |
|
13. |
Приказ МЧС России |
от 08.07.2004 N 329 в ред. от 24.02.2009 |
"Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях" |
14. |
Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области |
"О внедрении Территориальных клинических рекомендаций (протоколов) по оказанию скорой медицинской помощи населению Свердловской области" |
|
15. |
Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области |
"О предоставлении донесений о техногенных, природных, биолого-социальных, социальных чрезвычайных ситуациях и иных происшествиях, представляющих опасность для здоровья людей или нарушающих деятельность медицинских организаций" |
Определения и термины
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимального возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения (Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ).
Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования (Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ).
Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ).
Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации. (Федеральный закон от 11.11.1994 N 68-ФЗ) (ред. от 11.06. 2021).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 68-ФЗ следует читать как "21.12.1994"
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ) (ред. от 03.07.2016).
Дорожно-транспортная катастрофа (ДТК) - ДТП с особо тяжкими последствиями, в которых погибли 5 человек или более, либо пострадало (ранено и погибло) 10 человек и более (приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 08.07.2004 N 329 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях" (ред. от 24.02.2009).
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. (Федеральный закон от 11.11.1994 N 68-ФЗ) (ред. от 11.06. 2021).
Катастрофа - внезапное, быстротечное событие, повлекшее за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также нанесшее серьезный ущерб окружающей среде.
Медицинская сортировка представляет собой распределение пораженных на группы по признакам нуждаемости в однородных лечебно-профилактических и эвакуационных мероприятиях в соответствии с медицинскими показаниями, установленным объемом помощи на данном этапе медицинской эвакуации и принятым порядком эвакуации. Цель сортировки и ее основное назначение состоят в том, чтобы обеспечить оказание пораженным своевременной медицинской помощи в оптимальном объеме, разумно использовать имеющиеся силы и средства и провести рациональную эвакуацию.
Медицинская эвакуация - транспортировка граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовый период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). Включает в себя: 1) санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую авиационным транспортом; 2) санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ) (ред. от 07.03.2018).
Общепрофильная врачебная выездная бригада скорой медицинской помощи включает либо врача скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи и водителя, либо врача скорой медицинской помощи, медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя, либо врача скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи или медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя. Для организации деятельности общепрофильной врачебной выездной бригады скорой медицинской помощи используется автомобиль скорой медицинской помощи класса "В" (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2016 N 33н).
Общепрофильная фельдшерская выездная бригада скорой медицинской помощи включает либо двух фельдшеров скорой медицинской помощи и водителя, либо фельдшера скорой медицинской помощи, медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя. Для организации деятельности общепрофильной фельдшерской выездной бригады скорой медицинской помощи используется автомобиль скорой медицинской помощи класса "А" или "В" (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2016 N 33н).
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях. (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ) (ред. от 07.03.2018).
Спасатель - гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ (Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ).
Стандарт медицинской помощи разрабатывается в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:
1) медицинских услуг;
2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;
3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;
4) компонентов крови;
5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
6) иного, исходя из особенностей заболевания (состояния). (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ) (ред. от 07.03.2018).
Формами оказания медицинской помощи являются:
1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ) (ред. от 07.03.2018).
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ) (ред. от 23.06.2016).
Протокол
Организация оказания скорой медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях
Код МКБ-10 |
В зависимости от характера патологии |
Фаза чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) |
Спасения |
Вид медицинской помощи |
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь в экстренной форме; первичная медико-санитарная помощь в неотложной форме |
Условия оказания медицинской помощи |
Вне медицинской организации |
Типы медицинских организаций: |
1) станция скорой медицинской помощи (далее - СМП); 2) отделение СМП медицинской организации; 3) врачебно-сестринские бригады амбулаторно-поликлинической службы; 4) мобильные формирования Территориального центра медицины катастроф (далее - ТЦМК); 5) трассовый медицинский пункт ТЦМК. |
Бригада СМП или медицины катастроф (далее - МК), первой прибывшая на границу зоны ЧС, берет руководство ликвидацией медико-санитарных последствий ЧС на себя до прибытия старшего руководителя! Дислоцироваться как можно ближе к очагу ЧС, на его границе, на пути основного потока пострадавших из очага ЧС, но в безопасном месте. При наличии руководителя спасательных работ дислоцироваться по его распоряжению.
Алгоритм действий |
Тактические мероприятия |
Примечания |
1. Обеспечение личной безопасности |
Соблюдение личной безопасности всеми членами бригады. Использование средств индивидуальной защиты, комплекта медика-спасателя (далее - КМС). Визуальное определение безопасной границы очага поражения, не ставить автомобиль в зоне возможного воздействие поражающих факторов ЧС, приближаясь к месту ЧС необходимо иметь конкретный план отступления, не выключать двигатель в зоне ЧС. Категорически запрещается персоналу СМП заходить в зону поражения, где имеется опасность для его жизни и здоровья. Пострадавших доставляют аварийно-спасательные службы. В условиях массовых беспорядков бригады СМП, по возможности, работают позади сил охраны порядка. Персонал СМП должен быть в спецодежде, с указанием принадлежности к СМП, МК. Проблесковые маяки на машинах включены постоянно. |
Смотри определения и термины. |
2. Представление руководителю АСДНР |
Старший бригады врач (или фельдшер) СМП, МК представляется руководителю АСДНР в случае наличия его на месте ЧС, уточняет его Ф.И.О., должность, порядок взаимодействия и связь с другими формированиями, участвующими в ликвидации последствий ЧС. |
|
3. Проведение медико-тактической разведки: |
1) точный адрес, причины и вид ЧС, поражающие факторы, масштаб ЧС, размер очага и его границы; 2) время начала ЧС; 3) наличие и количество пострадавших, тяжесть поражения; 4) погодные условия в зоне ЧС (ветер, осадки, температура и др.); 5) состояние подъездных путей, рельеф местности; 6) условия сбора, вывоза (выноса) пострадавших из очага ЧС; 7) пути эвакуации пострадавших; 8) нуждаемость в дополнительных силах и средствах. |
|
4. Доклад диспетчеру |
Докладывает диспетчеру о результатах медицинской разведки, запрашивает дополнительные бригады (в дальнейшем докладывает каждые 15-30 минут или немедленно по обстановке). |
По установленным каналам связи, по рации или сотовой связи |
5. Определение основных площадок при большом количестве пострадавших |
1) определяет место пункта сбора пораженных и сортировочной площадки (в непосредственной близости от очага поражения, но вне воздействия поражающих факторов ЧС на медицинский персонал и пострадавших), подъезды к очагу поражения и пути эвакуации; 2) определяет место стоянки санитарного транспорта; 3) определяет место размещения погибших. |
|
6. Проведение ускоренной медицинской сортировки с оказанием медицинской помощи по жизненным показаниям * |
Оценка состояния пострадавших: 1) определение уровня сознания ("шейктест"); 2) оценка функции внешнего дыхания (прием "вижу-слышу-ощущаю"); 3) оценка функции кровообращения (определение пульса на сонной артерии); 4) определение реакции зрачков на свет; 5) определение признаков наиболее опасных для жизни пострадавшего состояний: клиническая смерть, коматозное состояние, асфиксия, массивное наружное (внутреннее) кровотечение, шок, ранения грудной клетки с пневмотораксом (открытым или закрытым напряженным), судорожный синдром. Выделяются сортировочные группы: 1) нуждаются в экстренной помощи по жизненным показаниям на данном этапе - маркируются красной лентой; 2) не нуждаются в экстренной помощи на данном этапе - маркируются белой лентой; 3) погибшие - маркируются черно-белой лентой. |
|
7. Проведение полной медицинской сортировки и расширение объема оказания медицинской помощи |
В случае задержки эвакуации пострадавших на госпитальный этап (большое количество пострадавших, недостаточность сил и средств для оказания медицинской помощи и медицинской эвакуации, погодные условия и др.) проводится полная медицинская сортировка и оказание медицинской помощи согласно утвержденным стандартам и клиническим рекомендациям. |
Согласно утвержденным стандартам и клиническим рекомендациям |
8. Взаимодействие с другими ведомствами и службами |
Руководитель ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (врач или фельдшер) активно взаимодействует с аварийно-спасательными и иными формированиями (в том числе ВСБ) служб и ведомств, участвующих в ликвидации последствий ЧС. |
В соответствии с заключенными соглашениями и договорами о взаимодействии |
9. Проведение эвакотранспортной сортировки и эвакуации пострадавших |
Руководитель ликвидации медико-санитарных последствий ЧС: 1) организует "петлю эвакуации", 2) определяет место вертолетной площадки, 3) определяет очередность эвакуации пострадавших, вид транспорта, способ транспортировки, эвакуационное направление, необходимость сопровождения пострадавших, положение при транспортировке. Эвакуация в первую очередь: 1) отсутствие не компенсированных жизненно опасных нарушений и осложнений систем организма при транспортировке пациента; 2) нуждаемость в экстренном оказании медицинской помощи (в том числе операций и манипуляций) на госпитальном этапе. Эвакуация во вторую очередь: 1) помощь может быть отсрочена, что не приведет к ухудшению состояния пострадавшего или опасным осложнениям; 2) не нуждаются в медицинской помощи (амбулаторные) на данном этапе, могут быть отправлены на госпитальный этап немедицинским транспортом или пешком. Основные принципы эвакуации: 1) обеспечить максимальное приближение санитарного транспорта к носилочным пострадавшим; 2) по возможности не разлучать родственников друг с другом; 3) беременным женщинам и детям отдается приоритет; 4) организовать правильное размещение пострадавших в салоне транспорта; 5) легко пострадавшие (сидячие) размещаются в транспорте в последнюю очередь, часть их эвакуируется попутным транспортом; 6) загружать транспорт, следующий в стационарные медицинские организации, следует однопрофильными по характеру и локализации повреждений пострадавшими; 7) пострадавших в состоянии психомоторного возбуждения фиксировать лямками к носилкам, предварительно вводить седативные лекарственные средства. Пострадавшие, опасные для окружающих, с площадки изоляции и/или после проведения частичной специальной обработки транспортируются отдельным транспортом. При подозрении на травму головы, шеи, позвоночника эвакуация пострадавшего с места максимальной опасности (происшествия) производится на жесткой поверхности, на спине с иммобилизацией шейного отдела позвоночника воротником жесткой фиксации; 8) ведение соответствующей документации при транспортировке (форма 167/у-05 приказ М3 СР РФ от 03.02.2005 N 112 в ред. от 17.09.2007 "О статистических формах службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации"), |
|
10. Действия руководителя (старшего) бригады после завершения АСДНР |
1) покидает место ЧС с разрешения руководителя АСДНР; 2) составляет отчет о ЧС (составляется по прибытии на место базирования (станцию, подстанцию, в отделение СМП, ТП, Центр МК): списочный состав пострадавших: Ф.И.О., предварительный диагноз, эвакуационное направление, в сопровождении какой бригады эвакуирован; Ф.И.О., должность, звание руководителя АСДНР; возможный характер поражающих факторов. |
|
* Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства.
Часть 9. Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:
1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);
2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами.
Часть 10, ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации": определено, что решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается:
в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство.
Меры в отношении больных инфекционными заболеваниями указаны в ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Все случаи инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) подлежат регистрации организациями здравоохранения по месту выявления таких заболеваний (отравлений), государственному учету и ведению отчетности по ним органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Алгоритм действий диспетчера СМП при приеме информации о ЧС, включая дорожно-транспортное происшествие
Алгоритм |
Тактика и объем действий |
Примечания |
Прием информации о ЧС |
Место происшествия: точный адрес или его ориентиры? Если ЧС (ДТП) произошло вне населенного пункта: На каком километре от ближайшего населенного пункта (название), и в сторону какого ближайшего населенного пункта (название). По возможности указать координаты GPS-навигации. Ориентиры: кафе, АЗС или прочее. Как проехать к месту ЧС? Что случилось? (столкновение автомашин, возгорание автомашины, опрокидывание, съезд в кювет, сбит пешеход). Когда случилось? Время (точно или ориентировочно). Сколько пострадавших? (ориентировочное количество). Преимущественный характер поражения: травмы, ожоги и прочее. Имеются ли в числе пострадавших дети (женщины с большими сроками беременности)? Есть ли опасность дальнейшего развития чрезвычайной ситуации (розлив ГСМ, опасный груз, угроза возгорания и др.)? Кто сообщил? (Ф.И.О., телефон). Дать совет по оказанию первой помощи пострадавшим до прибытия бригад СМП. |
|
Отправка бригады |
К месту ЧС направляется бригада СМП (в качестве бригады медицинской разведки). Первой выезжающей бригаде придается дополнительная медицинская укладка с КМС и средствами сортировки, средствами индивидуальной защиты. |
|
Проверка достоверности информации методом обратной связи |
Проверяет информацию методом обратной связи. В случае подтверждения информации к месту ЧС направляется необходимое количество бригад, в зависимости от сил и средств подразделения СМП. Информирует диспетчерскую ТЦМК, передает информацию другим заинтересованным службам и ведомствам: пожарной охране, службе реагирования в чрезвычайных ситуациях, полиции, аварийной службе газовой сети, службе "Антитеррор". В случае необходимости, обратиться в диспетчерскую ТЦМК для вызова вертолета. Критерии для вызова вертолета: 1) в ЧС пострадал ребенок, 2) в ЧС пострадала беременная женщина, 3) большое число пострадавших, дефицит собственных сил и средств, 4) необходима эвакуация пострадавших в травмцентры 1-2 уровня, но она затруднена наземным транспортом по каким-либо причинам. В случае необходимости диспетчер имеет право обратиться в диспетчерскую ТЦМК с целью привлечения к ликвидации последствий ЧС свободных бригад СМП соседних территорий. |
Согласно договорам о взаимодействии |
Доклад главному врачу (заведующему) |
Передача информации (что, когда и где случилось, что сделано) устно или по установленным каналам связи. Строго соблюдать требования о защите служебной информации на всех этапах ликвидации последствий ЧС!!! |
|
Выполнение схемы оповещения сотрудников по распоряжению руководства |
Подключение схемы оповещения сотрудников. Организация контроля убытия/прибытия бригад в район ЧС. |
Согласно схеме оповещения, утвержденной руководителем медицинской организации |
Регулярная передача информации |
Прием и передача вышестоящему руководству оперативной информации от бригад СМП с места ЧС. |
По мере поступления информации, но не реже чем каждые 15 мин |
Медицинская сортировка и маркировка
Медицинская сортировка представляет собой распределение пораженных на группы по признакам нуждаемости в однородных лечебно-профилактических и эвакуационных мероприятиях в соответствии с медицинскими показаниями, установленным объемом помощи на данном этапе медицинской эвакуации и принятым порядком эвакуации.
Медицинская сортировка, в зависимости от конкретной обстановки, имеющихся сил и средств, может быть ускоренной и полной.
Полная сортировка и маркировка.
Сортировка проводится старшим врачом (фельдшером) бригады по следующим сортировочным признакам:
1) опасность для окружающих;
2) лечебный;
3) эвакуационный.
При сортировке проводится маркировка пострадавших лентами.
Состояние, сортировочная группа |
Лента |
Оказание помощи |
Эвакуация |
||
Биологическая смерть |
ГАРАНТ:Рисунок не приводится |
Не нуждается |
Спецтранспорт |
||
I сортировочная группа - пострадавшие с крайне тяжёлыми, несовместимыми с жизнью повреждениями, а также находящиеся в терминальном состоянии. |
ГАРАНТ:Рисунок не приводится |
Симптоматическое |
Транспортировка в последнюю очередь |
||
II сортировочная группа - пострадавшие с тяжёлыми повреждениями, быстро нарастающими опасными для жизни расстройствами основных функций организма, для устранения которых необходимо срочное оказание медицинской помощи. |
ГАРАНТ:Рисунок не приводится |
Нуждается в 1 очередь |
В 1 очередь ГАРАНТ:Рисунок не приводится |
||
III сортировочная группа - пострадавшие с тяжёлыми и средней тяжести повреждениями, не представляющими непосредственной угрозы для жизни. |
ГАРАНТ:Рисунок не приводится |
Помощь отсрочена или оказана во 2 очередь |
Во 2 очередь ГАРАНТ:Рисунок не приводится |
||
IV сортировочная группа - пострадавшие с повреждениями легкой степени тяжести с невыраженными функциональными расстройствами или без таковых. |
ГАРАНТ:Рисунок не приводится |
Амбулаторное |
Сидя, санитарным или попутным транспортом, пешком |
||
V сортировочная группа - опасные для окружающих: зараженные, поступившие из химического, радиоактивного очагов; больные с особо опасными инфекциями, пострадавшие с острыми нарушениями психики, проявляющие агрессивность к окружающим. |
ГАРАНТ:Рисунок не приводится |
Площадка частичной специальной обработки или изоляционная площадка |
Эвакуация отдельным транспортом |
||
Не приводится |
На каждой ленте в центре имеется информационное окно для вложения медицинской документации - сопроводительный лист о ЧС форма N 167/-у-01. |
После оказания помощи в полном объёме данного этапа и заполнения сопроводительного листа (форма 167/у-05) принимается решение о порядке эвакуации пострадавших.
Сортировочные бирки.
Рисунок не приводится
Вновь прибывающие бригады СМП руководствуются в своей работе сортировочными решениями, принятыми первой бригадой:
1) по цвету ленты - очередность медицинской помощи;
2) по цвету бирки - очередность эвакуации.
Начинают оказания помощи пострадавшим с красными маркировочными лентами без эвакуационной бирки в информационном окне. В данном случае наличие красной ленты говорит о том, что пострадавший требует первоочередного оказания помощи. Но эта помощь ему ещё не оказана в необходимом объёме, пострадавший к эвакуации не подготовлен, эвакуационное решение не принято.
Пострадавших с красной лентой и красной биркой сразу эвакуируют. Наличие бирки в информационном окне означает: помощь уже оказана, требуется проведение эвакуации в максимально ранние сроки (в первую очередь) с продолжением дальнейшей терапии при транспортировке. Затем оказывают помощь пострадавшим с белыми лентами. В последнюю очередь помощь оказывают и эвакуируют пострадавших с черно-красными лентами. При задержке эвакуации проводится конвейерный осмотр, окончательная сортировка и маркировка, оказание медицинской помощи. В случае утяжеления или улучшения состояния пострадавшего, проводится перемаркировка (замена ленты и/или бирки).
Ускоренная сортировка и маркировка.
Ускоренная сортировка является в настоящее время приоритетной при оказании помощи при техногенных (в том числе транспортных) и природных ЧС с большим количеством пострадавших. Оказание помощи на месте происшествия проводится максимально быстро и в достаточном объёме, а также эвакуация пострадавшего в профильную медицинскую организацию. Полностью согласуется с правилом "золотого часа".
Рисунок не приводится
Объём медицинской помощи по жизненным показаниям при проведении ускоренной сортировки:
1) придание устойчивого бокового положения пострадавшему при нарушении сознания;
2) временная остановка массивного наружного кровотечения методом наложения жгута (закрутки) или другими доступными методами;
3) восстановление проходимости верхних дыхательных путей;
4) наложение окклюзионной повязки при открытом пневмотораксе;
5) перевод закрытого напряжённого клапанного пневмоторакса в открытый;
6) купирование судорожного синдрома.
После оказания медицинской помощи по жизненным показаниям при проведении ускоренной сортировки, оказывается скорая медицинская помощь согласно клиническим рекомендациям (протоколам) при наличии достаточного количества сил и средств.
В условиях города и на загородных трассах вблизи медицинских организаций целесообразно проводить сортировку, маркировку и оказывать экстренную медицинскую помощь по жизненным показаниям максимально быстро, а дальнейшую помощь пострадавшим оказывать в наземном и (или) воздушном санитарном транспорте во время эвакуации.
Комплект медика-спасателя (KMC)
Предназначен для сотрудников службы медицины катастроф, скорой медицинской помощи, службы спасения, других служб и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, может быть рекомендовано как дополнительное оборудование в транспортных средствах.
Рисунок не приводится
Жилет изготовлен из ткани непродуваемой, водоотталкивающей, прочной и легко обрабатываемой.
На лицевую сторону нанесены эмблема организации, красный крест и светоотражающие полоски. Здесь же размещены три ряда карманов.
Верхний ряд карманов предназначен для средств индивидуальной защиты: перчатки, маска, шапочка, защитные очки, налобный фонарик, карандаш, авторучка.
Средний ряд карманов изготовлен из прозрачного материала. В них расположены оригинальные маркировочные ленты для медицинской сортировки размером 75 х 9 см.:
- черно-белые - погибшие (2 штуки);
- красно-черные - агональное состояние, травма несовместимая с жизнью (2 штуки);
- красные - нуждающиеся в неотложной помощи (4 штуки);
- белые - медицинская помощь может быть отсрочена (4 штуки);
- желтый - опасные для окружающих (2 штуки).
Нижний ряд карманов: вложены средства для оказания медицинской помощи: стерильные бинты, индивидуальный перевязочный пакет, кровоостанавливающий жгут, ножницы, воздуховоды, салфетки спиртовые, лейкопластырь.
Поверх нижнего ряда карманов нашиты мини-карманы из прозрачного материала, в которые вкладываются сортировочные бирки с указанием на очередность эвакуации: красные Э-1 и белые Э-2.
В карманах, расположенных на плечах, находятся защитные бахилы.
На спинную часть жилета нанесен красный крест и светоотражающие полоски. В качестве соединительных фиксирующих застежек использованы фастексы.
Карманы на спине: в средний вложены мягкие носилки, а в боковые - два воротника для фиксации шейного отдела позвоночника.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 28 сентября 2021 г. N 2177-п "Об утверждении Территориальных рекомендаций (протокола) "Организация оказания скорой медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях"
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства здравоохранения Свердловской области (http://minzdrav.midural.ru)