Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 сентября 2021 г. N 395
"Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия"
2 марта 2022 г.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", подпунктом 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2021 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
2. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Местникова С.В.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.
4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Первый заместитель Председателя |
Д. Садовников |
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 29 сентября 2021 г. N 395
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия
2 марта 2022 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный контроль (надзор)).
1.2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в отношении объектов культурного наследия регионального значения, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, зон охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, защитных зон объектов культурного наследия регионального значения, защитных зон объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а также исторических поселений (за исключением расположенных на их территориях отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона N 73-ФЗ), установленных Федеральным законом N 73-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, включая:
1) требования охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия;
2) требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требования к сохранению объекта культурного наследия, требования к обеспечению доступа к объекту культурного наследия;
3) требования к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения и с учетом установленных для этих территорий особых режимов использования земель;
4) требования, содержащиеся в разрешительных документах, выданных региональными органами охраны объектов культурного наследия, муниципальными органами охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия;
5) требования к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе о соответствии работ согласованной проектной документации и разрешению на проведение работ по их сохранению;
6) требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, защитной зоны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения либо требования особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установленные Федеральным законом N 73-ФЗ;
7) требования к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
8) меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, а также объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона N 73-ФЗ, обнаруженного в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона N 73-ФЗ, работ по использованию лесов и иных работ, в том числе меры, предусмотренные проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
1.3. Объектом регионального государственного контроля (надзора) является:
1) деятельность контролируемых лиц по содержанию, сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов (далее - объекты культурного наследия, объекты контроля), а также соблюдению контролируемыми лицами обязательных требований в отношении объектов культурного наследия, их территорий, защитных зон и зон охраны;
2) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе работы к которым предъявляются обязательные требования;
3) здания, строения, помещения, сооружения, линейные объекты, являющиеся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, а также территории, включая водные, земельные и лесные участки в границах которых располагаются объекты археологического наследия, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
1.4. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), понятия и определения в отношении контролируемых лиц и иных участников регионального государственного контроля (надзора) применяются в точном соответствии с главой 7 указанного закона.
1.5. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется на территориях опережающего социально-экономического развития с учетом особенностей осуществления государственного контроля (надзора), установленных Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и Правительством Российской Федерации.
1.6. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в Арктической зоне с учетом особенностей осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, установленных Федеральным законом от 13 июля 2020 г. N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" и нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
2. Полномочия на осуществление регионального государственного контроля (надзора)
2.1. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляет Департамент Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия (далее - Департамент).
2.2. Должностным лицом, уполномоченным на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий является руководитель Департамента.
2.3. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия являются:
1) руководитель Департамента и его заместитель;
2) руководитель отдела Департамента, уполномоченный осуществлять государственный контроль (надзор);
3) специалист отдела Департамента, уполномоченный осуществлять государственный контроль (надзор);
4) руководитель отдела Департамента, уполномоченный осуществлять государственную охрану объекта культурного наследия;
5) специалист отдела Департамента, уполномоченный осуществлять государственную охрану объекта культурного наследия.
2.4. Уполномоченные должностные лица при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия имеют право:
1) совершать действия, предусмотренные частью 2 статьи 29 Федерального закона N 248-ФЗ;
2) использовать для фиксации доказательств нарушений обязательных требований фотосъемку, аудио- и (или) видеозапись, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами;
3) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, в том числе:
об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу охраняемых объектов и территорий;
об устранении нарушений особого режима использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия;
об устранении нарушений требований к осуществлению деятельности в границах охраняемого объекта и территории;
о приостановлении работ, указанных в статье 36 Федерального закона N 73-ФЗ;
Текст приводится в соответствии с источником
4) предъявлять в суд:
иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре;
в случае если собственник объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия либо собственник земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности объекта культурного наследия и влекущие утрату им своего значения, иски об изъятии из собственности указанных лиц объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия;
в случае если объект культурного наследия, включенный в реестр, уничтожен по вине собственника данного объекта или пользователя данным объектом либо по вине владельца земельного участка, в границах которого располагался объект археологического наследия, иски о безвозмездном изъятии у указанных лиц земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, являющегося неотъемлемой частью объекта культурного наследия, либо земельного участка, в границах которого располагался объект археологического наследия. 5) направлять в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;
5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
6) привлекать к административной ответственности и принимать меры по предотвращению правонарушений;
7) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением Департамента о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать и обследовать используемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, производственные, хозяйственные и иные нежилые помещения, строения, сооружения, являющиеся объектами культурного наследия либо находящиеся в зонах охраны таких объектов, земельные участки, на которых такие объекты расположены либо которые находятся в зонах охраны таких объектов, а с согласия собственников жилые помещения, являющиеся объектами культурного наследия. Дата и время посещения и обследования должностным лицом Департамента жилого помещения, занимаемого физическим лицом, должны быть предварительно согласованы с указанным физическим лицом.
2.5. Уполномоченные должностные лица при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия обязан:
1) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;
2) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений Департамента вплоть до подготовки предложений об обращении в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
3) проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;
4) не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;
5) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, осуществлять консультирование;
6) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено Федеральным законом N 248-ФЗ;
7) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
8) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
9) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;
10) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
11) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;
12) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.
2.6. Департамент при организации и осуществлении регионального государственного контроля (надзор) получают на безвозмездной основе документы и (или) сведения от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме. Перечень указанных документов и (или) сведений, порядок и сроки их представления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Учет объектов контроля (надзора)
3.1. Департамент в соответствии с частью 2 статьи 16 и частью 5 статьи 17 Федерального закона N 248-ФЗ ведет учет объектов контроля путем ведения перечня объектов контроля с использованием информационной системы.
При сборе, обработке, анализе сведений об объектах контроля для целей их учета Департамент использует информацию, содержащуюся в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, информацию, получаемую в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
4. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований
4.1. В целях оценки риска причинения вреда объектам культурного наследия, нарушения обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Департаментом применяются следующие индикаторы риска:
1) действия (бездействия) контролируемого лица, несущие риск причинения вреда объекту культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия;
2) действия (бездействия) контролируемого лица, ведущие к нарушению обязательных требований в границах территории объекта культурного наследия, в их защитных зонах и зонах охраны;
3) отсутствие информации об исполнении предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданного по итогам контрольного (надзорного) мероприятия;
4) неоднократное направление в адрес контролируемого лица предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия.
4.2. При выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований Департаментом могут использоваться сведения, характеризующие уровень рисков причинения вреда, полученные с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, при реализации полномочий в рамках разрешительной деятельности, по результатам предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведения, содержащиеся в информационных ресурсах, в том числе обеспечивающих маркировку, прослеживаемость, учет, автоматическую фиксацию информации, и иные сведения об объектах контроля.
4.3. Соответствие параметров деятельности контролируемого лица указанным в пункте 4.1 настоящего Положения индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
4.4. Сбор, обработка, анализ и учет сведений об объектах контроля в целях определения индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляются Департаментом без взаимодействия с контролируемыми лицами.
4.5. Департамент в течение десяти рабочих дней со дня окончания сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах контроля рассматривает документы и поступившую информацию.
По итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям уполномоченные должностное лица Департамента направляют руководителю (заместителю руководителя) Департамента:
1) при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
2) при отсутствии подтверждения достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также при невозможности определения параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
3) при невозможности подтвердить личность гражданина, полномочия представителя организации, обнаружении недостоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - мотивированное представление об отсутствии основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
4.6. Выбор между проведением таких контрольных (надзорных) мероприятий как инспекционный визит или рейдовый осмотр осуществляется исходя из количества контролируемых лиц владеющих/использующих объектом контроля (в том числе проводящие работы на объекте контроля) и/или количества контролируемых лиц, использующих территорию объекта контроля, либо количества объектов контроля у пользователя/собственника и/или количества объектов контроля, расположенных на территории используемой контролируемым лицом: в случае наличия на объекте контроля одного собственника/пользователя (лица, проводящего работы) проводится инспекционный визит, если несколько собственников/пользователей (лиц, проводящих работы) - рейдовый осмотр.
В целях проверки информации об исполнении контролируемым лицом выданного Департаментом предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданного по итогам контрольного (надзорного) мероприятия Департаментом проводятся контрольные (надзорные) мероприятия в форме документарной проверки, наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) или выездного обследования.
5. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
5.1. В рамках регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
5.2. Информирование осуществляется должностными лицами Департамента посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Департамента, в сети Интернет и в средствах массовой информации, в том числе следующей информации и документов:
а) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора);
б) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу;
в) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с приведением текстов указанных актов в действующей редакции;
г) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
д) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
е) перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
ж) программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
з) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться Департаментом у контролируемого лица;
и) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
к) сведения о порядке досудебного обжалования решений Департамента, действий (бездействия) должностных лиц Департамента;
л) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольных органов;
м) доклады о государственном контроле (надзоре);
н) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) программой профилактики.
5.3. Обобщение правоприменительной практики осуществляется должностными лицами Департамента путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатов, а также поступивших в Департамент обращений.
По итогам обобщения правоприменительной практики Департаментом не реже 1 раза в год готовится доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного контроля (надзора), который в обязательном порядке проходит публичные обсуждения.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом руководителя Департамента и размещается на его официальном сайте в сети Интернет не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
5.4. В случае наличия у Департамента сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Департамент объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение оформляется в письменной форме или в форме электронного документа.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке предусмотренным статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
Уполномоченное должностное лицо Департамента, подготовившее предостережение, регистрирует его в журнале учета объявленных предостережений с присвоением регистрационного номера.
В случае объявления Департаментом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении указанного предостережения.
Возражение направляется руководителю Департамента не позднее 15 календарных дней с момента получения предостережения
Возражение может быть подано в письменной форме непосредственно или почтовым отправлением, либо в электронной форме на официальную электронную почту Департамента.
Возражение должно содержать:
1) наименование Департамента, в который направляется возражение;
2) наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя или гражданина, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ контролируемому лицу;
3) дату и номер предостережения;
4) доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с объявленным предостережением;
5) дату получения предостережения контролируемым лицом;
6) личную подпись и дату.
Возражение рассматривается уполномоченным должностным лицом Департамента, не позднее 30 дней с момента получения такого возражения.
Департамент:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение возражения, в случае необходимости - с участием контролируемого лица, направившего возражение, или его уполномоченного представителя;
2) при необходимости запрашивает документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных лиц;
3) по результатам рассмотрения возражения принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав и законных интересов контролируемого лица;
4) направляет письменный ответ по существу поставленных в возражении вопросов.
По результатам рассмотрения возражения Департамент принимает одно из следующих решений:
1) удовлетворяет возражение в форме отмены объявленного предостережения;
2) отказывает в удовлетворении возражения.
Повторное направление возражений по тем же основаниям не допускается. Поступившие в Департамент возражения по тем же основаниям подлежат оставлению без рассмотрения.
Департамент осуществляет учет объявленных ими предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
5.5. Должностное лицо Департамента по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора)).
Консультирование осуществляется без взимания платы.
Консультирование может осуществляться должностным лицом Департамента по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование осуществляется в устной или письменной форме.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением следующих случаев:
контролируемое лицо предоставило письменный запрос о предоставлении письменного ответа на вопросы;
за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;
ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений от иных органов власти или лиц.
При устном консультировании должностные лица Департамента обязаны предоставлять информацию по следующим вопросам:
1) о нормативных правовых актах (их отдельных положениях) содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора);
2) о нормативных правовых актах, регламентирующих порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора);
3) о порядке обжалования действий или бездействия должностных лиц Департамента;
4) о месте нахождения и графике работы Департамента;
5) о телефонах Департамента;
6) об адресе официального сайта, а также электронной почты Департамента в сети Интернет.
При письменном консультировании должностные лица Департамента обязаны предоставлять информацию по следующим вопросам:
1) о нормативных правовых актах (их отдельных положениях) содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора);
2) о нормативных правовых актах, регламентирующих порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора);
3) о месте нахождения и графике работы Департамента.
Время ожидания заявителя при индивидуальном консультировании на личном приеме не может превышать 15 минут.
При осуществлении консультирования должностное лицо Департамента обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Департамента, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, испытаний.
Информация, ставшая известной должностному лицу Департамента в ходе консультирования, не может использоваться Департаментом в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
Департамент осуществляет учет консультирований. Если в течение календарного года поступило 2 и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется путем размещения на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом.
5.6. Профилактический визит проводится уполномоченным должностным лицом Департамента в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля.
Проведение профилактического визита Департаментом осуществляется в отношении контролируемых лиц, у которых впервые возникло право собственности или иное вещное право на производственные объекты, указанные в подпункте 3 пункта 1.3 настоящего Положения.
В ходе профилактического визита уполномоченное должностное лицо Департамента может осуществлять консультирование контролируемого лица в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
Департамент предлагает проведение профилактического визита контролируемым лицам не позднее чем в течение одного года с момента приобретения права собственности или иного вещного права на объект, указанного в подпункте 3 пункта 1.3 настоящего Положения.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, основаниях и о рекомендуемых способах недопущения нарушения обязательных требований.
В ходе профилактического визита может осуществляться сбор сведений, необходимых для оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
О проведении профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения профилактического визита, уведомив об этом Департамент не позднее, чем за три рабочих дня до даты его проведения.
Срок проведения профилактического визита не может превышать одного рабочего дня.
При проведении профилактического визита контролируемым лицам не могут выдаваться предписания. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, информация об этом незамедлительно направляется руководителю (заместителю руководителя) Департамента для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
6. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия
6.1. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
6.2. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в том числе на основании программы проверок. Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается настоящим Положением.
6.3. При осуществлении государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия взаимодействие уполномоченного должностного лица Департамента с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка.
Не запрещается проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля уполномоченными должностными лицами Департамента, которые проводили профилактические мероприятия в отношении указанных объектов контроля.
6.4. Контрольное (надзорное) мероприятие, при котором осуществляется взаимодействие уполномоченного должностного лица Департамент с контролируемым лицом, проводится на основании решения Департамента подписанное руководителем Департамента.
6.5. Без взаимодействия с контролируемым лицом осуществляются следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
2) выездное обследование.
6.6. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся уполномоченными должностными лицами Департамента на основании заданий руководителя Департамента.
6.7. К проведению контрольных (надзорных) мероприятий могут при необходимости привлекаться специалисты, эксперты, экспертные организации, в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ.
6.8. Контролируемые лица (индивидуальные предприниматели и граждане) вправе представить в Департамент заявление о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в следующих случаях:
1) смерти близкого родственника (родителей, жены, ребенка, родного брата, сестры, дедушки, бабушки) или близкого родственника жены (мужа);
2) болезни или необходимости присмотра за больной женой (мужем), ребенком, родителями;
3) пребывания под следствием или судом;
4) применения к гражданину административного или уголовного наказания, которое делает невозможной его явку.
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие факт наличия (наступления) обстоятельств, указанных в настоящем пункте.
При удовлетворении указанного заявления лица проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится на срок, необходимый для устранения обращения контролируемого лица.
Дата и время проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении жилого помещения, занимаемого физическим лицом, должны быть предварительно согласованы с указанным физическим лицом.
6.9. Для фиксации нарушения обязательных требований уполномоченными должностными лицами Департамента и лицами, привлекаемыми к совершению надзорных действий, доказательств могут использоваться фотосъемка и (или) видеозапись.
6.10. Фотосъемка и (или) видеозапись производится при проведении осмотра в рамках контрольного (надзорного) мероприятия.
6.11. Применение фотосъемки и (или) видеозаписи для фиксации нарушения обязательных требований при проведении осмотра в отсутствие контролируемого лица или его представителя является обязательным.
6.12. Материалы фото- и (или) видеосъемки объекта надзора и его частей должны обеспечивать наглядную фиксацию объекта контроля и события, обладающего признаками нарушения обязательных требований (при его наличии).
6.13. О применении фотосъемки и (или) видеозаписи в акте контрольного (надзорного) мероприятия делается соответствующая запись. Материалы фотофиксации и (или) файлы с видеозаписью прилагаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
6.14. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемое лицо Департамента обязано:
1) выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
2) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения;
3) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков административного правонарушения принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, а в случае выявления признаков административного правонарушения, возбуждение дел по которому не отнесено к компетенции Департамента, а также при выявлении признаков преступления направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии с его компетенцией;
4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
6.15. Контрольное (надзорное) мероприятие может быть начато после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее - ЕРКНМ) сведений, в соответствии с Правилами формирования и ведения ЕРКНМ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 г. N 604.
6.16. Проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в ЕРКНМ, является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), и подлежит отмене, в том числе результаты такого мероприятия признаются недействительными, за исключением случаев неработоспособности ЕРКНМ, зафиксированных оператором реестра.
7. Программа проверок. Порядок формирования программы проверок
7.1. Программа проверок формируется Департаментом до 15 декабря года, предшествующего году проведения контрольных (надзорных) мероприятий, на основании:
1) разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выданного Департаментом;
2) на основании истечения срока (завершения периода) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (далее - охранное обязательство, правообладатель объекта культурного наследия).
7.2. Программа проверок должна содержать следующие сведения:
1) наименование объекта культурного наследия в соответствии с единым реестром объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - ЕГРКН), регистрационный номер объекта культурного наследия в ЕГРКН;
2) сведения о местонахождении объекта культурного наследия (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта), сведения о виде объекта;
3) сведения о правообладателе(лях) объекта культурного наследия (в случае проведения проверки на основании истечения срока (завершения периода), установленного в охранном обязательстве);
4) событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия,
5) срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
6) сведения о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, физических лицах, осуществляющих работы по сохранению объекта культурного наследия, включая осуществление авторского и технического надзора, а также научного руководства работами по сохранению объекта культурного наследия.
К таким сведениям относятся:
полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица;
государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя;
адрес места нахождения и осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, адрес места жительства физического лица (для правообладателей объекта культурного наследия).
В случае осуществления на объекте культурного наследия работ по его сохранению несколькими лицами, составляется единая программа проверки, включающая в себя сведения о всех данных лицах.
Программа проверок утверждается приказом (распоряжением) руководителя Департамента.
7.3. Изменения в программу проверок оформляются в виде приказа (распоряжения) и вносятся в течении# пятнадцати рабочих дней, с момента наступления следующих событий:
1) выдача разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
2) изменение срока проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.
8. Виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно в рамках осуществления регионального государственного надзора
8.1. При наличии оснований, установленных пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, Департаментом проводятся следующие внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка.
8.2. Инспекционный визит проводится в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
Под инспекционным визитом понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом.
Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте контроля не может превышать один рабочий день.
Контролируемое лицо обязано обеспечить беспрепятственный доступ уполномоченного должностного лица Департамента в объекты контроля.
Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3-6 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
8.3. Рейдовый осмотр проводится в порядке, установленном статьей 71 Федерального закона N 248-ФЗ.
Под рейдовым осмотром понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов культурного наследия, их территорий, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящиеся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц.
Рейдовый осмотр может проводиться с участием экспертов, специалистов, привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия.
Рейдовый осмотр может проводиться в форме совместного (межведомственного) контрольного (надзорного) мероприятия.
В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) отбор проб (образцов);
6) инструментальное обследование;
7) испытание;
8) экспертиза.
Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3-6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
При проведении рейдового осмотра уполномоченные должностные лица Департамента вправе взаимодействовать с находящимися на охраняемых объектах и территориях гражданами.
Правообладатели объектов культурного наследия, и (или) контролируемые лица, находящиеся на объектах культурного наследия и территориях, на которых проводится рейдовый осмотр, обязаны обеспечить в ходе рейдового осмотра беспрепятственный доступ уполномоченным должностным лицам Департамента к объектам культурного наследия (включая все помещения, кроме жилых, если иное регулирование в отношении жилых помещений не предусмотрено Федеральным законом N 73-ФЗ) и территориям, указанным в решении о проведении рейдового осмотра.
В случае если в результате рейдового осмотра были выявлены нарушения обязательных требований, уполномоченное должностное лицо (уполномоченные должностные лица) Департамента на месте проведения рейдового осмотра составляет акт контрольного (надзорного) мероприятия в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований.
Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десять рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
8.4. Документарная проверка проводится в порядке, установленном статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
Под документарной проверкой понимается контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения Департамента и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений Департамента.
В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении Департамента, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах, осуществленных в отношении этих контролируемых лиц государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Департамента, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Департамент направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в Департамент указанные в требовании документы.
В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Департамента документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в Департамент пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Департамента документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, вправе дополнительно представить в Департамент документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
При проведении документарной проверки Департамент не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены от иных органов.
Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Департаментом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Департамент, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Департаментом о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Департамента документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Департамент.
Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
8.5. Выездная проверка проводится в порядке, установленном статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
Под выездной проверкой понимается комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим объектом культурного наследия и его территориями и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений Департамента.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) отбор проб (образцов);
6) инструментальное обследование;
7) испытание;
8) экспертиза.
Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Выездная проверка проводится в случае если не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении Департамента или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;
2) оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на место нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3-6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия (за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является наступление события, указанного в программе проверок и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов).
8.6. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторингом безопасности) проводится без взаимодействия с контролируемым лицом в порядке, установленном статьей 74 Федерального закона N 248-ФЗ.
Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда объектам культурного наследия, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, Департаментом могут быть приняты решения, предусмотренные пунктом 3 статьи 74 Федерального закона N 248-ФЗ:
8.7. Выездное обследование проводится без взаимодействия с контролируемым лицом и без его информирования в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:
1) осмотр;
2) отбор проб (образцов);
3) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
4) испытание;
5) экспертиза.
Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день, если иное не установлено Федеральным законом N 73-ФЗ.
8.8. Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, установленный настоящим Положением, может быть приостановлен руководителем Департамента на основании мотивированного представления уполномоченного должностного лица в случае если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления экспертиз или испытаний. Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний.
9. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
9.1. Результатами контрольного (надзорного) мероприятия являются оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение контрольным (надзорным) органом мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
9.2. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - акт). В случае если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, в том числе заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы, приобщаются к акту.
9.3. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, за исключением, если составление акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на месте его проведения невозможно по причине проведения экспертизы.
9.4. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
9.5. Документы, оформляемые Департаментом при осуществлении государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, а также специалистами, экспертами, привлекаемыми к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, составляются в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
Типовые формы документов, используемых Департаментом, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Департамент вправе утверждать формы документов, используемых при осуществлении государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, не утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
9.6. Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами Департамента и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленном статьей 21 Федеральным законом N 248-ФЗ.
Раздел 9 дополнен пунктом 9.6.1 с 5 марта 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2022 г. N 119
9.6.1. До 31 декабря 2023 года информирование контролируемого лица о совершаемых должностными лицами Департамента и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений контролируемому лицу контрольным (надзорным) органом в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ могут осуществляться в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу контролируемого лица. Контрольный (надзорный) орган в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня поступления такого запроса, направляет контролируемому лицу указанные документы и (или) сведения.
Раздел 9 дополнен пунктом 9.6.2 с 5 марта 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2022 г. N 119
9.6.2. До 31 декабря 2023 года указанные в пункте 9.6.1 документы и сведения могут составляться и подписываться на бумажном носителе (в том числе акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания), если Правительством Российской Федерации или настоящим Положением не установлено иное.
9.7. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом Департамента в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязана принять меры, предусмотренные пунктом 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
10. Обжалование решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц
10.1. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностных лиц Департамента в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
10.2. Судебное обжалование решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
10.3. Жалоба подается контролируемым лицом в Департамент, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью, либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в Департамент без использования единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг одним из следующих способов:
лично, обратившись в приемную Департамента;
почтовой связью по адресу местонахождения Департамента.
10.4. Контролируемые лица могут обратиться в досудебном порядке с жалобой к руководителю Департамента на решения и действия (бездействие) должностных лиц;
10.5. Жалоба на решение Департамента, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
10.6. Жалоба на предписание Департамента может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
10.7. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен Департаментом.
10.8. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее полностью или частично. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
10.9. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Департамента.
10.10. Департамент в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения Департамента;
2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения Департамента.
Информация о решении, направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.
10.11. Жалоба должна содержать:
1) наименование Департамента, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации - контролируемого лица, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
3) сведения об обжалуемых решений Департамента и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
4) основания и доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с решением регионального органа охраны объектов культурного наследия и (или) действием (бездействием) должностного лица. Контролируемым лицом могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
5) требования контролируемого лица, подавшего жалобу;
6) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Материалы, прикладываемые к жалобе, в том числе фото- и видеоматериалы, представляются контролируемым лицом в электронном виде.
10.12. Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц регионального органа охраны объектов культурного наследия либо членов их семей.
10.13. Подача жалобы может быть осуществлена полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права с помощью Федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации".
10.14. К жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия), относящаяся к предмету жалобы. Ответ на позицию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, направляется органом контроля лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.
10.15. Департамент принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение пяти рабочих дней с момента получения жалобы, если:
1) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного пунктами 10.5 и 10.6 настоящего Положения, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы отказано;
2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано
3) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
4) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
5) ранее в Департамент была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
8) жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
9) нарушены требования, установленные пунктом 10.11 настоящего Положения.
10.16. Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в подпунктах 3 - 8 пункта 10.15 настоящего Положения, не является результатом досудебного обжалования, и не может служить основанием для судебного обжалования решений регионального органа охраны объектов культурного наследия, действий (бездействия) их должностных лиц.
10.17. В случае если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, контролируемому лицу, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
10.18. Департамент при рассмотрении жалобы использует информационную систему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности в соответствии с Правилами ведения информационной системы досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации.
10.19. Жалоба подлежит рассмотрению Департаментом в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
10.20. В исключительных случаях, указанный срок может быть продлен уполномоченным Департамента на рассмотрение жалобы, но не более чем на двадцать рабочих дней.
10.21. Исключительные случаи для продления срока рассмотрения жалобы:
1) проведение в отношении должностного лица Департамента, действия (бездействия) которого обжалуются служебной проверки по фактам, указанным в жалобе;
2) отсутствие должностного лица Департамента, действия (бездействия) которого обжалуются, по уважительной причине (болезнь, отпуск, командировка).
10.22. Департамент вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение пяти рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их Департаментом, но не более чем на пять рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
10.23. Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
10.24. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на Департамент, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.
10.25. По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный Департамента на рассмотрение жалобы принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение Департамента полностью или частично;
3) отменяет решение Департамента полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц Департамента незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
10.26. Решение Департамента, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
11. Оценка результативности и эффективности деятельности
Пункт 11.1 изменен с 5 марта 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2022 г. N 119
11.1. Ключевые показатели регионального государственного контроля (надзора), отражающие уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области государственной охраны объектов культурного наследия и их целевые значения, а также индикативные показатели регионального государственного контроля (надзора), применяемые для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц, устанавливаются в соответствии с приложением к настоящему Положению.
Приложение изменено с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2022 г. N 119
Приложение
к Положению о региональном
государственном контроле (надзор) за
состоянием, содержанием, сохранением,
использованием, популяризацией и
государственной охраной объектов
культурного наследия регионального
значения, объектов культурного
наследия местного (муниципального)
значения, выявленных объектов
культурного наследия
Ключевые показатели
регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия
2 марта 2022 г.
Ключевой показатель |
Целевые значения ключевого показателя |
||||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
|
Доля объектов культурного наследия регионального значения, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия<1>, которым причинен вред за отчетный период<2> |
не более 20 |
не более 18 |
не более 16 |
не более 14 |
не более 12 |
Доля объектов культурного наследия регионального значения, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия<1>, которым создана угроза причинения вреда за отчетный период<2> |
не более 30 |
не более 26 |
не более 22 |
не более 18 |
не более 14 |
<1> Доля объектов культурного наследия регионального значения, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, которым причинен вред или создана угроза причинения вреда за отчетный период (Mn), рассчитывается по следующей формуле:
Mn = (Mвред / Mобщ) x 100%,
где:
n - отчетный период;
Mвред - объекты культурного наследия регионального значения, местного (муниципального) значения, выявленные объекты культурного наследия, которым причинен вред или создана угроза причинения вреда;
Mобщ - общее количество объектов культурного наследия регионального значения, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
<2> Под отчетным периодом понимается календарный год.
Индикативные показатели
регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия
Перечень индикативных показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности регионального органа охраны объектов культурного наследия включает:
1) количество плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
2) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
3) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период;
4) общее количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием, проведенных за отчетный период;
5) количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием по каждому виду контрольного (надзорного) мероприятия, проведенных за отчетный период;
6) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период;
7) количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период;
8) количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период;
9) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период;
10) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период;
11) сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период;
12) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий за отчетный период;
13) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период;
14) общее количество учтенных объектов контроля на конец отчетного периода;
15) количество учтенных объектов контроля, отнесенных к категориям риска, по каждой из категорий риска на конец отчетного периода;
16) количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода;
17) количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, за отчетный период;
18) общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, за отчетный период;
19) количество жалоб, в отношении которых контрольным (надзорным) органом был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период;
20) количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения контрольного (надзорного) органа либо о признании действий (бездействия) должностных лиц контрольных (надзорных) органов недействительными, за отчетный период;
21) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц контрольных (надзорных) органов, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период;
22) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц контрольных (надзорных) органов, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период;
23) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 сентября 2021 г. N 395 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия"
Вступает в силу с 1 января 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 1 октября 2021 г. N 1400202110010003, в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 7 октября 2021 г. N 38
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2024 г. N 129
Изменения вступают в силу с 23 апреля 2024 г.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2023 г. N 487
Изменения вступают в силу с 2 октября 2023 г.
Подпункты 1 и 5 пункта 1 названного постановления вступают в силу с 1 сентября 2023 г.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2022 г. N 305
Изменения вступают в силу с 27 мая 2022 г.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2022 г. N 119
Изменения вступают в силу с 5 марта 2022 г.
Подпункт 3 пункта 1 названного постановления вступает в силу с 1 марта 2022 г.