В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и подпунктом 2 пункта 3.3 Положения "О бюджетном процессе в муниципальном образовании "Пешский сельсовет" Ненецкого автономного округа", утвержденного постановлением Администрации муниципального образования "Пешский сельсовет" Ненецкого автономного округа от 05.03.2014 N 28, Администрация муниципального образования "Пешский сельсовет" Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Сельского поселения "Пешский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов.
2. Структурным подразделениям Администрации Сельского поселения "Пешский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа руководствоваться основными направлениями бюджетной и налоговой политики Сельского поселения "Пешский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального подписания и подлежит официальному опубликованию.
Глава Сельского поселения |
Г.А. Смирнова |
Утверждено
постановлением Администрации
Сельского поселения "Пешский сельсовет"
Заполярного района Ненецкого автономного округа
от 14.09.2021 N 72
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Сельского поселения "Пешский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Сельского поселения "Пешский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, подпунктом 2 пункта 3.3 Положения "О бюджетном процессе в муниципальном образовании "Пешский сельсовет" Ненецкого автономного округа", утвержденного Решением Совета депутатов муниципального образования "Пешский сельсовет" Ненецкого автономного округа от 05.03.2014 N 28.
1. Основные итоги бюджетной политики за 2020 год
Бюджетная политика муниципального образования в 2020 году была направлена на обеспечение устойчивости бюджетной системы, выполнение принятых обязательств и сокращения неэффективных бюджетных расходов.
Исполнение местного бюджета за 2020 год составило по доходам в сумме 43834,6 тыс. руб. при уточненных плановых назначениях 44494,8 тыс. руб. или на 98,5% по отношению к годовым назначениям, по расходам в сумме 43842,7 тыс. руб. при уточненных плановых назначениях 44661,1 тыс. руб. или 98,2% по отношению к годовым назначениям. Превышение расходов над доходами по итогам исполнения бюджета за 2020 год составляет 8,1 тыс. руб.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета сельского поселения исполнены в сумме 6956,7 тыс. рублей, или на 101,9 процента к плану, их объем составил 15,8 процента всех поступлений в местный бюджет, тогда как в 2019 году доля налоговых и неналоговых поступлений составляла по итогам исполнения местного бюджета 14,9 процентов в общем объеме доходов. Темп роста налоговых и неналоговых поступлений в 2020 году по отношению к 2019 года составил 95,9%, а по отдельным источникам доходов местного бюджета представлен в таблице.
Поступление межбюджетных трансфертов, направляемых на приоритетные направления социально-экономического развития сельского поселения, составило 36877,9 тыс. рублей (или 97,9% от годовых плановых показателей), их доля составила 84,1 процентов всех поступлений в бюджет. А в 2019 году доля межбюджетных трансфертов составляла 81,5 процентов в общем объеме доходов. Таким образом, высокодотационность местного бюджета имеет тенденцию к стабильности, хотя следует отметить, что остается на высоком уровне.
Приоритетными направлениями в структуре местного бюджета в 2020 году являлись:
- общегосударственные вопросы - 39,6%;
- жилищно-коммунальное хозяйство - 29,2%;
- национальная экономика - 18,9%.
Структура расходов местного бюджета зависит от полномочий, закрепленных за муниципальными образованиями Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом НАО от 17.02.2010 N 8-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов организации местного самоуправления на территории Ненецкого автономного округа" и перераспределенных органам государственной власти Ненецкого автономного округа в соответствии с Законом НАО от 19.09.2014 N 95-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа" окружным законом от 19.09.2014 N 95-ОЗ.
Стоит отметить, что в 2020 году в местный бюджет продолжали поступать новые источники поступлений в виде пожертвований от физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данные поступления носили целевой характер и направлялись на благоустройство территории в рамках инициативного бюджетирования.
Продолжена работа по повышению открытости и доступности местного бюджета, разработана и размещена в информационных ресурсах сети Интернет информация для граждан по планированию и исполнению местного бюджета в виде нормативно-правовых документах, текстовых файлов, таблиц и презентаций.
2. Основные цели и задачи бюджетной и налоговой политики на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов
Большинство задач в сфере бюджетной и налоговой политики, поставленных в предыдущие годы, сохраняют свою актуальность.
Основной целью бюджетной политики остается обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Сельского поселения "Пешский сельсовет" ЗР НАО.
Достижению данной цели будет способствовать реализация ранее поставленных задач:
- развитие стратегического планирования;
- укрепление налогового потенциала;
- мобилизация дополнительных ресурсов увеличения доходной базы;
- оптимизация существующей системы налоговых льгот. Принятие решений по предоставлению налоговых льгот с учетом бюджетной и социальной эффективности;
- формирование и исполнение бюджета поселения на основе муниципальных программ;
- повышение качества предоставляемых населению муниципальных услуг;
- повышение предпринимательской активности;
- обеспечение прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса и вовлечение в него граждан;
- оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов на основе принципов бюджетирования, ориентированного на результат;
- развитие внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- реализация ответственной бюджетной политики, базовыми принципами которой являются исполнение наиболее значимых действующих расходных обязательств и принятие взвешенных решений по вновь принимаемым расходным обязательствам местного бюджета.
3. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов при формировании доходного потенциала
Бюджетная и налоговая политика на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов в области доходов должна быть направлена на повышение уровня доходов бюджета, в первую очередь собственных доходов муниципального образования.
Решение данной задачи невозможно без принятия действенных мер по увеличению собираемости налоговых и неналоговых платежей, в первую очередь местных, а также контроля недоимки по местным налогам, и воздействия на их собираемость.
В целях повышения доходов бюджета МО "Пешский сельсовет" Администрацией Сельского поселения "Пешский сельсовет" ЗР НАО необходимо организовать и/или продолжать начатую работу по реализации следующих мероприятий:
1) введение в оборот земельных участков и недвижимого имущества, которые используются гражданами муниципального образования и организациями, функционирующими на территории муниципального образования, но налоги на них не уплачивается, в связи с нелегальным использованием указанных объектов.
Одним из немногочисленных местных налогов, является земельный налог. Однако препятствием для взыскания этого налога, который должен составлять значительную часть доходов местного бюджета, является отсутствие государственной регистрации многих земельных участков.
Еще одним немаловажным фактором снижения поступлений в местный бюджет установленная льгота. В соответствии со ст. 391 "Налогового кодекса Российской Федерации" для пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством при исчислении земельного налога за налоговые периоды начиная с 2017 года налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Принятая указанная норма наполовину сократит поступления земельного налога в местный бюджет, и является неблагоприятным поводом сокращения самостоятельности местного бюджета. Увеличение поступлений по земельному налогу с физических лиц в 2020 году по сравнению с 2019 году составило более 13%.
Вторым местным налогом является налог на имущество физических лиц. На территории муниципального образования налицо проблема неучтенного имущества, которое используется без оформления соответствующих документов на собственность. Затягивание гражданами сроков государственной регистрации частных домовладений позволяет им в течение продолжительного времени не уплачивать налог на имущество физических лиц. На сегодняшний день из 352 жилых домов и квартир не оформлено в собственность 96 жилых домов, не говоря о возведенных без разрешающих документов строений, в том числе частных бань, гаражей и прочих строений. Нельзя не отметить, что работа по оформлению жилых помещений в последние годы активизировалась. Так за 2020-2021 год оформлено в частную собственность 41 объект недвижимости.
Указанная проблема (неучтенных земельных участков и недвижимого имущества) могут быть решены путем проведения инвентаризации и постановки на муниципальный учет земельных и имущественных объектов.
Бесспорно, в случае установления норматива отчислений из окружного бюджета в местный бюджет в части неналоговых поступлений в виде арендной платы за земельные участки, расположенные в границах поселения, Администрация Сельского поселения Пешский сельсовет" ЗР НАО была бы в прямой заинтересованности в оформлении лицами, проживающими и функционирующими на территории муниципального образования всех земельных участков, как в собственность, так и в аренду.
Необходимо регулярно проводить работу по оценке бюджетной и социальной эффективности предоставляемых налоговых льгот. В 2020 году введена соответствующая методика. Анализ эффективности принятых налоговых льгот проводится теперь ежегодно, а принимаемых, перед введением новой льготы.
2) еще одним резервом увеличения налоговых доходов местного бюджета может являться изменение нормативов отчислений налога на доходы физических лиц из регионального бюджета.
В настоящее время основной объем налоговых доходов местных бюджетов формируется не за счет местных налогов, а за счет отчислений от налога на доходы физических лиц. Согласно положениям Бюджетного кодекса и нормативов отчисления, установленных на уровне субъекта РФ поступления от налога на доходы физических лиц подлежат зачислению в бюджеты поселений - 7%.
Ярким примером увеличения поступлений является увеличение норматива отчисления от УСНО с 25% до 50% с 01.01.2019 года на основании закона Ненецкого автономного округа от 15.11.2018 N 12-ОЗ "О внесении изменений в закон Ненецкого автономного округа "О нормативах отчислений от налогов в бюджеты муниципальных образований Ненецкого автономного округа". В 2018 году в местный бюджет поступило доходов от уплаты налогов, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 319,4 тыс. руб., в 2019 году - 799,7 т.р., в 2020 году -885,2 т.р. Таким образом, увеличение поступлений от уплаты указанных налогов составляет 565,8 т.р. Темп роста составил в 2020 году по отношению к 2019 году 110,7%.
В то же время, возможности контроля налогоплательщиками муниципального образования расходования в местном бюджете уплаченного ими налога достаточно велики.
3) плата за предоставление муниципального жилого фонда по договорам социального найма и коммерческого найма позволит повысить доходный потенциал местного бюджета.
Следует обратить внимание на установление дифференцированной платы, в зависимости от благоустроенности и качества предоставляемого жилого помещения.
Указанную плату можно направлять в фонды капитального ремонта многоквартирных домов, а также на реализацию как капитального, так и текущего ремонта муниципального жилого фонда за счет средств местного бюджета.
Начатая в 2018 году работа по совершенствованию методики расчета платы за пользование жилыми помещениями будет продолжена в последующем трехлетнем периоде.
В прогнозном периоде будет продолжена работа по инвентаризации платежей от уплаты по договорам социального и коммерческого найма, в целях выявления задолженности по платежам в бюджет. Своевременные уведомления неплательщиков и подача исковых заявлений в судебные инстанции позволит повысить ответственность среди граждан и соответственно сделать более реалистичными прогнозные показатели поступлений при планировании бюджета.
4) обязательное введение штрафных санкций (неустойки) за нарушение сроков исполнения муниципальных контрактов подрядчиками позволит не только повысить ответственность за своевременность выполнения работ, услуг, не значительно, но и повысить доход местного бюджета.
В данных обстоятельствах важное значение имеет своевременная претензионно-исковая работа органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством в отношении подрядчиков, нарушающих условия исполнения муниципальных контрактов.
5) привлечение граждан к финансированию мероприятий по благоустройству территории.
В 2017 году начата работа по привлечению граждан муниципального образования к участию граждан в мероприятиях по благоустройству территории. Данное участие носит целевой характер. Следует вести регулярную информационно-стимулирующую работу в населением о необходимости их привлечения к участию в жизни села и деревень сельского поселения.
6) сдача в аренду муниципального имущества.
Следует провести полную инвентаризацию неиспользуемого муниципального имущества в целях предоставления его по договорам аренды физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.
При разработке проекта местного бюджета необходимо учитывать риски возможного снижения поступлений доходов, чтобы обеспечить полное исполнение всех принятых расходных обязательств.
7) повышение предпринимательской активности.
Стоит отметить, что наблюдается тенденция к увеличению количества налогоплательщиков, применяющих УСНО. По данным 5-УСН в 2019 году декларации по налогу предоставили 23 налогоплательщиков (из них 5 предоставили нулевую отчетность), тогда как в 2024 году 24 налогоплательщика (из них 3 предоставили нулевую отчетность). Увеличением количества налогоплательщиков, а также увеличением норматива отчисления от УСНО с 25% до 50% с 01.01.2019 года в местный бюджет объясняется темп в 110,7% в 2020 году по сравнению с 2019 годом.
Реализация плана мероприятий по увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет, утвержденный постановлением Администрации МО "Пешский сельсовет" НАО от 30.06.2020 N 51, усилит эффективность доходного потенциала муниципального образования.
4. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов при формировании расходов местного бюджета
В отношении расходов местного бюджета бюджетная политика на 2022 год и среднесрочную перспективу должна быть скорректирована исходя из сложившейся экономической ситуации и должна быть направлена на оптимизацию и повышение эффективности расходов.
Основными задачами ближайших лет по повышению эффективности бюджетных расходов являются:
- повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;
- создание условий для повышения качества предоставления муниципальных услуг;
- повышение эффективности процедур проведения государственных закупок, в том числе путем внедрения казначейского сопровождения;
- совершенствование процедур предварительного и последующего контроля, в том числе уточнение порядка и содержания мер принуждения к нарушениям в финансово-бюджетной сфере;
- развитие внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- обеспечение открытости бюджетного процесса и вовлечение в него граждан;
- обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.
Приоритетными направлениями расходов при формировании и исполнении бюджета на 2022-2024 годы необходимо определить расходы, обеспечивающие социальную стабильность в поселении:
- расходы на оплату труда и обязательных выплат, установленных трудовым законодательством;
- расходы на социальные выплаты;
- расходы на оплату коммунальных услуг и услуг связи.
Применение программно-целевых методов бюджетирования позволит оптимизировать ограниченные бюджетные ресурсы, повысить обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования и обеспечить их большую прозрачность для общества.
Должна быть обеспечена большая прозрачность и открытость бюджетного процесса для граждан. Это одно из ключевых условий повышения эффективности всей бюджетной политики. На сайте Администрации Сельского поселения "Пешский сельсовет" ЗР НАО публикуется нормативно-правовая документация, в том числе бюджет и отчеты по его исполнению, регулярно проводятся публичные слушания. Но эта работа, безусловно, должна быть продолжена, в первую очередь это связано в низкой заинтересованностью гражданами жизнью сельского поселения. Люди должны понимать, на какие цели и в каком объёме направляются бюджетные ресурсы, какие результаты планируется достичь, и какие на самом деле достигнуты.
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений должна быть направлена на продолжение работы по отстаиванию интересов сельского поселения по сохранению доходной базы и привлечению в местный бюджет межбюджетных трансфертов, необходимых для выполнения вопросов местного значения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Сельского поселения "Пешский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа от 14 сентября 2021 г. N 72 "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики сельского поселения "Пешский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов"
Вступает в силу с 14 сентября 2021 г.
Текст постановления опубликован не был