По результатам рассмотрения Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) заявления ПАО "Россети Юг" - "Волгоградэнерго" от 17.06.2020 N МР2/108-06/2070 (вх. от 22.06.2020 N 108033/20) об отмене приказов Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 26.12.2019 N 46/6 и N 46/2 принят приказ от 04.02.2021 N 77/21 "Об отмене приложения N 1 и графы 3 приложения N 2 приказа Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 26.12.2019 N 46/2 "Об установлении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы и долгосрочных параметров регулирования для ПАО "Волгоградоблэлектро" (далее - Приказ ФАС России N 77/21), в соответствии с которым Комитету тарифного регулирования Волгоградской области (далее - Комитет, орган регулирования) было предписано пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ПАО "Волгоградоблэлектро" на 2020 год, а также величину необходимой валовой выручки на 2020-2024 гг. с учетом проведенного дополнительного анализа и расчетов расходов по статьям затрат "Расходы на оплату труда", "Отчисления на социальные нужды", "Амортизация".
В связи с неисполнением Комитетом приказа ФАС России N 77/21 ФАС России принят приказ от 18.06.2021 N 594/21, которым установлен новый срок исполнения приказа N 77/21 - 01.08.2021.
Во исполнение приказа ФАС России от 18.06.2021 N 594/21 органом регулирования представлены копии экспертного заключения, приказа от 14.07.2021 N 15/4 и выписки из протокола заседания Коллегии Комитета (письмо от 20.07.2021 N 121539-ЭП/21).
По итогам анализа представленных материалов ФАС России установлено следующее.
1. Базовый уровень подконтрольных расходов
Из пункта 9 Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов и внесении изменений в приказы ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э и от 30.03.2012 N 228-э, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2018 N 421-э (далее - Методические указания N 421-э), следует, что для расчета долгосрочных параметров регулирования на очередной долгосрочный период регулирования с применением метода сравнения аналогов в отношении территориальных сетевых организаций базовый уровень операционных, подконтрольных расходов (далее - ОПР) территориальных сетевых организаций (далее - ТСО) определяется в 70% доле от базового уровня операционных, подконтрольных расходов, рассчитанных в зависимости от применяемого в отношении организации метода регулирования, и 30% доле от базового уровня операционных, подконтрольных расходов для территориальных сетевых организаций, рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями N 421-э.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа N 421-э следует читать как "18.03.2015"
В соответствии с пунктом 13 Методических указаний N 421-э в случае если, в соответствии с представленными данными, значение фактических ОПР ТСО n за один из 2 лет, предшествующих периоду регулирования, превышает значение операционных, подконтрольных расходов, установленное органом регулирования для ТСО n на соответствующий год, более чем на D процентов, установление базового уровня ОПР такой ТСО осуществляется в соответствии с действующим для ТСО долгосрочным методом регулирования, а в случае отсутствия применения методов долгосрочного регулирования в году, предшествующему периоду регулирования, установление базового уровня ОПР такой ТСО осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала либо в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
По результатам проведенного Комитетом анализа фактических расходов ПАО "Волгоградоблэлектро" величина экономически обоснованных операционных расходов снижена с 1 007 831,08 тыс. руб. до 923 810,92 тыс. руб. (2017 год), с 1 123 515,3 тыс. руб. до 1 049 502,22 тыс. руб. (2018 год).
В этой связи размер отклонения от установленных плановых значений составил 0,58% и 9,27% соответственно, что не превышает предусмотренный Методическими указаниями N 421-э показатель предельного значения отклонения (8,57% и 12,86%).
В этой связи Комитету надлежало пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ПАО "Волгоградоблэлектро" на 2020 год с применением метода сравнения аналогов, что в нарушение пункта 9 Методических указаний N 421-э сделано не было.
2. Расходы на оплату труда
В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178), при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда (далее - ФОТ) с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Комитетом при определении расходов на оплату труда на 2020 год была учтена нормативная численность в размере 1 420,4 чел.
Как указывается в экспертном заключении, фактические данные за 2018 год Комитетом не были приняты во внимание ввиду того, что регулируемой организацией были некорректно предоставлены данные по официальной статистической отчётности по форме N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" (далее - статистическая форма П-4).
При определении численности персонала орган регулирования также руководствовался данными официальной статистической отчётности по форме N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников" (далее - статистическая форма 1-Т), в соответствии с которой общая численность персонала составила 1 422 чел., и штатным расписанием в целях распределения численности персонала по видам деятельности.
Комитет также отмечает, что в 2019 году по данным статистической формы П-4 произошло перераспределение персонала по видам деятельности организации - рост численности персонала по виду деятельности "передача электроэнергии" и снижение по виду деятельности "технологическое присоединение".
Вместе с тем анализ фактических данных о количестве персонала за 2019 год, а также причин перераспределения численности между видами деятельности экспертное заключение органа регулирования не содержит.
ФАС России отмечает, что согласно данным статистической формы П-4 фактическая численность сотрудников по регулируемому виду деятельности за 2018 год сложилась в размере 1301 чел. Данные, подтверждающие некорректное заполнение регулируемой организацией статистической формы П-4, в адрес ФАС России не представлены.
Кроме того, статистическая форма 1-Т не предусматривает распределение численности работников по видам экономической деятельности организации.
Таким образом, Комитетом при проведении анализа и расчета размера фонда оплаты труды неправомерно не была учтена фактическая численность персонала по данным статистической формы П-4 за 2018 год в количестве 1301 человек.
Учитывая изложенное, приказ ФАС России от 04.02.2021 N 77/21 не может быть признан исполненным Комитетом надлежащим образом.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, а также Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, приказываю:
1. Признать Комитет тарифного регулирования Волгоградской области неисполнившим приказ ФАС России от 04.02.2021 N 77/21 "Об отмене приложения N 1 и графы 3 приложения N 2 приказа Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 26.12.2019 N 46/2 "Об установлении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы и долгосрочных параметров регулирования для ПАО "Волгоградоблэлектро".
2. Установить новый срок исполнения органом исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике приказа ФАС России от 04.02.2021 N 77/21 "Об отмене приложения N 1 и графы 3 приложения N 2 приказа Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 26.12.2019 N 46/2 "Об установлении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы и долгосрочных параметров регулирования для ПАО "Волгоградоблэлектро" - 01.10.2021.
3. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений, принятие которых предписано приказом ФАС России от 04.02.2021 N 77/21 "Об отмене приложения N 1 и графы 3 приложения N 2 приказа Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 26.12.2019 N 46/2 "Об установлении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы и долгосрочных параметров регулирования для ПАО "Волгоградоблэлектро", проинформировать надлежащим образом Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятых во исполнение приказа ФАС России от 04.02.2021 N 77/21;
- протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором (которых) принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения приказа ФАС России от 04.02.2021 N 77/21.
4. Контроль исполнения приказа возложить на статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
М.А. Шаскольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 27 августа 2021 г. N 891/21 "Об установлении нового срока исполнения приказа ФАС России от 04.02.2021 N 77/21 "Об отмене приложения N 1 и графы 3 приложения N 2 приказа Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 26.12.2019 N 46/2 "Об установлении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы и долгосрочных параметров регулирования для ПАО "Волгоградоблэлектро"
Текст приказа опубликован не был