В соответствии с Положением о Комитете Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 30 июня 2014 г. N 150 "О Положении о Комитете Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок" приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации по разработке конкурсной документации на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Адыгея согласно приложению.
2. Приказ Комитета Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок от 8 октября 2020 г. N 44 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке конкурсной документации на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Адыгея" признать утратившим силу.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Председатель Комитета |
Н. Мекулов |
Утверждены
приказом Комитета
Республики Адыгея
по регулированию контрактной
системы в сфере закупок
от 08.09.2021 г. N 41-од
Методические рекомендации
по разработке конкурсной документации на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Адыгея
Настоящие методические рекомендации по разработке конкурсной документации на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Адыгея (далее - методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением о Комитете Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 30 июня 2014 г. N 150, в целях методического обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Адыгея в соответствии Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон).
Методические рекомендации также могут быть использованы для предупреждения допускаемых заказчиками наиболее частых ошибок при разработке конкурсной документации (далее - документация). Формирование документации о закупке товаров, работ, услуг с ошибками приводит к росту числа запросов на разъяснения документации, жалоб участников, что влечет за собой внесение изменений в документацию, продление сроков проведения процедуры открытого конкурса в электронной форме или его отмену, несвоевременное заключение контракта и, как следствие, несвоевременное обеспечение нужд заказчика.
При использовании настоящих методических рекомендаций заказчикам необходимо учитывать, что положения Федерального закона и иных нормативных правовых актов, на которые имеются ссылки в настоящих методических рекомендациях, приведены в редакции, действующей на дату утверждения методических рекомендаций.
Настоящие методические рекомендации не являются правовым актом и носят информационный характер.
I. Общие положения
1.1. Открытый конкурс в электронной форме - способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее также - ЕИС) извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования, при этом победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер.
Под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям (см. ст. 56.1 Федерального закона и Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям").
Под двухэтапным конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые требования и дополнительные требования и победителем такого конкурса признается участник закупки, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса (в том числе соответствующий дополнительным требованиям) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса.
Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс в электронной форме при одновременном соблюдении условий, указанных в п. 1 и 2 части 2 статьи 57.1 Федерального закона.
Заказчик вправе проводить открытый конкурс в электронной форме на закупку товаров, работ, услуг, не включенных в перечень, установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 471-р (о перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме).
1.2. Для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию, обладающую следующими признаками:
- это набор документов, который разрабатывается заказчиком для каждого конкретного открытого конкурса в электронной форме;
- разрабатывается с целью помочь в подготовке заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
- содержит все условия открытого конкурса в электронной форме и будущего контракта;
- регулирует отношения между заказчиками и участниками закупки;
- прописывает права и обязанности сторон в процессе проведения открытого конкурса в электронной форме;
- одинакова для всех участников закупки.
1.3. Принципы подготовки конкурсной документации:
- должна быть утверждена заказчиком к моменту размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме в ЕИС;
- должна состоять из установленного законодательством перечня документов и информации;
- разделы могут быть связаны между собой системой ссылок;
- содержание документации не должно противоречить содержанию контракта;
- содержание документации не должно противоречить содержанию извещения (извещение формируется с помощью региональной информационной системы).
1.4. Конкурсная документация утверждается руководителем заказчика или иным должностным лицом заказчика, уполномоченным на утверждение конкурсной документации, до размещения извещения и документации в ЕИС.
1.5. При планировании сроков размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и формировании планов-графиков заказчикам Республики Адыгея необходимо учитывать не только Положение о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 г. N 1279 "Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов-графиков закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации", но и постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 27 августа 2014 г. N 198 "Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Адыгея на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для Администрации Главы Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея, исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, органа управления Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Адыгея, государственных казенных учреждений Республики Адыгея и государственных бюджетных учреждений Республики Адыгея при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Адыгея". Указанным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея утвержден Порядок взаимодействия Комитета Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - Комитет) с заказчиками, подпунктом 2 пункта 2 которого предусмотрено 10 рабочих дней со дня приема от заказчика заявки на закупку для проведения Комитетом проверки конкурсной документации на соответствие требованиям Федерального закона, за исключением проверки проекта государственного контракта и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, и размещения информации об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок.
II. Рекомендации по подготовке конкурсной документации
2.1 Структура документации нормами Федерального закона не регламентирована. Установлен только перечень информации, которая в обязательном порядке должна быть отражена в документации (ст. 54.3 Федерального закона). При этом в соответствии с частью 5 статьи 24.1 Федерального закона Правительством Российской Федерации постановлением от 5 ноября 2019 года N 1401 утверждены Требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке. Согласно письму Минфина России от 19 ноября 2019 года N 24-06-05/89376 типовая документация о закупке в силу пункта 5 указанных Требований не подлежит разработке заказчиками. Такая типовая документация подлежит утверждению Минфином России путем установления единой формы документации о закупке, которая впоследствии будет автоматизирована для обеспечения формирования и размещения заказчиками в ЕИС документации о конкретной закупке в электронной форме. Обязанность применения типовой документации о закупке на основании части 5 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ наступит после ее утверждения соответствующим приказом Минфина России. В настоящее время такой нормативный правовой акт не издан.
2.2 Как правило, документация состоит из следующих разделов:
I. Общие положения
II. Информационная карта
III. Проект контракта
IV. Описание объекта закупки (техническая часть)
Также в составе конкурсной документации обязательно наличие обоснования начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, которое может быть представлено в виде приложения к части II "Информационная карта" или отдельного раздела документации.
Согласно статье 23 Федерального закона идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Федеральным законом. Порядок формирования идентификационного кода закупки утвержден приказом Минфина России от 10 апреля 2019 г. N 55н "Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки".
I. Общие положения конкурсной документации включают в себя основные положения Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме, связанные между собой и остальными разделами документации системой ссылок.
II. Информационная карта конкурсной документации должна содержать конкретизирующие сведения в отношении объекта закупки и условий исполнения контракта.
Следует также включать в информационную карту конкурсной документации информацию, указанную в статье 42 Федерального закона, а именно:
1. Наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика.
Обращаем ваше внимание, что в региональной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Адыгея (далее - региональная информационная система), а также в единой информационной системе данные заказчика, переходящие в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме, внесены без сокращений и с указанием в номере телефона кода страны и региона, поэтому в документации также нужно указывать полное наименование заказчика, республики, района, населенного пункта, улиц, номера телефонов ответственных должностных лиц.
2. Краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работ или оказания услуг, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы, либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Предваряя рассмотрение положений статьи 33 Федерального закона, следует упомянуть, что в ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой.
Наиболее значимые и часто выявляемые нарушения законодательства касаются описания объекта закупки. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона при описании объекта закупки необходимо указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При описании объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, условных обозначений и терминологии.
При описании объекта закупки можно использовать такие слова как: "максимальное значение", "минимальное значение", "значения показателей, которые не могут изменяться".
Не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса в электронной форме или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме. Необходимо в обязательном порядке учитывать требования статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой при проведении торгов запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Также при описании объекта закупки следует помнить, что в соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона Правительством Российской Федерации 8 февраля 2017 года принято постановление N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно - постановление N 145, каталог).
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Начальная (максимальная) цена контракта, начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги, указанная в документации должна соответствовать обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, которое рассчитывается с учетом положений статьи 22 Федерального закона и приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2013 г. N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Методические рекомендации МЭР РФ).
В целях расчета начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги планируемого открытого конкурса в электронной форме и подготовки обоснования этой цены рекомендуется выполнить следующую последовательность действий:
определить потребность в конкретном товаре, работе, услуге;
установить перечень требований к товарам, работам, услугам, закупка которых планируется, а также требований к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
провести исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации, в том числе использование которых предусмотрено Методическим рекомендациям МЭР РФ, в целях выявления имеющихся на рынке товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям, к товарам, работам, услугам, закупка которых планируется, а также требований к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
сформировать описание объекта закупки (техническое задание документации) в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона;
проверить наличие принятых в отношении планируемых к закупке видов, групп товаров, работ, услуг нормативных правовых актов, которыми устанавливаются порядки определения начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 22 статьи 22 Федерального закона, а также актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих исчерпывающие перечни источников информации, которые могут быть использованы для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, правовых актов о нормировании в сфере закупок, принятых в соответствии со статьей 19 Федерального закона;
в соответствии с установленными статьей 22 Федерального закона требованиями определить применимый метод определения начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги или несколько таких методов;
осуществить соответствующим методом определение начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги с учетом Методических рекомендаций МЭР РФ;
сформировать обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций МЭР РФ.
Источник финансирования, указанный в конкурсной документации, должен быть полностью идентичен тому, который заказчик указывает в региональной информационной системе.
3. Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).
В конкурсной документации могут устанавливаться ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства: ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Критерии отнесения к социально ориентированным некоммерческим организациям: наличие в Уставе участника закупки видов деятельности, указанных в ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Заказчик в своей документации данное требование может реализовать в следующем виде:
Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии со ст. 30 Федерального закона: Предусмотрено. В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Для субъектов малого предпринимательства: 1) соответствие участников закупки условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, устанавливаемым ст. 4 Федерального Закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Для социально ориентированной некоммерческой организации: 2) соответствие участников закупки требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". |
При осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в контракт включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Федерального закона (см. часть 8 статьи 30 Федерального закона).
При этом срок оплаты заказчиком поставленного товара выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта согласно части 13.1 статьи 34 Федерального закона должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Заказчик вправе установить требование к поставщику (подрядчику, исполнителю) не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме привлечения в виде фиксированных процентов и должен составлять не менее 5 процентов от цены контракта.
В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
4. Используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Открытый конкурс в электронной форме; либо конкурс с ограниченным участием в электронной форме; либо двухэтапный конкурс в электронной форме.
Следует отметить, что с 1 сентября 2020 года из перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 471-р, исключены строительные работы, а статья 112 Федерального закона дополнена частью 68, в соответствии с которой до 1 января 2024 года в случае осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства путем проведения открытого конкурса в электронной форме и при включении в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона проектной документации, такой конкурс проводится с учетом особенностей, установленных в указанной части 68 статьи 112 Федерального закона (например, по таким открытым конкурсам в электронной форме первая часть заявки содержит только согласие участника закупки, рассмотрение и оценка первых частей заявок участников не производится, подача окончательных предложений участниками открытого конкурса в электронной форме не производится и другие).
5. Срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
Может быть представлено в следующем виде:
Срок, место и порядок подачи заявок участников закупки: Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме ____ 2021 г. __ часов __ минут Подача заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке. Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги. Заявка на участие открытом конкурсе в электронной форме направляется участником открытого конкурса в электронной форме оператору электронной площадки в форме трех электронных документов, которые подаются одновременно. |
6. Размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии.
Размер обеспечения заявок указан в частях 16 и 17 статьи 44 Федерального закона и зависит от размера начальной (максимальной) цены контракта, а в отдельных случаях и от условий осуществляемой закупки - при установлении преимуществ для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы или организациям инвалидов.
Правительство Российской Федерации в своем постановлении от 12.04.2018 N 439 снизило предусмотренный частью 1 статьи 44 Федерального закона размер начальной (максимальной) цены контракта, при котором обеспечение заявки не устанавливается, до 1 млн. рублей.
Размер обеспечения заявки в силу ч. 16 ст. 44 Федерального закона должен составлять:
- от 0,5% до 1% начальной (максимальной) цены контракта при начальной (максимальной) цене контракта до 20 млн. рублей;
- от 0,5% до 5% начальной (максимальной) цены контракта при начальной (максимальной) цене контракта более 20 млн. рублей.
На государственные, муниципальные учреждения требование об обеспечении заявок на участие в определении поставщиков не распространяется (часть 6 ст. 44 Федерального закона).
Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее, чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок (ч. 4 ст. 44 Федерального закона), при этом условия, которым должна соответствовать такая банковская гарантия, установлены в статье 45 Федерального закона.
Если заказчик считает необходимым включение в банковскую гарантию условия о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта (в соответствии с частью 3 статьи 45 Федерального закона), в этом случае заказчику следует заранее предусмотреть включение в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке специального указания на необходимость наличия в банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки, указанного условия.
Правила ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") - (далее Правила). В реестр включаются банковские гарантии, которые выданы банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона. Ведение реестра и размещение его в единой информационной системе в сфере закупок осуществляет Федеральное Казначейство.
7. Размер обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, порядок предоставления такого обеспечения, устанавливаемые в соответствии с Федеральным законом (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Федерального закона.
Обеспечение исполнения контракта - это гражданско-правовой механизм обеспечения защиты прав заказчика, имеющий целью гарантировать заказчику надлежащее исполнение обязательств со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя).
Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 статьи 96 Федерального закона. При этом, если:
1) контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 96 Федерального закона;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пунктом 3 статьи 96 Федерального закона"
2) аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 статьи 96 Федерального закона при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона), уменьшенной на размер такого аванса.
Порядок предоставления обеспечения и требования к обеспечению установлены в статье 96 Федерального закона.
Виды обеспечения исполнения контракта (ст. 96 Федерального закона):
- Внесение денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
- Банковская гарантия, выданная банком и соответствующая требованиям статьи 45 Федерального закона.
Требования к банковской гарантии указаны в статье 45 Федерального закона.
Так же, как и в случае с особыми условиями банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки, если заказчик считает необходимым включение в банковскую гарантию условия о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта (если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии), в этом случае заказчику следует заранее предусмотреть включение в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке и проект контракта специального указания на необходимость наличия в банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, указанного условия, так как возможность применения такого права заказчика напрямую связана с наличием информации об этих условиях обеспечения в перечисленных законом документах, начиная от извещения о закупке и заканчивая проектом контракта.
Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Федерального закона, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
8. Преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона;
При подготовке конкурсной документации на право заключения контракта на поставку отдельных видов товаров необходимо учитывать требования о предоставлении преимуществ:
- учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
- организациям инвалидов.
Перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 649 "О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта".
Согласно указанному постановлению в составе заявки на участие в закупке товаров (работ, услуг), предусмотренных перечнем, утвержденным постановлением, учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы представляется требование, составленное в произвольной форме, о предоставлении преимуществ, установленных в соответствии со статьей 28 Федерального закона.
Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта".
Закупку товаров, имеющих коды "Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)", принятым и введенным в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, указанные в постановлении Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года N 649 "О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта" и постановлении Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта", с целью предоставления преимуществ участникам закупки необходимо проводить отдельно от закупок товаров, не включенных в перечни, утвержденные указанными постановлениями.
Если заказчиком установлены преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы дополнительно указываются следующие требования:
- участник закупки являющейся учреждением и предприятием уголовно исполнительной системы, должен соответствовать критериям, установленным ч. 2 ст. 28 Федерального закона.
Если заказчиком установлены преимущества организациям инвалидов дополнительно указываются следующие требования:
- участник закупки являющейся организацией инвалидов, должен соответствовать критериям, установленным ч. 2 ст. 29 Федерального закона.
9. Информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона.
По общему правилу, установленному в части 1 статьи 14 Федерального закона, при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации. При этом согласно части 3 указанной статьи Правительством Российской Федерации устанавливаются:
Запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами |
|
Ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок |
С целью установления условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств, и поддержки отечественных товаропроизводителей издан приказ Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который устанавливает условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При планировании проведения конкурса и подготовке конкурсной документации следует помнить, что в действующем приказе прямо отмечено, что для целей применения приказа не могут быть предметом одного контракта товары, указанные в приложении к приказу и не указанные в нем.
По состоянию на дату утверждения настоящих методических рекомендаций Правительством Российской Федерации установлены запреты на допуск и ограничения допуска по ряду товаров (услуг), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих запрет на допуск, ограничения допуска и (или) условия допуска отдельных видов товаров (услуг) для целей осуществления закупок для обеспечения государственных нужд, в том числе нужд Республики Адыгея, указан в Приложении к настоящим методическим рекомендациям.
10. Размер аванса, устанавливаемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (если предусмотрена выплата аванса):
В соответствии с положениями части 12 статьи 42 Федерального закона извещение и конкурсная документация должны содержать информацию о размере аванса, если предусмотрена выплата аванса.
Может быть представлено в следующем виде:
Размер аванса (устанавливаемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) Не предусмотрен либо Установлен в размере ________ % |
Информационная карта конкурсной документации должна также содержать информацию, указанную в статье 54.2 Федерального закона, а именно:
11. Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Перечень операторов электронных площадок утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 г. N 1447-р.
В список входят следующие электронные торговые площадки:
1. Акционерное общество "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан"
2. Акционерное общество "Единая электронная торговая площадка"
3. Акционерное общество "Российский аукционный дом"
4. Акционерное общество "ТЭК - Торг"
5. Акционерное общество "Электронные торговые системы"
6. Закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов"
7. Общество с ограниченной ответственностью "РТС - тендер"
8. Общество с ограниченной ответственностью "Электронная торговая площадка ГПБ"
12. Требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона.
Обязательные требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме:
1. Непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
2. Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
3. Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
4. Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
4.1. Участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
5. Обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
6. Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
7. Участник закупки не является офшорной компанией.
8. Отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим отдельные виды деятельности.
Требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона, может быть указано в документации в виде следующего текста:
- отсутствие в предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ.
Комитет Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок рекомендует заказчикам, в целях ограничения участия в закупке недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обязательно включать в конкурсную документацию требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ.
Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
13. Информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Например: "российский рубль".
14. Порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта.
Например: "не применяется" либо "не предусмотрен".
15. Предусмотренные статьей 54.4 Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Состав заявки см. в частях 4 и 6 статьи 54.4 Федерального закона.
С 1 января 2020 года в п.п. "а" п. 3 и п. 3 ч. 4 ст. 54.4 Федерального закона были внесены изменения. Теперь в заявке для участия в открытом конкурсе в электронной форме при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг необходимо указывать страну происхождения поставляемого товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг вне зависимости от применения национального режима.
Пункт 3 части 6 статьи 54.4 Федерального закона требует указания в конкурсной документации документов, подтверждающих соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Такими документами могут являться лицензии (выписки из реестров лицензий), выписки из реестров членов саморегулируемых организаций и другие документы в зависимости от закупаемого вида товара, работы или услуги.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, установлен статьей 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, которыми установлены исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Особенности лицензирования могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление отдельных видов деятельности. Например: образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково"), деятельность в области связи.
При установлении требований к участникам закупки следует также руководствоваться принятыми во исполнение Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" нормативными правовыми актами.
27.12.2019 г. принят Федеральный закон N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 478-ФЗ"), который внес поправки в законодательство о лицензировании. Нормативный акт отменил выдачу бланков и ввел реестровую модель лицензирования.
Закон N 478-ФЗ внес поправки сразу в 12 законов, упоминающих о выдаче лицензий. Среди них Жилищный Кодекс, закон о СМИ N 2124-1 от 27.12.1991 г., закон о детективной и охранной деятельности N 2487-1 от 11.03.1992 г., закон N 99-ФЗ о лицензируемых видах деятельности от 04.05.2011 г., а также другие нормативные акты. Эти новеллы начали действовать с 01.01.2021 г.
Разрешение на ведение лицензируемой деятельности теперь подтверждается только записями в реестрах. Процедура формирования и ведения реестра разрабатывается и утверждается Правительством РФ. Днем предоставления лицензии считается дата занесения записи в реестр.
Закон N 478-ФЗ касается всех видов деятельности за исключением банковской. ЦБ РФ не подчиняется Правительству РФ, самостоятельно выдаёт лицензии кредитным организациям и утверждает типовые формы лицензий (ст. 13 Федерального закона N 395-1 о банках и банковской деятельности от 02.12.1990 г.).
При проведении закупки любых работ по выполнению инженерных изысканий, работ по подготовке проектной документации следует учесть, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и (или) архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации. Саморегулируемые организации, в которых состоит участник, должны иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, а совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационным фондам обеспечения таких договорных обязательств.
Установление в конкурсной документации требования к участникам открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по инженерным изысканиям или проектированию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона в обязательном порядке должно сопровождаться требованием о предоставлении в составе заявки участников открытого конкурса в электронной форме конкретных документов, подтверждающих соответствие участников установленному требованию. Такими документами с 1 июля 2017 года являются действующие выписки из реестров членов саморегулируемых организаций, содержащие сведения о праве участника конкурса на выполнение соответствующих работ и его уровне ответственности по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов.
В конкурсной документации рекомендуется указать также перечень сведений и документов, необходимых для оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в соответствии с установленными в конкурсной документации критериями оценки заявок и порядком оценки заявок на участие в конкурсе.
Инструкция по заполнению заявки может содержать следующие правила:
Подача заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке.
Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги.
Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме направляется участником открытого конкурса в электронной форме оператору электронной площадки в форме трех электронных документов, которые подаются одновременно.
В первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускается указание сведений об участнике открытого конкурса в электронной форме, подавшем заявку на участие в таком конкурсе, а также сведений о предлагаемой этим участником открытого конкурса в электронной форме цене контракта. При этом первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, закупка которого осуществляется.
Участник открытого конкурса в электронной форме вправе подать заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных конкурсной документацией даты и времени окончания срока подачи таких заявок.
Участник открытого конкурса в электронной форме вправе подать только одну заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, не соответствующей требованиям документации о таком открытом конкурсе в электронной форме.
Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подготовленная участником закупки, а также все документы, относящиеся к заявке, должны быть составлены на русском языке.
Входящие в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме документы, оригиналы которых выданы участнику закупки третьими лицами на ином языке, могут быть представлены на этом языке при условии, что к ним будет прилагаться надлежащим образом, заверенный перевод на русский язык.
16. Информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с Федеральным законом.
Изменение контракта по инициативе заказчика возможно по соглашению сторон в определенных Федеральным законом случаях: снижение цены без изменения иных условий контракта; увеличение или уменьшение количества товара, объема работы или услуги; при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона). Обязательное условие для использования данного права - возможность изменения условий контракта была предусмотрена конкурсной документацией и контрактом.
Федеральным законом допускаются и иные случаи изменения существенных условий контракта, однако уже не связанные с необходимостью указания в документации на такую возможность (см. п.п. 2 - 10 ч. 1 ст. 95 Федерального закона).
17. Порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления (ч. 7 ст. 54.3 Федерального закона).
Любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки, с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.
В течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки вышеуказанного запроса заказчик (уполномоченный орган) размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
18. Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Федеральным законом.
Критерии оценки заявок перечислены в части 1 статьи 32 Федерального закона. Порядок рассмотрения и оценки первых частей заявок описан в статье 54.5 Федерального закона. Порядок рассмотрения и оценки вторых частей заявок описан в статье 54.7 Федерального закона. Величины значимости критериев, порядок оценки заявок установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
А) стоимостные критерии оценки, в том числе цена контракта;
Б) нестоимостные критерии оценки.
Количество критериев должно быть не менее двух, одним из которых должна быть цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги (ч. 4 ст. 32 Федерального закона).
Значимость критериев оценки заявок должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно следующей таблице:
|
Предельные величины значимости критериев оценки |
|
минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) |
максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) |
|
1. Товары, за исключением отдельных видов товаров |
70 |
30 |
2. Работы, услуги за исключением отдельных видов работ, услуг |
60 |
40 |
3. Отдельные виды товаров, работ, услуг: |
|
|
разработка документов, регламентирующих обучение, воспитание, контроль качества образования в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования |
40 |
60 |
выполнение аварийно-спасательных работ |
40 |
60 |
проведение реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, работ по реконструкции и ремонту, без выполнения которых невозможно проведение реставрации, при условии включения работ по реконструкции и ремонту в один предмет контракта (один лот) с реставрацией таких объектов, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов |
40 |
60 |
оказание медицинских услуг, образовательных услуг (обучение, воспитание), юридических услуг |
40 |
60 |
оказание услуг по проведению экспертизы, аудиторских услуг |
30 |
70 |
оказание услуг специализированной организации |
40 |
60 |
работы по созданию, развитию, обеспечению функционирования и обслуживанию государственных (муниципальных) информационных систем, официальных сайтов государственных (муниципальных) органов, учреждений |
30 |
70 |
создание произведений литературы и искусства в отношении объектов, указанных в части 7 статьи 32 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
0 |
100 |
исполнение (как результат интеллектуальной деятельности), финансирование проката или показа национального фильма, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ |
20 |
80 |
выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), а также выполнение работ по контракту, предусмотренному частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
60 |
40 |
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-бальная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев.
Если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наименьшее значение критерия оценки (показателя) необходимо использовать пункты 21-22 Правил.
Если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя) необходимо использовать пункты 23-24 Правил.
Если оценка производится по шкале оценки или как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам баллы присуждаются заявке (предложению) по критерию (показателю) в соответствии с пунктом 26 Правил.
При установлении заказчиком шкалы оценки, формулы, указанные в пунктах 21 - 24 Правил не применяются (п. 20 Правил).
В случае, если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя (п. 29 Правил).
Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки, скорректированных с учетом коэффициентов значимости критериев оценки.
Победителем признается участник конкурса, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника конкурса присваивается первый порядковый номер.
19. Размер и условия обеспечения исполнения контракта.
См. пункт 7 настоящих методических рекомендаций.
20. Информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-25 статьи 95 Федерального закона.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если данное право было предусмотрено контрактом (см. часть 9 статьи 95 Федерального закона).
В случае, если проектом контракта не предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в документации указывается: "Право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не предусмотрено".
С 1 июля 2019 года Федеральный закон дополнен частью 17.1 статьи 95, которая предусматривает право заказчика заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Федеральным законом заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя (см. Письмо Минфина России от 13.08.2019 г. N 24-03-08/61168 "О заключении контракта со вторым участником в случае расторжения контракта с победителем после 01 июля 2019").
Текст приводится в соответствии с источником
3. Проект контракта
К конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Согласно п. "а" п.п. 2 п. 2 Порядка взаимодействия Комитета Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок с Администрацией Главы Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея, исполнительными органами государственной власти Республики Адыгея, органом управления Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Адыгея, государственными казенными учреждениями Республики Адыгея и государственными бюджетными учреждениями Республики Адыгея при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Адыгея, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 27 августа 2014 года N 198, Комитет проводит проверку разработанных и утвержденных заказчиком конкурсных документаций на соответствие их требованиям Федерального закона, за исключением проекта контракта и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Проект контракта в конкурсной документации должен соответствовать требованиям статей 34, 83.2, 94, 95, 96, 110.1, 110.2 Федерального закона.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатываются и утверждаются типовые контракты, типовые условия контрактов для закупки товаров, работ, услуг, которые размещены в единой информационной системе в сфере закупок и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов.
Все подлежащие применению типовые контракты и типовые условия контрактов размещены на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок в сети "Интернет" zakupki.gov.ru в разделе "Библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов".
Также при разработке проекта контракта необходимо использовать постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Дополнительную информацию можно найти в методических рекомендациях по разработке документации об аукционе в электронной форме на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Адыгея, утвержденных приказом Комитета Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок и размещенных на странице Комитета на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея в сети "Интернет" adygheya.ru в разделе "Методические рекомендации".
С 1 июля 2020 года в случае признания закупки несостоявшейся заказчику требуется согласовать с ФАС России возможность заключения контракта с единственным поставщиком, если размер начальной (максимальной) цены контракта будет превышать размер, установленный Правительством Российской Федерации.
Предельный размер начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса несостоявшимися осуществляется в соответствии с пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 Федерального закона по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен постановлением Правительства РФ от 30 июня 2020 г. N 961 "Об установлении предельного размера (предельных размеров) начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса, аукциона или запроса предложений несостоявшимися осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об утверждении Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").
4. Описание объекта закупки (техническая часть)
Указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки
При условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" |
|
При условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком |
|
При условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование |
При описании объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Указываются максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с Правилами формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога), утвержденными постановлением N 145.
Согласно пункту 5 Правил использования каталога заказчик вправе, за исключением отдельных случаев, установленных Правительством РФ (одним из таких случаев является осуществление закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"), указать в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога. При этом заказчику следует учитывать, что при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога в случае включения заказчиком ещё и дополнительной информации в описание объекта закупки, заказчик также обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (пункт 6 Правил использования каталога).
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчики согласно пункту 7 Правил использования каталога осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
При подготовке описания объекта закупки необходимо также учитывать, что постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 30 декабря 2015 года N 311 "О Правилах определения требований к закупаемым государственными органами Республики Адыгея, органом управления Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Адыгея, их территориальными органами и подведомственными им государственными казенными учреждениями Республики Адыгея, государственными бюджетными учреждениями Республики Адыгея и государственными унитарными предприятиями Республики Адыгея отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг)" (с изменениями и дополнениями) утверждены правила определения требований к закупаемым заказчиками Республики Адыгея отдельным видам товаров и услуг, а также Обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых определяются требования к их потребительским свойствам (в том числе качеству) и иным характеристикам в том числе предельные цены отдельных товаров и услуг, закупка которых для обеспечения нужд Республики Адыгея должна соответствовать указанному постановлению. Речь идет о таких товарах и услугах, как компьютеры персональные настольные, ноутбуки, принтеры, средства транспортные, мебель для сидения с металлическим каркасом, мебель для сидения с деревянным каркасом, мебель металлическая и деревянная для офисов, административных помещений, учебных заведений, учреждений культуры, услуги связи, услуги по передаче данных, услуги по доступу к сети "Интернет" и другие.
Указанный Обязательный перечень должен быть отражен в ведомственных нормативных документах (актах) государственных заказчиков, регламентирующих требования к закупаемым товарам, работам, услугам как самим государственным заказчиком, так и его подведомственными учреждениями.
Приложение
к Методическим рекомендациям,
утвержденным приказом
Комитета Республики Адыгея
по регулированию контрактной
системы в сфере закупок
от 08.09.2021 г. N 41-од
Перечень
нормативных правовых актов, устанавливающих запрет на допуск, ограничения допуска и (или) условия допуска отдельных видов товаров (услуг), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных нужд, в том числе нужд Республики Адыгея
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N 898 "О внесении изменений в пункт 7 Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 2016 г. N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
6. Приказ Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1746 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Комитета Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок от 8 сентября 2021 г. N 41-од "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке конкурсной документации на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Адыгея"
Вступает в силу с 16 сентября 2021 г.
Текст приказа опубликован на официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея (http://www.adygheya.ru) 9 сентября 2021 г.