Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 апреля 2019 г. по делу N 2а-1122/2019
Апелляционным определением СК по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 1 июля 2019 г. N 33а-11010/2019 настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения
Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Быченко С.И.,
при секретаре судебного заседания Гусевой Н.С.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора г. Ростова-на-Дону Бородаенко А.С., представителя административного ответчика Т. С.П., действующего на основании доверенности N 59-1/398 от 13.11.2018, представителя заинтересованного лица М. А.Г., действующей на основании доверенности N 59-62-2855/7 от 09.08.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо - Департамент ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону, об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта,
Установил:
Прокурор города Ростова-на-Дону обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой города Ростова-на-Дону проведен мониторинг нормативных правовых актов администрации города на предмет соответствия федеральному законодательству.
Установлено, что постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 27.09.2016 N 1380 утвержден административный регламент N АР-028-01-Т муниципальной услуги "Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация муниципального жилого фонда)".
Вышеуказанное постановление администрации г. Ростова-на-Дону опубликовано в официальном издании "Ростов официальный", N 41, 05.10.2016.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителями, способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме, порядок их предоставления установлены пунктом 2.6. Регламента.
В соответствии с подп. 2.6.8 п. 2.6 Регламента для предоставления муниципальной услуги заявитель представляет справку о зарегистрированных лицах, а именно: выписку из поквартирной карточки, выписку из лицевого счета либо выписку из домовой книги.
Пунктом 1 Порядка установлен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых гражданами с целью приватизации жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности. При этом, предоставление выписки из лицевого счета, выписки из поквартирной карточки либо выписки из домовой книги Порядком не предусмотрено.
Обязанность ведения домовых (поквартирных) книг и поквартирных карточек лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации граждан по мест жительства, ранее предусматривалась Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288. Данный приказ признан утратившим силу в соответствии с подп. 3.1 п. 3 приказа Министерства внутренних дел РФ от 31.12.2017 N 984 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".
Действующим административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации ведение домовых (поквартирных) книг, поквартирных карточек, лицевых счетов не предусмотрено, данные документы не являются документами регистрационного учета.
Таким образом, подп. 2.6.8 п. 2.6 раздела 2 Регламента противоречит п. 1 ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона.
Прокурором г. Ростова-на-Дону 13.11.2018 Главе Администрации города Ростова-на-Дону на постановление администрации г. Ростова-на-Дону от 27.09.2016 N 1380 "Об утверждении административного регламента N АР-028-01-Т муниципальной услуги "Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация муниципального жилого фонда)" принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен. Согласно информации заместителя главы администрации г. Ростова-на-Дону по жилищно-коммунальному хозяйству от 26.11.2018 N 59-3/4899, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону планируется подготовить проект постановления администрации города о внесении изменений в Регламент, которым будет предусмотрено приведение подп. 2.6.8 п. 2.6 Регламента в соответствие с требованиями действующего законодательства.
До настоящего времени, по истечении 3-х месяцев с даты принесения протеста, соответствующий проект в прокуратуру города Ростова-на-Дону не поступал.
На основании изложенного, административный истец просит суд признать недействующим подп. 2.6.8 п. 2.6 административного регламента N АР-028-01-Т муниципальной услуги "Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация муниципального жилого фонда)", утвержденного постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 27.09.2016 года N 1380, как противоречащий требованиям действующего законодательства, со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание явился представитель административного истца - помощник прокурора г. Ростова-на-Дону Бородаенко А.С., исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, дополнительно пояснила, что на момент рассмотрения дела в суде изменения в оспариваемое постановление не внесены, административный ответчик не устранил имеющиеся противоречия.
Представитель административного ответчика по доверенности Т. С.П. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, пояснив, что ведется работа над внесением изменений в Регламент. В течение месяца нарушения буду устранены. Оснований для судебного понуждения Администрации города не имеется.
Представитель заинтересованного лица по доверенности М. А.Г. в судебное заседание явилась, полагала заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, поддержала позицию административного ответчика.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в постановлениях от 25 апреля 1995 г. N 3-П, от 15 июля 1999 г. N 11-П, от 11 ноября 2003 г. N 16-П и от 21 января 2010 г. N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
В пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" указано, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Ростова-на-Дону был проведен мониторинг нормативных правовых актов администрации города на предмет соответствия федеральному законодательству.
В ходе проведенного мониторинга установлено, что постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 27.09.2016 N 1380 утвержден административный регламент N АР-028-01-Т муниципальной услуги "Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация муниципального жилого фонда)". Вышеуказанное постановление администрации г. Ростова-на-Дону опубликовано в официальном издании "Ростов официальный", N 41, 05.10.2016.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителями, способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме, порядок их предоставления установлены пунктом 2.6. Регламента.
В соответствии с подп. 2.6.8 п. 2.6 Регламента для предоставления муниципальной услуги заявитель представляет справку о зарегистрированных лицах, а именно выписку из поквартирной карточки, выписку из лицевого счета либо выписку из домовой книги.
В силу ст.ст. 6, 7 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное; правление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с п. 3 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местном самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Порядок приватизации жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, и передаче в муниципальную собственность ранее приватизированных помещений в городе Ростове-на-Дону утвержден постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 28.12.2016 N 1898.
Пунктом 1 Порядка установлен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых гражданами с целью приватизации жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности. При этом, предоставление выписки из лицевого счета, выписки из поквартирной карточки либо выписки из домовой книги Порядком не предусмотрено.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (в редакции от 25.05.2017), органами миграционного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях являются исключительно территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Обязанность ведения домовых (поквартирных) книг и поквартирных карточек лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации граждан по месту жительства, ранее предусматривалась Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288. Данный приказ признан утратившим силу в соответствии с подп. 3.1 п. 3 приказа Министерства внутренних дел РФ от 31.12.2017 N 984 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".
Действующим административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации ведение домовых (поквартирных) книг, поквартирных карточек, лицевых счетов не предусмотрено, данные документы не являются документами регистрационного учета.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление и осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных или муниципальных услуг.
Таким образом, подпункт 2.6.8 пункта 2.6 раздела 2 Регламента противоречит пункту 1 части 1 статьи 7 данного Федерального закона.
Прокурором г. Ростова-на-Дону 13.11.2018 Главе Администрации города Ростова-на-Дону на постановление администрации г. Ростова-на-Дону от 27.09.2016 N 1380 "Об утверждении административного регламента N АР-028-01-Т муниципальной услуги "Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация муниципального жилого фонда)" принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен. Согласно информации заместителя главы администрации г. Ростова-на-Дону по жилищно-коммунальному хозяйству от 26.11.2018 N 59-3/4899, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону планируется подготовить проект постановления администрации города о внесении изменений в Регламент, которым будет предусмотрено приведение подп. 2.6.8 п. 2.6 Регламента в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Однако до настоящего времени, по истечении 3-х месяцев с даты принесения протеста, соответствующий проект в прокуратуру города Ростова-на-Дону не поступал, что подтверждается материалами административного дела и самими сторонами.
Таким образом, необходимые изменения в Регламент не внесены, требования протеста прокурора города Ростова-на-Дону не исполнены, следовательно, административные исковые требования прокурора г. Ростова-на-Дону являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При определении момента, с какого оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание правовую позицию, высказанную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 года N 1-П, и считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 4 ст. 215 КАС РФ, ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" решение суда в части признания нормативного правового акта недействующим, либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - издании "Ростов Официальный" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
Решил:
Административный иск прокурора г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо - Департамент ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону, об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта - удовлетворить.
Признать недействующим подпункт 2.6.8 пункта 2.6 административного регламента N АР-028-01-1 муниципальной услуги "Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация муниципального жилищного фонда)", утвержденного постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 27.09.2016 N 1380, как противоречащий требованиям действующего законодательства, со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону опубликовать сообщение о принятии решения суда в официальном издании "Ростов официальный" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Об исполнении решения суда уведомить суд и административного истца.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 апреля 2019 года.
|
Судья |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 апреля 2019 г. по делу N 2а-1122/2019
Текст решения опубликован не был