В соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Методическими рекомендациями по формированию отдельных документов, используемых при осуществлении внутреннего финансового аудита, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.06.2021 N 246 "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию отдельных документов, используемых при осуществлении внутреннего финансового аудита", федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о внутреннем финансовом аудите в министерстве образования Новосибирской области.
2. Признать утратившим силу приказ министерства образования Новосибирской области от 12.05.2020 N 1041 "Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового аудита в министерстве образования Новосибирской области".
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Министр |
С.В. Федорчук |
Положение
о внутреннем финансовом аудите в министерстве образования Новосибирской области
(утв. приказом Минобразования Новосибирской области от 1 октября 2021 г. N 2321)
I. Общие положения
1. Положение о внутреннем финансовом аудите в министерстве образования Новосибирской области (далее - Положение, Министерство) разработано в соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Методическими рекомендациями по формированию отдельных документов, используемых при осуществлении внутреннего финансового аудита, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.06.2021 N 246 "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию отдельных документов, используемых при осуществлении внутреннего финансового аудита" (далее - Методические рекомендации), и федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, утвержденными следующими приказами Министерства финансов Российской Федерации (далее - федеральные стандарты):
1) от 21.11.2019 N 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" (далее - приказ Минфина России N 195н);
2) от 21.11.2019 N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" (далее - приказ Минфина России N 196н);
3) от 18.12.2019 N 237н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита" (далее - приказ Минфина России N 237н);
4) от 22.05.2020 N 91н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита" (далее - приказ Минфина России N 91н);
5) от 05.08.2020 N 160н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" (далее - приказ Минфина России N 160н).
Положение определяет порядок и особенности осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве.
2. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению министру образования Новосибирской области (далее - Министр):
информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора бюджетных средств;
информации о выявленных бюджетных рисках, в том числе об их значимости, во взаимосвязи с бюджетными процедурами и (или) операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур;
предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе результативности и экономности использования бюджетных средств;
заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
3. Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:
оценки надежности внутреннего финансового контроля Министерства на предмет соответствия установленными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требованиям к исполнению своих бюджетных полномочий и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия
порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам;
повышения качества финансового менеджмента.
4. Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры и/или составляющие эти процедуры операции (действия) по их выполнению (далее - Объект аудита).
5. Внутренний финансовый аудит (далее также - аудиторские мероприятия, аудиторские проверки) осуществляется контрольным отделом Министерства (далее - Отдел, субъект аудита), наделенным соответствующими полномочиями на основе функциональной независимости. К проведению аудиторских мероприятий могут привлекаться должностные лица (работники) Министерства и (или) эксперты.
6. Деятельность Отдела основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, эффективности, системности, ответственности и стандартизации, утвержденных Приказом Минфина России от 21.11.2019 N 196н
7. Должностные лица Отдела при осуществлении внутреннего финансового аудита руководствуются Положением, Методическими рекомендациями и федеральными стандартами (в том числе, не перечисленными в пункте 1 Положения).
II. Планирование аудиторских проверок
8. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
9. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с планом проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год (далее - План), который составляется начальником Отдела по форме согласно приложению N 1 к Положению и утверждается приказом Министерства до начала очередного финансового года.
10. План должен содержать перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, одно из которых проводится в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности Министерства и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности.
11. План доводится Отделом до руководителей структурных подразделений и должностных лиц Министерства, ответственных за осуществление внутренних бюджетных процедур (далее - Субъекты бюджетных процедур).
12. При планировании аудиторских мероприятий Отделом учитываются и анализируются:
1) степень обеспеченности ресурсами, необходимыми для осуществления внутреннего финансового аудита;
2) необходимость резервирования времени на проведение внеплановых аудиторских мероприятий;
3) возможность (необходимость) привлечения к проведению аудиторских мероприятий субъектов бюджетных процедур и (или) экспертов;
4) информация о выявленных бюджетных рисках, в том числе об их значимости, во взаимосвязи с бюджетными процедурами и/или операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур;
5) решения Министра, в том числе принятые по результатам подведения итогов деятельности министерства за отчетный год и определения целей и задач на текущий год и плановый период, а также взаимосвязанные с организацией (обеспечением выполнения), выполнением бюджетных процедур;
6) информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля, а также информация о типовых нарушениях/недостатках, выявленных органами государственного финансового контроля;
7) результаты проведения аудиторских мероприятий, своевременности исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок;
8) информация о надежности осуществляемого в Министерстве внутреннего финансового контроля;
9) информация о достоверности бюджетной отчетности, в том числе о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также результаты внешней проверки бюджетной отчетности министерства, проведенной органом внешнего государственного финансового контроля;
10) результаты мониторинга качества финансового менеджмента, проведенного в отношении министерства, в том числе достижение министерством значений (включая целевые значения) показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
11) результаты ранее проведенных аудиторских мероприятий, отраженных в заключениях;
12) результаты мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, проводимого субъектом внутреннего финансового аудита в соответствии с пунктами 22 - 24 приказа Минфина России N 91н;
13) информация, отраженная в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита;
14) предложения субъектов бюджетных процедур о необходимости проведения плановых аудиторских мероприятий;
15) другие положения утвержденных федеральных стандартов.
13. Решение о внесении изменений в План принимается Министром на основании мотивированной докладной записки начальника Отдела.
14. Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся на основании решения Министра (далее - Решение), с указанием темы и даты (месяц) окончания указанного мероприятия. Решение оформляется приказом Министерства.
III. Формирование программы аудиторского мероприятия
15. Аудиторское мероприятие проводится в соответствии с программой аудиторского мероприятия (далее - Программа), разрабатываемой по форме согласно приложению N 2 к Положению не менее чем за три дня до даты начала его проведения.
16. В целях составления Программы должностными лицами Отдела проводится предварительный анализ документов, фактических данных, информации об организации и выполнении бюджетных процедур, бюджетных рисков во взаимосвязи с операциями/действиями по выполнению бюджетных процедур, являющихся Объектами внутреннего финансового аудита.
17. Выбор метода внутреннего финансового аудита для исследования каждого из вопросов, подлежащих изучению для достижения целей аудиторского мероприятия, основывается на характере исследуемого вопроса и целях его изучения.
Для изучения одного вопроса могут быть использованы несколько методов внутреннего финансового аудита:
1) аналитические процедуры;
2) инспектирование;
3) пересчет;
4) запрос и подтверждение;
5) наблюдение;
6) мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
18. Программа содержит:
основание аудиторского мероприятия - пункт Плана или решение Министра о проведении внепланового аудиторского мероприятия;
тему аудиторского мероприятия;
место проведения аудиторского мероприятия;
сроки проведения аудиторского мероприятия;
цели и задачи проведения аудиторского мероприятия;
применяемые методы внутреннего финансового аудита;
объект внутреннего финансового аудита;
проверяемый период;
перечень вопросов, подлежащих изучению;
сведения о руководителе и членах аудиторской группы или об уполномоченном должностном лице.
19. Начальником Отдела, при необходимости, в Программу могут вноситься изменения.
20. Утвержденная Программа и/или изменения в Программу представляются для ознакомления Субъектам бюджетных процедур.
IV. Проведение и документирование аудиторского мероприятия
21. Для проведения аудиторского мероприятия из работников Отдела формируется аудиторская группа. Обязанность руководителя аудиторской группы возлагаются на начальника Отдела. Распределение обязанностей между членами аудиторской группы осуществляется в соответствии с рабочим планом проведения аудиторского мероприятия (далее - Рабочий план). Рабочий план включает в себя вопросы проверки, отраженные в Программе, содержание работы, исполнителей работы, сроки предоставления материалов для формирования заключения. Рабочий план подписывается руководителем аудиторской группы и ее членами.
22. Местом проведения аудиторского мероприятия могут быть как помещения и территории, занимаемые Субъектами бюджетных процедур, так и помещения, занимаемые Отделом. Выбор мест проведения аудиторского мероприятия для осуществления отдельных пунктов Программы осуществляет руководитель аудиторской группы при составлении Программы.
23. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация, которая должна подтверждать, что объекты внутреннего финансового аудита исследованы в соответствии с его Программой; собраны аудиторские доказательства (документы, данные, информация), достаточные и уместные для обоснования выводов, рекомендаций и формирования заключения по результатам проведенного аудиторского мероприятия.
24. Изучение объектов внутреннего финансового аудита может осуществляться сплошным или выборочным способом в зависимости от цели (целей) и задач аудиторского мероприятия, характеристик исследуемых документов и информации, в том числе о бюджетных процедурах и операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры, а также в зависимости от использования информационных систем для изучения объектов внутреннего финансового аудита.
25. При проведении аудиторского мероприятия может использоваться статистическая или нестатистическая аудиторская выборка.
Статистическая аудиторская выборка - это способ формирования аудиторской выборки, при котором:
1) элементы для изучения выбираются из генеральной совокупности случайным способом;
2) для оценки результатов выборки могут использоваться статистические инструменты анализа.
Аудиторская выборка, не соответствующая характеристикам статистической аудиторской выборки, является нестатистической аудиторской выборкой.
26. Рабочая документация аудиторских мероприятий (далее - рабочая документация) представляет собой совокупность документов и фактических данных, информации и материалов, получаемых и/или подготавливаемых в связи с проведением аудиторского мероприятия. Рабочая документация может быть представлена в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.
27. Рабочая документация формируется до окончания аудиторского мероприятия. Контроль полноты рабочей документации аудиторского мероприятия и достаточности аудиторских доказательств осуществляет начальник Отдела.
V. Основания и сроки приостановления и/или продления аудиторских мероприятий
28. Аудиторское мероприятие может быть приостановлено на период непредставления или неполного представления документов и информации или воспрепятствования проведению аудиторского мероприятия.
29. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления (при наличии обстоятельств, при которых невозможно дальнейшее проведение аудиторского мероприятия) или продления аудиторского мероприятия, начальник Отдела, направляет Министру (либо лицу им уполномоченному) служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) данного мероприятия.
30. Основаниями для приостановления проведения аудиторского мероприятия являются:
отсутствие или неудовлетворительное состояние бюджетного (бухгалтерского) учета у субъекта бюджетной процедуры - на период восстановления документов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также приведения субъектом бюджетной процедуры в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
непредставление субъектом бюджетной процедуры документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также представление неполного комплекта таких документов, материалов и информации, воспрепятствование проведению аудиторского мероприятия и (или) уклонение от проведения аудиторской проверки - на период устранения перечисленных обстоятельств;
при наличии обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия по причинам, не зависящим от субъекта внутреннего финансового аудита или членов аудиторской группы, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы.
31. Срок приостановления (продления) аудиторского мероприятия определяется в каждом конкретном случае, исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период его приостановления (продления), но не может превышать 60 календарных дней.
32. Решение о приостановлении (продлении) аудиторского мероприятия оформляется приказом Министерства.
33. После устранения причин приостановления аудиторского мероприятия аудиторская группа возобновляет его проведение в сроки, устанавливаемые приказом Министерства.
VI. Составление и представление заключений, представление и рассмотрении возражений по результатам проведенного аудиторского мероприятия
34. Результаты проведенного аудиторского мероприятия отражаются в заключении по аудиторскому мероприятию (далее - Заключение), которое включает в себя:
результаты проведения аудиторского мероприятия по вопросам Программы;
информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях, об условиях и о причинах таких нарушений, а также не устраненных в ходе внутреннего финансового контроля значимых бюджетных рисках;
выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом аудита бюджетной отчетности;
выводы о достоверности бюджетной отчетности (о соответствии порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором бюджетных средств, методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета), а также о соблюдении Министерством как главным администратором бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчетности;
описание выявленных бюджетных рисков, в том числе не включенных ранее в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий реализации этих бюджетных рисков, а также рисков остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля
выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета.
Заключение составляется по форме согласно приложению N 3 к Положению.
35. Экземпляр Заключения, подписанный руководителем и членами аудиторской группы, передается на ознакомление Субъекту бюджетной процедуры в течение 3 рабочих дней со его дня подписания.
36. При наличии возражений и предложений по фактам, указанным в Заключении, Субъект бюджетной процедуры в течение 3 рабочих дней со дня его получения на ознакомление вправе представить в свободной форме возражения и предложения аудиторской группе на бумажном носителе или в электронном виде.
37. Аудиторская группа в течение 3 рабочих дней со дня получения возражений и предложений рассматривает их обоснованность и дает заключение по представленным Субъектом бюджетных процедур возражениям и предложениям (далее - Заключение по возражениям и предложениям) в свободной форме.
38. Заключение по возражениям и предложениям направляется Субъекту бюджетных процедур в письменной и электронной форме, а его копия приобщается к материалам аудиторского мероприятия.
39. Заключение, подписанное руководителем и членами аудиторской группы, завизированное руководителем Субъекта бюджетной процедуры представляется Министру для рассмотрения и принятия решения.
По результатам рассмотрения Министр принимает решение о согласии с выводами и предложениями, отраженными в Заключении или о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций.
40. Подписанный экземпляр Заключения с решением Министра остается в Отделе, копия - передается Субъекту бюджетной процедуры.
41. В течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения копии Заключения с решением (резолюцией) Министра, Субъект бюджетной процедуры обеспечивает разработку плана мероприятий по реализации предложений и рекомендаций и/или устранению недостатков/нарушений с приложением копий подтверждающих документов по форме согласно приложению N 4 к Положению.
VII. Составление и представление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
42. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом, по форме согласно приложению N 5 к Положению, с пояснительной запиской и направляется Министру до 25 января текущего финансового года.
43. Отчетным периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
44. Годовая отчетность включает данные, отраженные в заключениях и Реестре бюджетных рисков и включает в себя информацию, в том числе подтверждающую выводы о достоверности сводной бюджетной отчетности, о минимизации бюджетных рисков, надежности внутреннего финансового контроля.
45. Пояснительная записка включает следующие сведения и информацию:
о правовых актах Министерства, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита (далее - аудит), количестве должностных лиц, осуществляющих аудит;
о наиболее значимых нарушениях и (или) недостатках, бюджетных рисках, о рисках, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, и по организации внутреннего финансового контроля, и их причинах;
о принятых мерах по повышению квалификации указанных должностных лиц и по обеспечению надлежащего качества осуществления аудита;
об обеспеченности материальными и финансовыми ресурсами, составе основных фондов, используемых при осуществлении аудита, и их техническом состоянии;
о событиях, оказавших существенное влияние на осуществление аудита, не нашедших отражения в отчете;
иную информацию о результатах осуществления внутреннего аудита, не нашедшую отражения в отчете.
VIII. Реестр бюджетных рисков, участие субъектов бюджетных процедур в формировании и ведении (актуализации) реестра бюджетных рисков
46. Для сбора и анализа информации о бюджетных рисках Отделом формируется и ведется реестр бюджетных рисков по форме согласно приложению N 6 к Положению.
47. Субъекты бюджетных процедур обязаны оценивать бюджетные риски в соответствии с Приложением N 1 к федеральному стандарту внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденному приказом Минфина России от 05.08.2020 N 160н, и анализировать способы их минимизации, а должностные лица Отдела обязаны вести реестр бюджетных рисков, обеспечивая сбор и анализ информации о бюджетных рисках, оценивать бюджетные риски и способы их минимизации, анализировать выявленные нарушения/недостатки согласно условиям, содержащимся в пунктах 6, 8 и 10 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 21.11.2019 N 195н.
48. Отдел проводит мониторинг реализации Субъектами бюджетных процедур мер по минимизации бюджетных рисков, по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и недостатков.
Мониторинг может проводиться в рамках проведения аудиторского мероприятия и/или в период между аудиторскими мероприятиями.
Результаты мониторинга, проводимого в рамках аудиторского мероприятия отражаются в Заключении о его результатах; вне аудиторского мероприятия оформляются аналитической запиской в произвольной форме.
IX. Порядок передачи получателем средств областного бюджета Новосибирской области полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита
49. Получатель средств областного бюджета Новосибирской области (государственное казенное учреждение Новосибирской области, подведомственное Министерству) имеет право передать полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита Министерству, с учетом положений пункта 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
50. Решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита оформляется соглашением о передаче полномочия получателя средств областного бюджета Новосибирской области по осуществлению внутреннего финансового аудита, по форме согласно приложению N 76 к Положению.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В Положение приложению N 76 отсутствует
51. В случае передачи получателем средств областного бюджета Новосибирской области полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита Министерству, в ведении которого он находится, субъектом внутреннего финансового аудита, будет являться субъект внутреннего финансового аудита Министерства, которое осуществляет внутренний финансовый аудит в Министерстве.
52. Аудиторское мероприятие у получателя средств областного бюджета Новосибирской области проводится в соответствии с настоящим Порядком осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве.
X. Хранение рабочей документации аудиторских мероприятий и доступ к ней должностных лиц Министерства
53. Хранение рабочей документации осуществляется Отделом. Должностные лица Отдела должны составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита.
54. Доступ к рабочей документации имеют только должностные лица Отдела. Работники Министерства, не занятые аудитом, к рабочей документации не допускаются.
Выдача документации по внутреннему аудиту работникам, не занятым аудитом по данной теме (вопросу), не допускается.
55. Рабочая документация хранится в архиве Отдела скомплектованной в папки, заведенные для каждого аудиторского мероприятия, располагаться в соответствии с вопросами Программы аудиторского мероприятия, храниться в сброшюрованном виде.
56. Изъятие рабочей документации может производиться только уполномоченными на то органами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Приложение N 1
к Положению о
внутреннем финансовом аудите
в министерстве образования
Новосибирской области
Форма
ПЛАН
проведения аудиторского мероприятия
N п/п |
Тема аудиторского мероприятия |
Объект аудита (бюджетная процедура и/или операция (действие) |
Субъект бюджетной процедуры |
Проверяемый период |
Дата (месяц) окончания аудиторского мероприятия |
|
|
|
|
|
|
Руководитель аудиторской группы
___________________________________ ___________ _______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Члены аудиторской группы:
___________________________________ ___________ _______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
___________________________________ ___________ _______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 2
к Положению о
внутреннем финансовом аудите
в министерстве образования
Новосибирской области
Форма
Программа
аудиторского мероприятия
_________________________________________________________________________________________
(тема аудиторского мероприятия)
1. Основание для проведения аудиторского мероприятия:
_________________________________________________________________________________________
(пункт плана проведения аудиторских мероприятий или решение о проведении внепланового
аудиторского мероприятия)
2. Срок проведения аудиторского мероприятия ________________________________________
3. Цель аудиторского мероприятия: __________________________________________________
4. Задачи аудиторского мероприятия: ________________________________________________
5. Методы аудиторского мероприятия: ________________________________________________
6. Наименование/перечень объекта/объектов внутреннего финансового аудита:
____________________________________________________________________________________
7. Вопросы, подлежащие изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия:
7.1. _______________________________________________________________________________
7.2. _______________________________________________________________________________
Руководитель аудиторской группы
___________________________________ ___________ ___________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Члены аудиторской группы:
___________________________________ ___________ _______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
___________________________________ ___________ _______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 3
к Положению о
внутреннем финансовом аудите
в министерстве образования
Новосибирской области
Форма
Министерство образования Новосибирской области
г. Новосибирск "__"__________ 20__ г.
Заключение
по результатам аудиторского мероприятия
_______________________________________
(тема)
1. Основание проведения аудиторского мероприятия: _________________________________.
2. Срок проведения аудиторского мероприятия: ______________________________________.
3. Наименование объекта внутреннего финансового аудита: ___________________________.
4. Цель проведения аудиторского мероприятия: ______________________________________.
5. Применяемые методы внутреннего финансового аудита: _____________________________.
6. В результате проведенного аудиторского мероприятия рассмотрены
следующие вопросы: _____________________________________________________________________.
7. В ходе аудиторского мероприятия установлено следующее. _________________________.
8. Описание выявленных бюджетных рисков, в том числе не включенных ранее в реестр
бюджетных рисков, причин и возможных последствий реализации этих бюджетных рисков, а
также рисков остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков
и по организации внутреннего финансового контроля: ________________________.
8. Выводы: ________________________________________________________________________.
9. Предложения и рекомендации: ____________________________________________________.
Руководитель аудиторской группы
___________________________________ ___________ ___________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Члены аудиторской группы:
___________________________________ ___________ _______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
___________________________________ ___________ _______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Ознакомлен:
Руководитель, должностное лицо
(работник) структурного подразделения
Министерства, ответственный за выполнение
бюджетной процедуры
_______________________________________ ___________ ___________________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 4
к Положению о
внутреннем финансовом аудите
в министерстве образования
Новосибирской области
Форма
Руководителю аудиторской группы
__________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии))
План
мероприятий по реализации предложений и рекомендаций
и устранению недостатков/нарушений
__________________________________________________________________,
(наименование аудиторского мероприятия)
проведенного в период _________________________________ 20 г.
N п/п |
Описание выявленного нарушения и/или недостатка и/или описание бюджетного риска |
Наименование мероприятия по совершенствованию организации выполнения бюджетной процедуры, предложение по устранению выявленного недостатка/нарушения, по минимизации бюджетных рисков, по организации внутреннего финансового контроля |
Должностное лицо ответственное за выполнение мероприятия (исполнитель) |
Срок выполнения мероприятия |
Реквизиты документов, подтверждающих выполнение мероприятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Руководитель, должностное лицо
(работник) структурного
подразделения Министерства, ответственный
за выполнение бюджетной процедуры
___________________________________ ___________ _______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 5
к Положению о
внутреннем финансовом аудите
в министерстве образования
Новосибирской области
Форма
ОТЧЕТНОСТЬ
о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
|
|
|
КОДЫ |
|
|
|
|
|
__ __________ 20__ г. |
Дата |
|
Наименование главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств |
____________________ |
Глава по БК |
|
Наименование бюджета |
____________________ |
по ОКТМО |
|
Периодичность: годовая |
|
|
|
1. Общие сведения о результатах внутреннего финансового аудита
Наименование показателя |
Код строки |
Значения показателя |
1 |
2 |
3 |
Штатная численность субъекта внутреннего финансового аудита, человек |
010 |
|
из них: фактическая численность субъекта внутреннего финансового аудита |
011 |
|
Количество проведенных аудиторских мероприятий, единиц |
020 |
|
в том числе: в отношении системы внутреннего финансового контроля |
021 |
|
достоверности бюджетной отчетности |
022 |
|
экономности и результативности использования бюджетных средств |
023 |
|
Количество аудиторских мероприятий, предусмотренных в плане внутреннего финансового аудита на отчетный год, единиц |
030 |
|
из них: количество проведенных плановых аудиторских мероприятий |
031 |
|
Количество проведенных внеплановых аудиторских мероприятий, единиц |
040 |
|
Количество направленных рекомендаций по повышению эффективности внутреннего финансового контроля, единиц |
050 |
|
из них: количество исполненных рекомендаций |
051 |
|
Количество направленных предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств, единиц |
060 |
|
из них: количество исполненных предложений |
061 |
|
2. Сведения о выявленных нарушениях и недостатках, тыс. руб.
Наименование показателя |
Код строки |
Количество (единиц) |
Объем (тыс. руб.) |
Динамика нарушений и недостатков |
|
(тыс. руб.) |
(%) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Нецелевое использование бюджетных средств |
010 |
|
|
|
|
Неправомерное использование бюджетных средств (кроме нецелевого использования) |
020 |
|
|
|
|
Нарушения процедур составления и исполнения бюджета по расходам, установленных бюджетным законодательством |
030 |
|
|
|
|
Нарушения правил ведения бюджетного учета |
040 |
|
|
|
|
Нарушения порядка составления бюджетной отчетности |
050 |
|
|
|
|
Несоблюдение порядка, целей и условий предоставления средств из бюджета (субсидий, инвестиций), предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями |
060 |
|
|
|
|
Нарушения порядка администрирования доходов бюджета |
070 |
|
|
|
|
Нарушения в сфере закупок в части обоснования закупок и исполнения контрактов |
080 |
|
|
|
|
Нарушения установленных процедур и требований по осуществлению внутреннего финансового контроля |
090 |
|
X |
X |
|
Прочие нарушения и недостатки |
100 |
|
|
|
|
Пояснительная записка
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Начальник контрольного отдела
министерства образования Новосибирской области
___________________________________ _______________ _____________________________
(ФИО (отчество - при наличии)) (подпись) (расшифровка подписи)
"__"____________ 20__ г.
Приложение N 6
к Положению о
внутреннем финансовом аудите
в министерстве образования
Новосибирской области
Форма
Реестр бюджетных рисков на 20__ г.
по состоянию на "__" __________ 20__ г.
________________________________________________________________
(наименование бюджетной процедуры)
N п/п |
Наименование операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, |
Бюджетный риск и его причины |
Последствия реализации бюджетного риска |
Оценка вероятности бюджетного риска |
Оценка степени влияния бюджетного риска |
Оценка значимости (уровня) бюджетного риска |
Владелец бюджетного риска |
Меры по предупреждению и (или) минимизации (устранению) бюджетного риска |
Срок исполнения меры по минимизации (устранению) бюджетного риска |
Отметка об исполнении меры по минимизации (устранению) бюджетного риска |
Справочно-нормативный правовой и (или) правовой акт, определяющий порядок (сроки) выполнения бюджетной процедуры |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Начальник контрольного отдела
министерства образования Новосибирской области
_______________________________ _______________ _________________________
(ФИО (отчество - при наличии)) (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 7
к Положению о
внутреннем финансовом аудите
в министерстве образования
Новосибирской области
Форма
СОГЛАШЕНИЕ N ______
о передаче полномочия получателя средств областного бюджета
по осуществлению внутреннего финансового аудита
г. Новосибирск "_____"_______20___ г.
Министерство образования Новосибирской области именуемое в дальнейшем "Орган,
осуществляющий переданное полномочие", в лице министра Федорчука Сергея Владимировича,
действующего на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства
Новосибирской области от 12.08.2015 N 299-п "Об утверждении Положения о министерстве
образования Новосибирской области", с одной стороны, и
________________________________________________________________________________________,
(наименование получателя средств областного бюджета, администратора, передающего
полномочие по осуществлению внутреннего финансового аудита)
именуемое (-ый) в дальнейшем "Аудируемое лицо", в лице __________________________________
_________________________________________________________________________________________
(наименование должности руководителя Аудируемого лица, фамилия, имя, отчество (при
наличии) руководителя Аудируемого лица)
действующего(-ей) на основании __________________________________________________________
________________________________________________________________________________________,
(устав организации или иной документ, удостоверяющий полномочия)
с другой стороны, далее именуемые "Стороны", в соответствии с Порядком осуществления
внутреннего финансового аудита в министерстве образования Новосибирской области (далее -
Порядок), утвержденным приказом министерства образования Новосибирской
области ________________________________________________________________________________,
(реквизиты приказа министерства образования Новосибирской области)
заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:
1. Предмет Соглашения
1.1. В соответствии с настоящим Соглашением Аудируемое лицо передает на безвозмездной основе, а Орган, осуществляющий переданное полномочие (уполномоченное должностное лицо на осуществление внутреннего финансового аудита Органа, осуществляющего переданное полномочие) (далее - Субъект аудита), принимает и осуществляет полномочие Аудируемого лица по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - переданное полномочие).
1.2. Субъект аудита выполняет переданное полномочие для формирования и предоставления независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий Аудируемым лицом, направленной на повышение качества осуществления процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - бюджетные процедуры) Аудируемым лицом.
1.3. Субъект аудита выполняет переданное полномочие в целях:
оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
1.4. Бюджетные процедуры и (или) составляющие эти процедуры операции (действия) по выполнению бюджетных процедур Аудируемого лица являются объектами внутреннего финансового аудита Органа, осуществляющего переданное полномочие (далее - объекты аудита).
1.5. Хранение документов, сформированных в процессе выполнения переданного полномочия, в том числе по срокам хранения, осуществляется в установленном действующим законодательством порядке, но не менее пяти лет.
2. Права и обязанности Сторон
2.1. Субъект аудита обязан проводить плановые и внеплановые аудиторские проверки в отношении объектов аудита, а также соблюдать принципы законности и объективности, независимости и профессиональной компетентности, ответственности и эффективности, системности и стандартизации при выполнении переданного полномочия.
2.2. Составление, утверждение и ведение годового плана внутреннего финансового аудита Органа, осуществляющего переданное полномочие (далее - план), назначение и проведение аудиторских мероприятий, определение предельных сроков проведения аудиторских мероприятий и оснований для их приостановления и продления, а также формирование, направление и сроки рассмотрения заключения аудиторского мероприятия (далее - Заключение), составление и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита осуществляется в соответствии с Порядком, а также положениями настоящего Соглашения.
2.3. Плановые аудиторские мероприятия в отношении объектов аудита осуществляются на основании плана, составляемого Субъектом аудита в соответствии с Порядком.
Руководитель Аудируемого лица вправе направить Субъекту аудита в срок до первого декабря текущего года предложения по формированию проекта плана (изменений к плану) на соответствующий очередной финансовый год.
Субъект аудита не позднее трех рабочих дней со дня утверждения руководителем Органа, осуществляющего переданное полномочие, плана на соответствующий год (изменений к нему) направляет его копию (копию изменений к нему) объектам аудита, включенным в план на соответствующий год.
Внеплановые аудиторские проверки в отношении объектов аудита осуществляются на основании решения руководителя Органа, осуществляющего переданное полномочие, по представлению руководителя Аудируемого лица.
2.4. Субъект аудита обязан направлять на рассмотрение руководителю Аудируемого лица Заключение, с приложением замечаний и возражений по Заключению (при наличии).
Субъект аудита вправе направлять на ознакомление руководителю Органа, осуществляющего переданное полномочие, Заключение и информацию о решениях, принятых руководителем Аудируемого лица по результатам рассмотрения Заключения.
Заключение составляется и подписывается Субъектом аудита в двух экземплярах - один для Субъекта аудита, второй для Аудируемого лица.
2.5. Субъект аудита в срок до первого февраля текущего финансового года на основании Заключений составляет годовой отчет о результатах осуществления им внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год и направляет его на ознакомление руководителю Аудируемого лица.
2.6. Субъект аудита обязан:
соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
проводить аудиторские мероприятия в соответствии с приказами Министерства и программами аудиторских мероприятий, в том числе аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной Аудируемым лицом;
не допускать к проведению аудиторских мероприятий членов аудиторской группы, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры в Аудируемом лице;
знакомить руководителя Аудируемого лица с приказом Министерства о проведении аудиторского мероприятия и программой аудиторского мероприятия;
направлять руководителю Аудируемого лица второй экземпляр Заключения;
осуществлять хранение, как на бумажных, так и на электронных носителях документов и информации Аудируемого лица в части выполнения переданных полномочий;
консультировать субъектов бюджетных процедур по вопросам, возникающим в процессе осуществления внутреннего финансового аудита.
2.7. Субъект аудита при проведении аудиторских мероприятий имеет право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских мероприятий, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля, письменные заявления и объяснения от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
посещать помещения и территории, которые занимают субъекты бюджетных процедур, в отношении которых осуществляется аудиторское мероприятие;
привлекать независимых экспертов.
2.8. Аудируемое лицо обязано:
обеспечить представление на основании мотивированного запроса Субъекта аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, в том числе информации об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля Аудируемым лицом, письменные объяснения должностных лиц и иных работников Аудируемого лица;
предоставлять Субъекту аудита и (или) членам аудиторской группы допуск в помещения и на территории, которые занимают объекты аудита;
обеспечивать Субъект аудита и (или) членов аудиторской группы помещениями и организационной техникой, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия;
обеспечивать разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями Субъекта аудита и осуществлять контроль за его выполнением.
2.9. Аудируемое лицо имеет право:
представлять предложения о проведении плановых аудиторских мероприятий для формирования годового плана, а также внеплановых аудиторских мероприятий;
присутствовать при проведении аудиторского мероприятия в случае, если аудиторская проверка проводится с применением инспектирования в качестве метода аудита;
при подписании Заключения указывать о наличии замечаний и возражений по Заключению;
незамедлительно письменно уведомлять Субъект аудита о несоблюдении положений настоящего Соглашения;
требовать от Субъекта аудита своевременного и полного исполнения обязательств по настоящему Соглашению;
направить (командировать) работника Аудируемого лица в Орган, осуществляющий переданное полномочие, для выполнения служебного поручения (задач), связанного с осуществлением внутреннего финансового аудита.
3. Ответственность Сторон и порядок разрешения споров
3.1. Ответственность Сторон по настоящему Соглашению определяется законодательством Российской Федерации, настоящим Соглашением.
3.2. Орган, осуществляющий переданное полномочие, при выполнении переданного полномочия в Аудируемом лице несет ответственность за:
составление и ведение плана проведения аудиторских мероприятий;
проведение аудиторских мероприятий;
формирование и направление Заключений, в том числе содержащих в отношении субъектов бюджетных процедур выводы, предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств;
составление и представление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
3.3. Руководитель Аудируемого лица несет ответственность за:
подготовку предложений по формированию проекта плана проведения аудиторских мероприятий на соответствующий год;
организацию работы по повышению качества осуществления бюджетных процедур;
разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, а также направленных на совершенствование организации внутреннего финансового контроля в Аудируемом лице, в соответствии с предложениями Субъекта аудита;
3.4. Споры и разногласия, возникающие в отношении выполнения переданного полномочия, а также вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения Сторонами обязательств по настоящему Соглашению, разрешаются путем переговоров, а в случае невозможности разрешения существующих разногласий путем переговоров - рассматриваются в судебном порядке.
3.5. Стороны не несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Соглашению, если докажут, что надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой Стороны.
4. Срок действия Соглашения
4.1. Настоящее Соглашение заключено на неопределенный срок и вступает в силу с даты его подписания Сторонами.
4.2. Изменение настоящего Соглашения осуществляется по инициативе Сторон и оформляется в виде дополнительного соглашения к настоящему Соглашению, которое является его неотъемлемой частью.
4.3. Настоящее Соглашение прекращает действие на основании письменного обращения об отказе в передаче полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, направленного руководителем Аудируемого лица в Орган, осуществляющий переданное полномочие.
4.4. Расторжение настоящего Соглашения оформляется в виде дополнительного соглашения о расторжении настоящего Соглашения.
5. Подписи Сторон
Министр образования Наименование должности руководителя
Новосибирской области получателя средств областного
бюджета Новосибирской области,
передающего полномочие по
осуществлению внутреннего
финансового аудита
___________ С.Ф. Федорчук __________ ______________
(подпись) (подпись) (Ф.И.О. (отчество
при наличии))
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Новосибирской области от 1 октября 2021 г. N 2321 "Об утверждении Положения о внутреннем финансовом аудите в министерстве образования Новосибирской области"
Вступает в силу с 1 октября 2021 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 1 октября 2021 г. N 5401202110010001