Постановление Правительства Астраханской области от 29 сентября 2021 г. N 468-П
"О региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Астраханской области"
В соответствии с федеральными законами от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Законом Астраханской области от 20.09.2006 N 60/2006-ОЗ "О защите населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера"
Правительство Астраханской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
- Положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Астраханской области;
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Астраханской области;
- ключевые показатели и их целевые значения, индикативные показатели регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Астраханской области.
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Астраханской области:
- от 04.08.2016 N 265-П "О порядке организации осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий Астраханской области от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера";
- от 01.09.2016 N 311-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 04.08.2016 N 265-П";
- от 17.02.2017 N 50-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 04.08.2016 N 265-П";
- от 01.09.2017 N 313-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 04.08.2016 N 265-П";
- от 14.12.2018 N 533-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 04.08.2016 N 265-П";
- от 09.10.2020 N 466-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 04.08.2016 N 265-П".
3. Постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением абзаца четвертого пункта 1 постановления, вступающего в силу с 01.03.2022.
Вице-губернатор - председатель |
О.А. Князев |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Астраханской области
от 29.09.2021 N 468-П
Положение
о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Астраханской области
1. Общее положение
1.1. Настоящее Положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Астраханской области (далее - Положение) разработано в соответствии с федеральными законами от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Законом Астраханской области от 20.09.2006 N 60/2006-ОЗ "О защите населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера" и устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Астраханской области (далее - региональный государственный надзор).
1.2. Предметом регионального государственный надзора является соблюдение организациями и гражданами, за исключением организаций и граждан, деятельность которых подлежит федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Астраханской области (далее - обязательные требования).
1.3. Органом, осуществляющий региональный государственный надзор, является министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области (далее - министерство).
1.4. Региональный государственный надзор осуществляют следующие должностные лица министерства (далее - должностные лица):
- министр промышленности и природных ресурсов Астраханской области;
- заместитель министра промышленности и природных ресурсов Астраханской области;
- начальник отдела по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности;
- заведующий сектором надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отдела по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности.
Должностным лицом, уполномоченным принимать решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, является министр промышленности и природных ресурсов Астраханской области (далее - министр).
1.5. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного надзора, организацией и проведением надзорных мероприятий, применяются положения:
Федерального закона от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ);
Федерального закона N 248-ФЗ.
1.6. В рамках осуществления регионального государственного надзора:
контролируемыми лицами являются граждане и организации, деятельность, действия (бездействие) которых подлежат региональному государственному надзору;
объектом регионального государственного надзора (далее - объект надзора) является деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
гражданами (физическими лицами) являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность (индивидуальные предприниматели);
организациями являются зарегистрированные в установленном законом порядке юридические лица, их обособленные подразделения, а также иные организации, в том числе иностранные, объединения и их подразделения, не являющиеся юридическими лицами, если в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования, субъектами правоотношений являются организации, не являющиеся юридическими лицами.
1.7. Взаимодействие контролируемого лица с министерством и защита прав и законных интересов контролируемого лица могут осуществляться лично (если контролируемым лицом является гражданин) или через представителя, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В качестве представителей контролируемого лица могут выступать законные представители граждан, законные представители организаций, уполномоченные представители.
При проведении надзорных мероприятий и совершении надзорных действий, которые в соответствии со статьей 31 Федерального закона N 248-ФЗ должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно. В случаях отсутствия контролируемого лица либо его представителя, представления контролируемым лицом информации министерству о невозможности присутствия при проведении надзорного мероприятия надзорные мероприятия проводятся, надзорные действия совершаются, если оценка соблюдения обязательных требований при проведении надзорного мероприятия может быть проведена без присутствия контролируемого лица, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении надзорного мероприятия.
Гражданин, являющийся контролируемым лицом, в случае его заболевания, связанного с утратой трудоспособности, или смерти близкого родственника (супруги, супруга, родителя, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки, внука) вправе представить в министерство информацию о невозможности присутствия при проведении надзорного мероприятия.
1.8. Контролируемое лицо при осуществлении регионального государственного надзора имеет право:
присутствовать при проведении профилактического мероприятия, надзорного мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие с контролируемым лицом;
получать от министерства, должностных лиц министерства информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, надзорного мероприятия и представление которой предусмотрено федеральными законами;
получать от министерства информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового надзорного мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении надзорного мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
знакомиться с результатами надзорных мероприятий, надзорных действий, сообщать министерству о своем согласии или несогласии с ними;
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц министерства, решения министерства, повлекшие за собой нарушение прав контролируемого лица при осуществлении регионального государственного надзора, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей Астраханской области к участию в проведении надзорных мероприятий (за исключением надзорных мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие министерства с контролируемым лицом).
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного надзора
2.1. Региональный государственный надзор осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба).
Министерством для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении регионального государственного надзора относит объекты регионального государственного надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
- значительный риск;
- средний риск;
- низкий риск.
2.2. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольно-надзорного мероприятия министерство использует индикаторы риска нарушения обязательных требований.
Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта надзора, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного надзора утвержден настоящим постановлением.
2.3. С учетом оценки вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям объекты надзора подлежат отнесению к следующим категориям риска:
- к категории значительного риска:
деятельность граждан и организаций, предоставляющих социальные услуги с обеспечением проживания, а также услуги по оказанию стационарной медицинской помощи;
деятельность граждан и организаций, предоставляющих услуги в области организации отдыха и оздоровления детей;
деятельность граждан и организаций, осуществляющих образовательную деятельность и расположенных на территории, подверженной риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов;
деятельность граждан и организаций, если эти организации (их структурные подразделения) и граждане или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил и органов управления территориальной подсистемы Астраханской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в состав сил муниципальных звеньев территориальной подсистемы Астраханской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, за исключением граждан и организаций, в отношении которых проводится федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- к категории среднего риска:
деятельность граждан и организаций, в результате которой возможно возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, влекущих за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности (если указанные контролируемые лица не подлежат федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);
к категории низкого риска - деятельность граждан и организаций, указанных в абзацах третьем-шестом настоящего пункта, при отнесении их деятельности к категории низкого риска в случае соблюдения условия, предусмотренного пунктом 2.4 настоящего раздела.
2.4. При наличии критериев, позволяющих отнести объект надзора к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект надзора к более высоким категориям риска.
При отсутствии решения министерства об отнесении объекта надзора к определенной категории риска он считается отнесенным к категории низкого риска.
Объекты надзора, подлежащие отнесению к категориям значительного и среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям среднего и низкого риска при отсутствии составленного по результатам последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия акта контрольного (надзорного) мероприятия с зафиксированными выявленными нарушениями обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Изменение присвоенной объекту надзора категории риска на более высокую либо более низкую категорию риска допускается не более чем на одну ступень.
2.5. Отнесение объектов надзора к определенным категориям риска, изменение категории риска на более высокую или на более низкую осуществляется на основании приказа министерства в соответствии с утвержденными критериями.
2.6. Министерство в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта надзора критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев отнесения объектов надзора к определенной категории риска принимает решение об изменении категории риска указанного объекта надзора, которое оформляется приказом министерства.
В случае пересмотра министерством решения об отнесении объекта надзора к одной из категорий риска решение об изменении категории риска принимается министерством на основании сведений, подтверждающих фактическое изменение деятельности контролируемых лиц, и в полном соответствии с установленными критериями.
Контролируемое лицо вправе подать в министерство заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности в случае ее соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
Министерство по результатам рассмотрения заявления принимает решение об изменении категории риска либо об отказе в изменении категории риска указанного объекта надзора и в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления информирует гражданина или организацию путем направления мотивированного ответа одновременно с решением по результатам рассмотрения заявления.
2.7. Проведение плановых надзорных мероприятий в отношении контролируемых лиц в зависимости от присвоенной объекту надзора категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории значительного риска - один раз в три года;
для категории среднего риска - один раз в пять лет.
В отношении контролируемых лиц, объекты надзора которых отнесены к категории низкого риска, плановые надзорные мероприятия не проводятся.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. В целях стимулирования добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения министерство осуществляет профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда).
Программа профилактики рисков причинения вреда на следующий год утверждается ежегодно до 20 декабря текущего года приказом министерства, размещается на официальном сайте министерства в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований законодательства" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
3.2. Министерство в рамках программы профилактики рисков причинения вреда проводятся следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
Профилактические мероприятия осуществляются министерством в соответствии со статьями 46, 47, 49, 50, 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.3. Министерство обеспечивает ежегодное обобщение правоприменительной практики осуществления регионального государственного надзора.
По итогам обобщения правоприменительной практики министерство до 31 декабря:
осуществляет подготовку доклада о правоприменительной практике, содержащего результаты такого обобщения;
обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике, который утверждается приказом министерством и ежегодно размещается на официальном сайте.
3.4. Министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в случае наличия у министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3.4.1. Контролируемое лицо в течение 20 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в министерство в письменной форме возражение в отношении предостережения (далее - возражение).
В возражении указываются наименование контролируемого лица, идентификационный номер налогоплательщика - гражданина, организации, дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица, обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
Министерство в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения рассматривает его и по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу ответ, содержащий обоснование принятия одного из следующих решений:
- оставить возражение без удовлетворения;
- отменить предостережение полностью или частично.
При отсутствии возражений контролируемое лицо в указанный в предостережении срок направляет в министерство уведомление об исполнении предостережения.
3.4.2. Уведомление об исполнении предостережения должно содержать:
- наименование контролируемого лица;
- идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица;
- дату и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Уведомление об исполнении предостережения направляется контролируемым лицом в министерство в бумажном виде почтовым отправлением, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью контролируемого лица, лица, уполномоченного действовать от имени контролируемого лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты министерства, либо иными указанными в предостережении способами.
3.4.3. Учет предостережений осуществляется путем ведения журнала учета предостережений.
3.5. Консультирование.
3.5.1. Должностные лица министерства по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование (дают разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного надзора). Консультирование осуществляется без взимания платы.
3.5.2. Консультирование предоставляется при личном обращении, посредством телефонной связи, электронной почты, видео-конференц-связи, при получении письменного запроса - в письменной форме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан, а также в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
3.5.3. Консультирование предоставляется по следующим вопросам:
- компетенция министерства при осуществлении регионального государственного надзора;
- соблюдение обязательных требований;
- проведение надзорных мероприятий, предусмотренных настоящим Положением;
- применение мер ответственности за нарушение обязательных требований.
3.5.4. Время консультирования при личном обращении устанавливается министром не менее четырех часов в рабочую неделю и информация о времени консультирования размещается на стенде министерства в доступном для граждан месте, на официальном сайте.
3.5.5. Гражданам, желающим получить консультацию по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного надзора, предоставляется право ее получения в порядке очереди.
3.5.6. Срок ожидания в очереди при личном обращении граждан не должен превышать 15 минут.
3.5.7. Должностное лицо министерства, осуществляющее консультирование, дает с согласия граждан устный ответ по существу каждого поставленного вопроса или устное разъяснение, куда и в каком порядке им следует обратиться.
3.5.8. Содержание консультации заносится в учетную карточку консультации, типовая форма которой утверждается министерством. Учет карточек консультации предусматривается путем ведения журнала учета консультаций, типовая форма которого утверждается министерством.
3.5.9. В ходе личного приема на консультацию от граждан, обратившихся в министерство, могут быть получены письменные обращения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного надзора, которые подлежат регистрации и рассмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.5.10. При осуществлении консультирования должностное лицо министерства обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.5.11. В ходе консультирования не может представляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц органа, осуществляющего региональный государственный надзор, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результатов проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, испытаний.
3.6. Профилактические визиты могут проводиться в отношении объектов надзора всех категорий риска по согласованию с контролируемыми лицами.
Проведение профилактических визитов обязательно в отношении объектов надзора, отнесенных к категории значительного риска, и осуществляется в году, предшествующем году проведения планового надзорного мероприятия.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении объектов надзора, отнесенных к категории значительного риска, в течение года с даты их отнесения к деятельности граждан и организаций, указанной в абзацах втором-шестом пункта 2.3 раздела 2 настоящего Положения.
3.6.1. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее, чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом министерство не позднее, чем за три рабочих дня до даты его проведения.
3.6.2. Срок проведения профилактического визита не может превышать один рабочий день.
Профилактический визит проводится не менее чем за 30 рабочих дней до начала проведения планового и внепланового надзорного мероприятия.
3.6.3. Учет профилактических визитов осуществляется путем ведения журнала учета профилактических визитов.
4. Учет объектов надзора
4.1. Учет объектов надзора осуществляется посредством добавления объектов в список объектов контрольно-надзорного органа в государственной информационной системе "Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности" и путем ведения журнала учета объектов надзора, оформляемого в соответствии с типовой формой, утверждаемой министерством.
4.2. При проведении надзорных мероприятий должностными лицами министерства ведутся контрольно-наблюдательные дела по объектам надзора.
Контрольно-наблюдательные дела формируются на каждый объект надзора и содержат идентификационные номера налогоплательщиков, информацию об отнесении деятельности контролируемого лица к соответствующей категории риска и информацию об изменении категории риска, копии решений министерства о проведении надзорного мероприятия, акты проверок со всеми приложениями, предписания об устранении нарушений обязательных требований, копии протоколов, оригиналы или копии других документов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за последние пять лет.
Контрольно-наблюдательные дела формируются и ведутся с соблюдением хронологии событий.
4.3. Ежегодно, не позднее 15 августа приказом министерства обеспечивается актуализация сведений о находящихся на учете контролируемых лицах и их закрепление за должностными лицами министерства.
5. Осуществление регионального государственного надзора
5.1. В рамках осуществления регионального государственного надзора министерством при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие надзорные мероприятия:
- инспекционный визит;
- документарная проверка;
- выездная проверка.
5.2. Надзорные мероприятия проводятся министерством на плановой и внеплановой основе.
5.3. Плановые надзорные мероприятия.
5.3.1. Плановые надзорные мероприятия проводятся министерством в виде документарной проверки и выездной проверки.
5.3.2. Плановые надзорные мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых надзорных мероприятий на очередной календарный год (далее - ежегодный план), сформированного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года", утвержденного министром и согласованного прокуратурой Астраханской области.
5.3.3. Проект ежегодного плана формируется на основе перечней объектов надзора в соответствии с периодичностью проведения плановых надзорных мероприятий, установленной пунктом 2.7 раздела 2 настоящего Положения для категорий риска, к которым отнесены объекты надзора.
5.4. Внеплановые надзорные мероприятия, за исключением внеплановых надзорных мероприятий без взаимодействия, проводятся в порядке, предусмотренном статьей 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
Внеплановые надзорные мероприятия, за исключением внеплановых надзорных мероприятий без взаимодействия, проводятся в соответствии с приказом руководителя контрольного органа о проведении внепланового надзорного мероприятия, принятым при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
Внеплановый инспекционный визит и внеплановая выездная проверка проводятся только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев их проведения в соответствии с пунктами 3-5 части 1 статьи 57, части 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
Если основанием для проведения внепланового надзорного мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового надзорного мероприятия незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения поставщика социальных услуг посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ. В этом случае уведомление поставщика социальных услуг о проведении внепланового надзорного мероприятия не проводится.
Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
По основанию, указанному в пункте 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, проводятся внеплановый инспекционный визит или внеплановая документарная проверка.
По основаниям, указанным в пунктах 1, 3, 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, проводится внеплановая выездная проверка.
По основанию, указанному в пункте 2 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, проводится внеплановая документарная проверка.
5.5. Решение о проведении надзорного мероприятия.
5.5.1. Для проведения надзорного мероприятия принимается решение министерства. Решение о проведении надзорного мероприятия подписывается министром и должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.5.2. Надзорное мероприятие может быть начато после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
5.6. Общие требования к проведению контрольных (надзорных) мероприятий предусмотрены статьей 65 Федерального закона N 248-ФЗ.
Надзорные мероприятия могут проводиться должностными лицами министерства только путем совершения следующих надзорных действий:
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов.
При проведении плановых документарных и выездных проверок в отношении объектов надзора, отнесенных к категории значительного и среднего риска, используются проверочные листы (списки контрольных вопросов).
5.7. Инспекционный визит осуществляется в порядке со статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.7.1. В ходе инспекционного визита совершаются следующие надзорные действия:
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) юридического лица и индивидуального предпринимателя (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
5.7.2. Внеплановые инспекционные визиты могут проводиться в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям значительного, среднего и низкого риска.
Внеплановый инспекционный визит проводится только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев, указанных в статье 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.8. Документарная проверка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе документарной проверки совершаются следующие надзорные действия:
- получение письменных объяснений;
- истребование документов.
5.9. Выездная проверка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.9.1. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
5.9.2. В ходе выездной проверки совершаются следующие надзорные действия:
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов.
5.9.3. Контрольные (надзорные) действия, указанные в пунктах 5.7-5.9 настоящего раздела, осуществляются в порядке, определенном статьями 78-80 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.9.4. Плановые и внеплановые выездные проверки проводятся в отношении объектов надзора, отнесенных к категории значительного и среднего риска.
6. Результаты надзорного мероприятия
6.1. Результатом надзорного мероприятия является оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение министерством мер, предусмотренных пунктом 6.9 настоящего раздела.
6.2. По окончании проведения надзорного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, должностными лицами министерства, проводящими надзорное мероприятие, составляется акт надзорного мероприятия в двух экземплярах. Второй экземпляр акта надзорного мероприятия хранится в контрольно-наблюдательном деле.
Акт надзорного мероприятия оформляется на месте проведения надзорного мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.
Заполненный при проведении надзорного мероприятия проверочный лист (список контрольных вопросов) приобщается к акту надзорного мероприятия.
6.3. В случае проведения документарной проверки министерство направляет акт надзорного мероприятия контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.4. Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта надзорного мероприятия на месте проведения надзорного мероприятия, за исключением случая, указанного в пункте 6.3 настоящего раздела.
6.5. Контролируемому лицу вручается один экземпляр акта надзорного мероприятия под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта надзорного мероприятия в нем делается соответствующая отметка.
6.6. Акт надзорного мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
6.7. В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте надзорного мероприятия, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном разделом 7 настоящего Положения.
6.8. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении надзорного мероприятия сведения об этом вносятся должностным лицом министерства в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
6.9. В случае выявления при проведении надзорного мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом должностное лицо министерства принимает решения в соответствии со статьей 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.10. Выданные предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований учитываются в журнале учета надзорных мероприятий. Копия предписания хранится в контрольно-наблюдательном деле.
Номер предписания состоит из одного числа, соответствующего номеру записи в журнале учета надзорных мероприятий.
6.11. Должностными лицами министерства рассматриваются следующие вопросы, связанные с исполнением решений по результатам проведения надзорного мероприятия:
- о разъяснении способа и порядка исполнения решения;
- об отсрочке исполнения решения;
- о приостановлении исполнения решения, возобновлении ранее приостановленного исполнения решения;
- о прекращении исполнения решения.
Вопросы, связанные с исполнением решений, рассматриваются министром (заместителем министра) по ходатайству контролируемого лица или по представлению должностного лица министерства в течение 10 дней со дня поступления в министерства ходатайства или направления представления.
6.12. Контролируемое лицо информируется о месте и времени рассмотрения вопросов, связанных с исполнением решений. Неявка контролируемого лица без уважительной причины не является препятствием для рассмотрения соответствующих вопросов.
Решение, принятое по результатам рассмотрения вопросов, связанных с исполнением решения, доводится до контролируемого лица.
6.13. Исполнение предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований оценивается министерством:
- в течение 20 рабочих дней по истечении срока исполнения контролируемым лицом предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданного в соответствии со статьей 90 Федерального закона N 248-ФЗ;
- в течение 10 рабочих дней с момента представления документов и сведений контролируемым лицом до истечения указанного срока представления документов и сведений, которое установлено указанным предписанием об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Если указанные документы и сведения контролируемым лицом не представлены или на их основании невозможно сделать вывод об исполнении предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, министерство оценивает исполнение указанного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований путем проведения одного из надзорных мероприятий, предусмотренных абзацами вторым, третьим пункта 5.1 раздела 5 настоящего Положения. В случае если проводится оценка исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, принятого по итогам выездной проверки, допускается проведение выездной проверки.
6.14. В случае если по итогам проведения надзорного мероприятия, предусмотренного пунктом 6.13 настоящего раздела, министерством будет установлено, что предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, министерство вновь выдает контролируемому лицу предписание, предусмотренное пунктом 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.15. Информация об исполнении предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований в полном объеме вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
6.16. Все надзорные мероприятия, проводимые министерством, регистрируются и учитываются.
Проведенное надзорное мероприятие в течение трех рабочих дней после подписания должностным лицом министерства акта надзорного мероприятия регистрируется в журнале учета надзорных мероприятий.
6.17. В министерстве предусматривается ведение:
- журнала учета объектов надзора;
- журнала учета надзорных мероприятий;
- журнала учета дел об административных правонарушениях;
- журнала учета предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
- журнала учета консультирований;
- журнала учета профилактических визитов.
Допускается ведение журналов в электронном виде при условии ежемесячного сохранения дубликата информации на магнитном носителе и ежегодной архивации на бумажном носителе (нарастающим итогом с начала календарного года в течение пяти лет).
Срок ведения журналов - пять лет, хранения оконченных журналов - три года, журналы должны быть прошиты, пронумерованы и удостоверены печатью министерства.
7. Досудебное обжалование решений министерства, а также действий (бездействия) его должностных лиц
7.1. Контролируемые лица, права и законные интересы которых (по их мнению) были непосредственно нарушены в рамках осуществления министерством регионального государственного надзора, имеют право на досудебное обжалование:
- решений министерства о проведении надзорных мероприятий;
- актов надзорных мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
- действий (бездействия) должностных лиц министерства в рамках надзорных мероприятий.
7.2 Жалоба подается контролируемым лицом в министерство в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) регионального портала государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
7.3. Жалоба, поступившая в министерство, регистрируется в день ее поступления.
7.4. Жалоба на действия (бездействие) в рамках надзорных мероприятий заведующего сектором надзора отдела по гражданской обороне, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности министерства рассматривается начальником отдела по гражданской обороне, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности министерства.
Жалоба на действия (бездействие) в рамках надзорных мероприятий начальника отдела по гражданской обороне, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности министерства рассматривается заместителем министра.
Жалоба на действия (бездействие) в рамках надзорных мероприятий заместителя министра рассматривается министром.
Жалоба на действия (бездействие) в рамках надзорных мероприятий министра рассматривается заместителем председателя Правительства Астраханской области, курирующим министерство.
7.5. Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц министерства может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание министерства может быть подана в течение 10 рабочих дней со дня получения контролируемым лицом предписания.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен министерством.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения министерства.
7.6. Министерство не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
о приостановлении исполнения обжалуемого решения министерства;
об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения министерства.
Информация о принятом министерством решении по жалобе направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня со дня принятия решения.
7.7. Жалоба должна содержать:
фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица министерства, решение и (или) действия (бездействие) которого обжалуются;
фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации - заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
сведения об обжалуемых решениях министерства и (или) действиях (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением министерства и (или) действиями (бездействием) должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
требования лица, подавшего жалобу;
учетный номер надзорного мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц министерства либо членов их семей.
Подача жалобы может быть осуществлена полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права с помощью Федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации".
К жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Астраханской области, относящаяся к предмету жалобы. Ответ на позицию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Астраханской области направляется министерством лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня со дня принятия решения по жалобе.
7.8. Министерство принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы, если:
жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы, установленного Федеральным законом N 248-ФЗ, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
ранее в министерство была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц министерства, а также членов их семей;
ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган.
7.9. Министерство при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности.
Жалоба подлежит рассмотрению министерством в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
Министерство вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение пяти рабочих дней со дня направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается со дня направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до дня получения их министерством, но не более чем на пять рабочих дней со дня направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на министерство, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.
7.10. По итогам рассмотрения жалобы министерство принимает одно из следующих решений:
- оставляет жалобу без удовлетворения;
- отменяет решение министерства полностью или частично;
- отменяет решение министерства полностью и принимает новое решение;
- признает действия (бездействие) должностных лиц министерства незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
Решение министерства, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Астраханской области
от 29.09.2021 N 468-П
Перечень
индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Астраханской области
1. При осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Астраханской области (далее - региональный государственный надзор) устанавливаются следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований:
наличие трех и более жалоб (обращений) в течение двух лет на объект надзора, содержащих информацию о нарушении обязательных требований;
отсутствие по истечении установленного срока документов и сведений контролируемого лица об исполнении предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданного по итогам контрольно-надзорного мероприятия, или на их основании невозможно сделать вывод об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
непредставление контролируемым лицом в срок, установленный в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований, уведомления о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
наличие в уведомлении об исполнении предостережения, представленном контролируемым лицом, сведений о принятии недостаточных мер по обеспечению соблюдения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляется органом, осуществляющим региональный государственный надзор, без взаимодействия с контролируемыми лицами.
3. Орган, осуществляющий региональный государственный надзор, в целях выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляют сбор, обработку, анализ и учет сведений об объектах надзора посредством государственной информационной системе "Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности, а также учитывает достоверные сведения, полученные в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольно-надзорных мероприятий, от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведения, содержащиеся в информационных ресурсах.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Астраханской области
от 29.09.2021 N 468-П
Ключевые показатели
и их целевые значения, индикативные показатели регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Астраханской области
Ключевые показатели и их целевые значения | |||||||
N п/п |
Наименование ключевого показателя |
Годы и целевые (прогнозные) значения ключевых показателей |
|||||
2020 (базовое значение) |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
||
1. |
Количество людей, погибших при чрезвычайных ситуациях, возникших на объектах контролируемых лиц (чел.) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2. |
Материальный ущерб, причиненный в результате чрезвычайных ситуаций, возникших на объектах контролируемых лиц (млн руб.) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Индикативные показатели* | |
1. |
Проведено контрольно-надзорных мероприятий по соблюдению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
2. |
Привлечено к проведению контрольно-надзорных мероприятий экспертных организаций, экспертов, а также специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками |
3. |
Составлено актов по фактам непредставления или несвоевременного представления документов и материалов, запрошенных при проведении контрольно-надзорного мероприятия |
4. |
Выдано контролируемым лицам рекомендаций по соблюдению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и предотвращению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
5. |
Рассмотрено вопросов, связанных с исполнением решения по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий |
6. |
Осуществлено профилактических мероприятий в форме информирования, объявления предостережения, консультирования, профилактического визита |
7. |
Устранено нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выявленных при проведении контрольно-надзорных мероприятий |
8. |
Принято органами прокуратуры решений о согласовании проведения внепланового контрольно-надзорного мероприятия |
9. |
Принято органами прокуратуры решений об отказе в согласовании проведения внепланового контрольно-надзорного мероприятия |
10. |
Внесено органами прокуратуры представлений об устранении нарушений, связанных с осуществлением регионального государственного надзора |
11. |
Принято участие должностных лиц органа, осуществляющего региональный государственный надзор, в судебных заседаниях (слушаниях), связанных с нарушением обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
12. |
Принято судебными органами решений об отмене контрольно-надзорных мероприятий |
13. |
Составлено протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
* Соответствующие индикативные показатели формируются с учетом реализуемого риск-ориентированного подхода при осуществлении регионального государственного надзора. Индикативные показатели используются при подготовке ежегодного доклада о региональном государственном надзоре, осуществляемой в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 N 2041 "Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Астраханской области от 29 сентября 2021 г. N 468-П "О региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Астраханской области"
Вступает в силу с 11 октября 2021 г., за исключением абзаца четвертого пункта 1 настоящего постановления, вступающего в силу с 1 марта 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации органов государственной власти Астраханской области" (http://pravo-astrobl.ru) 30 сентября 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 1 октября 2021 г. N 3000202110010013 и в издании "Сборник Законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 7 октября 2021 г. N 39
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Астраханской области от 25 апреля 2024 г. N 273-П
Изменения вступают в силу с 13 мая 2024 г.
Постановление Правительства Астраханской области от 27 октября 2023 г. N 628-П
Изменения вступают в силу с 11 ноября 2023 г.
Постановление Правительства Астраханской области от 11 мая 2023 г. N 240-П
Изменения вступают в силу с 23 мая 2023 г.