Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Комитета
по образованию
от 29 сентября 2021 г. N 2722-р
Порядок
организации и осуществления профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
1. Общие положения
Комитет по образованию (далее - Комитет) является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющим исполнение переданного полномочия по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования (далее - государственный контроль (надзор).
Государственный контроль (надзор) осуществляется Комитетом в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Санкт-Петербурга, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - контролируемые лица).
Государственный контроль (надзор) направлен на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований (далее - риск причинения вреда (ущерба).
Настоящий порядок устанавливает правила организации и проведения Комитетом мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в сфере образования.
Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в сфере образования Комитет осуществляет в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба).
При разработке настоящего порядка Комитет руководствовался следующими нормативными правовыми актами:
Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604 "Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 ";
постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям";
постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования" (далее - Положение о контроле (надзоре).
Выбор профилактических мероприятий, их содержание, интенсивность осуществляется Комитетом на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля (надзора).
Под управлением риском причинения вреда (ущерба) понимается осуществление на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) профилактических мероприятий в целях обеспечения допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в сфере образования. Допустимый уровень риска причинения вреда (ущерба) в рамках государственного контроля (надзора) закреплен в ключевых показателях, утвержденных Положением о контроле (надзоре).
При осуществлении государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
При проведении Комитетом контрольных (надзорных) мероприятий должностное лицо Комитета вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Количество профилактических мероприятий по отношению к объектам контроля всех категорий риска причинения вреда (ущерба) формируется с учетом имеющихся ресурсов Комитета при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов.
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) направлена на достижение следующих основных целей:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Комитет при проведении профилактических мероприятий осуществляет взаимодействие с гражданами, организациями только в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ. При этом профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
От имени Комитета профилактические мероприятия вправе осуществлять должностные лица Комитета, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит проведение профилактических мероприятий (далее - должностные лица).
Должностное лицо, уполномоченное на проведение конкретного профилактического мероприятия, определяется решением Комитета о проведении профилактического мероприятия.
В случае, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Комитета незамедлительно направляет информацию об этом руководителю (заместителю руководителя) Комитета или иному должностному лицу Комитета, уполномоченному в соответствии с Положением о контроле (надзоре) на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (далее - уполномоченное должностное лицо Комитета), для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
2. Виды профилактических мероприятий
При осуществлении государственного контроля (надзора) Комитет проводит следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
2.1. Информирование
Комитет осуществляет информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, посредством размещения соответствующих сведений на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт), через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах.
Комитет размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте:
1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора);
2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу;
3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
4) утвержденные проверочные листы (при их наличии);
5) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", иные документы ненормативного характера, содержащие информацию об обязательных требованиях и порядке их соблюдения (при их наличии);
6) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований (при наличии);
7) порядок отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска;
8) перечень объектов государственного контроля (надзора), учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
9) программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий Комитетом;
10) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться Комитетом у контролируемого лица;
11) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
12) сведения о порядке досудебного обжалования решений Комитета, действий (бездействия) его должностных лиц;
13) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики Комитета;
14) доклад о государственном контроле (надзоре);
15) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) программой профилактики.
2.2. Обобщение правоприменительной практики
Комитет ежегодно осуществляет обобщение правоприменительной практики и не позднее 30 апреля каждого года обеспечивает подготовку проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Комитета за предшествующий календарный год (далее - Доклад о правоприменительной практике), и его размещение на официальном сайте для публичного обсуждения. Срок проведения публичного обсуждения составляет 10 рабочих дней.
Доклад о правоприменительной практике утверждается Комитета и размещается на официальном сайте Комитета не позднее 1 июня каждого года.
Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
1) обеспечения единообразных подходов к применению Комитетом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);
2) выявления типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализа случаев причинения вреда (ущерба), выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовки предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовки предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).
Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад Комитета о государственном контроле (надзоре).
2.3. Объявление предостережения
Комитет объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) при наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностями и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Решение об объявлении предостережения также может быть принято Комитетом по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
Контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в Комитет возражение в отношении предостережения по почте и (или) электронной почте в порядке, установленном Положением о контроле (надзоре).
Комитет рассматривает возражение в отношении предостережения в течение 15 рабочих дней со дня его получения.
Комитет информирует контролируемое лицо о результатах рассмотрения возражения по почте и (или) электронной почте (при наличии).
Комитет осуществляет учет объявленных им предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в электронном виде по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
2.4. Консультирование
Должностные лица Комитета по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование:
1) в виде устных разъяснений на личном приеме;
2) в виде устных разъяснений в ходе проведения профилактического визита;
3) посредством размещения на своем официальном сайте письменного разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, подписанного уполномоченным должностным лицом, в случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей.
Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется Комитетом по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), в том числе с:
а) порядком проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
б) периодичностью проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) порядком принятия решений по итогам контрольных (надзорных:) мероприятий;
г) порядком обжалования решений Комитета.
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Комитета, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенной в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы.
Консультирование контролируемых лиц и их представителей на личном приеме осуществляется в Комитете его руководителем (заместителем руководителя) и уполномоченными должностными лицами.
Комитет информирует контролируемых лиц и их представителей о месте проведения консультирования, а также об установленных для консультирования днях и часах посредством размещения указанной информации на официальном сайте.
Комитет не предоставляет контролируемым лицам и их представителям в письменной форме информацию по итогам консультирования. Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Информация, ставшая известной должностному лицу Комитета в ходе консультирования, не может использоваться Комитетом в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
Консультирование осуществляется без взимания платы.
Комитет осуществляет учет консультирований в электронном виде по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
В целях организации учета по результатам консультирования должностное лицо Комитета составляет отчет о проведении консультирования по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
2.5. Профилактический визит
Профилактический визит проводится должностным лицом Комитета в форме профилактической беседы по месту осуществления образовательной деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта государственного контроля (надзора) исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Комитет предусматривает проведение обязательных профилактических визитов в отношении:
а) контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, - в срок не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности;
б) контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, - в срок не позднее одного года со дня принятия решения об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к категории высокого риска в соответствии с пунктом 7 Положения о (контроле) надзоре.
Комитет направляет контролируемому лицу уведомление о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения. Уведомление о проведении обязательного профилактического визита направляется контролируемому лицу по почте и (или) электронной почте (при наличии).
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Комитет не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения. Указанное уведомление направляется контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган по электронной почте и (или) по почте.
Профилактический визит и обязательный профилактически визит (далее - профилактический визит) проводятся в течение одного рабочего дня.
Комитет разрабатывает и утверждает график проведения профилактических визитов в составе программы профилактики.
В ходе профилактического визита должностным лицом Комитета может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном в разделе 2.4 настоящего Порядка.
При проведении профилактического визита контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты государственного контроля (надзора) представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Комитета незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу Комитета для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемого лица.
В ходе профилактического визита должностным лицом Комитета может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска.
Комитет осуществляет учет профилактических визитов в электронном виде по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.
В целях организации учета по результатам профилактического визита должностное лицо Комитета составляет отчет о проведении профилактического визита по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку.
Должностные лица, которые проводили профилактические мероприятия в отношении объектов государственного контроля (надзора), не допускаются к проведению контрольного (надзорного) мероприятия в отношении указанных объектов, если со дня окончания таких профилактических мероприятий не истек один год.
3. Порядок разработки и утверждения программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики) разрабатывается в целях профилактики нарушений обязательных требований.
Программа профилактики состоит из следующих разделов:
а) анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики;
б) цели и задачи реализации программы профилактики;
в) перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения;
г) показатели результативности и эффективности программы профилактики.
Комитет при утверждении программы профилактики учитывает категории риска,
к которым отнесены объекты контроля.
Профилактические мероприятия, предусмотренные программой профилактики, обязательны для проведения Комитетом.
На основании части 7 статьи 44 Федерального закона N 248-ФЗ Комитет может проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики.
Разработанный Комитетом проект программы профилактики подлежит общественному обсуждению, которое проводится с 1 октября по 1 ноября года, предшествующего году реализации программы профилактики (далее - предшествующий год).
В целях общественного обсуждения проект программы профилактики размещается на официальном сайте Комитета не позднее 1 октября предшествующего года с одновременным указанием способов подачи предложений по итогам его рассмотрения.
Программа профилактики утверждается решением уполномоченного должностного лица Комитета не позднее 20 декабря предшествующего года и размещается на официальном сайте Комитета в течение 5 дней со дня утверждения.
4. Информационные системы, открытость результатов проведения профилактических мероприятий
Комитет обеспечивает планирование и проведение профилактических мероприятий, а также учет результатов проведения профилактических мероприятий.
Сведения о проводимых Комитетом профилактических мероприятиях в части объявления предостережения, проведения профилактического визита вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее - ЕРКНМ). В ЕРКНМ также вносятся сведения о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба).
Полученные с соблюдением требований законодательства Российской Федерации входе проведения профилактических мероприятий сведения, характеризующие уровень рисков причинения вреда (ущерба), могут использоваться Комитетом при отнесении объектов контроля к категориям риска, применении критериев риска и выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований.
В ежегодном докладе Комитета о состоянии государственного контроля (надзора) указываются сведения о влиянии профилактических мероприятий на достижение ключевых показателей, утвержденных Положением о контроле (надзоре).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.