Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2021 г. N 47-КГ21-7-К6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В., Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 августа 2021 г. кассационную жалобу Лукьянова Василия Алексеевича на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 11 марта 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 9 июля 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 4 декабря 2020 г.
по делу N 2-41/2020 Центрального районного суда г. Оренбурга по иску Лукьянова Василия Алексеевича к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области, межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Оренбургское" о взыскании расходов на лечение и приобретение автомобиля.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., объяснения представителя Лукьянова В.А. по доверенности Емельяновой Т.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области по доверенности Курсаева А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей судебные постановления судов апелляционной и кассационной инстанций в части отказа во взыскании расходов на лечение подлежащими отмене с оставлением в силе в этой части решения суда первой инстанции,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Лукьянов Василий Алексеевич 25 июня 2019 г. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области (далее - УМВД России по Оренбургской области), межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Оренбургское" (далее - МУ МВД России "Оренбургское") и с учётом уточнения исковых требований просил взыскать расходы на лечение в размере 90 673 руб. и стоимость автомобиля марки "LADA Granta" 219010 с автоматической трансмиссией в размере 536 600 руб.
В обоснование заявленных требований Лукьянов В.А. указал, что он проходил службу в органах внутренних дел, с 24 декабря 2003 г. - в должности дежурного по разбору с доставленными и задержанными дежурной части 1-го отделения милиции отдела внутренних дел Центрального района г. Оренбурга (далее - ОВД Центрального района г. Оренбурга).
14 сентября 2004 г. в результате дорожно-транспортного происшествия Лукьянов В.А. получил травму при исполнении служебных обязанностей по пути следования по вызову на место происшествия на служебном автомобиле.
Заключением военно-врачебной комиссии Управления внутренних дел Оренбургской области от 18 июня 2005 г. полученная Лукьяновым В.А. 14 сентября 2004 г. травма, приведшая к ампутации ..., квалифицирована как военная травма.
Приказом начальника Управления внутренних дел г. Оренбурга от 3 августа 2005 г. Лукьянов В.А. уволен со службы в органах внутренних дел по пункту "з" части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (по ограниченному состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе).
11 августа 2008 г. федеральным государственным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФГУ "ГБ МСЭ по Оренбургской области"; с 1 января 2011 г. - федеральное казённое учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области") Лукьянову В.А. по результатам повторного освидетельствования установлена III группа инвалидности по причине военной травмы бессрочно.
13 сентября 2018 г. врачом-травматологом государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 4" г. Оренбурга (далее также - Городская клиническая больница N 4 г. Оренбурга, больница) и 11 февраля 2019 г. консилиумом врачей этой же больницы Лукьянову В.А. в связи с имеющимся у него остеоартрозом левого коленного сустава I-II степени рекомендованы лечение методом АСР-терапии (аутологичной стимуляции и регенерации) левого коленного сустава и терапия методом комбинированной аутологичной стимуляции и регенерации (курсами два раза в год).
29 декабря 2018 г. и 5 июля 2019 г. Лукьяновым В.А. были понесены расходы на оплату такого лечения, проведённого Городской клинической больницей N 4 г. Оренбурга, в размере 46 230 руб. и 44 443 руб. (всего - 90 673 руб.).
Полагая, что имеется причинно-следственная связь между увечьем, полученным им 14 сентября 2004 г. при исполнении служебных обязанностей, и формированием у него остеоартроза левого коленного сустава I-II степени, что повлекло необходимость лечения коленного сустава, Лукьянов В.А. просил суд взыскать с ответчиков понесённые им расходы на лечение в размере 90 673 руб.
Помимо расходов на лечение Лукьянов В.А. вынужден был в целях уменьшения нагрузки на ноги приобрести 4 сентября 2017 г. автомобиль KIA QLE (Spoilage) с автоматической трансмиссией стоимостью 1 416 900 руб.
Ссылаясь на то, что транспортное средство является одним из видов реабилитации и инвалидам, имеющим право на бесплатное получение транспортного средства, предоставляются автомобили "LADA Granta" 219010 с автоматической трансмиссией, Лукьянов В.А. просил суд взыскать с ответчиков стоимость этого автомобиля в размере 536 600 руб.
Представители МВД России, УМВД России по Оренбургской области, МУ МВД России "Оренбургское" в суде исковые требования не признали.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 11 марта 2020 г. исковые требования Лукьянова В.А. к МВД России удовлетворены частично. Суд взыскал с МВД России в пользу Лукьянова В.А. расходы на лечение в сумме 90 673 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований Лукьянова В.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 9 июля 2020 г. решение суда первой инстанции в части взыскания с МВД России в пользу Лукьянова В.А. расходов на лечение в размере 90 673 руб. отменено, в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Лукьянова В.А. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 4 декабря 2020 г. решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 11 марта 2020 г. в неотменённой части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 9 июля 2020 г. оставлены без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Лукьяновым В.А. ставится вопрос о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Центрального районного суда г. Оренбурга от 11 марта 2020 г. в части отказа во взыскании расходов на приобретение автомобиля, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 9 июля 2020 г. и определения судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 4 декабря 2020 г., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. 29 апреля 2021 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 5 июля 2021 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель ответчика МУ МВД России "Оренбургское", сведений о причинах неявки не представил. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие данного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению в части содержащихся в ней просьб.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390 14 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что судами апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении настоящего дела в части исковых требований Лукьянова В.А. о взыскании расходов на лечение были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Лукьянов В.А. проходил службу в органах внутренних дел, с 24 декабря 2003 г. - в должности дежурного по разбору с доставленными и задержанными дежурной части 1-го отделения милиции ОВД Центрального района г. Оренбурга.
14 сентября 2004 г. в результате дорожно-транспортного происшествия Лукьянов В.А. получил травму при исполнении служебных обязанностей по пути следования по вызову на место происшествия на служебном автомобиле.
Заключением военно-врачебной комиссии Управления внутренних дел Оренбургской области от 18 июня 2005 г. полученная Лукьяновым В.А. 14 сентября 2004 г. травма, приведшая к ампутации ..., квалифицирована как военная травма.
Приказом начальника УВД г. Оренбурга от 3 августа 2005 г. Лукьянов В.А. уволен со службы в органах внутренних дел по пункту "з" части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (по ограниченному состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе).
После увольнения со службы в органах внутренних дел Лукьянов В.А. обратился в Ленинский районный суд г. Оренбурга с иском к ОВД Центрального района г. Оренбурга о возмещении вреда, причинённого здоровью.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19 октября 2006 г. исковые требования Лукьянова В.А. удовлетворены частично. С ОВД Центрального района г. Оренбурга в пользу Лукьянова В.А. взысканы ежемесячно, начиная с 1 сентября 2006 г., денежные средства в размере 3234 руб. 60 коп., единовременно за период с 4 августа 2005 г. по 1 сентября 2006 г. - 41 580 руб. 04 коп., компенсация морального вреда в размере 50 000 руб. и расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 руб.
5 августа 2008 г. Управлением внутренних дел по Оренбургской области принято решение о ликвидации ОВД Центрального района г. Оренбурга, в связи с чем Лукьянов В.А. обратился в Ленинский районный суд г. Оренбурга с иском к Управлению внутренних дел по Оренбургской области, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению внутренних дел г. Оренбурга, ликвидационной комиссии отдела внутренних дел по Центральному району муниципального образования г. Оренбурга о возмещении вреда здоровью.
11 августа 2008 г. ФГУ "ГБ МСЭ по Оренбургской области" Лукьянову В.А. по результатам повторного освидетельствования установлена III группа инвалидности по причине военной травмы бессрочно.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 26 октября 2009 г., оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 16 июня 2010 г., исковые требования Лукьянова В.А. удовлетворены частично. Суд взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу Лукьянова В.А., начиная с 1 октября 2009 г., ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в сумме 4460 руб. с последующей индексацией с учётом уровня инфляции.
4 сентября 2017 г. между обществом с ограниченной ответственностью "Дилерский центр "Автосалон-2000" (продавец) и Лукьяновым В. А. (покупатель) заключён договор купли-продажи автомобиля, в соответствии с которым Лукьянов В.А. приобрёл у указанного общества автомобиль KIA QLE (Sportage) с автоматической трансмиссией по цене 1 416 900 руб.
16 ноября 2017 г. федеральным казённым учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области" Лукьянову В.А. разработана индивидуальная программа реабилитации. Согласно этой программе Лукьянову В.А. рекомендовано приобретение технического средства реабилитации - автомобиля с автоматической трансмиссией за счёт собственных средств самого инвалида, либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
13 сентября 2018 г. и 11 февраля 2019 г. врачом-травматологом и консилиумом врачей Городской клинической больницы N 4 г. Оренбурга соответственно Лукьянову В.А. в связи с посттравматическим остеоартрозом I-II степени левого коленного сустава было рекомендованы лечение методом АСР-терапии (аутологичной стимуляции и регенерации) левого коленного сустава и терапия методом комбинированной аутологичной стимуляции и регенерации (курсами два раза в год).
5 июля 2019 г. врачами Городской клинической больницы N 4 г. Оренбурга Лукьянову В.А. ввиду имеющегося у него заболевания вновь рекомендовано лечение методом АСР-терапии (аутологичной стимуляции и регенерации) левого коленного сустава, а также терапия методом комбинированной аутологичной стимуляции и регенерации.
Из ответа на запрос суда федерального казённого учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" (далее - ФКУЗ "МСЧ МВД России по Оренбургской области") - медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, к которой прикреплён на медицинское обслуживание Лукьянов В.А., следует, что данное учреждение не осуществляет лечение методом АСР-терапии (аутологичной стимуляции и регенерации), такое лечение было проведено Лукьянову В.А. платно в Городской клинической больнице N 4 г. Оренбурга (т. 3 л.д. 148-151).
В связи с неоказанием медицинской помощи в медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел Лукьянов В.А. 29 декабря 2018 г. и 5 июля 2019 г. за свой счёт оплатил Городской клинической больнице N 4 г. Оренбурга 46 230 руб. и 44 443 руб. за проведение ему в этой больнице лечения методом АСР-терапии (аутологичной стимуляции и регенерации) левого коленного сустава и терапии методом комбинированной аутологичной стимуляции и регенерации.
23 сентября 2019 г. по ходатайству истца и его представителей Центральным районным судом г. Оренбурга была назначена комплексная судебно-медицинская экспертиза для определения причинно-следственной связи между имеющимся у Лукьянова В.А. посттравматическим остеоартрозом I-II степени левого коленного сустава и увечьем, полученным им 14 сентября 2004 г., а также нуждаемости Лукьянова В.А. в 2018 году и 2019 году в лечении методом АСР-терапии (аутологичной стимуляции и регенерации) левого коленного сустава и терапии методом комбинированной аутологичной стимуляции и регенерации.
Производство экспертизы поручено экспертам федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Оренбургский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения России" (далее - Оренбургский государственный медицинский университет).
Согласно заключению проведённой Оренбургским государственным медицинским университетом судебно-медицинской экспертизы от 26 ноября 2019 г. динамика развития заболевания у Лукьянова В.А. соответствует общепринятым данным течения остеоартроза и подтверждает наличие причинно-следственной связи между увечьем, полученным им 14 сентября 2004 г., и формированием остеоартроза левого коленного сустава I-II степени. В заключении также сделан вывод о том, что с учётом наличия у Лукьянова В.А. остеоартроза левого коленного сустава он нуждался в 2018 году в проведении АСР-терапии (аутологичной стимуляции и регенерации) левого коленного сустава, а в 2019 году - в терапии методом комбинированной аутологичной стимуляции и регенерации.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Лукьянова В.А. в части взыскания с МВД России в его пользу расходов на лечение, суд первой инстанции сослался на положения постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 г. N 1563 "О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 г. N 1563) и, принимая во внимание заключение судебно-медицинской экспертизы, исходил из наличия причинно-следственной связи между увечьем, полученным Лукьяновым В.А. 14 сентября 2004 г. при исполнении служебных обязанностей, и имеющимися у него заболеваниями, а также нуждаемости его в таких видах лечения, как аутологичная стимуляция и регенерация левого коленного сустава и терапия левого коленного сустава методом комбинированной аутологичной стимуляции и регенерации, рекомендованных врачом-травматологом и консилиумом врачей Городской клинической больницы N 4 г. Оренбурга.
Суд первой инстанции счёл, что Лукьянов В.А., уволенный со службы в органах внутренних дел и ставший инвалидом III группы вследствие увечья, полученного в связи с выполнением служебных обязанностей, имеет право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Поскольку возможность реализации права Лукьянова В.А. на бесплатную медицинскую помощь ответчиками обеспечена не была, Лукьянов В.А. вынужден был самостоятельно нести расходы в размере 90 673 руб. на оплату лечения, необходимого ему в соответствии с рекомендациями врача-травматолога и консилиума врачей Городской клинической больницы N 4 г. Оренбурга. Понесённые Лукьяновым В.А. расходы в силу положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации являются его убытками, в возмещении которых в целях восстановления его нарушенного права ему не может быть отказано. Иное противоречило бы сути предусмотренных Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" социальных гарантий гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел и ставшим инвалидами вследствие увечья, полученного в связи с выполнением служебных обязанностей.
Отказывая в удовлетворении иска в части требований Лукьянова В.А. о взыскании стоимости автомобиля "LADA Granta" 219010 с автоматической трансмиссией в размере 536 600 руб., суд первой инстанции указал, что нормами действующего законодательства не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в виде транспортных средств, в связи с чем оснований для взыскания с ответчиков в пользу истца стоимости автомобиля "LADA Granta" 219010 с автоматической трансмиссией не имеется.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая дело по апелляционным жалобам Лукьянова В.А., МВД России, МУ МВД России "Оренбургское", согласился с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Лукьянова В.А. о взыскании с ответчиков в его пользу стоимости автомобиля "LADA Granta" 219010 с автоматической трансмиссией.
В то же время суд апелляционной инстанции признал неправомерным вывод суда первой инстанции об удовлетворении требования Лукьянова В.А. о взыскании в его пользу с МВД России расходов на лечение, отменил в этой части решение суда и отказал в удовлетворении данного требования. Суд апелляционной инстанции полагал ошибочным применение судом первой инстанции к разрешению спора по этому требованию положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 г. N 1563.
По мнению суда апелляционной инстанции, ввиду того, что Лукьянов В.А. является гражданином, уволенным со службы в органах внутренних дел и ставшим инвалидом вследствие увечья, полученного в связи с выполнением служебных обязанностей, на него распространяются положения части 7 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающие, что за гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и ставшим инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, сохраняется право на бесплатное медицинское обеспечение в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. При этом у Лукьянова В.А. отсутствует право на медицинское обслуживание в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения по договорам, которые МВД России заключает с данными медицинскими организациями с целью оказания медицинской помощи действующим сотрудникам органов внутренних дел. Соответственно, оснований для возмещения МВД России бывшему сотруднику органов внутренних дел Лукьянову В.А. понесённых им расходов по оплате стоимости лечения в медицинской организации государственной системы здравоохранения (Городской клинической больнице N 4 г. Оренбурга) не имеется.
Суд апелляционной инстанции также отметил, что МВД России, УМВД России по Оренбургской области, МУ МВД России "Оренбургское" не являются правопреемниками ликвидированного ОВД Центрального района г. Оренбурга (причинителя вреда Лукьянову В.А.), а потому на них не может быть возложена обязанность по возмещению истцу расходов на лечение по правилам главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции признала приведённые выводы суда апелляционной инстанции правильными и обоснованными.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанции и Шестого кассационного суда общей юрисдикции в части отказа в удовлетворении исковых требований Лукьянова В.А. о взыскании расходов на лечение сделаны с существенным нарушением норм материального права.
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации).
Отношения, связанные в том числе с медицинским обеспечением сотрудников органов внутренних дел (далее - сотрудники), граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 названного закона; далее также - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что сотрудник имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты в организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Частью 7 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ установлено, что за гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и ставшим инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, сохраняется право на бесплатное медицинское обеспечение, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии, а также на лечение в санаторно-курортных организациях указанного федерального органа за плату в размере 25 процентов стоимости путёвки, определяемой руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 г. N 1563 "О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением" (вступило в силу с 18 декабря 2018 г.) утверждены, в частности, Правила медицинского обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организациях федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Правила от 15 декабря 2018 г.).
Исходя из подпункта "а" пункта 1 Правил от 15 декабря 2018 г. они определяют порядок бесплатного оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации, в частности гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и ставших инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 275 утверждена также Инструкция об особенностях организации оказания медицинской помощи, в том числе при санаторно-курортном лечении, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1) (далее - Инструкция от 24 апреля 2019 г. N 275; данная инструкция действовала в период спорных отношений 5 июля 2019 г. - лечения Лукьянова В.А. в Городской клинической больнице N 4 г. Оренбурга).
В соответствии с Инструкцией от 24 апреля 2019 г. N 275 в медицинские организации системы МВД России, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях, принимаются, в том числе, граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел и ставшие инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел. За этой категорией граждан сохраняется право на получение медицинской помощи, и они прикрепляются к поликлиникам, к которым они были прикреплены в период службы. При оказании гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и ставшим инвалидам вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, медицинской помощи в амбулаторных условиях лекарственные препараты для медицинского применения и медицинские изделия по назначению врача отпускаются соответствующими аптечными организациями МВД России либо медицинскими организациями системы МВД России бесплатно (подпункт 2.4 пункта 2, подпункт 3.7 пункта 3, пункт 26 Инструкции от 24 апреля 2019 г. N 275).
Таким образом, согласно изложенному правовому регулированию за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел и ставшими инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, законом сохранено право на бесплатное получение медицинской помощи, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам врачей на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Приведённые нормативные положения, устанавливающие право на бесплатную медицинскую помощь граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и ставших инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, судом апелляционной инстанции применены неправильно.
Суд апелляционной инстанции не учёл характер спорных правоотношений, касающихся социальных гарантий указанной категории граждан, и пришёл к ошибочному выводу об отсутствии оснований для возмещения МВД России бывшему сотруднику органов внутренних дел Лукьянову В.А. понесённых им расходов по оплате стоимости лечения в Городской клинической больнице N 4 г. Оренбурга.
Судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что Лукьянов В.А., будучи уволенным со службы в органах внутренних дел и являясь инвалидом вследствие увечья, полученного в связи с выполнением служебных обязанностей, имел право в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ на бесплатное получение медицинской помощи в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в частности в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Оренбургской области", к которому он был прикреплён на медицинское обслуживание. Нуждаемость Лукьянова В.А. в связи с военной травмой в таких видах лечения как аутологичная стимуляция и регенерация левого коленного сустава и терапия левого коленного сустава методом комбинированной аутологичной стимуляции и регенерации определена рекомендациями врача-травматолога (13 сентября 2018 г.), консилиумом врачей Городской клинической больницы N 4 г. Оренбурга (11 февраля 2019 г.) и врачами Городской клинической больницей N 4 г. Оренбурга (5 июля 2019 г.). Однако в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Оренбургской области" рекомендованное Лукьянову В.А. по медицинским показаниям лечение проведено не было, вследствие чего он был вынужден был самостоятельно за счёт собственных средств оплатить такое лечение в Городской клинической больнице N 4 г. Оренбурга.
Необеспечение МВД России в лице соответствующих подразделений возможности получения Лукьяновым В.А. необходимого ему лечения в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (по причине отсутствия такого лечения в названных медицинских организациях) привело к нарушению его права на бесплатную медицинскую помощь в объёме, гарантированном гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и ставшим инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ и Правилами медицинского обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организациях федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 г. N 1563, и, как следствие, к причинению Лукьянову В.А. убытков в размере 90 673 руб.
Поскольку предусмотренный действующим правовым регулированием механизм получения гражданином, уволенным со службы в органах внутренних дел и ставшим инвалидом, бесплатной медицинской помощи в медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в отношении Лукьянова В.А., нуждавшегося в лечении в связи с военной травмой (методом АСР-терапии (аутологичной стимуляции и регенерации) левого коленного сустава и терапии методом комбинированной аутологичной стимуляции и регенерации), не был реализован ввиду того, что в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Оренбургской области", к которому Лукьянов В.А. прикреплён на медицинское обслуживание, такой вид лечения не проводится, и он понёс расходы на проведение необходимого лечения в Городской клинической больнице N 4 г. Оренбурга, то в возмещении этих расходов ему не может быть отказано.
Иное противоречило бы сути предусмотренных Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ социальных гарантий для граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел и ставших инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, а также характеру обязанностей государства по отношению к ним.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (часть 2).
Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Потраченные Лукьяновым В.А. 29 декабря 2018 г. и 5 июля 2019 г. денежные средства в размере 90 673 руб. на оплату проведённого ему в Городской клинической больницей N 4 г. Оренбурга по медицинским показаниям лечения относятся к его убыткам в форме реального ущерба,
С учётом характера спорных правоотношений возмещение Лукьянову В.А. денежных средств, израсходованных на проведение лечения, которым его должны были обеспечить в медицинской организации системы МВД России бесплатно, то есть убытков на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, является надлежащим способом защиты нарушенного права, направленным на восстановление имущественного положения Лукьянова В.А., существовавшего до его нарушения.
Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что у Лукьянова В.А. нет права на медицинское обслуживание в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения по договорам, которые МВД России заключает с данными медицинскими организациями с целью оказания медицинской помощи действующим сотрудникам органов внутренних дел, правового значения при разрешении настоящего спора не имеет. Отсутствие в законе нормы о возможности заключения таких договоров в отношении граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел и ставших инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, не умаляет их право на бесплатную медицинскую помощь в объёме, предусмотренном Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции не применил к спорным отношениям положения статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации и не принял во внимание, что у Лукьянова В.А. в силу указанной нормы в целях восстановления нарушенного права на бесплатную медицинскую помощь возникло право требовать возмещения МВД России причинённых убытков в виде понесённых им расходов на лечение в Городской клинической больницей N 4 г. Оренбурга. При этом возмещение убытков в данном случае не является оплатой за медицинское обслуживание в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, возможность которого предусмотрена для действующих сотрудников органов внутренних дел положениями части 2 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Судом апелляционной инстанции без учёта характера действительных правоотношений сторон сделано и суждение о том, что МВД России, УМВД России по Оренбургской области, МУ МВД России "Оренбургское" не являются правопреемниками ликвидированного ОВД Центрального района г. Оренбурга, поэтому на них не может быть возложена обязанность по возмещению истцу расходов на лечение по правилам главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отношения, связанные с медицинским обеспечением граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел и ставших инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей (в рамках настоящего дела спор возник по поводу оказания медицинской помощи Лукьянову В.А., относящемуся к этой категории граждан), регулируются специальным законом - Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами, вследствие чего приведённое выше суждение суда апелляционной инстанции является несостоятельным, как не имеющее отношения к рассматриваемому спору.
Ввиду изложенного у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьёй 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Лукьянова В.А. о взыскании в его пользу с МВД России расходов на лечение.
Суд кассационной инстанции, проверяя по кассационной жалобе Лукьянова В.А. законность судебного постановления суда апелляционной инстанции, допущенные им нарушения норм материального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379 6 и частей 1-3 статьи 379 7 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 9 июля 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 4 декабря 2020 г. нельзя признать законными в части отмены решения Центрального районного суда г. Оренбурга от 11 марта 2020 г. о взыскании с МВД России в пользу Лукьянова В.А. расходов на лечение, они приняты в этой части с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390 14 ГПК РФ является основанием для отмены судебных постановлений в указанной части и оставления в силе в данной части решения Центрального районного суда г. Оренбурга от 11 марта 2020 г., которым правильно разрешены исковые требования Лукьянова В.А. о взыскании с МВД России расходов на лечение.
Руководствуясь статьями 390 14-390 16 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 9 июля 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 4 декабря 2020 г. по делу N 2-41/2020 Центрального районного суда г. Оренбурга в части отмены решения Центрального районного суда г. Оренбурга от 11 марта 2020 г. о взыскании с Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу Лукьянова Василия Алексеевича расходов на лечение в размере 90 673 руб. отменить.
В отменённой части оставить в силе решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 11 марта 2020 г.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Фролкина С.В. |
|
Вавилычева Т.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2021 г. N 47-КГ21-7-К6
Текст определения опубликован не был