Постановление Правительства Самарской области от 30 сентября 2021 г. N 743
"Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) в отношении водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также за соблюдением обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору)"
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Самарской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) в отношении водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также за соблюдением обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору).
2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый вице-губернатор - |
В.В. Кудряшов |
Утверждено
постановлением Правительства
Самарской области
от 30.09.2021 N 743
Положение
о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) в отношении водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также за соблюдением обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области регионального государственного экологического контроля (надзора) в отношении водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также за соблюдением обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору) в пределах, установленных действующим законодательством (далее - государственный экологический контроль (надзор).
2. Предметом государственного экологического контроля (надзора) является соблюдение гражданами и организациями обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (далее - обязательные требования).
3. Перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору), в том числе указанных в пункте 2 настоящего Положения, утвержден приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 22.06.2021 N 418.
4. К разрешительным документам, указанным в пункте 2 настоящего Положения, относятся:
разрешение на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, лимиты на сбросы загрязняющих веществ;
установленные нормативы допустимых выбросов, временно разрешенные выбросы, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных);
утвержденные нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;
свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет;
свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
договор водопользования;
решение о предоставлении водного объекта в пользование;
согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности.
5. Региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляет министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министерство).
В случае если полномочия министерства по осуществлению регионального государственного экологического контроля (надзора) переданы для осуществления органам местного самоуправления в Самарской области, то указанное полномочие осуществляется в соответствии с настоящим Положением органами местного самоуправления в Самарской области.
6. Должностными лицами министерства, осуществляющими государственный экологический контроль (надзор), являются:
а) министр лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министр);
б) руководитель управления государственного экологического надзора департамента охраны окружающей среды министерства (далее - управление);
в) главные консультанты управления;
г) консультанты и специалисты управления.
7. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного экологического контроля (надзора), применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
8. Министерство осуществляет региональный государственный экологический контроль (надзор) на объектах, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
К объектам контроля (надзора) относятся:
а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
б) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, в том числе объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования;
в) природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении (и) или пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования.
9. Учет объектов контроля (надзора) осуществляется министерством:
а) при ведении государственного регионального реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
б) при сборе, обработке, анализе и учете информации об объектах контроля, представляемой министерству в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.
10. Государственный экологический контроль (надзор) осуществляется в отношении объектов, указанных в пункте 8 настоящего Положения, по вопросам соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды.
11. При осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.
12. Отнесение объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 N 1410.
13. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется решением министерства по результатам оценки риска причинения вреда, вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям с учетом предшествующих данных о фактическом причинении вреда (ущерба) (далее - риски).
14. Объекты регионального государственного. экологического контроля (надзора) относятся к следующим категориям риска:
а) категория высокого риска;
б) категория значительного риска;
в) категория среднего риска;
г) категория умеренного риска;
д) категория низкого риска.
15. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков) разрабатывается и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона.
16. Утвержденная программа профилактики рисков размещается на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
17. В рамках осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование.
18. Министерство осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды.
19. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
20. Доклад о правоприменительной практике контроля (надзора) готовится министерством с периодичностью не реже одного раза в год и размещается на официальном сайте министерства в сети Интернет до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
21. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований направить в министерство возражение в отношении указанного предостережения в срок не позднее 30 дней со дня получения им предостережения. Возражение в отношении предостережения рассматривается министерством в течение 30 дней со дня его получения, контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
22. Консультирование осуществляется должностным лицом министерства по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме в сроки, определенные руководителем министерства, либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Информация о порядке консультирования размещается на официальном сайте министерства в сети Интернет.
Время консультирования одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
23. Консультирование, в том числе в письменной форме, осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований, указанных в пунктах 2-4 настоящего Положения.
24. В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте министерства в сети Интернет письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом министерства.
25. Выявленные при проведении профилактических мероприятий за соблюдением обязательных требований сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направляются министру (заместителю министра) для принятия решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
26. При осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) проводятся:
а) плановые контрольные (надзорные) мероприятия;
б) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия;
27. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
28. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении контролируемых лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах контроля (надзора), относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к IV категории объектов негативного воздействия на окружающую среду.
29. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия помимо информации, предусмотренной частью 1 статьи 64 Федерального закона, указываются коды объектов негативного воздействия на окружающую среду (при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении таких объектов).
30. Министерство может проводить следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
31. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 27 настоящего Положения, в отношении объектов контроля (надзора) в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
а) для категории высокого риска - 1 раз в 2 года;
б) для категории значительного риска - 1 раз в 3 года;
в) для категории среднего риска - 1 раз в 4 года;
г) для категории умеренного риска - 1 раз в 5 лет.
32. В рамках осуществления контроля (надзора) проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка;
д) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
е) выездное обследование.
33. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
34. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
б) выездное обследование.
35. В составе инспекционного визита проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта государственного надзора.
36. В составе рейдового осмотра проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
37. В составе документарной проверки проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов;
в) экспертиза.
38. В составе выездной проверки проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
39. В составе наблюдения за соблюдением обязательных требований проводится анализ данных об объектах контроля (надзора), имеющихся у министерства, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.
40. В составе выездного обследования осуществляется осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов.
41. Досмотр осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только в случаях наличия у министерства сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, окружающей среде с обязательным применением видеозаписи.
42. Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его уполномоченного представителя и (или) с применением видеозаписи.
43. Отбор проб (образцов) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проводится с привлечением государственных бюджетных учреждений, подведомственных министерству, экспертов, экспертных организаций, аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и указанных в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
44. Отбор проб (образцов) осуществляется в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами для направления указанных проб (образцов) на экспертизу в экспертную организацию.
45. При наличии оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных пунктами 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона проводятся внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия и контрольные (надзорные) действия в их составе, предусмотренные пунктами 33-39 настоящего Положения.
46. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части. Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина.
47. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств. Способы фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
48. Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, самостоятельно.
49. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
50. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
51. Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
52. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
53. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
54. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
55. Срок проведения документарной и (или) выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
56. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является наступление события, указанного в программе проверок, и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
57. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия и решения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия оформляются по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьями 87, 90 Федерального закона.
58. Консультации по вопросу рассмотрения поступивших возражений в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия могут проводиться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме.
59. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом министерство в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных Федеральным законом.
60. Жалоба на предписание министерства может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
61. Ключевым показателем результативности осуществления контроля (надзора) в области охраны окружающей среды является доля правонарушений, повлекших причинение вреда окружающей среде, из числа правонарушений, выявленных в ходе проведения проверок в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора). Целевое значение данного показателя составляет 20%.
62. Индикативными показателями результативности осуществления контроля (надзора) в области охраны окружающей среды являются:
а) общее количество проведенных плановых выездных проверок (целевое значение данного показателя составляет 100%);
б) общее количество проведенных рейдовых осмотров (целевое значение данного показателя составляет 100%).
63. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического надзора:
а) поступление в министерство информации о неблагоприятных метеорологических условиях на территории Самарской области;
б) поступление информации об аварийных выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
в) поступление информации об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;
г) поступление информации о сбросе отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
64. Правом на обжалование решений министерства, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона.
65. Жалоба на решение министерства, действия (бездействие) его должностных лиц (далее - жалоба) может быть подана в министерство в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
66. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен министерством.
67. Жалоба должна содержать:
а) наименование контрольного (надзорного) органа, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
б) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
в) сведения об обжалуемых решении контрольного (надзорного) органа и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
г) основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением контрольного (надзорного) органа и (или) действием (бездействием) должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
д) требования лица, подавшего жалобу;
е) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
68. Жалоба подлежит рассмотрению министерством в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
69. По итогам рассмотрения жалобы министерство принимает одно из следующих решений:
а) оставляет жалобу без удовлетворения;
б) отменяет решение министерства полностью или частично;
в) отменяет решение министерства полностью и принимает новое решение;
г) признает действия (бездействие) должностных лиц министерства незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
70. Обжалование решений министерства, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с положениями статей 39-43 Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Самарской области от 30 сентября 2021 г. N 743 "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) в отношении водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также за соблюдением обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору)"
Вступает в силу с 1 октября 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) 1 октября 2021 г., в газете "Волжская коммуна" от 6 октября 2021 г. N 161, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 октября 2021 г. N 6300202110060002
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Самарской области от 22 февраля 2024 г. N 110
Изменения вступают в силу с 26 февраля 2024 г.
Постановление Правительства Самарской области от 5 июля 2022 г. N 513
Изменения вступают в силу с 6 июля 2022 г.