г.Калуга |
|
31 марта 2023 г. |
Дело N А14-20083/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.03.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 31.03.2023.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. Леоновой Л.В. |
при участии в судебном заседании:
от заявителя: индивидуального предпринимателя Исакова Магомедсаида Магомедовича (ОГРНИП 309366824000055, ИНН 054332992206) - не явились;
от заинтересованного лица: Администрации городского округа город Воронеж (394018, г.Воронеж, ул.Плехановская, д.10, ОГРН 1023601575733, ИНН 3650002882) - не явились;
от третьего лица: муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "ЭкоЦентр" (394074, г.Воронеж, ул,Новосибирская, д.82, ОГРН 1033600016911, ИНН 3666097858) - не явились;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Исакова Магомедсаида Магомедовича на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.09.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по делу N А14-20083/2021,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Исаков М.М. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации городского округа город Воронеж (далее - администрация) при принятии постановления от 14.05.2021 N 443 "О внесении изменений в постановление Администрации городского округа город Воронеж от 06.05.2016 N 394", выразившихся в исключении из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж места N III-421.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное казенное предприятие городского округа город Воронеж "ЭкоЦентр" (далее - предприятие, МКП "ЭкоЦентр").
Решением суда от 23.09.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит состоявшиеся судебные акты отменить, ссылаясь на неправильный вывод судов о пропуске им срока на обращение с указанным заявлением в арбитражный суд.
В отзыве на жалобу предприятие просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела.
Проверив в пределах доводов кассационной жалобы и возражений на них судебные акты на предмет правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствия выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, земельный участок 36:34:0304001:26, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Арзамасская, 4 д, территория парка "Алые паруса", принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ город Воронеж и на праве постоянного (бессрочного) пользования - предприятию.
1 мая 2012 г. предприятие приобрело по договору купли-продажи у АО "Робин Сдобин" киоск круглой формы диаметром 4,6 м, высотой 3,5 м, расположенный на указанном земельном участке, и сдавало его в аренду.
В 2016 году киоск был включен в реестр муниципального имущества и в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж, утвержденную постановлением администрации от 06.05.2016 N 394 (далее - Схема), под порядковым номером 1088, место N III-421 - для размещения киоска (продовольственные товары) площадью 17,5 кв. м.
После того, как решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 05.02.2020 в действиях управления экологии администрации, выразившихся в неосуществлении координации деятельности подведомственного предприятия - МКП "ЭкоЦентр" по проведению аукциона на право размещения НТО на месте N III-421 Схемы, усмотрено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и выдано предписание о необходимости проведения мероприятий, направленных на приведение факта установки и эксплуатации НТО на месте N III-421 в Схеме в соответствие с требованиями Порядка и основания размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III, рабочей группой по внесению изменений в Схему, получившей предложение управления экологии администрации об исключении из Схемы места N III-421, на заседании 13.03.2020 принято решение рекомендовать исключить место N III-421 из Схемы, администрацией было принято постановление от 14.05.2021 N 443 о внесении изменений в постановление администрации от 06.05.2016 N 394, которыми из Схемы исключено, в том числе место N III-421.
Постановление администрации от 14.05.2021 N 443 было опубликовано 18.05.2021 в газете "Берег" N 32 (постановление, приложения 1 - 3), 21.05.2021 - в газете "Берег" N 33 (приложения 4 - 8), 25.05.2021 в газете "Берег" N 34 (уточнение), а также 18.05.2021 опубликовано на официальном сайте администрации, на официальном сайте правительства Воронежской области, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Полагая, что действия администрации по принятию постановления от 14.05.2021 N 443 в части исключения из Схемы места N III-421 являются незаконными, предприниматель 08.12.2021 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Придя к выводу, что администрация вправе принимать правовые акты по вопросам местного значения, в том числе по внесению изменений в Схему, что предприниматель ранее не занимал исключенное из Схемы место размещения объекта, что предпринимателем пропущен трехмесячный срок на обращение в суд с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с положениями статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу пункта 15 части 1 статьи 16 названного Закона к вопросам местного значения относится, в том числе создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Из части 3, части 5 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пунктов 1, 9 Постановления Правительства РФ от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Постановление Правительства РФ N 772) следует, что утверждение Схемы размещения нестационарных торговых объектов, внесение изменений в Схему осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно пункту 28.1 части 1 статьи 48 Устава городского округа город Воронеж, принятого Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I (с изменениями), администрация городского округа город Воронеж утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с установленным порядком, осуществляет решение вопросов об установке и демонтаже незаконно установленных нестационарных торговых объектов.
Исходя из изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что утверждение Схемы, внесение изменений в Схему входят в полномочия администрации.
Процедура внесения изменений в Схему регламентирована Постановлением Правительства РФ N 772, Порядком разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области, утвержденным приказом Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области от 22.06.2015 N 41 (далее - Порядок N 41), действующим на дату принятия оспариваемого постановления администрации.
В силу пункта 16 Порядка N 41 изменения и дополнения в Схему вносятся, в том числе при поступлении мотивированных предложений от органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области.
По рассматриваемому случаю такое предложение поступило от управления экологии администрации.
Таким образом, процедура внесения изменений в Схему администрацией соблюдена, основания для исключения из Схемы места N III-421 имелись.
Кроме того, судом установлено, что предпринимателю ранее это место предоставлено не было, а поэтому исключение указанного места из Схемы не может затрагивать его права и законные интересы.
Довод кассационной жалобы, что предпринимателем не пропущен срок для обращения в суд с настоящим заявлением, так как о принятом ненормативном акте он узнал только 14.09.2021, был предметом исследования судов, этому доводу дана надлежащая правовая оценка и этот довод отклонен как несостоятельный. Суд кассационной инстанции в силу части 1 статьи 286 АПК РФ не вправе переоценивать установленные судами обстоятельства.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.09.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по делу N А14-20083/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Исакова Магомедсаида Магомедовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"После того, как решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 05.02.2020 в действиях управления экологии администрации, выразившихся в неосуществлении координации деятельности подведомственного предприятия - МКП "ЭкоЦентр" по проведению аукциона на право размещения НТО на месте N III-421 Схемы, усмотрено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и выдано предписание о необходимости проведения мероприятий, направленных на приведение факта установки и эксплуатации НТО на месте N III-421 в Схеме в соответствие с требованиями Порядка и основания размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III, рабочей группой по внесению изменений в Схему, получившей предложение управления экологии администрации об исключении из Схемы места N III-421, на заседании 13.03.2020 принято решение рекомендовать исключить место N III-421 из Схемы, администрацией было принято постановление от 14.05.2021 N 443 о внесении изменений в постановление администрации от 06.05.2016 N 394, которыми из Схемы исключено, в том числе место N III-421.
...
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
...
Из части 3, части 5 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пунктов 1, 9 Постановления Правительства РФ от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Постановление Правительства РФ N 772) следует, что утверждение Схемы размещения нестационарных торговых объектов, внесение изменений в Схему осуществляется органом местного самоуправления."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31 марта 2023 г. N Ф10-778/23 по делу N А14-20083/2021