Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 1 октября 2021 г. N 403
"Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий"
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статьей 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктом 3 части 2 статьи 3, статьей 5 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.
3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Садовникова Д.Д.
4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Председатель Правительства |
А. Тарасенко |
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 1 октября 2021 г. N 403
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - государственный контроль (надзор).
1.2. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях республиканского значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающихся:
режима особо охраняемой природной территории;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.
1.3. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в соответствии с настоящим Положением:
1) Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) и его территориальными подразделениями на особо охраняемых природных территориях республиканского значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением государственных бюджетных учреждений;
2) подведомственными Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) государственными бюджетными учреждениями в отношении управляемых ими особо охраняемых природных территорий и их охранных зон.
1.4. Государственный надзор в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется Министерством при осуществлении в пределах своей компетенции государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
1.5. Должностными лицами Министерства и его территориальных подразделений, уполномоченными принимать решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
1) министр экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) - главный государственный инспектор Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды;
2) первый заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) - первый заместитель главного государственного инспектора Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды;
3) заместители министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) - заместители главного государственного инспектора Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды;
4) руководители Департамента экологической безопасности и правовой экспертизы, Департамента охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий Министерства и их заместители - старшие государственные инспекторы Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды;
5) руководители территориальных подразделений Министерства и их заместители - старшие государственные инспекторы Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды.
1.6. От имени Министерства и его территориальных подразделений государственный контроль (надзор) вправе осуществлять лица, определенные пунктом 5 настоящего Положения, а также:
1) главные специалисты, ведущие специалисты Департамента экологической безопасности и правовой экспертизы, Департамента охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий Министерства - государственные инспекторы Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды;
2) государственные инспекторы территориальных подразделений Министерства.
1.7. Должностными лицами государственных учреждений Республики Саха (Якутия), управляющих особо охраняемыми природными территориями республиканского значения (далее - учреждение), уполномоченными принимать решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются руководители государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями республиканского значения, их заместители - главные государственные инспекторы в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях республиканского значения, их заместители.
1.8. От имени учреждений государственный контроль (надзор) вправе осуществлять лица, указанные в пункте 7 настоящего Положения, а также начальники, их заместители, главные и ведущие специалисты управлений, отделов учреждений, старшие и участковые государственные инспекторы, государственные инспекторы - государственные инспекторы в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях.
1.9. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) на территории опережающего социально-экономического развития, организацией и проведением контрольных (надзорных) мероприятий резидентов территории опережающего социально-экономического развития, применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных статьей 24 Федерального закона 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в Арктической зоне, организацией и проведением проверок резидентов Арктической зоны, применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" с учетом особенностей организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, установленных статьей 13 Федерального закона от 13 июля 2020 г. N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации".
1.10. Учет объектов контроля, относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, обеспечивается при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
1.11. К объектам государственного контроля (надзора) относятся:
1) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций на особо охраняемых природных территориях республиканского значения, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая воздушное пространство, водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций на особо охраняемых природных территориях республиканского значения, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
1.12. Должностные лица, указанные в пунктах 5-8 настоящего Положения, в объеме проводимых контрольных (надзорных) мероприятий наряду с правами, установленными федеральными законами "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и "Об особо охраняемых природных территориях", в пределах установленной компетенции имеют право в том числе:
1) запрашивать в целях проверки у граждан, находящихся на особо охраняемых природных территориях и в границах их охранных зон, разрешение на право пребывания на указанных особо охраняемых природных территориях и в границах охранных зон;
2) производить в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей граждан;
3) проверять наличие разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия;
4) проверять имеющиеся у граждан орудия и продукцию природопользования;
5) проверять соблюдение гражданами установленного положениями об особо охраняемых природных территориях режима особой охраны, требований природоохранного законодательства.
1.13. Должностные лица, указанные пунктах 5-8 настоящего Положения, наряду с решениями, принимаемыми в процессе и по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, установленными Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеют право:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца после слов "лица, указанные" пропущен предлог "в"
1) изымать у граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) об особо охраняемых природных территориях, продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и соответствующие документы;
2) направлять в соответствующие органы местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки по фактам размещения объекта капитального строительства на земельном участке в границах особо охраняемой природной территории, ее функциональной зоны или охранной зоны, режим особой охраны которых не допускает размещения объекта капитального строительства;
3) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников и национальных парков вследствие нарушений установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков;
4) задерживать в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных граждан в правоохранительные органы.
1.14. Должностные лица органов и государственных учреждений, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при исполнении служебных обязанностей применять специальные средства - наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак.
1.15. Государственным инспекторам в области охраны окружающей среды при осуществлении возложенных на них задач и при исполнении служебных обязанностей разрешены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, хранение, ношение и применение служебного огнестрельного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия.
1.16. Обязанности должностных лиц органов и государственных учреждений, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, установлены частью 1 статьи 29 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)
2.1. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
2.2. Отнесение объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска) осуществляется на основании критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к категориям риска согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 1410 "О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для государственного контроля (надзора) и об особенностях осуществления указанного надзора".
2.3. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов государственного контроля (надзора) в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории высокого риска проводятся один раз в 2 года;
для категории значительного риска проводятся один раз в 3 года;
для категории среднего риска проводятся не чаще чем один раз в 4 года;
для категории умеренного риска проводятся не чаще чем один раз в 5 лет;
для категории низкого риска не проводятся.
В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Основанием для включения планового контрольного (надзорного) мероприятия объектов государственного экологического контроля (надзора) категорий высокого, значительного, среднего и умеренного риска в ежегодный план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий является истечение в году проведения проверки установленного периода времени с даты:
ввода в эксплуатацию объекта государственного контроля (надзора);
окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия объекта государственного контроля (надзора).
2.4. Отнесение объектов государственного контроля (надзора) к одной из категорий риска и изменение категории риска осуществлятся# решением Министерства. Министерство ведет перечень объектов государственного контроля (надзора), которым присвоены категории риска (далее - перечень).
2.5. Включение объектов государственного контроля (надзора) в перечень осуществляется на основании решения Министерства об отнесении объектов государственного контроля (надзора) к соответствующим категориям риска.
2.6. Перечень содержит следующую информацию:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность с использованием объектов государственного контроля (надзора), которым присвоена категория риска;
б) основной государственный регистрационный номер;
в) идентификационный номер налогоплательщика;
г) наименование объекта государственного контроля (надзора);
д) код объекта государственного контроля (надзора);
е) место нахождения объекта государственного контроля (надзора);
ж) реквизиты решения о присвоении объекту государственного контроля (надзора) категории риска, указание на категорию риска, а также сведения о критериях, на основании которых было принято решение об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к категории риска.
2.7. На официальном сайте Министерства размещается и поддерживается в актуальном состоянии перечень об объектах государственного контроля (надзора), отнесенных к категориям среднего, умеренного и низкого риска.
2.8. По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя Министерство в порядке, установленном Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", предоставляют информацию о присвоенной используемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем объектам государственного контроля (надзора) категории риска, а также сведения, использованные при отнесении таких объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска.
2.9. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в порядке, установленном Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", вправе подать в Министерство заявление об изменении ранее присвоенной используемым ими объектам государственного контроля (надзора) категории риска.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Министерство ежегодно утверждает программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда), которая состоит из следующих разделов:
1) анализ текущего состояния осуществления государственного контроля (надзора), описание текущего уровня развития профилактической деятельности Министерства, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда;
2) цели и задачи реализации программы профилактики рисков причинения вреда;
3) перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения;
4) показатели результативности и эффективности программы профилактики рисков причинения вреда.
При утверждении программы профилактики рисков причинения вреда учитываются категории риска, к которым отнесены объекты контроля.
Утвержденная программа профилактики рисков причинения вреда размещается на официальном сайте Министерства в сети Интернет ежегодно до 25 декабря.
3.2. В рамках государственного контроля (надзора) могут проводиться следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) профилактический визит;
5) консультирование.
3.3. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц проводится по вопросам соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды.
3.4. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Министерства в сети Интернет, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
3.5. Доклад о правоприменительной практике готовится не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом, и утверждается приказом (распоряжением) министра и размещается на официальном сайте Министерства в сети Интернет в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом. Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад Министерства о состоянии государственного контроля (надзора).
3.6. В случае наличия у Министерства или у его подведомственных учреждений сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, должностное лицо объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
3.7. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в Министерство или его подведомственные учреждения возражение в отношении указанного предостережения в срок не позднее 30 дней со дня получения им предостережения. Возражение в отношении предостережения рассматривается Министерством или его подведомственными учреждениями в течение 30 дней со дня его получения, контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
Министерство и его подведомственные учреждения осуществляют учет объявленных ими предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
3.8. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности на таких объектах.
3.9. Министерство или его подведомственные учреждения предлагают проведение обязательного профилактического визита не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности.
Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня.
В ходе обязательного профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска.
В ходе обязательного профилактического визита должностным лицом может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Министерство или его подведомственные учреждения не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
При проведении обязательного профилактического визита контролируемым лицам не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае, если при проведении обязательного профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо незамедлительно направляет информацию об этом в Министерство или его подведомственные учреждения для принятия решения о проведении контрольных мероприятий.
3.10. Консультирование осуществляется должностными лицами Министерства или его подведомственных учреждений по телефону, посредством видео-конференц-связи, при личном приеме еженедельно в сроки, определенные министром (заместителем министра), руководителем (заместителем руководителя) подведомственного учреждения или руководителем территориального подразделения (заместителем руководителя), либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. При проведении консультирования осуществляется аудио- (видео-) запись.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением следующих случаев:
1) контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;
2) при личном обращении предоставить ответ на поставленные вопросы не представляется возможным;
3) ответ на поставленные вопросы требует получения дополнительных сведений и информации.
В случае консультирования в письменном виде ответ контролируемому лицу направляется в течение 20 дней со дня регистрации его обращения.
Должностные лица Министерства или его подведомственных учреждений осуществляют учет консультирований.
3.11. Время консультирования по телефону, посредством видеоконференц-связи, при личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
3.12. При консультировании, в том числе письменное, должностное лицо обязан предоставлять информацию по следующим вопросам:
о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора);
о нормативных правовых актах, регламентирующих порядок осуществления государственного контроля (надзора);
о порядке обжалования действий или бездействия должностных лиц;
о местах нахождения и графиках работы Министерства и его подведомственных учреждений;
о справочных телефонах Министерства и его подведомственных учреждений;
об адресах электронной почты, а также официального сайта Министерства в сети Интернет.
3.13. В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Министерства или его подведомственных учреждений. Министерство и его подведомственные учреждения осуществляют учет консультирований.
4. Осуществление государственного контроля (надзора)
4.1. При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся:
1) плановые контрольные (надзорные) мероприятия;
2) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия.
4.2. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры в установленном порядке.
4.3. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении контролируемых лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах контроля, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, к объектам IV категории, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска.
Критерии отнесения объектов к IV категории утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
4.4. Для принятия решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия утверждены следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении государственного контроля (надзора):
1) поступление в Министерство информации о неблагоприятных метеорологических условиях на территории городского и иного поселения от территориального органа или подведомственной организации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и обязанных проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий);
2) поступление информации об авариях (инцидентах) и иных чрезвычайных ситуациях, вызвавших загрязнение окружающей среды, которые могут угрожать или угрожают жизни и здоровью людей либо нанесли вред здоровью людей и (или) окружающей среде;
3) получение информации, содержащейся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, указывающей на то, что юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее предоставлена недостоверная информация в Министерство:
в ходе представления отчетности и иной информации, предоставление которой является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами;
при представлении документов для получения государственных услуг;
при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
4.5. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также коды объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении таких объектов).
4.6. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту Министерства или его подведомственных учреждений.
Информация о технических средствах, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, иных способах фиксации доказательств указывается в акте Министерства или его подведомственных учреждений.
Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только в случаях наличия у Министерства или его подведомственных учреждений сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, окружающей среде с обязательным применением видеозаписи.
4.7. Индивидуальные предприниматели и граждане, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Министерство или его подведомственные учреждения информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории Республики Саха (Якутия). При поступлении такой информации проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Министерством или его подведомственным учреждением на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения.
4.8. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка;
5) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
6) выездное обследование.
4.9. Наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом.
4.10. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля;
5) инструментальное обследование.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника объекта контроля.
4.11. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте контроля не может превышать один рабочий день.
4.12. Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора на объект контроля.
4.13. Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
4.14. Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3-5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
4.15. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза.
4.16. Рейдовый осмотр проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десять рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
4.17. Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3-5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
4.18. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
4.19. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Министерства, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Министерство направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в контрольный (надзорный) орган указанные в требовании документы.
4.20. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в Министерство пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора) вправе дополнительно представить в Министерство документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
4.21. При проведении документарной проверки Министерство не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов.
4.22. Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Министерством контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Министерство, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Министерства о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора) и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Министерство.
4.23. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
4.24. Документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
4.25. Проведение документарной проверки, предметом которой являются сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
4.26. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза.
4.27. Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
4.28. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.
4.29. В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований проводится анализ данных об объектах контроля, имеющихся у Министерства, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.
4.30. Выявленные в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направляются министру (заместителю министра) или руководителю территориального подразделения (заместителя руководителя) для принятия решений в соответствии со статьей 60 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
4.31. В ходе выездного обследования проводится оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
4.32. Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
4.33. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов могут осуществляться:
1) осмотр;
2) отбор проб (образцов);
3) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
4) испытание;
5) экспертиза.
4.34. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
4.35. Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
4.36. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
4.37. По основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3, 4 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", проводятся:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка.
4.38. По основаниям, предусмотренным пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", проводятся:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка, в случае оценки исполнения решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований, принятого по итогам выездной проверки.
4.39. При проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, применяются проверочные листы, которые утверждаются Министерством в установленном порядке.
4.40. Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, установленный Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", может быть приостановлен уполномоченными должностными лицами Министерства или его подведомственных учреждений на основании мотивированного представления должностного лица в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления экспертиз или испытаний. Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний.
5. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
5.1. В систему показателей результативности и эффективности государственного контроля (надзора) Министерства входят:
1) ключевые показатели государственного контроля (надзора):
материальный ущерб, причиненный окружающей среде в результате хозяйственной и иной деятельности, на валовой региональный продукт Республики Саха (Якутия), целевое значение которого не выше 0,00006 процента;
доля правонарушений, повлекших причинение вреда (ущерба) окружающей среде, из числа выявленных правонарушений, целевое значение которой не более 0,3 процента;
2) индикативные показатели государственного контроля (надзора):
эффективность контрольно-надзорной деятельности;
общий объем причиненного ущерба;
объем издержек хозяйствующих субъектов, возникающих в связи с проведением в отношении них контрольных (надзорных) мероприятий;
сумма возмещенного материального ущерба, причиненного субъектами хозяйственной деятельности;
доля субъектов, допустивших нарушения, в результате которых причинен вред (ущерб) или была создана угроза его причинения, выявленные в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
доля субъектов, у которых были устранены нарушения, выявленные в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
доля субъектов, допустивших повторные нарушения, ставшие фактором причинения вреда (ущерба), представляющие непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) или являющиеся грубыми нарушениями;
доля заявлений (обращений) с указанием фактов нарушений, поступивших от физических и юридических лиц, сообщений органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации с указанием фактов нарушений;
общее количество контрольных (надзорных) мероприятий;
количество субъектов (объектов), в отношении которых были проведены контрольные (надзорные) мероприятия, в том числе в разрезе категорий риска (классов опасности);
отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов;
количество проведенных профилактических мероприятий.
5.2. Консультации по вопросу рассмотрения поступивших возражений в отношении акта Министерства могут проводиться по телефону, посредством видео-конференц-связи, при личном приеме.
5.3. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
1) выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;
2) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов, производимые и реализуемые ими товары, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
3) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
5.4. Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований содержит следующие данные:
дата и место составления предписания;
дата и номер акта Министерства, на основании которого выдается предписание;
фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица (лиц), выдавшего (выдавших) предписание;
наименование контролируемого лица, фамилия, имя, отчество (при наличии), должность законного представителя контролируемого лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяемого индивидуального предпринимателя, физического лица или его представителя);
содержание предписания - обязательные требования, которые нарушены;
основание выдачи предписания - реквизиты нормативных правовых актов, которыми установлены обязательные требования, с указанием их структурных единиц (статьи, части, пункты, подпункты, абзацы);
сроки исполнения;
сведения о вручении предписания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу (либо их законным представителям), которым вынесено предписание, их подписи, расшифровка подписей, дата вручения либо отметка об отправлении предписания почтой.
6. Досудебный порядок подачи жалобы
6.1. Правом на досудебное обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
6.2. Жалоба на решение Министерства или его подведомственных учреждений, действия (бездействие) его должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) рассматривается министром (заместителем министра) руководителем (заместителем руководителя) подведомственного учреждения или руководителем (заместителем руководителя) территориального подразделения.
Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального подразделения Министерства или подведомственного учреждения при осуществлении государственного контроля (надзора) рассматривается министром (заместителем министра).
6.3. Жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии с пунктом 84 настоящего Положения, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пунктом 84" имеется в виду "пунктом 6.2"
6.4. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган без использования единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном положением о виде контроля, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
6.5. Жалоба подается по форме, установленной статьей 41 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
6.6. В Министерстве из числа их должностных лиц создается коллегиальный орган (комиссия) для рассмотрения жалоб.
6.7. Жалоба рассматривается уполномоченным на рассмотрение жалобы Министерством в порядке, установленном статьями 42-43 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
6.8. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы Министерством в срок не более двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, связанных с необходимостью исследования значительных по объему материалов (более 200 листов), запроса материалов в других органах государственной власти и организациях указанный срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы контрольным (надзорным) органом, но не более чем на двадцать рабочих дней.
Решение уполномоченного на рассмотрение жалобы Министерства, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
91. Министерство при осуществлении государственного контроля (надзора) в установленном порядке взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами прокуратуры, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, а также может получать в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме, документы и (или) сведения от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 1 октября 2021 г. N 403 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий"
Вступает в силу с 1 января 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 5 октября 2021 г. N 1400202110050005, в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 7 октября 2021 г. N 38
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 января 2025 г. N 20
Изменения вступают в силу с 30 января 2025 г.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2024 г. N 297
Изменения вступают в силу с 11 июля 2024 г.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 октября 2023 г. N 517
Изменения вступают в силу с 19 октября 2023 г.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 ноября 2022 г. N 680
Изменения вступают в силу с 22 ноября 2022 г., за исключением подпункта 1 пункта 1 названного постановления, вступающего в силу с 11 января 2023 г.