город Калуга |
|
11 апреля 2023 г. |
Дело N А83-3659/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объёме 11.04.2023.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Леоновой Л.В.,
судей Ключниковой Н.В., Лукашенковой Т.В.,
при участии представителей:
от Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Крымский медицинский информационно-аналитический центр" (ОГРН: 1159102006315; ИНН: 9102068220) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Службы финансового надзора Республики Крым (ОГРН: 1149102017536; ИНН: 9102012153) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Министерства здравоохранения Республики Крым (ОГРН: 1149102018504; ИНН: 9102012869) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Министерства финансов Республики Крым (ОГРН: 1149102018670; ИНН: 9102012971) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Министерства внутренней политики информации и связи Республики Крым (ОГРН: 1149102015589; ИНН: 9102010950) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Федеральной службы по техническому и экспортному контролю не явились, извещены надлежащим образом (ОГРН: 1047704045751; ИНН: 7701350013) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании, кассационную жалобу службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 13.07.2022 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 по делу N А83-3659/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Крымский медицинский информационно-аналитический центр" (далее - ГБУ РК "КМ ИАЦ", учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Службы финансового надзора Республики Крым (далее - Крымфиннадзор) от 21.01.2020 N 07.2-14/96, незаконными решений о приостановлении проведения проверки от 16.09.2019 N 07.2-14/3590 и от 11.11.2019 N 07.2-14/4193, письма от 22.01.2020 N 07.2-17/106 о результатах проверки.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, признано недействительным предписание Крымфиннадзора от 21.01.2020 N 07.2-14/96, принят отказ и прекращено производство по иным требованиям.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Крымфиннадзор обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в части признания недействительным предписания Крымфиннадзора от 21.01.2020 N 07.2-14/96 отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела на основании приказа от 20.08.2019 N 288 Крымфиннадзором проведена проверка ГБУ РК "КМ ИАЦ".
По результатам плановой проверки (акт от 03.12.2019 N 07.2-05/15) направлено предписание N 07.2-14/96, резолютивной частью которого от ГБУ РК "КМ ИАЦ" потребовано возместить в доход бюджета Республики Крым в возмещение причиненного ущерба 2 562 548,64 руб., в срок до 21.04.2020 проинформировать Крымфиннадзор об исполнении предписания с указанием принятых мер по устранению (восстановлению) выявленных нарушений с представлением об этом документов.
ГБУ РК "КМ ИАЦ" поданы возражения на акт проверки от 19.12.2019 N 1504/07/07-30, которые Крымфиннадзором не удовлетворены, о чем свидетельствует утвержденное Крымфиннадзором 09.01.2020 заключение.
Согласно предписанию и акту проверки следует, что установлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, на сумму 2 562 548,64 руб., вследствие расчета НМЦК (начальной (максимальной) цены контракта) в объеме, превышающем потребность, которое привело к завышению НМЦК закупки и, соответственно, привело к завышению цены контрактов от 05.12.2017 N Ф.2017.531855 на сумму 1 251 394,32 руб. и от 05.09.2018 N 0175200000418000452_320759 на сумму 1 311 154,32 руб.
По указанным контрактам осуществлена закупка неисключительных прав на Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный Russian Edition.2500-4999 Node 1 year Cross-grade License, техническое сопровождение Dallas Lock 8.0-K, неисключительных прав на Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный Russian Edition/ 2500-4999 Node 1 year Renewal License на 4 411 автоматизированных рабочих мест на срок 12 месяцев. При этом, учитывая предоставленные данные по состоянию на 21.11.2019 о подключенных к Единой медицинской информационной системе здравоохранения Республики Крым (далее - ЕМИСЗ РК) 3 415 автоматизированных рабочих мест, в результате необоснованной потребности приобретены неисключительные права на специализированное программное обеспечение и сертификаты технической поддержки, срок действия которых по состоянию на 05.12.2017 и на 05.09.2019 истек, на общую сумму 2 562 548,64 руб.
Таким образом, Крымфиннадзор счел необоснованной закупку учреждением неисключительных прав на специализированное программное обеспечение и сертификатов технической поддержки на разницу между 4 411 автоматизированных рабочих мест, и подключенных по состоянию на 21.11.2019 3 415 автоматизированных рабочих мест к единому контролеру безопасности Министерства здравоохранения Республики Крым - mzrk.local, составляющую 996 автоматизированных рабочих мест.
Рассматривая спор по существу и признавая предписание незаконным, суды исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ в полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля входит: контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов; контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (в ред. от 29.07.2017 и от 30.10.2018) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся (в том числе) планирования закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок, что следует из подпунктов 1 и 7 части 1 статьи 1 этого Закона.
Пункты 1 и 3 статьи 13 Закона N 44-ФЗ устанавливают, что заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.
Часть 1 и 2 статьи 18 Закона N 44-ФЗ предусматривает, что обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок, в свою очередь при формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, и установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Учреждением в 2017-2018 годах выполнялись мероприятия для обеспечения защиты информации, содержащейся в Государственной информационной системе ЕМИСЗ РК.
Так, в 2017-2018 годах требовалось обеспечивать средствами защиты информации от несанкционированного доступа и антивирусным программным обеспечением на основании наличия сертификата ФСТЭК России компьютерное и серверное оборудование в общем количестве 4 411 штук, в целях исключения неправомерного или случайного доступа к персональным данным, обрабатываемым в ЕМИСЗ РК, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных, обрабатываемых в ЕМИСЗ РК.
Таким образом, в 2017-2018 годах учреждением произведены закупки средств защиты информации от несанкционированного доступа и антивирусного программного обеспечения в общем количестве 4 411 штук.
Согласно пункту 5 приказа Министерства здравоохранения Республики Крым (далее - Министерство) от 22.04.2019 N 725 "Об организации информационного взаимодействия медицинских организаций с государственной информационной системой "Единая медицинская информационная система здравоохранения Республики Крым", руководителям медицинских и фармацевтических организаций, относящихся к ведению Министерства, требовалось организовать работу по выполнению требований Концепции информационной безопасности и единого регламента информационного взаимодействия, а также в срок до 30.04.2019 выполнить работы по подключению автоматизированных рабочих мест (используемых в работе государственной информационной системы ЕМИСЗ РК) к единому контролеру безопасности Министерства - mzrk.local.
Выдавая предписание, Крымфиннадзор исходил из того, что учреждением предоставлены данные по состоянию на 21.11.2019 21 о подключенных к единому контролеру безопасности министерства здравоохранения - mzrk.local 3 415 автоматизированных рабочих мест.
Вместе с тем, не исполнение всеми руководителями медицинских и фармацевтических организаций указанных требований приказа Министерства от 22.04.2019 N 725 на даты запросов Крымфиннадзора о подключенных к ЕМИСЗ РК автоматизированных рабочих мест исполнение не свидетельствует о необоснованности осуществления учреждением закупок средств защиты информации от несанкционированного доступа и антивирусного программного обеспечения на 4 411 автоматизированных рабочих мест, приобретенных в 2015-2016 гг. Министерством и учреждением для работы в ЕМИСЗ РК.
Учитывая вышеизложенное, суд обоснованно признал оспариваемое предписание недействительным.
По существу доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанциях, им дана правильная правовая оценка. Заявитель кассационной жалобы не опровергает обоснованность выводов судов, поэтому его доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как не свидетельствуют о нарушении норм материального права.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 13.07.2022 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 по делу N А83-3659/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Часть 1 и 2 статьи 18 Закона N 44-ФЗ предусматривает, что обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок, в свою очередь при формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, и установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11 апреля 2023 г. N Ф10-815/23 по делу N А83-3659/2020