26 декабря 2022 г. |
Дело N А83-3659/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Кузняковой С.Ю.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
представителей Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Крымский медицинский информационно-аналитический центр" - Рясненко А.В., Кудри А.Н.,
представителей Службы финансового надзора Республики Крым - Кудри О.А., Крылова Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 13.07.2022 по делу N А83-3659/2020,
по заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Крымский медицинский информационно-аналитический центр",
заинтересованное лицо - Служба финансового надзора Республики Крым,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства здравоохранения Республики Крым, Министерства финансов Республики Крым, Министерства внутренней политики информации и связи Республики Крым, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю
об оспаривании ненормативных правовых актов и действий,
УСТАНОВИЛ:
ГБУ РК "КМ ИАЦ" обратилось в суд первой инстанции с заявлением (с учетом изменений) о признании недействительным предписания Службы финансового надзора Республики Крым (Крымфиннадзор) N 07.2-14/96 от 21.01.2020, незаконными решений о приостановлении проведения проверки от 16.09.2019 N07.2-14/3590 и от 11.11.2019 N 07.2-14/4193, недействительным письма N 07.2-17/106 от 22.01.2020 о результатах проверки.
Решением суда первой инстанции признано недействительным предписание Крымфиннадзора N 07.2-14/96 от 21.01.2020; принят отказ и прекращено производство по иным требованиям; с Крымфиннадзора в пользу ГБУ РК "КМ ИАЦ" взысканы понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3.000 руб.
Судебное решение мотивировано тем, что предписание выдано с нарушением требований закона; заявитель обосновал необходимость закупки средств защиты информации от несанкционированного доступа и антивирусного программного обеспечения на 4.411 автоматизированных рабочих мест (АРМ) для работы в Единой медицинской информационной системе здравоохранения Республики Крым (ЕМИСЗ РК).
Крымфиннадзором подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит судебный акт отменить в части признания предписания недействительным и в части распределения судебных расходов по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; с нарушением норм материального права.
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что заказчик не согласен с ее доводами.
В судебном заседании представители Крымфиннадзора поддержали доводы апелляционной жалобы; представители заказчика возражали против доводов апелляционной жалобы по мотивам, приведенным в отзыве.
Представители иных участников в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке. Минфин Крыма просил рассмотреть дело без участия его представителя в судебном заседании.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, так как лица, участвующие в деле, не заявили возражений против частичного пересмотра в апелляционном порядке решения суда первой инстанции.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции, исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.
21.01.2020 начальником Службы финансового надзора Республики Крым на основании результатов плановой проверки (акт N 07.2-05/15 от 03.12.2019) направлено предписание N 07.2-14/96, резолютивной частью которого от ГБУ РК "КМ ИАЦ" потребовано возместить в доход бюджета Республики Крым в возмещение причиненного ущерба 2.562.548,64 руб., в срок до 21.04.2020 проинформировать Крымфиннадзор об исполнении предписания с указанием принятых мер по устранению (восстановлению) выявленных нарушений с представлением об этом документов.
Проверка Крымфиннадзором проведена на основании приказа N 288 от 20.08.2019; проведение проверки приостанавливалось, срок проведения проверки продлевался, о чем свидетельствуют уведомления и приказы Крымфиннадзора.
Поданные ГБУ РК "КМ ИАЦ" на акт проверки N 07.2-05/15 от 03.12.2019 возражения N 1504/07/07-30 от 19.12.2019 Крымфиннадзором не удовлетворены, о чем свидетельствует утвержденное Крымфиннадзором 09.01.2020 заключение.
Из названных предписания и акта проверки следует, что ущерб причинен вследствие необоснованного завышения расчета начальной (максимальной) цены контрактов (НМЦК) по закупке для 4.411 АРМ неисключительных прав на специализированное программное обеспечение, по поставке сертификатов технической поддержки, по техническому и документальному сопровождению подсистемы информационной безопасности ЕМИСЗ РК, тогда как на 21.11.2019 подключено 3.415 АРМ, срок действия сертификатов на 05.12.2017 и 05.09.2018 истек; по контракту N Ф.2017.531855 от 05.12.2017 завышена цена на 1.251.394,32 руб., по контракту N 0175200000418000_320759 от 05.09.2018 - на 1.311.154,32 руб., исходя из стоимости за 1 АРМ 616,42 руб. и разницы в количестве АРМ = 996 (4411-3415).
Из представленных письменных доказательств следует, что ГБУ РК "КМ ИАЦ" закупил по государственным контрактам услуги:
- N Ф.2017.531855 от 05.12.2017 по передаче неисключительных прав на специализированное программное обеспечение и поставку сертификата технической поддержки на общую сумму 41.759.990,38 руб.; в том числе: 4411 штук на 2.719.028,62 руб. неисключительных прав на "Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный Russian Edition. 2500-4999 Node 1 year Cross-grade License", и 4411 штук на 2.823.040 руб. технического сопровождения "DallasLock 8.0-К";
- N 0175200000418000_320759 от 05.09.2018 услуги по техническому и документальному сопровождению подсистемы информационной безопасности ЕМИСЗ РК в целях обеспечения выполнения требований федерального законодательства в области информационной безопасности и ввода ГИС ЕМИСЗ в промышленную эксплуатацию на общую цену 27.887.622,33 руб., в том числе по передаче 4411 штук на 2.719.028,62 руб. неисключительных прав на "Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный Russian Edition. 2500-4999 Node 1 year Renewal License".
Эти контракты исполнены.
Как следует из пояснений ГБУ РК "КМ ИАЦ", письменных доказательств, включая государственные контракты N 1806/29 и N 1806/30 от 25.11.2015 на поставку компьютерного оборудования, моноблоков, сканеров штрих кодов, сетевых фильтров, N 69 от 03.12.2015 и N 107 от 24.12.2015 на поставку и монтаж компьютерного оборудования, N 17 от 13.11.2015 на внедрение ЕМИСЗ РК, N Ф.2016.413123 от 20.12.2016, NФ.2019.250695 от 17.05.2019 о закупке услуги по техническому сопровождению подсистемы информационной безопасности защищенной локально-вычислительной сети ЕМИСЗ РК, приказов Минздрава Крыма N 22 от 28.12.2016 об определении исполнителя работ и введении ЕМИСЗ РК N 725 от 22.04.2019 с изменениями от 26.11.2019 об организации информационного взаимодействия МО с ЕМИСЗ РК, эскизного проекта "Подсистемы информационной безопасности сервисного сегмента государственной информационной системы ЕМИСЗ РК", Концепции информационной безопасности ГИС ЕМИСЗ РК, утвержденной приказом Минздрава Крыма N 267 от 19.02.2018, на ГБУ РК "КМ ИАЦ" возложена обязанность по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в базах персональных данных ГИС ЕМИСЗ РК, на первом этапе создания ГИС запланирована разработка разделов региональных программ модернизации здравоохранения; оператором ЕМИСЗ РК определен Минздрав Крыма, исполнителем работ (услуг) по разработке топологических, технологических и технических решений, построению и внедрению, вводу в эксплуатацию информационных систем медицинских организаций Республики Крым назначен приказом Минздрава Крыма N 2264 от 28.12.20216 - ГБУ РК "КМ ИАЦ"; Минздрав Крыма по государственному контракту N 17 от 13.11.2015 закупил работы по внедрению ЕМИСЗ РК; приказом Минздрава Крыма N 2264 от 28.12.2016 ЕМИСЗ РК введена в опытную эксплуатацию; только приказом Минздрава Крыма N 725 от 22.04.2019 на медицинские и фармацевтические организации (относящиеся к его ведению) возложена обязанность в срок до 30.04.2019 выполнить работы по подключению АРМ (используемых в ЕМИСЗ РК) к единому контролеру безопасности Минздрава Крыма - mzrk.local, однако этот приказ своевременно не выполнен всеми медицинскими и фармацевтическими организациями, о чем Минздравом Крыма суду первой инстанции даны письменные пояснения.
В соответствии с частью 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ в полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля входит: контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов; контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
Часть 2 статьи 269.2 и часть 3 статьи 270.2 БК РФ предусматривают, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (в том числе) проводятся проверки и направляются объектам контроля акты, предписания; под предписанием в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок бюджетного нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения; предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 29.07.2017 и от 30.10.2018) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся (в том числе) планирования закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок, что следует из подпунктов 1 и 7 части 1 статьи 1 этого Закона.
Согласно статье 6, части 1 статьи 12 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок; государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пункты 1 и 3 статьи 13 Закона N 44-ФЗ устанавливают, что заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
Часть 1 статьи 18 Закона N 44-ФЗ предусматривает, что обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 2 статьи 18 Закона N 44-ФЗ при формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, и установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Как установлено, для выполнения функций и полномочий государственного органа субъекта Российской Федерации заявитель запланировал и осуществил закупки услуг, необходимых для достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд, связанных с обеспечением безопасности персональных данных при их обработке в базах персональных данных в опытно эксплуатируемой в 2017 и 2018 годах ЕМИСЗ РК, исходя из данных о количестве АРМ в 4411 штук.
Достоверных доказательств отсутствия такой необходимости закупки услуг для 4411 штук АРМ не представлено. Представленные доказательства, включая встречную проверку одной из подведомственных Минздраву Крыма медицинской организации - ГАУЗ РК "Крымский центр реабилитации зрения" (акт проверки N 07.2-06/2 от 18.11.2019), и заключение специалиста - начальника управления информатизации и развития информационных систем Мининформ Крыма Семенченко А.Н. (данное при оказании содействия Крымфиннадзору при проведении плановой проверки ГБУ РК "КМ ИАЦ") достоверно свидетельствуют только о том факте, что закупленные по государственным контрактам N Ф.2017.531855 от 05.12.2017 и N 0175200000418000_320759 от 05.09.2018 неисключительные права ("Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный Russian Edition. 2500-4999 Node 1 year Cross-grade License", техническое сопровождение "DallasLock 8.0-К", " Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный Russian Edition. 2500-4999 Node 1 year Renewal License") установлены не на все 4411 АРМ, используемые в ЕМИСЗ РК, в том числе до подключения к единому контролеру безопасности Минздрава Крыма - mzrk.local.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение в обжалуемой части принято при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; без нарушений норм материального права; иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 13 июля 2022 года по делу N А83-3659/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-3659/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"
Ответчик: СЛУЖБА ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Министерство внутренней политики, информации и связи РК, МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, федеральная служба по техническому и экпортному контролю (ФСТЭК России)