Федеральный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)"
Методические рекомендации по реализации федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)" федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, имеющими подведомственные медицинские организации (за исключением федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена воинская служба или приравненная к ней служба)
Версия 1.0
(утв. ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Министерства здравоохранения РФ 25 марта 2021 г.)
Сокращения
Аббревиатура |
Расшифровка |
АРМ |
Автоматизированное рабочее место |
ГИС |
Государственная информационная система |
ЕВМИАС |
Единая ведомственная медицинская информационно-аналитическая система |
ЕГИСЗ |
Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения |
ЕПГУ |
Единый портал государственных услуг и функций |
ЗСПД |
Защищенная сеть передачи данных |
МИС |
Медицинская информационная система |
МИС МО |
Медицинская информационная система медицинской организации |
МОФП |
Медицинская организация федерального подчинения* |
НСИ |
Нормативно-справочная информация |
ТВСП |
Территориально-выделенное структурное подразделение |
УКЭП |
Усиленная квалифицированная электронная подпись |
ФОИВ |
Федеральный орган исполнительной власти |
ФАП |
Фельдшерско-акушерский пункт |
ФП |
Фельдшерский пункт |
______________________________
* Применительно к настоящим методическим рекомендациям - медицинская организация, подведомственная федеральному органу исполнительной власти Российской Федерации (за исключением федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена воинская служба или приравненная к ней служба), являющегося участником федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)".
Глоссарий
Термин |
Определение |
Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения*(1) |
федеральная ГИС, представляющая собой совокупность информационно-технологических и технических средств, обеспечивающих информационную поддержку методического и организационного обеспечения деятельности участников системы здравоохранения. |
Цифровой контур здравоохранения*(1) |
совокупность: федерального и региональных центров обработки данных, на которых размещены подсистемы ЕГИСЗ и ГИС в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, федеральной и региональных ЗСПД, средств обеспечения информационной безопасности, компьютерного оборудования и средств электронной подписи для АРМ врачей, и медицинских работников; МИС медицинских организаций, к которым подключены все АРМ медицинских работников, обеспечивающих информационно-технологическую поддержку, автоматизацию клинических и административно-хозяйственных процессов медицинских организаций, включая процессы оказания медицинской помощи, ведение электронных медицинских карт пациентов, поддержку принятия врачебных решений, обеспечения информационного взаимодействия между различными подразделениями медицинской организации, в том числе, направление пациентов к узким специалистам, проведение лабораторных и диагностических обследований, формирование первичной медицинской документации в форме электронных документов с возможностью учета медицинских услуг, соблюдения клинических рекомендаций, осуществление финансово-экономического планирования оказания медицинской помощи, а также обеспечение межведомственного информационного взаимодействия; ГИС субъектов Российской Федерации, включая централизованные системы (подсистемы), к которым подключены все медицинские организации субъекта Российской Федерации, обеспечивающих информационное взаимодействие между различными медицинскими организациями для обеспечения преемственности при оказании медицинской помощи, включая направление пациентов в другие медицинские организации, предоставление актуальной и достоверной информации (в том числе форм статистического наблюдения) для анализа, мониторинга и принятия управленческих решений, включая проведение оценки эффективности расходования финансовых средств, контроль оказания медицинских услуг и использования лекарственных препаратов, прогнозирование объемов потребности в медицинской помощи на основании данных об уровне и характере заболеваемости по различным нозологическим формам, группам населения, территориальным и другим признакам, планирование проведения профилактики с учетом результатов социально-гигиенического мониторинга, планирование расходов на оказание медицинской помощи требуемого объема и качества; подсистем ЕГИСЗ, к которым подключены ГИС в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации и МИС медицинских организаций, обеспечивающих комплексный анализ реализации государственной политики в сфере здравоохранения, мониторинг оснащенности медицинских организаций материально-техническими ресурсами, мониторинг кадрового обеспечения и кадровой потребности в медицинских работниках, планирования размещения объектов здравоохранения в субъектах Российской Федерации, мониторинг и оценку эффективности расходования финансовых средств, в том числе на оказание медицинской помощи по выделенным нозологиям и категориям граждан, мониторинг оборота лекарственных препаратов, а также совместимость (интероперабельность) МИС, в том числе для предоставления электронных услуг (сервисов) в личном кабинете пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ для всех граждан Российской Федерации |
Информационные системы в сфере здравоохранения*(2) |
федеральные ИС в сфере здравоохранения*(3), информационные системы в сфере здравоохранения Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Территориальных фондов обязательного медицинского страхования, ГИС в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, МИС медицинских организаций, информационные системы фармацевтических организаций |
Медицинская информационная система*(1) |
информационная система медицинской организации, содержащая данные о пациентах, об оказываемой им медицинской помощи, о медицинской деятельности медицинских организаций и иную информацию, необходимую для автоматизации процессов оказания медицинской помощи и информационной поддержки деятельности медицинских работников |
Государственная информационная система в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации*(1) |
информационная система в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, обеспечивающая сбор, хранение, обработку и представление информации о медицинских и фармацевтических организациях, и об осуществлении медицинской, фармацевтической и иной деятельности в сфере охраны здоровья, с целью информационной поддержки процессов управления системой здравоохранения субъекта Российской Федерации |
Электронные медицинские документы*(1) |
медицинская документация в форме электронных документов, создаваемая в МИС МО, подписанная УКЭП медицинских работников и медицинских организаций, сведения о которой зарегистрированы в подсистеме "Федеральный реестр электронных медицинских документов" ЕГИСЗ и предоставляются гражданам в Личном кабинете пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ |
Территориально-выделенное структурное подразделение медицинской организации*(1) |
здание или совокупность зданий, расположенных по отдельному адресу, в котором(-ых) располагаются структурные подразделения медицинской организации, оказывающие первичную, специализированную и прочие виды медицинской помощи |
Личный кабинет пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ*(1) |
комплекс электронных услуг и сервисов в сфере здравоохранения для граждан Российской Федерации, возможность предоставления которых в электронной форме обеспечивает ЕГИСЗ |
Подсистемы ЕГИСЗ
| |
Федеральный регистр медицинских работников*(1) |
подсистема ЕГИСЗ, предназначена для учета сведений о кадровом обеспечении медицинских организаций и трудоустройстве медицинских работников в медицинские организации |
Федеральный реестр медицинских организаций*(1) |
подсистема ЕГИСЗ, предназначена для учета сведений о медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, об их структурных подразделениях с указанием профилей медицинской деятельности, местонахождения, а также сведений об их оснащении и использовании медицинских изделий |
Федеральная электронная регистратура*(1) |
подсистема ЕГИСЗ, предназначена для мониторинга и управления потоками пациентов в режиме реального времени посредством информационного обмена с ГИС в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, МИС МО государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения |
Федеральная интегрированная электронная медицинская карта*(1) |
подсистема ЕГИСЗ, предназначена для сбора, систематизации и обработки структурированных обезличенных сведений, указанных в статье 94 федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, посредством информационного обмена с ГИС в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, МИС МО государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения |
Федеральный реестр электронных медицинских документов*(1) |
подсистема ЕГИСЗ, содержащая сведения о медицинской документации в форме электронных документов, по составу которых невозможно определить состояние здоровья гражданина, и сведения о медицинской организации, в которой такая медицинская документация создана и хранится |
Подсистема ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения*(1) |
подсистема ЕГИСЗ, содержащая совокупность информационных систем и баз данных, позволяющих систематизировать по единым правилам информацию для учета лиц, которым необходимо оказание медицинской помощи, а также позволяющих организовать оказание медицинской помощи таким лицам на основе указанной систематизированной информации |
Информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд*(1) |
подсистема ЕГИСЗ, которая позволяет осуществлять информационную поддержку контрольных процедур в сфере закупок лекарственных препаратов |
Подсистема автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и представления отчетности*(1) |
подсистема ЕГИСЗ, предназначена для оптимизации и упрощения процедур сбора статистической и иной отчетной информации о показателях в сфере здравоохранения от подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации организаций, ФОИВ в соответствии с их полномочиями, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также для сокращения временных затрат на подготовку сводной отчетности по данным, собираемым и обрабатываемым в подсистемах ЕГИСЗ |
Федеральный реестр нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения*(1) |
подсистема ЕГИСЗ, предназначенная для автоматизированного формирования, актуализации и использования участниками информационного взаимодействия, классификаторов, справочников и иной НСИ в сфере здравоохранения, перечень, порядок ведения и использования которой определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 91.1 федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" |
Подсистема обезличивания персональных данных*(1) |
подсистема ЕГИСЗ, предназначенная для выполнения процесса обезличивания сведений, указанных в статье 94 федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, поступающих из информационных систем, указанных в частях 1 и 5 статьи 91 федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" |
Геоинформационная подсистема*(1) |
подсистема ЕГИСЗ, предназначена для консолидации и графического отображения информации о ресурсах здравоохранения, в том числе о населенных пунктах и медицинских организациях, их структурных подразделениях, участвующих в реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и населенных пунктах, на территории которых они размещены |
Защищенная сеть передачи данных*(1) |
защищенная информационно-телекоммуникационная сеть, создание, эксплуатацию, организацию функционирования и координацию работ по подключению к которой обеспечивает Министерство здравоохранения Российской Федерации с целью обеспечения надежной, безопасной и достоверной передачи необходимой информации между подсистемами ЕГИСЗ, и информационными системами, указанными в частях 1 и 5 статьи 91 федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" |
Интеграционные подсистемы*(4) |
подсистемы ЕГИСЗ, реализующие функции управления базами данных, формирования единого хранилища данных, обеспечения защиты информации, информационно-технологического взаимодействия подсистем единой системы между собой, с иными информационными системами, а также выполняют функции общесистемных технологических сервисов |
Централизованные системы (подсистемы) ГИС в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации
| |
Управления скорой и неотложной медицинской помощи (в том числе санитарной авиации)*(1) |
Централизованная система (подсистема) ГИС в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации обеспечивает создание региональных центров приема и обработки вызовов, контроль времени доезда санитарного автотранспорта, маршрутизация пациентов при неотложных состояниях в специализированные медицинские организации, врачу скорой помощи обеспечен доступ к сведениям об аллергическом статусе и хронических диагнозах пациентов |
Управление льготным лекарственным обеспечением*(1) |
Централизованная система (подсистема) ГИС в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации обеспечивающая обращение рецептов на лекарственные препараты, сформированных в форме электронных документов, организацию учета информации о лекарственном препарате и его обслуживании аптечными организациями, учет выданных рецептов с проверкой льготы пациента путем получения соответствующих первичных сведений из МИС; передачу данных о выданных рецептах в ГИС субъекта Российской Федерации |
Управление потоками пациентов*(1) |
Централизованная система (подсистема) ГИС в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации обеспечивающая формирование расписания для записи на прием к врачу, вызовов на дом и запись для прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации и с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", ведение листов ожидания, анализ обслуживаемых записей с учетом синхронизации с федеральной электронной регистратурой, информирование населения о предоставляемых медицинских услугах, управление и планирование потоков пациентов при оказании первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара, учет и планирования занятости коечного фонда, мониторинг доступности записи на прием к врачу в сроки, установленные программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи |
Ведение интегрированных электронных медицинских карт пациентов*(1) |
Централизованная система (подсистема) ГИС в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации обеспечивающая сбор, систематизацию и обработку сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, обмен структурированными электронными медицинскими документами между МИС медицинских организаций, ГИС в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации и подсистемой "Федеральная интегрированная электронная медицинская карта" ЕГИСЗ |
Телемедицинские консультации*(1) |
Централизованная система (подсистема) ГИС в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации обеспечивающая оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий на территории субъекта Российской Федерации, на межрегиональном и федеральном уровне в соответствии с порядком организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2017 N 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий" |
Лабораторные исследования*(1) |
Централизованная система (подсистема) ГИС в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации обеспечивающая сбор, централизованное хранение и оперативный доступ к имеющимся данным лабораторных исследований с АРМ медицинских работников при осуществлении ими своей профессиональной деятельности в рамках субъекта Российской Федерации, вне зависимости от формы собственности учреждений, проводящих лабораторную диагностику и лечебно-диагностический процесс. Обеспечивает анализ обоснованности назначений лабораторных исследований (в том числе повторных) |
Центральный архив медицинских изображений*(1) |
Централизованная система (подсистема) ГИС в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации обеспечивающая централизованное хранение в электронном виде медицинских изображений в рамках субъекта Российской Федерации вне зависимости от формы собственности учреждений, проводящих диагностику; оперативный доступ к имеющимся медицинским изображениям с автоматизированных рабочих мест медицинских работников при осуществлении ими профессиональной деятельности. Обеспечивает анализ обоснованности назначений диагностических исследований (в том числе повторных) |
Организация оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями*(1) |
Централизованная система (подсистема) ГИС в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации обеспечивающая контроль состояния здоровья больных онкологическими заболеваниями, маршрутизацию на всех этапах оказания медицинской помощи, а также информационный обмен между медицинскими организациями, участвующими в оказании медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями со структурными подразделениями медицинских организаций общего профиля |
Организация оказания медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями*(1) |
Централизованная система (подсистема) ГИС в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации обеспечивающая контроль своевременного выявления факторов риска развития осложнений этих заболеваний на всех этапах оказания медицинской помощи, маршрутизацию пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями |
Организация оказания медицинской помощи по профилям "Акушерство и гинекология" и "Неонатология" (Мониторинг беременных)*(1) |
Централизованная система (подсистема) ГИС в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации обеспечивающая регистрацию беременных в единой региональной базе данных; сбор и мониторинг первичной информации о беременных, и расчет групп показателей, необходимых для поддержки принятия врачебных решений; разработку и контроль персонифицированной программы ведения беременности. Информационное взаимодействие медицинских организаций службы родовспоможения субъекта Российской Федерации разного уровня в едином информационном пространстве; повышение эффективности работы перинатальных центров за счет автоматизации деятельности; оперативное вмешательство в лечебно-технологический процесс при критических случаях со стороны вышестоящей ступени курирования |
Организация оказания профилактической медицинской помощи (диспансеризация, диспансерное наблюдение, профилактические осмотры)*(1) |
Централизованная система (подсистема) ГИС в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации обеспечивающая охват населения субъекта Российской Федерации диспансеризацией и профилактическими медицинскими осмотрами (по возрастным и профессиональным категориям); анализ результатов диспансеризации и профилактических осмотров; создание на региональном уровне баз данных по результатам проведенных медицинских осмотров с целью последующего анализа и принятия соответствующих решений по направлению пациента на 2-й этап обследования; организацию мониторинга рисков развития социально значимых заболеваний; обеспечивает оценку эффективности профилактической медицинской помощи |
______________________________
*(1) Паспорт федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)".
*(2) Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. N 447 "Об утверждении Правил взаимодействия иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг, с информационными системами в сфере здравоохранения и медицинскими организациями".
*(3) Применительно к настоящим методическим рекомендациям в соответствии с концепцией организации информационно-телекоммуникационного взаимодействия МИС МО, подведомственных ФОИВ Российской Федерации (за исключением ФОИВ, в которых федеральными законами предусмотрена воинская служба или приравненная к ней служба), с подсистемами ЕГИСЗ и с другими отраслевыми информационными системами при оказании медицинской помощи, используется аббревиатура ЕВМИАС (единая ведомственная медицинская информационно-аналитическая система).
*(4) Постановление Правительства Российской Федерации от 05 мая 2018 г. N 555 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения".
1. Введение
Настоящие методические рекомендации по реализации федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)" (далее - Федеральный проект) разработаны в рамках задачи по методической поддержке при реализации мероприятий Федерального проекта для федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, имеющих подведомственные медицинские организации (за исключением федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена воинская служба или приравненная к ней служба), и являющихся участниками Федерального проекта. Методические рекомендации содержат информацию необходимую для планирования и мониторинга мероприятий, формирования документации в рамках Федерального проекта.
2. Планирование и мониторинг реализации мероприятий
При планировании в рамках реализации мероприятий Федерального проекта, входящего в состав Национального проекта "Здравоохранение", рекомендуется руководствоваться основными положениями, изложенными в паспортах указанных проектов.
В соответствии с паспортом Национального проекта "Здравоохранение" Федеральный проект направлен на создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе ЕГИСЗ, что обеспечит цифровую трансформацию в сфере здравоохранения и повышение эффективности функционирования отрасли на всех уровнях, создаст условия для использования гражданами электронных услуг и сервисов в сфере здравоохранения.
Основной целью функционирования ЕГИСЗ является обеспечение эффективной информационной поддержки процесса управления системой медицинской помощи, а также процесса оказания медицинской помощи и взаимодействия медицинских организаций.
В рамках Федерального проекта решаются задачи по трансформации процессов организации системы здравоохранения за счет автоматизированного информационного сопровождения, а также мониторинга и анализа использования ресурсов здравоохранения и оказания медицинской помощи пациентам.
Паспортом Федерального проекта, с учетом обеспечения достижения национальных целей согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", предусмотрено:
- что "1. В результате цифровизации здравоохранения гражданам обеспечена доступность цифровых сервисов посредством внедрения электронного документооборота, в том числе телемедицинских технологий, электронной записи к врачу, электронных рецептов";
- "2. Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения путем создания механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе ЕГИСЗ, внедрения цифровых технологий и платформенных решений, формирующих единый цифровой контур здравоохранения для решения следующих задач:
управления отраслью,
осуществления медицинской деятельности в соответствии со стандартами и клиническими рекомендациями,
обеспечения экономической эффективности сферы здравоохранения,
управления персоналом и кадрового обеспечения,
обеспечения эффективного управления цифровой инфраструктурой,
контрольно-надзорной деятельности".
В соответствии с этим, предусмотрен ежемесячный мониторинг достижения шести показателей Федерального проекта:
1.1. Число граждан, воспользовавшихся услугами (сервисами) в Личном кабинете пациента "Мое здоровье" на Едином портале государственных услуг и функций;
1.2. Доля медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, использующих медицинские информационные системы для организации и оказания медицинской помощи гражданам, обеспечивающих информационное взаимодействие с ЕГИСЗ;
1.3. Доля записей на прием к врачу, совершенных гражданами дистанционно;
1.4. Доля граждан, являющихся пользователями ЕПГУ, которым доступны электронные медицинские документы в Личном кабинете пациента "Мое здоровье" по факту оказания медицинской помощи;
2.1. Доля случаев оказания медицинской помощи, по которым предоставлены электронные медицинские документы в подсистемы ЕГИСЗ;
2.2. Доля медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, подключенных к централизованным подсистемам государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Достижение обозначенных результатов и решение задач участниками Федерального проекта планируется, в том числе, за счет:
- дооснащения АРМ медицинских работников;
- обеспечения функционирования ЗСПД;
- обеспечения межведомственного электронного взаимодействия, в том числе с учреждениями медико-социальной экспертизы, фондом социального страхования;
- внедрения в медицинских организациях МИС, соответствующих требованиям Министерства здравоохранения Российской Федерации, и реализации ГИС в сфере здравоохранения, соответствующих требованиям Министерства здравоохранения Российской Федерации, обеспечивающих информационное взаимодействие с подсистемами ЕГИСЗ;
- подключения медицинских организаций к централизованным подсистемам ГИС в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации. В соответствии с паспортом Федерального проекта ГИС в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации включают в себя следующие централизованные системы (подсистемы):
1. Управления скорой и неотложной медицинской помощи (в том числе санитарной авиации);
2. Управление льготным лекарственным обеспечением;
3. Управление потоками пациентов;
4. Ведение интегрированных электронных медицинских карт пациентов;
5. Телемедицинские консультации;
6. Лабораторные исследования;
7. Центральный архив медицинских изображений;
8. Организация оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями;
9. Организация оказания медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями;
10. Организация оказания медицинской помощи по профилям "Акушерство и гинекология" и "Неонатология" (Мониторинг беременных);
11. Организация оказания профилактической медицинской помощи (диспансеризация, диспансерное наблюдение, профилактические осмотры).
- ведения юридически значимого электронного документооборота, в том числе электронного рецепта;
- внедрения телемедицинских технологий.
В соответствии с положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, имеющие подведомственные медицинские организации (за исключением федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена воинская служба или приравненная к ней служба), и являющиеся участниками Федерального проекта включаются в паспорт Федерального проекта и его рабочий план, в связи с чем:
- обеспечивают исполнение Федерального проекта в соответствии с паспортом Федерального проекта и иными документами, формируемыми в рамках проектной деятельности, указаниями и поручениями руководителя Федерального проекта;
- представляют руководителю Федерального проекта, в ведомственный проектный офис, информацию о реализации соответствующего проекта;
- несут ответственность за достоверность, актуальность и полноту информации о реализации Федерального проекта;
- направляют руководителю Федерального проекта предложения по обеспечению своевременного достижения целей, целевых и дополнительных показателей федерального проекта, результатов и контрольных точек, выполнения задач и мероприятий Федерального проекта.
Для разработки документации, формируемой в рамках проектной деятельности, в том числе ежегодно уточняемого плана ФОИВ по реализации мероприятий Федерального проекта необходимо проведение анализа состояния информационного обеспечения в сфере здравоохранения по каждой медицинской организации, подведомственной ФОИВ, и по ФОИВ, с учетом:
- достижения целей, показателей, результатов и контрольных точек, выполнения задач и мероприятий в соответствии с утвержденным паспортом Федерального проекта;
- реализации мероприятий по оснащению МОФП информационно-коммуникационным оборудованием, подключены к ЗСПД Минздрава России, оснащению рабочих мест компьютерным оборудованием для АРМ, внедрению МИС, соответствующих требованиям Минздрава России, обеспечению информационного взаимодействия с подсистемами ЕГИСЗ и передачи информации в подсистему ЕГИСЗ "Федеральный реестр электронных медицинских документов". ЕГИСЗ включает в себя следующие подсистемы:
а) федеральный регистр медицинских работников;
б) федеральный реестр медицинских организаций;
в) федеральная электронная регистратура;
г) федеральная интегрированная электронная медицинская карта;
д) федеральный реестр электронных медицинских документов;
е) подсистема ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения;
ж) информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
з) подсистема автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и представления отчетности;
и) федеральный реестр нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения;
к) подсистема обезличивания персональных данных;
л) геоинформационная подсистема;
м) защищенная сеть передачи данных;
н) интеграционные подсистемы.
- документационного сопровождения обеспечения реализации Федерального проекта на уровне ФОИВ и подведомственных медицинских организаций с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации, регулирующего вопросы информационного обеспечения в сфере здравоохранения и реализации Федерального проекта, в том числе в области информационной безопасности, обработки персональных данных, соблюдения врачебной тайны, основные из которых приведены в приложении N 1;
- защиты информации, хранящейся в информационных системах в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации в области охраны здоровья граждан и в области персональных данных, а также требованиями раздела "IX. Защита информации, содержащейся в единой системе" Положения о ЕГИСЗ Постановления Правительства Российской Федерации от 05 мая 2018 г. N 555 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения" (далее - Положение о ЕГИСЗ), требованиями раздела "II. Требования к защите информации, содержащейся в информационных системах, и к программно-техническим средствам информационных систем" приказа Минздрава России от 24 декабря 2018 г. N 911н "Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций", требованиями раздела 4 "Информационная безопасность" Концепции организации информационно-телекоммуникационного взаимодействия медицинских информационных систем медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации (за исключением федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена воинская служба или приравненная к ней служба), с подсистемами ЕГИСЗ при оказании медицинской помощи и с другими отраслевыми информационными системами", утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. (далее - Концепция информационного взаимодействия). Размещена на портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ (https://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/3519).
В ходе проведения анализа, расчета потребности в ресурсах необходимых для обеспечения достижения планируемых значений целевых показателей, и формирования на основе полученных данных плана мероприятий по реализации Федерального проекта, могут быть использованы следующие формы:
- анкеты для оценки уровня информатизации в соответствии с методическими рекомендациями по проведению оценки уровня информатизации медицинских организаций и информатизации системы здравоохранения субъектов Российской Федерации, а также оценки соответствия используемых медицинских информационных систем в медицинских организациях утвержденным требованиям Минздрава России. Размещены на портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ в разделе "Методические материалы" (https://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/3513);
- паспорта информационного обеспечения в сфере здравоохранения по медицинским организациям, подведомственным ФОИВ, и составляемый на их основе паспорт информационного обеспечения в сфере здравоохранения по ФОИВ согласно приложению N 2;
- анализ сведений, размещаемых в ЕГИСЗ. Для анализа соответствия требованиям по составу информации, размещаемой в ЕГИСЗ, ее формата и правил использования НСИ и как основа для планирования мероприятий по соблюдению требований к применяемым информационным системам с учётом передаваемой информации, рекомендуется к использованию форма, представленная в Приложении N 3. Базовым документом, определяющим и устанавливающим на период до 2024 года цели и задачи, принципы и направления развития, архитектуру и правила формирования разработки единой системы НСИ в сфере здравоохранения, является "Концепция и план разработки единой системы нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения на период 2019-2024 гг.". Размещена на портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ в разделе "Методические материалы" (https://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/3517).
При разработке плана мероприятий (паспорта проекта) ФОИВ, необходимо руководствоваться формами и требованиями согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации", а также целями, задачами, результатами, контрольными точками, показателями, структурой мероприятий и сроками, утвержденными в паспорте Федерального проекта.
Отдельные типовые формы документов и порядки (инструкции) по их заполнению размещаются на портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ в разделе "ФП Цифровой контур здравоохранения" (http://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials).
На этапе планирования мероприятий, также проводится анализ всех установленных и используемых в МОФП форм медицинской документации и отчетных форм, включая формы федерального статистического и отраслевого наблюдения, в том числе для ФОИВ, с формированием их перечней и планов по поэтапному переводу в юридически значимый электронный машиночитаемый вид с отказом от бумажных носителей и переходом на автоматизированный сбор, формирование и представление, с учётом мероприятий по обеспечению медицинских работников цифровыми подписями.
Основные принципы информационно-телекоммуникационного взаимодействия МИС МОФП с подсистемами ЕГИСЗ и с другими отраслевыми информационными системами при оказании медицинской помощи в целях организации единого информационного пространства в отрасли здравоохранения Российской Федерации в рамках реализации Федерального проекта определяются и планируются с учетом выбранного варианта организации информационного взаимодействия МИС МОФП с подсистемами ЕГИСЗ описанных в Концепции информационного взаимодействия. Размещенной на портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ (https://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/3519)
В соответствии с положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" руководителем Федерального проекта осуществляется мониторинг выполнения мероприятий, содержащихся в паспорте Федерального проекта, а также мероприятий, содержащихся в рабочем плане Федерального проекта, в ходе которого формируются ежемесячные и ежеквартальные отчеты, в которые включается достоверная информация о реализации Федерального проекта, содержащая в том числе фактические и прогнозные сведения о выполнении задач, достижении показателей, результатов, контрольных точек и исполнении бюджетов, информация о рисках реализации Федерального проекта, а также иные сведения.
3. Подготовка документации в рамках Федерального проекта
Для участия в реализации Федерального проекта, осуществляется подготовка документации для включения в паспорт Федерального проекта, а также дополнительных и обосновывающих материалов, формируемых в рамках проектной деятельности, а также разработка ежегодно уточняемого плана мероприятий по реализации Федерального проекта. Подготовка указанной документации осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по разработке национальных проектов (программ), утвержденных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 14.10.2019 N 12) и Методическими рекомендациями по организации проектной деятельности в ФОИВ, утвержденные Аппаратом Правительства Российской Федерации 12.03.2018 N 1937п-П6.
Формирование плана ФОИВ по реализации мероприятий Федерального проекта (далее План ФОИВ) осуществляется с учетом всех используемых в ФОИВ и подведомственных ему медицинских организациях МИС МОФПи ГИС, которые должны осуществлять информационно-коммуникационное взаимодействия с подсистемами ЕГИСЗ и другими отраслевыми информационными системами при оказании медицинской помощи, по результатам проведенного анализа. План ФОИВ составляется с учетом целей, задач, результатов, контрольных точек, показателей, структуры мероприятий и сроков их реализации согласно паспорту Федерального проекта и дополняется путем декомпозиции мероприятий с учетом особенностей процессов информационного обеспечения в сфере здравоохранения по ФОИВ, а также основных принципов организации информационного взаимодействия (раздел 3 "Основные принципы организации информационного взаимодействия" Концепции информационного взаимодействия), в том числе с учетом:
- принятой очередности реализации мероприятий задач в ФОИВ, исходя из достигнутого текущего уровня состояния информационного обеспечения в сфере здравоохранения по каждой медицинской организации, подведомственной ФОИВ, и в целом по ФОИВ по результатам проведенного анализа;
- решения о включении мероприятий о создании или развитии ЕВМИАС в соответствии с выбранным вариантом организации информационного взаимодействия МИС МОФП с подсистемами ЕГИСЗ в соответствии с разделом 3 "Основные принципы организации информационного взаимодействия" Концепции информационного взаимодействия;
- результатов анализа по информации, передаваемой и размещаемой в ЕГИСЗ, определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2018 г. N 555 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения";
- необходимости проведения мероприятий по интеграции с ЕГИСЗ и другими отраслевыми информационными системами, в соответствии с выбранным вариантом организации информационного взаимодействия МИС МОФП с подсистемами ЕГИСЗ в соответствии с разделом 3 "Основные принципы организации информационного взаимодействия" Концепции информационного взаимодействия.
По каждой МОФП формируется план МОФП по реализации мероприятий Федерального проекта (далее План МОФП), в который включаются мероприятия по развитию МИС МОФП, включая их ввод в эксплуатацию. В планы МОФП и ФОИВ, также включаются мероприятия по планированию и заключению контрактов на создание (развитие) МИС МОФП для каждого учреждения отдельно или в составе ЕВМИАС, в соответствии с выбранным вариантом организации информационного взаимодействия МИС МОФП с подсистемами ЕГИСЗ в соответствии с разделом 3 "Основные принципы организации информационного взаимодействия" Концепции информационного взаимодействия. Планы МОФП являются приложением к плану ФОИВ и содержат плановые сроки достижения целевых состояний.
В случае если в МОФП используется или планируется к использованию вариант подключения к ЕГИСЗ через ГИС в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации в соответствии с разделом 3 "Основные принципы организации информационного взаимодействия" Концепции информационного взаимодействия, в планах учитываются мероприятия по интеграции информационных систем и заключению соглашения об информационном обмене с ГИС в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации.
4. Рекомендации по применению нормативных правовых актов при подготовке технического задания
В ходе создания, доработки информационных систем, включая этап написания технического задания, могут быть использованы в том числе:
- ГОСТ 34.601-90 "Автоматизированные системы. Стадии создания";
- ГОСТ 34.602-89 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы";
- ГОСТ Р 51583-2014 "Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Общие положения";
- постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации".
5. Методическая поддержка реализации мероприятий Федерального проекта
В соответствии положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" центр компетенций проектной деятельности, осуществляет организационное, информационно-аналитическое и экспертное обеспечение деятельности проектного офиса Правительства Российской Федерации, в том числе:
- осуществляет подготовку аналитических и иных материалов о реализации национальных проектов и федеральных проектов;
- оказывает содействие в подготовке предложений по доработке паспортов национальных проектов, паспортов федеральных проектов, отчетов о ходе реализации национальных проектов, федеральных проектов и региональных проектов, запросов на изменение паспортов национальных проектов и федеральных проектов;
- осуществляет взаимодействие с участниками национальных проектов, федеральных проектов и региональных проектов по вопросам их реализации;
- подготавливает предложения по повышению эффективности проектной деятельности и реализации национальных проектов, федеральных проектов и региональных проектов на основании лучших практик организации проектной деятельности в органах исполнительной власти Российской Федерации и за рубежом;
- оказывает экспертную и консультационную поддержку участникам проектной деятельности по вопросам применения требований, указаний и рекомендаций, установленных нормативными и методическими документами в сфере проектной деятельности;
- участвует в координации деятельности ведомственных проектных офисов и региональных проектных офисов;
- участвует при необходимости в работе ведомственных координационных органов и проектных комитетов.
Для обеспечения методической поддержки и координации реализации мероприятий Федерального проекта Министерством здравоохранения Российской Федерации на базе Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" создан Центр компетенций цифровой трансформации сферы здравоохранения.
Директор ФГБУ "ЦНИИОИЗ" |
О.С. Кобякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по реализации федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)" федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, имеющими подведомственные медицинские организации (за исключением федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена воинская служба или приравненная к ней служба) Версия 1.0 (утв. ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Министерства здравоохранения РФ 25 марта 2021 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован не был