г. Калуга |
|
25 апреля 2023 г. |
Дело N А14-10910/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.04.2023.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
|
Нарусова М.М., Ахромкиной Т.Ф., Шульгиной А.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Экотехнологии" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2022 по делу N А14-10910/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Экотехнологии" (далее - истец, региональный оператор, АО "Экотехнологии", общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Зябловой Любови Алексеевне (далее - ответчик, Зяблова Л.А., предприниматель) о взыскании 180 754,68 руб. задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанные в период с 01.01.2019 по 31.12.2019, неустойки за период с 11.02.2019 по 08.11.2021 в сумме 58 953,83 руб. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.06.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2022 апелляционная жалоба Зябловой Л.А. удовлетворена частично, решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований в сумме 36 185,66 руб. отменено. В остальной части резолютивная часть решения изменена, изложена в следующей редакции: Взыскать с Зябловой Любови Алексеевны в пользу акционерного общества "Экотехнологии" 150 628,99 руб. задолженности за услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, 52 893,86 руб. неустойки за период с 12.02.2019 по 08.11.2021 и 4 800 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с выводами суда апелляционной инстанции, истец обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить, приняв по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд округа представителей не направляли. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьей 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обсудив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ОАО "Экотехнологии" (впоследствии АО "Экотехнологии"), в силу Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), на основании соглашения от 30.06.2017, заключенного с Департаментом ЖКХ и энергетики Воронежской области, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории городского округа город Воронеж, городского округа город Нововоронеж, Каширского, Нижнедевицкого, Новоусманского, Рамонского, Репьевского, Семилукского, Хохольского муниципальных районов Воронежской области (зона деятельности - Воронежский межмуниципальный кластер) с 01.01.2019.
Поскольку ИП Зяблова Л.А., являющаяся собственником нежилого помещения "Торговый павильон под магазин" площадью 113,2 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская обл., р-н Хохольский, с. Хохол, пер. Фадеева, д. 7а, в 2019 г. с заявкой на заключение договора по обращению с ТКО к региональному оператору не обращалась, договор N 19-ЭТ-45ХО на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2019 со стороны ответчика не подписан, АО "Экотехнологии" посчитало договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16 рабочий день после его официального размещения и опубликования.
Суды верно указали, что само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) и пункта 5 Правил N 1156 (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.07.2021 N 304-ЭС21-12979).
Факт ведения экономической деятельности, приводящей образованию ТКО по спорному адресу, ответчиком не оспорен, что в силу статёй 309, 310 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, влечет обязанность по оплате за оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 2 типового договора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016, объем твердых коммунальных отходов, места накопления твердых коммунальных отходов и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также тип контейнера определяются согласно Приложению N 1.
Согласно пункту 5 типового договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуг по обращению с ТКО. В случае неполучения платежных документов потребитель производит оплату самостоятельно на основании договора либо может обратиться в адрес регионального оператора для получения дубликата платежного документа (пункт 6 типового договора).
Согласно пункту 15 типового договора учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительствам Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов и используемых только потребителем, а в случае их отсутствия исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Приказом N 8/18 от 25.02.2019 Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области установлен единый тариф на услугу регионального оператора - 475,29 руб. (НДС 20%) за 1 куб.м. на период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
В спорном периоде АО "Экотехнологии" выставлялись ответчику счета на оплату и составлены акты об оказании услуг за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 на сумму 51 926,16 руб. Истец указал, что в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, им ошибочно использован показатель торговой площади (52 кв.м) и норматив для промтоварных магазинов (1,69 куб.м/год).
В связи с неоплатой оказанных услуг по обращению с ТКО истец обращался к ИП Зябловой Л.А. с претензией от 12.03.2021, в последующем - в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 28.02.2021 в размере 108 373,67 руб. и неустойки за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оплате за период с 11.02.2019 по 30.06.2021 в размере 13 598,60 руб.
С учетом получения точных сведений о площади спорного помещения (113,2 кв.м.), а также об отнесении торгового объекта ответчика к категории "Торговый павильон", АО "Экотехнологии" уточнило исковые требования.
Согласно уточненному расчету задолженность за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 составила 180 754,68 руб., исходя из норматива накопления для категории "торговые павильоны" - 2,80 куб.м./год на 1 кв.м. общей площади, которая составляет 113,2 кв.м., неустойка за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оплате по договору за период с 11.02.2019 по 08.11.2021 - 58 953,83 руб.
В подтверждение оказания услуг на уточненную сумму АО "Экотехнологии" в материалы дела представлены скорректированные счета на оплату и акты оказания услуг за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, направленные в адрес ИП Зябловой Л.А. письмом от 26.04.2022 N 2207.
Суд апелляционной инстанции не согласился с решением суда первой инстанции, признав расчет истца неверным, и произвел перерасчет неустойки в связи со следующим.
Согласно частям 1 и 2 статьи 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа.
Пункт 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) устанавливает, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, то есть расчетным путем.
Учет твердых коммунальных отходов в соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Правил осуществляется при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов (пункт 8 Правил N 505).
В письме Минприроды России от 09.07.2020 N 25-47/17005 "О порядке заключения договора с региональным оператором" разъяснено, что законодательством об обращении с ТКО установлены определенные случаи, когда коммерческий учет ТКО производится исходя из нормативов накопления ТКО или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО. Возможность осуществления коммерческого учета для юридических лиц исходя из нормативов накопления ТКО возможна в случае установления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации нормативов накопления ТКО в отношении соответствующей категории объектов, на которых такие юридические лица осуществляют деятельность.
Таким образом, региональным оператором, в условиях отсутствия раздельного накопления ТКО за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, произведен расчет стоимости услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора, исходя из нормативов накопления ТКО.
Применение норматива накопления для категории "торговые павильоны" - 2,80 куб.м./год на 1 кв.м. общей площади (пункт 2.4), утвержденного приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.04.2018 N 78 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Воронежского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера", обусловлено сведениями, содержащимися в ЕГРН в отношении спорного объекта недвижимости, расположенного по адресу: Воронежская обл., р-н Хохольский, с. Хохол, пер. Фадеева, д. 7а (назначение: Торговый павильон под магазин). Данный факт установлен в решении Воронежского областного суда от 24.10.2019 по делу N 3а-624/2019, а также подтвержден самим ответчиком о принадлежности ему именно торгового павильона.
Суд апелляционной инстанции верно указал, что признание на основании решения Воронежского областного суда от 24.10.2019 по делу N 3а-624/2019 норматива для категории "торговые павильоны" недействующим правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет, поскольку указанное решение суда вступило в законную силу 31.01.2020, т.е. после спорного периода. Из резолютивной части решения Воронежского областного суда от 24.10.2019 по делу N 3а-624/2019 следует, что норматив признан недействующим со дня вступления решения в законную силу, а не с момента издания приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.04.2018 N 78.
Само по себе признание нормативного правового акта, регулирующего объем подлежащего оплате коммунального ресурса (услуги), не является основанием для освобождения ответчика, как потребителя услуг, от оплаты оказанной услуги (определение Верховного суда Российской Федерации от 27.11.2017 по делу N 309-ЭС17-12555).
Правомерность применения в расчете задолженности площади 113,2 кв.м. подтверждается ответом Департамента ЖКХ и энергетики Воронежской области от 10.11.2022 N 65-11/7401 на запрос апелляционного суда, согласно которому для определения нормативов накопления ТКО на объектах общественного назначения предприятий торговли расчетной единицей является квадратный метр общей площади объекта.
При проверке расчета суд апелляционной инстанции установил арифметические ошибки в указании итоговой суммы задолженности по каждому периоду.
Так, исходя из формулы 113,2 кв.м. (площадь объекта недвижимости) х 2,80 (норматив накопления)/12 мес., ежемесячный объем ТКО, подлежащий вывозу, составляет 26,41 куб.м.
При умножении ежемесячного объема ТКО на тариф 475,29 куб.м., установленный Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 25.02.2019 N 8/18 для АО "Экотехнологии", ежемесячная плата за услуги составляет 12 552,41 руб., а не 15062,89 руб., как указано в расчете истца.
Сумма задолженности за услуги по обращению с ТКО, оказанные региональным оператором ответчику в период с 01.01.2019 по 31.12.2019, составляет 150 628,99 руб.
С учетом уменьшения суммы задолженности, а также применения ключевой ставки Центрального Банка РФ - 5,5%, действовавшей на дату предъявления требования (пункт 22 типового договора), расчет неустойки подлежал корректировке.
Суд апелляционной инстанции верно указал, что подлежащая взысканию неустойка за период с 11.02.2019 по 08.11.2021 составляет 52 893,86 руб. исходя из расчета:
с 12.02.2019 (день оплаты приходится на 10.02.2019 - выходной день и подлежит переносу в соответствии со ст. 193 ГК РФ на первый после него рабочий день - 11.02.2019) по 11.03.2019 - 148,69 руб.;
с 12.03.2019 (день оплаты приходится на 10.03.2019 - выходной день и подлежит переносу в соответствии со ст. 193 ГК РФ на первый после него рабочий день - 11.03.2019) по 10.04.2019 - 308,01 руб.;
с 11.04.2019 по 13.05.2019 - 509,82 руб.;
с 14.05.2019 (день оплаты приходится на 10.05.2019 - нерабочий праздничный день и с учетом выходных дней подлежит переносу в соответствии со ст. 193 ГК РФ на первый после них рабочий день -13.05.2019) - 573,54 руб.;
с 11.06.2019 по 10.07.2019 - 770,04 руб.;
с 11.07.2019 по 12.08.2019 - 1 019,64 руб.;
с 13.08.2019 (день оплаты приходится на 10.08.2019 - выходной день и с учетом выходных дней подлежит переносу в соответствии со ст. 193 ГК РФ на первый после них рабочий день - 12.08.2019) по 10.09.2019 - 1 040,88 руб.;
с 11.09.2019 по 10.10.2019 - 1 232,06 руб.; с 11.10.2019 по 11.11.2019 - 1 481,66 руб.;
с 12.11.2019 (день оплаты приходится на 10.11.2019 - выходной день и подлежит переносу в соответствии со ст. 193 ГК РФ на первый после него рабочий день - 11.11.2019) по 10.12.2019 - 1 486,97 руб.;
с 11.12.2019 по 10.01.2020 - 1 752,5 руб.;
с 11.01.2020 по 08.11.2021 - 42 570, 05 руб.
Таким образом, судом апелляционной инстанции, удовлетворены исковые требования общества о взыскании с ответчика задолженности за услуги по обращению с ТКО в размере 150 628,99 руб., неустойки за период с 12.02.2019 по 08.11.2021 - в размере 52 893,86 руб.
Доводы кассационной жалобы по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 АПК РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установлено.
Судом апелляционной инстанции, судебные расходы распределены по правилам статьи 110 АПК РФ, пропорционально удовлетворенным требованиям. При этом учтено, что при увеличении исковых требований истец государственную пошлину не доплатил.
Так же, учтено, что на дату вынесения решения Арбитражного суда Воронежской области от 07.06.2022 у Зябловой Л.А. прекращен статус индивидуального предпринимателя (дата прекращения деятельности 10.01.2022), суд апелляционной инстанции изменил резолютивную часть решения суда первой инстанции в части указания должника как физического лица.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2022 по делу N А14-10910/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.М. Нарусов |
Судьи |
Т.Ф. Ахромкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"с 13.08.2019 (день оплаты приходится на 10.08.2019 - выходной день и с учетом выходных дней подлежит переносу в соответствии со ст. 193 ГК РФ на первый после них рабочий день - 12.08.2019) по 10.09.2019 - 1 040,88 руб.;
...
с 12.11.2019 (день оплаты приходится на 10.11.2019 - выходной день и подлежит переносу в соответствии со ст. 193 ГК РФ на первый после него рабочий день - 11.11.2019) по 10.12.2019 - 1 486,97 руб.;
...
Судом апелляционной инстанции, судебные расходы распределены по правилам статьи 110 АПК РФ, пропорционально удовлетворенным требованиям. При этом учтено, что при увеличении исковых требований истец государственную пошлину не доплатил.
Так же, учтено, что на дату вынесения решения Арбитражного суда Воронежской области от 07.06.2022 у Зябловой Л.А. прекращен статус индивидуального предпринимателя (дата прекращения деятельности 10.01.2022), суд апелляционной инстанции изменил резолютивную часть решения суда первой инстанции в части указания должника как физического лица."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 апреля 2023 г. N Ф10-1153/23 по делу N А14-10910/2021