г. Воронеж |
|
2 декабря 2022 г. |
Дело N А14-10910/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.12.2022.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капишниковой Т.И.,
судей Малиной Е.В.,
Аришонковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Зябловой Любови Алексеевны на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.06.2022 по делу N А14-10910/2021 по иску акционерного общества "Экотехнологии" (ОГРН 1103668030950, ИНН 3665079790) к индивидуальному предпринимателю Зябловой Любови Алексеевне (ОГРНИП 304362836101851, ИНН 363100042775, дата прекращения деятельности 10.01.2022) о взыскании задолженности в размере 180 754,68 руб. за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанные в период с 01.01.2019 по 31.12.2019, неустойки за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств в размере 58 953,83 руб. за период с 11.02.2019 по 08.11.2021,
при участии:
от Зябловой Л.А.: Сергеева Е.Ю. - представитель по доверенности от 23.08.2022 сроком на 3 года, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования, паспорт РФ; после перерыва- Зяблова Л.А.лично, паспорт РФ;
от АО "Экотехнологии": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Экотехнологии" (далее - истец, региональный оператор, АО "Экотехнологии") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Зябловой Любови Алексеевне (далее - ответчик, Зяблова Л.А.) о взыскании 180 754,68 руб. задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанные в период с 01.01.2019 по 31.12.2019, неустойки за период с 11.02.2019 по 08.11.2021 в сумме 58 953,83 руб.(с учетом уточнений -т.2, л.д.73).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.06.2022 по делу N А14-10910/2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Зяблова Л.А., прекратившая деятельность в качестве ИП 10.01.2022, обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на необоснованность взыскания с него платы за услуги по обращению с ТКО исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории "торговые павильоны" (п. 2.4), установленного приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.04.2018 N 78 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Воронежского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера", который был признан недействующим на основании решения Воронежского областного суда от 24.10.2019 по делу N 3а-624/2019.
Кроме того, Зяблова Л.А. указывает, что представленными региональным оператором актами об оказании услуг, счетами на оплату, актами сверки подтверждается задолженность ответчика за услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 50 099,28 руб. исходя из ежемесячной платы в размере 4 174,94 руб., в связи с чем вывод суда о взыскании за указанный период задолженности в размере 180 754 руб. 68 коп. противоречит материалам дела.
Апеллянт указывает, что в спорном периоде ею использовалась торговая площадь 52 кв.м, которая отражалась в налоговых декларациях по ЕНВД, с этой площади уплачивался налог. В настоящее время Зяблова Л.А. предпринимательской деятельностью не занимается, по данному адресу торговлю осуществляет ИП Косолапова О.А.
Также ответчик отмечает, что в связи с отсутствием вблизи спорного адреса места накопления ТКО в виде установленного контейнера, Зяблова Л.А. была вынуждена заключить договоры и сдавать картон и целлофан в сторонние организации, в том числе ООО "Эко-вторма", в подтверждение чего в материалы дела представлены соответствующие документы, оставленные без оценки судом первой инстанции.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве АО "Экотехнологии" указывает, что в отсутствие заключенного с ИП Зябловой Л.А. договора услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывались на условиях типового договора в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
Уточненный расчет стоимости услуг производен по нормативу накопления ТКО для категории "торговые павильоны" исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН в отношении спорного объекта недвижимости, при этом приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.04.2018 N 78 был признан недействующим в части утверждения данного норматива уже после истечения спорного периода, с даты вступления решения Воронежского областного суда от 24.10.2019 по делу N 3а-624/2019 в законную силу.
По мнению регионального оператора, факт того, что ответчик не направлял истцу акты о нарушении последним обязательств по договору, свидетельствует о том, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оказаны надлежащим образом.
В судебное заседание апелляционного суда от 22.11.2022, в котором был объявлен перерыв до 29.11.2022, представитель АО "Экотехнологии" не явился, от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), статьей 24.6 которого предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно п. 1 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству РФ положениями (п. 5 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 18.03.2021) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Правила N 1156).
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрена п. 4 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ и п.п. 4, 8 (11), 8 (12) Правил N 1156.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 8(1) Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся в нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации), с лицами, владеющими такими нежилыми помещениями на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(4) Правил обращения с ТКО).
Согласно п. 8(17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОАО "Экотехнологии" (впоследствии АО "Экотехнологии") на основании соглашения от 30.06.2017, заключенного с Департаментом ЖКХ и энергетики Воронежской области, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории городского округа город Воронеж, городского округа город Нововоронеж, Каширского, Нижнедевицкого, Новоусманского, Рамонского, Репьевского, Семилукского, Хохольского муниципальных районов Воронежской области (зона деятельности -Воронежский межмуниципальный кластер) с 01.01.2019.
Истец на своем официальном сайте в сети Интернет http://www.ecotech-vrn.ru, а также в газете "Коммуна" г. Воронежа в выпуске N 100 (26847) от 25.12.2018 разместил предложение о заключении договора с региональным оператором на условиях типового договора.
Из положений п. 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156, регулирующих порядок заключения договора, следует, что в случае если между потребителем и региональным оператором не подписан договор на оказание услуг по обращению с ТКО, в том числе в связи с необращением потребителя с заявкой на его заключение или в связи с его неподписанием потребителем или в связи с неурегулированием разногласий по его условиям, то договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
Пунктом 8(18) Правил N 1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Поскольку ИП Зяблова Л.А., являющаяся собственником нежилого помещения "Торговый павильон под магазин" площадью 113,2 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская обл., р-н Хохольский, с. Хохол, пер. Фадеева, д. 7а, в 2019 г. с заявкой на заключение договора по обращению с твердыми коммунальными отходами к региональному оператору не обращалась, договор N 19-ЭТ-45ХО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 (т.1, л.д.23-26) со стороны ответчика не подписан, АО "Экотехнологии" посчитало договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16 рабочий день после его официального размещения и опубликования.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено положениями п. 5 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ и п. 5 Правил N 1156 (Определение Верховного Суда РФ от 21.07.2021 N 304-ЭС21-12979).
В соответствии с п. 6 ст. 23 Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Целью изменения регулирования порядка обращения с твердыми коммунальными отходами являлось, в том числе создание экономических стимулов для прекращения загрязнения окружающей среды путем создания безальтернативного механизма размещения отходов лишь в специализированных объектах и осуществления деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами строго определенными и контролируемыми государством лицами (региональными операторами).
В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с твердыми коммунальными отходами эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер.
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (п. 1, 4 ст. 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ).
В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (Определение Верховного Суда РФ от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Факт ведения экономической деятельности, приводящей образованию ТКО по спорному адресу, по существу ответчиком не оспорен, что в силу вышеназванных норм права влечет обязанность по оплате за оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом 1 ст. 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить данные услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (ст. 781 ГК РФ).
Согласно ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с п. 2 типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1156 от 12.11.2016, объем твердых коммунальных отходов, места накопления твердых коммунальных отходов и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также тип контейнера определяются согласно Приложению N 1.
Согласно п. 5 типового договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуг по обращению с ТКО. В случае неполучения платежных документов потребитель производит оплату самостоятельно на основании договора либо может обратиться в адрес регионального оператора для получения дубликата платежного документа (п. 6 типового договора).
Согласно п. 15 типового договора учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительствам Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов и используемых только потребителем, а в случае их отсутствия исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В п. 16 типового договора предусмотрено, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора.
В соответствии с п. 22 типового договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Приказом N 8/18 от 25.02.2019 Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области установлен единый тариф на услугу регионального оператора - 475,29 руб. (НДС 20%) за 1 куб.м. на период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Как следует из материалов дела, в спорном периоде АО "Экотехнологии" были выставлены ответчику счета на оплату и составлены акты об оказании услуг за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 на сумму 51 926,16 руб. (т.1, л.д.37-71). Как указал истец в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, им ошибочно был использован показатель торговой площади (52 кв.м) и норматив для промтоварных магазинов (1,69куб.м/год).
В связи с неоплатой оказанных услуг по обращению с ТКО истец обратился к ИП Зябловой Л.А. с претензией от 12.03.2021 N ЭТ20-6674 (т.1, л.д.18), а в последующем - в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с ответчика задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 28.02.2021 в размере 108 373,67 руб. и неустойки за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оплате за период с 11.02.2019 по 30.06.2021 в размере 13 598,60 руб.
С учетом получения точных сведений о площади спорного помещения (113,2 кв.м.), а также об отнесении торгового объекта ответчика к категории "Торговый павильон", что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 26.05.2021 N КУВИ-002/2021-61920442 (т.1, л.д.32-34) АО "Экотехнологии" в порядке ст. 49 АПК были уточнены исковые требования (т.2, л.д.73-74).
Согласно уточненному расчету задолженность за услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 составила 180 754,68 руб., исходя из норматива накопления для категории "торговые павильоны" - 2,80 куб.м./год на 1 кв.м. общей площади, которая составляет 113,2 кв.м., неустойка за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оплате по договору за период с 11.02.2019 по 08.11.2021 - 58 953,83 руб.
В подтверждение оказания услуг на уточненную сумму АО "Экотехнологии" в материалы дела были представлены скорректированные счета на оплату и акты оказания услуг за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, направленные в адрес ИП Зябловой Л.А. письмом от 26.04.2022 N 2207 (т.2, л.д.124-153).
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил полностью, признав их обоснованными.
Апелляционный суд не может согласиться с принятым решением суда, признает произведенный истцом расчет неверным и считает необходимым произвести перерасчет неустойки в связи со следующим.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 ст. 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ).
В п. 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) установлено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
При этом, п. 6 Правил N 505 установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, то есть расчетным путем.
Учет твердых коммунальных отходов в соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Правил осуществляется при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов (п. 8 Правил N 505).
В письме Минприроды России от 09.07.2020 N 25-47/17005 "О порядке заключения договора с региональным оператором" разъяснено, что законодательством об обращении с ТКО установлены определенные случаи, когда коммерческий учет ТКО производится исходя из нормативов накопления ТКО или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО. Возможность осуществления коммерческого учета для юридических лиц исходя из нормативов накопления ТКО возможна в случае установления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации нормативов накопления ТКО в отношении соответствующей категории объектов, на которых такие юридические лица осуществляют деятельность.
Таким образом, региональным оператором правомерно, в условиях отсутствия раздельного накопления ТКО за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, произведен расчет стоимости услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора, исходя из нормативов накопления ТКО.
При этом, применение норматива накопления для категории "торговые павильоны" - 2,80 куб.м./год на 1 кв.м. общей площади (п. 2.4), утвержденного приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.04.2018 N 78 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Воронежского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера", обусловлено сведениями, содержащимися в ЕГРН в отношении спорного объекта недвижимости, расположенного по адресу: Воронежская обл., р-н Хохольский, с. Хохол, пер. Фадеева, д. 7а (назначение: Торговый павильон под магазин) (т.1, л.д.32-34). Данный факт установлен в решении Воронежского областного суда от 24.10.2019 по делу N 3а-624/2019 (т.1, л.д.130-139), а также подтвержден самим ответчиком о принадлежности ему именно торгового павильона (отзыв на исковое заявление - т.1, л.д.125-128).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, признание на основании решения Воронежского областного суда от 24.10.2019 по делу N 3а-624/2019 (т.1, л.д.130-139) норматива для категории "торговые павильоны" недействующим правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет, поскольку указанное решение суда вступило в законную силу 31.01.2020 (Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 30.01.2020 по делу N 66а-235/2020 - т.2, л.д.106-115), т.е. после спорного периода. Согласно абз.1 резолютивной части решения Воронежского областного суда от 24.10.2019 по делу N 3а-624/2019 норматив признан недействующим со дня вступления решения в законную силу, а не с момента издания приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.04.2018 N 78.
Кроме того, само по себе признание нормативного правового акта, регулирующего объем подлежащего оплате коммунального ресурса (услуги), не является основанием для освобождения ответчика, как потребителя услуг, от оплаты оказанной услуги (Определение Верховного суда РФ от 27.11.2017 по делу N 309-ЭС17-12555).
Правомерность применения в расчете задолженности площади 113,2 кв.м. подтверждается ответом Департамента ЖКХ и энергетики Воронежской области от 10.11.2022 N 65-11/7401 на запрос апелляционного суда, согласно которому для определения нормативов накопления ТКО на объектах общественного назначения предприятий торговли расчетной единицей является квадратный метр общей площади объекта.
Вместе с тем, при проверке представленного расчета апелляционным судом установлено, что истцом допущены арифметические ошибки в указании итоговой суммы задолженности по каждому периоду.
Так, исходя из формулы 113,2 кв.м. (площадь объекта недвижимости) х 2,80 (норматив накопления)/12 мес., ежемесячный объем ТКО, подлежащий вывозу, составляет 26,41 куб.м.
При умножении ежемесячного объема ТКО на тариф 475,29 куб.м., установленный Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 25.02.2019 N 8/18 для АО "Экотехнологии", ежемесячная плата за услуги составляет 12 552,41 руб., а не 15062,89 руб., как указано в расчете истца (т.2, л.д.74).
Таким образом, сумма задолженности за услуги по обращению с ТКО, оказанные региональным оператором ответчику в период с 01.01.2019 по 31.12.2019, составляет 150 628,99 руб.
С учетом уменьшения суммы задолженности, а также применения ключевой ставки Центрального Банка РФ - 5,5% (Информационное сообщение Банка России от 11.06.2021), действовавшей на дату предъявления требования (п.22 типового договора), расчет неустойки также подлежит корректировке.
Подлежащая взысканию неустойка за период с 11.02.2019 по 08.11.2021 составляет 52 893,86 руб. исходя из следующего расчета:
с 12.02.2019 (день оплаты приходится на 10.02.2019 - выходной день и подлежит переносу в соответствии со ст. 193 ГК РФ на первый после него рабочий день - 11.02.2019) по 11.03.2019 - 148,69 руб.;
с 12.03.2019 (день оплаты приходится на 10.03.2019 - выходной день и подлежит переносу в соответствии со ст. 193 ГК РФ на первый после него рабочий день - 11.03.2019) по 10.04.2019 - 308,01 руб.;
с 11.04.2019 по 13.05.2019 - 509,82 руб.;
с 14.05.2019 (день оплаты приходится на 10.05.2019 - нерабочий праздничный день и с учетом выходных дней подлежит переносу в соответствии со ст. 193 ГК РФ на первый после них рабочий день - 13.05.2019) - 573,54 руб.;
с 11.06.2019 по 10.07.2019 - 770,04 руб.;
с 11.07.2019 по 12.08.2019 - 1 019,64 руб.;
с 13.08.2019 (день оплаты приходится на 10.08.2019 - выходной день и с учетом выходных дней подлежит переносу в соответствии со ст. 193 ГК РФ на первый после них рабочий день - 12.08.2019) по 10.09.2019 - 1 040,88 руб.;
с 11.09.2019 по 10.10.2019 - 1 232,06 руб.;
с 11.10.2019 по 11.11.2019 - 1 481,66 руб.;
с 12.11.2019 (день оплаты приходится на 10.11.2019 - выходной день и подлежит переносу в соответствии со ст. 193 ГК РФ на первый после него рабочий день - 11.11.2019) по 10.12.2019 - 1 486,97 руб.;
с 11.12.2019 по 10.01.2020 - 1 752,5 руб.;
с 11.01.2020 по 08.11.2021 - 42 570, 05 руб.
Учитывая изложенное, исковые требования АО "Экотехнологии" о взыскании с ответчика задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами подлежат удовлетворению в размере 150 628,99 руб., неустойки за период с 12.02.2019 по 08.11.2021 - в размере 52 893,86 руб.
Ссылки Зябловой Л.А. на отсутствие вблизи места осуществления предпринимательской деятельности контейнера для накопления ТКО, в связи с чем ответчик был вынужден самостоятельно, а также с привлечением сторонней организации - ООО "Эко-вторма" вывозить ТКО, апелляционным судом не принимаются, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В случае отсутствия мест накопления в территориальной схеме обращения с отходами и реестре мест накопления, потребитель обязан создать свое место накопления в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1039 от 31.08.2018 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" с последующим внесением данных о месте накопления в территориальную схему обращения с отходами и реестр мест накопления, утверждаемый органом местного самоуправления.
Региональный оператор не несет ответственности за недостатки или отсутствие контейнерных площадок у потребителя, поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.
Само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов, равно как и отсутствие у него собственной контейнерной площадки, в соответствии с действующим законодательством, не является основанием для освобождения потребителя от обязанности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, предполагается (Определение Верховного Суда РФ от 15.12.2020 N 310-ЭС20-20839), что не исключает возможность представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг. К таким доказательствам можно отнести как акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленный в порядке, предусмотренном типовым договором, так и иные доказательства, из которых очевидно следует факт нарушения региональным оператором исполнения его обязательств.
Кроме того, потребитель может быть освобожден от внесения платы за услуги по обращению с ТКО региональному оператору при предоставлении доказательств, что последний транспортировку ТКО фактически не осуществлял, в связи с чем потребитель был вынужден обратиться за оказанием соответствующих услуг к иному лицу.
Однако заявителем апелляционной жалобы доказательств, опровергающих факт оказания истцом соответствующих услуг по вывозу ТКО, в материалы дела не представлено.
При этом в суд апелляционной инстанции истец представил дополнительные доказательства оказания услуг ответчику по вывозу ТКО: договор на предоставление услуг по приему и размещению ТКО с ООО "ЭкоСФЕРА" от 25.12.2018, данные системы ГЛОНАСС,
Доказательств составления ответчиком и направления в адрес АО "Экотехнологии" актов о нарушении региональным оператором обязательств по вывозу ТКО материалы дела также не содержат.
Ссылки Зябловой Л.А. на обращение за оказанием услуг по вывозу ТКО к иному лицу - ООО "Эко-вторма" (т.1, л.д.149-156), с учетом отсутствия материалах дела заключенного между сторонами договора, а также платежных документов, документально не подтверждены. Кроме того, действующим законодательствам не предусмотрена возможность заключения договора на вывоз ТКО с иными лицами, кроме регионального оператора.
Представленные товарные чеки не относятся к спорному периоду с 01.01.2019 по 31.12.2019 и касаются только вывоза картона, тогда как условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий" (Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО").
В постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 03.08.2022 по делу N А09-8279/2021 изложена позиция о том, что в отсутствии каких бы то ни было доказательств приостановления ответчиком деятельности в спорный период, доказательств самостоятельного вывоза и утилизации отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, а также неиспользования контейнерных площадок, включенных в территориальную схему в спорный период, следует признать обоснованным довод регионального оператора о факте оказания услуг ответчику при вывозе мусора с ближайшей к ответчику контейнерной площадки. Также следует принять во внимание отсутствие в материалах дела доказательств обращения ответчика в адрес регионального оператора с заявлениями о неоказании услуг по вывозу мусора.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают сделанных судом выводов и направлены по существу на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанций.
Вместе с тем, обжалованный судебный акт подлежит отмене в части взыскания с ответчика 30 125,69 руб. задолженности за услуги по обращению с ТКО, оказанные региональным оператором ответчику в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 и 6 059,97 руб. неустойки.
Судебные расходы по исковому заявлению и апелляционной жалобе подлежат распределению по правилам ст. 110 АПК РФ.
Поскольку исковые требования АО "Экотехнологии" удовлетворены частично (из заявленных 239708,51 руб. удовлетворено 203522,85 руб.), судебные расходы по госпошлине пропорционально удовлетворенным требованиям составляют 6617 руб.
Однако, учитывая, что при увеличении исковых требований до 239 708,51 руб. истец государственную пошлину не доплатил, апелляционный суд, удовлетворяя требования истца в части взыскания с ответчика в пользу истца 203 522,85 руб. (150 628,99 руб. задолженности и 52 893,86 руб. неустойки), взыскивает с Зябловой Л.А. в пользу АО "Экотехнологии" 4 800 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, в остальной части (6617 руб. - 4800 руб.=1 817 руб.) государственная пошлина за рассмотрение дела судом первой инстанции подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Согласно ст. 333.21 НК РФ с суммы уточненных исковых требований 239708,51 руб. истец должен был уплатить 7 794 руб. государственной пошлины, следовательно, с учетом частичного отказа в иске, с АО "Экотехнологии" в доход федерального бюджета надлежит взыскать 1 177 руб.(7794 руб.-6617 руб.) государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции.
В связи с частичным удовлетворением апелляционной жалобы (36 185,66 руб.) с АО "Экотехнологии" в пользу Зябловой Л.А. надлежит взыскать 453 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела апелляционным судом. В остальной части судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ответчика.
Учитывая, что на дату вынесения решения Арбитражного суда Воронежской области от 07.06.2022 по делу N А14-10910/2021 у Зябловой Любови Алексеевны прекращен статус индивидуального предпринимателя (ОГРНИП 304362836101851, ИНН 363100042775, дата прекращения деятельности 10.01.2022), арбитражный апелляционный суд считает необходимым изменить резолютивную часть судебного акта суда первой инстанции в части указания должника как физического лица.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Зябловой Л.А. удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.06.2022 по делу N А14-10910/2021 в части удовлетворения исковых требований в сумме 36 185,66 руб. отменить.
В удовлетворении исковых требований в указанной части отказать.
В остальной части резолютивную часть решения изменить, изложив в следующей редакции: Взыскать с Зябловой Любови Алексеевны (ИНН 363100042775) в пользу акционерного общества "Экотехнологии" (ОГРН 1103668030950, ИНН 3665079790) 150 628,99 руб. задолженности за услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, 52 893,86 руб. неустойки за период с 12.02.2019 по 08.11.2021 и 4 800 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с Зябловой Любови Алексеевны (ИНН 363100042775) в доход федерального бюджета 1 817 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Взыскать с акционерного общества "Экотехнологии" (ОГРН 1103668030950, ИНН 3665079790) в доход федерального бюджета 1 177 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Взыскать с акционерного общества "Экотехнологии" (ОГРН 1103668030950, ИНН 3665079790) в пользу Зябловой Любови Алексеевны 453 руб. расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Капишникова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-10910/2021
Истец: АО "Экотехнологии"
Ответчик: ИП Зяблова Любовь Алексеевна