г.Калуга |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А14-1520/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2023 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2023 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Бессоновой Е.В., Леоновой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью производственная компания "Техсервис" (ОГРН 1143668030890, ИНН 3663104987, ул.П.Осипенко, д.13. офис, 40, г.Воронеж, 394029) - Суховой О.А. (дов. от 26.10.2021, диплом),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области (ОГРН 1073667040688, ИНН 3666142821, ул.Кирова, 28, г.Воронеж, 394006) - Рудаковой А.И. (дов. от 09.01.2023, диплом),
от Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области (ОГРН 1043600194956, ИНН 3666119484, г. Воронеж) - Рыжкова Д.Н. (дов. от 03.06.2022, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2022 по делу N А14-1520/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью производственная компания "Техсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области (далее - инспекция, регистрирующий орган) от 03.12.2021 N 38298А об отказе в государственной регистрации изменений в сведения об обществе, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ); обязании регистрирующего органа устранить допущенные нарушения и внести в ЕГРЮЛ сведения в отношении общества на основании заявления от 26.11.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области (далее- управление).
постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2022, признано недействительным решение инспекции от 03.12.2021 N 38298А об отказе в государственной регистрации, на регистрирующий орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя; с инспекции в пользу общества взыскано 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением и постановлением судов, инспекция обратилась в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, в удовлетворении требования общества отказать, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области в отзыве на жалобу согласилось с доводами инспекции, просило жалобу удовлетворить.
В отзыве на жалобу общество считает доводы инспекции необоснованными, просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзывах на жалобу, выслушав пояснения присутствующих в судебном заседании представителей инспекции и управления, общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, установлено судами, директор общества Копылов В.С. обратился в регистрирующий орган с заявлением от 26.11.2021 по форме N Р13014 о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица и о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с изменением места нахождения юридического лица с г.Воронеж, ул.Полины Осипенко, д.13, оф.40 на г.Воронеж, ул.Красный Октябрь, д.2Б, оф.2.1, приложив к заявлению в числе прочих документов решение единственного участника общества от 26.11.2021, свидетельство об удостоверении решения единственного участника юридического лица от 26.11.2021, устав общества, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Решением инспекции от 03.12.2021 N 38298А обществу отказано в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в связи с отсутствием в Государственном адресном реестре сведений о доме N 2Б по адресу: г.Воронеж, ул.Красный Октябрь.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области от 13.01.2022 жалоба общества на решение инспекции от 03.12.2021 N 38298А оставлена без удовлетворения.
Общество не согласилось с решением инспекции и обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование общества, суд первой и апелляционной инстанции пришел к выводу, что у инспекции отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации юридического лица.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов.
Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт 2). В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пункт 3).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом о государственной регистрации.
Согласно пункту 2 статьи 18 Закона N 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Федерального закона.
Статьей 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных данным Федеральным законом.
Статьей 17 Закона N 129-ФЗ установлен исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ и в учредительные документы юридического лица.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен в пункте 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Решение инспекции об отказе в государственной регистрации мотивировано тем, что в государственном адресном реестре отсутствуют сведения о доме 2Б по адресу: г.Воронеж, ул.Красный Октябрь.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав, выданной Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области 11.07.2020, обществу на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 36:34:0304030:354, расположенное по адресу: г.Воронеж, ул.Красный Октябрь, д.2Б, дата регистрации права - 20.09.2019.
Должностными лицами МИФНС России по Воронежской области проведено обследование по адресу: г.Воронеж, ул.Красный Октябрь, 2Б, в результате которого установлено, что по указанному адресу расположено нежилое здание, в котором фактически находятся постоянно действующие исполнительные органы ООО ПК "Техсервис" и его имущество. По результатам обследования составлен акт от 30.11.2021 N 1265.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснено, поскольку адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а при отсутствии такового - иного органа или лица, имеющих право действовать от его имени без доверенности (пункт 2 статьи 54 ГК РФ), и может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.), регистрирующий орган не вправе отказать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления его деятельности в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.
Суды установили, что документы, предоставленные на государственную регистрацию обществом, отвечают требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации, так как новый адрес, предоставленный для государственной регистрации обществом - действительный, фактически существует, не является вымышленным; доказательств того, что адрес общества был указан без намерения его использовать для осуществления связи, равно как и доказательств того, что он обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по данному адресу невозможна, материалы дела не содержат.
Довод налогового органа о том, что в государственном адресном реестре заявленный адрес отсутствует, тем самым внести изменения не представляется возможным, суды отклонили как необоснованный.
Статьей 23 Закона N 129-ФЗ установлен перечень оснований для отказа в государственной регистрации, который является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Отсутствие адреса в государственном адресном реестре не является основанием для отказа в государственной регистрации.
Достоверность адреса подтверждается выпиской из ЕГРН от 11.07.2020, актом обследования от 30.11.2021 N 1265.
Доказательств того, что использование указанного в заявлении адреса (места нахождения) не обеспечит связь с юридическим лицом, регистрирующим органом не представлено.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 443-ФЗ), содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг.
При этом пунктом 2 статьи 4 Закона N 443-ФЗ предусмотрено, что ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах несет орган местного самоуправления или орган государственной власти, разместившие такие сведения.
Пунктом 3 этой же статьи установлено, что оператор федеральной информационной адресной системы несет ответственность за соответствие сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, информации, предоставленной ему в соответствии с настоящим Федеральным законом органами государственной власти и (или) организациями для размещения в государственном адресном реестре.
Частью 6 статьи 9 Закона N 443-ФЗ предусмотрена обязанность оператора Федеральной информационной адресной системы при выявлении в ходе оказания государственных и муниципальных услуг факта отсутствия в государственном адресном реестре сведений об адресе направлять в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, орган местного самоуправления уведомление о необходимости внести в государственный адресный реестр соответствующие сведения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2014 N 384 "Об определении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы и использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, а также оператора федеральной информационной адресной системы" оператором ФИАС является Федеральная налоговая служба.
В соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, а также установление нумерации домов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
По смыслу Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ заявитель обязан подготовить пакет документов в соответствии с утвержденным перечнем и представить его в уполномоченный орган, а все иные необходимые действия подлежат исполнению самим органом в целях обеспечения надлежащего и своевременного предоставления услуги.
Выявление инспекцией N 12 факта отсутствия информации об адресе в государственном адресном реестре не может являться основанием для отказа в предоставлении государственной услуги (государственной регистрации).
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали решение инспекции N 12 от 03.12.2021 N 38298А не соответствующим закону, нарушающим права и законные интересы общества.
Ссылки подателя кассационной жалобы на неправильное применение судами норм материального права подлежат отклонению, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Учитывая изложенное, основания для отмены решения и постановления судов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2022 по делу N А14-1520/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, а также установление нумерации домов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
По смыслу Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ заявитель обязан подготовить пакет документов в соответствии с утвержденным перечнем и представить его в уполномоченный орган, а все иные необходимые действия подлежат исполнению самим органом в целях обеспечения надлежащего и своевременного предоставления услуги."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26 апреля 2023 г. N Ф10-1623/23 по делу N А14-1520/2022