город Калуга |
|
12 мая 2023 г. |
Дело N А68-8945/2022 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе судьи Крыжской Л.А.,
рассмотрев в порядке части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 по делу N А68-8945/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УК Советского района" (далее - ООО "УК Советского района", общество, управляющая компания, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (далее - Росимущество, управление, ответчик) о взыскании задолженности в размере 9 421,24 руб. по уплате за период с 01.11.2021 по 30.06.2022 взносов на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома (далее - МКД), расположенного по адресу: г. Орел, ул. Игнатова, д. 31, в котором находится нежилое помещение общей площадью 118,6 кв.м, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, расходов по оплате государственной пошлины.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 19.10.2022, принятым путем подписания резолютивной части, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
По заявлению ответчика судом составлено мотивированное решение от 25.11.2022.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 решение суда области изменено, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: "Взыскать с Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях в пользу общества с ограниченной ответственностью "УК Советского района" задолженность в размере 9 421,24 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.".
Управление, не соглашаясь с апелляционным постановлением по делу, ссылаясь на его незаконность и необоснованность ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального и процессуального права, обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит судебный акт апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Кассатор не согласен с оценкой, данной судом имеющимся в деле доказательствам, и сделанными на ее основе выводами. В обоснование жалобы, ссылаясь на статью 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункт 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указывает на отсутствие в спорный период бюджетного финансирования и заключенного в установленном законом порядке государственного контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ (в редакции Федерального закона N 451-ФЗ от 28.11.2018 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") и с учетом разъяснений, приведенных в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", суд кассационной инстанции рассматривает кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, единолично, без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, Российская Федерация является собственником нежилого помещения площадью 118,6 м, инвентарный N 54:401002:000007190, расположенного в многоквартирном доме по адресу: г. Орел, ул. Игнатова, д. 31, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Истец с 01.01.2016 осуществляет функции по управлению указанным многоквартирным домом на основании Протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N б/н от 31.12.2015 и договора управления данным многоквартирным домом от 22.01.2016.
Истец утверждает, что у ответчика образовалась задолженность по внесению платежей за содержание и ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома за период с 01.11.2021 по 30.06.2022 в сумме 9 421,24 руб., в том числе: содержание и текущий ремонт общего имущества - 7 830,44 руб., холодное водоснабжение многоквартирного дома - 67,84 руб.; электроснабжение многоквартирного дома - 1 522,96 руб.
Направленная управляющей компанией в адрес управления претензия оставлена последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Истец произвел расчет платы за жилищно-коммунальные услуги, в соответствии с:
- Постановлением Администрации города Орла от 15.11.2013 N 5213 "О плате за помещение для собственников и нанимателей в многоквартирных домах" с учетом изменений, внесенных Постановлением Администрации города Орла от 11.03.2022 N 1173 "О внесении изменений в постановление Администрации города Орла от 15.11.2013 N 5213";
- Постановлением Правительства Орловской области от 10.02.2017 N 38 "Об утверждении нормативов потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме";
- Постановление Правительства Орловской области от 27.10.2016 N 423 "Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме";
- Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанций руководствовался статьями 210, 249, 290 ГК РФ, статьями 4, 10, пунктом 1 статьи 36, статьей 37, пунктами 1, 2 статьи 39, статьями 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктами 28, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), согласно которым собственник помещения в силу закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества, а также за коммунальные ресурсы, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
По смыслу вышеуказанных норм права, начисление ответчику платы за предоставленные услуги истец должен произвести с учетом цен, установленных общим собранием собственников помещений многоквартирного дома. При этом, истец не должен доказывать размер фактических расходов, возникших у него в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Судом принято во внимание, что между собственниками помещений в рассматриваемом МКД и истцом заключен договор управления МКД, в соответствии с которым истец приступил к выполнению услуг по управлению домом.
Из пункта 4 статьи 162 ЖК РФ следует, что условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из дела следует, что собственником спорного помещения является Российская Федерация.
Согласно статье 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Функции по управлению государственным имуществом, расположенным на территории Орловской области возложены на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, что следует из Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 469.
Таким образом, в спорном периоде истец, как управляющая компания, оказывал услуги по содержанию общего имущества в МКД, доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
Представленный расчет проверен судом, признан арифметически верным и соответствующим требованиям действующего законодательства. Ответчиком данный расчет по существу не опровергнут, контррасчет не представлен.
В силу разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", взыскание по настоящему судебному решению должно осуществляться с Российской Федерации в лице МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, за счет средств федерального бюджета, выделяемых управлению на реализацию соответствующих полномочий и осуществление возложенных на него функций.
Ссылка ответчика на отсутствие в спорном периоде бюджетного финансирования и заключенного в установленном законом порядке государственного контракта, не может быть принята во внимание судом округа, поскольку исходя из правовой позиции в пункте 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, обязательство собственника помещения в здании по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных отношений и заключением государственного (муниципального) контракта (статьи 210, 249 ГК РФ, статьи 36, 153, 158 ЖК РФ). Отсутствие со стороны собственника помещения в многоквартирном доме действий по заключению контракта в целях исполнения своей обязанности по несению расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме не является основанием для освобождения от внесения соответствующей платы на содержание. Обязанность собственника участвовать соразмерно своей доле в издержках по содержанию, ремонту и сохранению общего имущества здания прямо предусмотрена законом и не может быть обусловлена наличием или отсутствием договорных отношений.
Кроме того, в силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а также пункта 10 Правил N 491, выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома являются для управляющей компании обязательными в силу закона, в связи с чем она не могла отказаться от выполнения данных действий даже в отсутствие государственного (муниципального) контракта.
Доводов, заслуживающих внимания в целях проверки законности и обоснованности состоявшегося по делу судебного акта, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 по делу N А68-8945/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.А. Крыжская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Компания, управляющая МКД, потребовала взыскать с органа власти взносы на содержание и ремонт общего имущества дома, в котором располагалось федеральное помещение.
Возражая, ответчик сослался на то, что взносы не платили, т. к. в спорный период не было бюджетного финансирования, а также заключенного госконтракта.
Три инстанции сочли требования обоснованными.
Федеральное помещение находится в МКД, которым управляет истец. Ответчик, действуя от имени собственника - Российской Федерации, обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
Условия договора управления МКД устанавливают одинаковыми для всех собственников помещений в доме. Соответственно, плата ответчику начисляется в соответствии с решением общего собрания таких собственников. При этом УК не обязана доказывать размер расходов, возникших у нее из-за содержания общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников.
Несовершение ответчиком действий по заключению госконтракта для несения спорных расходов не является основанием, чтобы освободить его от таких затрат, т. к. обязанность их оплачивать прямо предусмотрена законом.
Кроме того, оказание услуг по содержанию общего имущества в МКД является для УК обязанностью по закону. Поэтому истец не мог отказаться от их выполнения даже в отсутствие госконтракта.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12 мая 2023 г. N Ф10-1362/23 по делу N А68-8945/2022