город Калуга |
|
27 июня 2023 г. |
Дело N А14-11106/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.06.2023.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Леоновой Л.В.,
судей Бессоновой Е.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола помощником судьи Кравченко Е.Ю.,
при участии представителей:
от Прокуратуры Воронежской области в интересах муниципального образования - Усманского 1-го сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1023600936402, ИНН 3616001222)- Гарин В.Н. (удостоверение);
от Администрации Усманского 1-го сельского поселения Новоусманского
муниципального района Воронежской области (ОГРН 1023600936402, ИНН 3616001222)-не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от акционерного общества "Воронежское похоронное бюро" (ОГРН 1153668060590, ИНН 3665116466) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу акционерного общества "Воронежское похоронное бюро" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2023 по делу N А14-11106/2022,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Воронежской области в интересах муниципального образования - в лице Усманского 1-го сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области (далее - прокуратура) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации Усманского 1-го сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области, к акционерному обществу "Воронежское похоронное бюро" (далее - АО "Воронежское похоронное бюро", общество) о признании недействительным муниципального контракта по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела от 14.04.2021.
постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2023, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела; считает, что поскольку федеральным законодательством не определен порядок создания специализированных служб по вопросам похоронного дела, их организационно-правовая форма, следовательно, органы местного самоуправления не ограничены в правовой регламентации соответствующих вопросов; заключение оспариваемого муниципального контракта посредством проведения конкурса как раз и направлено на соблюдение требований законодательства о защите конкуренции, поскольку всем хозяйствующим субъектам, независимо от их организационно-правовой формы, предоставлена возможность оказывать населению услуги в сфере похоронного дела.
Изучив материалы дела, доводы, содержащиеся в жалобе, отзыв на жалобу, выслушав пояснения представителя, явившегося в судебное заседание, проверив законность судебных актов по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного открытого конкурса в электронной форме 14.04.2021 между администрацией Усманского 1-го сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области (заказчик) и АО "Воронежское похоронное бюро" (исполнитель) был заключен муниципальный контракт N 131300041021000020.2021.02, предметом которого является предоставление исполнителем услуг, предусмотренных гарантированным перечнем услуг по погребению на территории Воленского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области, в соответствии с требованиями, установленными заказчиком (пункт 1.1 контракта).
Согласно пункту 1.2 контракта ПАО "Воронежское похоронное бюро" приняло на себя полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела по предоставлению услуг, предусмотренных гарантированным перечнем услуг по погребению.
Цена контракта составляет 1 руб. (пункт 2.1 контракта), также в цену контракта включена стоимость всех затрат исполнителя, необходимых для выполнения им своих обязательств по контракту.
Согласно пункту 2.5 контракта стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств соответствующих фондов, указанных в данном пункте контракта.
Пунктом 4.2.1 контракта установлено, что исполнитель вправе получать возмещение оказанных услуг согласно подпунктам 1.2, 2.5 настоящего контракта.
Полагая, что указанный контракт противоречит требованиям закона и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг от созданной в установленном порядке органом местного самоуправления специализированной службы, основываясь на положениях статьи 52 АПК РФ, прокуратура Воронежской области обратилась с вышеуказанным требованием в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленное требование исходили из следующего.
Как следует из содержания статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и пункта 11 статьи 2 Закона Воронежской области от 10.11.2014 N 148-ОЗ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.
Согласно части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В силу части 4 статьи 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с Законом N 8-ФЗ реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Закона N 8-ФЗ).
При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности; погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, связанные с погребением умерших (статья 12 Федерального закона N 8-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона, стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001"О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" специализированные службы на безвозмездной основе оказывают перечисленные в пункте 1 статье 9 Федерального закона N 8-ФЗ услуги по погребению. Отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям недопустим. Органы местного самоуправления обязаны выделять специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.
Из вышеприведенных взаимосвязанных положений Федерального закона N 131-ФЗ и Федерального закона N 8-ФЗ с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Закона N 8-ФЗ), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 приведенного закона).
Следовательно, Администрация Усманского 1-го сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области не наделена полномочиями по делегированию вопроса организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в рамках договорных отношений с коммерческой организацией - АО "Воронежское похоронное бюро".
Таким образом, суды обоснованно признали наделение общества статусом и полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела противоречащим действующему законодательству, нарушающим установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также права неопределенного круга лиц, указанных в законе, на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг от созданной в установленном порядке органом местного самоуправления специализированной службы.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судами при разрешении спора по существу, им дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела в суде.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых актов не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2023 по делу N А14-11106/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001"О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" специализированные службы на безвозмездной основе оказывают перечисленные в пункте 1 статье 9 Федерального закона N 8-ФЗ услуги по погребению. Отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям недопустим. Органы местного самоуправления обязаны выделять специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.
Из вышеприведенных взаимосвязанных положений Федерального закона N 131-ФЗ и Федерального закона N 8-ФЗ с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Закона N 8-ФЗ), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 приведенного закона)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27 июня 2023 г. N Ф10-2656/23 по делу N А14-11106/2022