г. Калуга |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А84-6766/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.06.2023.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г., |
судей |
Белякович Е.В., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Морозова А.П.,
Дементьевой Т.А. |
при участии в судебном заседании: |
|
от истца - ОООТ "СК "СтройЮг" |
не явились, извещены надлежаще; |
от ответчика - ГКУ ГС "ЕДКС" от третьих лиц: |
Шадрина Т.В. (дов. от 24.03.2023); не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу государственного казенного учреждения города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023 по делу N А84-6766/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью строительная компания "СтройЮг" (далее - истец, ООО "СК "СтройЮг", ОГРН 1106164005540, ИНН 6164300950) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к государственному казенному учреждению города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" (далее - ответчик, ГКУ ГС "ЕДКС", Учреждение, ОГРН 1149204015058, ИНН 9204007681) о взыскании убытков в размере 709 879,00 руб. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
В свою очередь, Учреждение обратилось со встречным иском к ООО СК "СтройЮг" о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 185 094,71 руб. за период с 11.12.2020 по 22.04.2021.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 10.10.2022 с Учреждения в пользу ООО СК "СтройЮг" взысканы убытки в размере 709 879,00 руб. С ООО СК "СтройЮг" в пользу Учреждения взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 185 094,71 руб. В результате зачета удовлетворенных исковых требований по первоначальному и встречному искам с Учреждения в пользу ООО СК "СтройЮг" взысканы денежные средства в размере 524 784,29 руб.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023 решение Арбитражного суда города Севастополя от 10.10.2022 оставлено без изменения.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023 отменить в части и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначального иска.
В обоснование своей правовой позиции кассатор указывает на то, что по соглашению о расторжении государственного контракта от 12.11.2020 стороны взаимных претензий друг к другу не имеют. По мнению заявителя, обращение к Учреждению с настоящим иском после того, как стороны подписали соглашение о расторжении контракта на указанных выше условиях, является злоупотреблением правом.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
В порядке части 3 статьи 284 АПК РФ, судебное заседание проведено в отсутствие истца и третьих лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (в том числе, в публичном порядке путем размещения информации на официальном интернет-сайте окружного суда).
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы, ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Учреждением (заказчик) и ООО "СтройЮг" (подрядчик) заключен контракт от 18.11.2019 N 14-СМР/2019 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство ветеринарной лечебницы (лабораторно-административного корпуса) по адресу ул. Бутырская, 9" (далее - Контракт), в соответствии с пунктом 1.1 которого подрядчик принимает на себя обязательства в установленный Контрактом срок по заданию Заказчика выполнить строительно-монтажные работы по объекту: "Строительство ветеринарной лечебницы (лабораторно-административного корпуса) по адресу ул. Бутырская, 9" (далее - объект), а заказчик обязуется принять результат выполненных работ и обеспечить их оплату в соответствии с условиями и в пределах цены Контракта.
Согласно пункту 1.3. Контракта результатом выполненных работ по Контракту, является построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектно-сметной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1. Контракта цена Контракта составляет: 39301244,70 руб.
Согласно пункту 3.1. Контракта сроки выполнения работ (определенного этапа работ), предусмотренные настоящим Контрактом выполняются в соответствии с утвержденным Графиком выполнения работ.
Срок окончания работ - не позднее 01.12.2020 (пункт 3.2 Контракта).
Согласно пункту 5.2. Контракта заказчик принимает на себя обязательства:
5.2.1. В течение 10 (десяти) рабочих дней с момента заключения Контракта предоставить подрядчику на период строительства объекта строительную площадку по акту о передаче строительной площадки;
5.2.2. В течение 10 (десяти) рабочих дней с даты предоставления подрядчиком на согласование Графика выполнения работ, Графика оплаты выполненных работ, Перечня видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по строительству объекта, согласовать вышеуказанные документы, либо направить подрядчику замечания к их содержанию и (или) оформлению с указанием срока устранения замечаний.
5.2.2.1. В течение 10 (десяти) рабочих дней утвердить дополнительным соглашением к Контракту согласованные График выполнения работ, График оплаты выполненных работ и Перечень видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по строительству объекта;
5.2.2.2. В течение 10 (десяти) рабочих дней с даты предоставления подрядчиком на согласование рабочей сметы по объекту согласовать вышеуказанные документы и утвердить дополнительным соглашением к Контракту, либо направить подрядчику замечания к их содержанию и (или) оформлению с указанием срока устранения замечаний. В случае выявления замечаний сторон общий срок согласования не должен составлять более 30 (тридцати) календарных дней.
5.2.3. После подписания настоящего Контракта в течение 10 (десяти) рабочих дней передать Подрядчику по акту следующие документы:
а) утвержденную "в производство работ" проектно-сметную документацию в полном объеме в бумажном виде в 2 (двух) экземплярах, или в электронном виде;
б) копию разрешения на строительство (в случаях, когда такое разрешение должно быть выдано) - в 1 (одном) экземпляре;
в) копию документа заказчика, оформленного в установленном порядке, о назначении своего ответственного представителя технического контроля и надзора за строительством - в 1 (одном) экземпляре.
5.2.4. В случае получения замечаний в письменной форме в соответствии с положениями настоящего Контракта заказчик обязан устранить данные замечания в течение 10 (десяти) рабочих дней, либо направить мотивированный отказ.
Срок действия Контракта установлен в пункте 16.2 Контракта до 31.12.2020.
Между сторонами заключено дополнительное соглашение от 05.12.2019 N 1, где в соответствии с пунктом 5.2.2.1 Контракта утверждены Приложение N 1 "График выполнения работ", Приложение N 2 "График оплаты выполненных работ", Приложение N 3 "Перечень видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по строительству объекта".
Согласно представленному графику выполнения работ срок окончания работ по договору установлен сторонами до 01.12.2020.
Платежным поручением от 04.12.2019 N 577380 Учреждение перечислило подрядчику аванс (30% от стоимости работ) в сумме 11 790 373,41 руб.
Учреждение приняло решение от 08.06.2020 N 2945 об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ в связи с неоднократными нарушениями подрядчиком сроков выполнения работ, которое 10.06.2020 разметило в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) на сайте https://zakupki.gov.ru.
ООО "СтройЮг" предоставило заказчику в качестве обеспечения исполнения Контракта банковскую гарантию от 03.07.2020 N 3497.
Учреждение направило в адрес "Акционерного коммерческого банка "Держава" публичное акционерное общество" (далее - Банк, гарант) требование от 03.07.2020 N 3497 об уплате денежной суммы по банковской гарантии в размере 709 879,00 руб., состоящей из штрафа на сумму 25000,00 руб., а также неустойки за нарушение подрядчиком сроков выполнения работ на сумму 648879,00 руб.
Платежным поручением от 15.07.2020 N 994431 Банк выплатил Учреждению денежные средства в размере 709 879,00 руб.
Банк обратился к ООО "СтройЮг" с требованием от 16.07.2020 N 2166 о возмещении сумм, уплаченных бенефициару по банковской гарантии в размере 709879,00 руб.
Платежным поручением от 26.04.2021 N 870 ООО "СтройЮг" перечислило Банку сумму в размере 709 879 руб., уплаченную Учреждению по банковской гарантии.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Севастополя от 09.11.2020 по делу N А84-2914/2020 решение Учреждения от 08.06.2020 об одностороннем отказе от исполнения контракта признано недействительным.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 09.11.2020 по делу N А84-2914/2020 установлено, что фактическая возможность производства работ поставлена в зависимость от действий заказчика, касающихся предоставления доступа на территорию, выделения площадей, предоставления необходимых материалов, исходных данных, информации, непосредственно касающейся производства работ. Несвоевременное исполнение заказчиком своих обязанностей по Контракту, привело к невозможности исполнения подрядчиком работ, предусмотренных Контрактом, при этом подрядчик уведомлял заказчика о наличии препятствий в выполнении работ; о невозможности дальнейшего выполнения работ.
После данного судебного разбирательства между ООО "СтройЮг" и Учреждением подписано соглашение от 12.11.2020 о расторжении Контракта.
Согласно пунктам 2, 3, 4 Соглашения о расторжении Контракта от 12.11. 2020 года стороны признают, что заказчик перечислил подрядчику авансовый платеж (платежное поручение от 04.12.2019 N 577380) в размере 11 790 373,41 руб. Стороны признают, что подрядчиком работы не выполнялись, остаток неосвоенного аванса составляет 11 790 373,41 руб. (пункт 3 Соглашения о расторжении). Подрядчик обязуется в срок до 10.12.2020 перечислить неосвоенные денежные средства в размере 11790373,41 руб. в случае просрочки возврата платежа подрядчик несет ответственность в соответствии со статьей 395 ГК РФ.
В пункте 5 Соглашения о расторжении Контракта указано, что стороны не имеют взаимных претензий, связанных с исполнением и прекращением Контракта за исключением обязанности подрядчика вернуть неосвоенный аванс в соответствии с пунктом 3 Соглашения.
ООО "СтройЮг" обратилось к Учреждению с претензией от 21.05.2021, в которой требовало возместить убытки в виде уплаченной денежной суммы по банковской гарантии в размере 709879,00 руб.
Поскольку требования претензии не были исполнены, ООО "СтройЮг" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском о взыскании убытков; а Учреждение обратилось со встречным иском о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными за просрочку возврата неотработанного аванса.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, устанавливая соответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку решение и постановление не оспариваются кассатором в части удовлетворения встречного иска, обжалуемые судебные акты в указанной части не являются предметом исследования и оценки окружного суда в силу ст. 286 АПК РФ, и не подлежат пересмотру.
Удовлетворяя первоначальный иск ООО СК "СтройЮг" к Учреждению, суды правомерно руководствовались нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), статьей 375.1 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно пункту 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу части 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Согласно пункту 29 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, по смыслу положений пунктов 1 и 2 статьи 381.1 ГК РФ, статей 94, 96 Закона N 44-ФЗ размер суммы удерживаемого обеспечения напрямую взаимосвязан с размером имеющихся у заказчика конкретных требований к исполнителю (поставщику, подрядчику), поскольку внесенные исполнителем денежные средства должны обеспечивать требование в том объеме, какое оно имеет к моменту удовлетворения.
По требованию Учреждения от 03.07.2020 N 3497 об уплате денежной суммы по банковской гарантии в размере 709879,00 руб., состоящей из штрафов на сумму 25000,00 руб. и пени за нарушение сроков выполнения работ на сумму 648879,00 руб., Банк платежным поручением от 15.07.2020 N 994431 выплатил Учреждению сумму в 709879,00 руб.
Платежным поручением от 26.04.2021 N 870 ООО "СтройЮг" возместило Банку сумму в размере 709879 руб., уплаченную Учреждению по банковской гарантии.
Вместе с тем, ООО "СтройЮг" указывает на необоснованность взыскания с него пени и штрафов, так как вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Севастополя от 09.11.2020 по делу N А84-2914/2020, в котором участвовали стороны по настоящему делу, установлены обстоятельства отсутствия просрочки подрядчика в выполнении работ в связи с допущенной заказчиком просрочкой в исполнении встречных обязательств и отсутствие вины подрядчика в нарушении обязанностей, не имеющих стоимостного выражения, за что заказчик начислил и взыскал штрафы в размере 25000,00 руб.
Пунктом 30 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, пунктом 16 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019, разъяснено, что получение заказчиком денежных сумм по банковской гарантии в объеме, предусмотренном такой гарантией, не лишает исполнителя права на возмещение убытков в виде разницы между выплаченной суммой и размером имущественных требований, имевшихся у заказчика в соответствии с обеспечиваемым гарантией обязательством.
Согласно статье 375.1 ГК РФ бенефициар обязан возместить гаранту или принципалу убытки, которые причинены вследствие того, что представленные им документы являлись недостоверными либо предъявленное требование являлось необоснованным.
Из буквального толкования содержания пункта 5 Соглашения о расторжении Контракта не следует, что стороны отказываются от применения мер ответственности за ненадлежащее исполнение или неисполнение Контракта.
В пункте 5 Соглашения стороны указали, что не имеют взаимных претензий, связанных с исполнением и прекращением Контракта.
Вместе с тем, убытки у подрядчика возникли после заключения Соглашения о расторжении Контракта от 12.11.2020, в связи возмещением ООО "СтройЮг" 26.04.2021 Банку суммы 709879 руб., уплаченной Банком Учреждению по банковской гарантии.
Таким образом, довод Учреждения о том, что ООО "СтройЮг", предъявив иск о взыскании убытков, нарушает пункт 5 Соглашения и злоупотребляет правом, обоснованно отклонен судами на основании вышеизложенного.
Убытки ООО "СтройЮг" составляют денежные суммы, выплаченные Учреждению из средств банковской гарантии в размере 709 879,00 руб., в том числе: пеня за нарушение сроков выполнения работ в размере 648 879,00 руб., штрафы в размере 25 000,00 руб.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно части 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В заключенном сторонами Контракте согласованы два условия о начислении пени за нарушение подрядчиком сроков выполнения работ: пункт 13.13 Контракта (за нарушение сроков строительства объекта) в размере от 0,1 процента до 0.3 процента стоимости Контракта) и пункт 13.16, содержание которого соответствует части 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ.
В расчете суммы, включенной в требование от 03.07.2020 N 3497 об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии от 13.11.2019 N БГ-343738/2019, Учреждение не указало пункт Контракта, на основании которого оно начислило пеню за период с 30.12.2019 по 19.06.2020 в размере 684879,00 руб. Но в качестве ставки пени Учреждением применялась одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (1/300 от 4,5%).
Однако, в нарушение пункта 13.16 Контракта пеня по вышеуказанной ставке начислена за просрочку выполнения каждого вида работ согласно сметной стоимости соответствующего вида работ (например, организация временных сетей, подготовка территории, земляные работы, монтаж наружного водопровода, монтаж наружной канализации-выпуски, устройство фундаментов и прямиков и т.п).
Весте с тем, как установили суды двух инстанций, условиями Контракта не предусмотрена сдача-приемка подрядчиком заказчику работ по отдельным видам.
Перечисленные в расчете к требованию от 03.07.2020 N 3497 об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, виды работ, за просрочку которых Учреждение начислило пеню, не соответствуют и утвержденному сторонами графику производства работ от 13.04.2020.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 405, пунктом 1 статьи 406 ГК РФ и пунктом 9 статьи 34 Закона N 44-ФЗ подрядчик (исполнитель) не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора (государственного заказчика).
В пункте 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017) разъясняется, что при не совершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
Вступившим в законную силу статья 759 ГК РФ), которые необходимы были для исполнения Контракта.
Согласно пункту 3.2 Контракта срок начала работ определен с момента передачи строительной площадки в соответствии с пунктом 5.2.1 Контракта и подписания соответствующего акта о передаче строительной площадки между подрядчиком и заказчиком.
Заказчик исполнил свое обязательство по своевременной передаче рабочей документации в полном объеме с просрочкой на 30 дней по акту приема-передачи от 26.12.2019.
На основании переданной заказчиком проектной документации подрядчик выполнил входной контроль проектной документации, согласно которому было выявлено более 100 несоответствий, что подтверждается письмом от 05.12.2019 N 9/В (вх. от 06.12.2019 N 3060/П). Одним из недостатков переданной проектной документации было отсутствие проекта организации дорожного движения (ПОДД), являющегося одним из разделов проектной документации.
Во исполнение условий пункта 6.2.4 Контракта после получения по акту приема-передачи рабочей документации от 26.12.2019, подрядчик направил заказчику замечания к ПОС с указанием на невозможность разработки Проекта производства работ (от 10.01.2020 N 19/В) до устранения замечаний или разъяснений со стороны заказчика. Замечания заказчиком не устранены.
В нарушение условий пункта 5.2.11 Контракта заказчик не оказал содействия подрядчику в решении вопроса о подключении объекта к системам канализации и водоснабжения. Ответ заказчика на письмо от 18.02.2020 N 48/В получен не был.
В нарушение условий пункта 5.2.11 Контракта не оказано содействия Подрядчику во временном технологическом присоединении к электрическим сетям. В связи с тем, что Подрядчик не является правомочным владельцем (собственником) строящегося объекта, подать заявку на временное технологическое присоединение, ввиду отсутствия необходимой документации, не представлялось возможным. Подрядчиком направлено письмо от 08.05.2020 N 80/В.
В нарушение условий пункта 5.2.11 Контракта заказчиком не оказано содействия Подрядчику в решении вопроса о возможности продолжения выполнения работ, ввиду выявленного подрядчиком несоответствия обнаруженного типа грунта инженерно-геологическим изысканиям, содержащимся в составе проектной документации, что стало препятствием дальнейшему производству работ, так как создают угрозу безопасности объекта капитального строительства, на основании чего подрядчиком были приостановлены работы. О выявленном обстоятельстве подрядчик уведомлял заказчика письмами от 14.05.2020 N 82/В, от 21.05.2020 N 89/В, от 05.06.2020 N 95/В.
Заказчик не направил каких-либо ответов на письма подрядчика от 14.05.2020 N 82/В, от 21.05.2020 N 89/В.
В ответе от 15.06.2020 на письмо от 05.06.2020 N 95/В заказчик запросил дополнительные документы, которые были предоставлены Подрядчиком (письмо от 16.06.2020 N 103/В).
Однако ответ от 15.06.2020 заказчик направил подрядчику уже после принятия решения от 08.06.2020 об одностороннем отказе от исполнения государственного Контракта.
Уже после того, как заказчик принял решение от 08.06.2020 об одностороннем отказе от исполнения Контракта, подрядчик 07.07.2020 получил итоговое заключение по результатам инженерно-геологического испытания физико-механических свойств грунта, подтвердившее несоответствие типа грунта проектному.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда; указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Проанализировав поведение заказчика, учитывая, что подрядчик действовал с той степенью заботливости и осмотрительности, которая необходима, а заказчик должного содействия в выполнении работ не оказал, принимая во внимания обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Крым от 09.11.2020 по делу N А84-2914/2020, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае ООО "СтройЮг" не несет ответственности за просрочку выполнения работ в виде пени, начисленной заказчиком за период с 30.12.2019 по 19.06.2020 в размере 684879,00 руб.
Следовательно, указанная сумма, выплаченная ООО "СтройЮг" Банку, вследствие предъявления бенефициаром (Учреждением) необоснованного требования к гаранту, является убытками истца (реальным ущербом).
Кроме того, в требование Учреждения о выплате по банковской гарантии также включена сумма штрафа в размере 25000,00 руб. за пять выявленных нарушений:
1) в нарушение пункта 6.2.1 Контракта в течение 10 рабочих дней не передана на согласование Заказчику Рабочая смета;
2) в нарушение пункта 6.2.3 Контракта в течение 10 рабочих дней не осуществлен входной контроль проектно-сметной документации;
3) в нарушение пункта 6.2.4 Контракта в течение 10 рабочих дней не предоставлен Заказчику Проект производства работ, утвержденный Подрядчиком;
4) в нарушение пункта 6.2.18.1 Контракта не выполнены работы по выносу в натуру (на местность) границ земельного участка, линий отступа от красных линий и не представлены Заказчику результат работ;
5) в нарушение пункта 21.4 Контракта Подрядчик не исполнил обязанность по предоставлению информации о ходе выполнения работ на объекте через автоматизированную информационную систему контроля (АСК) за ходом исполнения мероприятий Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года" и организовать в указанных целях видеонаблюдение на объекте с выводом видеосигнала в АСК.
Пунктом 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
В силу пунктов 1, 2 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности; лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства; отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Относительно начисления штрафа за нарушение Подрядчиком пункта 6.2.1 Контракта (в течение 10 рабочих дней с момента подписания Контракта не передана на согласование заказчику рабочая смета) судами отмечено следующее.
Как указывалось выше, по переданной заказчиком проектной документации подрядчик выполнил входной контроль, согласно которому было выявлено более 100 несоответствий, что подтверждается письмом от 05.12.2019 N 9/В (вх. от 06.12.2019 N 3060/П).
Рабочую документацию заказчик передал подрядчику по акту приема-передачи от 26.12.2019 после неоднократных направлений писем в адрес заказчика с просьбой предоставить рабочую документацию (от 06.12.2019 N 10/В, от 10.12.2019 N 12-В, от 18.12.2019 N 16-В).
Таким образом, при ненадлежащем исполнении заказчиком обязанностей по предоставлению проектной и рабочей документации (в частности, рабочая документация передана с просрочкой в 30 дней) подрядчик объективно не имел возможности в 10-дневный срок с момента заключения Контракта передать заказчику рабочую смету.
Таким образом, начисление штрафа в размере 5000,00 руб. за неисполнение подрядчиком пункта 6.2.1 Контракта не обоснованно.
Начисление заказчиком штрафа в размере 5000,00 руб. за нарушение подрядчиком пункта 6.2.3 Контракта (в течение 10 рабочих дней не осуществлен входной контроль проектно-сметной документации) судами также признано не обоснованным, поскольку заказчик передал подрядчику проектную документацию по акту приема-передачи лишь 27.11.2019. Подрядчик выполнил входной контроль проектной документации в предусмотренный пунктом 6.2.3 Контракта срок и направил заказчику письмо от 05.12.2019 N 9/В с перечнем замечаний (вх. Учреждения от 06.12.2019 N 3060/П). По состоянию на 09.06.2020 ответ от заказчика на указанные замечания так и не был получен.
Начисление штрафа за не предоставление заказчику в течение 10 рабочих дней с момента заключения Контракта утвержденного подрядчиком проекта производства работ (пункт 6.2.4 Контракта) также признан не обоснованным, поскольку проект производства работ (ППР) составляется на основании проекта организации строительства (ПОС). Согласно пункту 5.7.6 СП 48.13330.2011 исходными материалами для разработки проектов производства работ являются проект организации строительства и необходимая рабочая документация. Как было указано выше, во исполнение условий пункта 6.2.4 Контракта после получения по акту приема-передачи рабочей документации от 26.12.2019, подрядчиком был осуществлен входной контроль рабочей документации, в результате которого подрядчик направил заказчику замечания к ПОС с указанием на невозможность разработки проекта производства работ (от 10.01.2020 N 19/В) до устранения замечаний или разъяснений со стороны заказчика. По состоянию на 09.06.2020 ответ от заказчика так и не был не получен.
Относительно начисленного заказчиком штрафа за нарушение пункта 6.2.18.1 Контракта (не выполнены работы по выносу в натуру (на местность) границы земельного участка, линий отступа от красных линий и не представлены заказчику результаты работ) судами отмечено следующее.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Крым от 09.11.2020 по делу N А84-2914/2020 установлено, что ООО "СтройЮг" письмом от 28.01.2020 N 26/В направлял заказчику акт отступа от красных линий и схему координат красной линии, на котором имеется отметка Учреждения о принятии (вх. от 29.01.2020 N 321), а также подписи уполномоченных лиц (представителей заказчика).
Таким образом, Подрядчиком выполнены работы по выносу в натуру (на местность) границ земельного участка, линий отступа от красных линий.
Кроме того, подрядчик повторно направил заказчику акт отступа от красных линий и схему координат красной линии с письмом от 23.03.2020 N 67/В.
Относительно начисления штрафа за нарушение подрядчиком пункта 21.4 Контракта (неисполнения обязанности по предоставлению информации о ходе выполнения работ на объекте через автоматизированную систему контроля (АСК) за ходом исполнения мероприятий Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года" и организации в указанных целях видеонаблюдения на объекте с выводом в АСК), подрядчик указал на установление на объекте видеонаблюдения. Однако для вывода сигнала в АСК отсутствуют необходимые технические условия, которые в свою очередь в соответствии с ГрК РФ и СП 48.13330.2011 должны быть предоставлены заказчиком, что не было исполнено.
Вышеуказанные обстоятельства также установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Севастополя от 09.11.2020 по делу N А84-2914/2020.
Данные факты заказчиком в настоящем деле документально не опровергнуты в порядке статей 9 и 65 АПК РФ.
Учитывая вышеизложенное, основания для удержания из суммы банковской гарантии штрафов в общем размере 25000,00 руб. у Учреждения отсутствовали, в связи с чем, суды правомерно удовлетворили исковое требование ООО "СтройЮг" о взыскании с Учреждения необоснованно полученных бенефициаром по гарантии средств в размере 709879,00 руб. на основании статей 15, 375.1 ГК РФ.
Убедительных доводов, основанных на доказательной базе, и позволяющих отменить или изменить оспариваемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм права и не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке (п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Поскольку при подаче кассационной жалобы Учреждению была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в связи с рассмотрением кассационной жалобы в размере 3000 рублей в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит взысканию с Учреждения в доход федерального бюджета.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023 по делу N А84-6766/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Государственного казенного учреждения города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" (ОГРН 1149204015058, ИНН 9204007681) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в размере 3000,00 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
Е.В. Белякович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Относительно начисления штрафа за нарушение подрядчиком пункта 21.4 Контракта (неисполнения обязанности по предоставлению информации о ходе выполнения работ на объекте через автоматизированную систему контроля (АСК) за ходом исполнения мероприятий Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года" и организации в указанных целях видеонаблюдения на объекте с выводом в АСК), подрядчик указал на установление на объекте видеонаблюдения. Однако для вывода сигнала в АСК отсутствуют необходимые технические условия, которые в свою очередь в соответствии с ГрК РФ и СП 48.13330.2011 должны быть предоставлены заказчиком, что не было исполнено.
Вышеуказанные обстоятельства также установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Севастополя от 09.11.2020 по делу N А84-2914/2020.
Данные факты заказчиком в настоящем деле документально не опровергнуты в порядке статей 9 и 65 АПК РФ.
Учитывая вышеизложенное, основания для удержания из суммы банковской гарантии штрафов в общем размере 25000,00 руб. у Учреждения отсутствовали, в связи с чем, суды правомерно удовлетворили исковое требование ООО "СтройЮг" о взыскании с Учреждения необоснованно полученных бенефициаром по гарантии средств в размере 709879,00 руб. на основании статей 15, 375.1 ГК РФ.
...
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм права и не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке (п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28 июня 2023 г. N Ф10-2803/23 по делу N А84-6766/2021