Распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 7 октября 2021 г. N 565-р
"Об утверждении Долговой политики Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях эффективного управления государственным долгом Кемеровской области - Кузбасса:
1. Утвердить прилагаемую Долговую политику Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
2. Признать утратившими силу распоряжения Правительства Кемеровской области - Кузбасса:
от 13.11.2020 N 727-р "Об утверждении Долговой политики Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов";
от 25.02.2021 N 109-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 13.11.2020 N 727-р "Об утверждении Долговой политики Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
3. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса".
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя Правительства Кемеровской области - Кузбасса - министра финансов Кузбасса Малахова И.Ю.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу с 01.01.2022.
Первый заместитель Губернатора |
В.Н. Телегин |
Утверждена
распоряжением
Правительства Кемеровской
области - Кузбасса
от 7 октября 2021 г. N 565-р
Долговая политика
Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Под Долговой политикой Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Долговая политика) понимается стратегия управления государственными заимствованиями Кемеровской области - Кузбасса, направленная на эффективное регулирование государственного долга Кемеровской области - Кузбасса (далее - государственный долг), поддержание его объема на оптимальном уровне, минимизацию стоимости его обслуживания, равномерное распределение во времени платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга Кемеровской области - Кузбасса, и снижение влияния долговой нагрузки на бюджет Кемеровской области - Кузбасса.
Основные направления Долговой политики устанавливают факторы, определяющие характер, цели, задачи и инструменты ее реализации, анализ рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом, а также иные положения, установленные в соответствии с правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения в регионе.
1. Итоги реализации Долговой политики за 2020 год и истекший период 2021 года
В связи с сокращением поступлений налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет, обусловленных эпидемиологической ситуацией и увеличением объема расходов на мероприятия, связанные с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции, объем государственного долга по итогам 2020 года вырос и составил 61 800,2 млн. рублей, или 60,1 процента к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год.
Весомые изменения в структуре государственного долга в 2020 году произошли за счет привлечения кредитов в кредитных организациях в размере 23 000 млн. рублей по ставке 5,25 процента годовых со сроками погашения 8 000 млн. рублей в декабре 2021 года и 15 000 млн. рублей в сентябре 2022 года.
Также в 2020 году регионом был привлечен бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах бюджета субъекта в размере 5 958 млн. рублей со сроком возврата не позднее 15.12.2020.
В декабре 2020 года с целью рефинансирования данного бюджетного кредита между Министерством финансов Российской Федерации и Министерством финансов Кузбасса было заключено соглашение о предоставлении бюджету Кемеровской области - Кузбасса бюджетного кредита на сумму 5 958 млн. рублей в соответствии со статьей 2.1 Федерального закона от 12.11.2019 N 367-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 619 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", предусматривающим продление реструктуризации федеральных бюджетных кредитов, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации в 2015-2017 годах, в октябре 2020 года между Министерством финансов Российской Федерации и Министерством финансов Кузбасса было заключено дополнительное соглашение, предусматривающее продление сроков погашения реструктурированной задолженности с 2024 по 2029 год (включительно).
Основными условиями продления периода погашения бюджетных кредитов являются:
1) направление средств, высвобождаемых в результате уменьшения годового объема погашения основного долга по кредитам:
на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики субъекта Российской Федерации, с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции;
на осуществление субъектом Российской Федерации бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов;
на компенсацию снижения по итогам 2020, 2021 годов налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации по сравнению с 2019 годом;
на обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов;
2) обеспечение уровня долговой нагрузки областного бюджета, установленного соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов.
Таким образом, в отношении задолженности Кемеровской области - Кузбасса по бюджетным кредитам в объеме 14 654,1 млн. рублей предоставлена дополнительная отсрочка ее погашения, что позволит снизить нагрузку на областной бюджет по погашению долговых обязательств в 2020-2024 годах.
В текущем году продолжалась реализация мер в целях снижения долговой нагрузки на областной бюджет по погашению долговых обязательств, а именно:
реструктурирована задолженность по бюджетному кредиту, полученному в декабре 2020 года для погашения казначейского бюджетного кредита в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
получен бюджетный кредит из федерального бюджета по ставке 0,1 процента годовых в целях погашения долговых обязательств субъекта по рыночным заимствованиям в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2021 N 1206. За счет данного бюджетного кредита в августе текущего года произведено частичное погашение коммерческого кредита в размере 1 395,4 млн. рублей, а также в сентябре 2021 года в соответствии с графиком частично погашены обязательства по государственным ценным бумагам в размере 2 250 млн. рублей.
Стоит отметить, что в соответствии с соглашением о реструктуризации бюджетных кредитов, заключенным между Министерством финансов Российской Федерации и Министерством финансов Кузбасса в 2017 году, регион принял на себя ряд обязательств, в том числе обеспечение дефицита бюджета на уровне не более 10 процентов суммы доходов без учета безвозмездных поступлений в соответствующем финансовом году, а также обеспечение привлечения в областной бюджет кредитов коммерческих банков по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых.
Финансирование дефицита бюджета Кемеровской области - Кузбасса, возникающего в предстоящем периоде 2022-2024 годов, Министерство финансов Кузбасса планирует осуществлять за счет кредитов коммерческих банков.
В 2020 году Центральным банком Российской Федерации при поддержке Правительства Российской Федерации была проведена политика по снижению ключевой ставки. Таким образом, в июле 2020 года ее размер достиг своего минимального значения 4,25 процента годовых. Соответственно, в 2020 году Министерством финансов Кузбасса от имени Кемеровской области - Кузбасса были заключены государственные контракты в объеме 23 000 млн. рублей по ставке 5,25 процента годовых.
В текущем году ситуация изменилась и ключевая ставка, начиная с марта 2021 года, стала стремительно расти и за 4 месяца достигла значения 6,5 процента годовых. По прогнозам экспертов, ожидается ее дальнейшее повышение до значения 7 процентов годовых. Соответственно, растут и ставки по кредитам коммерческих банков, что, в свою очередь, существенно повлияет на увеличение расходов на обслуживание государственного долга Кемеровской области - Кузбасса в предстоящем плановом периоде 2022-2024 годов.
Поэтому одной из ключевых задач является сохранение значения доли расходов на обслуживание государственного долга Кемеровской области - Кузбасса в общем объеме расходов, за исключением расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на уровне, не превышающем 4,5 процента.
По состоянию на 01.09.2021 структура государственного долга выглядит следующим образом:
государственный долг - 64 050,2 млн. рублей:
внутренний государственный долг - 57 398,5 млн. рублей, в т.ч.:
государственные ценные бумаги - 9 000 млн. рублей,
бюджетные кредиты, привлеченные из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - 25 793,9 млн. рублей,
кредиты, привлеченные от кредитных организаций - 21 604,6 млн. рублей,
государственные гарантии - 1 000 млн. рублей;
внешний государственный долг - 6 651,7 млн. рублей (или 197,85 млн. долл. США по фиксированному курсу 33,62 рубля).
Структура государственного долга за 2020-2021 годы, млн. рублей
В течение 2019-2021 годов органами государственной власти Кемеровской области - Кузбасса в целях создания условий для результативного управления государственными финансами Кемеровской области - Кузбасса, эффективного использования бюджетных средств, обеспечения сбалансированности бюджета Кемеровской области - Кузбасса и снижения уровня государственного долга на постоянной основе реализуются комплексные меры по росту доходов, повышению эффективности расходов областного бюджета и совершенствованию Долговой политики региона в рамках Программы финансового оздоровления Кемеровской области - Кузбасса на 2019-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 20.12.2019 N 789-р.
В июне 2021 года Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) подтвердило репутацию Кемеровской области - Кузбасса как надежного заемщика. Кредитный рейтинг Кемеровской области - Кузбасса установлен на уровне А-(RU), прогноз "Стабильный", и кредитный рейтинг облигаций региона - на уровне А-(RU).
Начиная с 2020 года согласно статье 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации все субъекты Российской Федерации ежегодно делятся на группы заемщиков по уровням долговой устойчивости в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2020 N 227 "Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации".
В соответствии с классификацией субъектов Российской Федерации по группам долговой устойчивости в 2020 году, опубликованной на сайте Министерства финансов Российской Федерации, Кемеровская область - Кузбасс отнесена к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости. По предварительным расчетам, в 2021 году регион также должен быть отнесен к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
Динамика
основных показателей, характеризующих государственный долг в 2020-2021 годах
Показатели |
2020 год |
2021 год (ожидаемое исполнение) |
1 |
2 |
3 |
Объем государственного долга на конец года, млн. рублей |
61 800,2 |
74 475,0 |
Прирост государственного долга, млн. рублей |
+28 561,9 |
+12 574,8 |
Темп роста государственного долга к предыдущему периоду, процентов |
86,9 |
20,5 |
1 |
2 |
3 |
Отношение объема государственного долга к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, процентов |
60,1 |
58,8 |
Отношение объема "рыночного" долга к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, процентов |
31,1 |
33,6 |
Расходы на обслуживание государственного долга, млн. рублей |
922,4 |
2 741,7 |
Темп роста расходов на обслуживание государственного долга к предыдущему периоду, процентов |
11,6 |
197,2 |
2. Основные факторы, определяющие характер и направления Долговой политики на 2022-2024 годы
В 2022 году долговая политика Кемеровской области - Кузбасса будет реализовываться на фоне восстановления экономики страны после кризиса, вызванного распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансирование дефицита бюджета Кемеровской области не предусматривается. Таким образом, основными источниками финансирования дефицита областного бюджета продолжают оставаться рыночные заимствования.
В 2022-2023 годы в рамках оказания мер государственной поддержки стимулирования инвестиционной деятельности и социально-экономического развития регионов, реализации перечня поручений Президента Российской Федерации от 02.05.2021 N Пр-753 Министерством финансов Российской Федерации будут предоставляться бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее - инфраструктурные бюджетные кредиты), отобранных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кемеровская область - Кузбасс планирует участвовать в программе предоставления из федерального бюджета инфраструктурных бюджетных кредитов.
Указанные выше факторы приведут к увеличению уровня долговой нагрузки и повлияют на дальнейший рост расходов на обслуживание государственного долга. Расходы по обслуживанию и погашению долговых обязательств Кемеровской области - Кузбасса являются приоритетными и не подлежат сокращению, что ежегодно закрепляется законом об областном бюджете. При этом они находятся на безопасном для бюджета уровне.
В июле 2022 года будет прекращена государственная гарантия Кемеровской области в сумме 1 000 млн. рублей, предоставленная в сентябре 2019 года Некоммерческой организации "Фонд развития жилищного строительства Кемеровской области" в целях ведения строительства на территории Кемеровской области.
Приоритеты Долговой политики области в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов:
финансирование крупных инвестиционных проектов;
финансовое обеспечение расходных обязательств Кемеровской области - Кузбасса, принимаемых с учетом политики расходования бюджетных средств, направленной на достижение национальных целей и стратегических задач, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", и согласно Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса на период до 2035 года, утвержденной Законом Кемеровской области от 26.12.2018 N 122-ОЗ;
сохранение позиции в группе субъектов Российской Федерации с уровнем долговой устойчивости не ниже среднего в соответствии с системой оценки Министерства финансов Российской Федерации;
контроль за изменениями, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;
своевременное реагирование на конъюнктуру рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями.
3. Цели и задачи Долговой политики
Целями Долговой политики являются проведение взвешенной политики в области государственных заимствований и формирование оптимальной структуры государственного долга, а также:
отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам;
обеспечение выполнения условий реструктуризации задолженности Кемеровской области - Кузбасса перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам;
обеспечение привлечения в областной бюджет рыночных заимствований по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;
поддержание параметров государственного долга в рамках, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Основными задачами Долговой политики являются:
1) поддержание экономически обоснованного объема государственного долга для сохранения позиции области в группе субъектов Российской Федерации с уровнем долговой устойчивости не ниже среднего;
2) обеспечение своевременного исполнения и обслуживания долговых обязательств Кемеровской области - Кузбасса;
3) осуществление учета долговых обязательств области своевременно и в полном объеме в Государственной долговой книге Кемеровской области - Кузбасса;
4) обеспечение раскрытия информации о государственном долге области;
5) управление рисками, связанными с осуществлением заимствований;
6) поддержание репутации Кемеровской области - Кузбасса в качестве надежного заемщика.
4. Инструменты реализации Долговой политики
В целях обеспечения сбалансированности и устойчивости областного бюджета Кемеровской области - Кузбасса в 2022-2024 годах будет продолжена реализация плана мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов бюджета и совершенствованию Долговой политики.
Несмотря на ожидаемый рост поступлений налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет, обусловленный улучшением экономической ситуации в угольной отрасли и восстановлением экономической активности в несырьевых отраслях экономики после прекращения действовавших в 2020-2021 годах ограничений в условиях борьбы с распространением коронавирусной инфекции, без заимствований не обойтись.
Главными инструментами заимствований будут являться кредиты кредитных организаций и бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета как краткосрочный инструмент для покрытия кассового разрыва.
Привлечение кредитов кредитных организаций будет осуществляться на конкурсной основе по итогам проведения электронных аукционов в соответствии с действующим законодательством.
Привлечение инфраструктурных бюджетных кредитов из федерального бюджета сроком на 15 лет по процентной ставке 3 процента годовых позволит осуществить финансирование проектов в приоритетных инфраструктурных сегментах, а также обеспечит экономию бюджетных средств на обслуживание государственного долга.
Объемы и параметры государственных заимствований будут определяться таким образом, чтобы обеспечивалось своевременное финансирование первоочередных расходов, а структура платежей по погашению и обслуживанию государственного долга была равномерной, не имела пиков платежей в отдельном финансовом году.
Основными мероприятиями Долговой политики являются:
планирование государственных заимствований исходя из графиков погашения существующих долговых обязательств и исполнения кассового плана;
мониторинг соответствия размера дефицита областного бюджета и показателей долговой устойчивости Кемеровской области - Кузбасса ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;
равномерное распределение долговой нагрузки на областной бюджет, связанной с ежегодным погашением долговых обязательств;
проведение ежегодного анализа объема и состава задолженности, в том числе с точки зрения сроков погашения, стоимости обслуживания заимствований, влияния на общую платежеспособность;
выполнение Программы финансового оздоровления Кемеровской области - Кузбасса на 2019-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 20.12.2019 N 789-р;
эффективное управление временно свободными средствами областного бюджета Кемеровской области - Кузбасса;
использование бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета;
объявление моратория на предоставление государственных гарантий Кемеровской области - Кузбасса до 01.01.2025;
привлечение среднесрочных заемных средств (от одного года до пяти лет) преимущественно в виде кредитов кредитных организаций на рефинансирование имеющегося долга и финансирование дефицита областного бюджета.
5. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом
Основными рисками при управлении государственным долгом являются:
риск ликвидности - риск неисполнения долговых обязательств. Основным источником риска ликвидности является нарушение баланса финансовых активов и финансовых обязательств бюджета Кемеровской области - Кузбасса и (или) возникновение непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения финансовых обязательств;
риск пролонгации (риск рефинансирования) - риск потерь вследствие чрезвычайно невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств, пролонгация заимствований на невыгодных условиях, а также невозможность пролонгации или рефинансирования;
рыночный риск (риск процентной ставки) - риск увеличения объема расходов на обслуживание государственного долга, связанный с ростом увеличения Банком России размера ключевой ставки и (или) ростом объемов привлечения кредитов для выполнения расходных обязательств;
операционный риск - риск потерь (убытков) в результате технических ошибок, несоблюдения бюджетного законодательства, сбоев учетно-расчетных, информационных и иных систем;
риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов областного бюджета - недопоступление доходов потребует поиска альтернативных источников для выполнения принятых расходных обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности;
риск наступления гарантийного случая - неплатежи принципалов по обязательствам, которые были обеспечены государственной гарантией Кемеровской области - Кузбасса;
риск невыполнения условий реструктуризации задолженности Кемеровской области - Кузбасса перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, полученным в 2015-2017 годах.
Основными мерами, принимаемыми в отношении управления рисками, связанными с реализацией Долговой политики, являются:
достоверное прогнозирование доходов областного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета;
планирование государственных заимствований с учетом экономических возможностей по привлечению ресурсов, текущей и ожидаемой конъюнктуры на рынке заимствований;
принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств;
мониторинг финансового состояния принципала после предоставления государственной гарантии;
утверждение квалификационных требований государственных гражданских служащих, ответственных за управление государственным долгом, использование четких положений, регламентов их деятельности, правил контроля за осуществляемыми операциями, повышение квалификации с целью снижения операционных рисков;
учет финансовых, макроэкономических и бюджетных прогнозов при планировании графиков предстоящих платежей по погашению и обслуживанию государственного долга;
минимизация использования краткосрочных инструментов заимствований;
постоянный мониторинг рыночной конъюнктуры и следование прогнозам изменения процентных ставок при планировании расходов бюджета.
6. Сведения о показателях (индикаторах) реализации мероприятий Долговой политики
Основные мероприятия Долговой политики направлены на реализацию поставленных целей и задач Долговой политики в целом и позволят обеспечить достижение показателей (индикаторов), приведенных в таблице.
N п/п |
Наименование показателя (индикатора) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
1 |
Отношение общего объема долговых обязательств к сумме доходов бюджета Кемеровской области - Кузбасса без учета безвозмездных поступлений |
85% |
85% |
85% |
2 |
Отношение объема расходов на обслуживание государственного долга к общему объему расходов бюджета Кемеровской области - Кузбасса, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
5% |
5% |
5% |
3 |
Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга), возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
18% |
18% |
18% |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 7 октября 2021 г. N 565-р "Об утверждении Долговой политики Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Вступает в силу с 1 января 2022 г.
Текст распоряжения опубликован на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области" 7 октября 2021 г.
Распоряжением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 29 сентября 2022 г. N 552-р настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2023 г.