Определение Верховного Суда РФ от 11 октября 2021 г. N 309-ЭС21-18238 по делу N А60-11483/2020
Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уралавто" (далее - ООО "Уралавто", общество, поставщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.11.2020, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.06.2021 по делу N А60-11483/2020 по заявлениям ООО "Уралавто" к государственному казенному учреждению Свердловской области "Управление автомобильных дорог" (далее - ГКУ СО "Управление автодорог", учреждение) о признании контракта от 31.01.2020 N 1-УАД незаключенным, а также к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Свердловское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 19.05.2020 N РНП-066/06/104-605/2020,
установил:
общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ГКУ СО "Управление автодорог" о признании контракта от 31.01.2020 N 1-УАД незаключенным.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 17.08.2020 дело N А60-11483/2020 объединено в одно производство с делом N А60-38995/2020 по заявлению ООО "Уралавто" о признании недействительным решения Свердловского УФАС России от 19.05.2020 N РНП-066/06/104-605/2020.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.11.2020, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021, в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15.06.2021 принятые по делу судебные акты в части отказа в признании недействительным решения антимонопольного органа отменены, дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области. В остальной части судебные акты оставить без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Уралавто", ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, признать государственный контракт от 31.01.2020 N 1-УАД между ООО "Уралавто" и ГКУ СО "Управление автодорог" незаключенным и признать незаконным решение Свердловского УФАС России от 19.05.2020 N РНП-066/06/104-605/2020/.
В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 291 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из судебных актов, по результатам проведения электронного аукциона между ООО "Уралавто" (поставщик) и ГКУ СО "Управление автодорог" (заказчик) подписан государственный контракт от 31.01.2020 N 1-УАД (контракт) на поставку в срок до 29.02.2020 легкового автомобиля с техническими характеристиками в том числе: двигатель - с воспламенением от сжатия, тип двигателя - бензиновый, рабочий объем двигателя - 1 999 куб. см, номинальная мощность - 150 л.с.
Обществом поставлен учреждению автомобиль с бензиновым двигателем мощностью - 149,56 (110) лошадиных сил, который не имел такой технической характеристики двигателя как с воспламенением от сжатия.
ГКУ СО "Управление автодорог" отказалось от приемки товара, поскольку показатель мощности двигателя в л.с. (лошадиные силы) не соответствовал условиям заключенного контракта, о чем составлен акт от 04.02.2020. Данный акт не содержал указаний на иные основания для отказа в приемке, в том числе по типу двигателя.
В связи с ненадлежащим исполнением поставщиком обязательства по поставке товара, соответствующего условиям контракта, учреждение приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направило в антимонопольный орган обращение о включении сведений в отношении общества, его исполнительного органа и учредителя в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением Свердловского УФАС России от 19.05.2020 N РНП-066/06/104-605/2020 информация об обществе, его исполнительном органе, а также учредителе включена в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Полагая контракт незаключенным, поскольку сторонами не согласовано условие о предмете поставки (в контракте предусмотрена поставка автомобиля с взаимоисключающими типами двигателя, автомобили с двигателем с воспламенением от сжатия и бензиновым двигателем одновременно не выпускаются), а также считая, что решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков принято без учета всех обстоятельств по делу и исследования наличия вины в действиях поставщика, ООО "Уралавто" обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении требования о признании контракта незаключенным, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций, руководствуясь положениями статей 454, 455, 506, 525 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходили из того, что соответствующий контракт был заключен, общество не обращалось к учреждению с запросами о даче разъяснений относительно технических характеристик автомобиля, отказ в приемке товара был обусловлен несоответствием поставленного товара техническим условиям в части мощности двигателя, а не его типа, требование о признании контракта незаключенным заявлено после отказа учреждения в расторжении контракта по соглашению сторон.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, заявленных к антимонопольному органу, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, исходил из доказанности обстоятельств, послуживших основанием для внесения общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Отменяя судебные акты первой и апелляционной инстанций в части отказа в признании недействительным решения антимонопольного органа, суд округа, приняв во внимание разъяснения, изложенные в пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, а также правовые позиции, содержащиеся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, указал на то, что судами не проверены доводы ООО "Уралавто" о несоразмерности санкции, примененной к нему, допущенному нарушению (поставка товара с мощностью двигателя 149,56 л.с., тогда как в техническом задании значится 150 л.с.), которое является незначительным и допустимым с учетом информации производителя товара, и не влияет на технические характеристики автомобиля.
Несогласие ООО "Уралавто" с выводами судов в части требования о признании контракта незаключенным со ссылкой на иную оценку фактических обстоятельств дела не подтверждают существенных нарушений норм права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Обжалуемое постановление в части направления дела на новое рассмотрение принято в пределах полномочий, определенных в статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, судом округа не допущено.
Оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 291 6, 291 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
отказать обществу с ограниченной ответственностью "Уралавто" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Общество включили в реестр недобросовестных поставщиков. Поводом для этого стало обращение заказчика. Он посчитал, что госконтракт на поставку автомашины был исполнен ненадлежаще, т. к. ее технические характеристики не соответствовали условиям сделки.
ВС РФ согласился с позицией окружного суда, который указал на необходимость проверить доводы общества. Оно ссылалось на несоразмерность примененной санкции. Так, поставленный легковой автомобиль имел мощность двигателя 149,56 л.с., а по условиям контракта таковая должна была составлять 150 л.с. Подобное расхождение является незначительным и допустимым с учетом информации производителя товара. Оно не влияет на технические характеристики автомашины.
Определение Верховного Суда РФ от 11 октября 2021 г. N 309-ЭС21-18238 по делу N А60-11483/2020
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16748/20
07.10.2021 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-11483/20
15.06.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2686/2021
15.02.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16748/20
10.11.2020 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-11483/20