город Калуга |
|
10 июля 2023 г. |
Дело N А83-12777/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.07.2023.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Леоновой Л.В.,
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.,
при участии представителей:
от Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым (ОГРН 1149102018526, ИНН 9102012883) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Администрации Кировского района Республики Крым (ОГРН 1149102113357, ИНН: 9108009326) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Мустафаевой Галины Вячеславовны - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Администрации Кировского сельского поселения Кировского района Республики Крым (ОГРН 1149102062515, ИНН 9108004247) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от МамбетоваРефатаУмеровича - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Администрации города Старый Крым Кировского района Республики Крым (ОГРН 1149102058357, ИНН 9108003941) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Счетной Палаты Республики Крым (ОГРН 1149102098067, ИНН 9102048248) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Кировского района Республики Крым на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2023 по делу N А83-12777/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым (далее - государственный комитет, истец) обратился в арбитражный суд с иском к Администрации Кировского района Республики Крым (далее - Администрация, ответчик) о взыскании денежных средств (часть субсидии) в сумме 227 825 руб. по соглашению N 7 о предоставлении субсидии.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Мустафаева Галина Вячеславовна, Администрация Кировского сельского поселения Кировского района Республики Крым, Мамбетов Рефат Умерович, Администрация города Старый Крым Кировского района Республики Крым и Счетная палата Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 13.01.2023 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Администрация Кировского района Республики Крым обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд округа не направили.
Изучив материалы дела, проверив доводы, содержащиеся в жалобе, отзывах на жалобу, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 09.06.2018 между государственным комитетом и Администрацией Кировского района заключено соглашение N 7 (срок исполнения 31.12.2018) о предоставлении и расходовании субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым, предметом которого является софинансирование капитальных вложений и капитального ремонта объектов муниципальной собственности, приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность в целях реализации программы "Меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" Государственной программы Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России "Республика Крым - территория межнационального согласия".
14.09.2018, 17.12.2018 в соглашение N 7 внесен ряд изменений на основании дополнительных соглашений.
Согласно условиям соглашения Администрация Кировского района обеспечивает достижение следующего значения показателя результативности предоставления субсидии: 3 семьи, из числа реабилитированных народов Крыма, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счет средств бюджета Республики Крым с использованием субсидии, направленной бюджету муниципального образования на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность.
Субсидии предоставляются за счет средств государственного комитета, предусмотренных на реализацию государственной программы "Республика Крым - территория межнационального согласия" на 2018-2020 годы, в рамках основного мероприятия "Меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 29.01.2018 N 30.
Субсидии предоставляются в сумме 4 556 500 руб. 11 коп. (пункт 1.2 раздела 1 Соглашения в редакции дополнительного соглашения от 17.12.2018 N 3), в соответствии с Порядком N 30, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 29.01.2018 N 30 (далее - Порядок) на цели, указанные в пункте 3.2.2 Соглашения на расчетные счета получателей открытые в Управлении Федерального казначейства по Республике Крым.
Государственный комитет перечислил Администрации Кировского сельского поселения Кировского района Республики Крым денежные средства по соглашению в сумме 4 556 500 руб. 11 коп. в 2019 году.
21.03.2019 и 10.04.2019 между Администрацией Кировского сельского поселения Кировского района Республики Крым и гражданами Мустафаевой Галиной Вячеславовной, Мамбетовым Рефатом Умеровичем заключены договоры социального найма жилого помещения N 7/2019 и N 1.
Предельной датой исполнения соглашения является 31.12.2018, следовательно, указанные договоры заключены с нарушением установленного срока, а также не достигают целевых показателей результативности использования субсидий, установленных заключенным соглашением ввиду того, что улучшение жилищных условий произошло только в двух семьях, вместо трех.
В связи с нарушением Администрацией Кировского района Республики Крым условий соглашения государственным комитетом в соответствии с пунктом 25 Порядка N 30 произведены расчеты объема средств, подлежащих возврату и 01.07.2021 направлено требование о возврате средств субсидии в бюджет Республики Крым по итогам 2019 года в сумме 227 825 руб., неисполнение которого послужило основанием для обращения государственного комитета в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор по существу суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 29.01.2018 N 30 утвержден Порядок предоставления и распределения субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на софинансирование капитальных вложений и капитального ремонта объектов муниципальной собственности, приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность в рамках основного мероприятия "Меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" Государственной программы Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России "Республика Крым - территория межнационального согласия".
Согласно пункту 11 Порядка N 30, предоставление субсидий осуществляется в соответствии с соглашением на срок, не превышающий срок действия утвержденных государственным комитетом лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий.
Пунктом 16 Порядка N 30 предусмотрено, что оценка эффективности использования субсидий осуществляется государственным комитетом по итогам финансового года на основании сравнения значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашением.
Показателем оценки результативности использования субсидий в соответствии с пунктом 15 Порядка N 30 является 100 процентное достижение значений целевых показателей результативности использования субсидий, установленных заключенным соглашением.
В случае если муниципальным образованием Республики Крым по состоянию на 31 декабря года, в котором предоставляются субсидии, допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением, указанных в подпункте 3 пункта 12 Порядка N 30 (достижение значений показателей результативности использования субсидий), и в срок до первой даты предоставления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидий в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидий, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащих возврату из бюджета муниципального образования Республики Крым в бюджет Республики Крым в срок до 1 июня года, следующего за годом, в котором предоставляются субсидии, рассчитывается по указанной в данном пункте формуле: V возврата = (V Субсидий x k x m / n) x 0,1 (пункт 25 Порядка N 30).
Согласно расчету истца, V возврата = (субсидия 4 556 500 руб. 11 коп. - остаток 0,00 руб.) / 2 * 0,1 = 227 825 руб. 00 коп.
Как следует из материалов дела и установлено судом, договоры социального найма жилого помещения от 10.04.2019 г. N 1, от 21.03.2019 N 7 с гражданами из числа реабилитированных народов Крыма по состоянию на 31.12.2018 заключены не были.
При изложенных обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводу о наличии оснований для возврата в бюджет Республики Крым денежных средств в указанном размере.
Довод Администрации о принятии всех зависящих от нее мер, направленных на надлежащее исполнение обязательства со ссылкой на положения статьи 401 ГК РФ, отклонен судами ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 27 Порядка N 30 основанием для освобождения муниципальных образований Республики Крым от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 25, 28, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.
Как следует из материалов дела, Администрацией соответствующих документально подтвержденных обстоятельств в адрес государственного комитета представлено не было.
Кроме того, каких либо доказательств подтверждающих осуществление Администрацией Кировского района Республики Крым исчерпывающих мер, направленных на надлежащее исполнение обязательства, а также доказательств, свидетельствующих об устранении нарушений и наличии оснований для освобождения Администрации от обязанности возвратить в бюджет денежные средства, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводу о наличии нарушения Администрацией Кировского района Республики Крым условий соглашения и необходимости возврата указанного объема денежных средств из бюджета муниципального образования Республики Крым в бюджет Республики Крым.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых актов не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2023 по делу N А83-12777/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Кировского района Республики Крым на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2023 по делу N А83-12777/2022,
...
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
...
Довод Администрации о принятии всех зависящих от нее мер, направленных на надлежащее исполнение обязательства со ссылкой на положения статьи 401 ГК РФ, отклонен судами ввиду следующего."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 июля 2023 г. N Ф10-2370/23 по делу N А83-12777/2022