03 апреля 2023 г. |
Дело N А83-12777/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 03 апреля 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыбиной С.А.,
судей Горбуновой Н.Ю.,
Зарубина А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гутник Г.В.
при участии в заседании от:
Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым - Бобырь Юлии Сергеевны, представителя по доверенности от 10.01.2023 N 1;
Администрации Кировского района Республики Крым (в режиме веб-конференции) - Третьяковой Оксаны Викторовны, представителя по доверенности N 02.01-21/10 от 28.02.2023;
иные лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей не обеспечили,
рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу Администрации Кировского района Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 13 января 2023 года по делу N А83-12777/2022
по иску Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым (295048, Республика Крым, Симферополь, ул. Трубаченко, 23-А; ОГРН 1149102018526, ИНН 9102012883)
к Администрации Кировского района Республики Крым (297300, Республика Крым, Кировский район, пгт Кировское, ул. Р. Люксембург, 39; ОГРН 1149102113357, ИНН 9108009326),
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Мустафаевой Галины Вячеславовны,
Администрации Кировского сельского поселения Кировского района Республики Крым (297300, Республика Крым, Кировский район, пгт Кировское, ул. Р. Люксембург, 28; ОГРН 1149102062515, ИНН 9108004247),
Мамбетова Рефата Умеровича,
Администрации города Старый Крым Кировского района Республики Крым (297345, Республика Крым, Кировский район, Старый Крым, ул. Ленина, 70; ОГРН 1149102058357, ИНН 9108003941),
Счетной Палаты Республики Крым (295000, Республика Крым, Симферополь, ул. Горького, 15, ОГРН 1149102098067, ИНН 9102048248)
о взыскании денежных средств
УСТАНОВИЛ:
Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым (далее - Госкомнац Крыма) обратился в Арбитражный суд Республики Крым к Администрации Кировского района Республики Крым (далее - Администрация) о возврате денежных средств из бюджета муниципального образования Кировского района Республики Крым в бюджет Республики Крым в размере 227825,00 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек Мустафаеву Галину Вячеславовну, Администрацию Кировского сельского поселения Кировского района Республики Крым, Мамбетова Рефата Умеровича, Администрацию города Старый Крым Кировского района Республики Крым и Счетную палату Республики Крым. Исковые требования мотивированы тем, что ответчик не достиг показателей результативности, установленных в соглашении N 7 от 09.06.2018, а потому часть субсидии подлежит возврату.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 13 января 2023 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда, Администрация обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает, что денежные средства израсходованы по целевому назначению, потому основания для возврата субсидии отсутствуют. Апеллянт, ссылаясь на положения статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), утверждает, что сделал все зависящее, чтобы надлежаще исполнить обязательства.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2023 апелляционная жалоба Администрации принята к производству, возбуждено производство и апелляционная жалоба назначена к рассмотрению.
Ответчик доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении.
Истец против доводов апелляционной жалобы возражал, настаивал на отказе в ее удовлетворении.
В судебном заседании судом объявлялся перерыв.
Третьи лица явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте арбитражного апелляционного суда в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел", что подтверждается материалами дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 29.01.2018 N 30 утвержден Порядок предоставления и распределения субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на софинансирование капитальных вложений и капитального ремонта объектов муниципальной собственности, приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность в рамках основного мероприятия "Меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" Государственной программы Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России "Республика Крым - территория межнационального согласия" (далее - Порядок N 30).
В соответствии с Законом Республики Крым от 20.12.2018 N 556-ЗРК/2018 "О бюджете Республики Крым на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", Государственной программой Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России "Республика Крым - территория межнационального согласия" на 2018-2020 годы, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 29.01.2018 N 30 (далее - Госпрограмма) 09.06.2018 между Госкомнацем Крыма и Администрацией Кировского района заключено соглашение N7 о предоставлении и расходовании субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на приобретение жилья для граждан из числа реабилитированных народов Крыма (далее - Соглашение).
Впоследствии 14.09.2018, 17.12.2018 в Соглашение внесен ряд изменений на основании дополнительных соглашений.
В соответствии с пунктом 3.2.2. Соглашения, Администрация Кировского района обеспечивает достижение следующего значения показателя результативности предоставления Субсидии: 3 семьи, из числа реабилитированных народов Крыма, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счет средств бюджета Республики Крым с использованием субсидии, направленной бюджету муниципального образования на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность. Срок исполнения Соглашения - 31.12.2018.
Согласно пункту 1.2 раздела 1 Соглашения в редакции дополнительного соглашения от 17.12.2018 N 3 Госкомнац Крыма предоставляет субсидии бюджету Администрации Кировского района Республики Крым в объеме 4556500,11 рублей. Указанная в названном пункте сумма субсидии доведена Госкомнацем Крыма Администрации в 2019 году.
Во исполнение соглашения 21.03.2019 между Администрацией Кировского сельского поселения Кировского района Республики Крым и гражданкой Мустафаевой Галиной Вячеславовной заключен договор социального найма жилого помещения N 7/2019 и 10.04.2019 между Администрацией города Старый Крым Кировского района Республики Крым и гражданином Мамбетовым Рефатом Умеровичем заключен договор социального найма жилого помещения N 1.
Таким образом, улучшение жилищных условий произошло только в двух семьях, вместо трех, предусмотренных Соглашением.
Кроме того, договоры были заключены в марте и апреле 2019 года.
Соответственно, вышеуказанные договоры социального найма жилого помещения с гражданами из числа реабилитированных народов Крыма по состоянию на 31.12.2018 заключены не были.
Пунктом 11 Порядка N 30 установлено, что предоставление субсидий осуществляется в соответствии с соглашением на срок, не превышающий срок действия утвержденных Госкомнацем Крыма лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий.
Согласно пункту 13 Порядка N 30 Госкомнац Крыма перечисляет Субсидии на счета Получателей, открытые в Управлении Федерального казначейства по Республике Крым.
Так, указанная в пункте 1.2 Соглашения сумма Субсидии доведена Госкомнацем Крыма Администрации Кировского района Республики Крым в 2019 году.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 18.10.2019 N 591 "О распределении субсидий из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность в рамках основного мероприятия "Меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" Государственной программы Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России "Республика Крым - территория межнационального согласия" сумма Субсидии Администрации Черноморского района Республики Крым составила 4556500,11 рублей.
Таким образом, показателем оценки результативности использования субсидий в соответствии с пунктом 15 Порядка N 30 является 100 процентное достижение значений целевых показателей результативности использования субсидий, установленных заключенным соглашением.
Позднее доведение Госкомнацем Крыма лимитов бюджетных обязательств не является основанием для отказа в возврате из бюджета муниципального образования Республики Крым в бюджет Республики Крым денежных средств.
Госкомнацем Крыма в соответствии с пунктом 25 Порядка N 30 произведены расчеты объема средств, подлежащих возврату из бюджета муниципального образования Черноморского района Республики Крым в бюджет Республики Крым: по итогам 2019 года размер составил 227825,00 рублей.
01.07.2021 Госкомнацем Крыма в адрес Администрации Кировского района Республики Крым направлено требование о возврате средств субсидии в бюджет Республики Крым, которое не исполнено ответчиком.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 13 января 2023 года исковые требования удовлетворены.
Заслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 29.01.2018 N 30 утвержден Порядок предоставления и распределения субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на софинансирование капитальных вложений и капитального ремонта объектов муниципальной собственности, приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность в рамках основного мероприятия "Меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" Государственной программы Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России "Республика Крым - территория межнационального согласия" (далее - Порядок N 30).
Пунктом 11 Порядка N 30 установлено, что предоставление субсидий осуществляется в соответствии с соглашением на срок, не превышающий срок действия утвержденных Госкомнацем Крыма лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий.
Согласно пункту 13 Порядка N 30 Госкомнац Крыма перечисляет Субсидии на счета Получателей, открытые в Управлении Федерального казначейства по Республике Крым.
Как было установлено выше, указанная в пункте 1.2 Соглашения сумма Субсидии доведена Госкомнацем Крыма Администрации Кировского района Республики Крым в 2019 году.
Пунктом 16 Порядка N 30 предусмотрено, что оценка эффективности использования субсидий осуществляется Госкомнацем Крыма по итогам финансового года на основании сравнения значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашением.
Согласно пункту 17 Порядка N 30 перечень показателей результативности использования субсидий и их значения уточняются, исходя из параметров финансирования Программы на очередной финансовый год.
Ответственность за достоверность представляемых Госкомнацу Крыма сведений и целевое использование субсидий возлагается на получателя в соответствии с пунктом 18 Порядка N 30.
Пунктом 25 Порядка N 30 установлено, что в случае если муниципальным образованием Республики Крым по состоянию на 31 декабря года, в котором предоставляются субсидии, допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением, указанных в подпункте 3 пункта 12 Порядка N 30 (достижение значений показателей результативности использования субсидий), и в срок до первой даты предоставления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидий в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидий, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащих возврату из бюджета муниципального образования Республики Крым в бюджет Республики Крым в срок до 1 июня года, следующего за годом, в котором предоставляются субсидии, рассчитывается по указанной в данном пункте формуле: V возврата = (V Субсидий x k x m / n) x 0,1.
Согласно расчету истца, V возврата = (субсидия 4556500,11 руб. - остаток 0,00 руб.)/2 *0,1= 227825,00 руб.
Расчет проверен судом и признан арифметически и методически верным, соответствующим пункту 25 Порядка N 30, ответчиком не опровергнут.
Возражений ответчика относительно выполненного расчета и размера подлежащих возврату в бюджет Республики Крым денежных средств в материалы дела не поступало.
Довод апеллянта о том, что Администрация сделала все зависящее, чтобы надлежаще исполнить обязательства, ссылаясь на положения статьи 401 ГК РФ, коллегия судей отклоняет по следующим основаниям.
Согласно пункту 27 Порядка N 30 основанием для освобождения муниципальных образований Республики Крым от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 25, 28, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств. При этом возврат и последующее использование средств, перечисленных из бюджетов муниципальных образований Республики Крым в бюджет Республики Крым в соответствии с пунктами 25, 28 настоящего Порядка, осуществляются по предложению соответствующего главного администратора доходов бюджета Республики Крым в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Администрацией соответствующих документально подтвержденных обстоятельств в адрес Госкомнаца Крыма представлено не было. Кроме того, ответчик имел возможность заявить в инициативном порядке о внесении изменений в пункт 7.1. Соглашения в части продления действия соглашения.
Согласно статье 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Однако апеллянт каких-либо доказательств в понимании статьи 64 АПК РФ, подтверждающих осуществление Администрацией Кировского района Республики Крым исчерпывающих мер, направленных на надлежащее исполнение обязательства, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представил.
Доказательства, свидетельствующие об устранении нарушений и наличии оснований для освобождения Администрации от обязанности возвратить в бюджет денежные средства, в материалы дела не представлены.
Довод апелляционной жалобы о том, что денежные средства по Соглашению израсходованы по целевому назначению, не имеет значения, так как обязанность по возврату средств ставится в зависимость не от их целевого расходования, а от достижения показателей результативности.
На основании изложенного суд правомерно удовлетворил заявленные Госкомнац Крыма требования.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, и не опровергнуты ответчиком в порядке, установленном нормами АПК РФ, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
Поскольку Администрация в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд -
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 13 января 2023 года по делу N А83-12777/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Кировского района Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.А. Рыбина |
Судьи |
Н.Ю. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-12777/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Администрация города Старый Крым Кировского района Республики Крым, АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Мамбетов Р.у., Мустафаева Г.в., СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ