Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 13 октября 2021 г. N 1/10
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 1219891-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о защите прав застрахованных лиц в случае неправомерного перевода средств пенсионных накоплений) (внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1219891-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
Основные изменения законопроектом предлагаются в Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Федеральный закон N 75-ФЗ) и Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 111-ФЗ).
Кроме того, законопроектом предусмотрены корреспондирующие изменения в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" (далее - Федеральный закон N 422-ФЗ) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".
Указанные изменения направлены на формирование механизма по защите прав лиц, застрахованных по обязательному пенсионному страхованию (далее - ОПС) в случае неправомерного перевода средств пенсионных накоплений таких лих из одного негосударственного пенсионного фонда (далее - НПФ), являющегося страховщиком по ОПС (далее - страховщик), другому страховщику.
В случае добровольного досрочного перехода застрахованного лица от одного страховщика к другому, передача средств пенсионных накоплений предусмотрена без учета дохода от их инвестирования, а удержанная сумма такого дохода (положительный результат инвестирования) направляется в резерв по обязательному пенсионному страхованию (далее - резерв по ОПС) предыдущего страховщика.
Вместе с тем, на практике возникают ситуации, когда досрочный переход застрахованного лица от одного страховщика к другому с переводом средств пенсионных накоплений и удержанием инвестиционного дохода осуществляется путем неправомерного перевода такого лица без его ведома и согласия. В указанном случае, договор об ОПС признается недействительным исключительно в судебном порядке и средства пенсионных накоплений подлежат возврату предыдущему страховщику.
Однако, возможность возврата из резерва по ОПС инвестиционного дохода, удержанного в связи с досрочным переходом застрахованного лица, в случае его неправомерного перевода от одного страховщика к другому, даже если договор об ОПС признан судом недействительным, действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим сферу обязательного пенсионного страхования, не предусмотрена.
В связи с этим законопроектом в случае признания судом договора по ОПС недействительным, для страховщика от которого средства пенсионных накоплений были неправомерно переведены и которому вновь поступили по решению суда (предыдущему страховщику), вводится обязанность:
- восстановить на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица в полном объеме средства пенсионных накоплений, ранее направленных в резерв по ОПС и отразить на пенсионном счете накопительной пенсии доход от инвестирования средств пенсионных накоплений (соответствующих размеру средств, восстанавливаемых из резерва фонда по ОПС), не включенных в резервы НПФ, исходя из результатов инвестирования указанных средств, имевших место за период нахождения восстанавливаемых средств в резерве фонда по ОПС;
- восстановить из средств резерва по ОПС на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица сумму инвестиционного дохода, изъятого при неправомерном досрочном переходе;
- передать средства пенсионных накоплений в доверительное управление управляющей компании в срок не позднее одного месяца, следующего за месяцем, в котором они были получены.
Новеллой законопроекта является также установление для страховщика обязанности отражать на пенсионных счетах накопительной пенсии застрахованных лиц в качестве результата инвестирования средств пенсионных накоплений средства, направленные на формирование его собственных средств и проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений.
Комитет, поддерживая концепцию представленного законопроекта, направленного на защиту прав и законных интересов лиц, застрахованных по ОПС, полагает необходимым предусмотреть распространение положений будущего федерального закона на лиц, в отношении которых договоры об ОПС признаны (или будут признаны) судом недействительными до даты вступления в силу, предусмотренной законопроектом (1 июля 2022 года).
Также сообщаем, что в Комитет поступили предложения к законопроекту, подготовленные Банком России, Саморегулируемой организации Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) и Саморегулируемой организации Ассоциация негосударственных пенсионных фондов "Альянс пенсионных фондов" (АНПФ).
Рассмотрев указанные предложения, Комитет считает возможным поддержать замечание Банка России, согласно которому учет в качестве результата инвестирования процентов за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений, приводит к искажению понятия "результат инвестирования средств пенсионных накоплений" из-за иной экономической природы процентов за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений, а также замечание о не соответствии такого подхода положениям Федерального закона N 75-ФЗ и Федерального закона N 111-ФЗ, согласно которым результат инвестирования средств пенсионных накоплений может отражаться на пенсионном счете накопительной пенсии (индивидуальном лицевом счете) застрахованного лица один раз в год по состоянию на 31 декабря.
В этой связи Комитет полагает целесообразным рассмотреть предложенный Банком России механизм отражения на пенсионном счете накопительной пенсии (индивидуальном лицевом счете) застрахованного лица процентов за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений, средств, направленные на формирование собственных средств текущего страховщика, и расчетной величины дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений.
В рамках указанного механизма страховщик, которому средства были неправомерно переведены и в отношении которого договор по ОПС был признан судом недействительным (текущий страховщик) передает средства, направленные на формирование собственных средств и проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений, за счет собственных средств и передает их в резерв по ОПС предыдущего страховщика (соответствует текущей редакции пункта 5.3 статьи 36.6 Федерального закона N 75-ФЗ).
После этого предыдущий страховщик отражает указанные средства, а также расчетную величину дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений ранее направленных в резерв по ОПС, на пенсионном счете накопительной пенсии (индивидуальном лицевом счете) застрахованного лица за счет средств резерва по ОПС.
Кроме того, по мнению Банка России, процедура восстановления на пенсионном счете накопительной пенсии (индивидуальном лицевом счете) застрахованного лица у предыдущего страховщика средств, потерянных застрахованным лицом в результате досрочного перехода к текущему страховщику, договор об ОПС с которым был впоследствии признан судом недействительным, может быть реализована в рамках механизма гарантийного восполнения, предусмотренного Федеральным законом N 422-ФЗ.
Комитет также предлагает рассмотреть возможность учета предложения Банка России по использованию досудебного порядка восстановления прав застрахованных лиц, нарушенных вследствие неправомерного перевода средств пенсионных накоплений таких лиц другому страховщику, путем обращения к финансовому уполномоченному в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2018 года N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", а также учета замечания участников рынка (НАПФ и АНПФ) в части сохранения действующей нормы пункта 5.3 статьи 36.6 Федерального закона N 75-ФЗ, согласно которой срок передачи средств пенсионных накоплений предыдущему страховщику составляет 30 календарных дней с момента получения соответствующего решения суда (законопроектом предлагается установить тот же срок, но с момента вступления в силу судебного решения). По мнению участников рынка, предлагаемые законопроектом изменения в указанной части неизбежно повлекут за собой практическую невозможность совершения необходимых действий по исполнению решений суда в установленные законом сроки.
Поскольку учет перечисленных выше замечаний и предложений возможен при доработке законопроекта ко второму чтению, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1219891-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.