Письмо Федеральной антимонопольной службы от 15 октября 2021 г. N КТ/87627/21
"О рекламе вина и игристого вина (шампанского)"
ФАС России по вопросам, связанным с распространением рекламы вина и игристого вина (шампанского), сообщает.
Статья 21 Федерального закона "О рекламе" устанавливает специальные требования к рекламе алкогольной продукции, в том числе к рекламе такого вида алкогольной продукции, как вино и игристое вино (шампанское).
В качестве особенностей по сравнению с рекламой иной алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 5 процентов объема готовой продукции статья 21 Федерального закона "О рекламе" допускает рекламу вина и игристого вина (шампанского), произведённого в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда:
в периодических печатных изданиях (за исключением первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов),
в телепрограммах и в радиопрограммах (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований) с 23 до 7 часов местного времени,
на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.
В соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" положения данной статьи в отношении рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, применяются также в отношении рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в государствах - членах Евразийского экономического союза из выращенного на территориях соответствующих государств - членов Евразийского экономического союза винограда, при условии подтверждения места произрастания такого винограда в порядке, установленном правом Евразийского экономического союза.
Указанное положение части 9 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" рассматривается как норма, направленная на обеспечение равных условий размещения рекламы вина и игристого вина (шампанского), производимых в государствах-членах Евразийского экономического союза (далее - Союз), при этом не предполагает наличие в обязательном порядке отдельного акта Союза, определяющего место произрастания винограда для целей размещения рекламы.
Действующие нормы права Союза предусматривают ряд механизмов, которые могут быть использованы в целях подтверждения места произрастания винограда. Соответственно при размещении рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенного в государствах - членах Союза, хозяйствующему субъекту необходимо будет представить дополнительные сведения (документы), подтверждающие факт производства вина из винограда, выращенного на территории Союза.
Так, в соответствии с Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года N 318 утверждено Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Евразийского экономического союза, которым предусматривается, что подкарантинная продукция высокого риска, перемещаемая в рамках Союза должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом.
При этом в соответствии с пунктом 1 Перечня подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Союза и таможенной территории Союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318, виноград свежий относится к подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском.
Следует отметить, что фитосанитарные сертификаты, выдаваемые в рамках Союза, в обязательном порядке должны содержать сведения о месте происхождения подкарантинной продукции.
Указанные положения права Союза в части механизма подтверждения происхождения винограда, могут быть использованы в целях исполнения требований части 9 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" заинтересованными хозяйствующими субъектами государств-членов Союза.
Также, согласно положениям пункта 5 технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции" (ТР ЕАЭС 047/2018), принятого Решением Совета Комиссии от 5 декабря 2018 г. N 98, "вино с защищенным наименованием места происхождения товара" - это вино, изготовленное из винограда определенного сорта или регламентированной документом (документами), в соответствии с которым изготовлена алкогольная продукция (стандарт, стандарт организации, технические условия или иной документ), смеси сортов винограда вида Vitis vinifera, который произрастает, перерабатывается и бутилируется в границах определенного географического объекта, указываемого в наименовании вина, и обладающее свойствами, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) человеческим фактором, используемыми агротехническими и технологическими приемами (для вин, произведенных на территориях государств членов, - устанавливаемыми уполномоченными органами государств-членов), предусмотренными документом (документами), в соответствии с которым изготовлена алкогольная продукция (стандарт, стандарт организации, технические условия или иной документ).
Таким образом, вино и игристое вино (шампанское), произведенные с соблюдением указанных требований, могут быть расценены как соответствующие требованиям по месту произрастания винограда для целей размещения рекламы данной группы товаров в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О рекламе".
Наряду с изложенным, следует отметить, что положения части 9 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" сформулированы по аналогии с соответствующими требованиями в отношении российской продукции, и предполагают возможность рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенного в любом из государств-членов Союза, из винограда, происходящего с территорий государств-членов Союза, что не исключает возможность рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенного в одном государств-члене Союза из винограда, происходящего с территории другого государств-члена Союза.
|
К.М. Таукенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По сравнению с рекламой иной слабоалкогольной продукции, разрешена реклама (с ограничениями) вина и игристого вина (шампанского), произведенного в России из выращенного в России винограда:
- в газетах и журналах;
- на ТВ и радио с 23 до 7 часов местного времени;
- на выставках пищевой продукции и организаций общественного питания.
Указанные особенности распространяются на рекламу вина и шампанского, произведенных в ЕАЭС из выращенного в ЕАЭС винограда, при условии подтверждения места произрастания винограда.
В связи с этим ФАС разъяснила, как подтвердить место произрастания винограда.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 15 октября 2021 г. N КТ/87627/21 "О рекламе вина и игристого вина (шампанского)"
Текст письма опубликован не был
Письмом ФАС России от 2 декабря 2022 г. N МШ/109196-ПР/22 настоящий документ признан недействующим с 2 декабря 2022 г.