г.Калуга |
|
8 августа 2023 г. |
Дело N А09-9681/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.08.2023.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Лукашенковой Т.В. Стрегелевой Г.А. |
при участии в судебном заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (241020, г.Брянск, Московский проспект, 41Б, ОГРН 1083254010256, ИНН 3254502641) - не явились;
от заинтересованного лица: Государственной жилищной инспекции Брянской области (241050, г. Брянск, улица Трудовая, 1, ОГРН 1023202743937, ИНН 3201005325) - Хлусов Р.В. (дов. N 2 от 09.01.2023, диплом); Михалдыкина С.В. (дов. N 17 от 25.05.2023);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2023 по делу N А09-9681/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Брянской области (далее - жилищная инспекция) от 02.08.2021 N 312/03 в части пункта N 1.
Решением суда от 14.11.2022 в удовлетворении заявления общества отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу жилищная инспекция просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители жилищной инспекции просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Общество надлежаще извещено о времени и месте судебного разбирательства, но своего представителя в судебное заседание не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела.
Проверив в пределах доводов кассационной жалобы и возражений на них судебные акты на предмет правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствия выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, общество осуществляет управление многоквартирным домом (МКД) N 9 по ул. Красных Партизан в г. Брянске, оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества МКД, является исполнителем по предоставлению жилищных и коммунальных услуг собственникам дома на основании договора на управление МКД и лицензии от 28.04.2015 N 35.
На основании распоряжения заместителя начальника жилищной инспекции от 23.07.2021 N 738/03 (т.1 л.д.59), принятого в связи с поступившим в инспекцию обращением жителя квартиры N 9 в МКД N 9 по ул.Красных Партизан на ненадлежащее содержание обществом общего имущества дома, должностными лицами инспекции проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт осмотра от 23.07.2021.
В акте осмотра зафиксировано, что МКД N 9 по ул.Красных Партизан двухэтажный, квартира N 9 расположена на первом этаже, инженерные сети холодного водоснабжения и водоотведения проложены под полами квартир первого этажа дома. В прихожей квартиры N 9 перекрытия над техническим подпольем дощатые - деревянные доски. Визуальным осмотром установлено, что деревянные доски в районе санитарного узла влажные, имеют следы сырости, белого налета, деревянная лага имеет следы сырости, белого налета, гниения. Одна доска поломана. На момент осмотра земляной грунт в техническом подполье мокрый, наблюдается залитие технического подполья водой из общедомового инженерного оборудования. Трубопровод, запорная арматура, расположенные в техническом подполье, имеют следы коррозии, ржавчины. В санитарном узле на железобетонной плите перекрытия около стояка канализационного трубопровода наблюдается отслоение бетонного слоя, видна арматура. На стенах в коридоре около санитарного узла и ванной комнаты, около пола, а также в санитарном узле частично отсутствует штукатурный слой и наблюдается отслоение штукатурного слоя. В санитарном узле на полу уложена плитка, наблюдается проседание пола рядом с входной дверью (т.1 л.д.63 об.).
В результате проверки жилищная инспекция пришла к выводу, что обществом при осуществлении деятельности по управлению МКД N 9 по ул.Красных Партизан нарушены требования пунктов 4.3, 4.3.1, 4.3.2, 5.8.3, 4.10.2.1, 4.10.3.2, 4.10, 12 приложения N 7 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пунктов 18, 12, 10, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Перечень N 290), пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Постановление N 416), статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), что отражено в акте проверки от 30.07.2021 N 738/03 (т.1 л.д.61).
2 августа 2021 г. в адрес общества вынесено предписание N 312/03, пунктом 1 которого на общество возложена обязанность провести в прихожей квартиры N 9 ремонт деревянного перекрытия (деревянного пола) в местах нарушений с заменой поврежденных досок около санитарного узла и ванной комнаты. Срок исполнения предписания - до 01.09.2021.
Полагая, что пункт 1 предписания является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Установив, что под дощатым полом квартиры N 9 (первый этаж) находятся инженерные коммуникации дома в неудовлетворительном состоянии, бетонных или иных перекрытий между полом квартиры и коммуникациями дома нет, суд первой инстанции пришел к выводу, что дощатый пол квартиры фактически предназначен для обслуживания более одного помещения: не только квартиры, но и технического подполья, в котором находятся коммуникации дома, то есть фактически является перекрытием между первым этажом и техническим подпольем, а поэтому относится к общему имуществу собственников помещений в МКД, содержание которого осуществляется управляющей организацией, и отказал обществу в удовлетворении его требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, которое должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 4 Перечня N 290 предусмотрено, что управляющая организация должна обеспечивать работы, выполняемые в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий МКД, в том числе выявление зыбкости перекрытия, наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, целостности несущих деревянных элементов и мест их опирания, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, поражения гнилью и жучками-точильщиками деревянных элементов в домах с деревянными перекрытиями и покрытиями; проверка состояния утеплителя, гидроизоляции и звукоизоляции, адгезии отделочных слоев к конструкциям перекрытия (покрытия); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Пунктами 4.3, 4.3.1 Правил N 170 также предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние перекрытий, устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития, восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
В соответствии с пунктами 4.10.3.2, 4.10, 4.10.2.1 названных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда должны в процессе эксплуатации зданий выполнять предупредительные (профилактические) меры по своевременному устранению источников увлажнения древесины, создавать конструкциям осушающий режим, восстанавливать гидроизоляцию, производить антисептирование и др., должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Судами установлено, что земляной грунт в техническом подполье МКД N 9 мокрый, наблюдается залитие технического подполья водой из общедомового инженерного оборудования; трубопровод, расположенный в техническом подполье, запорная арматура (вентиль) имеют следы коррозии, ржавчины. В санитарном узле на железобетонной плите перекрытия около стояка канализационного трубопровода наблюдается отслоение бетонного слоя, видна арматура. На стенах в коридоре квартиры N 9 около санитарного узла и ванной комнаты, около пола, а также в санитарном узле частично отсутствует штукатурный слой и наблюдается отслоение штукатурного слоя; деревянные доски в районе санитарного узла влажные, имеют следы сырости, белого налета, деревянная лага имеет следы сырости, белого налета, гниения.
Согласно экспертному заключению от 13.05.2022 N 438Э-05/22 (с учетом письменных пояснений) под досками пола первого этажа дома обнаружены деревянные лаги и подкладки под них по грунтовому основанию, обнаружен трубопровод холодной воды с краном, где часть трубопровода и деревянных конструкций обильно покрыта плесенью. Конструкция пола квартиры является единственной плоскостью, отделяющей пространство квартиры и пространство под полом с коммуникациями (т.2 л.д.5-13, 66-67).
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что общество как управляющая организация осуществляла ненадлежащее содержание общего имущества МКД N 9, а поэтому предписание в части пункта N 1, обязывающее общество провести ремонт деревянного пола в прихожей квартиры N 9 в местах нарушений с заменой поврежденных досок около санитарного узла и ванной комнаты, является законным.
Довод кассационной жалобы, что деревянный пол квартиры N 9 не является перекрытием между первым этажом и техническим подпольем, а поэтому не входит в состав общего имущества дома и не должен ремонтироваться управляющей организацией, был предметом исследования суда второй инстанции, данному доводу дана надлежащая правовая оценка и этот довод отклонен как несостоятельный. Тем более, что причиной гниения досок является ненадлежащее содержание коммуникационных систем дома, отсутствие надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в вспомогательных помещениях дома.
Иные доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушениях судами норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов.
Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2023 по делу N А09-9681/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 Перечня N 290 предусмотрено, что управляющая организация должна обеспечивать работы, выполняемые в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий МКД, в том числе выявление зыбкости перекрытия, наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, целостности несущих деревянных элементов и мест их опирания, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, поражения гнилью и жучками-точильщиками деревянных элементов в домах с деревянными перекрытиями и покрытиями; проверка состояния утеплителя, гидроизоляции и звукоизоляции, адгезии отделочных слоев к конструкциям перекрытия (покрытия); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Пунктами 4.3, 4.3.1 Правил N 170 также предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние перекрытий, устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития, восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 8 августа 2023 г. N Ф10-3392/23 по делу N А09-9681/2021