г. Тула |
|
17 апреля 2023 г. |
Дело N А09-9681/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2023 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Волошиной Н.А. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" на решение Арбитражного суда Брянской области от 14.11.2022 по делу N А09-9681/2021 (судья Черняков А.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (г. Брянск, ОГРН 1083254010256, ИНН 3254502641) к Государственной жилищной инспекции Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202743937, ИНН 3201005325) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Брянской области от 02.08.2021 N 312/03 в части п. 1;
при участии в заседании:
от Государственной жилищной инспекции Брянской области - Хлусов Р.И. (доверенность от 09.01.2023 N 2, паспорт, диплом), Михолдыкина С.В. (доверенность от 11.01.2023 N 5, паспорт, диплом);
иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Брянской области (далее - инспекция) о признании недействительным предписания инспекции от 02.08.2021 N 312/03 в части п. N 1.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 14.11.2022 заявление общества оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что пол в квартире не подпадает под понятие общего имущества многоквартирного дома.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет управление многоквартирным домом (далее - МКД) N 9 по ул. Красных Партизан в г. Брянске, оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества МКД, является исполнителем по предоставлению жилищных и коммунальных услуг собственникам дома на основании договора на управление МКД и лицензии от 28.04.2015 N 35.
В инспекцию поступило обращение жителя многоквартирного дома (далее - МКД) N 9 по ул. Красных Партизан в г. Брянске (ОГ-2285 от 25.06.2021, ОГ-2917 от 04.08.2021), касающееся ненадлежащего обеспечения обществом работ по содержанию общего имущества МКД и нарушения жилищного законодательства в ходе управления МКД.
В связи с поступлением указанного обращения на основании распоряжения заместителя начальника инспекции от 21.07.2021 N 738/03 проведена внеплановая документарная выездная проверка, в результате которой установлено, что квартира N 9 расположена на первом этаже двухэтажного МКД N 9 по ул. Красных Партизан в г. Брянске: в прихожей перекрытия над техническим подпольем деревянные (доски), визуальным осмотром установлено, что деревянные доски в районе санитарного узла влажные, имеют следы сырости, белого налета, деревянная лага имеет следы сырости, белого налета, гниения. Одна доска поломана. На момент осмотра земляной грунт в техническом подполье мокрый, наблюдается залитие водой технического подполья из общедомового инженерного оборудования. Трубопровод, расположенный в техническом подполье, имеет следы коррозии, ржавчины, запорная арматура (вентиль) имеет следы ржавчины, коррозии. В санитарном узле на железобетонной плите перекрытия около стояка канализационного трубопровода наблюдается отслоение бетонного слоя, видна арматура. На стенах в коридоре около санитарного узла и ванной комнаты около пола, а так же в санитарном узле частично отсутствует штукатурный слой и наблюдается отслоение штукатурного слоя. В санитарном узле на полу уложена плитка, наблюдается проседание пола рядом с входной дверью.
С учетом изложенного, инспекцией сделан вывод, что обществом при осуществлении деятельности по управлению МКД нарушены требования п. 4.3, 4.3.1, 4.3.2, 5.8.3, 4.10.2.1, 4.10.3.2, 4.10, 12 приложения N 7 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), п. 18, п. 12, п. 10, п. 4 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Перечень N 290), п. 3 постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Постановление N 416), ст. 161 ЖК РФ, п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
По результатам проверки должностным лицом инспекции составлен акт от 30.07.2021 N 738/03 и выдано предписание от 02.08.2021 N 312/03, п. 1 которого на общество возложена обязанность провести в прихожей ремонт деревянного перекрытия (деревянного пола) в местах нарушений с заменой поврежденных досок около санитарного узла и ванной комнате. Срок исполнения предписания установлен до 01.09.2021.
Общество, сообщив инспекции (письмо от 04.08.2021 N 405), что работы, в том числе по замене досок в квартире, будут выполнены до 01.09.2021, а также что указанные работы выполнены (письма от 26.08.2021 N 450 и от 27.09.2021 N 471), 27.10.2021 обратилось в Арбитражный суд Брянской области.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
По ходатайству общества определением от 14.02.2022 назначена строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено автономной некоммерческой организации "Центр независимых экспертиз и исследований".
Согласно экспертному заключению от 13.05.2022 N 438Э-05/22 (с учетом письменных пояснений), бетонное перекрытие между первым этажом и подвальным помещением отсутствует, настил пола обследуемого помещения первого этажа устроен методом "пола к грунту". Пол первого этажа является обособленной от здания конструкцией.
Руководствуясь п. 5.1, п. 1 приложения Д СП 29.13330.2011 "Полы", эксперт указал, что тип покрытия пола в жилых зданиях следует назначать в зависимости от вида помещения в соответствии с рекомендуемым приложением Д; жилые комнаты в квартирах, коридоры в квартирах, удаленные от наружных дверей зданий более чем на 20 м, должны иметь покрытие из: линолеума, паркета, массивной или паркетной доски, ламинированного паркета, паркета, либо дощатое.
В соответствии с п. 8.4, 9.20 СП 54.13330.2016 "Здания жилые многоквартирные" конструктивные решения элементов здания должны предусматривать защиту от проникновения грызунов; помещения здания должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем конструктивными средствами и техническими устройствами.
В силу п. 5.1.10 ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" понятие морального износа здания включает в себя несоответствие конструкций современным нормативным требованиям - полное отсутствие несгораемых и незагнивающих перекрытий. Таким образом, с учетом морального несоответствия (согласно ГОСТ 31937-2011) земляного полотна для использования в жилых помещениях в качестве пола, а также не соответствия такого покрытия строительным и санитарным нормам, в квартире пол отсутствовать не может.
При этом эксперт указал, что бетонных (или иных) перекрытий под досками пола первого этажа не имеется, а конструкция пола является единственной плоскостью, отделяющей пространство квартиры от находящихся под полом инженерных коммуникаций.
С учетом приведенных правовых норм, принимая во внимание выводы эксперта, вопреки доводу апеллянта, судебная коллегия соглашается с выводом суда области, что пол в квартире N 9 дома N 9 по ул. Красных Партизан г. Брянска в части досок, из которых он выполнен, не является элементом внешнего оформления (декора) и подпадает под понятие "общее имущество", поскольку:
- его отсутствие делает невозможным использование квартиры N 9 в качестве жилого помещения, преобразуя ее в единый с инженерными коммуникациями объект, не допускающий в силу конструктива, а также гигиенических и санитарных норм возможность постоянного проживания физических лиц;
- предназначен для обслуживания более одного помещения - не только квартиры N 9, но и технического подполья, в котором находятся инженерные коммуникации, необходимые для водоснабжения и водоотведения в доме, и являющиеся в силу п. 2 Правил N 354 общим имуществом собственников помещений в МКД;
- альтернативных способов обслуживания инженерных сетей, кроме как посредством снятия досок пола в квартире N 9 для доступа в техническое помещение, в МКД не имеется.
Пунктами 4.3, 4.3.1 Правил N 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; звукоизоляцию; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития; восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать усиление перекрытий, устранение сверхнормативных прогибов перекрытий, устранение смещения несущих конструкций от стен или прогонов в кирпичных сводах или выпадение отдельных кирпичей (недостаточной глубины опирания элементов), трещин и других деформаций, снижающих несущую способность и устойчивость перекрытия, должны производиться по проекту. При обнаружении указанных деформаций перекрытий должны быть приняты срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций (п. 4.3.3 Правил N 170).
В соответствии с 4.10.3.2 Правил N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда должны в процессе эксплуатации зданий выполнять предупредительные (профилактические) меры по своевременному устранению источников увлажнения древесины, создавать конструкциям осушающий режим, восстанавливать гидроизоляцию, производить антисептирование и др. Во время ремонта следует использовать сухие органические материалы, защищать конструкции парогидроизоляционными слоями, устранять вентилируемые воздушные прослойки, создающие осушаемый режим, производить антисептирование конструкций и их элементов.
В силу п. 5.8.3 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда, устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные срок, предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации.
Согласно п. 4.10, 4.10.2.1 Правил N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Пунктом 4 Перечня N 290 предусмотрено, что управляющая организация должна обеспечивать работы, выполняемые в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий МКД: выявление нарушений условий эксплуатации, несанкционированных изменений конструктивного решения, выявления прогибов, трещин и колебаний; выявление наличия, характера и величины трещин в теле перекрытия и в местах примыканий к стенам, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из монолитного железобетона и сборных железобетонных плит; выявление наличия, характера и величины трещин, смещения плит одной относительно другой по высоте, отслоения выравнивающего слоя в заделке швов, следов протечек или промерзаний на плитах и на стенах в местах опирания, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из сборного железобетонного настила; выявление наличия, характера и величины трещин в сводах, изменений состояния кладки, коррозии балок в домах с перекрытиями из кирпичных сводов; выявление зыбкости перекрытия, наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, целостности несущих деревянных элементов и мест их опирания, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, поражения гнилью и жучками-точильщиками деревянных элементов в домах с деревянными перекрытиями и покрытиями; проверка состояния утеплителя, гидроизоляции и звукоизоляции, адгезии отделочных слоев к конструкциям перекрытия (покрытия); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
В силу п. 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности МКД; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Довод апеллянта о том, что предписание в нарушение ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не было приложено к акту проверки от 30.07.2021 N 738/03, отклоняется судебной коллегией, поскольку это в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ не относится к числу грубых нарушений, являющихся безусловным основанием для признания результатов проверки недействительными.
Кроме того, в акте проверки от 30.07.2021 N 738/03 указан характер нарушений и лицо, их допустившее; акт проверки получен нарочно представителем общества 30.07.2021 (пятница), о чем в акте имеется соответствующая запись, а предписание от 02.08.2021 N 312/03 направлено обществу посредством системы ГИС ЖКХ 02.08.2021 (понедельник).
С учетом изложенного, общество, являясь управляющей организацией, обязано принять меры к поддержанию надлежащего состояния конструкции пола (досок) в квартире N 9, как единственной плоскости, отделяющей жилое помещение от поверхности земли и технических коммуникаций, а, следовательно, предписание от 02.08.2021 N 312/03 в оспариваемой части является законным и обоснованным, вынесено в пределах предоставленных инспекции полномочий.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на нормах законодательства и обстоятельствах дела. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина уплачивается в размере 3000 руб.
Согласно пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в следующих размерах - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ предусмотрено, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Как усматривается из материалов дела, при подаче апелляционной жалобы общество по платежному поручению от 07.12.2022 N 2047 уплатило государственную пошлину в размере 3000 руб.
Таким образом, исходя из вышеизложенного и в соответствии со ст. 104 АПК РФ, ст. 333.40 НК РФ государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета, о чем надлежит выдать справку.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 14.11.2022 по делу N А09-9681/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис" из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.А. Волошина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-9681/2021
Истец: ООО "Жилсервис"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Брянской области
Третье лицо: АНО "Центр независимых экспертиз и исследований", ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" МО N 1, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области