город Калуга |
|
22 августа 2023 г. |
Дело N А54-5263/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.08.2023.
Постановление изготовлено в полном объёме 22.08.2023.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Леоновой Л.В.,
судей Бессоновой Е.В., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола помощником судьи Дорониной Л.А.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Автобус 62" (ОГРН 1146230004480, ИНН 6230086388) - Храпач С.В. (доверенность от 21.06.2023, диплом);
от Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 5177746032789, ИНН 7743228223) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Московской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автобус 62" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 01.02.2023 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2023 по делу N А54-5263/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автобус 62" (далее - общество, ООО "Автобус 62") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Центральному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Центральное МУГАДН, управление) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 01.07.2022 N 022548, признании незаконными действий по аресту транспортного средства.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 01.02.2023, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2023, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением и постановлением общество обратилось в арбитражный суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
07.08.2023 определением Арбитражного суда Центрального округа судебное разбирательство было отложено до 21.08.2023.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит принятые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Московской области представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Центральное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя как в суд округа, так и в Арбитражный суд Московской области не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Автобус 62" осуществляет деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами на основании выданной Министерством транспорта Российской Федерации лицензии от 03.07.2020 N АК-62-000619.
На основании решения о проведении постоянного рейда от 24.05.2022 N 10-1/43-53, во исполнение статьи 97.1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) и раздела 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1043 "О федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве" (далее - Постановление N 1043), сотрудниками Северного отдела автотранспортного управления совместно с сотрудниками территориального подразделения ГИБДД ГУ МВД России по г. Москва, сотрудниками подведомственного учреждения департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы ПСУ г. Москвы "Организатор перевозок" в рамках реализации Соглашения о взаимодействии между Правительством Москвы, главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москва и Центральным МУГАДН по профилактике, выявлению и пресечению преступлений и правонарушений в сфере пассажирских перевозок, в период с 01.06.2022 по 30.06.2022 проведено совместное мероприятие по проверке автотранспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа в межрегиональном сообщении.
В ходе постоянного рейда 26.06.2022 по адресу: г. Москва, Проектируемый проезд N 7079 должностным лицом Центрального МУГАДН осуществлен осмотр транспортного средства ГАЗ A65R42, государственный регистрационный знак Н135ТО62, принадлежащего ООО "Автобус 62", под управлением водителя Рыбкина В.А.
При проверке транспортного средства установлено, что общество осуществляло перевозку пассажиров и багажа с нарушением требований соблюдения установленного режима труда и отдыха водителей, установленных пунктом 18 приказа Министерства транспорта России от 16.10.2020 N 424 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей", а именно продолжительность ежедневного отдыха водителя Рыбкина В.А. составила менее 9 часов, что зафиксировано в акте постоянного рейда NН2/140/1577/03-1606 от 16.06.2022 и протоколе осмотра транспортного средства в ходе постоянного рейда N 140/1577/02-1606.
Согласно путевому листу N 62 сроком действия с 16.06.2022 по 16.06.2022 водитель Рыбкин В.А. осуществлял междугородние сообщения. В соответствии с распечаткой тахограммы за 15.06.2022 водитель Рыбкин В.А. управлял автобусом до 23 час. 28 мин., после чего в соответствии с распечаткой тахограммы за 16.06.2022 водитель Рыбкин В.А. начал движение в 06 час. 22 мин.
По данному факту должностным лицом Центрального МУГАДН вынесено определение о возбуждении в отношении ООО "Автобус 62" дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 16.06.2022 N 140/1577/6460.
На основании статьи 27.1 КоАП РФ управлением применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде ареста транспортного средства (автобуса ГАЗ A65R42, государственный регистрационный знак Н135ТО62), оформлен протокол наложения ареста на транспортное средство от 16.06.2022 N 140/1577/04-1606.
01.07.2022 в присутствии представителя ООО "Автобус 62" составлен протокол N 021686 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 11.23 КоАП РФ и принято постановление N 022548 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 11.23 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 15 000 руб. Указанным постановлением снят арест с транспортного средства ГАЗ A65R42, государственный регистрационный знак Н135ТО62.
Полагая, что постановление, а также действия по аресту ТС являются незаконными, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о законности принятого постановления при наличии в деянии общества состава вмененного правонарушения и соблюдении административным органом порядка привлечения к административной ответственности, а также обоснованности действий по аресту ТС.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов, руководствуясь следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 11.23 КоАП РФ несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В примечании к указанной части статьи 11.23 КоАП РФ предусмотрено, что за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, юридические лица и должностные лица несут ответственность в случае, если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ).
В силу статьи 2 указанного закона обеспечением безопасности дорожного движения является деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; безопасностью дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; транспортным средством - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Согласно статье 5 Закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.
Пунктом 1 статьи 20 Закона N 196-ФЗ определены обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, в силу которого данные лица обязаны, в частности: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Особенности регулирования труда работников транспорта установлены главой 51 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 329 которого особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей.
Такие особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, установлены приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424 (далее - Приказ N 424).
На основании пункта 5 Приказа N 424 нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.
В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
В соответствии с пунктом 6 Приказа N 424 при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10 - 12 Приказа N 424, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Рабочее время водителя включает: время управления автомобилем; время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее - специальный перерыв); время работы, не связанной с управлением автомобилем (пункт 9 Приказа N 424).
В силу пункта 16 Приказа N 424 время отдыха и перерывов (за исключением специальных перерывов) водителей включает: перерыв для отдыха и питания, предоставляемые в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) непрерывный отдых (далее - ежедневный отдых); еженедельный отдых.
Пунктом 18 Приказа N 424 предусмотрено, что продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода.
Допускается: сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего; разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.
Абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
По правилам пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2012 N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2020 N 440 утверждены правила использования тахографов, установленных на транспортные средства (Приложение N 3 к настоящему приказу) и правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства (Приложение N 5 к настоящему приказу).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 Приложения N 3 использование тахографов должно осуществляться водителями - в целях регистрации и учета времени управления транспортным средством и отдыха, режимов труда и отдыха; владельцами транспортных средств - в целях контроля работы тахографов и обеспечения соблюдения водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, режимов движения, труда и отдыха.
В соответствии с подпунктами 3, 4 и 5 пункта 4 Приложения N 5 при осуществлении контроля должны производиться проверка распечатки данных из тахографа и с карт водителей; проверка выгрузки данных из тахографа и с карт водителей; сравнение данных из распечаток с данными, зарегистрированными в некорректируемом виде в тахографе и на картах водителей.
Приказом Минтранса России от 11.09.2020 N 368 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, которые в силу пункта 1 статьи 20 Закона N 196-ФЗ также должны исполняться юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств.
Так, подпунктом 3 пункта 4 данного Приказа предусмотрено, что сведения о транспортном средстве включают показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства, а также при заезде транспортного средства на парковку по окончании смены (рабочего дня).
Основанием для привлечения общества к административной ответственности послужил вывод административного органа о том, что общество осуществляло перевозку пассажиров и багажа с нарушением требований соблюдения установленного режима труда и отдыха водителей.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что исходя из распечатки за 15.06.2022 и 16.06.2022 контрольной ленты тахографа, установленного на транспортное средство марки ГАЗ A65R42 с государственным регистрационным знаком Н135Т062 под управлением водителя Рыбкина В.А., были выявлены факты нарушения режима труда и отдыха водителя. Перед выездом в рейс, согласно путевому листу Х° 62 сроком действия с 16.06.2022 по 16.06.2022, водитель Рыбкин В.А., в соответствии с распечаткой тахограммы за 15.06.2022, управлял автобусом до 23 час.28 мин., после чего, в соответствии с распечаткой тахограммы за 16.06.2022, водитель Рыбкин В.А. начал движение в 06 час. 22 мин. 16.06.2022.
Таким образом, было установлено, что при осуществлении междугородней перевозки пассажиров, при суммированном учете рабочего времени, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителя в пунктах промежуточных остановок или стоянок составила менее 9 часов, что является нарушением требований пункта 18 "Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей" Приказа N 424, статьи 329 Трудового кодекса Российской Федерации.
Факт несоблюдения установленного режима отдыха при осуществлении междугородней перевозки пассажиров водителем Рыбкиным В.А. подтверждается материалами дела, в том числе протоколом осмотра транспортного средства в ходе постоянного рейда от 16.06.2022 N 140/1577/02-1606, актом постоянного рейда от 16.06.2022 N Н2/140/1577/03-1606, протоколом истребования документов в ходе постоянного рейда от 16.06.2022 N 140/1577/01-1606, копией путевого листа от 16.06.2022 N 62, распечатками показаний тахографа за 15.06.2022 и 16.06.2022, протоколом об административном правонарушении от 01.07.2022 N 021686.
Данные документы в силу статьи 26.2 КоАП РФ являются надлежащими доказательствами по делу об административном нарушении.
При этом ООО "Автобус 62" доказательств, опровергающих установленные управлением обстоятельства, в материалы дела не представило, наличие события вменяемого административного правонарушения не опровергло.
В рассматриваемом случае субъектом вменяемого административного правонарушения является юридическое лицо, а совершенное административное правонарушение связано с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку общество, как субъект предпринимательства, осуществляет перевозки пассажиров в пригородном сообщении.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины общества в совершении административного правонарушения исследован, вина общества установлена административным органом и подтверждена материалами административного дела.
Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о наличии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.33 КоАП РФ, отказав в удовлетворении заявления.
Проверочное мероприятие проведено управлением с соблюдением порядка, установленного Законом N 248-ФЗ, Положением N 1043.
При этом суд обоснованно указал, что ограничения, указанные в постановлении Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление Правительства N 336), не распространяются на организацию и проведение (осуществление) в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" специальных режимов государственного контроля (надзора), режима постоянного государственного контроля (надзора), проверок (инспекций) в рамках федерального государственного надзора в области использования атомной энергии (пункт 11 постановления Правительства N 336), т.е. осуществление государственного контроля (надзора) реализуется без особенностей, установленных постановлением Правительства N 336.
Рейд проведен в соответствии с решением управления от 24.05.2022 N 10-1/43-53, представленным в материалы дела.
Действия административного органа по наложению ареста на транспортное средство совершены в соответствии с частью 1 статьи 27.1 и статьей 27.14 КоАП РФ, указанная мера обеспечения соразмерна задачам производства по делу об административном правонарушении с учетом степени общественной опасности конкретного вменяемого деяния.
Доказательств нарушения оспариваемыми действиями и протоколом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности ООО "Автобус 62" не представлено.
Процедура привлечения ООО "Автобус 62" к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2 КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении, и 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, административным органом соблюдены, права заявителя, установленные статьей 25.1 КоАП РФ, иные права, обеспечены и не нарушены.
Наказание назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 11.23 КоАП РФ - 15 000 руб.
Оценив характер совершенного административного правонарушения, степень общественной опасности с учетом объекта посягательства, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд не усмотрел оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, а также замены административного штрафа предупреждением в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку нарушение связано с обеспечением требований к безопасности дорожного движения, нарушение режима отдыха водителей автобусов создает реальную угрозу жизни и здоровью пассажиров.
При таких обстоятельствах, установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, суды пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого постановления.
Повторяющиеся доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и основаны на несогласии ее заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием положений статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, что не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 01.02.2023 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2023 по делу N А54-5263/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наказание назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 11.23 КоАП РФ - 15 000 руб.
Оценив характер совершенного административного правонарушения, степень общественной опасности с учетом объекта посягательства, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд не усмотрел оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, а также замены административного штрафа предупреждением в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку нарушение связано с обеспечением требований к безопасности дорожного движения, нарушение режима отдыха водителей автобусов создает реальную угрозу жизни и здоровью пассажиров.
...
Повторяющиеся доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и основаны на несогласии ее заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием положений статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, что не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 августа 2023 г. N Ф10-3623/23 по делу N А54-5263/2022