г.Калуга |
|
25 августа 2023 г. |
Дело N А64-6354/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2023 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.,
судей Смолко С.И., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола
судебного заседания помощником судьи Дорониной Л.А.
при участии представителей:
от публичного акционерного общества "Россети Центр" - Епифановой Д.Ю. по доверенности от 05.06.2023 N Д-ТБ/64, диплом;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области - Поповой Н.В. по доверенности от 12.12.2022 N 40-Д, диплом;
от Попова А.А. - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2023 года по делу N А64-6359/2022,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Центр" (далее - общество, ПАО "Россети Центр") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - УФАС по Тамбовской области, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 12.08.2022 N068/04/9.21-1201/2021 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Дело рассматривалось при участии третьего лица Попова А.А. (далее - Попов А.А.).
постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2023, в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с решением и постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требования. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела; учитывая, что предусмотренное проектом ответвление от опоры N10 до ВПУ (выносного пункта учета) с его установкой является реконструкцией объектов электросетевого хозяйства, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может быть равен 30 рабочим дням, а составляет шесть месяцев, а выводы судов об обратном ошибочны.
Письменным отзывом Управление возражает против доводов кассационной жалобы и просит принятые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области, представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе; представитель Управления возражал против заявленных доводов.
Попов А.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя как в суд округа, так и в Арбитражный суд Тамбовской области не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 02.07.2021 между Поповым А.А. и ПАО "Россети Центр" был заключен договор N42099113 об осуществлении технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: Тамбовская область, Петровский район, сельское поселение Петровский сельсовет, с. Петровское, ул. Мичурина, д. 5 к электрическим сетям с максимальной мощностью 5 кВт, пунктом 6 которого установлено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора. С учетом оплаты Поповым А.А. услуг по технологическому присоединению 02.07.2021, договор N 42099113 об осуществлении технологического присоединения считается заключенным 02.07.2021. Впоследствии к данному договору заключено дополнительное соглашение N 1, которое не содержало нового срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
21.12.2021 в Тамбовское УФАС России поступило обращение Попова А.А. с жалобой о невыполнении ПАО "Россети Центр" мероприятий по технологическому присоединению.
По итогам рассмотрения дела N 068/04/9.21-1201/2021, возбужденного определением от 28.12.2021, в отношении ПАО "Россети Центр" составлен протокол об административном правонарушении от 18.03.2022 N068/04/9.21-1201/2021 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение требований пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), выразившихся в несоблюдении 30 дневного срока по проведению работ по технологическому присоединению к электрическим сетям.
Постановлением от 12.08.2022 N 068/04/9.21-1201/2021 ПАО "Россети Центр" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о доказанности административным органом события и состава вмененного Обществу административного правонарушения. Суды не установили существенных процессуальных нарушений в рамках административного производства, а равно оснований для изменения избранной УФАС меры ответственности и снижения штрафа (статья 4.1 КоАП РФ) либо для освобождения Общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно абзацу 5 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В пункте 3 Правил N 861 указано, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесен к существенным условиям договора и, по общему правилу, не может превышать 30 рабочих дней - для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий: технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ и ниже; расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 15 метров; отсутствует необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшим объектом электрической сети, имеющим указанный в заявке класс напряжения и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя; от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, а также по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности).
В случае же несоблюдения любого из условий, предусмотренных абзацами вторым - десятым настоящего подпункта, в случае осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики такой срок - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности не может превышать 6 месяцев.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что с учетом даты заключения договора 02.07.2021, технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома должно было быть осуществлено в срок не позднее 13.08.2021. Однако, на момент обращения Попова А.А. в антимонопольный орган (21.12.2021), договор исполнен не был. Технологическое присоединение осуществлено только 27.12.2021, о чем свидетельствует акт о выполнении технических условий N916.
Отклоняя основной повторяющийся довод Общества о том, что работы при технологическом подключении заявителя Попова А.А. являются модернизацией (частный случай реконструкции) объектов электросетевого хозяйства и, как следствие, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может быть равен 30 рабочим дням, а составляет шесть месяцев, суды правомерно учли, что согласно разделу 3 "Руководящих указаний об определении понятий и отнесении видов работ и мероприятий в электрических сетях отрасли "Электроэнергетика" к новому строительству, расширению, реконструкции и техническому перевооружению. (РД 153-34.3-20.409-99)" (далее - Руководящие указания) к реконструкции в электрических сетях (табл. 3) относится комплекс работ на действующих объектах электрических сетей (линиях электропередачи, подстанциях, распределительных и переключательных пунктах, технологически необходимых зданиях, коммуникациях, вспомогательных сооружениях, ремонтно-производственных базах, служебном жилом фонде) по их переустройству (строительству взамен) в целях повышения технического уровня, улучшения технико-экономических показателей объекта, условий труда и охраны окружающей среды.
К реконструкции воздушных и кабельных линий электропередачи всех классов напряжения, волоконно-оптических линий связи относится: строительство воздушной, кабельной линии электропередачи взамен ликвидируемой, вынос участков воздушной, кабельной линии на новую трассу в связи со строительством энергетических или других объектов, сплошная замена на участках воздушной линии опор новыми (из того же или другого материала, а также опорами другого типа) при общей длине участка более 15% протяженности линии, замена дефектных опор воздушной линии на деревянных опорах новыми (из того же или другого материала, а также опорами другого типа) или подстановка дополнительных при общем количестве вновь устанавливаемых опор более 30% установленных на линии, сооружение волоконно-оптической линии связи на опорах действующей воздушной линии электропередачи в составе ее реконструкции.
Вывод судов о том, что демонтаж дополнительной арматуры на опоре N 10 ВЛИ- 0,4 кВ N 3, КТП-10/0,4 кВ N 465 не может быть отнесен к реконструкции объектов электросетевого хозяйства суд округа находит сделанными при правильном применении норм права и соответствующим материалам дела.
При этом судами дана надлежащая оценка экспертному заключению от 09.08.2022 N 2462/50, оснований для переоценки которого у суда округа в силу положений статьи 286 АПК РФ не имеется.
Доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, как это установили суды, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что совершенное правонарушение является повторным, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судом обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2023 года по делу N А64-6359/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что с учетом даты заключения договора 02.07.2021, технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома должно было быть осуществлено в срок не позднее 13.08.2021. Однако, на момент обращения Попова А.А. в антимонопольный орган (21.12.2021), договор исполнен не был. Технологическое присоединение осуществлено только 27.12.2021, о чем свидетельствует акт о выполнении технических условий N916.
Отклоняя основной повторяющийся довод Общества о том, что работы при технологическом подключении заявителя Попова А.А. являются модернизацией (частный случай реконструкции) объектов электросетевого хозяйства и, как следствие, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может быть равен 30 рабочим дням, а составляет шесть месяцев, суды правомерно учли, что согласно разделу 3 "Руководящих указаний об определении понятий и отнесении видов работ и мероприятий в электрических сетях отрасли "Электроэнергетика" к новому строительству, расширению, реконструкции и техническому перевооружению. (РД 153-34.3-20.409-99)" (далее - Руководящие указания) к реконструкции в электрических сетях (табл. 3) относится комплекс работ на действующих объектах электрических сетей (линиях электропередачи, подстанциях, распределительных и переключательных пунктах, технологически необходимых зданиях, коммуникациях, вспомогательных сооружениях, ремонтно-производственных базах, служебном жилом фонде) по их переустройству (строительству взамен) в целях повышения технического уровня, улучшения технико-экономических показателей объекта, условий труда и охраны окружающей среды.
...
Доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, как это установили суды, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что совершенное правонарушение является повторным, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 августа 2023 г. N Ф10-2891/23 по делу N А64-6359/2022