г.Калуга |
|
27 сентября 2023 г. |
Дело N А08-11247/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 20 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 27 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судей |
Шелудяева В.Н., Крыжской Л.А., Силаевой Н.Л., |
|
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Дударь А.Е., |
|
при участии в заседании: от заявителя жалобы:
от иных участвующих в деле лиц: |
Елизаровой Т.Н.- представителя акционерного общества "Универмаг Маяк" по доверенности от 25.09.2020; Гороховской Ю.В.- представителя общества с ограниченной ответственностью "Центр Экологической Безопасности" Белгородской области по доверенности от 10.01.2023, |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу акционерного общества "Универмаг Маяк" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 29.07.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2023 по делу N А08-11247/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр Экологической Безопасности" Белгородской области (далее - ООО "ЦЭБ", истец) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к открытому акционерному обществу "Универмаг Маяк" (далее - ОАО "Универмаг Маяк", ответчик, с 22.08.2022 - АО "Универмаг Маяк") о взыскании 4 490 434 руб. 20 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.08.2020 и неустойки в сумме 547 241 руб. 00 коп. за период с 11.02.2019 по 11.09.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Экотранс" (далее - ООО "ТК"Экотранс", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 29.07.2022 исковые требования удовлетворены частично. С АО "Универмаг Маяк" в пользу ООО "ЦЭБ" взыскано 4 490 434 руб. 20 коп. задолженности за оказанные истцом услуги за период с 01.01.2019 по 31.08.2020 и неустойка в сумме 544 104 руб. 50 коп. за период с 12.02.2019 по 11.09.2020. В удовлетворении остальной части исковых требований ООО "ЦЭБ" отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2023 решение суда первой инстанции изменено. С акционерного общества "Универмаг Маяк" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Центр Экологической Безопасности" Белгородской области взысканы 1 786 370 руб. 86 коп. задолженности за оказанные истцом услуги обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.08.2020, неустойка в сумме 218 029 руб. 07 коп. за период с 12.02.2019 по 11.09.2020, распределены судебные расходы по делу. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, АО "Универмаг Маяк" обжаловало их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании соглашения от 01.06.2018, заключенного с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области на период с 01.01.2019 по 31.12.2028, на территории Белгородской области региональным оператором по обращению с ТКО является ООО "ЦЭБ".
АО "Универмаг Маяк" на праве собственности принадлежит нежилое здание площадью 8 566 кв. м, расположенное по адресу: Белгородская обл., г. Белгород, ул. 50-летия Белгородской области, д. 11, используемое обществом в торговой деятельности.
Заявку о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО ответчик не направлял региональному оператору.
Истец ссылаясь на то, что услуги по обращению с ТКО, образуемыми ответчиком, в период с 01.01.2019 по 31.08.2020 оказывались региональным оператором на условиях типового договора, 22.04.2021 направил в адрес последнего претензию об оплате сложившегося долга.
АО "Универмаг Маяк" претензия оставлена без удовлетворения со ссылкой на то, что услуги по обращению с ТКО региональным оператором не оказывались.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания с ответчика долга за оказанные истцом услуги в сумме 1 786 370 руб. 86 коп., сложившегося за период с 01.01.2019 по 31.08.2020, и неустойки в сумме 218 029 руб. 07 коп. за период с 12.02.2019 по 11.09.2020, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как установлено в ходе судебного разбирательства, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора было опубликовано региональным оператором на официальном сайте ООО "ЦЭБ", а также 18.12.2018 дополнительно опубликовано в средствах массовой информации - газета "Белгородские известия ЦЭБ".
Заявка на заключение договора об оказании услуг по обращению с ТКО ответчиком в адрес регионального оператора не направлялась.
Учитывая вышеизложенные требования действующего законодательства, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что правоотношения, связанные с оказанием услуг по обращению с ТКО, между сторонами сложились на условиях типового договора, опубликованного истцом в установленном законом порядке.
Согласно пункту 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 N 505, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем, в том числе, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов для соответствующих субъектов хозяйственной деятельности в установленном законом порядке утверждены уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации - Белгородская область. Норматив накопления для объекта - "супермаркеты, универмаги, универсамы", к которым относится торговое здание ответчика, составляет 0,6 куб. м в год с 1 кв. м торговой площади.
В спорный период на основании Приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14.12.2018 N 33/95 единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО составлял 533,44 руб. (с НДС) за 1 куб. м. и на основании Приказа от 19.12.2019 N 35/19 - 510,38 руб. (с НДС) за 1 куб. м.
С учетом вышеперечисленных показателей и торговой площади здания, фактически используемой ответчиком, судом был произведен расчет платы за оказанные истцом услуги по обращению с ТКО, которая составила 1 786 370 руб. 86 коп.
Выводы суда в части правомерности расчета стоимости оказанных услуг в кассационном порядке не обжалуются.
При таких обстоятельствах спора обжалуемые судебные акты о взыскании с АО "Универмаг Маяк" в пользу ООО "ЦЭБ" долга за оказанные услуги в вышеуказанном размере судебная коллегия считает законными и обоснованными.
Не соглашаясь с состоявшимися по настоящему делу судебными актами, заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что истцом не оказывались услуги по обращению с ТКО, так как образуемые отходы складировались на закрытой территории, принадлежащей обществу, в соответствующий контейнер, которые вывозились на основании договора, заключенного с другим хозяйствующим субъектом.
Доводы АО "Универмаг Маяк" в указанной части являлись предметом исследования и оценки арбитражным судом первой и апелляционной инстанций и признаны не обоснованными.
С выводами арбитражного суда обеих инстанций судебная коллегия соглашается в связи со следующим.
Согласно положениям Закона N 89-ФЗ услуги по обращению с ТКО вправе оказывать только лица, наделенные в установленном законом порядке статусом регионального оператора.
С учетом характера хозяйственной деятельности ответчика, у последнего образуются твердые коммунальные отходы, вывоз которых вправе осуществлять только истец, наделенный статусом регионального оператора.
В соответствии со статьями 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно условиям типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами, опубликованного истцом в установленном законом порядке, в случае неисполнения либо ненадлежащего пополнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Расчет неустойки, подлежащей взысканию с ответчика, судом произведен с учетом суммы долга, периода просрочки уплаты данного долги и ключевой ставки Банка России.
Выводы суда в указанной части в кассационном порядке не обжалуются.
При таких обстоятельствах спора обжалуемые судебные акты судебная коллегия считает законными и обоснованными.
В остальной части доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании вышеперечисленных норм действующего законодательства, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 29.07.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2023 по делу N А08-11247/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Л.А.Крыжская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
...
Согласно положениям Закона N 89-ФЗ услуги по обращению с ТКО вправе оказывать только лица, наделенные в установленном законом порядке статусом регионального оператора.
...
В соответствии со статьями 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27 сентября 2023 г. N Ф10-3735/23 по делу N А08-11247/2021