г. Калуга |
|
10 октября 2023 г. |
Дело N А83-22955/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2023 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе
председательствующего судьи Копырюлина А.Н.,
судей Бессоновой Е.В., Леоновой Л.В.,
при участии представителей:
от арбитражного управляющего Мустафаева Энвера Искандеровича - не явились, о дате и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом,
от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - не явились, о дате и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "Крымстройгарант" (ОГРН 1149102048370, ИНН 910201001) - не явились, о дате и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крымстройгарант" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.05.2023 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2023 по делу N А83-22955/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Мустафаева Энвера Искандеровича (далее - Мустафаев Э.И., арбитражный управляющий) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено общество с ограниченной ответственностью "Крымстройгарант" (далее - ООО "Крымстройгарант", заявитель).
Решением суда от 03.05.2023, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2023, в удовлетворении заявленного Госкомрегистром требования отказано, арбитражный управляющий освобожден от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения, с объявлением устного замечания.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "Крымстройгарант" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на необоснованность освобождения арбитражного управляющего от административной ответственности, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Мустафаев Э.И. возражал против ее удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда округа представителей не направили, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, заявитель ходатайствовал о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя. Указанное, в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд округа приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела и установлено судом, решением Арбитражного суда Республики Крым от 11.05.2021 по делу N А83-11812/2020 гражданка Ислямова Г.Н. признана несостоятельной (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден арбитражный управляющий Мустафаев Э.И.
На основании поступившей в Госкомрегистр жалобы ООО "Крымстройгарант" на действия арбитражного управляющего в деле о несостоятельности (банкротстве) гражданки Ислямова Г.Н. о ненадлежащем исполнении арбитражным управляющим требований Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ) проведено административное расследование, по результатам которого в действиях Мустафаева Э.И. установлены нарушения:
- положений пунктов 2.1 статьи 213.7 Закона N 127-ФЗ, в части нарушения срока включения в ЕФРСБ сообщения (отчет) о результатах проведения процедуры реструктуризации долгов гражданина;
- положений статьи 213.8 Закона N 127-ФЗ, в части нарушения периодичности проведения собраний кредиторов, установленной кредиторами должника на первом собрании кредиторов;
- требования пункта 10 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 (далее - Общие правила подготовки отчетов), а также Типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных приказом Минюста Российской Федерации от 14.08.2003 N 195, в части внесения в отчет о своей деятельности недостоверных сведений.
Госкомрегистром в отношении арбитражного управляющего составлен протокол об административном правонарушении от 10.11.2022 N 00538222 по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ Госкомрегистр обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Мустафаева Э.И. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Суд первой инстанции установил наличие в действиях арбитражного управляющего состава вменяемого административного правонарушения, однако счел возможным признать его малозначительным и освободил Мустафаева Э.И. от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Выводы суда первой инстанции были поддержаны судом апелляционной инстанции.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Объективной стороной названного административного правонарушения является невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Законом о банкротстве.
Пунктом 2.1 статьи 213.7 Закона о банкротстве, установлено, что не позднее чем в течение десяти дней с даты завершения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, арбитражный управляющий включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в качестве сведений сообщение о результатах соответствующей процедуры (отчет).
Сообщение (отчет) финансового управляющего о результатах проведения процедуры реструктуризации долгов гражданина размещено на сайте ЕФРСБ 28.03.2023, в то время как он подлежал публикации не позднее 23.05.2021.
Пунктом 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве установлено, что финансовый управляющий обязан созывать и (или) проводить собрания кредиторов для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции собрания кредиторов настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.8 Закона о банкротстве установлено, что собрание кредиторов созывается финансовым управляющим, утвержденным арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина. В собрании кредиторов принимают участие без права голоса наряду с лицами, указанными в пункте 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, гражданин и (или) его представитель.
Согласно пункту 4 статьи 213.8 Закона о банкротстве первое собрание кредиторов проводится финансовым управляющим в рабочие дни с 8 часов до 20 часов по месту рассмотрения дела о банкротстве гражданина (в соответствующем населенном пункте) или в форме заочного голосования (без совместного присутствия). В дальнейшем собранием кредиторов могут быть определены иные время и место проведения собраний кредиторов.
В настоящем случае протоколом первого собрания кредиторов от 05.04.2021 определено проводить собрания кредиторов должника один раз в шесть месяцев, вместе с тем, очередное собрание кредиторов состоялось лишь 26.01.2022.
Частью 1 статьи 143 Закона о банкротстве установлено, что конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства.
На основании пункта 3 Общих правил подготовки отчетов в отчетах (заключениях) арбитражного управляющего указываются сведения, определенные этими Правилами, сведения, предусмотренные Законом о банкротстве, и дополнительная информация, которая может иметь существенное значение для принятия решений арбитражным судом и собранием (комитетом) кредиторов.
В силу пункта 4 Общих правил подготовки отчетов, отчеты арбитражного управляющего составляются по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации. В каждом отчете (заключении) конкурсного управляющего указываются данные об арбитражном управляющем, о саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, и должнике в соответствии с типовыми формами, утвержденными Министерством юстиции Российской Федерации (подпункт "з" пункта 5 Общих правил подготовки отчетов).
Типовой формой отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства (приложение N 4 к Приказу Минюста Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего") в разделе "сведения об арбитражном управляющем" предусмотрено указание имени (наименования) должника, даты принятия судебного акта, номера и даты регистрации в едином Государственном реестре саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В отчете финансового управляющего по состоянию на 28.12.2021 в разделе отчета "Сведения об арбитражном управляющем" в графе "номер договора страхования, дата его заключения и срок действия" отражена следующая, информация: 78220/TPL16/001327 срок действия с 26.04.2020, до 25.04.2021, то есть не содержит актуальной информации о договоре страхования ответственности арбитражного управляющего (указанный срок действия договора о страховании на дату составления отчета истек).
Кроме того, в графе "номер и дата регистрации в едином государственном реестре саморегулируемых организаций арбитражных управляющих" не отражена информация о дате регистрации в едином государственном реестре саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В графе "дата принятия судебного акта о введении процедуры банкротства" указано - 29.06.2020, однако, в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Крым по делу N А83-11812/2020 процедура - банкротства - реализация имущества гражданина введена 11.05.2021. Вместе с тем, аналогичная ошибка допущена в графе "дата назначения арбитражного управляющего".
Кроме того установлено, что арбитражным управляющим неверно указано имя должника как в отчете от 28.12.2021, так и в карточке должника на ЕФРСБ. Так, согласно паспорта должника (копия представлена заявителем), верным является "Гульзара", тогда как арбитражным управляющим имя должника как в отчете, так и в карточке должника на ЕФРСБ указано - "Гульзар".
Суды посчитали, что совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждаются факты нарушения арбитражным управляющим требований Закона о банкротстве, что образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Данные выводы суда суд кассационной инстанции считает обоснованными.
Вместе с тем, суды расценили допущенное арбитражным управляющим правонарушение в качестве малозначительного и, применив положения статьи 2.9 КоАП РФ, освободили его от административной ответственности, объявив устное замечание.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.
В отношении части 3 статьи 14.13 КоАП РФ не исключается применение судами положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2017 N 1167-О, от 27.06.2017 N 1218-О, от 26.10.2017 N 2474-О).
В рассматриваемом деле суды исходили из того, что случае действия арбитражного управляющего не повлекли негативных последствий для охраняемых законом общественных отношений, существенного нарушения прав и законных интересов участников дела о банкротстве.
В силу абзаца 4 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и, как следствие, о возможности (невозможности) квалификации правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.05.2023 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2023 по делу N А83-22955/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Н. Копырюлин |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 октября 2023 г. N Ф10-4557/23 по делу N А83-22955/2022