Во исполнение Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" и приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 N 274н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" приказываю:
1. Утвердить учетную политику для целей бюджетного учета согласно приложению и ввести ее в действие с 1 января 2019 года.
2. Довести до всех подразделений и служб соответствующие документы, необходимые для обеспечения реализации учетной политики и организации бюджетного учета, документооборота, санкционирования расходов.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на главного бухгалтера Министерства социальной защиты Республики Карелия (руководителя Государственного бюджетного учреждения Республики Карелия "Центра административного и бухгалтерского обеспечения Министерства социальной защиты Республики Карелия").
Министр |
О.А. Соколова |
Утвержден
приказом Министерства
социальной защиты
Республики Карелия
от 27.12.2018 г. N 929-П
Учетная политика для целей бюджетного учета
Учетная политика Министерства социальной защиты Республики Карелия (далее - Министерство) разработана в соответствии:
приказом Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкции к Единому плану счетов N 157н),
приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н),
приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" (далее - приказ N 132н),
приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" (далее - приказ N 209н),
приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - приказ N 52н),
федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденными приказами Минфина России от 31.12.2016 N 256н, N 257н, N 258н, N 259н, N 260н (далее - соответственно СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности", СГС "Основные средства", СГС "Аренда", СГС "Обесценение активов", СГС "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности"), от 30.12.2017 N 274н, 275н, 278н (далее - соответственно СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", СГС "События после отчетной даты", СГС "Отчет о движении денежных средств"), от 27.02.2018 N 32н (далее - СГС "Доходы"), от 30.05.2018 N 122н (далее - СГС "Влияние изменений курсов иностранных валют").
I. Общие положения
1. Министерство является главным администратором доходов, главным распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств.
2. Организацию и ведение бюджетного учета формирование учетной политики, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности осуществляет:
в Министерстве, в государственных учреждениях, подведомственных Министерству, (далее - Учреждение) передавших ведение бюджетного учета в государственное бюджетное учреждение Республики Карелия "Центр административного и бухгалтерского обеспечения Министерства социальной защиты Республики Карелия" (далее - Бухгалтерия), - государственное бюджетное учреждение Республики Карелия "Центр административного и бухгалтерского обеспечения Министерства социальной защиты Республики Карелия". Ответственным за ведение бюджетного учета в Министерстве является главный бухгалтер Министерства - руководитель ГБУ РК "Центр административного и бухгалтерского обеспечения Министерства социальной защиты Республики Карелия". Сотрудники Бухгалтерии руководствуются в своей работе должностными инструкциями.
В Учреждениях, ведущих бюджетный учет самостоятельно, - главный бухгалтер Учреждения.
3. Составы постоянно действующих комиссий утверждаются приказами Министерства, Бухгалтерии.
Приказами Учреждений утверждаются:
- перечень лиц, имеющих право первой и второй подписи финансовых и бухгалтерских документов;
- перечень лиц, имеющих право получения денежных средств под отчет на хозяйственные и управленческие нужды;
- перечень материально-ответственных лиц;
- комиссия по проверке показаний одометров автотранспорта;
- состав инвентаризационной комиссии;
- состав комиссии по поступлению и выбытию активов.
4. Министерство и Учреждения публикуют основные положения учетной политики на своих официальных сайтах путем размещения копий документов учетной политики.
5. При внесении изменений в учетную политику главный бухгалтер оценивает в целях сопоставления отчетности существенность изменения показателей, отражающих финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств на основе своего профессионального суждения. Также на основе профессионального суждения оценивается существенность ошибок отчетного периода, выявленных после утверждения отчетности, в целях принятия решения о раскрытии в Пояснениях к отчетности информации о существенных ошибках.
II. Технология обработки учетной информации
1. Бухгалтерский учет Министерства ведется в электронном виде с применением программных продуктов:
- "1С:Бухгалтерия государственного учреждения";
- "1С:Зарплата и кадры государственных учреждений".
Бухгалтерский учет в Учреждениях ведется с применением программных продуктов.
2. С использованием телекоммуникационных каналов связи и электронной подписи Бухгалтерия Министерства и бухгалтерии Учреждений ведут электронный документооборот по следующим направлениям:
- система электронного документооборота с территориальными органами Федерального казначейства;
- передача отчетности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в Инспекцию Федеральной налоговой службы;
- передача отчетности в отделение Пенсионного фонда, Фонд социального страхования;
- размещение информации о деятельности на официальном сайте bus.gov.ru.
3. Без надлежащего оформления первичных (сводных) учетных документов любые исправления (добавление новых записей) в электронных базах данных не допускаются.
4. В целях обеспечения сохранности электронных данных бухгалтерского учета и отчетности:
- на сервере ежедневно производится сохранение резервных копий базы "Бухгалтерия", еженедельно - "Зарплата" и "СЭД";
- по итогам квартала и отчетного года после сдачи отчетности производится запись копии базы данных на внешний носитель - CD-диск, который хранится в сейфе главного бухгалтера;
- по итогам каждого календарного месяца бухгалтерские регистры, сформированные в электронном виде, распечатываются на бумажный носитель и подшиваются в отдельные папки в хронологическом порядке.
III. Правила документооборота
1. Порядок и сроки передачи первичных учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в Министерстве устанавливаются в соответствии с приложением 1 к настоящей учетной политике.
Порядок и сроки передачи первичных учетных документов для отражения в бухгалтерском учете (график документооборота) в Учреждениях устанавливаются в соответствии с приказами Учреждений.
2. При проведении хозяйственных операций, для оформления которых не предусмотрены типовые формы первичных документов, Министерство использует:
- самостоятельно разработанные формы, которые приведены в приложении 2;
- унифицированные формы, дополненные необходимыми реквизитами.
3. Право подписи учетных документов предоставлено должностным лицам, перечисленным в приложении 3.
4. Министерство использует унифицированные формы регистров бухучета, перечисленные в приложении 3 к приказу N 52н. При необходимости формы регистров, которые не унифицированы, разрабатываются самостоятельно.
5. При поступлении документов на иностранном языке построчный перевод таких документов на русский язык осуществляется сотрудником (служащим) Министерства, который владеет иностранным языком. Переводы составляются на отдельном документе, заверяются подписью сотрудника (служащего), составившего перевод, и прикладываются к первичным документам.
В случае невозможности перевода документа привлекается профессиональный переводчик. Перевод денежных (финансовых) документов заверяется нотариусом.
Если документы на иностранном языке составлены по типовой форме (идентичны по количеству граф, их названию, расшифровке работ и т.д. и отличаются только суммой), то в отношении их постоянных показателей достаточно однократного перевода на русский язык. В последующем переводить нужно только изменяющиеся показатели данного первичного документа.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
7. Формирование регистров бухучета осуществляется в следующем порядке:
- в регистрах в хронологическом порядке систематизируются первичные (сводные) учетные документы (по датам совершения операций, дате принятия к учету первичного документа);
- журнал регистрации приходных и расходных ордеров составляется ежемесячно, в последний рабочий день месяца;
- инвентарная карточка учета основных средств оформляется при принятии объекта к учету, по мере внесения изменений (данных о переоценке, модернизации, реконструкции, консервации и пр.) и при выбытии. При отсутствии указанных событий - ежегодно, на последний рабочий день года, со сведениями о начисленной амортизации;
- инвентарная карточка группового учета основных средств оформляется при принятии объектов к учету, по мере внесения изменений (данных о переоценке, модернизации, реконструкции, консервации и пр.) и при выбытии;
- опись инвентарных карточек по учету основных средств, инвентарный список основных средств, реестр карточек заполняются ежегодно, в последний день года;
- книга учета бланков строгой отчетности, книга аналитического учета депонированной зарплаты заполняются ежемесячно, в последний день месяца;
- авансовые отчеты брошюруются в хронологическом порядке в последний день отчетного месяца;
- журналы операций, главная книга заполняются ежемесячно;
- другие регистры, не указанные выше, заполняются по мере необходимости, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
8. Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям (ф. 0504071) ведется раздельно по счетам:
- КБК 1.302.11.000 "Расчеты по заработной плате" и КБК 1.302.13.000 "Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда";
- КБК 1.302.12.000 "Расчеты по прочим выплатам";
- КБК 1.302.96.000 "Расчеты по иным расходам".
9. Журналы операций ведутся в соответствии с перечнем регистров бухучета получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета.
Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.
На основании данных журналов операций ежемесячно составляются главные книги:
по учету у Министерства как получателя и главного распорядителя бюджетных средств;
по учету администрируемых поступлений и выбытий, невыясненных поступлений.
10. Первичные и сводные учетные документы, бухгалтерские регистры составляются в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. При отсутствии возможности составить документ, регистр в электронном виде, он может быть составлен на бумажном носителе и заверен собственноручной подписью.
Список сотрудников, имеющих право подписи электронных документов и регистров бухучета, утверждается отдельным приказом.
11. Электронные документы, подписанные квалифицированной электронной подписью, хранятся в электронном виде на съемных носителях информации в соответствии с порядком учета и хранения съемных носителей информации. При этом ведется журнал учета и движения электронных носителей. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью Бухгалтерии. Ведение и хранение журнала возлагается приказом руководителя на ответственного сотрудника Бухгалтерии.
12. В деятельности Министерства используются следующие бланки строгой отчетности:
- бланки трудовых книжек и вкладышей к ним,
- удостоверения и прочее.
Учет бланки трудовых книжек и вкладышей к ним ведется по стоимости их приобретения.
Учет бланков удостоверения и прочее ведется по условной оценке: один объект, 1 руб.
13. Перечень должностей сотрудников, ответственных за учет, хранение и выдачу бланков строгой отчетности утверждается внутренним локальным актом Бухгалтерии.
14. Особенности применения первичных документов:
14.1. При приобретении и реализации нефинансовых активов составляется акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
14.2. При ремонте нового оборудования, неисправность которого была выявлена при монтаже, составляется акт о выявленных дефектах оборудования по форме N ОС-16 (ф. 0306008).
14.3. Табель учета использования рабочего времени (ф. 0504421) ведется путем отражения фактических затрат рабочего времени.
IV. План счетов
1. Бюджетный учет ведется с использованием рабочего Плана счетов (приложение 4), разработанного в соответствии с Инструкцией к Единому плану счетов N 157н, Инструкцией N 162н.
V. Учет отдельных видов имущества и обязательств
1. Бюджетный учет ведется по первичным документам, которые проверены сотрудниками Бухгалтерии.
2. Для случаев, которые не установлены в федеральных стандартах и других нормативно-правовых актах, регулирующих бухучет, метод определения справедливой стоимости выбирает комиссия Министерства по поступлению и выбытию активов.
3. В случае если для показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета, не установлен метод оценки в законодательстве и в настоящей учетной политике, то величина оценочного показателя определяется профессиональным суждением главного бухгалтера.
Основные средства
4. Срок полезного использования объекта основных средств определяется исходя из ожидаемого срока получения экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенного в активе, в порядке, установленном п. 35 СГС "Основные средства", п. 44 Инструкции N 157н.
5. Амортизация по всем основным средствам начисляется линейным методом.
6. Объекты основных средств стоимостью менее 10 000 руб. каждый, имеющие сходное назначение и одинаковый срок полезного использования и находящиеся в одном помещении, объединяются в один инвентарный объект.
7. Структурная часть объекта основных средств, которая имеет срок полезного использования, существенно отличающийся от сроков полезного использования других частей этого же объекта, и стоимость, составляющую значительную величину от его общей стоимости, учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Для целей настоящего пункта сроки полезного использования считаются существенно отличающимися, если они относятся к разным амортизационным группам, определенным в Постановлении Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
Для целей настоящего пункта стоимость структурной части объекта основных средств считается значительной, если она составляет не менее 10% его общей стоимости,
8. Отдельными инвентарными объектами являются:
- локальная вычислительная сеть;
- принтеры;
- сканеры.
9. Уникальный инвентарный номер состоит из 12 знаков и присваивается в порядке:
1-й разряд - код вида финансового обеспечения (деятельности);
2 - 4-й разряды - код объекта учета синтетического счета в Плане счетов бюджетного учета (приложение 1 к приказу Минфина от 06.12.2010 N 162н);
5-6-й разряды - код группы и вида синтетического счета Плана счетов бюджетного учета (приложение 1 к приказу Минфина от 06.12.2010 N 162н);
7-12-й разряды - порядковый номер нефинансового актива (000001 - 999999).
10. Присвоенный объекту инвентарный номер обозначается путем нанесения номера на инвентарный объект краской или водостойким маркером. В случае если объект является сложным (комплексом конструктивно-сочлененных предметов), инвентарный номер обозначается на каждом составляющем элементе тем же способом, что и на сложном объекте.
11. Объектам аренды, в отношении которых балансодержатель (собственник) не указал в передаточных документах инвентарный номер, присваивается инвентарный номер в соответствии с порядком, предусмотренным настоящей Учетной политикой.
12. Основные средства, выявленные при инвентаризации, принимаются к учету по справедливой стоимости, определенной комиссией по поступлению и выбытию активов методом рыночных цен,
13. В Инвентарных карточках учета нефинансовых активов (ф. 0504031), открытых в отношении зданий и сооружений, дополнительно отражаются сведения о наличии пожарной, охранной сигнализации и других аналогичных систем, связанных со зданием (прикрепленных к стенам, фундаменту, соединенных между собой кабельными линиями), с указанием даты ввода в эксплуатацию и конкретных помещений, оборудованных системой.
14. Балансовая стоимость объекта основных средств видов "Машины и оборудование", "Транспортные средства" увеличивается на стоимость затрат по замене его отдельных составных частей при условии, что такие составные части в соответствии с критериями признания объекта основных средств признаются активом и согласно порядку эксплуатации объекта (его составных частей) требуется такая замена, в том числе в ходе капитального ремонта.
Одновременно балансовая стоимость этого объекта уменьшается на стоимость выбывающих (заменяемых) частей.
15. Балансовая стоимость объекта основных средств в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации) увеличивается на сумму сформированных капитальных вложений в этот объект.
16. В случае частичной ликвидации или разукомплектации объекта основного средства, если стоимость ликвидируемых (разукомплектованных) частей не выделена в документах поставщика, стоимость таких частей определяется пропорционально следующему показателю (в порядке убывания важности):
площади;
объему;
весу;
иному показателю, установленному комиссией по поступлению и выбытию активов.
17. При переоценке объекта основных средств накопленная амортизация на дату переоценки пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта таким образом, чтобы его остаточная стоимость после переоценки равнялась его переоцененной стоимости. При этом балансовая стоимость и накопленная амортизация увеличиваются (умножаются) на одинаковый коэффициент таким образом, чтобы при их суммировании получить переоцененную стоимость на дату проведения переоценки.
18. Расходы на доставку нескольких имущественных объектов распределяются в первоначальную стоимость этих объектов пропорционально их стоимости, указанной в договоре поставки,
Непроизведенные активы
19. Непроизведенными активами признаются объекты нефинансовых активов, не являющиеся продуктами производства, вещное право на которые закреплено в соответствии с законодательством (например, земля, недра).
20. Объект непроизведенных активов учитывается на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении", если он не соответствует критериям признания актива, то есть в отношении него одновременно выполняются следующие условия:
- объект не приносит экономических выгод;
- объект не имеет полезного потенциала;
- не предполагается, что объект будет приносить экономические выгоды.
21. Непроизведенные активы, не являющиеся земельными участками и не имеющие первоначальной стоимости в связи с отсутствием затрат на их приобретение (такие как лес, исторически произрастающий на полученном земельном участке), отражаются в условной оценке, если они соответствуют критериям признания активов. Условная оценка (например, 1 руб. за 1 га) определяется комиссией по поступлению и выбытию активов в момент их отражения на балансе.
22. Проверка актуальности кадастровой стоимости земельного участка, по которой он отражен в учете, осуществляется ежегодно, перед составлением годовой отчетности. Если выявлено изменение кадастровой стоимости, в учете отражается изменение стоимости земельного участка - объекта непроизведенных активов.
Материальные запасы
23. Единицей бухгалтерского учета материальных запасов является однородная группа.
24. Оценка материальных запасов, приобретенных за плату, осуществляется по фактической стоимости приобретения с учетом расходов, связанных с их приобретением.
При одновременном приобретении нескольких видов материальных запасов такие расходы распределяются пропорционально договорной цене приобретаемых материалов.
25. Списание материальных запасов производится по средней фактической стоимости.
26. Передача материальных запасов подрядчику для изготовления (создания) объектов нефинансовых активов осуществляется по Накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205).
27. Выдача в эксплуатацию канцелярских принадлежностей, лекарственных препаратов, запасных частей и хозяйственных материалов оформляется ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). Эта ведомость является основанием для списания материальных запасов.
28. Мягкий и хозяйственный инвентарь, посуда списываются по акту о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143).
В остальных случаях материальные запасы списываются по акту о списании материальных запасов (ф. 0504230).
29. Фактическая стоимость материальных запасов, полученных в результате ремонта, разборки, утилизации (ликвидации), основных средств или иного имущества, определяется исходя из:
- их справедливой стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, рассчитанной методом рыночных цен;
- сумм, уплачиваемых Министерством за доставку материальных запасов, приведение их в состояние, пригодное для использования.
Стоимость безвозмездно полученных нефинансовых активов
30. Данные о рыночной цене безвозмездно полученных нефинансовых активов должны быть подтверждены документально:
- справками (другими подтверждающими документами) Росстата;
- прайс-листами заводов-изготовителей;
- справками (другими подтверждающими документами) оценщиков;
- информацией, размещенной в СМИ, и т. д.
В случаях невозможности документального подтверждения стоимость определяется экспертным путем.
Расчеты с подотчетными лицами
31. Денежные средства выдаются под отчет на основании заявления, согласованной с руководителем. Выдача денежных средств под отчет производится путем перечисления на зарплатную карту материально ответственного лица.
32. Бухгалтерия выдает денежные средства под отчет штатным сотрудникам, а также лицам, которые не состоят в штате, на основании отдельного приказа руководителя. Расчеты по выданным суммам проходят в порядке, установленном для штатных сотрудников.
33. Предельная сумма выдачи денежных средств под отчет (за исключением расходов на командировки) устанавливается в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) руб.
На основании распоряжения руководителя в исключительных случаях сумма может быть увеличена (но не более лимита расчетов наличными средствами между юридическими лицами) в соответствии с указанием Банка России.
34. Денежные средства выдаются под отчет на хозяйственные нужды на срок, который сотрудник указал в заявлении на выдачу денежных средств под отчет, но не более десяти рабочих дней. По истечении этого срока сотрудник должен отчитаться в течение трех рабочих дней.
35. При направлении сотрудников Министерства в служебные командировки на территории России расходы на них возмещаются в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 15.01.2007 N 4-П.
36. По возвращении из командировки сотрудник представляет авансовый отчет об израсходованных суммах в течение трех рабочих дней.
37. Предельные сроки отчета по выданным доверенностям на получение материальных ценностей устанавливаются следующие:
- в течение 10 календарных дней с момента получения;
- в течение трех рабочих дней с момента получения материальных ценностей.
Доверенности выдаются штатным сотрудникам, с которыми заключен договор о полной материальной ответственности.
38. Авансовые отчеты брошюруются в хронологическом порядке в последний день отчетного месяца.
Расчеты с дебиторами и кредиторами
39. Сумма ущерба от недостач (хищений) материальных ценностей определяется исходя из текущей восстановительной стоимости, устанавливаемой комиссией по поступлению и выбытию активов.
40. Задолженность дебиторов по штрафам, пеням, иным санкциям, предусмотренным контрактом (договором, соглашением), заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ отражается в учете на дату возникновения права соответствующего требования в соответствии с контрактом (договором, соглашением) на основании бухгалтерской справки с приложением обоснованного расчета. При этом пени начисляются на конец каждого месяца и (или) на дату прекращения оснований для их дальнейшего начисления.
В случае если контрагент не согласен с предъявленным требованием, оспариваемая задолженность отражается в составе доходов будущих периодов. По факту определения судом размера соответствующих платежей на основании вступившего в силу судебного акта данная сумма со счета учета доходов будущих периодов относится на доходы текущего периода, а разница списывается на уменьшение ранее отраженной дебиторской задолженности.
41. Задолженность дебиторов по предъявленным к ним штрафам, пеням, иным санкциям по договорам, заключенным не в рамках контрактной системы, отражается в учете при признании задолженности дебитором или в момент вступления в законную силу решения суда об их взыскании.
42. Принятие объектов нефинансовых активов, поступивших в порядке возмещения в натуральной форме ущерба, причиненного виновным лицом, отражается с применением счета 0 401 10 172.
43. По не исполненной в срок и не соответствующей критериям признания актива дебиторской задолженности создается резерв.
Величина резерва определяется комиссией по поступлению и выбытию активов отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Резерв по сомнительной задолженности формируется (корректируется) один раз в год - на конец отчетного года.
Создание резерва по сомнительной задолженности отражается путем уменьшения величины такой задолженности и относится на счет 0 401 10 173.
44. Кредиторская задолженность, не востребованная кредитором, списывается на финансовый результат на основании приказа Министерства. Решение о списании принимается на основании данных проведенной инвентаризации и служебной записки главного бухгалтера о выявлении кредиторской задолженности, не востребованной кредиторами, срок исковой давности по которой истек. Срок исковой давности определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одновременно списанная с балансового учета кредиторская задолженность отражается на забалансовом счете 20 "Задолженность, не востребованная кредиторами".
Списание задолженности с забалансового учета осуществляется по итогам инвентаризации задолженности на основании решения инвентаризационной комиссии Министерства:
- по истечении пяти лет отражения задолженности на забалансовом учете;
- по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно действующему законодательству;
- при наличии документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) контрагента.
Кредиторская задолженность списывается с баланса отдельно по каждому обязательству (кредитору).
Финансовый результат
45. Доходы от предоставления права пользования активом (арендная плата) признаются доходами текущего финансового года с одновременным уменьшением предстоящих доходов равномерно (ежемесячно) на протяжении срока пользования объектом учета аренды.
46. Доходы от реализации имущества в рассрочку с переходом права собственности на объект после завершения расчетов признаются в составе доходов будущих периодов в сумме договора. Доходы будущих периодов признаются в текущих доходах равномерно в последний день каждого месяца.
47. В составе расходов будущих периодов на счете КБК 1.401.50.000 "Расходы будущих периодов" отражаются расходы:
- по страхованию имущества, гражданской ответственности;
- по приобретению неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов.
Расходы будущих периодов списываются на финансовый результат текущего финансового года равномерно, по 1/n за месяц в течение периода, к которому они относятся, где n - количество месяцев, в течение которых будет осуществляться списание.
По договорам страхования, а также договорам неисключительного права пользования период, к которому относятся расходы, равен сроку действия договора.
48. В Министерстве создаются:
- резерв на предстоящую оплату отпусков. Порядок расчета резерва приведен в приложении 5;
- резерв по претензионным требованиям - при необходимости. Величина резерва устанавливается в размере претензии, предъявленной Министерству в судебном иске, либо в претензионных документах досудебного разбирательства. В случае если претензии отозваны или не признаны судом, сумма резерва списывается с учета методом "красное сторно";
- резерв по сомнительным долгам - при необходимости на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов о признании задолженности сомнительной по результатам инвентаризации. Величина резерва устанавливается в размере выявленной сомнительной задолженности.
Санкционирование расходов
49. Учет принимаемых обязательств осуществляется на основании:
- извещения о проведении конкурса, аукциона, торгов, запроса котировок, запроса предложений;
- приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- протокола конкурсной комиссии.
50. Учет обязательств осуществляется на основании:
- распорядительного документа об утверждении штатного расписания с расчетом годового фонда оплаты труда;
- договора (контракта) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- при отсутствии договора - акта выполненных работ (оказанных услуг), счета;
- исполнительного листа, судебного приказа;
- налоговой декларации, налогового расчета (расчета авансовых платежей), расчета по страховым взносам;
- решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности;
- согласованного руководителем заявления о выдаче под отчет денежных средств или авансового отчета;
- договора (соглашения) о предоставлении субсидии бюджетному или автономному учреждению.
51. Учет денежных обязательств осуществляется на основании:
- расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401);
- расчетной ведомости (ф. 0504402);
- записки-расчета об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях (ф. 0504425);
- бухгалтерской справки (ф. 0504833);
- акта выполненных работ;
- акта об оказании услуг;
- акта приема-передачи;
- договора в случае осуществления авансовых платежей в соответствии с его условиями;
- авансового отчета (ф. 0504505);
- справки-расчета;
- счета;
- товарной накладной (ТОРГ-12) (ф. 0330212);
- универсального передаточного документа;
- чека;
- квитанции;
- исполнительного листа, судебного приказа;
- налоговой декларации, налогового расчета (расчета авансовых платежей), расчета по страховым взносам;
- решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности;
- согласованного руководителем заявления о выдаче под отчет денежных средств;
- контракта в случае осуществления авансовых платежей в соответствии с его условиями.
События после отчетной даты
52. Признание в учете и раскрытие в бюджетной отчетности событий после отчетной даты осуществляется в порядке, приведенном в приложении 6.
Обесценение активов
53. Наличие признаков возможного обесценения (снижения убытка) проверяется при инвентаризации соответствующих активов, проводимой при составлении годовой отчетности.
54. Информация о признаках возможного обесценения (снижения убытка), выявленных в рамках инвентаризации, отражается в Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).
55. Рассмотрение результатов проведения теста на обесценение и оценку необходимости определения справедливой стоимости актива осуществляет комиссия по поступлению и. выбытию активов.
56. По итогам рассмотрения результатов теста на обесценение оформляется протокол, в котором указывается предлагаемое решение (проводить или не проводить оценку справедливой стоимости актива).
В случае если предлагается решение о проведении оценки, также указывается оптимальный метод определения справедливой стоимости актива.
57. При выявлении признаков возможного обесценения (снижения убытка) принимается решение о необходимости (об отсутствии необходимости) определения справедливой стоимости такого актива.
58. Это решение оформляется приказом с указанием метода, которым стоимость будет определена.
59. При определении справедливой стоимости актива также оценивается необходимость изменения оставшегося срока полезного использования актива.
60. Если по результатам определения справедливой стоимости актива выявлен убыток от обесценения, то он подлежит признанию в учете.
61. Убыток от обесценения актива и (или) изменение оставшегося срока полезного использования актива признается в учете на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).
62. Восстановление убытка от обесценения отражается в учете только в том случае, если с момента последнего признания убытка от обесценения актива был изменен метод определения справедливой стоимости актива.
63. Снижение убытка от обесценения актива и (или) изменение оставшегося срока полезного использования актива признается в учете на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).
VI. Инвентаризация имущества и обязательств
1. Инвентаризацию имущества и обязательств (в т.ч. числящихся на забалансовых счетах), а также финансовых результатов (в т.ч. расходов будущих периодов) проводит постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Порядок и график проведения инвентаризации приведен в приложении 7.
В отдельных случаях (при смене материально-ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, при стихийных бедствиях и т.д.) инвентаризацию может проводить специально созданная рабочая комиссия, состав которой утверждается отдельным приказом руководителя.
VII. Порядок организации и обеспечения внутреннего финансового контроля
1. Министерство осуществляет внутренний финансовый контроль направленный на:
соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета Министерством (как главным распорядителем) и подведомственными ему получателями бюджетных средств - как главный распорядитель бюджетных средств;
соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета - как администратор доходов бюджета.
2. Порядок осуществления внутреннего финансового контроля утверждается приказом Министерства.
VIII. Порядок передачи документов бухгалтерского учета при смене руководителя и главного бухгалтера
1. При смене руководителя или главного бухгалтера Министерства (далее - увольняемые лица) они обязаны в рамках передачи дел заместителю, новому должностному лицу, иному уполномоченному должностному лицу Министерства (далее - уполномоченное лицо) передать документы бухгалтерского учета, а также печати и штампы, хранящиеся в бухгалтерии.
2. Передача бухгалтерских документов и печатей проводится на основании приказа руководителя Министерства.
3. Передача документов бухучета, печатей и штампов осуществляется при участии комиссии, создаваемой в Министерстве.
Прием-передача бухгалтерских документов оформляется актом приема - передачи бухгалтерских документов. К акту прилагается перечень передаваемых документов, их количество и тип.
Акт приема-передачи дел должен полностью отражать все существенные недостатки и нарушения в организации работы бухгалтерии.
Акт приема-передачи подписывается уполномоченным лицом, принимающим дела, и членами комиссии.
При необходимости члены комиссии включают в акт свои рекомендации и предложения, которые возникли при приеме-передаче дел.
4. В комиссию, указанную в пункте 3 настоящего Порядка, включаются сотрудники Министерства в соответствии с приказом на передачу бухгалтерских документов.
5. Передаются следующие документы:
учетная политика со всеми приложениями;
квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации;
по планированию, в том числе бюджетная смета, план-график закупок, обоснования к планам;
бухгалтерские регистры синтетического и аналитического учета: книги, оборотные ведомости, карточки, журналы операций;
налоговые регистры;
о задолженности Министерства, в том числе по уплате налогов;
о состоянии лицевых счетов Министерства;
по учету зарплаты и по персонифицированному учету;
по кассе: кассовые книги, журналы, расходные и приходные кассовые ордера, денежные документы и т. д.;
акт о состоянии кассы, составленный на основании ревизии кассы и скрепленный подписью главного бухгалтера;
об условиях хранения и учета наличных денежных средств;
договоры с поставщиками и подрядчиками, контрагентами, аренды и т.д.;
договоры с покупателями услуг и работ, подрядчиками и поставщиками;
учредительные документы и свидетельства: постановка на учет, присвоение номеров, внесение записей в единый реестр, коды и т. п.;
о недвижимом имуществе, транспортных средствах Министерства: свидетельства о праве собственности, выписки из ЕГРП, паспорта транспортных средств и т. п.;
об основных средствах, нематериальных активах и товарно-материальных ценностях;
акты о результатах полной инвентаризации имущества и финансовых обязательств Министерства с приложением инвентаризационных описей, акта проверки кассы Агентства;
акты сверки расчетов, подтверждающие состояние дебиторской и кредиторской задолженности, перечень нереальных к взысканию сумм дебиторской задолженности с исчерпывающей характеристикой по каждой сумме;
акты ревизий и проверок;
материалы о недостачах и хищениях, переданных и не переданных в правоохранительные органы;
бланки строгой отчетности;
иная бухгалтерская документация, свидетельствующая о деятельности Министерства.
6. При подписании акта приема-передачи при наличии возражений по пунктам акта руководитель и (или) уполномоченное лицо излагают их в письменной форме в присутствии комиссии.
Члены комиссии, имеющие замечания по содержанию акта, подписывают его с отметкой "Замечания прилагаются". Текст замечаний излагается на отдельном листе, небольшие по объему замечания допускается фиксировать на самом акте.
7. Акт приема-передачи оформляется в последний рабочий день увольняемого лица.
8. Акт приема-передачи дел составляется в трех экземплярах: 1-й экземпляр - руководителю Министерства, если увольняется главный бухгалтер, 2-й экземпляр - увольняемому лицу, 3-й экземпляр - уполномоченному лицу, которое принимало дела.
Приложение N 1
к Учетной политике
Министерства,
утвержденной приказом
от 27.12.2018 N 929-П
График документооборота
Наименование |
Создание документа |
Проверка документа |
Обработка документа |
|||
Кол-во экз. |
Исполнитель в Министерстве |
Ответственный за проверку в Централизованной бухгалтерии |
Срок представления |
Кто исполняет |
Срок исполнения |
|
Список на выплату заработной платы за первую половину месяца или табель рабочего времени за первую половину месяца |
1 |
Специалист по кадрам (лицо, его заменяющее) |
Главный бухгалтер, специалист группы по заработной плате |
Не позднее 12 числа текущего месяца |
Специалист отдела расчетов, группы по заработной плате |
2-3 дня |
Табель учета рабочего времени за полный месяц |
1 |
Специалист по кадрам (лицо, его заменяющее) |
Главный бухгалтер, специалист группы по заработной плате |
Не позднее 25 числа текущего месяца |
Специалист отдела расчетов, группы по заработной плате |
2-3 дня |
Приказы по личному составу (о приеме на работу, переводе, замещении, - совмещении) |
2 |
Специалист по кадрам (лицо, его заменяющее) |
Главный бухгалтер, специалист группы по заработной плате |
Не позднее 3 дней с даты издания приказа |
Специалист отдела расчетов, группы по заработной плате |
2-3 дня |
Приказы по личному составу о выплате материальной помощи, премии и др.) |
2 |
Специалист по кадрам (лицо, его заменяющее) |
Главный бухгалтер, специалист группы по заработной плате |
Не позднее 25 числа текущего месяца |
Специалист отдела расчетов, группы по заработной плате |
2-3 дня |
Приказы об увольнении работника, о предоставлении отпусков |
2 |
Специалист по кадрам (лицо, его заменяющее |
Главный бухгалтер, специалист группы по заработной плате |
Не позднее 2-х недель до выхода в отпуск или увольнения |
Специалист отдела расчетов, группы по заработной плате |
2-3 дня |
Приказ о командировании работников |
1 |
Специалист по кадрам (лицо, его заменяющее) |
Главный бухгалтер специалист экономического отдела |
За 7 дней до начала командировки |
Специалист отдела расчетов |
2-3 дня |
Листки нетрудоспособности |
1 |
Специалист по кадрам (лицо, его заменяющее) |
Специалист по кадрам (лицо, его заменяющее) Отдел расчетов, группа по заработной плате |
Не позднее 25 числа текущего месяца |
Специалист отдела расчетов, группы по заработной плате |
2 дня |
Заявления на получение авансов на хозяйственные, командировочные и другие виды расходы |
1 |
Материально ответственное лицо |
Главный бухгалтер |
Не позднее 7 дней до получения аванса |
Главный бухгалтер |
1 день |
Заявки на выдачу бланков строгой отчетности |
1 |
Материально ответственное лицо |
Начальник материального отдела |
За 2 дня до получения |
Начальник материального отдела |
1 день |
Авансовые отчеты |
1 |
Подотчетные лица |
Главный бухгалтер, начальник материального отдела |
не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который выданы денежные средства, или со дня возвращения из командировки |
Главный бухгалтер, начальник материального отдела |
1 день |
Акты на списание канцелярских и хозяйственных принадлежностей |
1 |
Материально ответственное лицо |
Начальник материального отдела |
Не позднее 25 числа текущего месяца |
Начальник материального отдела |
3 дня |
Договоры, государственные контракты, соглашения, распоряжения |
|
Начальник отдела материального и информационного обеспечения |
Начальник экономического отдела |
Ежедневно, не позднее 3 рабочих дней с момента подписания |
Начальник экономического отдела |
1 день |
Счета, счета-фактуры, накладные, акты выполненных работ/услуг |
1 |
Материально ответственное лицо |
Главный бухгалтер, начальник материального отдела |
ежедневно |
Бухгалтер отдела расчетов, материального отдела |
2-3 дня |
Приложение N 2
к Учетной политике
Министерства,
утвержденной приказом
от 27.12.2018 N 929-П
Формы,
утвержденные самостоятельно Министерством
1. Заявка-расчет на выдачу денежных средств под отчет при направлении сотрудника в служебную командировку
Министерство социальной защиты Республики Карелия
Заявка-расчет
на выдачу денежных средств под отчет при направлении сотрудника в служебную командировку
Заявка
ФИО сотрудника |
|
Должность |
|
Место командировки |
|
Срок командировки |
|
Цель командировки |
|
Расчет
|
Кол-во суток пребывания в командировке, Кол-во дней проживания командировке, Кол-во проездов, |
Установленный размер суточных, руб. Стоимость проживания за 1 сутки, руб. Средняя стоимость проезда в одну сторону, руб. |
Итого, руб. |
Сумма аванса, всего |
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
суточные |
|
|
|
проезд |
|
|
|
проживание |
|
|
|
другие командиров очные расходы |
|
|
Министр: _________ _____________
(подпись) (расшифровка)
Ознакомлен (а): "______" "_______" ____ год _________ _____________
(дата) (месяц) (подпись) (расшифровка)
2. Заявка на выдачу денежных средств под отчет
Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия
"___" _________ 20___ г.
Заявка
на выдачу денежных средств под отчет
_________________________________________________________________________
(Ф.И.О. работника)
_________________________________________________________________________
(должность)
Конкретная цель расходования денежных средств: __________________________
_________________________________________________________________________
Сумма: __________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Сроки отчетности: "______" "________" 20 ____ год
(дата) (месяц)
Министр: _________ _____________
(подпись) (расшифровка)
Ознакомлен (а): "______" "_______" ____ год _________ _____________
(дата) (месяц) (подпись) (расшифровка)
Приложение N 3
к Учетной политике
Министерства,
утвержденной приказом
от 27.12.2018 N 929-П
Перечень
лиц, имеющих право подписи первичных документов
1. Перечень должностных лиц, имеющих право подписи в денежных и расчетных документах:
1. Министр Соколова О.А.
2. Первый заместитель Министра Скрыников И.С.,
3. Заместитель Министра Детков А.В.
4. Начальник Финансово-хозяйственного управления Мелентьева О.С.
2. Перечень должностных лиц, имеющих право визировать финансовые обязательства:
1. Министр Соколова О.А.
2. Первый заместитель Министра Скрыников И.С.
3. Заместитель Министра Детков А.В.
4. Начальник Финансово-хозяйственного управления Мелентьева О.С.
Нумерация приложений приводится в соответствии с источником
Приложение N 5
к Учетной политике
Министерства,
утвержденной приказом
от 27.12.2018 N 929-П
Порядок расчета резервов по отпускам
1. В целях расчета резерва для оплаты отпусков осуществляется оценка обязательств ежегодно по состоянию на последний день года.
2. Резерв на оплату отпусков определяется на последний день расчетного периода исходя из количества дней неиспользованного отпуска по всем работникам на эту дату.
В число неиспользованных дней отпуска включаются только те дни, право на которые работники уже заработали, но не использовали на конец расчетного периода.
3. Для определения размера обязательства за пять рабочих дней до окончания каждого расчетного периода формируются сведения о неиспользованных днях отпуска по каждому работнику по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
4. Резерв для оплаты отпусков состоит из определяемых отдельно обязательств:
- на оплату отпусков работникам;
- на уплату страховых взносов,
5. Расчет оценки обязательства на оплату отпусков производится в целом по формуле:
Обязательство на оплату отпусков = (Kn х СЗПn),
где Кn - количество неиспользованных n-м сотрудником дней отпуска по состоянию на конец расчетного периода;
СЗПn - средний дневной заработок n-го работника, определяемый по состоянию на конец расчетного периода в соответствии с п. 10 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922);
n - число работников, имеющих право на оплачиваемые отпуска по состоянию на конец соответствующего периода.
6. Оценка обязательств по сумме страховых взносов рассчитывается в среднем по формуле:
Обязательство на уплату страховых взносов = Обязательство на оплату отпусков х С,
где С - средневзвешенная ставка страховых взносов за последний месяц соответствующего периода.
7. Сумма резерва для оплаты отпусков по состоянию на конец расчетного периода определяется как сумма величины обязательства на оплату отпусков и обязательства на уплату страховых взносов.
8. Расчет оценки обязательств и суммы резерва для оплаты отпусков оформляется отдельным документом произвольной формы, который подписывает исполнитель и лицо, ответственное за ведение учета,
9. Если рассчитанная величина резерва для оплаты отпусков больше суммы резерва, фактически учтенной на счете, резерв увеличивается на разницу между этими величинами. Доначисленная сумма резерва относится на расходы текущего финансового года.
10. Если рассчитанная величина резерва для оплаты отпусков меньше суммы резерва, фактически учтенной на счете, резерв уменьшается на разницу между этими величинами. Сумма уменьшения резерва относится на уменьшение расходов текущего финансового года.
Приложение N 1
к Порядку
Сведения
о количестве неиспользованных дней отпуска по состоянию на "___"______ 20____ г.
N п/п |
Должность работника |
Ф.И.О. |
Количество неиспользованных дней отпуска за фактически отработанное время |
|
|
|
|
Исполнитель (должность) (подпись) ((расшифровка))
"___"______ 20____ г.
Приложение N 6
к Учетной политике
Министерства,
утвержденной приказом
от 27.12.2018 N 929-П
Порядок
признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты
1. В данные бухгалтерского учета за отчетный период включается информация о событиях после отчетной даты - существенных фактах хозяйственной жизни, которые произошли в период между отчетной датой и датой подписания или принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности и оказали или могут оказать существенное влияние на финансовое состояние, движение денег или результаты деятельности учреждения (далее - События).
Факт хозяйственной жизни признается существенным, если без знания о нем пользователи отчетности не могут достоверно оценить финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения. Оценивает существенность влияний и квалифицирует событие как событие после отчетной даты главный бухгалтер на основе своего профессионального суждения.
2. Событиями после отчетной даты признаются:
2.1. События, которые подтверждают существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия учреждения. Учреждение применяет перечень таких событий, приведенный в пункте 7 СГС "События после отчетной даты".
2.2. События, которые указывают на условия хозяйственной деятельности, факты хозяйственной жизни или обстоятельства, возникшие после отчетной даты. Учреждение применяет перечень таких событий, приведенный в пункте 7 СГС "События после отчетной даты".
3. Событие отражается в учете и отчетности в следующем порядке:
3.1. Событие, которое подтверждает хозяйственные условия, существовавшие на отчетную дату, отражается в учете отчетного периода. При этом делается:
- дополнительная бухгалтерская запись, которая отражает это событие,
- либо запись способом "красное сторно" и (или) дополнительная бухгалтерская запись на сумму, отраженную в бухгалтерском учете.
События отражаются в регистрах бухгалтерского учета в последний день отчетного периода до заключительных операций по закрытию счетов. Данные бухгалтерского учета отражаются в соответствующих формах отчетности с учетом событий после отчетной даты.
В разделе 5 текстовой части пояснительной записки раскрывается информация о Событии и его оценке в денежном выражении.
3.2. Событие, указывающее на возникшие после отчетной даты хозяйственные условия, отражается в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным. Аналогичным образом отражается событие, которое не отражено в учете и отчетности отчетного периода из-за соблюдения сроков представления отчетности или из-за позднего поступления первичных учетных документов. При этом информация о таком событии и его денежная оценка приводятся в разделе 5 текстовой части пояснительной записки.
Приложение N 7
к Учетной политике
Министерства,
утвержденной приказом
от 27.12.2018 N 929-П
Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств
Настоящий Порядок разработан в соответствии со следующими документами:
Законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
Федеральным стандартом "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденным приказом Минфина от 31.12.2016 N 256н;
Федеральным стандартом "Доходы", утвержденным приказом Минфина от 27.02.2018 N 32н;
Федеральным стандартом "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденным приказом Минфина от 30.12.2017 N 274н;
указанием ЦБ от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами...";
Методическими указаниями по первичным документам и регистрам, утвержденными приказом Минфина от 30.03.2015 N 52н;
Правилами учета и хранения драгоценных металлов, камней и изделий, утвержденными постановлением Правительства от 28.09.2000 N 731.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств учреждения, в том числе на забалансовых счетах, сроки ее проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при проведении инвентаризации.
1.2. Инвентаризации подлежит все имущество учреждения независимо от его местонахождения и все виды финансовых активов и обязательств учреждения. Также инвентаризации подлежит имущество, находящееся на ответственном хранении учреждения.
Инвентаризацию имущества, переданного в аренду (безвозмездное пользование), проводит арендатор (ссудополучатель).
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и в разрезе ответственных (материально ответственных) лиц, далее - ответственные лица.
1.3. Цель инвентаризации - обеспечить достоверность данных учета и отчетности.
1.4. Проведение инвентаризации обязательно:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
перед составлением годовой отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
при смене ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества (немедленно по установлении таких фактов);
в случае стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями (сразу же по окончании пожара или стихийного бедствия);
при реорганизации, изменении типа учреждения или ликвидации учреждения;
в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
2. Общий порядок и сроки проведения инвентаризации
2.1. Для проведения инвентаризации в учреждении создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель учреждения.
В состав инвентаризационной комиссии включают представителей администрации учреждения, сотрудников бухгалтерии, других специалистов.
2.2. Инвентаризационная комиссия выполняет следующие функции:
проверка фактического наличия имущества, как собственного, так и не принадлежащего учреждению, по числящегося в бухгалтерском учете;
проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения материальных запасов, денежных средств;
определение состояния имущества и его назначения;
выявление признаков обесценения активов;
сопоставление данных бухгалтерского учета с фактическим наличием имущества, с выписками из счетов, с данными актов сверок;
проверка правильности расчета и обоснованности создания резервов, достоверности расходов будущих периодов;
проверка документации на активы и обязательства; выявление дебиторской задолженности, безнадежной к взысканию и сомнительной, подготовка предложений о списании такой задолженности;
выявление кредиторской задолженности, не востребованной кредиторами, подготовка предложений о списании такой задолженности;
составление инвентаризационных описей, в которых указываются все объекты инвентаризации, их количество, статус и целевая функция;
составление ведомости по расхождениям, если они обнаружены, а также выявление причин таких отклонений;
оформление протоколов заседания инвентаризационной комиссии; подготовка предложений по изменению учета и устранению обстоятельств, которые повлекли неточности и ошибки.
2.3. Инвентаризации подлежит имущество учреждения, вложения в него на счете 106.00 "Вложения в нефинансовые активы", а также следующие финансовые активы, обязательства и финансовые результаты:
- денежные средства - счет Х.201.00.000;
- расчеты по доходам - счет Х.205.00.000;
- расчеты по выданным авансам - счет Х.206.00.000;
- расчеты с подотчетными лицами - счет Х.208.00.000;
- расчеты по ущербу имуществу и иным доходам - счет Х.209.00.000;
- расчеты по принятым обязательствам - счет Х.302.00.000;
- расчеты по платежам в бюджеты - счет Х.303.00.000;
- прочие расчеты с кредиторами - счет Х.304.00.000;
- расчеты с кредиторами по долговым обязательствам - счет Х.301.00.000;
- доходы будущих периодов - счет Х.401.40.000;
- расходы будущих периодов - счет Х.401.50.000;
- резервы предстоящих расходов - счет Х.401.60.000.
2.4. Сроки проведения плановых инвентаризаций установлены в Графике проведения инвентаризации.
Кроме плановых инвентаризаций, учреждение может проводить внеплановые сплошные инвентаризации товарно-материальных ценностей. Внеплановые инвентаризации проводятся на основании приказа руководителя.
2.5. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств, не сданные и не учтенные бухгалтерией на момент проведения инвентаризации.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "_____" (дата). Это служит основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
2.6. Ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход.
Аналогичные расписки дают сотрудники, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
2.7. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
2.8. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии ответственных лиц.
2.9. Для оформления инвентаризации комиссия применяет следующие формы, утвержденные приказом Минфина от 30.03.2015 N 52н:
- инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082);
- инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086);
- инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). По объектам, переданным в аренду, безвозмездное пользование, а также полученным в аренду, безвозмездное пользование и по другим основаниям, составляются отдельные описи (ф. 0504087);
- инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088);
- инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089);
- инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0504091);
- ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092);
- акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835);
- инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083);
- инвентаризационная опись ценных бумаг (ф. 0504081).
Формы заполняют в порядке, установленном Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина от 30.03.2015 N 52н.
Для результатов инвентаризации расходов будущих периодов применяется акт инвентаризации расходов будущих периодов N ИНВ-11 (ф. 0317012), утвержденный приказом Минфина от 13.06.1995 N 49.
2.10. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, нематериальных активов, материальных запасов и другого имущества, денежных средств, финансовых активов и обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Также комиссия обеспечивает внесение в описи обнаруженных признаков обесценения актива.
2.11. Если инвентаризация проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
2.12. Если ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т. п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии.
Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.
3. Особенности инвентаризации отдельных видов имущества, финансовых активов, обязательств и финансовых результатов
3.1. Инвентаризация основных средств проводится один раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Исключение - объекты библиотечного фонда, сроки и порядок инвентаризации которых изложены в пункте 3.2 настоящего Положения.
Инвентаризации подлежат основные средства на балансовых счетах 101.00 "Основные средства", а также имущество на забалансовых счетах 01 "Имущество, полученное в пользование", 02 "Материальные ценности на хранении".
Основные средства, которые временно отсутствуют (находятся у подрядчика на ремонте, у сотрудников в командировке и т.д.), инвентаризируются по документам и регистрам до момента выбытия. Перед инвентаризацией комиссия проверяет:
- есть ли инвентарные карточки, книги и описи на основные средства, как они заполнены;
- состояние техпаспортов и других технических документов;
- документы о государственной регистрации объектов;
- документы на основные средства, которые приняли или сдали на хранение и в аренду.
При отсутствии документов комиссия должна обеспечить их получение или оформление.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации следует внести соответствующие исправления и уточнения.
В ходе инвентаризации комиссия проверяет:
- фактическое наличие объектов основных средств, эксплуатируются ли они по назначению;
- физическое состояние объектов основных средств: рабочее, поломка, износ, порча и т. д.
Данные об эксплуатации и физическом состоянии комиссия указывает в инвентаризационной описи (ф. 0504087). Графы 8 и 9 инвентаризационной описи по НФА комиссия заполняет следующим образом.
В графе 8 "Статус объекта учета" указываются коды статусов:
11 - в эксплуатации;
12 - требуется ремонт;
13 - находится на консервации;
14 - требуется модернизация;
15 - требуется реконструкция;
16 - не соответствует требованиям эксплуатации;
17 - не введен в эксплуатацию.
В графе 9 "Целевая функция актива" указываются коды функции:
11 - продолжить эксплуатацию;
12 - ремонт;
13-консервация;
14 - модернизация, дооснащение (дооборудование);
15-реконструкция;
16 - списание;
17 - утилизация.
3.2. Инвентаризация библиотечных фондов проводится при смене руководителя библиотеки, а также в следующие сроки:
- наиболее ценные фонды, хранящиеся в сейфах, - ежегодно;
- редчайшие и ценные фонды - один раз в три года;
- остальные фонды - один раз в пять лет.
При инвентаризации библиотечного фонда комиссия проверяет книги путем подсчета, электронные документы - по количественным показателям и контрольным суммам.
3.3. По незавершенному капстроительству на счете 106.11 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения" комиссия проверяет:
- нет ли в составе оборудования, которое передали на стройку, но не начали монтировать;
- состояние и причины законсервированных и временно приостановленных объектов строительства.
При проверке используется техническая документация, акты сдачи выполненных работ (этапов), журналы учета выполненных работ на объектах строительства и др.
Результаты инвентаризации заносятся в инвентаризационную опись (ф. 0504087). В описи по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам и оборудованию комиссия указывает наименование объекта и объем выполненных работ. В графах 8 и 9 инвентаризационной описи по НФА комиссия указывает ход реализации вложений в соответствии с пунктом 75 Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 25.03.2011 N 33н.
3.4. При инвентаризации нематериальных активов комиссия проверяет:
- есть ли свидетельства, патенты и лицензионные договоры, которые подтверждают исключительные права учреждения на активы;
- учтены ли активы на балансе и нет ли ошибок в учете.
Результаты инвентаризации заносятся в инвентаризационную опись (ф. 0504087).
Графы 8 и 9 инвентаризационной описи по НФА комиссия заполняет следующим образом.
В графе 8 "Статус объекта учета" указываются коды статусов:
11 - в эксплуатации;
14 - требуется модернизация;
16 - не соответствует требованиям эксплуатации;
17 - не введен в эксплуатацию.
В графе 9 "Целевая функция актива" указываются коды функции:
11 - продолжить эксплуатацию;
14 - модернизация, дооснащение (дооборудование);
16 - списание.
3.5. Материальные запасы комиссия проверяет по каждому ответственному лицу и по местам хранения. При инвентаризации материальных запасов, которых нет в учреждении (в пути, отгруженные, не оплачены в срок, на складах других организаций), проверяется обоснованность сумм на соответствующих счетах бухучета.
Отдельные инвентаризационные описи (ф. 0504087) составляются на материальные запасы, которые:
- находятся в учреждении и распределены по ответственным лицам;
- находятся в пути. По каждой отправке в описи указывается наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера учетных документов;
- отгружены и не оплачены вовремя покупателями. По каждой отгрузке в описи указывается наименование покупателя и материальных запасов, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа;
- переданы в переработку.
В описи указывается наименование перерабатывающей организации и материальных запасов, количество, фактическая стоимость по данным бухучета, дата передачи, номера и даты документов;
- находятся на складах других организаций. В описи указывается наименование организации и материальных запасов, количество и стоимость.
При инвентаризации ГСМ в описи (ф. 0504087) указываются:
- остатки топлива в баках по каждому транспортному средству;
- топливо, которое хранится в емкостях.
Остаток топлива в баках измеряется такими способами:
- специальными измерителями или мерками;
- путем слива или заправки до полного бака;
- по показаниям бортового компьютера или стрелочного индикатора уровня топлива.
При инвентаризации продуктов питания комиссия:
- пломбирует подсобные помещения, подвалы и другие места, где есть отдельные входы и выходы;
- проверяет исправность весов и измерительных приборов и сроки их клеймения.
Фактическое наличие продуктов определяется путем пересчета, взвешивания, измерения. Вес наливных продуктов определяется путем обмеров и технических расчетов. Количество продуктов в неповрежденной упаковке - по документам поставщика.
Результаты инвентаризации комиссия отражает в инвентаризационной описи (ф. 0504087).
Графы 8 и 9 инвентаризационной описи по НФА комиссия заполняет следующим образом.
В графе 8 "Статус объекта учета" указываются коды статусов:
51 - в запасе для использования;
52 - в запасе для хранения;
53 - ненадлежащего качества;
54 - поврежден;
55 - истек срок хранения.
В графе 9 "Целевая функция актива" указываются коды функции:
51 - использовать;
52 - продолжить хранение;
53 - списать;
54 - отремонтировать.
3.6. При инвентаризации денежных средств на лицевых и банковских счетах комиссия сверяет остатки на счетах 201.11, 201.21, 201.22, 201.26, 201.27 с выписками из лицевых и банковских счетов.
Если в бухучете числятся остатки по средствам в пути (счета 201.13, 201.23), комиссия сверяет остатки с данными подтверждающих документов - банковскими квитанциями, квитанциями почтового отделения, копиями сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам, слипами (чеками платежных терминалов) и т.п.
Результаты инвентаризации комиссия отражает в инвентаризационной описи (ф. 0504082).
3.7. Проверку наличных денег в кассе комиссия начинает с операционных касс, в которых ведутся расчеты через контрольно-кассовую технику. Суммы наличных денег должны соответствовать данным книги кассира-операциониста, показателям на кассовой ленте и счетчиках кассового аппарата.
Инвентаризации подлежат:
- наличные деньги;
- бланки строгой отчетности;
- денежные документы;
- ценные бумаги.
Инвентаризация наличных денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности производится путем полного (полистного) пересчета. При проверке бланков строгой отчетности комиссия фиксирует начальные и конечные номера бланков.
В ходе инвентаризации кассы комиссия:
- проверяет кассовую книгу, отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, доверенности на получение денег, реестр депонированных сумм и другие документы кассовой дисциплины;
- сверяет суммы, оприходованные в кассу, с суммами, списанными с лицевого (расчетного) счета;
- поверяет соблюдение кассиром лимита остатка наличных денежных средств, своевременность депонирования невыплаченных сумм зарплаты.
Результаты инвентаризации наличных денежных средств комиссия отражает в инвентаризационной описи (ф. 0504088). Результаты инвентаризации денежных документов и бланков строгой отчетности - в инвентаризационной описи (ф. 0504086).
3.8. При инвентаризации полученного в аренду имущества комиссия проверяет сохранность имущества, а также проверяет документы на право аренды: договор аренды, акт приема-передачи. Цена договора сверяется с данными бухгалтерского учета. Результаты инвентаризации комиссия отражает в инвентаризационной описи (ф. 0504087).
3.9. Инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами комиссия проводит с учетом следующих особенностей:
- определяет сроки возникновения задолженности;
- выявляет суммы невыплаченной зарплаты (депонированные суммы), а также переплаты сотрудникам;
- сверяет данные бухучета с суммами в актах сверки с покупателями (заказчиками) и поставщиками (исполнителями, подрядчиками), а также с бюджетом и внебюджетными фондами - по налогам и взносам;
- проверяет обоснованность задолженности, по недостачам, хищениям и ущербам;
- выявляет кредиторскую задолженность, не востребованную кредиторами, а также дебиторскую задолженность, безнадежную к взысканию и сомнительную в соответствии с положением о задолженности.
Результаты инвентаризации комиссия отражает в инвентаризационной описи (ф. 0504089).
3.10. При инвентаризации расходов будущих периодов комиссия проверяет:
- суммы расходов из документов, подтверждающих расходы будущих периодов, - счетов, актов, договоров, накладных;
- соответствие периода учета расходов периоду, который установлен в учетной политике;
- правильность сумм, списываемых на расходы текущего года.
Результаты инвентаризации комиссия отражает в акте инвентаризации расходов будущих периодов (ф. 0317012).
3.11. При инвентаризации резервов предстоящих расходов комиссия проверяет правильность их расчета и обоснованность создания.
В части резерва на оплату отпусков проверяются:
- количество дней неиспользованного отпуска;
- среднедневная сумма расходов на оплату труда;
- сумма отчислений на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.
Результаты инвентаризации комиссия отражает в акте инвентаризации резервов, которого утверждена в учетной политике учреждения
3.12. При инвентаризации доходов будущих периодов комиссия проверяет правомерность отнесения полученных доходов к доходам будущих периодов. К доходам будущих периодов относятся в том числе:
- доходы от аренды;
- суммы субсидии на финансовое обеспечение государственного задания по соглашению, которое подписано в текущем году на будущий год.
Также проверяется правильность формирования оценки доходов будущих периодов. При инвентаризации, проводимой перед годовой отчетностью, проверяется обоснованность наличия остатков.
Результаты инвентаризации комиссия отражает в акте инвентаризации доходов будущих периодов, форма которого утверждена в учетной политике учреждения.
3.13. Инвентаризация драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и иных изделий из них проводится в соответствии с разделом III Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 09.12.2016 N 231н.
4. Оформление результатов инвентаризации
4.1. Правильно оформленные инвентаризационной комиссией и подписанные всеми ее членами и ответственными лицами инвентаризационные описи (сличительные ведомости), акты о результатах инвентаризации передаются в бухгалтерию для выверки данных фактического наличия имущественно-материальных и других ценностей, финансовых активов и обязательств с данными бухгалтерского учета.
4.2. Выявленные расхождения в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) обобщаются в ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). В этом случае она будет приложением к акту о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Акт подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии и утверждается руководителем учреждения.
4.3. После завершения инвентаризации выявленные расхождения (неучтенные объекты, недостачи) должны быть отражены в бухгалтерском учете, а при необходимости материалы направлены в судебные органы для предъявления гражданского иска.
4.4. Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
4.5. На суммы выявленных излишков, недостач основных средств, нематериальных активов, материальных запасов инвентаризационная комиссия требует объяснение с ответственного лица по причинам расхождений с данными бухгалтерского учета. Приказом руководителя создается комиссия для проведения внутреннего служебного расследования для выявления виновного лица, допустившего возникновение несохранности доверенных ему материальных ценностей.
График проведения инвентаризации
Инвентаризация проводится со следующей периодичностью и в сроки.
N п/п |
Наименование объектов инвентаризации |
Сроки проведения инвентаризации |
Период проведения инвентаризации |
1 |
Нефинансовые активы (основные средства, материальные запасы, нематериальные активы) |
Ежегодно на 1 декабря |
Год |
2 |
Финансовые активы (финансовые вложения, денежные средства на счетах, дебиторская задолженность) |
Ежегодно на 1 декабря |
Год |
3 |
Ревизия кассы, соблюдение порядка ведения кассовых операций Проверка наличия, выдачи и списания бланков строгой отчетности |
Ежеквартально на последний день отчетного квартала |
Квартал |
4 |
Обязательства (кредиторская задолженность): |
|
|
- с подотчетными лицами |
Один раз в три месяца |
Последние три месяца |
|
- с организациями и учреждениями |
Ежегодно на 1 декабря |
Год |
|
5 |
Внезапные инвентаризации всех видов имущества |
- |
При необходимости в соответствии с приказом руководителя или учредителя |
Приложение не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сведения о статусе документа, его связях с информационным банком и другая полезная аналитическая информация о данном документе будут представлены в одном из ближайших выпусков системы ГАРАНТ
Приказ Министерства социальной защиты Республики Карелия от 27 декабря 2018 г. N 929-П "Об утверждении учетной политики"
Вступает в силу с 27 декабря 2018 г.
Текст приказа опубликован не был