Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Достигнутые результаты улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки в Республике Мордовия, имеющиеся проблемные вопросы при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия и намечаемые меры по их решению
3.1. Анализ и оценка эффективности достижения индикативных показателей деятельности по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
На 31.12.2020 структура Управления представлена шестью отделами центрального аппарата и четырьмя территориальными отделами. Функции по контролю (надзору) осуществляли 3 отдела Управления и 4 территориальных отдела.
Управление осуществляло свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти республики Мордовия, органами местного самоуправления на основе 95 заключённых соглашений о взаимодействии. В 2020 году Управлением заключено 5 соглашений:
- О сотрудничестве Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия и Мордовской республиканской общественной организации "Всероссийская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов" от 03.02.2020 N 1.
- О взаимодействии между Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия, Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия и Федеральным казенным учреждением здравоохранения "Медико-санитарная часть N 13 Федеральной службы исполнения наказаний" от 17.03.2020 N 2.
- Регламент взаимодействия Саратовской таможни и Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия при проведении контрольных мероприятий по противодействию незаконному ввозу и обороту товаров от 27.04.2020 N 3.
- Договор-поручение на обработку персональных данных третьим лицом между Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия и Управлением Федерального казначейства по Республике Мордовия от 16.10.2020 N 4.
- О взаимодействии между ГАУ РМ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" и Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия от 31.12.2020 N 5.
Осуществлялась работа по повышению качества и доступности государственных услуг, устранению избыточного государственного регулирования. Управление участвовало в межведомственном электронном взаимодействии на федеральном уровне. При предоставлении государственных услуг по лицензированию видов деятельности, регистрации отдельных видов продукции, выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности и проектную документацию Управлением осуществляется межведомственное электронное взаимодействие с территориальными органами ФНС России, Росздравнадзора, Росимущества, Федерального Казначейства, Росреестра. За 2020 год в указанные ведомства направлено 1143 запроса в электронном виде.
В целях снижения административного давления на бизнес осуществлялась практика совместных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В 2020 году с иными контролирующими органами проведено 17,6% проверок (2019 г. - 15,8%).
Управлением обеспечивались прием и регистрация уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов предпринимательской деятельности. Всего, с 1 июля 2009 года зарегистрировано 1722 уведомления, в том числе 39 в электронном виде. За 2020 год зарегистрировано 93 уведомления. Через средства массовой информации проводилась разъяснительная работа о необходимости подачи уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и о возможности подачи уведомлений в электронном виде. Информация о предоставлении данной госуслуги размещена на сайте Управления в сети Интернет.
Функции по обеспечению государственного контроля (надзора) осуществляет ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия", действующий на основании Устава, утверждённого приказом Роспотребнадзора от 21.03.2011 N 278.
Количество проверок с привлечением ФБУЗ составило 262 или 55,2% от всех проведённых проверок, (2019 год - 75,2%). Снижение удельного веса проверок, проведённых с привлечением ФБУЗ, связано с запретом на проведение выездных проверок.
В 2020 году количество проведенных рассмотрений документов юридического лица, индивидуального предпринимателя составило 108, количество обследований территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов используемых ЮЛ и ИП при осуществлении деятельности - 463, количество случаев отбора образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды - 1154, количество расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований - 6, количество проведенных исследований, испытаний - 200123, количество проведенных экспертиз - 1556.
В 1,5 раза ниже уровня 2019 года значение показателя "Количество проведенных рассмотрений документов юридического лица, индивидуального предпринимателя" в связи со снижением экспертизы медицинской документации (2020 - 103 ед., 2019 - 154 ед.).
В 4 раза ниже уровня 2019 года показатель "Количество расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований" в связи со снижением количества санитарно-эпидемиологических расследований инфекционных заболеваний, проведенных в организованных коллективах с составлением акта СЭР, а также расследований случаев пищевых отравлений.
На 18,1% ниже уровня 2019 г. показатель "Количество проведенных исследований, испытаний" в связи с неблагоприятной ситуацией по новой коронавирусной инфекции, повлекшей за собой приостановление назначенных проверок в 2020 году.
В 1,6 раза ниже уровня 2019 года показатель "Количество проведенных экспертиз" в основном за счет снижения экспертизы по результатам лабораторных (инструментальных) исследований (2020 г. - 996 СЭЭ, 2019 - 1698 СЭЭ) и лицензируемых видов деятельности (2020 - 178 СЭЭ, 2019 - 218 СЭЭ).
Укрепление материально-технической базы Учреждения позволяет решать все более сложные задачи по совершенствованию лабораторного обеспечения надзорных мероприятий, обеспечения контроля за выполнением Единых требований в рамках Таможенного союза, реализацией Технических регламентов, осуществления мероприятий Федеральной целевой программы "Чистая вода".
Штатная численность должностей государственных гражданских служащих, непосредственно выполняющих функции по контролю (надзору) составляла 70 ставок и не изменилась по сравнению с 2019 годом. Фактически надзор осуществлял 63 госслужащий, все имели классные чины.
Повышение квалификации по специальностям государственной гражданской службы за отчётный период прошли 16 человек, в том числе 14 специалистов, осуществляющих надзор.
Средняя нагрузка на 1 работника, непосредственно выполняющего функции по контролю (надзору), по количеству выполненных за 2020 год проверок составила 7,5 против 27,3 в 2019 году, с учётом административных расследований, санэпидрасследований, проверок прокуратуры, проведённых с привлечением специалистов Управления - 12,9 (2019 год - 34,8). Снижение нагрузки по числу проведённых проверок связано с мораторием на проведение проверок субъектов 2-5 классов риска, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438.
В качестве экспертов к мероприятиям по контролю привлекался 2 специалиста ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия", в качестве представителей экспертной организации - 216 специалистов ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия".
Основная функция по контролю (надзору) - проведение проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей - осуществлялась в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Управлением проведён комплекс мероприятий, позволивших оптимизировать организацию государственного контроля (надзора) в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в части подготовки и согласования с органами прокуратуры годовых планов проведения мероприятий по контролю (надзору), проведения плановых проверок в соответствии с указанным планом, согласования внеплановых проверок с органами прокуратуры, уведомительного принципа начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, изменения кратности проведения проверок и временного ограничения пребывания на объектах, привлечения аккредитованных в установленном порядке экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю (надзору).
Подготовлен в установленном порядке и направлен в строго в регламентированные Федеральным законом N 294-ФЗ сроки в органы прокуратуры проект ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (до 1 сентября 2020 года, после согласования с иными органами государственного и муниципального контроля (надзора) - к 1 ноября 2020 года).
Управлением реализовывался риск-ориентированный подход при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, направленный на обеспечение эффективного и более скоординированного надзора на "рисковых" объектах предпринимательской деятельности, формирующих наибольший потенциальный риск для жизни и здоровья населения, находящегося под их воздействием, а также регулярно нарушающих обязательные требования.
При подготовке плана плановых проверок на 2021 год учитывались подходы к классификации объектов по 6 категориям риска на основании Реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Организовано формирование, ведение и актуализация перечня объектов государственного надзора, которым присвоены категории риска. Объекты государственного надзора отнесены к категориям риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов, утверждёнными постановлением N 806. В базе данных реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых предусмотрено осуществление федерального государственного надзора, на 31.12.2020 года содержались данные о 5148 ЮЛ и ИП, подлежащих федеральному государственному надзору, и 13614 объектах.
Субъекты надзора по категориям риска распределены следующим образом:
категория чрезвычайно высокого риска - 97 субъектов или 1,9%;
категория высокого риска - 275 субъект или 5,3%;
категория значительного риска - 937 субъектов или 18,2%;
категория среднего риска - 2561 субъекта или 49,7%;
категория умеренного риска - 1160 субъектов или 22,6%;
категория низкого риска - 118 субъектов или 2,3%.
Распределение объектов надзора по категориям риска осуществляемых на них видов деятельности:
категория чрезвычайно высокого риска - 1306 объекта или 9,6%;
категория высокого риска - 1971 объекта или 14,5%;
категория значительного риска - 3115 объектов или 22,9%;
категория среднего риска - 4427 объекта или 32,5%;
категория умеренного риска - 2439 объектов или 17,9%;
категория низкого риска - 356 объектов или 2,6%.
Актуализированный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по республике ежемесячно направлялся в ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора для формирования федерального реестра. Информация о субъектах, отнесённых к 1 категории риска, направлена в Роспотребнадзор для утверждения перечня объектов государственного надзора, отнесённых к категории чрезвычайно высокого риска.
Руководителем Управления приняты решения об отнесении объектов государственного надзора к 2 - 6 категориям риска.
Информация об объектах государственного надзора, отнесённых к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, размещена на сайте Управления в сети Интернет.
Подготовка ежегодного плана проверок на 2021 год осуществлялась в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2017 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью".
При этом, в соответствии с пунктом 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 806, в план включены плановые проверки, периодичность проведения которых определена Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ (деятельность в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере); они осуществляются с периодичностью, установленной постановлением N 944, независимо от отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска.
На 01.09.2020 в проект плана проверок ЮЛ/ИП было включено 603 проверки. 22 проверки отклонены прокуратурой (3,6%). Причины: 1 - не указан срок проверки, 1 - не соблюдён срок проверки, 20 - указаны юридические адреса за пределами республики при отсутствии на территории республики филиалов данных юридических лиц.
По состоянию на 1 ноября 2020 г. План плановых проверок на 2021 год содержал 581 проверку в отношении 569 субъектов надзора, осуществляющих деятельность на 1628 производственных объектах.
После вступления в силу постановления Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969, устанавливающего особенности формирования плана проверок на 2021 год, из плана исключены 125 проверок субъектов малого предпринимательства 3-5 категорий риска.
В результате число проверок в плане на 2021 год составляет 456.
По сравнению с 2020 годом число проверок уменьшилось на 255 или 36% в связи с установленным мораторием на проверки малого бизнеса и уменьшением количества ЮЛ в реестре (прекратили деятельность, реорганизованы).
Нагрузка по плановым проверкам на 1 специалиста, осуществляющего надзор, в 2021 году составит 7,3 проверок (без ЗПП - 8,7 проверок) против 12 (14) в 2020 году.
В плане на 2021 г. охват хозяйствующих субъектов плановыми проверками составил 8,6% (441 субъектов из 5148 состоящих в реестре) (в 2020 г. охват составлял 13,3%).
Таблица 1
Распределение субъектов по категориям риска в плане:
Категория |
План на 2020 год |
План на 2021 год |
||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
|
всего |
721 |
|
446 |
|
1 (чр. высокий) |
72 |
10,6% |
71 |
16 |
2 (высокий) |
79 |
11% |
66 |
15 |
3 (значит.) |
244 |
33,8% |
99 |
22 |
4 (средний) |
234 |
32,5% |
143 |
32 |
5 (умеренный) |
87 |
12,1% |
67 |
15 |
6 (низкий) |
- |
|
- |
|
Из числа субъектов, состоящих в реестре:
1 класса в план включены 73,2% субъектов - 71 из 97 состоящих в реестре - водоснабжение, ЛПУ, промышленные, пищевая промышленность (не включены проверенные в 2020 году по пост. 944, а также субъекты, срок проведения последней плановой проверки которых не позволил включить их в план проверок на 2020 год),
2 класса - 24% - промышленные, ЛПУ, социальные, поставщики детского питания,
3 класса - 10% - школы, детсады, промышленность, лагеря,
4 класса - 5,5% - школы, детсады,
5 класса - 5,7% - торговля, общепит, иные.
В плане на 2021 год субъекты 1 - 3 классов составляют 53%, в 2020 году - 55,4%.
Увеличился уд. вес субъектов 1, 2 и 5 классов, уменьшился уд. вес субъектов 3 класса.
Структура проверок по видам деятельности в плане:
образования - 60% (2020 год - 35%),
торговли пищевыми продуктами приходится - 2,6% (2020 год - 17,8%),
здравоохранения - 6%,
промышленного производства - 7% (2020 год - 10%),
коммунального, социального, бытового обслуживания - 8% (2020 год - 8%),
производства пищевых продуктов - 6% (2020 год - 7,1%),
сельского хозяйства - 4% - (2020 год - 7,4%).
По сравнению с планом на 2020 год увеличилась доля проверок в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере образования. Уменьшилась доля проверок в других сферах в связи с введением моратория на проверки малого бизнеса.
План на 2021 год включает 272 проверки организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью", что на 9 проверок больше, чем в Плане на 2020 год. Из этого числа:
53,37% - проверки школ (145),
25,4% - деятельность ДДУ (69),
6,3% - деятельности детских лагерей (17),
6,3% - оказания амбулаторно-поликлинической помощи (17),
3,4% - оказания стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи (10),
5,1% - предоставления социальных услуг с обеспечением проживания (14).
Таблица 2
Распределение объектов по категориям риска в плане:
Категория |
План на 2020 год |
План на 2021 год |
||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
|
всего |
1437 |
|
1377 |
|
1 (чр. высокий) |
341 |
23,7% |
430 |
31 |
2 (высокий) |
298 |
20,1% |
388 |
28 |
3 (значит.) |
412 |
28,7% |
253 |
18 |
4 (средний) |
296 |
20,6% |
212 |
15 |
5 (умеренный) |
99 |
6,9% |
94 |
8 |
6 (низкий) |
- |
|
- |
|
В плане на 2021 год объекты 1 - 3 классов составляют 77%, в 2020 году - 72,5%.
Увеличился уд. вес субъектов 1, 2 и 5 классов, уменьшился уд. вес субъектов 3, 4 классов.
Число объектов, на которых в 2021 году запланировано проведение проверок - 1377 или 10% от состоящих в реестре (13614), в том числе:
1 класса - 32,9% состоящих в реестре,
2 класса - 19,7% состоящих в реестре,
3 класса - 8% состоящих в реестре,
4 класса - 4,6% состоящих в реестре,
5 класса - 12,1% состоящих в реестре.
Всего из 1306 объектов 1 категории риска, состоящих в реестре, в план на 2021 год включены 430 (1/3 часть). Это связано с невозможностью включения в план всех ЛПО, относящихся к 1 классу риска, проверенных в 2020 году и осуществляющих деятельность в соответствии с Постановлением N 944. Каждая ЛПО имеет по 30 - 40 объектов.
В структуре объектов чрезвычайно высокого риска, включенных в план на 2021 г., преобладают объекты, осуществляющие деятельность в сфере:
производства пищевых продуктов (36,7%),
водоснабжения и водоотведения (22,8%),
здравоохранения (41%).
Всего за 2020 год проведено 473 проверки, что в 3,5 раза меньше, чем в 2019 году. Проведена 157 плановых (в 2,8 раза меньше, чем в 2019 году) и 316 внеплановых проверок (в 3,9 раза меньше, чем в 2019 году). Снижение числа проверок обусловлено введением моратория на их проведение в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Показателями эффективности государственного контроля (надзора) являются такие как выполнение плана проверок, средняя нагрузка на специалиста, выявляемость правонарушений и другие.
Выполнение за отчётный период утверждённого плана проведения проверок составило 99,7% (в 2019 году - 99,8%), 2 юридических лица прекратили свою деятельность к моменту проведения плановой проверки.
В реестре юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит контролю (надзору) Управления, состояло 5148 хозяйствующих субъекта. В отношении 469 (9%) проведены плановые, внеплановые проверки (2019 год - 26%). Снижение охвата юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проверками связано с введением моратория на их проведение в 2020 году.
В отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя в среднем проведено 1,01 проверки, против 1,18 в предыдущем году.
Соотношение плановых и внеплановых проверок составило 33% к 67% (2019 году 26% к 74%).
Имела место следующая структура внеплановых проверок:
- проверки по контролю исполнения предписаний составил 13% (2019 год - 20%),
- на основании обращений потребителей составила 1,3% против 2,2% в 2019 году;
- проверки на основании информации о возникновении угрозы вреда 1,9% (2019 год - 0,7%),
- проверки, проведённые на основании распоряжения руководителя Роспотребнадзора 83,8% (2019 год - 76,6%).
Таким образом, в структуре внеплановых проверок основную часть составили проверки, проведённые на основании распоряжений руководителя Роспотребнадзора, изданных в соответствии с поручениями Президента РФ и Правительства РФ.
В ходе проверок выявлено 1848 нарушений.
86% нарушений выявлено при проведении плановых проверок, 14% - при внеплановых. Несмотря на то, что количество выявленных нарушений уменьшилось в 3,6 раза в связи с уменьшением числа проверок, среднее количество выявленных нарушений в ходе одной проверки (по отношению к количеству проверок с выявленными нарушениями) составило 6 нарушений (в 2019 году - 5,6).
Среди плановых проверки без нарушений составили 6,4%, среди внеплановых - 49,4% за счёт проверок по молочной полке.
Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, составила 100%.
При возбуждении дел об административных правонарушениях использовались 43 составов КоАП против 58 составов в 2019 году. Уменьшение числа проверок повлекло уменьшение количества применённых составов на 15 по сравнению с 2019 годом.
Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, составило 629, в 2,9 раза меньше, чем в 2019 году, что адекватно уменьшению числа проведённых проверок.
84,9% наказаний составили штрафы, 9,5% - предупреждения, 2% - административное приостановление деятельности, 1,8% - конфискация предмета или орудия совершения административного правонарушения, 1,8% - административный арест. В суды направлено 13 административных материалов о приостановлении деятельности по всем приняты решения о приостановлении деятельности.
Распределение штрафов по субъектам административной ответственности: 37,8% штрафов было наложено на должностных лиц, 20% - на индивидуальных предпринимателей, 15,2% - на юридических лиц.
Сумма наложенных штрафов составила 4 млн. 629 тыс. рублей, в 1,9 р
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.