Введение
Деятельность Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" в 2020 году осуществлялась в соответствии с основными направлениями деятельности на 2020 год, планом деятельности Роспотребнадзора на 2016 - 2021 годы по реализации документов стратегического планирования, содержащих систему долгосрочных приоритетов, целей и задач, направленных на формирование современной, эффективной системы регулирования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, основанной на выявлении наиболее значимых общественных рисков и их снижении до приемлемого уровня и предусматривала:
- Реализацию федеральных проектов и документов стратегического планирования.
- Совершенствование правового регулирования госконтроля (надзора) с учетом риск-ориентированного подхода (регуляторная гильотина).
- Совершенствование надзора (контроля) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
- Оптимизацию и развитие системы лабораторного обеспечения деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия.
- Развитие кадрового потенциала и реализация комплекса мер по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
- Модернизацию бюджетного процесса в условиях внедрения проектных методов управления.
- Совершенствование системы управления государственным имуществом.
- Развитие деятельности по информатизации и обеспечению безопасности информации, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну.
1. Реализация федеральных проектов и документов стратегического планирования.
Основной задачей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" по реализации указанного направления являлось участие в реализации государственных программ, национальных и федеральных проектов, отраслевых документов стратегического планирования, включая:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- Основы государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу (Указ Президента РФ от 11 марта 2019 г. N 97);
- федеральные проекты "Чистая вода", "Чистый воздух" национального проекта "Экология" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16);
- федеральные проекты "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" и "Старшее поколение" национального проекта "Демография" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16);
- федеральный проект "Экспорт продукции АПК" национального проекта "Международная кооперация и экспорт" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16);
- национальный проект "Наука" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16);
- Государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. N 1640 (ред. от 29.03.2019 г.);
- Государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 г. N 377);
- ВЦП "Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения" Государственной программы "Развитие здравоохранения";
- Стратегию государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 г. N 1837-р);
- Стратегию повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 г. N 1364-р);
- Государственную стратегию противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 г. N 2203-р);
- Стратегию развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 г. (Указ Президента Российской Федерации N 254 от 06.06.2019 г.);
- Стратегию предупреждения распространения антимикробной резистентности в РФ на период до 2030 г. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2045-р);
Ожидаемые результаты:
Реализованы мероприятия планов документов стратегического планирования.
Достигнуты запланированные индикативные показатели деятельности в рамках ведомственной целевой программы.
2. Совершенствование правового регулирования госконтроля (надзора) с учетом риск-ориентированного подхода (регуляторная гильотина).
Основными задачами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" по реализации указанного направления являлись:
- Участие в актуализации до 1 января 2021 года нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, разработанные с учётом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора).
- Совершенствование осуществления государственного контроля (надзора) в соответствии с новым правовым регулированием, установленным федеральными законами "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", "Об обязательных требованиях" и "Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях".
Ожидаемые результаты:
Внедрены в практику деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые в соответствии с планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации механизма "регуляторной гильотины" и планом мероприятий ("дорожная карта") по кодификации законодательства об административных правонарушениях.
3. Совершенствование надзора (контроля) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
3.1 Эпидемиологический надзор.
Основными задачами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" по реализации указанного направления являлись:
- Усиление контроля за комплексом организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в соответствии с требованиями нормативных документов;
- Обеспечение проведения иммунизации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
- Усиление контроля за организацией, проведением и обеспечением безопасных условий иммунопрофилактики населения в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, за достижением и поддержанием требуемых уровней охвата профилактическими прививками детей и взрослых в декретированных возрастах;
- Продолжение работы по контролю за внебольничными пневмониями, в т.ч. по их этиологической расшифровке;
- Организация дополнительных мероприятий в целях повышения охвата вакцинацией против гриппа населения;
- Завершение реализации 2 этапа (2019 - 2020 гг. - верификация элиминации кори и краснухи на территории Российской Федерации) Программы по достижению в стране элиминации кори и краснухи к 2020 году: проведение плановых и дополнительных профилактических мероприятий для поддержания устойчивой спорадической заболеваемости корью и краснухой в Республике Мордовия;
- Поддержание статуса территории Республики Мордовия в составе Российской Федерации свободной от полиомиелита; осуществление мероприятий по обеспечению надлежащего контейнмента диких вирусов полиомиелита в лабораториях, включённых в национальный реестр;
- Организация мероприятий в рамках обновленной программы "Профилактика энтеровирусной инфекции"; внедрение оптимизированной системы эпидемиологического надзора за ЭВИ;
- Совершенствование комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по эпидемиологическому надзору за инфекциями, связанными с оказанием медицинской помощи;
- Реализация профилактических мероприятий в целях снижения интенсивности распространения ВИЧ - инфекции, в соответствии с Государственной стратегией противодействия распространению ВИЧ - инфекции в Российской Федерации на период до 2020 г. и Планом по ее реализации;
- Реализация усовершенствованного комплекса мероприятий по предупреждению завоза опасных инфекционных болезней, дальнейшей стабилизации ситуации по заболеваемости природно - очаговыми и болезнями, общими для человека и животных;
- Реализация Концепции развития системы лабораторного обеспечения деятельности Роспотребнадзора на 2017 - 2023 гг.;
- Обеспечение противоэпидемической готовности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" в целях оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера;
- Проведение комплекса мер в целях обеспечения биологической безопасности населения Республики Мордовия, в том числе в рамках международного сотрудничества.
Ожидаемые результаты:
- Стабилизация эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией COVID-19;
- Охват населения иммунизацией против новой коронавирусной инфекции COVID-19 не менее 60% от численности населения республики;
- Поддержание (на уровне не ниже 95%) охвата профилактическими прививками детей и взрослых в декретированных возрастах. Обеспечение безопасных условий при проведении иммунизации;
- Обеспечение микробиологического мониторинга за возбудителями внебольничных пневмоний;
- Поддержание заболеваемости корью и краснухой на уровне, соответствующем критериям элиминации;
- Подтверждение статуса территории Республики Мордовия в составе Российской Федерации свободной от полиомиелита;
- Обеспечение микробиологического мониторинга за возбудителями ЭВИ;
- Внедрение оптимизированной системы эпидемиологического надзора за инфекциями, связанными с оказанием медицинской помощи;
- Снижение интенсивности распространения ВИЧ - инфекции среди населения Республики Мордовия;
- Дальнейшее снижение заболеваемости природно - очаговыми и болезнями, общими для человека и животных;
- Недопущение завоза и распространения на территории Республики Мордовия опасных инфекционных болезней, в том числе зоонозной природы;
- Повышение качества индикации и идентификации микроорганизмов путем укрепления лабораторной сети ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия", снижение числа нерасшифрованных эпидемических очагов;
- Оперативное реагирование и проведение мероприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера.
3.2. Санитарный надзор.
Основными задачами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания являлись:
- Реализация государственной программы "Обеспечение химической и биологической безопасности Российской Федерации";
- Совершенствование системы саннадзора, прогнозирования и комплекса профилактических мер, направленных на снижение бремени социально-экономических последствий от заболеваний, связанных с факторами окружающей среды;
- Дальнейшее развитие модели управления санитарно-эпидемиологическими рисками в части оптимизации организации контроля, мониторинга, оценки риска здоровью населения с учетом пространственных инструментов управления;
- Совершенствование системы федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением требований санитарного законодательства к содержанию территории населенных мест, в том числе в рамках нормативного правового регулирования вопросов обращения с отходами потребления, твердыми коммунальными отходами;
- Совершенствование федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за обеспечением населения качественной питьевой водой в рамках Национального проекта "Экология", направленного на достижение запланированных индикативных показателей деятельности по вопросам надзора за источниками негативного воздействия на водные объекты, используемые в питьевых и рекреационных целях, а также объектами водоснабжения и водоотведения;
- Реализация полномочий по установлению, изменению и прекращению существования санитарно-защитных зон, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон";
- Реализация плана мероприятий по реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 1364-р;
- Совершенствование федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством и безопасностью пищевой продукции, в том числе с учетом принципов здорового питания;
- Оптимизация государственного регулирования обеспечения радиационной безопасности населения в рамках реализации Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 13.10.2018 N 535;
- Внедрение научных исследований в области оценки и обоснования современных факторов риска для здоровья детей в условиях изменяющейся системы образования.
Ожидаемые результаты:
- Обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на здоровье человека;
- Создание единой информационной системы результатов лабораторных исследований, выполненных в рамках осуществления государственного контроля (надзора);
- Актуализация ФИФ СГМ;
- Совершенствование системы прогнозирования рисков развития заболеваний, связанных с контаминацией пищевой продукции и нарушениями структуры питания;
- Обеспечение соответствующей современным требованиям защиты населения и окружающей среды от радиационного воздействия;
- Минимизация радиационных рисков для населения Российской Федерации, возникающих вследствие радиационных аварий, уменьшение опасного воздействия радиационных факторов на население;
- Улучшение (предотвращение ухудшения) санитарно-гигиенического состояния производственной среды на канцерогеноопасных предприятиях;
- Внедрение методик по изучению влияния факторов воспитания и обучения на здоровье школьников в современных условиях, оценки вклада каждого фактора в формирование рисков здоровью, а также системного подхода к разработке мероприятий по минимизации факторов риска в образовательной среде;
- Снижение доли населения, проживающего на территориях, на которых качество питьевой воды не соответствует санитарным нормам, в общей численности населения Республики Мордовия.
4. Оптимизация и развитие системы лабораторного обеспечения деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия.
Основными задачами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" по реализации указанного направления являлись:
- Совершенствование организационного построения лабораторной сети ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия";
- Обеспечение взаимодействия с референсными центрами по направлениям лабораторной деятельности;
- Совершенствование планирования, в том числе с учетом экстерриториального принципа, и управления ресурсами лабораторной деятельности, с преимущественным использованием высокоинформативных методов лабораторных исследований;
- Лабораторное обеспечение реализации национальных проектов ("Демография", "Чистая вода", "Чистый воздух");
- Участие в формировании информационного пространства лабораторного обеспечения надзора в единой информационно-аналитической системе Федеральной службы.
Ожидаемые результаты:
- Внедрение алгоритмов организации лабораторного обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, социально-гигиенического мониторинга;
- Оптимизация функционирования многоуровневой системы лабораторного обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, профиля;
- Участие в информационной системе по обеспечению лабораторной деятельности учреждений Федеральной службы, интегрированной в единую информационно-аналитической систему обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
5. Развитие кадрового потенциала и реализация комплекса мер по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Основными задачами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" по реализации указанного направления являлись:
- Совершенствование механизмов кадрового подбора и отбора, учитывающих потребность органов и учреждений;
- Совершенствование системы профессионального развития кадрового состава в течение всего периода профессиональной служебной деятельности;
- Совершенствование механизмов профилактики коррупционных и иных правонарушений;
- Ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий в целях повышения качества кадровой работы.
Ожидаемые результаты:
- Формирование эффективных систем выявления абитуриентов, поддержки и развития способностей у студентов профильных образовательных организаций, в первую очередь у студентов медико-профилактических факультетов, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию; системы взаимодействия с образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по программам медико-профилактического направления;
- Внедрение единой методики прохождения испытания, совершенствования порядка отбора кандидатов и методов оценки профессиональных качеств;
- Формирование кадрового резерва с учетом практики формирования кадровых резервов и резервов управленческих кадров;
- Стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной служебной деятельности;
- Расширение использования онлайн-образования по дополнительным профессиональным программам, программ внутреннего обучения, практики служебных стажировок;
- Формирование интерактивного наставничества по отдельным направлениям профессиональной деятельности;
- Обеспечение эффективности контроля за доходами и расходами отдельных категорий гражданских служащих и работников, мониторинга соблюдения системы запретов, ограничений и обязанностей;
- Внедрение электронного ведения кадрового делопроизводства посредством перехода на Единую информационную систему управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации.
6. Модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения проектных методов управления.
Основными задачами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" по реализации указанного направления являлись:
- Совершенствование организации бюджетного процесса Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия";
- Оптимизация расходов в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия";
- Совершенствование информационных технологий организации бюджетного процесса, с учетом внедрения финансовых подсистем ГИС ЗПП, ПО Электронный бюджет, СУФД.
Ожидаемые результаты:
Обеспечение оптимального использования финансовых средств Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" для выполнения поставленных целей и задач.
7. Совершенствование системы управления государственным имуществом.
Основными задачами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" по реализации указанного направления являлись:
- Сокращение количества объектов недвижимого имущества, не используемого в хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" в 2020 - 2022 годах;
- Осуществление мониторинга за порядком использования федерального имущества, закрепленного за Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия";
- Формирование и поэтапная реализация планов развития материально-технической базы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия", исходя из основных направлений их деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Исполнение основных показателей государственной программы "Управление федеральным имуществом", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 27;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "N 27" следует читать "N 327"
- Уменьшение объема незадействованного имущества до 5%;
- Снижение и предотвращение случаев неправомерного и неэффективного использования федерального имущества;
- Реализация планов капитального, текущего ремонта и корректировка затрат на эксплуатационные расходы для обеспечения приемлемого состояния материально-технической базы, а также ее последующего развития.
8. Развитие деятельности по информатизации и обеспечению безопасности информации, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия"
Основными задачами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" по реализации указанного направления являлись:
- Внедрение технологий Единой информационно-аналитической системы Роспотребнадзора в деятельность Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия";
- Развитие существующих и введение в действие новых модулей Единой информационно-аналитической системы Роспотребнадзора, в том числе внедрение интерактивных ГИС-технологий, цифровых подсистем анализа и прогнозирования;
- Развитие единой системы электронного документооборота (СЭД) Роспотребнадзора.
Ожидаемые результаты:
- Обеспечение системного анализа и прогнозирования санитарно-эпидемиологической обстановки, выработки управленческих решений, гарантирующих санитарно-эпидемиологическую безопасность граждан и устойчивое развитие страны в динамично изменяющихся социально-экономических условиях;
- Организация информационного взаимодействия между органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, органами прокуратуры, иными государственными органами, а также организациями в рамках проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) путем предоставления доступа к информации о деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и об используемых ими производственных объектах;
- Поэтапное подключение и объединение в единую информационную среду и прохождение электронных документов центрального аппарата и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия";
- Развитие межведомственного электронного взаимодействия, в том числе обеспечение совместимости Единой информационно-аналитической системы Роспотребнадзора с отечественными цифровыми продуктами, сервисами и платформами, создаваемыми в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Заключение
В Республике Мордовия показатель рождаемости в 2019 году составил 7,5 на 1000 населения. В сравнении с 2015 годом наблюдается снижение на 22,7%.
В 2019 году в г.о. Саранск, уровень рождаемости составил 8,5 на 1000 населения, уменьшился на 25,5% в сравнении с 2015 г., выше среднереспубликанского на 13,4%.
Показатель общей смертности по республике составил 13,2 на 1000 населения, в сравнении с 2015 г. снизился на 7%. Наиболее высокая смертность наблюдается в Дубенском, Кадошкинском и Больше-Березниковском районах, выше среднереспубликанской на 39 - 34%. В сравнении с 2016 г. в Саранске общая смертность снизилась на 8,7%.
В 2019 году, как и в предыдущие 4 года, по Республике Мордовия смертность превысила показатели рождаемости. Естественная убыль населения республики составила - 5,7 на 1000 человек, что выше 2015 года на 29,6%.
За 5 лет отмечается рост младенческой смертности на 34,4%.
По данным Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия численность постоянного населения на 01 января 2020 года составила 790197 человек. За последние 5 лет численность постоянного населения республики уменьшилась на 17256 человек. Убыль населения происходит в основном по причине превалирования уровня смертности над уровнем рождаемости.
Уровень впервые выявленной заболеваемости населения республики составил в 2019 году 681,1 на 1000 населения. По показателям общей заболеваемости населения городской округ Саранск за анализируемый период занимает первое место среди всех территорий Республики Мордовия. Высокий уровень показателей обусловлен в равной степени, как неблагоприятными городскими факторами среды обитания, так и большей доступностью медицинской помощи жителей Саранска по сравнению с сельскими жителями.
По итогам ранжирования за пятилетний период среди территорий неблагополучными по уровню первичной заболеваемости и превышающими среднереспубликанские показатели являются Большеберезниковский район на 1%, и г.о. Саранск на 36,6%.
Впервые выявленная заболеваемость всего населения в 2019 году отмечается на уровне 2015 года при наблюдающемся росте следующих групп: новообразования, болезни эндокринной системы, болезни мочеполовой системы, болезни системы кровообращения, болезни кожи и подкожной клетчатки.
Наиболее выражена тенденция роста заболеваемости всего населения за период 2015 - 2019 гг. болезнями системы кровообращения - темп прироста 59,7%.
При рассмотрении детской заболеваемости обнаруживается, что в 2019 году показатели (2359,7 на 1000 детского населения) Саранска в 2 - 3 раза преобладают над заболеваемостью всего населения республики. Наибольший удельный вес в структуре первичной заболеваемости детского населения в 2019 году занимали болезни органов дыхания 50%.
Общая первичная заболеваемость детского населения с 2015 года увеличилась с 1949,1 до 2359,7 на 1000 детей (на 21,1%). По сравнению с 2015 г. наиболее заметное увеличение (в 1 - 2 раза) детской заболеваемости отмечалось в Атюрьевском, Большеберезниковском, Ельниковском, Лямбирском, Торбеевском, Темниковском.
Заболеваемость взрослого населения (18-60 лет и старше) по республике за 5 лет снизилась и в 2019 году составила 474,9 (2018 г. - 447,1) на 1000 взрослого населения. Выше республиканского уровня отмечена заболеваемость в г.о. Саранск, Лямбирском и Большеберезниковском районах.
Показатель общей заболеваемости подростков с диагнозом, установленным впервые в жизни, в 2019 году составил 1234,6 на 1000 подросткового населения, в 2015 году 1229,3. Темп снижения показателей заболеваемости за 5 лет составил 5,9%.
Показатель общей профессиональной заболеваемости в случаях на 10 000 работников по Республике Мордовия за 2017 - 2020 гг. составил - 0,15 - 0,22, что значительно ниже среднего показателя по Российской Федерации, который в 2019 году составил 1,17 на 10 000 работников. В 2020 году в Республике Мордовия зарегистрировано 16 случаев профессиональных заболеваний, в том числе 1 случай хронического заболевания органов дыхания у электрогазосварщика ОАО "Станкостроитель" и 15 случаев острых инфекционных заболеваний закончившихся летальным исходом у работников медицинских учреждений, в связи с заболеванием новой коронавирусной инфекцией.
Питьевая вода. Состав питьевой воды из-за природной геохимической структуры подземных вод по санитарно-химическим показателям в районах Республики Мордовия характеризуется повышенным содержанием фтора, отсутствием йода, периодически отмечается превышение железа, общей жесткости. В 2020 году отмечается снижение удельного веса не отвечающих нормативным требованиям проб питьевой воды по органолептическим показателям с 18,8% до 16,9%, по содержанию фтора с 26,0% до 17,1%, увеличение удельного веса не отвечающих нормативным требованиям проб питьевой воды по также общей минерализации с 3,6% до 4,9%.
В рамках реализации федерального проекта "Чистая вода" национального проекта "Экология" в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минстроя России от 30 апреля 2019 г. N 253/пр, в Республике Мордовия разработана республиканская программа по повышению качества водоснабжения Республики Мордовия на 2019 - 2024 годы и утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 30.07.2019 г. N 325.
В 2020 г. Управлением сформированы материалы для органов исполнительной власти Республики Мордовия о результатах надзора за исполнением значений целевых показателей федерального проекта "Чистая вода" на 2019 - 2024 гг., продолжалось взаимодействие с Министерством жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия, администрациями муниципальных районов республики по вышеуказанным вопросам. Своевременно представлялась необходимая информация в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, заинтересованные органы государственной власти Республики Мордовия о состоянии систем питьевого водоснабжения сельских территорий.
Для водоснабжения городского округа Саранск используются исключительно подземные воды с глубины 150 - 200 м. Удельное потребление подземных вод на 1 человека равно 241 л/сут.
Водоснабжение Саранска осуществляется с использованием пяти централизованных водозаборов. В пределах Саранского городского и восточной части Пензятского водозаборов подземные воды характеризуются смешанным типом вод. Содержание сульфатов и хлоридов возрастает с погружением водоносного горизонта в восточном направлении. Оно обусловлено наиболее интенсивной эксплуатацией водоносного горизонта в северной (промышленной) зоне города. Содержание ионов натрия возрастает в юго-восточном направлении. Величина сухого остатка составляет от 0,6 до 1,0 г/дм3, общая жесткость - от 6,0 до 8,0 моль/м3, содержание фторидов - более 1,5 мг/дм3, железа общего - более 0,3 мг/дм3. Качество воды водоисточника во многом определяет качество питьевой воды.
Химические вещества, присутствующие в питьевой воде Саранска, потенциально способны оказывать неканцерогенное воздействие на печень, желудочно-кишечный тракт, центральную нервную и периферическую нервную систему, кроветворную, репродуктивную, сердечно-сосудистую, иммунную, эндокринную и костную системы, кожные покровы, слизистые оболочки, почки, изменение массы тела, биохимические процессы и процессы развития организма.
Оценка риска здоровью населения в условиях поступления химических веществ с питьевой водой систем централизованного водоснабжения г. Саранска в период проведения ЧМ по футболу 2018 (14 июня-15 июля 2018 г.) показала, что индексы неканцерогенного перорального риска составляют до 0,23 HI для детей и до 0,98 HI для взрослых. Превышения допустимого уровня риска отсутствуют.
Вместе с тем отмечено, что для детского населения Саранска, постоянно (не менее 6 лет) проживающего на территории города и употребляющего питьевую воду систем централизованного водоснабжения, могут формироваться риски в отношении костной системы и зубов в 1,5-2,7 раз превышающие приемлемый уровень. Для взрослого населения в условиях хронического перорального воздействия (в течение 30 лет) питьевой воды риски, до 1,14 раз превышающие приемлемые, формируются в отношении костной системы. Основной фактор воздействия - фториды.
Гигиеническая характеристика почвы. Оценка качества почв г. Саранска показала, что содержание солей тяжелых металлов в пробах почвы, отобранных на территориях школ и детских дошкольных учреждений, на селитебной территории, на территориях лечебных учреждений не превышает предельно - допустимые концентрации. На этапе идентификации опасности были выделены 8 веществ, мониторируемых в почвах Саранска, для которых доказано наличие потенциальной способности вызывать неблагоприятные неканцерогенные эффекты для здоровья населения в отношении центральной и периферической нервной системы, кроветворной, репродуктивной, сердечно - сосудистой и иммунной системы, желудочно - кишечного тракта, почек, печени, кожных покровов, биохимических процессов и процессов развития организма.
Оценка риска здоровью населения показала, что максимальные индексы опасности хронического воздействия (HIso) почвы пероральным путем составляют до 1,14*10 - 6 для детей и до 9,8*10 - 6 для взрослых, что не превышает допустимый уровень (HI1). Корректировка существующей программы мониторинга качества почвы в г. Саранске не требуется. Целесообразным представляется выполнение контроля химических веществ по программам, реализуемым в настоящее время.
Показатели неблагоприятных физических факторов (шум). Актуальными по-прежнему остаются вопросы влияния эксплуатации источников потенциально опасных физических факторов неионизирующей природы на санитарно - эпидемиологическую обстановку. На территории Республики Мордовия источниками физических факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на условия проживания населения, являются промышленные предприятия, автомобильный транспорт, встроенно - пристроенные в жилые здания организации и предприятия, объекты сотовой связи.
Проблемы обеспечения безопасности продуктов питания. Питание населения республики (по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия) характеризуется недостаточным потреблением овощей и бахчевых, молока и молочных продуктов, яиц. Структура питания населения имеет преимущественно углеводный характер.
Химическая безопасность продуктов питания. Случаев производства и реализация пищевой продукции, не отвечающей требованиям нормативной документации по содержанию токсичных элементов, пестицидов, микотоксинов, нитрозаминов, антибиотиков, радионуклидов в ходе контрольно - надзорных мероприятий не было зарегистрировано.
Удельный вес неудовлетворительных проб по санитарно-химическим показателям составил 0,17%, это наиболее низкий показатель за последние пять лет (2019 - 0,26%, 2018 г. - 0,2%, 2017 г. - 0,5%, 2016-0,7%).
В республике по-прежнему приоритетными загрязнителями являются нитраты. Наиболее высокий процент неудовлетворительных по данному показателю проб выявляется среди овощной продукции отечественного производства.
Удельный вес проб пищевых продуктов не отвечающих нормативным требованиям по физико-химическим показателям составил 1,1%, что по сравнению с 2019 г. ниже на 2% (2019 г. - 3,1%, 2018 г. - 3,0%, 2017 г. - 2,9%; 2016 г. - 2,5%). Из 18 не соответствующих нормативным требованиям по физико-химическим показателям проб - 7 (38,8%) не соответствовали установленным требованиям по показателю фальсификации, все пробы фальсификатов выявлены в группе "молоко и молочные продукты". В 2019 году так же все фальсификаты выявлены в группе "молоко и молочные продукты". Удельный вес не соответствующих нормативным требованиям по проб# - по показателю фальсификации в 2019 году составлял - 22,8% (19 проб).
Проблемы микробиологической безопасности продуктов питания. Наиболее неблагополучна ситуация с микробиологической безопасностью кремовых кондитерских изделий - 11% неудовлетворительных проб от количества исследованных.
По сравнению с 2019 годом возросли показатели неудовлетворительных проб в следующих группах пищевой продукции:
- кондитерские изделия - 3,6% (2019 г. - 3,16%, 2018 г. - 4,5%, 2017 г. - 6,1%),
- кулинарные изделия: удельный вес неудовлетворительных проб составил - 3,3% (2019 г. - 3,0%, в 2018 г. - 4,2%, в 2017 г. - 4,6%),
- продукция предприятий общественного питания - удельный вес неудовлетворительных проб составил- 3,3% (2019 г. - 2,4%, в 2018 г. - 4,2%, в 2017 г. - 4,6%);
- молока и молочной продукции - 2,5% (2019 г. - 1,5%, 2018 г. - 6,34%, 2017 г. - 10,2%).
Снизился по сравнению с 2018 - 2019 годами показатель несоответствующих проб мяса и мясных продуктов (2020 г. - 1,5%, 2019 г. - 3,8%); птицы, яиц и продуктов их переработки - 0,5% (2019 г. - 1,48%, 2018 г. - 4,7%, в 2017 году - 3,0%). Хлебобулочные изделия - удельный вес неудовлетворительных проб по сравнению с 2018 г. снизился на 1,8% и составил 0,3% (2019 г. - 2,1%, 2018 г. - 2,5%, в 2017 г. - 3,5%).
Не выявлены несоответствующие пробы в категориях: рыба нерыбные объекты промысла и продукты, вырабатываемые из них; безалкогольные напитки; соки, нектары, сокосодержащие продукты; вода, расфасованная в емкости, масложировые продукты, и др.
В истекшем году на наличие патогенных микроорганизмов лабораторно исследовано 4813 проб, патогенная микрофлора во всех исследованных пробах отсутствует. Удельный вес проб, неудовлетворительных по данному показателю в предыдущие годы составил: в 2019 г. - 0,1%, в 2018 - 0,3%, в 2017 - 0,01%.
Пищевые отравления. В 2020 году (по данным лечебно-профилактических учреждений) на территории республики был зарегистрирован 1 случай пищевого отравления не бактериального происхождения (отравление грибами) с 1 пострадавшим, зарегистрированный в г. Саранске. Причиной пищевого отравления грибами явилось: нарушение технологии обработки условно съедобных грибов.
В 2019 году (по данным лечебно-профилактических учреждений) на территории республики было зарегистрировано 11 инцидентов пищевых отравлений с 11 пострадавшими.
Меры обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности питания населения. В 2020 г. на контроле Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия находится 3470 "пищевых" объекта. В 2020 году проверена деятельность 411 "пищевых" объектов, что составило 11,8% (в 2019 г. - 13,3%, в 2017 г. - 8,7%) от общего количества находящихся на контроле, при этом проведено 432 обследования, что на 1,5% меньше, чем в 2019 году.
Структура обследованных объектов представлена:
- 30 (7,2%) - предприятия пищевой промышленности;
- 25 (6,1%) - организации общественного питания;
- 356 (86,6%) - организации розничной торговли.
Удельный вес обследований пищевых объектов с применением лабораторных методов контроля - 19,6%, что на 44,4% ниже уровня 2019 года (2019 г. - 64%, 2018 г. - 74,4%, 2017 г. - 62,8%, 2016 г. - 51,2%), что обусловлено проведением дистанционных проверок в 2020 году.
По результатам проверок "пищевых" объектов установлено 559 нарушений санитарно-эпидемиологических требований (2019 г. - 1275, 2018 г. - 943, 2017 - 684), в среднем 2,1 на одно обследование объекта, функционирующего с нарушением:
С 5 в 2019 году до 6,2 нарушений в среднем увеличилось количество выявленных нарушений установленных в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий на предприятиях по производству пищевых продуктов.
В целях пресечения нарушений обязательных требований, выявленных в ходе проверок и устранения их последствий было составлено 323 административных протокола, вынесено 240 Постановлений о наложении административного наказания в виде штрафа на сумму 1974 тыс. рублей(в т.ч. на юридических лиц - 25). Число дел, направленных в суды - 114, из них по 77 делам судами принято решение о назначении административного наказания, в т.ч. по 16 - об административном приостановлении деятельности. Подано в суды 3 иска о нарушениях санитарного законодательства, все иски удовлетворены. Число временно отстраненных от работы лиц по предписанию должностных лиц - 4.
По результатам надзорных мероприятий изъято из оборота пищевых продуктов и продовольственного сырья всего - 196 (в 2019 - 638) партий общим весом 441,6 кг.(в 2019 - 5216,7 кг.).
Условия труда. На контроле Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия числится 1880 объектов промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи. Число транспортных средств имеющих санитарно-эпидемиологическое значение - 1809.
За 2020 год на 58 объектах проведено 61 обследование, из них в плановом порядке - 50 (82%). Удельный вес обследований проведенных с применением лабораторных методов исследования в 2020 г. составил - 60,6%(37), в 2019 г. - 76,4%,в связи с проведением контрольно-надзорных мероприятий дистанционно. Результаты лабораторных и инструментальных исследований, проведенных в 2020 году показали, что вырос удельный вес неудовлетворительных проб воздуха на содержание пыли и аэрозолей до 4,3% (в 2019 г. - 1,3%). Удельный вес не отвечающих нормативным требованиям проб на пары и газы в 2020 г. также как и в 2019 году составил на 0,8%.
Вырос удельный вес рабочих мест, на которых в 2020 г. параметры физических факторов не отвечали требованиям санитарных норм по шуму до 31,9% (в 2019 г. - 23,2%), по освещенности до 14,7% (в 2019 г. - 8,0%). Удельный вес рабочих мест не отвечающих требованиям санитарных норм по параметрам микроклимата составил 1,6% (в 2019 г. - 3,2%).
Основными причинами несоответствия физических факторов гигиеническим нормативам на рабочих местах остаются: несовершенство технологических процессов, конструктивные недостатки технологического оборудования и инструментов, их физический износ, несоблюдение сроков проведения планово-предупредительных ремонтов, неудовлетворительная организация производственного контроля, а также недостаточная ответственность работодателей и руководителей производств за состояние условий и охраны труда.
Увеличилось число обследований объектов, на которых выявлены нарушения санитарного законодательства - до 78,6% (в 2019 г. - 75,0%). За допущенные нарушения санитарно-гигиенических требований составлено 50 протоколов об административном правонарушении, в том числе на юридических лиц - 28. Общая сумма наложенных за 2020 году штрафов составила 449 тыс. руб. в 2019 г.
Гигиена воспитания, обучения и здоровья детского населения. В 2020 г. на контроле Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия находилось 1121 детских и подростковых учреждений, в том числе:
- 244 детских дошкольных образовательных учреждения;
- 303 общеобразовательных организации;
- 11 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждений социальной реабилитации (в т.ч.: образовательные организации - 3, медицинские - 1, организации, оказывающие социальные услуги - 7);
- 34 учреждений среднего профессионального образования;
- 127 организаций дополнительного образования детей.
За последние годы сеть общеобразовательных школ значительно оптимизирована, однако при этом 101 (33,3%) школа остаётся малокомплектной. Количество организаций для детей и подростков нуждающихся в капитальном ремонте в 2020 году составило 48(4,3%) объектов, (в 2019 году - 3,8%, 2017 - 6,6%).
В 2020 году проверками был охвачен 291 объект надзора по разделу гигиены детей и подростков, при этом проведено 302 обследования. Охват объектов надзорными мероприятиями от количества объектов находящихся на контроле в 2020 г. составил - 25,9%, (в 2019 году - 65%,в 2018 г. - 68,9%).
Удельный вес обследований объектов по разделу гигиены детей и подростков в 2020 году с применением лабораторных методов контроля снизился до 76,8%, (в 2019 г. - 92,4% в 2018 г. - 89,8%).
По результатам инструментальных исследований физических факторов на объектах надзора по разделу ГДиП, удельный вес объектов не отвечающих нормативным требованиям по освещенности составил 3,03%(34 объекта), (в 2019 г. - 1,4%, в 2018 г. - 9,1%, в 2017 - 6,0%). Данные нарушения требований установлены в 33 общеобразовательных организациях и 1 школе-интернате (организации для детей-сирот).
Удельный вес обследований с нарушениями в целом составил 67,8%, (в 2019 г. - 87,4%, в 2018 г. - 76,7%, 2017 - 75,7%). Среднее количество нарушений на 1 обследование с нарушениями составило - 4,4 (в 2019 г. - 3,07, в 2018 году - 3,4, 2017 - 3,0).
За выявленные нарушения требований санитарного законодательства РФ составлено 213 протоколов об административном правонарушении (в 2018 г. - 907, в 2017 - 828, 2016 - 799). Вынесено 230 постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафа, (из них - 20 на юридическое лицо), на общую сумму 905,9 тыс. рублей. Число дел, направленных в суды - 16, из них по 9 делам судами принято решение о назначении административного наказания, в том числе по 3 - об административном приостановлении деятельности.
Во всех 303 общеобразовательных организациях республики организовано горячее питание. Бесплатным горячим питанием охвачены все 100% обучающихся 1 - 4 классов (30 411 чел.), охват горячим питанием обучающихся 1 - 11 классов в целом составил 96,2% (70170 чел. из 72 926 обучающихся).
Основными проблемами регионального и муниципального уровня в организации питания школьников являются:
- отсутствие производственно-логистических центров по производству полуфабрикатов, хранению и доставки продукции, максимально приближенных к "потребителям" данной продукции;
- повышение в питании детей доли пищевых продуктов, обогащенных микронутриентами;
- тендерная система определения поставщика не всегда обеспечивает поступление качественных продуктов питания на пищеблоки детских и подростковых учреждений;
- недостаточный медицинский контроль за организацией питания в сельских школах, ввиду отсутствия медицинских работников.
Летние оздоровительные учреждения республики, планируемые к открытию, не функционировали в связи с введением с 17 марта 2020 г. на территории Республики Мордовия ограничительных (карантинных) мероприятий в соответствии с Указом Главы Республики Мордовия "О введении на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции COVID-19" N 78-УГ от 17.03.2020 г.
Ряд проблемных вопросов по организации безопасного и комфортного отдыха и оздоровления детей продолжает место быть:
- обеспеченность сбалансированным питанием в лагерях труда и отдыха на базе общеобразовательных организаций республики, где средняя стоимость питания ниже почти в 2 раза при равных условиях содержания в лагерях с дневным пребыванием детей, что не позволяет обеспечить горячее питание в соответствии с нормами;
- в целях сохранения и развития инфраструктуры системы детского отдыха и оздоровления, требуется укрепление материально-технической базы оздоровительных учреждений. Необходимо продолжить исполнение мероприятий, заложенных в подпрограмму "Организация отдыха и оздоровления детей", программы Республики Мордовия "Социальная поддержка граждан" на 2014 - 2020 годы", предусматривающих в период с 2017 по 2020 годы мероприятия по укреплению инфраструктуры и материально-технической базы загородных оздоровительных лагерей и спортивных учреждений путем проведения капитальных ремонтов и реконструкции существующей материально-технической базы, а также текущего ремонта детских загородных стационарных оздоровительных лагерей;
- Необходим ремонт корпусов, пищеблока с заменой технологического оборудования в ГБУЗ РМ "Ковылкинский детский санаторий "Сосновый бор", используемого для летнего отдыха и оздоровления детей.
Радиационная обстановка. Радиационная обстановка на территории Республики Мордовия в последние 3 года существенно не изменилась и в целом оставалась удовлетворительной. Ни в одном из районов республики радиационный фактор не является ведущим фактором вредного воздействия на здоровье населения.
Средняя годовая эффективная доза природного облучения человека за счёт внешнего гамма-излучения составила по годам: 2017 г. - 0,602 м3в/год, 2018 г. - 0,573 м3в/год, 2019 г. - 0,651 м3в/год Средняя годовая эффективная доза природного облучения человека за счёт радона составила: 2017 год - 2,470 м3в/год, 2018 год - 2,344 м3в/год, 2019 год - 2,194 м3в/год.
Среднее значение годовой эффективной дозы за счёт всех источников ионизирующего излучения в расчёте на одного жителя составила: 2017 год - 4,318 м3в/год, 2018 год - 4,211 м3в/год, 2019 год - 4,135 м3в/год.
При контроле за радиационной обстановкой велись дозиметрические измерения и наблюдения за динамикой гамма-фона на всей территории республики, в том числе и в населённых пунктах загрязнённой зоны. Показатели уровня гамма-фона стабильны и находятся в пределах естественных колебаний. В среднем уровень гамма-фона составляет от 0,10 мк3в/ч. Для сравнения гамма-фон на "чистой" территории находится в диапазоне значений 0,08 мк3в/ч.
Пробы пищевых продуктов, не отвечающих гигиеническим нормативам по содержанию радиоактивных веществ не зарегистрированы.
Проб воды источников централизованного и нецентрализованного водоснабжения, превышающих уровни вмешательства для радионуклидов не зарегистрированы.
Контроль за радиоактивным загрязнением почвы осуществляется в рамках мониторинга. По результатам замеров, проведенных в рамках мониторинга за 2017 - 2020 гг. превышения ПДУ не установлено.
Исследования равновесной объёмной активности радона в воздухе строящихся жилых и общественных зданиях не выявили концентрации радона в помещениях выше нормативных величин - 100 Бк/м3.
Медицинское облучение. В 2019 году проведено 1416926 медицинских рентгенологических, флюорографических и иных процедур, что на 19586 больше, чем в 2018 году (2018 год - 1397340 процедур). Наибольший вклад в коллективную дозу облучения внесли флюорографические исследования - 78,3% (2018 год - 34,9%), компьютерная томография - 77,5% (2018 год - 63,5%), рентгенографические исследования - 52,9% (2018 год - 58,2%). Вклад компьютерной томографии составил 8,6% (2018 год - 5,9%), рентгеноскопических исследований - 0,3% (2018 год - 0,5%), радионуклидная диагностика - 0,07% (2018 год - 0,07%). По сравнению с 2018 годом возросло количество компьютерных томографий, как одного из наиболее информативных методов диагностики (с 81832 в 2018 году до 123013 в 2019 году).
Техногенные источники. С 2018 по 2020 год в Республике Мордовия насчитывается 72 организации (2017 год - 79), работающих с источниками ионизирующего излучения, поднадзорных управлению Роспотребнадзора. Организации 1 и 2 категорий потенциальной радиационной опасности отсутствуют. Из 72 организаций, работающих с источниками ионизирующего излучения - 54 составляют медицинские учреждения, 17 объектов промышленности и 1 объектов - прочие.
Задачи, решение которых требует совместной координированной работы с органами исполнительной власти Республики Мордовия и муниципальных образований.
1. В целях обеспечения стабильной эпидемиологической ситуации и предупреждения распространения инфекционных болезней предлагается:
- Усиление контроля за комплексом организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в соответствии с требованиями нормативных документов;
- Обеспечение проведения иммунизации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
- Усиление контроля за организацией, проведением и обеспечением безопасных условий иммунопрофилактики населения в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, за достижением и поддержанием требуемых уровней охвата профилактическими прививками детей и взрослых в декретированных возрастах.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, снижения неблагоприятного влияния факторов среды обитания на здоровье населения органами исполнительной власти Республики Мордовия и органам местного самоуправления необходимо осуществить комплекс мер:
2. С целью снижения уровней шума и выбросов вредных веществ от автотранспорта продолжить работы по строительству объездных дорог для большегрузного транспорта, автомобильных развязок;
3. В области обеспечения населения питьевой водой реализовать положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в части исполнения функций, возложенных на органы местного самоуправления муниципальных районов, а также мероприятия регионального проекта "Чистая вода"на 2019 - 2024 гг.;
4. В области охраны почвы обеспечить реализацию утвержденной Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия территориальной схемы обращения с отходами в республике, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Внедрить системы очистки и удаления твердых бытовых отходов в населенных пунктах республики Мордовия в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
5. Обеспечить разработку региональных инвестиционных программ по улучшению водоснабжения в районах республики, обеспечить реализацию планов мероприятий по доведению качества подаваемой населению питьевой воды до требований санитарного законодательства.
6. Принять меры по разработке и утверждению проектов зоны санитарной охраны источников водоснабжения.
7. Принять меры по постановке на баланс используемых, юридически бесхозных, объектов водоснабжения (источники, водопроводные сети). Обеспечить их эксплуатацию в соответствии с требованиями законодательства РФ, санитарно-эпидемиологических норм и правил.
8. В целях улучшения организации школьного питания в Республике Мордовия, необходимо обеспечить:
- Дальнейшее совершенствование материально-технической базы школьного питания, создание производственно-логистических центров по производству полуфабрикатов, хранению и доставки продукции, максимально приближенных к "потребителям" данной продукции;
- Поставка качественных пищевых продуктов на пищеблоки общеобразовательных организаций;
- Организация диетического питания в школьных столовых для детей с ослабленным здоровьем; повышение доли пищевых продуктов, обогащенных микронутриентами;
- Увеличение охвата до 100% обучающихся качественным двухразовым горячим питанием в соответствии с требованиями санитарных правил и нормативов;
- Увеличение финансирования питания учащихся в необходимом объеме с учетом выполнения рекомендуемых норм питания и изменения закупочных цен на продукты, в том числе в период организации летнего отдыха на базе общеобразовательных организаций республики;
- Обеспечение бесплатным горячим питанием(завтраки или обеды) школьников 1 - 4 классов;
- обеспечение мероприятий по укреплению инфраструктуры и материально-технической базы загородных оздоровительных лагерей и детских санаториев, путем проведения капитальных ремонтов и реконструкции существующей материально-технической базы, а также текущего ремонта, обеспечения необходимым технологическим оборудованием, мебелью и инвентарем.
9. Организация санитарно - защитных зон промпредприятий.
Приоритетные задачи в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения республики Мордовия. Деятельность Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" в 2021 году будет направлена на реализацию положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" в 2021 году, как и прежде, ставят целью выполнение задач, связанных с полномочиями по осуществлению контроля и надзора за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и обеспечению такого надзора.
Приоритетом будет являться участие в реализации федеральных проектов и государственных программ Российской Федерации, реализация документов стратегического планирования, формирование современной, эффективной системы регулирования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, основанной на выявлении наиболее значимых общественных рисков и их снижении до приемлемого уровня.
Обеспечение информационной открытости деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" и доведение информации о результатах их деятельности до заинтересованных сторон гарантирует рост узнаваемости Роспотребнадзора и осведомленности о его деятельности среди целевых аудиторий.
Ключевые цели:
Деятельность Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" на период до 2022 года, в первую очередь, будет направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", а также целей, основных задач и приоритетов, утвержденных Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиту прав потребителей как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и качество жизни граждан посредством:
профилактики, выявления и предупреждения распространения инфекционных заболеваний, в том числе управляемых средствами вакцинопрофилактики;
недопущения завоза и распространения на территории республики опасных инфекционных болезней;
обеспечения радиационной, химической, биологической и иных видов безопасности жизнедеятельности населения;
обеспечения безопасности продукции и среды обитания человека, включая снижение влияния негативных факторов на состояние атмосферного воздуха, почвы и питьевой воды;
обеспечения соблюдения прав граждан на доступ к безопасным товарам и услугам;
защиты интересов потребителей всех слоев населения при обеспечении им равного доступа к товарам и услугам при акцентировании внимания на социально уязвимые группы населения;
повышения уровня и качества жизни населения Республики Мордовия;
формирования здорового образа жизни граждан, включая популяризацию культуры здорового питания, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака.
Основные направления деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" на период 2020 - 2022 годы включают:
Реализацию федеральных проектов и документов стратегического планирования;
Совершенствование правового регулирования госконтроля (надзора) с учетом риск-ориентированного подхода (регуляторная гильотина);
Совершенствование надзора (контроля) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;
Оптимизацию и развитие системы лабораторного обеспечения деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия;
Развитие кадрового потенциала, минимизация коррупционных рисков и предпосылок возникновения конфликта интересов;
Модернизацию бюджетного процесса в условиях внедрения проектных методов управления;
Совершенствование системы управления государственным имуществом;
Развитие деятельности по информатизации и обеспечению безопасности информации, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия";
Внедрение автоматизации сервисных документационных, организационных и обеспечивающих процессов в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия от 1 января 2021 г. "О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Мордовия в 2020 год"
Текст доклада опубликован не был