Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VI. Производство товаров и услуг
1. Промышленное производство.
В целях реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре национального проекта "Международная кооперация и экспорт" утвержден региональный портфель проектов "Международная кооперация и экспорт" ("Экспорт")", направленный на формирование региональной системы поддержки экспорта за счет реализации межотраслевых инструментов финансовой и нефинансовой поддержки, улучшения регуляторного климата и обеспечения (развития) эффективной деятельности региональной инфраструктуры в целях увеличения объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров.
Промышленные предприятия города осуществляют экономическую деятельность следующих видов: производство нефтепродуктов, обеспечение электрической энергией, газом и паром, водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, производство пищевых продуктов, неметаллических минеральных продуктов, текстильных, стальных изделий, полиграфической продукции, предоставление услуг в сфере добычи полезных ископаемых, ремонта и обслуживания энергопроизводств, лифтового хозяйства, обработка древесины.
Объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг в сопоставимых ценах по крупным и средним предприятиям по оценке 2021 года увеличится на 13,8% по сравнению с предыдущим годом и составит 665,4 млрд. рублей, что в основном обусловлено восстановлением спроса на нефтепродукты в условиях роста цен на нефть на мировых рынках.
Ведущее положение в структуре промышленного производства сохраняют обрабатывающие производства - 86,1%. Удельный вес других видов экономической деятельности распределяется следующим образом:
- "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - 12,2%;
- "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - 0,5%;
- "Добыча полезных ископаемых" - 1,2%.
В структуре промышленного производства в прогнозируемом периоде не ожидается существенных колебаний. При этом к концу среднесрочного периода по консервативному и базовому вариантам прогноза произойдет незначительный сокращение доли обрабатывающих производств (до 82,9% и 83,4% соответственно) преимущественно за счет роста удельного веса вида экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" (до 15,2 и 14,7% соответственно).
Постепенная отмена карантинных мер для предприятий и населения способствует восстановлению экономической активности в 2021 году. Отмечается волатильность обменного курса рубля, обусловленная эффектами пандемии, а также смягчением денежно-кредитной политики, риском ужесточения санкций и другими геополитическими факторами. Темпы роста объемов промышленного производства увеличатся преимущественно за счет восстановления спроса на мировом рынке и ограничения объемов добычи нефти в рамках сделки между членами ОПЕК+.
Вместе с тем, пандемия нанесла серьезный ущерб промышленности, поставив под угрозу реализацию ряда проектов. На всех уровнях власти принимаются меры в целях оказания поддержки промышленным производствам и реализации инвестиционных проектов в период действия режима повышенной готовности.
Правительством Российской Федерации разработан план преодоления экономических последствий пандемии, а также утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2021 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на восстановление предпринимательской деятельности.
Ключевым риском прогнозируемого периода является возможность ухудшения ситуации в экономике, в том числе в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки. Возможное продление карантинных ограничений окажет сдерживающее влияние на восстановление экономики города. Сохранится поддержка со стороны как бюджетной, так и денежно-кредитной политики. Меры по борьбе с пандемией будут иметь целенаправленный характер.
В среднесрочной перспективе адаптация бизнеса и населения к карантинным ограничениям, а также набирающая обороты вакцинация будут способствовать постепенному восстановлению экономической активности. Вместе с тем восстановление будет носить неоднородный характер.
В базовый вариант сценарных условий заложена предпосылка о снижении цены на нефть в 2022 году до уровня 56,2 долларов США за баррель и ее дальнейшего падения до 54,2 долларов США в 2024 году.
Ожидается, что благодаря постепенному восстановлению деловой активности на мировом рынке нефти и смягчению условий сделки ОПЕК+ объемы производства нефтепродуктов в 2023 году будут расти, однако к 2024 году потенциал роста объемов производства будет замедлятся.
Развитие экономики города будет происходить на фоне низкого уровня процессов технологического обновления в отдельных ее сферах и отсутствия конкурентоспособности местной продукции по сравнению с товаропроизводителями из других регионов. Реализация комплекса системных мер, направленных на повышение конкурентоспособности местных товаропроизводителей и, как следствие, рост импортозамещения в отдельных отраслях будут способствовать постепенному восстановлению отдельных отраслей промышленности.
В перспективе созданию благоприятных условий для формирования высокотехнологичных, конкурентоспособных промышленных производств продолжит способствовать реализация мероприятий подпрограммы "Развитие обрабатывающей промышленности" государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие промышленности и туризма", в первую очередь, за счет предоставления установленных программой форм поддержки и льгот, а также возможности применения промышленными предприятиями инвестиционного налогового вычета.
В целом, прогноз промышленного производства в сопоставимых ценах основан на неоднородном характере восстановления. В 2024 году объем производства промышленной продукции по крупным и средним организациям по консервативному и базовому вариантам прогноза составит 632,7 и 667 млрд. рублей соответственно, в сопоставимых ценах к уровню 2021 года - 89,8 и 93,2%. Цены на промышленную продукцию по консервативному и базовому вариантам прогноза за среднесрочный период возрастут на 5,9 и 7,6% соответственно.
Добыча полезных ископаемых.
По виду экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых" объем отгруженных товаров собственного производства в сопоставимых ценах по крупным и средним организациям по оценке 2021 года к уровню 2020 года сократится на 14% и составит 8,3 млрд. рублей. Предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых составляет основную долю (96,5%) данного вида экономической деятельности. Снижение объемов оказываемых услуг обусловлено падением объемов услуг, предоставляемых предприятиям нефтегазодобывающего комплекса, являющихся основными потребителями сервисных услуг.
В среднесрочном периоде также прогнозируется отрицательная динамика развития отрасли за счет снижения нефтяных котировок и, как следствие, сокращение спроса у основных потребителей сервисных услуг.
В 2024 году объем добычи полезных ископаемых по крупным и средним организациям по консервативному и базовому вариантам прогноза составит 8,6 и 8,9 млрд. рублей соответственно, в сопоставимых ценах к уровню 2021 года - 97,6 и 99%. Цены на оказание нефтесервисных услуг по консервативному и базовому вариантам прогноза за среднесрочный период увеличатся на 6,3 и 8,4% соответственно.
Обрабатывающие производства.
Объем отгруженной продукции по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" в сопоставимых ценах по крупным и средним организациям по оценке в 2021 году к уровню предыдущего года увеличится на 16,2% и составит 572,7 млрд. рублей.
Ведущими предприятиями отрасли являются публичное акционерное общество "Сургутнефтегаз", акционерное общество "Завод промышленных строительных деталей", Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие "Сургутский хлебозавод", общество с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Сургутский", организации по ремонту и обслуживанию энергопроизводств, лифтового хозяйства, производства стальных и металлических изделий, обработки древесины.
С 01.01.2021 изменилась структура обрабатывающих производств в связи с прекращением статистического учета по муниципальному образованию производства резиновых изделий, а также дополнением отчетности видом экономической деятельности "Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения".
В структуре отгруженного продукта обрабатывающих производств:
- 98,41% составляет производство нефтепродуктов;
- 0,58% - услуги по техобслуживанию и ремонту оборудования;
- 0,26% - продукция стройиндустрии;
- 0,25% - производство готовых металлических изделий;
- 0,23% - продукция пищевой отрасли;
- 0,26% - производство стальных изделий, текстильной продукции, обработка древесины;
- 0,01% - полиграфическая продукция.
В 2021 году в совокупном выпуске обрабатывающих отраслей доля отраслей потребительского спроса *(1) составит 98,6%, доля отраслей инвестиционного спроса *(2) - 1,3%, промежуточного спроса *(3) - 0,1%.
Продление карантинных ограничений продолжает оказывать отрицательное влияние на динамику развития ряда обрабатывающих производств, темп роста в сопоставимых ценах по крупным и средним организациям к уровню 2020 года продуктов питания - 91,8%, полиграфической продукции - 90%, продукции стройиндустрии - 95%, стальных изделий - 98,6%.
Металлургическая отрасль беспрецедентно отреагировала на пандемию COVID-19 введением карантинов. Были приостановлены производства, прекращен сбор лома, в связи с этим случился острейший дефицит металла, приведший к значительному отложенному спросу. Восстановление экономики после пандемического кризиса привело к расширению спроса на металлопрокат, что создало для производителей возможность высокоприбыльной реализации своей продукции. Этот процесс отразился и на внутренних ценах, рост которых в 2021 году оценивается на уровне 125,7%.
Кроме того, на снижение объемов отгрузки пищевой продукции в 2021 году продолжают оказывать влияние развитие федеральных торговых сетей и сохранение конкуренции. Несмотря на негативные факторы, по ряду предприятий пищевой отрасли наблюдается повышенный спрос. Так, по итогам 2021 года объемы производства мясных полуфабрикатов возрастут на 2,8%, хлебобулочных изделий - снизится на 6%, кондитерских изделий - сократится на 5,9%.
Дробление бизнеса и отнесение его к субъектам малого предпринимательства также негативно сказывается на объемах отгрузки обрабатывающих производств.
На рынке нефти в условиях продолжающегося восстановления спроса и ограниченного предложения наблюдается положительная динамика по производству нефтепродуктов - 16,5%, поскольку в декабре 2020 года группа стран - производителей нефти ОПЕК+ приняла решение о плавном наращивании темпов добычи нефти в 2021 году. Оценка цены на нефть на 2021 год существенно повышена до 60,3 долларов США за баррель по сравнению с предыдущим прогнозом (45,3 долларов США).
Рост объемов по итогам 2021 года отгрузки отдельных обрабатывающих производств характеризуется повышением покупательского спроса, обусловленного постепенным снятием ограничительных мер на действующих производствах: строительных металлических конструкций - на 13,5%, услуг по ремонту машин и оборудования - 0,8%. Мероприятия, направленные на преодоление пандемии, способствуют наращиванию объемов производства на предприятиях текстильной отрасли - на 2,3%.
В среднесрочной перспективе пандемия и обусловленный ею экономический спад окажут негативное воздействие на экономическую активность обрабатывающих производств города. В результате по-прежнему ожидается замедление темпов экономического роста, однако, по мере снятия карантинных ограничений прогнозируется оживление экономической активности отдельных предприятий обрабатывающей промышленности.
В сценарные условия развития обрабатывающих производств заложена предпосылка об окончании сделки ОПЕК+ в мае 2022 года в соответствии с согласованными параметрами. По мере запланированного наращивания добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+, а также ожидаемой коррекции на финансовых и сырьевых рынках среднегодовая цена на нефть будет постепенно снижаться в среднесрочной перспективе.
В нефтепереработке усилия будут направлены на улучшение структуры выпуска продукции и качественных характеристик топлива, будет продолжена реализация мероприятий по повышению экономической эффективности, в том числе по оптимизации товарной корзины и повышению энергоэффективности за счет технического перевооружения и замены оборудования.
В среднесрочной перспективе предполагается сохранение роста объемов обработки древесины.
Динамика развития стройиндустрии будет определяться восстановлением спроса на строительные материалы со стороны строительного комплекса, прежде всего со стороны строек с гарантированным государственным и муниципальным участием. Предприятия, выпускающие конструкции и детали железобетонные, продолжат ориентироваться на производство высококачественных материалов и сохранение объемов продукции, востребованной на внутреннем и внешнем рынках, с целью реализации программ жилищного строительства и проектов комплексного освоения территорий. Дальнейшие перспективы развития отрасли будут связаны с расширением производства современных строительных конструкций и материалов. Выпуск конструкций и деталей железобетонных в 2024 году по консервативному и базовому вариантам прогноза достигнет 109,5 и 113,7 тыс. куб. метров соответственно.
В перспективе в пищевой отрасли предполагается рост, которому будут способствовать повышение потребительского спроса, в том числе за счет прироста численности населения, выпуск нового ассортимента и освоение новых технологий производства продукции, замена физически и морально изношенного производственного и торгового оборудования.
Производство хлеба и хлебобулочных изделий в 2024 году по консервативному и базовому вариантам прогноза достигнет 9 876 и 10 185 тонн соответственно, кондитерских изделий - 209 и 213 тонн, мясных полуфабрикатов - 1 042 и 1 063 тонн.
Развития текстильной промышленности будут определять мероприятия, направленные на преодоление коронавирусной инфекции и способствующие постепенному наращиванию объемов производства предприятиях данной отрасли.
Повышение популярности электронных версий газетных изданий ведет к падению спроса на печатную полиграфическую продукцию, в связи с чем в прогнозируемом периоде ожидается отрицательная динамика на оказание полиграфических услуг.
Прогнозируется рост объемов производства строительных металлических конструкций, характеризующийся постепенным наращиванием загруженности производственных мощностей завода по обработке буровых труб полимерным антикоррозийным покрытием. Развитие металлообрабатывающих производств будет определять увеличение внутреннего потребления, обусловленное спросом со стороны предприятий строительного и топливно-энергетического комплексов в рамках выполнения комплекса работ, предусмотренных производственными программами.
Темпы роста металлургического производства будет определять внутреннее потребление, обусловленное восстановлением доходов населения, а также повышением спроса на стальные изделия со стороны организаций города.
В прогнозируемом периоде рост объемов по оказанию услуг по ремонту различного оборудования обусловлен оживлением спроса на услуги и работы производственного характера. В качестве положительного фактора можно отметить продолжение реализации политики импортозамещения, учитывая сбои поставок зарубежной продукции в условиях пандемии.
В обрабатывающих отраслях продолжится реализация инвестиционного проекта по созданию новых конкурентоспособных производств по выпуску бурового и электрощитового оборудования, сэндвич-панелей и блочных изделий, шлангов и их соединений, кабельной продукции, а также кабеленесущих, вентиляционных и отопительных систем на территории индустриального парка "Югра", что создаст предпосылки для диверсификации экономики города.
В 2024 году объем выпуска обрабатывающих производств по крупным и средним организациям по консервативному и базовому вариантам прогноза составит 524,0 и 555,9 млрд. рублей соответственно, в сопоставимых ценах к уровню 2020 года - 87,3 и 90,9%. Цены на продукцию обрабатывающих производств по консервативному и базовому вариантам прогноза за среднесрочный период возрастут на 4,8 и 6,7% соответственно.
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха.
Объем отгруженной продукции по виду экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" в сопоставимых ценах по крупным и средним предприятиям по оценке в 2021 году к уровню предыдущего года увеличится на 5,2% и составит 80,8 млрд. рублей.
Ведущими предприятиями отрасли являются акционерное общество "Россети Тюмень", филиал публичного акционерного общества "ОГК-2" - "Сургутская ГРЭС-1" (далее - Сургутская ГРЭС-1), филиал публичного акционерного общества "Юнипро" "Сургутская ГРЭС-2" (далее - Сургутская ГРЭС-2), Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие "Городские тепловые сети".
В 2021 году в энергетической сфере сохраняется тенденция к увеличению объемов производства, обусловленная диспетчерским графиком, рассчитанным по заявленной потребности и с учетом продолжительности ремонтов основного производственного оборудования на Сургутских ГРЭС.
Отпуск теплоэнергии напрямую зависит от температуры наружного воздуха. За счет более высокой температуры отпуск тепла в зимний период 2020/2021 года был ниже потребности в теплоэнергии за аналогичный период 2019/2020 годов.
С 17.05.2021 Сургутская ГРЭС-2 начала подготовку к отопительному сезону 2021/2022 годы. Ремонтные и профилактические работы планируется провести в два этапа. Выполнение запланированного объема ремонтов позволит обеспечить безаварийную работу оборудования в период отопительного сезона 2021/2022 годы.
В 2021 году акционерное общество "Россети Тюмень" реализует следующие инвестиционные проекты:
- новое строительство кабельной линии от ПС 110/6/6 кВ Шукшинская до КТП-6/0,4 кВ протяженностью 0,543 километров с увеличением трансформаторной мощности на 0,25 МВА;
- новое строительство кабельной линии от ПС Энергетик до ТП-10 кВ Ледового Дворца протяженностью 1 километр;
- реконструкция "ВЛ 110 кВ Сургут-Строительная с отпайками на ПС Трансгаз, ПС Строительная, ПС Шукшинская, ПС Черный Мыс, ПС Олимпийская, ПС Энергетик, СП Импульс, ПС Геолог" протяженностью 2х1 километров.
Главными системными проблемами, сдерживающими развитие электроэнергетики, сохраняются высокий износ основных фондов, недостаточно высокая экономическая эффективность отрасли, а также отсутствие конкурентного рынка тепла.
В перспективе развитие энергетической отрасли будет направлено на обеспечение требуемого объема доступных рабочих мощностей с применением передовых высокоэффективных технологий производства и управления, поддержание высокого уровня конкурентоспособности.
В среднесрочном периоде основными направлениями развития энергетической отрасли определены:
- ввод новых мощностей;
- техническое перевооружение, реконструкция и модернизация действующего оборудования с заменой устаревших, выработавших ресурс элементов и узлов с целью повышения его эффективности;
- стабилизация динамики цен и тарифов на энергетических предприятиях города.
В среднесрочной перспективе продолжится работа по повышению доступности технологического присоединения к электрическим сетям и реализации мероприятий инвестиционных программ предприятий энергетической отрасли.
На Сургутской ГРЭС-2 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2019 N 43 "О проведении отборов проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций" проводится масштабная модернизация, рассчитанная на 5 лет.
В целом проект модернизации предусматривает полную замену ресурсоопределяющих узлов паровых турбин, замену турбогенераторов со вспомогательными генераторами, системами возбуждения, токопроводов, общеблочных систем релейной защиты, автоматики на 4 энергоблоках. В итоге на электростанции повысится надежность, увеличится мощность каждого энергоблока на 20 мегаватт.
Наиболее значимыми инвестиционными направлениями, реализуемыми ГРЭС-1, на 2022 - 2024 годы являются техническое перевооружение, реконструкция и модернизация действующего оборудования с заменой устаревших и выработавших свой ресурс элементов и узлов.
Акционерным обществом "Россети Тюмень" на территории города будут реализованы следующие мероприятия:
- новое строительство кабельной линии протяженностью 25,6 километра с увеличением трансформаторной мощности на 4,5 МВА;
- реконструкция распределительного пункта ТП-10/0,4 "Тюменьэнерго";
- в целях исполнения антитеррористического законодательства планируется провести реконструкцию периметрального ограждения и установить технические средства охраны на 5 объектах предприятия;
- в рамках обеспечения надежного электроснабжения центральной части города запланирована модернизация трансформаторов, автоматизированных систем управления технологическим процессом, автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета электроэнергии на ПС 110 кВ Северная.
Кроме того, акционерным обществом реализуется программа "Цифровая трансформация АО "Россети Тюмень", основные мероприятия которой направлены на совершенствование системы обслуживания потребителей, создание системы обнаружения и предотвращения вторжений, создание конфигурации автоматизированной системы по управлению энергосбережением и повышению энергоэффективности.
В 2024 году объем продукции, произведенной крупными и средними предприятиями энергетической отрасли, по консервативному и базовому вариантам прогноза составит 96 и 98,1 млрд. рублей соответственно, в сопоставимых ценах к уровню 2021 года - 105,5 и 107,8%, производство электроэнергии достигнет 48,1 и 49,2 млрд. кВт-час, теплоэнергии - 3,4 и 3,5 млн. Гкал. Для потребителей тарифы на энергоносители по консервативному и базовому вариантам прогноза за 2022 - 2024 годы возрастут на 12,5%.
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений.
По виду экономической деятельности "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" объем отгруженной продукции в сопоставимых ценах по крупным и средним предприятиям по оценке в 2021 году к уровню 2020 года увеличится на 1,1% и составит 3,5 млрд. рублей.
Рост объемов обусловлен увеличением потребления данных услуг населением на фоне пандемии в целях профилактики распространения инфекции.
Около 60% объемов оказанных услуг водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений приходится на Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал" (далее - СГМУП "Горводоканал").
В связи с кризисными явлениями в экономике на фоне пандемии и введением частичных ограничений в работу предприятий сферы услуг, торговли, общественного питания, бюджетных организаций в 2021 году Сургутским городским муниципальным унитарным предприятием "Горводоканал" прогнозируется незначительное снижение объемов оказания услуг по водоснабжению и водоотведению по сравнению с предыдущим годом на 0,5%.
В среднесрочной перспективе продолжится реализация основных направлений развития данной сферы деятельности, направленных на обеспечение бесперебойной подачи воды потребителям, повышение надежности и обеспечение бесперебойной работы объектов водоотведения, улучшение качества обслуживания, обеспечение возможности подключения строящихся объектов к системам водоснабжения и водоотведения при гарантированном объеме заявленной мощности, экономия ресурсов, уменьшение техногенного воздействия на окружающую среду.
СГМУП "Горводоканал" в рамках инвестиционной программы предприятия в среднесрочном периоде планируется:
- подключение новых объектов к централизованным системам водоснабжения и водоотведения;
- реконструкция и строительство сетей водоснабжения и водоотведения в среднем за год от 5,1 до 7,1 километров;
- проведение работ на 2 - 3 объектах очистных сооружений ежегодно;
- проведение работ на 2 - 3 объектах компрессорных насосных станций ежегодно;
- реконструкция и капитальный ремонт на 2 - 3 объектах водозаборных сооружений ежегодно;
- перебуривание скважин на водозаборах;
- замена насосных агрегатов, электрооборудования.
Приоритетным направлением развития предприятия является модернизация блока ультрафиолетовой обработки на объектах очистных сооружений города производительностью 150 тыс. куб. метров в сутки и строительство нового блока ультрафиолетовой обработки.
Реализация мероприятий по реконструкции блока ультрафиолетовой обработки предусматривает: модернизацию действующих линий вторичных отстойников для снижения показателей загрязняющих веществ; замену устаревшего оборудования; эффективное использование объема очистных сооружений за счет установки фильтров с плавающей загрузкой внутри вторичных отстойников.
Реализация программ жилищного строительства и производственных программ предприятий в среднесрочном периоде предполагает положительную динамику по услугам водоснабжения и водоотведения. В 2024 году объем оказания услуг водоснабжения и водоотведения по крупным и средним организациям по консервативному и базовому вариантам прогноза составит 4,07 и 4,12 млрд. рублей соответственно, в сопоставимых ценах к уровню 2021 года - 102 и 103,2% соответственно. В среднесрочной перспективе цены на услуги по водоснабжению и водоотведению стабилизируются, их прирост по консервативному и базовому вариантам прогноза составит 12,6%.
В целом, развитие промышленного производства в среднесрочном периоде будет ориентировано на приоритеты, определенные в стратегии социально-экономического развития города на период до 2030 года. Положительный эффект ожидается и от реализации на территории города Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.03.2016 N 23-оз "О промышленной политике в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие промышленности и туризма" и муниципальных программ.
2. Транспорт, информатизация и связь.
Транспортировка и хранение.
По виду экономической деятельности "Транспортировка и хранение" в 2021 году объем оказанных услуг по крупным и средним организациям по оценке составит 89,7 млрд. рублей, индекс физического объема к уровню 2020 года - 96,7%. Цены на транспортные услуги, включая трубопроводный транспорт, возрастут на 4,1%. Основная доля в объеме оказанных услуг приходится на деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта.
В 2024 году объем по виду экономической деятельности "Транспортировка и хранение" по крупным и средним организациям по консервативному и базовому вариантам прогноза составит 104,1 и 106,3 млрд. рублей соответственно, индекс физического объема к уровню 2020 года - 103,1 и 105,3%. Цены на транспортные услуги, включая трубопроводный транспорт за среднесрочный период увеличатся на 12,6%.
Город Сургут является крупной воздушной гаванью. Аэропорт Сургута имени Фармана Салманова имеет статус международного, относится к "узловым" аэропортам регионального значения, занимает высокое место в рейтинге российских аэропортов.
Предприятие осуществляет целый комплекс работ, необходимых для обеспечения четкого и скоординированного взаимодействия авиакомпаний и аэропортовых служб. Инвестиционная политика предприятия направлена на реконструкцию и переоснащение аэропорта на базе передовых мировых технологий.
По итогам 2021 года по оценке общий пассажиропоток увеличится на 29,5% по сравнению с уровнем 2020 года до 1,7 млн. пассажиров, количество самолетовылетов - на 31% до 11,2 тыс. единиц. Значительный прирост объемов услуг определяется, в первую очередь, частичным снятием карантинных ограничений.
За среднесрочный период по базовому варианту прогноза количество обслуживаемых пассажиров увеличится на 21% до 2 млн. человек, количество самолетовылетов - на 3,3% до 11,5 тыс. единиц.
В целях улучшения качества оказываемых услуг открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" запланирована масштабная реконструкция железнодорожного вокзала Сургута. Пропускная способность вокзала после реконструкции увеличится до 1 400 человек, площадь - до 10,3 тыс. кв. метров.
По-прежнему, ввиду своей социальной направленности, остается востребованной и пользуется у населения спросом современная почтовая связь. В рамках оказания услуг почтовой связи предоставляются три основных сегмента услуг: почтовые переводы денежных средств, отправления с письменными сообщениями и отправления с товарными вложениями. На базе отделений почтовой связи функционируют окна "Почта Банка", которые востребованы для оплаты товаров, услуг, штрафов, получения денежных средств.
Деятельность в области информации и связи.
По виду экономической деятельности "Деятельность в области информации и связи" объем оказанных услуг по крупным и средним организациям в 2021 году по оценке составит 15,4 млрд. рублей, индекс физического объема к уровню 2020 года - 102,1%. В 2024 году по крупным и средним организациям по консервативному и базовому вариантам прогноза объем оказанных услуг достигнет 18,3 и 18,6 млрд. рублей соответственно, индекс физического объема к уровню 2021 года составит 101,7 и 103,6%. Цены на услуги связи за среднесрочный период возрастут на 16,8%.
Сфера информационных технологий и связи остается одной из наиболее динамично развивающихся.
Операторы сотовой связи предоставляют населению услуги сетей четвертого поколения, растет количество пользователей сетью "Интернет", развивается цифровое телевидение.
Реализация национального проекта "Цифровая экономика" создает условия для устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех домохозяйств и организаций, использования преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.
В 2021 году утвержден план реализации мероприятий ("дорожная карта") по цифровизации муниципального образования в соответствии с ведомственным проектом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации "Умный город".
Системы видеонаблюдения в сфере общественного порядка на территории города.
В настоящее время по линии общественной безопасности в городе Сургуте установлено 190 видеокамер системы видеонаблюдения аппаратно-программного комплекса (далее - АПК) "Безопасный город" (26 мест с массовым пребыванием людей, 18 остановочных павильонов).
В соответствии с требованиями антитеррористического законодательства системой видеонаблюдения необходимо дополнительно оборудовать следующие объекты:
1. Храм Святого Луки, расположенный на территории окружного травматологического центра.
2. Храм Святой мученицы Татьяны.
3. Строящийся Свято-Троицкий Собор на пересечении проспекта Мира и улицы Островского.
4. Храм Лазаря Четверодневного.
5. Парк "Нефтяник".
6. Парк "Новые ключи".
7. Парк "Кедровый лог".
8. Территории, прилегающие к Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Ханты-Мансийского автономного округу - Югре, вблизи исправительной колонии N 11 и вблизи лечебно-исправительного учреждения N 17.
9. Стационарный пост полиции "Площадь Советов".
10. Стационарный пост полиции "Парк за "Саймой".
11. Стационарный пост полиции "Кедровый лог".
12. Территории 7 ледовых городков.
13. Территория "Мемориал Славы".
14. Территория, прилегающая к торгово-развлекательному центру "Аура".
15. Территория, прилегающая к торгово-развлекательному центру "Сити Молл".
16. Территория, прилегающая к муниципальному автономному учреждению "Ледовый Дворец спорта".
17. Территория, прилегающая к торговому центру "Гера".
18. Территория, прилегающая со стороны дороги к жилому многоквартирному дому по проспекту Ленина, 62 и к магазину "Л'Этуаль" по проспекту Мира, 1.
19. Территория, прилегающая со стороны дороги к жилому многоквартирному дому на улице Иосифа Каролинского, 16 (магазины, офисы).
В 2021 году произведена установка и настройка оборудования для распознавания лиц системы видеонаблюдения АПК "Безопасный город", проведено тестирование аналитического программного обеспечения на базе данных лиц из сотрудников Управления Министерства внутренних дел России по городу Сургуту. Результат тестирования удовлетворительный. После предоставления Министерством внутренних дел России базы данных лиц для распознавания, в течение 5 рабочих дней будут проведены работы по ее загрузке в программное обеспечение и вводу данного комплекса в эксплуатацию.
После модернизации в 2021 году видеосервера и настройки программного обеспечения "Интеллект" (сервис видеоаналитики) для цифровых систем видеонаблюдения стал доступен сервис облачного хранения информации.
В рамках модернизации аналоговых систем видеонаблюдения в 2021 году ведутся работы по оборудованию объектов цифровой системой видеонаблюдения (с передачей видеопотока на хранение в облачную платформу) в 28 образовательных учреждениях/40 объектах. На 2022 год запланирована модернизация системы видеонаблюдения в 18 образовательных учреждениях/28 объектах. Ранее, в 2019 - 2020 годах, в рамках данной модернизации, произведен монтаж цифровых видеокамер в 30 образовательных учреждениях/41 объекте.
В соответствии с требованиями антитеррористического законодательства проводится модернизация систем охранного видеонаблюдения, установленных в отделениях муниципального автономного учреждения по работе с молодежью "Наше время", - выполнение работ по замене морально устаревших видеокамер и видеорегистраторов.
В соответствии с требованиями антитеррористического законодательства все спортивные объекты массового пребывания людей, независимо от установленной категории, оборудованы системой видеонаблюдения.
В рамках модернизации систем видеонаблюдения в 2021 году ведутся работы по оборудованию 10 спортивных объектов цифровой системой видеонаблюдения. На 2022 год запланирована модернизация систем видеонаблюдения 4 муниципальных объектов спорта с доступом к АПК "Безопасный город".
"Цифровой двойник".
В январе 2021 года в рамках проекта "Цифровой двойник" по заявке жителей города был модернизирован сервис для населения "Твой двор", позволяющий получить информацию о прилегающей территории к многоквартирным жилым домам, с функцией предоставления доступа к информации об объектах инженерной инфраструктуры (центральных тепловых пунктах, трансформаторных подстанциях).
Материалы аэрофотосъемки территории города выдаются гражданам для проведения кадастровых работ, а также по запросам Сургутского городского суда.
В 2021 году произведена интеграция комплексной автоматизированной системы земельно-имущественных отношений города с государственной информационной системой муниципальных и государственных платежей, что позволило осуществлять оплату арендной платы за пользование земельными участками по уникальным идентификационным номерам, в том числе и через Единый портал государственных услуг.
Создается 3-D геоинформационный портал Сургута, включающий трехмерную поверхность города с высокой детализацией городских объектов. Источником информации служит аэрофотосъемка территории города, выполняемая муниципальным казённым учреждением "Управление информационных технологий и связи города Сургута" в рамках проведения контрольных мероприятий на территории города, а также для картографического сервиса "Твой двор", базы данных "Цифрового двойника города Сургута" (муниципальной геоинформационной системы, информационной системы обеспечения градостроительной деятельности).
Интеллектуальная транспортная система.
Реализован пилотный проект по подключению оборудования интеллектуальной транспортной системы (далее - ИТС) к автоматизированной системе управления дорожным движением на перекрестке "Нефтеюганское шоссе - поворот на Белый Яр".
Выделена федеральная субсидия на выполнение работ по внедрению интеллектуальной транспортной системы на 2021 - 2023 годы. По результатам утверждения пилотного проекта подготовлено техническое задание и объявлен аукцион на выполнения работ по внедрению ИТС.
Места безопасного и комфортного ожидания городского транспорта.
В январе 2021 года подключена система удаленной диагностики электронных табло, установленных на остановочных пунктах, предоставлен доступ специалистам муниципального казенного учреждения "Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального хозяйства" для контроля за работоспособностью электронных табло.
В феврале 2021 года произведена модернизация приложения "Умный транспорт". Приложение работает для маломобильных групп населения даже при ограничениях связи.
В марте 2021 года доработана программное обеспечение теплых остановочных пунктов функцией диагностики их работоспособности. При возникновении проблем со связью ответственным лицам направляется уведомление по электронной почте.
Разработка, внедрение и сопровождение информационных систем.
Муниципальным казённым учреждением "Управление информационных технологий и связи города Сургута" разработано и введено в эксплуатацию "Мобильное приложение горожанина" - мобильное приложение для платформ Android и iOS.
В начале 2021 года в приложение добавлен новостной раздел для важных рассылок информационных сообщений Администрации города. В данном мобильном приложении реализована функция "Шагомер", предназначенная для подсчета пройденных шагов, как индивидуально пользователем, так и всеми пользователями суммарно. Цель реализации функции - привлечение граждан к здоровому образу жизни и вовлечение в решение вопросов комфортности городской среды.
В 2021 году приложение подключено к базе Центральной библиотечной системы для обмена информацией о читательских билетах, задолженностям книг и новостями. Запланировано развитие новостной части приложения.
Сервис отправки начислений в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП) по оплате за пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях предназначен для отправки информации о начислениях в ГИС ГМП, которая позволяет произвести оплату за пребывание детей в дошкольных образовательных учреждениях на едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ). Сервис регистрирует начисления в ГИС ГМП и формирует уведомления в личном кабинете ЕПГУ. В 2021 году запланирована модернизация системы в соответствии с новыми форматами.
В рамках реализации мероприятий по переводу документооборота в электронный вид в 2021 году осуществлен переход на систему электронного документооборота "Дело" в части работы с обращениями граждан. Планируется поэтапный переход на данную систему в части согласования проектов организационно-распорядительных документов.
В 2021 - 2022 годах планируется внедрение ведомственных информационных систем для автоматизации деятельности ряда структурных подразделений Администрации города.
В 2021 году проводится модернизация подсистемы "каникулярный отдых АИС МФЦ" по обработке и визуализации получаемых сведений "Предоставление из ЕГР ЗАГС сведений об актах гражданского состояния", данная система подключена к Федеральной государственной информационной системе Федеральный реестр инвалидов "Выписка сведений об инвалиде". Реализована подача заявлений в электронном виде на постановку в очередь.
Благодаря унификации и стандартизации применяемых документов в рамках автоматизированных систем бухгалтерского учета в образовательных учреждениях, учреждениях культуры, спорта достигаются задачи по повышению качества ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности, оптимизация затрат на программное обеспечение и сопровождение разрозненных программных продуктов.
3. Сельское хозяйство.
Производство сельскохозяйственной продукции в 2021 году составит по оценке 790 млн. рублей, в том числе 760 млн. рублей - продукции растениеводства, 30 млн. рублей - продукции животноводства, индекс физического объема к уровню 2020 года - 101,9%, индекс цен - 104,5%.
Основная доля производимой сельскохозяйственной продукции (около 99%) приходится на личные подсобные хозяйства населения города, на территории города насчитывается около 90 садоводческих и дачных некоммерческих объединений.
К концу среднесрочного периода объем продукции сельского хозяйства по базовому варианту прогноза достигнет 907 млн. рублей, что превысит в сопоставимых ценах уровень 2021 года на 3,7%.
В рамках муниципальной программы "Развитие агропромышленного комплекса в городе Сургуте на период до 2030 года" осуществляется реализация государственного полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства и деятельности по заготовке и переработке дикоросов (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами).
Отклонения значений показателей, характеризующих производство товаров и услуг, от значений показателей прогноза социально-экономического развития на 2021 год и на плановый период 2022 - 2023 годов объясняются корректировкой производственных программ предприятий, в том числе в условиях карантинных ограничений, корректировкой темпов роста объемов производства в соответствии с основными макроэкономическими параметрами развития Российской Федерации, а также корректировкой объемов бюджетных инвестиций, направленных на развитие материально-технической базы данных сфер деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.