город Калуга |
|
12 октября 2023 г. |
Дело N А09-4010/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2023 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Крыжскй Л.А., |
|||
судей |
Нарусова М.М., Силаевой Н.Л., |
|||
при участии в заседании: |
|
|||
от заявителя жалобы:
от иных участвующих в деле лиц: |
Щербенко Л.И. - представитель Управления имущественных отношений Брянской области, доверенность N 01-08 от 09.01.2023, копия диплома, служебное удостоверение;
Минаков В.С. - представитель общества с ограниченной ответственностью "Премиум проект", доверенность N 3 от 05.04.2023, копия диплома, паспорт; |
|||
|
|
|||
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления имущественных отношений Брянской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2023 по делу N А09-4010/2020,
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных отношений Брянской области (далее - истец, арендодатель, управление, УИО Брянской области), уточнив заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Премиум Проект" (далее - ответчик, арендатор, общество, ООО "Премиум Проект") об обязании ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения исполнить обязательства по строительству и передаче в государственную собственность Брянской области объектов инженерной инфраструктуры, перечисленных в проекте планировки территории по улице Флотской (пойма реки Десна) в Бежицком районе г. Брянска для комплексного освоения в целях жилищного строительства, утвержденном постановлением Брянской городской администрации от 22.07.2011 N 1820-п.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление Росреестра) и Управление по строительству и развитию территории города Брянска (далее - Управление по строительству и развитию).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 14.07.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд определением от 06.12.2021 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным законом для суда первой инстанции, и на основании статьи 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "ЭлТранс", Семиохина Романа Александровича и общество с ограниченной ответственностью "Инвестком" (далее - третьи лица, ООО "ЭлТранс", Семиохин Р.А., ООО "Инвестком" соответственно).
В ходе производства по делу в апелляционном суде истец неоднократно уточнял исковые требования, а также заявил об отказе от иска в части требования о передаче следующих объектов инженерной инфраструктуры:
- 1-ый этап строительства внеплощадочных инженерных сетей канализации для микрорайона по улице Флотской (пойма реки Десна), КНС поз. 20, кадастровый номер 32:28:0015301:622;
- 1-й этап строительства внеплощадочных инженерных сетей канализации для микрорайона по улице Флотской (пойма реки Десна), кадастровый номер 32:28:0000000:5423;
- 1-й этап строительства внеплощадочных инженерных сетей водоснабжения для микрорайона по улице Флотской (пойма реки Десна), кадастровый номер 32:00:0000000:259;
- газопровод высокого давления до жилого микрорайона по улице Флотской, кадастровый номер 32:28:0000000:5388.
В уточненном иске истец заявил требование об обязании ответчика в течение шести месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу исполнить обязательства по передаче в государственную собственность Брянской области перечисленных в проекте планировки территории для комплексного освоения в целях жилищного строительства по улице Флотской (пойма реки Десна) в Бежицком районе г. Брянска, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 22.07.2011 N 1820-п, следующих объектов инженерной инфраструктуры:
- здания котельной 29 МВт, кадастровый номер 32:28:0015301:1870;
- бака-аккумулятора 400 куб.м (2 шт.), кадастровый номер 32:28:0015301:1869;
- здания РП-1, кадастровый номер 32:28:0015301:593;
- внешнего электроснабжения жилого комплекса (1-ый квартал, 1-ая очередь, 1-этап), кадастровый номер 32:28:0000000:5424;
- внешнего электроснабжения жилого комплекса (1-ый квартал, 1-ая очередь, 2-ой этап строительства), кадастровый номер 32:28:0000000:5452;
- ТП 1-2 в составе внешнего электроснабжения жилого комплекса (1-ый квартал, 1-ая очередь, 4-этап), кадастровый номер 32:28:0015301:1424;
- кабельной линии от РП-1 до ТП 1-1 в комплексе внешнего электроснабжения жилого комплекса (1 квартал, 1-ая очередь, 3 - этап), кадастровый номер 32:28:0015301:1423;
- кабельной линии от РП-1 до ТП 1-2 в составе внешнего электроснабжения жилого комплекса (1 квартал, 1-ая очередь, 3 - этап), кадастровый номер 32:28:0015301:1425;
- ТП 1-1, кадастровый номер 32:28:0015301:1422,
а также в тот же срок исполнить обязательства по строительству и передаче в течение последующих шести месяцев в государственную собственность Брянской области объектов инженерной инфраструктуры:
- сетей электроснабжения 10 кВ;
- двух зданий котельных (900 кВт);
- артскважины (540 кВт);
- водопроводной насосной станции (1000 кВт);
- очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков (700 кВт);
- очистных сооружений (ливневка) (50 кВт);
- ИТП (195 кВт);
- двадцати двух закрытых трансформаторных подстанций (ЗТП) с двумя трансформаторами мощностью по 1000 кВ каждый и четыре распределительных пункта (РП);
- внутриплощадных сетей 0,4 кВ;
- артезианских скважин (насосные станции I подъема) производительностью 2 400 куб.м/сут., в том числе насосной станции I подъема производительностью 65 куб.м/сут., входящей в состав водозаборного сооружения жилого микрорайона по улице Флотской в Бежицком районе г. Брянска (разрешение на строительство N 32-301-2731-2015 от 03.07.2015);
- резервуаров запаса чистой воды объемом по 2 000 куб.м (2 шт.);
- насосной станции II подъема производительностью 9 388 куб.м/сут., насосной станции II подъема производительностью 42-656 куб.м/сут., входящей в состав водозаборного сооружения жилого микрорайона по улице Флотской в Бежицком районе г. Брянска (разрешение на строительство N 32-301-2731-2015 от 03.07.2015);
- станции обеззараживания воды бактерицидными установками;
- внутриплощадного газопровода;
- газопровода к проектируемым котельным и ГРП;
- ГРП для снижения давления к жилому сектору и объектам соцкульбыта.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2023 решение суда области отменено, принят новый судебный акт. Принят отказ от части заявленных управлением требований, производство по делу в данной части прекращено. В удовлетворении остальной части исковых требований Управлению имущественных отношений Брянской области отказано.
Не согласившись с апелляционным постановлением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права, Управление имущественных отношений Брянской области (далее - заявитель, кассатор) обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по делу в данной части новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции при разрешении спора необоснованно не принято во внимание, что первоначальный договор аренды и договоры, заключенные с обществом впоследствии, не содержат указания о прекращении обязательства арендатора по реализации комплексного освоения в связи с истечением срока действия договора, иное противоречило бы природе договора, имеющего целью комплексное освоение земельных участков; перечень объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих строительству и передаче в государственную собственность, установлен проектом планировки территории уже после проведения аукциона и заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства; действующее на момент заключения договора аренды законодательство не позволяло определить в аукционной документации и заключенном по результатам аукциона договоре аренды конкретный перечень подлежащих строительству и передаче объектов; действия общества по передаче части спорных объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность является признанием и исполнением ответчиком обязательств, установленных пунктом 5.4.11 договора аренды комплексного освоения земельных участков, что свидетельствует о неистечении срока исковой давности. Обращает внимание, что апелляционным судом при разрешении спора не учтена позиция Верховного Суда РФ, высказанная в Определении от 26.10.2021 N 310-ЭС21-7791; не дана оценка поведению общества, которое не представляло суду необходимую информацию о предполагаемых к строительству объектах инженерной инфраструктуры, располагая ею.
Судебное заседание в суде округа откладывалось для представления сторонами дополнительного правового обоснования процессуальных позиций.
Определением суда округа от 05.10.2023 произведена замена судьи в судебном составе в соответствии с положениями статьи 18 АПК РФ.
В итоговом судебном заседании суда округа представитель управления поддержала доводы кассационной жалобы, просит ее удовлетворить.
Представитель общества полагает апелляционное постановление по делу законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы по мотивам, изложенным в письменном отзыве на жалобу.
Иные участвующие в деле лица явку своих полномочных представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Арбитражный кассационный суд в соответствии с положениями статьи 284 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части, исходя из следующего.
Судами двух инстанций установлено, что в соответствии с решением Брянской областной земельной комиссии, оформленным протоколом от 27.07.2010, Управлением имущественных отношений Брянской области издан приказ от 30.07.2010 N 2073 о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства, расположенных по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, улица Флотская, пойма реки Десна, в том числе земельного участка площадью 885 331 кв.м (кадастровый номер 32:28:015301:8) и земельного участка площадью 600 004 кв.м (кадастровый номер 32:28:015301:6), с установлением условий максимального срока подготовки проектов планировки и межевания территории в течение 6 месяцев с даты заключения договора аренды; максимального срока выполнения работ по благоустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры - 2 года со дня утверждения проекта планировки территории; максимального срока осуществления жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков - 7 лет после инженерной подготовки территории.
В соответствии с протоколом N 68А/10 от 27.09.2010 аукцион признан не состоявшимся и заключить договор аренды предложено единственному участнику аукциона - ООО "Премиум Проект".
На основании протокола N 68А/10 от 27.09.2010 о результатах аукциона между управлением (арендодатель) и ООО "Премиум Проект" (арендатор) 27.09.2010 заключен договор N 2258 находящихся в областной собственности земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства (далее - договор аренды N 2258), в соответствии с которым арендатор принимает в аренду находящиеся в собственности Брянской области земельные участки с кадастровыми номерами 32:28:015301:8 и 32:28:015301:6 для их комплексного освоения в целях жилищного строительства. В соответствии с пунктом 2.3 договора началом комплексного освоения земельных участков является дата подписания акта приемки-передачи данных участков, а в соответствии с пунктом 2.4.3 договора срок выполнения работ по благоустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончанию строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, составляет 2 года со дня утверждения проекта планировки территории.
В соответствии с пунктом 3.1 договора срок аренды земельных участков, с учетом иных обязательств арендатора, связанных с осуществлением жилищного и иного строительства, установлен с 27.09.2010 по 27.03.2020.
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 13.04.2011 N 755 в соответствии с заявлением ООО "Премиум Проект" путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 32:28:015301:6 образовано 10 земельных участков, а путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 32:28:015301:8 образовано 12 земельных участков. Как установлено судебными актами по делу N А09-12501/2019, сформированные земельные участки переданы арендатору на тех же условиях, которые были установлены аукционной документацией и договором аренды N 2258.
Постановлением Брянской городской администрации от 22.07.2011 N 1820-п утвержден проект планировки территории по улице Флотской (пойма реки Десна) в Бежицком районе города Брянска для комплексного освоения в целях жилищного строительства (далее - Проект ПТ), содержащий общее описание объектов инженерного обеспечения (системы электроснабжения, внутриплощадные сети, наружное электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, канализация, теплоснабжение, газоснабжение).
Между ООО "Премиум Проект" (продавец) и Семиохиным Р.А. (покупатель) 16.12.2016 и 03.04.2017 заключены договоры купли-продажи, в соответствии с которыми последний приобрел и принял от общества по актам передачи следующие объекты:
- здание котельной 29 МВт (кадастровый номер 32:28:0015301:1870) с баком-аккумулятором 400 куб.м (2 шт.) (кадастровый номер 32:28:0015301:1869);
- внешнее электроснабжение жилого комплекса (1-ый квартал, 1-ая очередь, 1-ый этап строительства) (кадастровый номер 32:28:0000000:5424);
- внешнее электроснабжение жилого комплекса (1-ый квартал, 1-ая очередь, 2-ой этап строительства) (кадастровый номер 32:28:0000000:5452);
- кабельная линия от РП-1 до ТП 1-1 в составе внешнего электроснабжения жилого комплекса (1-ый квартал, 1-ая очередь, 3-ий этап) (кадастровый номер 32:28:0015301:1423);
- кабельная линия в РП-1 до ТП 102 в составе внешнего электроснабжения жилого комплекса (1-ый квартал, 1-ая очередь, 4-ый этап) (кадастровый номер 32:28:0015301:1425);
- ТП 1-1 (кадастровый номер 32:28:0015301:1422);
- РП-1 (кадастровый номер 32:28:0015301:593).
В последующем Семиохин Р.А. объекты с кадастровыми номерами 32:28:0000000:5424, 32:28:0000000:5452, 32:28:0015301:1423, 32:28:0015301:1425, 32:28:0015301:1422 и 32:28:0015301:593 на основании договора купли-продажи от 06.12.2017 продал ООО "Инвестком", у которого данные объекты недвижимости в последующем приобретены по договору купли-продажи N 02/19 от 02.08.2019 ООО "ЭлТранс".
Судом также установлено, что в ходе исполнения договора аренды N 2258 ответчик письмом от 31.08.2018 исх. N 644 обратился в Брянскую городскую администрацию с предложением принять в муниципальную собственность сети водопровода (протяженность 2 233 м), канализации (протяженность 3 513,4 м), газопровода высокого давления (протяженность 1 434 м) и КНС объемом 72 куб.м, построенные и введенные в эксплуатацию в микрорайоне по улице Флотской, однако письмом от 27.09.2018 N 1/25-10398 администрация сообщила, что к рассмотрению вопроса о приеме в муниципальную собственность водопровода (протяженность 2 233 м), канализации (протяженность 3 513,4 м) и КНС объемом 72 куб.м возможно вернуться после проведения комиссионного обследования инженерных коммуникаций, а в отношении передачи газопровода высокого давления (протяженность 1 434 м) рекомендовала ответчику обратиться в АО "Газпром газораспределение Брянск" ввиду отсутствия в городе муниципального предприятия, осуществляющего эксплуатацию объектов газоснабжения.
После повторного обращения истца письмом от 10.09.2018 исх. N 686 в АО "Газпром газораспределение Брянск" с просьбой принять на баланс газораспределительной компании сети газоснабжения адресат указал, что рассмотрение данного вопроса будет произведено после выполнения всех требований технических условий N 412 от 11.06.2013.
В связи с непередачей обществом в государственную или муниципальную собственность объектов инженерной инфраструктуры истец направил ответчику претензию от 04.09.2019 исх. N 12-9712 с указанием на отсутствие информации о построенных и введенных в эксплуатацию объектах, подлежащих передаче в соответствии с Проектом ПТ, и требованием уплатить неустойку за нарушение обязательств по комплексному освоению земельных участков и исполнить обязательство, предусмотренное пунктом 2.4.3 договора аренды.
В ответ на данную претензию письмом от 27.09.2019 ответчик сообщил, что договор аренды содержит существенные противоречия, не позволяющие определить в государственную или муниципальную собственность подлежат передаче объекты инженерной инфраструктуры, а также не представляется возможным определить перечень данных объектов и механизм их передачи, поскольку данные условия сторонами не согласованы.
Письмом от 03.10.2019 Управление по строительству и развитию территории города Брянска сообщило истцу перечень подлежащих строительству объектов в соответствии с Проектом ПТ.
Истец письмом от 09.10.2019 исх. N 32-11169 предложил ответчику предоставить информацию об объектах, которые построены, введены в эксплуатацию и права на которые зарегистрированы в установленном порядке, а также сообщить сроки передачи данных объектов в государственную или муниципальную собственность.
Письмом от 18.10.2019 исх. N 625 общество сообщило управлению информацию о 12 построенных объектах инженерной инфраструктуры, право собственности на которые зарегистрировано, а также сообщило, что выражает готовность передать в государственную или муниципальную собственность 1-ый этап строительства внеплощадочных инженерных сетей канализации для микрорайона по улице Флотской (пойма реки Десна), КНС поз. 20, а также газопровод высокого давления до жилого микрорайона по улице Флотской.
Истец 22.11.2019 направил ответчику претензию от 21.11.2019 N 12-13436 с требованием предоставить документы для передачи введенных в эксплуатацию объектов и сообщить о сроках завершения строительства и ввода в эксплуатацию всех предусмотренных Проектом ПТ объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих передаче в государственную или муниципальную собственность, полученную адресатом 05.12.2019 и оставленную без удовлетворения, после чего управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Таким образом, управление в обоснование иска ссылается на неисполнение обществом условий договора аренды N 2258 по строительству и передаче в государственную собственность Брянской области объектов инженерной инфраструктуры и злоупотребление обществом правом при распоряжении построенными объектами.
Общество не согласно с иском; указывает, что в договоре аренды или ином соглашении отсутствует согласованный перечень объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих строительству и передаче; утвержденный Проект ПТ в соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусматривает указания индивидуальных, инженерно-технических и эксплуатационных характеристик объектов, планируемых к строительству, что исключает удовлетворение иска о возложении на общество обязанности выполнить строительство объектов по указанным истцом наименованиям; сам истец спустя год нахождения спора в арбитражном суде смог сформулировать перечень объектов, требование о передаче которых заявил; не существует регламентированного механизма и условий передачи таких объектов; не определены органы управления муниципального или регионального уровня, полномочные на принятие данного имущества; попытки передать имущество свелись к отказу органа местного самоуправления и специализированных организаций от предложения принять построенные объекты инженерной инфраструктуры. При этом, 27.03.2020 срок действия аренды прекратился, что исключает возможность строительства объектов в соответствии с перечнем, указанным истцом; часть требуемых к передаче объектов находятся в собственности Семиохина Р.А. и ООО "ЭлТранс"; права указанных лиц на владение данным имуществом не оспорены. Обращает внимание на пропуск истцом срока исковой давности.
Судом на основании отзыва ООО "ЭлТранс" также установлено, что данное лицо в соответствии с приказом Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 02.06.2016 N 15/1-р является территориальной сетевой организацией (регистрационный номер 1.2.06.16.43), которой на праве собственности в соответствии с договором купли-продажи N 02/19 от 02.08.2019 принадлежат объекты электросетевого хозяйства с кадастровыми номерами 32:28:0000000:5424, 32:28:0000000:5452, 32:28:0015301:593, 32:28:0015301:1422, 32:28:0015301:1423, 32:28:0015301:1424, 32:28:0015301:1425, сведения о которых в установленном законом порядке внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и право собственности на которые на оспорено. ООО "ЭлТранс" пояснило, что самостоятельно произвело значительные капиталовложения в указанные объекты, которые являются неотъемлемой частью общей сети электроснабжения ООО "ЭлТранс" и смежных сетевых организаций.
По мнению суда округа, суд апелляционной инстанции, разрешая спор, руководствуясь положениями статей 30.2, 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), статьями 42, 46.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий" (далее - Закон N 494-ФЗ), обоснованно исходил из следующего.
Особенности проведения аукциона на право заключения указанного договора аренды предусматривались статьей 38.2 ЗК РФ, а особенности предоставления земельных участков для таких целей - статьей 30.2 ЗК РФ, введенными в действие Законом N 191-ФЗ и действовавшими до 01.03.2015.
В рассматриваемом случае после введения Законом N 171-ФЗ в действие статьи 46.4 ГрК РФ, предусматривающей требования к договору комплексного освоения территории, истцом и ответчиком такой договор заключен не был, их правоотношения регулировались на ранее согласованных условиях. Застройщику не предлагалось на каком-либо этапе освоения территории заключить соглашение в целях конкретизации подлежащих возведению и передаче объектов инженерной инфраструктуры.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.11.2021 N 310-ЭС21-7791, с учетом предусмотренных земельным и градостроительным законодательством особенностей предоставления земельного участка его комплексного освоения в целях жилищного строительства перечень объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих строительству и передаче в государственную собственность, может устанавливаться проектом планировки территории после проведения аукциона и заключения договора аренды земельного участка, так как определить в аукционной документации и заключенном по результатам аукциона договоре аренды конкретный перечень таких объектов может не представляться возможным.
В целях полного и всестороннего установления имеющих существенное значение для правильного разрешения спора обстоятельств судом апелляционной инстанции приняты меры по истребованию от сторон спора и исследованию аукционной и проектной документации и документации об освоении объектов инженерной инфраструктуры; вынесен на обсуждение сторон вопрос о назначении по делу судебной экспертизы для определения инженерно-технических и эксплуатационных характеристик зданий и сооружений, требования о строительстве которых силами ответчика является предметом спора, а также определении условий их технологического присоединения к соответствующим магистральным коммуникациям.
В результате указанных мероприятий судом констатирована недостаточность информации для индивидуализации инженерно-технических и эксплуатационных характеристик объектов, подлежащих возведению, применительно к требованию управления об обязании ответчика произвести строительство объектов инженерной инфраструктуры.
Судом также установлено, что договор аренды N 2258 не содержит перечня, либо указания на отдельные объекты инженерной инфраструктуры, подлежащие передаче в государственную собственность Брянской области, как и каких-либо инженерно-строительных, эксплуатационных или иных характеристик, которым они должны соответствовать. Указанное обстоятельство не оспаривается истцом по делу.
От проведения судебной экспертизы управление отказалось, полагая, что спор может быть разрешен без назначения экспертизы с указанием в резолютивной части итогового судебного акта содержания просительной части уточненного искового заявления, допуская исполнимость сформулированных таким образом требований.
Суд апелляционной инстанции установил, что срок разрешения на строительство от 03.07.2015 N 32-301-2731-2015, выданного ответчику управлением по строительству и развитию территории города Брянска, истек 23.03.2020.
Учитывая изложенные обстоятельства, апелляционная коллегия исходила из того, что отсутствие подтвержденных надлежащими и актуальными документами технических сведений, достаточных для принятия судебного акта о возложении на ответчика обязанности произвести строительство указанных истцом объектов инженерной инфраструктуры на конкретной территории, их локализации и конфигурации на соответствующем земельном участке, равно как и самой возможности осуществления такого строительства силами и средствами ООО "Премиум Проект" создает недопустимую в силу статьи 16 АПК РФ ситуацию неисполнимости судебного акта.
У суда округа отсутствуют правовые основания не согласиться с данным выводом апелляционного суда, поскольку содержащееся в Проекте ПТ общее описание подлежащих строительству и передаче объектов не может признаваться достаточным для целей их принудительного строительства ответчиком в порядке исполнения судебного акта в условиях истекшего срока разрешения на строительство и срока договора аренды. В связи с изложенным, исковые требования в указанной части правомерно признаны необоснованными судом апелляционной инстанции с указанием на наличие у управления права заявить требование о взыскании с ответчика убытков, связанных с неисполнением условий, на которых земельные участки были предоставлены для освоения территории и строительства соответствующих объектов.
Более того, ответчиком заявлено о применении судом срока исковой давности к требованию об обязании построить силами общества и передать в государственную собственность Брянской области объекты инженерной инфраструктуры.
По мнению окружной коллегии, признавая обоснованным заявление ответчика о пропуске срока исковой давности, суд второй инстанции обоснованно исходил из того, что не получив по состоянию на 22.07.2013 от ответчика в порядке, предусмотренном пунктами 5.4.14 и 5.4.18 договора аренды N 2258 информации о завершении строительства объектов инженерной инфраструктуры, предусмотренных проектом планировки, истец знал о несоблюдении арендатором условий договора, однако в течение последующих 3-х лет не обратился за судебной защитой своих нарушенных прав как арендодателя и не требовал в судебном порядке обязать общество произвести строительство указанных объектов.
При этом, по мнению коллегии, апелляционный суд верно принял во внимание, что общество обязалось выполнить работы по строительству объектов инженерной инфраструктуры в срок 2 лет со дня утверждения Проекта ПТ и передаче эти объектов по окончании строительства, то есть не позднее 22.07.2013; данная дата в качестве таковой была определена судебными актами по делу N А09-12501/2019 (что не оспаривалось управлением, которое отозвало по собственной инициативе кассационную жалобу, а следовательно согласилось с данным выводом), однако в настоящем деле избрало иную правовую позицию, что свидетельствует о непоследовательности процессуального поведения истца; в силу условий договора аренды N 2258 арендодатель был вправе контролировать сроки исполнения договора и принимать соответствующие меры, вплоть до расторжения договора, затребовать необходимую информацию, требовать уплаты неустойки; только 03.06.2020 управление уведомило общество о расторжении договоров аренды выделенных земельных участков ввиду нарушения пункта 2.4 договоров вследствие неисполнения обязательств по комплексному освоению территории, а 09.06.2020 обратилось в регистрирующий орган с целью внесения записи о погашении обременения в виде аренды спорных участков и такие регистрационные действия по заявлениям управления совершены.
Суд округа принимает во внимание, что апелляционным судом приняты исчерпывающие меры примирения сторон в ходе разрешения спора, в результате которых были созданы правовые условия для реализации волеизъявления ответчика передать истцу сохранившиеся в собственности ООО "Премиум Проект" объекты инженерной инфраструктуры (кадастровые номера 32:28:0015301:622, 32:28:0000000:5423, 32:00:0000000:259 и 32:28:0000000:5388), однако реализация последним данной инициативы проявила не только отсутствие согласованного сторонами в договоре и (или) аукционной документации механизма передачи объектов инженерной инфраструктуры, но и абсолютное уклонение истца от принятия данных объектов в рамках обязательственных правоотношений спорящих сторон. При полном содействии арбитражного суда сторонам в урегулировании спора органом местного самоуправления издано постановление от 29.11.2022 N 4450-п и с ответчиком заключен договор N 3/2022 от 26.12.2022, по которому ООО "Премиум Проект" (даритель) безвозмездно передал в собственность муниципального образования "Городской округ "город Брянск" (одаряемый) объекты с кадастровыми номерами 32:28:0015301:622, 32:28:0000000:5423, 32:00:0000000:259 и 32:28:0000000:5388.
Фактические обстоятельства, возникшие в ходе передачи обществом при содействии суда спорных объектов истцу, суд не смог расценить в качестве добровольного удовлетворения обществом в пользу управления исковых требований, рассматриваемых в рамках настоящего спора, связанных исполнением ответчиком обязательств, предусмотренных в договоре аренды и аукционной документации, определяющей условия предоставления земельных участков для жилищного строительства, поскольку истец по сути в нарушение пункта 5.2.5 договора уклонился от принятия объектов с кадастровыми номерами 32:28:0015301:622, 32:28:0000000:5423, 32:00:0000000:259 и 32:28:0000000:5388 в соответствии с указанным соглашением сторон, а требовал передачи их в качестве дара, тогда как правовая природа договора дарения предполагает не подверженное принуждению волеизъявление дарителя передать имущество без ожидания какого-либо встречного предоставления со стороны одаряемого.
Отказывая в удовлетворении иска в части обязания ООО "Премиум Проект" передать в государственную собственность Брянской области объекты инженерной инфраструктуры с кадастровыми номерами 32:28:0015301:1870, 32:28:0015301:1869, 32:28:0015301:593, 32:28:0000000:5424, 32:28:0000000:5452, 32:28:0015301:1424, 32:28:0015301:1423, 32:28:0015301:1425 и 32:28:0015301:1422, суд апелляционной инстанции исходил из того, указанное имущество ответчиком последовательно продано на основании договоров купли-продажи от 16.12.2016 и 03.04.2017 Семиохину Р.А., а затем часть данного имущества последний продал по договору купли-продажи от 06.12.2017 ООО "Инвестком", которое в свою очередь произвело их отчуждение по договору купли-продажи N 02/19 от 02.08.2019 ООО "ЭлТранс"; право собственности данных лиц на указанные объекты в установленном законом порядке зарегистрировано в ЕГРН; возмездные сделки по отчуждению указанного имущества данным лицам не оспаривались; условия договора аренды N 2258 не содержат запрета на продажу построенных ответчиком объектов инженерной инфраструктуры, а пунктом 5.4.24 этого договора прямо предусмотрено право арендатора передать строения или его части, расположенные на арендуемых земельных участках, другому лицу или использовать данное имущество в качестве вклада в уставный капитал создаваемого юридического лица; предусмотренная данным пунктом обязанность проинформировать о такой сделке арендодателя в течение последующих 30 дней со дня ее совершения не позволяет квалифицировать данное ограничение в качестве запрета, дающего основание для признания договоров купли-продажи, заключенных между ООО "Премиум Проект" и Семиохиным Р.А., а равно последующих сделок со спорным имуществом, ничтожными в соответствии с пунктом 2 статьи 168 и статьей 174.1 ГК РФ; требования об оспоримости сделок не заявлено; по предложению суда управление не воспользовалось правом изменения исковых требований, полагая, что суд самостоятельно обязан переформулировать исковые требования таким образом, чтобы обеспечить их удовлетворение; виндикационные требования к Семиохину Р.А. и ООО "ЭлТранс" выходят за рамки допустимых полномочий арбитражного суда и его компетенции по рассмотрению споров с участием граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя; вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 26.03.2018 по делу N А09-17225/2017 ООО "Премиум Проект" отказано в истребовании указанного имущества из чужого незаконного владения Семиохина Р.А. с выводом об отсутствии каких-либо обстоятельств, позволяющих считать сделки купли-продажи спорного имущества ничтожными на основании пункта 2 статьи 168 ГК РФ; согласно представленной в материалы дела документации спорные объекты инженерной инфраструктуры введены в эксплуатацию в 2014-2016 годах, а следовательно по требованию о их передаче к моменту подачи искового заявления 18.05.2020 истек предусмотренный статьей 196 ГК РФ срок исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком.
У суда округа отсутствуют правовые основания не согласиться с данными выводами суда второй инстанции, в связи с чем доводы истца о ничтожности сделок по отчуждению обществом данных объектов, и последующих возмездных сделок, совершенных с участием ООО "Инвестком" и ООО "ЭлТранс", а также о прерывании срока исковой давности обоснованно отклонены. В связи с чем в удовлетворении иска в части требования о возложении на ответчика обязанности передать построенные объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в собственности других лиц, отказано обоснованно.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию управления в судах первой и апелляционной инстанций и по сути сводятся к несогласию с данной судом оценкой фактическим обстоятельствам дела; указанным доводам судом апелляционной инстанции дана исчерпывающая правовая оценка.
Выводы арбитражного суда апелляционной инстанции основаны на имеющихся в деле доказательствах; нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом при вынесении судебного акта в обжалуемой части и влекущих его отмену, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2023 по делу N А09-4010/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Л.А. Крыжскя
Судьи |
М.М. Нарусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12 октября 2023 г. N Ф10-3750/23 по делу N А09-4010/2020