Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 10 августа 2021 г. N 33390-АЛ/09
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 29 июля 2021 г. N П11-52250 рассмотрело депутатский запрос от 27 июля 2021 г. N МАИ-4/355 по вопросам выделения из резервного фонда Правительства Российской Федерации средств для компенсации удорожания проектов, реализуемых в Свердловской области в рамках государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", а также установления порядка и условий обоснования изменения цены контракта, связанного с ростом цен на строительные ресурсы и в рамках компетенции сообщает.
В настоящее время при исполнении контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - строительство) возникли проблемы, связанные с ростом цен на строительные ресурсы, которые являются ценообразующими ресурсами и оказывают существенное влияние на конечную стоимость строительства объекта капитального строительства.
Согласно положениям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При этом в Законе N 44-ФЗ содержится комплекс мер, позволяющих изменять условия заключенных контрактов на выполнение строительных работ.
В совместном письме Минфина России, Минстроя России и ФАС России от 10 июня 2021 г. N 24-06-06/45785, 24044-АЛ/09, ПИ/47490/21 изложен порядок действий при изменении цены и срока исполнения государственного контракта в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, в случае возникновения необходимости изменения существенных условий исполнения контракта, в том числе цены контракта, такие изменения могут быть осуществлены в исключительных случаях на основании решения Правительства Российской Федерации, принятого в соответствии с частью 1 статьи 111 Закона N 44-ФЗ.
По информации Минэкономразвития России в соответствии с посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. поручено обеспечить предоставление субъектам Российской Федерации до конца 2023 года инфраструктурных бюджетных кредитов в объеме не менее 500 млрд. рублей на осуществление расходов инвестиционного характера, включая строительство (реконструкцию) объектов транспортной, инженерной, коммунальной, социальной, туристской инфраструктур, инвестиции в общественный транспорт (далее - инфраструктурные проекты).
Указанные средства должны быть направлены на инфраструктурные проекты в регионах, которые будут отобраны в установленном порядке с учетом соблюдения критериев и требований по эффективности на горизонте 15 лет, в том числе с учетом косвенных эффектов. При этом средства инфраструктурного кредита являются возвратными и предоставляются субъекту Российской Федерации под 3 процента годовых. Вместе с тем, механизм инфраструктурного бюджетного кредита не предусматривает цели компенсации за его счет затрат юридическим лицам, вызванных резким удорожанием строительных материалов.
В настоящее время прорабатываются иные механизмы сдерживания роста цен на внутреннем рынке, например, за счет введения вывозных таможенных пошлин.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2021 г. N 977 установлена ставка вывозной таможенной пошлины на отходы и лом черных металлов в размере 5%, но не менее 70 евро за 1000 кг сроком на 6 месяцев (вступило в силу 26 июля 2021 года).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 988 "О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе" с 1 августа по 31 декабря 2021 года вводятся вывозные пошлины на черные и цветные металлы.
Кроме того, до конца срока действия пошлин планируется разработать постоянно действующий механизм по стабилизации цен на металлы и металлопродукцию.
Вместе с тем следует отметить, что в целях поддержки подрядных организаций в 2021 году предоставляются субсидии из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке (постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2438).
В рамках исполнения указания Президента Российской Федерации от 7 июля 2021 г. N Пр-1182, которым поддержаны предложения о выделении средств федерального бюджета в целях компенсации затрат по заключенным контрактам в связи с удорожанием стоимости материалов и работ по отдельным решениям Председателя Правительства Российской Федерации, и в соответствии поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 24 июля 2021 г. N ММ-П49-9977 подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект постановления).
Проект постановления внесен в Правительство Российской Федерации письмом Минстроя России от 28 июля 2021 г. N 31414-ИФ/09.
Проект постановления подготовлен с целью установления возможности вносить изменения в контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд (далее - контракт) в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы.
Проектом постановления предусматривается, что изменение заказчиками (согласно перечню, установленному данным проектом постановления) существенных условий контракта, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, допускается только при совокупности следующих условий:
в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, на срок исполнения контракта и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов цены контракта;
предусмотренные проектной документацией соответствующего объекта капитального строительства (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ) физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются;
размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 млн. рублей - по результатам повторной государственной экспертизы, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 47(14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - постановление N 145);
изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение;
контракт заключен до 1 июля 2021 г. и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.
При необходимости изменения (увеличения) цены контракта в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении контракта, до размера, превышающего стоимость объекта капитального строительства, указанную в акте (решении) об осуществлении капитальных вложений, такое изменение (увеличение) осуществляется после принятия решения Правительства Российской Федерации об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации (в случае использования таких ассигнований) в соответствии с Положением об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 1846.
При этом устанавливается, что в случае изменения (увеличения) цены контракта в размере, превышающем стоимость объекта капитального строительства, указанную в акте (решении) об осуществлении капитальных вложений, не требуется:
внесение изменения в акт (решение) об осуществлении капитальных вложений;
проведение проверки инвестиционного проекта на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, а также уточнение расчета интегральной оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения.
Кроме того, предлагается внести изменения в ряд нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, в том числе в Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145, установив возможность направления сметной документации для повторного проведения государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости в случае внесения изменений в проектную документацию в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, используемые при исполнении контракта, цена которого составляет 100 млн. рублей и более, заключенного до 1 июля 2021 г., в отношении объектов, указанных в пункте 2 постановления N 145, в случае принятия Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией решения в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в части изменения (увеличения) цены государственного контракта.
Данные изменения в совокупности обеспечивают упрощенный порядок доведения лимитов бюджетных обязательств без изменения решений об осуществлении капитальных вложений в целях изменения (увеличения) цены контракта.
Вместе с тем, в проекте постановления предлагается рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, местным администрациям принять меры, обеспечивающие возможность изменения (увеличения) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно, в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с учетом положений настоящего проекта постановления.
Приказом Минстроя России от 21 июля 2021 г. N 500/пр (далее - Приказ N 500/пр) внесены изменения в Приказ Минстроя России от 23 декабря 2020 г. N 841/пр "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства" в целях установления порядка обоснования изменения сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, связанного с ростом цен на строительные ресурсы, для контрактов, цена которых не превышает 30 млн. рублей, для контрактов, цена которых составляет от 30 млн. рублей до 100 млн. рублей, и для контрактов, цена которых составляет или превышает 100 млн. рублей.
Приказ N 500/пр направлен на государственную регистрацию в Минюст России.
А.Н. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 10 августа 2021 г. N 33390-АЛ/09
Текст письма опубликован не был